Е.В. Кучеров
ДУХОВНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА:
СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Современный этап развития российского общества и Вооруженных Сил характеризуется сложностью и неоднозначностью протекания социальных процессов, некоторой непоследовательностью осуществления преобразований в военной сфере, дальнейшим снижением престижности военной службы, отсутствием надежного механизма социальной защиты офицерского состава и членов их семей. Это накладывает свой отпечаток на духовный мир российского офицера, заметно ухудшает его морально-психологическое состояние, снижает военно-профессиональную мотивацию к добросовестному выполнению обязанностей воинской службы, генерирует целый ряд противоречий различного уровня и характера.
Духовный облик современной военной организации российского государства сегодня и в предстоящие годы во многом связывается с формированием и укреплением позитивных основ состояния духовного мира офицерского состава, их общей и военной культуры, выучки, собранности, дисциплины, верности своему воинскому долгу. Новой военной организации российского государства нужен, прежде всего, сознательный офицер, подготовленный к современной войне и готовый выступить на защиту своей Родины с глубоким знанием военного дела.
Одним из важнейших условий победы практически во всех вооруженных конфликтах конца XX - начала XXI века стал подрыв морального духа войск и стимулирование брожений в офицерском корпусе1. Еще более существенную роль стало играть соотношение уровней морально-психологической устойчивости сторон и в особенности офицерского состава. Ставится вполне конкретная задача воздействовать на сознание и мировоззрение военнослужащих противоборствующей стороны таким образом, чтобы по возможности нейтрализовать их, «обеспечив тем самым утрату воли и способности к сопротивлению, принуждение к миру на навязываемых ей условиях»2. Духовный фактор - это своеобразный источник силы, компенсатор несовершенства других подсистем военной мощи государства. Забота о духовной составляющей обороны государства и моральном духе армии была и остается в центре внимания военно-политического руководства всех без исключения госу-
дарств. Отсюда наиболее актуальной является задача создание достаточно эффективной системы морально-психологической подготовки Вооруженных Сил от солдата до генерала.
Содержание духовного мира личности современного российского офицера представляет собой целостное образование элементов сознания, мировоззрения и духовных качеств, оцениваемых им как желательные и необходимые для самостоятельного функционирования, соотнесенных с реальным социальным статусом, смыслообразующими идеалами, нормами и принципами жизнедеятельности, обеспечивающими военно-профессиональную активность в условиях современных Вооруженных Сил, а также включенность в общественную жизнь3.
Для офицерского состава в современных условиях очень важно иметь функциональность, то есть способность сохранять в норме основные характеристики своего духовного мира при воздействии на него различных негативных факторов и в полном объеме выполнять возложенные военнопрофессиональные обязанности, иметь возможность для реализации своих интересов, выбранного им пути жизнедеятельности, достижения намеченных целей, обеспечивается процесс его свободного и самостоятельного развития. Духовность офицера как основная составляющая Вооруженных Сил оказывает определяющее воздействие на военную безопасность государства, прежде всего через содержание различных форм сознания его основных субъектов (политического, правового, нравственного, религиозного и др.), мировоззрения и духовных качеств.
История войн и вооруженной борьбы, особенно в XX веке, свидетельствует о том, что какой бы высокоразвитой экономикой не обладало государство, это само по себе еще не приводит к победе. Экономические, социальные, научно-технические и другие возможности государства необходимо реализовать, то есть привести в действие, превратить в реальный фактор. А это достигается практической деятельностью людей с их духовным миром и духовными ценностями, стойкостью, самоотверженностью, готовностью перенести любые тяготы во имя поставленной цели - обеспечения военной безопасности своей Родины, а в случае агрессии - разгрома противника и достижения победы.
Духовность российского офицера всегда сопряжена не только с самими общественными ценностями и идеалами, но и с их осмысленным (сознатель-
ным) выбором, определяющим, в конечном счете, не только содержание и уровень сформированности самой духовности, но и направленность ее проявления. Российский офицер как личность - самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное приме-ривание своих возможностей к предъявленным жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, отдавать отчет в том, что происходит в окружающем мире, так и в своем собственном духовном мире. Разумно мотивированная деятельность офицерского состава российских Вооруженных Сил их поведение и поступки - есть способ существования, способ бытия.
Не может иметь богатую духовность офицер, смутно представляющий цели и задачи своей военно-профессиональной деятельности, нечетко осознающий, чье Отечество, от кого, какими средствами и способами он призван защищать, какая армия нужна современной России, и к тому же социально не защищенный. Сказанное свидетельствует о высокой значимости духовного мира офицеров российской армии в общей системе факторов обеспечения военной безопасности государства.
Благодаря своему рельефно выраженному ценностному содержанию духовность воздействует на способность современного российского офицера добровольно и сознательно осуществлять выбор линии своего поведения и поступков, отношение к военной службе. Духовный человек - это гармонично развитая личность гуманистических и гуманитарных убеждений, сущность которой проявляется и раскрывается в стремлении к самоутверждению, в красоте поступков, служении людям, самоотверженном выполнении своего воинского и гражданского долга4. Отсюда, наиболее важными качествами, которыми должны в полной мере обладать современные офицеры, являются: близость к людям и опыт работы с людьми, профессиональное мастерство, авторитет среди подчиненных, организаторские способности, сочетание заботы о подчиненных с требовательностью к ним.
Безусловно, что содержание духовности российского офицера не есть раз и навсегда устоявшееся, неизменное образование. Важнейшими признаками духовного мира являются его изменение и развитие, проявление которых можно обозначить понятием «совершенствование». В процессе постоянного духовного производства и воспроизводства создаются новые знания,
идеи, вырабатываются мировоззренческие и практические ценностные ориентиры и идеалы, то есть все то, что делает личность офицера духовно богатой. Духовное воспроизводство представляет собой важнейшую и необходимую часть всей жизни офицера, становления ее общекультурного и интеллектуального потенциалов, без которых невозможна успешная военнопрофессиональная и общесоциальная деятельность. Рассуждая по данной проблеме, русский философ И.Ильин писал, что «воин вне духовного самоутверждения есть реальная опасность для своей родины и своего государства, а армия вне достоинства и чести - эфемерна как воинская сила, но подлинна как источник государственного разрушения и гибели»5.
Социально-философский анализ качественных характеристик содержания сознания, мировоззрения и духовных качеств современного российского офицера позволяет сделать ряд обобщений и выводов методологического характера.
Во-первых, в ходе реализации мероприятий, связанных с реформированием Вооруженных Сил, вполне объективно должны многократно возрасти морально-психологические и физические нагрузки на военнослужащих, и в первую очередь на офицерский состав. От качества данного «человеческого материала», в немалой степени зависит главное - боевые возможности, способность армии и флота выполнять стоящие перед ними задачи. Без людей, отвечающих требованиям данной профессии (специальности), ни одна организация достичь своих целей не может. Сегодня российское государство и Вооруженные Силы испытывают острую потребность во всесторонне развитой личности офицера, способного за счет своего интеллекта, высокой внутренней культуры, нравственного и физического здоровья решать широкий круг боевых задач, в том числе и нестандартных, выходящих в мирное время за рамки учебных программ.
Вполне актуальной сегодня является мысль отечественного философа И.А. Ильина, который писал, что «истинною и живою опорою государства и государственной власти всегда были те люди, те слои, те группы, которые воспринимали общественное делание как служение Родине, которые в этом служении видели долг чести и бремя ответственности, которые стремились именно служить земле, а не властвовать над нею... Это сорганизованные и дисциплинированные кадры патриотических добровольцев русского государственного тягла»6. Нельзя в этом плане также не согласиться с одним из лидеров
декабристов П. Пестелем, который писал в «Русской правде», что «армия должна состоять из той части граждан, которые готовы пожертвовать собою для блага общества» .
Объективной реальностью современной жизнедеятельности российской армии и флота становится сегодня то обстоятельство, что духовный мир весьма значительной части офицерского состава Российской армии представляет собой реально выраженное сочетание элементов негативной и позитивной направленности. Новое в соотношении негативного и позитивного в духовном мире российского офицера и его проявлении как элемента духовного потенциала армии и флота связано со значительным увеличением доли негативной составляющей. Преобладание негативных идей и состояний в сознании и мировоззрении данной категории военнослужащих является наиболее опасным признаком, непосредственным показателем нестабильности и снижения эффективности функционирования духовного потенциала Российской армии.
Еще сравнительно недавно значительная часть офицерского состава нежелательных и опасных воздействий на свой духовный мир, через саморегуляцию активно противостоять этому процессу, самостоятельно определяя соответствующую личную позицию. В настоящее время в силу объективных и субъективных причин, степень самостоятельного свободного выбора конкретного содержания сознания, мировоззрения и духовных качеств у большинства военнослужащих значительно уменьшилась. Сегодня каждый офицер вынужден затрачивать существенные усилия на обыденном и теоретическом уровне, чтобы сохранять и поддерживать свою духовность хотя бы в норме, обезопасить ее от значительного количества негативных воздействий. В то же время, желательно и необходимо, чтобы духовный мир российского офицера находился в состоянии оптимистичности, положительной социальной и военно-профессиональной активности, уверенности в своем будущем. Доминирование негативных идей и состояний в сознании и мировоззрении офицерского состава - наиболее опасный признак, непосредственный показатель нестабильности и снижения эффективности функционирования духовного потенциала Вооруженных Сил.
Социологические опросы, проведенные в последние годы показывают, что у значительной части офицерского состава все больше актуализируется потребность пересмотреть (переоценить) свои духовные ориентации, сово-
купность базовых военно-профессиональных ценностей, сравнить их с новыми условиями воинской жизни, ценностями общества и будущим его развитием. Подобный пересмотр не всегда приводит к положительному результату, так как во многом обусловлен способностями и возможностями каждой личности, состоянием ее общей и профессиональной культуры, внешними условиями. В то же время, в условиях продолжающегося обесценивания общезначимых приоритетов военной службы все больше нарастают процессы внутриличностного отчуждения значительной части офицерского состава от принадлежности к армии и флоту, поиска иных способов и форм жизнедеятельности. Сегодня значительная часть офицерского состава находит в гражданской жизни намного больше вариантов осуществления своих интересов, касающихся, прежде всего, существенного повышения уровня и качества их жизни. Социально-философский смысл таких изменений состоит в том, что в духовном мире современного российского офицера возрастает удельный вес общегражданских идей, взглядов, ценностных ориентации по сравнению с военно-профессиональными, которые по сути становятся доминантными.
Такое положение имеет свои объективные причины. С одной стороны, в армейскую среду необоснованно все больше проникают рыночные отношения, дух коммерциализации. С другой стороны, сегодня многие армейские проблемы предлагается решать самим Вооруженным Силам, опираясь на «собственные силы и средства». Вполне очевидно, что подобные идеи и взгляды характеризуют крайнюю некомпетентность в плане строительства и реформирования армии и флота, так как девальвируют, прежде всего, нравственные и правовые аспекты сознания и мировоззрения военнослужащих. Культ денег начинает отодвигать на второй план такие необходимые социально-значимые военно-профессиональные качества военнослужащих, как долг, честь, ответственность и др. Мировой опыт показывает, что к армии нельзя относиться как к коммерческой структуре и требовать от нее рентабельности. Ценность этого государственного и общественного института слишком высока, чтобы пытаться выразить ее в товарно-денежных категориях.
Следует признать, что сознательно преодолевать тяготы и лишения военной службы, отдавать свои физические и духовные силы служению Отечеству и государству становится с каждым годом все меньше желающих среди главной опоры Российской армии - офицерского состава, особенно среди мо-
лодых офицеров. Анализируя состояние духовного мира офицерского состава российской армии, можно наблюдать устойчивую тенденцию к снижению его внутренних качественных характеристик. Только за последние два года произошло омоложение офицерского состава в боевых частях наполовину, и в то же время в два раза сократилось число офицеров, имеющих боевой опыт, продолжается их отток из войск. Военные социологи отмечают продолжающееся снижение духовно-нравственных показателей моральнопсихологического состояния офицеров. С каждым годом уменьшается число офицеров, для которых значимы высоконравственные ценности военной службы - такие, как причастность к важному делу служения Отечеству, воинская честь и достоинство, интерес к своей военной профессии. Только один из десяти опрошенных офицеров, не сомневаясь, порекомендовал бы армейскую карьеру другу или родственнику в настоящее время8. По имеющимся опросам, в войсках от 30 до 50% офицеров уже сейчас заявляют о своем нежелании перезаключать контракт. Все это откладывает отпечаток на выполнение ими своих служебных обязанностей, на уровень дисциплины в войсках. Все это позволяет сделать вывод о том, что морально-психологическое здоровье офицеров оценивается как удовлетворительное, но недостаточно стабильное. О нестабильности морально-психологического состояния офицерского состава, его ограниченной устойчивости и управляемости свидетельствуют такие показатели, как сохраняющийся высокий уровень неудовлетворенности офицеров своим материальным положением (до 75%), жилищными условиями (до 70%), условиями отдыха и досуга (80%), а также решением проблем своей социальной защищенности и членов их семей в целом9. В гражданских условиях при наличии востребованной профессии стало возможным достичь значительных жизненных целей и перспектив, которые недоступны семьям офицерского состава.
Конечно, воинская служба всех категорий военнослужащих всегда была связана с риском для жизни, лишениями для членов семей, потерей здоровья.
В тоже время, военная служба всегда высоко оценивалась и признавалась особым видом государственной службы. Основная ее особенность состоит в том, что в силу ее важности и необходимости для государства этот вид службы нельзя отменить или заменить чем-либо другим. Она является самым трудным и опасным видом профессиональной деятельности. Особенность эта обусловлена характером введенных для военной службы значительного ко-
личества ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина. Так, согласно Конституции Российской Федерации (статья 53), за ущерб, причиняемый военнослужащим ограничением их прав и свобод, положены соответствующие компенсации и таким образом достигается уравнивание военнослужащих в правах с другими гражданами. А за особые трудности воинской деятельности для военных устанавливаются льготы, что означает создание определенных преимуществ данной категории по сравнению с другими гражданами.
Если обратиться к историческому аспекту данной проблемы, то еще Петр I стал, пожалуй, одним из первых российских правителей, кто осознал непреложную истину: построить сильное государство без мощной армии невозможно. В основу его военной реформы был заложен так называемый «человеческий фактор», что означало систематическое улучшение денежного содержания и провиантского обеспечения не только офицеров, но солдат и корабельных матросов. Благодаря социальным льготам и гарантиям, которыми пользовались военные, их социальный статус и материальное положение были достаточно высокими и стабильными. Заложенных Петром I «основ поддержания на должном уровне благосостояния служивого люда» четко придерживались практически все последующие правители России вплоть до Николая II. Следует отметить, что в целом офицеры царской армии по уровню и качеству жизни превосходили большинство служащих гражданских ведомств, являясь наиболее высокооплачиваемой социальной группой среди многочисленных чиновников Российской империи10.
В современном понимании льготы являются формой общественного и государственного признания заслуг военнослужащих перед страной и обществом, а не их обогащением, то есть содержат в себе достаточно весомую морально-психологическую составляющую. Они составляют неотъемлемый элемент особого статуса офицерского состава, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности государства. Исторически система льгот всегда выполняла свою мобилизующую роль и служила серьезным моральным стимулом формирования высоких военнопрофессиональных качеств офицера армии и флота. Представляется, что законодательно установленные льготы и другие социальные гарантии важны для офицерского состава отнюдь не столько своей материальной составляющей, выражаемой в рублях, а являются формой государственного признания
их заслуг, носят почетный, вознаградительный характер, служат основой их высокой самооценки и оценки обществом.
Во-вторых, дальнейшее снижение уровня и качества жизни российского офицера формирует комплексную причину, которая оказывает негативное воздействие на содержание и функционирование его духовного мира. Сегодня позитивное содержание духовного мира офицерского состава оказалось в непосредственной зависимости от социально-экономических возможностей общества и государства, их способности обеспечить необходимые условия для успешного осуществления военно-профессиональной деятельности. Социально-экономическое неблагополучие российских офицеров, во многом способствует формированию искаженного типа духовности и человеческого общения, вызывает серьезные деформации их сознания и поведения, снижает уровень духовных возможностей по обеспечению военной безопасности государства.
Социологические исследования, проведенные в последнее время, показывают, что у 40 - 50% офицеров родные и близкие негативно относятся к их служебной деятельности. Кадровая военная служба перестала гарантировать, как в прежние советские годы принадлежность офицера к «среднему классу». Резкое сокращение различий в денежном довольствии всех категорий офицерского состава сделало его более однообразным и типичным по интересам и настроениям. Для сравнения денежное довольствие российских офицеров в 10-15 раз, а пенсий в 15-20 раз ниже, чем в армиях западных государств, где офицеры как минимум входят в средний класс11.
Конечно, следует отметить, что обусловленность духовного материальным (экономическим, социальным, политическим не является связью, развивающейся по жесткой схеме «причина-следствие», а представляет собой сложный диалектический процесс, отражающий специфику самого духовного, его относительную самостоятельность, способность как воспроизводить уже сложившиеся связи, так и формировать новые отношения между людьми. Говоря о связи материального благосостояния с уровнем духовной культуры офицерского состава следует отметить, что здесь не существует жесткой прямой зависимости. Представляется, что рост материального благосостояния и благополучия автоматически не ведет к росту духовной культуры личности офицера. Их связь всегда опосредована социальными отношениями существующими в обществе и Вооруженных силах. Высокое материальное
обеспечение средствами жизни, как правило, всегда создает благоприятные условия для того, чтобы достаточно успешно личность офицера овладела достижениями культуры. Чем насыщеннее бытие офицера в материальном, интеллектуальном, нравственном и эстетическом отношениях, тем весомее его вклад в дело обеспечения обороны и безопасности своего государства. И напротив, бытие российского офицера отягощенное бедностью, социальной неустроенностью, дальнейшим ухудшением условий жизни и быта порождает искаженный тип человеческого внутриармейского общения и более или менее массовые (групповые) деформации его сознания и поведения.
Бедственное положение офицеров оказывает деморализующее влияние на их духовный мир, что, в свою очередь, негативно отражается на отношении к службе и на состоянии боевой готовности войск. Социологические исследования подтверждают данный вывод, показывая, что у 40 - 50% офицеров и прапорщиков родные и близкие негативно относятся к их служебной деятельности. Неспособность офицерского состава в полном объеме обеспечить себя и свои семьи ведет к их распаду и росту суицидальных действий.
Неудовлетворительная реализация социального статуса офицерского состава, их смысложизненных интересов, значительное падение престижа военной службы в обществе привело к тому, что осмысление сложных военнополитических проблем значительной частью офицерского состава сегодня осуществляется преимущественно на обыденно-психологическом уровне, мышление во многом становится ситуативным.
Значительная часть офицерского состава, рассматривая службу в армии с точки зрения реализации своих жизненных перспектив, надеялись на хорошее материальное обеспечение семьи, создание условий для обучения детей, получение жилья и достойную жизнь после окончания службы. Как показала практика, за последние 10-15 лет кардинального улучшения ситуации в этом направлении не наступило. Получая невысокое денежное довольствие, ежегодно теряя ту или иную социальную льготу, ежедневно сталкиваясь с материальными трудностями и не видя достойной заботы о своем благополучии со стороны государства, офицерский состав вынужден рано или поздно принимать решение об увольнении из Вооруженных Сил.
По данным руководства Министерства обороны только с 1993 по 2003 год из Вооруженных Сил Российской Федерации досрочно уволилось около 230 тысяч офицеров, причем только в 2002-2003 годах - 45 тысяч. Только
прямые финансовые потери государства из-за неэффективной организации работы вузов Минобороны и низкого престижа военной службы в обществе составляют 20-25 млрд. рублей ежегодно! Эта сумма складывается из того, что около 20% курсантов отчисляются из военных вузов, до 10 тыс. выпускников училищ и академий увольняются практически сразу же после выпуска. Если учесть, что сегодня в структуре Минобороны насчитывается 57 вузов и 22 их филиала, то можно представить, сколько военных институтов и академий работают практически вхолостую12.
Сегодня содержание громоздких и огромных по численности армий становится для большинства государств ненужной и непосильной ношей. Это в полной мере относится и к России. Ей необходима более компактная, эффективная и профессиональная военная организация, в которой Вооруженные Силы занимают свое положение. В этом видится один из путей необходимых преобразований.
Давно известно, что армия стоит денег, а хорошая армия - больших денег. Конечно, ресурсы страны не безграничные и армия не может жить лучше своего народа. Представляется, что военный бюджет страны должен быть тесно увязан с уровнем и характером угроз военной и национальной безопасности. Даже при том, что военный бюджет России в последние годы продолжает расти опережающими темпами по сравнении с другими статьями госрас-ходов, он не может решить в полном объеме задач обороны и безопасности, социальное напряжение среди основных категорий военнослужащих российской армии.
Весьма сложно в этих условиях говорить о более высоком профессионализме армейских коллективов. Во многом следует согласиться с мнением О. А. Белькова в том, что «достижение максимального результата с минимальными затратами в принципе невозможно. Либо Вы не считаетесь с затратами, либо соглашаетесь на ограниченный результат - третьего не дано»13.
Исходя из зарубежного опыта, для успешного проведения преобразований в военной сфере требуется не менее 5-7% расходов от ВВП. Значит, успех проведения серьезных преобразований в области обороны страны в предстоящие годы окажется под большим вопросом, а Вооруженные Силы не смогут выйти из полосы серьезного социального и духовного кризиса. Нехватка денежных средств болезненно сказывается на всех сторонах жизнедеятельности войск - от их боеготовности до морально-психологической об-
становки в семьях военнослужащих, от технического оснащения войск до меню в солдатских столовых.
В современных условиях духовные возможности личного состава по качественному выполнению поставленных задач различного рода достаточно снижены и продолжают снижаться. Поэтому в ближайшем и отдаленном будущем не следует ожидать сколько-нибудь значительного прироста военнопрофессионального мастерства всех категорий военнослужащих, глубокого осознания ими своей ответственности по вооруженной защите государства. Становится все сложнее требовать от военнослужащих полной отдачи сил, когда их труд, нередко связанный с опасностью для жизни, не соответствующим образом оплачивается и является социально не престижным.
Конечно, духовный мир офицера современной Российской армии и флота проявляет себя не только со стороны негативной направленности. Позитивные составляющие в духовном мире занимают свое достаточно важное место и продолжают играть свою стабилизирующую роль. Конечно, в сегодняшней ситуации достаточно сложно найти позитивные факторы, существенно укрепляющие духовный мир российского офицера. Однако они есть, хотя и проявляются не так устойчиво и наглядно, как негативные факторы.
Во-первых, прежде всего, это состояние профессионализма, образованности и воспитанности основной части офицерского состава, на которых «держится» боеготовность, порядок и дисциплина в Вооруженных Силах. По признанию ряда представителей общественности и российского военного руководства, многое, что делается сейчас в армии и на флоте для сохранения обороноспособности страны, держится на высокой духовной ответственности офицеров, их верности ратному долгу, энтузиазме, истинном патриотизме и гражданственности. Эти духовные качества продолжают оставаться той основой, которая продолжает обеспечивать сплоченность, активность и управляемость личного состава.
Во-вторых, в качестве определенной положительной доминанты в сознании и мировоззрении большей части офицерского состава остается ориентация на гражданский мир, общенациональное согласие, общественнополитическую стабильность. Эта категория военнослужащих в меньшей степени, чем другие социальные группы и слои населения сориентированы на «агрессивное поведение и протестные поступки» в обществе, даже при наличии у них различных индивидуальных мнений, позиций, точек зрения и убе-
ждений. Одной из заслуг офицерского состава является то, что Вооруженные силы сегодня продолжают оставаться одним из самых законопослушных институтов государства.
В-третьих, благодаря повседневной работе офицерского состава в армии и на флоте сохраняется отсутствие острой духовной конфликтности в воинских коллективах среди различных категорий военнослужащих. И это при том, что сегодня в духовном мире военнослужащих на лицо самая широкая палитра полярных, несопоставимых и несогласующихся оценок и суждений. Для российского же общества, наоборот, характерна более ярко выраженная духовная конфликтность, которая проявляется порой в самых уродливых формах. Проведением целенаправленной воспитательной работы офицерский состав в большей степени способствует реализации оставшейся у различных категорий военнослужащих возможности к саморегуляции и самоотчужде-нию по отношению к действиям различного рода дестабилизирующих факторов. Следует в этом плане выделить и позитивную значимость той духовной поддержки, которую военнослужащим оказывает Русская Православная Церковь.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что практически каждый офицер сегодня вынужден затрачивать значительные духовнопсихические и физические усилия, чтобы сохранять свою духовность в норме. Оптимальной для духовного мира офицерского состава представляется такая ситуация, при которой затраты на поддержание в норме своей духовности должны не увеличиваться, а иметь устойчивую тенденцию к снижению. Для духовного мира офицерского корпуса крайне необходимо состояние оптимистичности, положительной социальной и военно-профессиональной активности, уверенности в завтрашнем дне.
В заключение хотелось бы отметить, что в современных условиях очень важно всемерно укреплять позитивные основы духовного мира офицерского состава современной России. Однако кардинальным образом решить подобного рода задачу не представляется возможным в ближайшее время. Несомненно, необходима специальная государственная программа, нацеленная на решение всего комплекса социально-экономических проблем Вооруженных Сил.
Сегодня очень важно сохранить и укрепить общую ориентацию российских офицеров на совокупность базовых позитивных экономических, по-
литических, правовых, моральных, религиозных и иных ценностей, которые способны выступить единым духовным консолидирующим началом. Вне базовых ориентиров сознание российского офицера становится аморфным или оно концентрируется на реализации каждодневных, ситуативных потребностей и интересов. Создание или возрождение базовых ценностей, как представляется, позволит обеспечить относительную духовную стабильность как личности российского офицера, так и всего российского общества, социальных общностей, способно выступить в качестве важнейшего фактора сохранения военной безопасности государства. Как справедливо утверждает М.Н. Шахов «по своей природе армия всегда нуждается в четких, устойчивых и принятых в обществе нормах и ценностях духовной жизни»14. Вооруженные Силы совместимы не только с демократическим устройством общества, но и с демократическими ценностями15.
Конечно, чтобы офицер обрел действительную веру, убежденность в правоте того дела, которому он посвящает всю свою жизнь, необходимо создание в обществе таких условий, как востребованность офицерской профессии, военной службы со стороны государства, возрождение ее высокого престижа и социального статуса, устойчивая мотивация к военнопрофессиональной деятельности, развитая система материальных и моральных стимулов воинского труда, морально-психологическое обеспечение эффективного функционирования армейского организма в целом.
1 См.: Чебан В.В. Духовный фактор в войнах будущего: проблемы формирования // Военная мысль. 2003. №7. С. 35.
2 См.: Орехов О.В., Чекинов С.Г. Характерные особенности вооруженной борьбы в войнах и конфликтах последнего десятилетия // Военная мысль. 2004. №10. С. 16.
3 См.: Блохин А.С. Содержание и развитие духовного мира офицера Вооруженных Сил современной России: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 2005. С. 7 - 8.
4 См.: УледовА.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. С. 165.
5 Цит по: Армия и общество. 1999. № 3. С. 113.
6 Цит. по: Какая армия нужна России // Российский военный сборник. М.: Воен. унт, 1995. Вып. 9. С. 341.
7 См.: Всероссийский военный сборник. М.: ГА ВС, 1992. Вып. 1. С. 5.
8 См.: Рахимов О.Х-А. Сущность государственно-патриотической идеологии //Армия и общество. 2000. № 1. С. 22.
9 См.: Право в Вооруженных Силах. 2003. № 8.
10 См.: Яременко В.А. Более трехсот лет росли льготы защитников Родины // Независимое военное обозрение. 2005. 10 - 16 февраля.
11 См.: Титов П. Соотношение денежного довольствия российского и германского
офицера // Независимое военное обозрение. 2003. № 7.
12 См.: Струговец Д. Военный курсант стал прагматиком // Независимое военное обозрение. 2004. 23 - 29 января.
13 См.: Бельков О.А. Почему буксует военная реформа // Власть. 1998. № 10 - 11. С. 91.
14 См.: Шахов М.Н. Контроль над духовно-идеологической сферой жизни Вооруженных Сил: военно-патриотическая составляющая // Армия и общество. 1999. № 2. С. 80.
15 См.: Морихин В.Е. Традиции офицерского корпуса России. М.: Граница, 2003. С. 121124.