Научная статья на тему 'Содержание системы военно-профессиональных ценностей: история и современность'

Содержание системы военно-профессиональных ценностей: история и современность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
298
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Романов Дмитрий Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание системы военно-профессиональных ценностей: история и современность»

пользования видеометодов в рамках мобильных технологий.

Уже сейчас можно говорить об уникальном явлении: всеобщей телефонной мобильности студенчества. Наше исследование (опрос 163 студентов 1-4-х курсов педспециальностей КГУ им Ш. Уалиханова) свидетельствует: 96% опрошенных владеют мобильными телефонами (МТФ), а более 55% из них имеют модели функционально схожие со смартфонами («умными теелфона-ми»). Более 93% студентов сообщили, что используют «мобильники» в процессе обучения, применяя его для: чтения литературы, фотографирования, видеозаписи, музыкального сопровождения тренингов, педагогических ситуаций и... подготовки шпаргалок. Почти все респонденты считают, что МТФ можно было бы использовать более активно, указав такие сдерживающие факторы, как высокие тарифы на трафик интернета и неготовность пока системы образования к адекватному реагированию на возникшую ситуацию, и, прежде всего, психологическую неготовность преподавателей. Практически каждый третий опрошенный пытался использовать МТФ для аудио и видеозаписи лекций своих преподавателей, а 72% заявили, что использовали бы свой МТФ для прослушивание аудиолекций в режиме МРЗ будь у них соответствующий контент.

Опрос более 60 преподавателей тех же специальностей показал, что лишь примерно 27% из них давали студентам задания, связанные с использованием МТФ. А около 44% респондентов отметили, что пока воспринимают МТФ, кроме его основной функции, как умную игрушку.

Хотя уже можно говорить о складывающейся тех-

нологии применения МТФ в обучении. Преподавателями активно формируется система заданий для студентов. Например, - фото/видеоотчет о педагогической практике, лабораторной работе. Исследовательские задания - фотография урока, подготовка видеоклипа иллюстрирующего ту или иную тему. Задания в режиме реального исполнения, когда студентом в качестве самостоятельной работы предоставляется, например, не разработка беседы с предполагаемым воспитанником, а файл с домашней видеозаписью такой беседы.

В повестку дня ставится вопрос о разработке стандартов по составлению и хранению видео/фотодокументов. Выявляется совокупность специфических методов такого обучения, а также сочетание его с другими инновационными подходами, например, с интерактивным. К ним можно отнести - фотокросс - нахождение и фиксирование на фото тех или иных объектов на скорость с помощью фото/видео в полевых условиях, а также метод постановочных ситуаций, метод «взгляд со стороны» - когда после выполнения действий студент сам их анализирует по видеозаписи. Использование разнообразных возможностей МТФ позволяет преподавателям создавать с помощью самих студентов видеотренинги, видеозадачники, которые применяются как непосредственно на занятиях, так и дома.

Библиографический список

1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2-х кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений - М.: ВЛА-ДОС, 2002.-576 с.

Д.В. РОМАНОВ СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Профессиональные ценностные ориентации

- это интериоризированные личностью специфические определения объектов и субъектов профессиональной деятельности, как значимых относительно профессиональных потребностей, выступающие регулятором ее деятельности (выполняющие нормативную функцию), посредством воздействия на систему профессиональ-

ных мотивов (Кучина А.В.).

Специфика профессиональных ценностных ориентации состоит в их более жесткой социальной заданности, которая отражается как в нормативных актах, так и в разного рода предписаниях к деятельности специалиста. Профессиональные ценностные ориентации развиваются в рамках профессионального сообщества, транслируются

©Д.В. Романов, 2008 4 3

им своим новым членам и во внешний социум.

С данным феноменом связано понятие «миссия профессии», то есть ее особая роль, значимость для общества и профессионалов. Одним из наиболее ярких и специфичных примеров системы профессиональных ценностей выступают ценности военнослужащих. Они сформировались под воздействием множества социально-политических и идеологических факторов, активизировавшихся в различные периоды исторического развития России.

В период перехода от родового общества к древнерусскому государству этническое самосознание воплощалось в представлении об общности происхождения и принадлежности к определенному племенному объединению, что привело впоследствии к формированию общей идеи русской земли, Руси, как государства, на котором живет народ. Но не только географическое пространство сплачивало формирующуюся древнерусскую народность. Язык, верования, историческая память о прошлом, общность судьбы - все то, что можно назвать историческим пространством и составляло вкупе Отечество,

Анализ русских письменных источников средневекового периода позволяет утверждать, что доминирующей патриотической идеей была защита родной земли, а не захват новых территорий. Со второй половины XIV века патриотическая идея объединяется с религиозной православной концепцией все более распространявшейся в русском обществе. Православие объединяло русских в борьбе за государственную независимость, олицетворяя и одухотворяя эту борьбу.

Патриотические ценности выражались в осознанном долге «стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю». Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей системы профессиональных ценностей русского воина.

В петровское время с утверждением абсолютизма государственное начало безраздельно господствовало в общественном сознании. Для этого времени характерен был рост национального

самосознания складывающегося российского общества, что нашло свое выражение в новом осмыслении таких духовных ценностей, как «Отечество» и «патриотизм». Отечество отождествлялось с определенной территорией и исторически сложившейся на ней общностью населения, постепенно вырабатывалось представление «мы

- россияне».

Понятие патриотизм наиболее точно определил Н.М. Карамзин: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях». Похожее определение дает В. Сохювьев: «Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма».

Патриотизм в русском национальном самосознании был связан с жертвенностью, с необходимостью, если надо, отказаться от личных интересов ради потребностей Родины и государства. В то же время в общественном сознании сохраняется сопряженность понятия патриотизм с военно-защитной, но не захватнической деятельностью.

До создания регулярной армии менталитет русского воина совпадал с менталитетом всего народа, так как ратники в мирное время были обыкновенными землепашцами, ремесленниками, торговцами. Положение меняется с формированием регулярной армии и появлением офицеров.

Офицерство как социально-профессиональный слой появляется не раньше, чем возникают постоянные военные формирования с устойчивой внутренней организацией. В европейских государствах началось формирование постоянной армии с середины XV века. В России основы создания офицерства регулярной армии заложены в XVII веке, тем самым, в общественное сознание были внесены те начала и принципы, которые позволили со временем коренным образом изменить социальную роль и значение воинских начальников.

В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, легитимизируется в ценностной триаде «Бог, Царь и Отечество». «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, - обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. - И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество. .. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не

f

дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего...». Такой подход к военной службе был закреплен в «Учреждении к бою», «Артикуле воинском», написанных лично Петром I, в Уставе воинском 1716 года, российских законах.

Стержнем государственного патриотизма становится военно-патриотическое воспитание, получившее заметное развитие в трудах и деяниях ПА. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, ПС. Нахимова, М.И. Драгомирова,С.О. Макарова, М.Д. Скобелева и других, которые основывались на представлениях об армии как структуре с огромным духовным потенциалом. Воин защищает не только свою Родину, но и ее культуру, историю, т.е. свои национальные духовные ценности. Сообразуясь с этим, полководцы вырабатывали и вводили в систему обучения и воспитания офицеров и солдат подходы, в которых были заложены требования воспитывать в воинах преданность Отечеству, дисциплинированность, веру в святость приказов, храбрость и решительность, умение переносить трудности военной службы, а у офицеров еще и вырабатывать навыки обучения подчиненных.

В течение полутора столетий офицерство в России не только полностью входило в состав дворянского сословия, но и было наиболее привилегированной частью этого сословия. Статус-ность военной профессии была высока. С ней традиционно были связаны представления о чести, достоинстве и благородстве. Одним из главных требований, предъявляемых к офицерскому составу был высокий нравственный ценз, понимаемый как совокупность тех личностных качеств, которые необходимы человеку, решившему посвятить себя служению Отечеству. Идентификация себя с богатыми традициями русского воинства определяла высокие требования офицера к самому себе.

Ценностная структура дворянского офицерства основывалась на понятиях вера, царь, отечество, воинская слава, долг, честь. Личная жизнь в контексте идеи самопожертвования не занимала приоритетное положение в системе индивидуальных ценностей. Источником и основой такого чувства чести для дворянина были общественная репутация его рода, чувство ответственности за ее сохранение и приумножение, связь истории семьи с важнейшими событиями российской государственной жизни.

В результате политики просвещенного абсолютизма дворянство получает некоторую политическую самостоятельность. Важнейшим мероприятием этой политики стало освобождение дворян от обязательной военной службы. Таким образом, исчезает важнейший юридический фактор, детерминирующий дворянское политическое сознание и конституирующий идею службы Отечеству.

Однако дворянство не утратило отношение к службе Отечеству как к почетной обязанности. Даже у дворян, воспользовавшихся дарованным Манифестом 1762 года правом освобождения от обязательной службы, эти представления были весьма сильны. Об этом свидетельствовал их провинциальный быт, изобилующий военными атрибутами и символами.

С последней четверти XIX века к офицерской службе в армии допускаются разночинцы. Военное руководство поставило задачи создания такой системы подготовки кадров в военных училищах, которая восполняла бы недостатки семейного воспитания и вырабатывала у обучаемых твердые нравственные качества. В 1830 году Николай! утвердил Устав для военно-учебных заведений второго класса, в котором вопросам нравственного воспитания был отведен целый раздел и ставилась цель подготовить «будущих офицеров добродетельными и благочестивыми». Воспитательный процесс был направлен на выработку таких качеств как благочестие, чувство долга, беспредельная преданность государю, повиновение начальству, уважение к старшим.

Тем не менее, принятые меры не смогли быстро дать положительных результатов. Ряд исследователей утверждает, что нравственные устои «николаевского» офицерства были далеки от идеалов «суворовского» воинства.

Первым явным признаком кризиса традици- . онной для России офицерской ментальное™ стала русско-японская война, где аристократическая психология почитания превыше всего воинского долга перед царем и Отечеством, возвышенного отношения к военным действиям стала расшатываться. Это все завершилось обсуждением приказов и действий командования, желанием победы противнику в войне. Формально прямые носители аристократической офицерской ментально сти оказались «выбитыми» в начальных сражениях первой мировой войны, успев лишь частично передать свои ценности, установки и сте-

реотипы поведения сменившим их новобранцам. Если довоенный офицерский корпус состоял преимущественно из дворян, то к осени 1917 г. в результате тяжелых потерь в ходе войны в строевых полках действующей армии кадровых офицеров можно было пересчитать по пал ьцам.

В послеоктябрьский период развития нашей страны произошло переподчинение собственно русских и российских интересов задаче интернационализации отношений в обществе. Это отразилось на русском самосознании, которое деформировалось, ослаблялось, утрачивая национальные корни. Значительнее слабее стала преемственность поколений, нарастали тенденции маргинализации населения, особенно молодежи, ее отчуждения от героических свершений и славы великих предков.

Советский офицерский менталитет имел типичные социоцентрические характеристики. В его основе лежали ментальные схемы, объединенные общинными образами-понятиями (мое государство, мое правительство, мой народ, моя партия и т.д.). В то же время понимание офицерской чести опиралось на близкое к дворянскому.

В конечном итоге аристократическую составляющую стали определять не этические нормы и образцы поведения русских дворян, а трансформированные через них идеалистические догмы, установки в виде положений Устава КПСС, морального кодекса строителя коммунизма и др. Советский офицерский корпус стал привилегированным слоем. Фундаментальной особенностью менталитета советского офицера выступала ориентированность на растворение своей личности в общности, которая выступает по отношению к этому индивиду как высшая власть и высшая сила. Носитель такого менталитета спокойно воспринимал, а иногда и не ощущал регламентации личной, экономической и общественной жизни различными правилами и обязательствами, ограничение своих прав. Такая ментальность позволяла человеку легко идентифицировать себя в социуме, дистанцироваться от других социальных слоев, создавать свои корпоративные ценности, идеалы, установки. Вместе с тем такой статус избавлял человека от ответственности за поиск собственных решений, от со-мнений, бремени свободы.

В современное время перед российской армией встала важнейшая задача - восстановить и реализовать огромный духовно-нравсгвенный

потенциал, накопленный за всю историю существования государства, для решения проблем в различных сферах жизни общества.

Таким образом, система профессиональных ценностей российского воинства базируется на идеях патриотизма, любви к Родине, целостности Отечества, личной чести, уважения к подчиненным, гуманности в отношении противника, самопожертвования и долга.

С.С. Соловьев в структуре ценностей военной службы офицеров предлагает выделить пять основных групп: ценности военно-корпоративного характера, связанные с принадлежностью к особому виду государственной службы; военно-профессионального характера; прагматического плана, связанные с особым характером материальной и социально-бытовой устроениости военнослужащих; физического развития как одного из атрибутов военной службы; романтические ценности, имеющие выраженную эмоциональную окраску.

Анализируя результаты диагностики ценностных ориентаций офицеров, проведенной в период с 1990 по 2003 п, автор приходит к ряду выводов. Для офицеров заметна преимущественная ориентация на военно-корпоративные и военнопрофессиональные ценности. Ведущая роль ценностей, которые отражают принципы взаимоотношений между военнослужащими, понимания воинской чести, достоинства и долга перед Родиной сохранилась. Это способствует поддержанию стабильности армии, воспроизводству воинских традиций, специфического статуса военного человека в обществе даже в условиях изменения общественно-экономического строя и смены политических элит.

Вместе с тем количество офицеров, признающих необходимость своего профессионального совершенствования, уменьшилось с 84,8% в 1992 г. до 65,5% в 2000 г. При этом до половины из них сетовали на невозможность практически заняться профессиональным ростом (причины: отсутствие времени, сокращение количества тренировок, учений, боевых стрельб, полетов, выходов в море, физическое и моральное устаревание военной техники и систем вооружений, загруженность хозяйственными задачами и др.). Уменьшилась значимость «романтики» офицерской службы. В то же время на общем фоне существенно вырос «прагматический взгляд» на военную службу как источник существования семьи кад-

ровсго военнослужащего, получения специфических льгот и преимуществ.

Таким образом, нынешний менталитет российских офицеров способствовал сохранению их профессиональной общности, критические, экстремальные обстоятельства не смогли разрушить ее целостности. Даже после вынужденного или добровольного увольнения в запас офицеры живут как бы двойной жизнью. И вне армии и флота они по-прежнему воспринимают мир, мыслят, чувствуют себя как представители особой профессиональной когорты, волею судеб попавшие в иную социальную среду. Проявления этого самые различные: от установления близких к армейским порядков в подчиненных учреждениях до празднования «по старинке» с друзьями профессиональных праздников («Дня пограничника», «Дня ВДВ» и т.п.) и соответствующих подарков (папах, кортиков, кинжалов, макетов стрелкового оружия).

Результаты опроса

Выводы С. С. Соловьева подтверждаются и другими исследователями, которые отмечают, что, несмотря на деформацию духовно-нравственных ценностей в обществе, для курсантов-выпускников и профессиональных военных по-прежнему остаются значимыми традиционные качества российского офицера - воинская честь и достоинство, сила воли, мужество и храбрость.

В марте-июле 2008 года нами было проведено исследование ценностных предпочтений курсантов Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко 1(110 человек) и 5 (116 человек) курсов обучения. В исследовании использовался метод письменного опроса. Курсантам предлагалось назвать военнопатриотические ценности, которые, на их взгляд, являются основой профессии офицера. Полученные результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1

фсантов 1-5 курсов

1 курс 5 курс

Названная ценность Кол-во выборов Названная ценность Кол-во выборов

1. Патриотизм 40 1. Любовь к Родине 57

2. Преданность Родине 37 2. Честь офицерского мундира. 53

3. Защита Отечества 35 3. Защита Отечества, защита родныхи близких. 49

4. Верность присяге 26 4. Патриотизм 45

5. Честь и достоинство 23 5. Воинский долг 41

6. Воинский долг 19 6. Защита Отечества 49

7. Принадлежность к Вооруженным силам 14 7. Дружба и войсковое товарищество 25

8. Воспитанность и дисциплина 13 8. Отвага 14

9. Защита чести и достоинства родныхи близких 10 9. Принадлежность к ВС 13

10. Уважение к старшим 9 10. Ответственность за будущее 10

11. Умение командовать 9 11. Слово офицера 8

12. Обучение личного состава 7 12. Ру ководство воинским коллективом 7

13. Товарищество 6 13. Моральная устойчивость 6

14. Доблесть 5 14. Соблюдение традиций и воинских ритуалов 5

15. Отвага и смелость 5 15. Преемственность поколений 4

16. Физическая подготовка 5 16. Образованность, самообучение 4

17. Традиции русского воинства 4 17. Интересная профессия 4

18. Мужество 4 18. Доблесть 4

19. Целостность страны и ее непоколебимость 3 19. Профессионализм 4

20. Справедливость 3 20. Культура, духовность 3

Анализ теоретических подходов к проблеме ценностей и ценностных ориентаций, опыт работы в системе подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил РФ, проведенное исследование позволили нам предложить собственное видение структуры и содержания системы профессиональных ценностей военной службы, которая может быть в той или иной степени интериори-

зирована каждым отдельным представителем профессии и выступить ядром профессиональных ценностных ориентаций курсанта и офицера. Содержание военно-профессиональных ценностей является целевым ориентиром процесса формирования профессионально-ценностных ориентаций курсантов в военном вузе.

Таблица 2

Ценности военно-профессиональной деятельности: основные содержательные компоненты

Щнноста Ценностные ориентации Содержание

Блок патриотических ценностей Ориентация на защиту Отечества, сохранение целостности страны и государственности Патриотизм, преданность Родине, защита Отечества, родных и близких, юинский долг, личная ответственность за судьбы страны

Елок ценностей «принадлежности» Ориентация на традиции и нормы российского воинства, стремление к единству с военнопрофессиональным сообществом Героические традиции российского воинства, верность присяге статусная иерархия Вооруженных сил, статус офицера, символика и ритуалы Вооруженных сил РФ, воинский мундир

Елок ценностей взаимоотаошений Ориентация на партнера в системе профессионального взаимодействия Дружба и войсковое товарищество, взаимовыручка, честность, уважение к командиру и подчиненному, справедливость и ответственность перед другими, слово офицера

Блок ценностей труда Ориентация на высокопрофессиональное выполнение повседневных обязанностей Дисциплинированность, точность, результативность, профессионализм, эффективность, компетентность, развитие

Цнное™ самосовфшенствован ия и саморазвития Ориентация на себя Самообразование и самовоспитание, требовательность к себе, самокритичность, рефлексия, высокий уровень физического развития, общая культура и информированность

Н.А. ФОМИНА, Т.М. БЕСПАЛОВА ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА И СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье представлены результаты исследования речевой деятельности курсантов военного вуза и старшеклассников. Раскрыты общие и специфические особенности их речевой продукции на предтекстовомуровне, описаны лингвистические характеристики текстов как продуктов индивидуальной речевой деятельности и психологические компоненты речевых действий.

Вопросы психологии личности, ее индивиду- Личность, как известно, представляет собой

альности очень актуальны в современном обще- сложнейшее социально-психологическое образо-с т в е вание, которое формируется прежде всего в про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.