Научная статья на тему 'Духовность как способ самоорганизации человека в контексте модернизации России'

Духовность как способ самоорганизации человека в контексте модернизации России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
267
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЭНЕРГИЯ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / ДУХ / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕНТАЛИТЕТ / РАЗВИТИЕ / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / MENTALITY / SPIRIT / METHODOLOGY / DEVELOPMENT / RATIONALITY / SELF-ORGANIZATION / HUMAN / ENERGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ермолаева Любовь Константиновна

В статье исследуется антропологическая проблематика самоорганизации человека через соотношение понятий «менталитет» и «духовность». Статья строится на основе сравнительного анализа различных методологических подходов. Функциональная общность этих подходов заключается в выявлении энергетического потенциала человека и его самоорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates the anthropological problems self-Th Rights through relations between the concepts “mentality” and “spirituality”. The article is based on a comparative analysis of different methodological approaches. Functional commonality of these approaches is identifying tion of the energy potential of man and his self-organization.

Текст научной работы на тему «Духовность как способ самоорганизации человека в контексте модернизации России»

J

L

развития, трансформаций и международного взаимодействия современной цивилизации; комплексных процессах альтернативного управления процессами инноваций, отбора, разделения и рецессии элементов цивилизации; и процессах конкуренции, в ходе которой разные страны стремятся и достигают высоких уровней развития по мировым стандартам» (4, с. 207). Тесное взаимодействие традиционной и новой культур, осуществляемое, в том числе, и на основе таких принципов, как глобальность, непредсказуемость, систематичность, частичная обратимость и т.п., будет оказывать, помимо собственно куль-

Примечания

1. Гуревич, П. С. Расколотость человеческого бытия / П.С. Гуревич ; Рос. Акад. Наук, Ин-т философии. — Москва: ИФ РАН, 2009.

2. Карпова, Ю. А. Инновационное развитие (модернизация): социальные феномены и парадоксы / Ю.А. Карпова, В.М. Нурков // Инновации, журнал об инновационной деятельности. 2012. — № 5 (163), май.

3. Тихонова, В. А. К вопросу о сущности понятия модернизация. Мировоззренческие основы модернизации России: разнообразие подходов : сборник статей / В.А. Тихонова, Д.А Сторублевцева. — Москва: МГУКИ, 2012.

4. Хэ Чуаньци. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001—2010) / Хэ Чуаньци ; [пер. с англ. под общей редакцией Н.И. Лапина] ; [предисл. Н.И. Лапин, Г.А. Тосунян]. — Москва: Весь Мир, 2011.

5. Хазин М. Л. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <http://worldcrisis.ru/crisis/1025585>

УХОВНОСТЬ КАК СПОСОБ САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

Л. К. Ермолаева

Российский государственный торгово-экономический университет Ивановский филиал

В статье исследуется антропологическая проблематика самоорганизации человека через соотношение понятий «менталитет» и «духовность». Статья строится на основе сравнительного анализа различных методологических подходов. Функциональная общность этих подходов заключается в выявлении энергетического потенциала человека и его самоорганизации.

Ключевые слова: человек, энергия, ментальность, дух, методология, менталитет, развитие, рациональность, самоорганизация.

The article investigates the anthropological problems self-Th Rights through relations between the concepts "mentality" and "spirituality". The article is based on a comparative analysis of different methodological approaches. Functional commonality of these approaches is identifying tion of the energy potential of man and his self-organization.

Key words: mentality, spirit, methodology, development, rationality, self-organization, human, energy.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 75-79 75

турного влияния, еще и политическое. Если прежде (при первичной культурной модернизации) процесс был направлен на индивидуализацию, культурную дифференциацию, то ожидаемыми итогами от вторичной является процесс обратной дифференциации, сетевое взаимодействие. Таким образом, необходимо учитывать, что взаимовлияние войны за рынки и благосостояние и духовных ценностей приводит не только к углублению разделения с одновременной унификацией, но и к острой потребности в адекватных идеях и идеологиях с созданием реально работающего механизма воплощения.

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^

В современной философии феномен духа рассматривается как источник высших ценностей и личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности, открывающей возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей (9, с. 706). Следовательно, трансцендентальная сущность духовности заключается в стремлении человека к познанию вечного, в поиске личной связи с совершенством идеала, невзирая на реальность.

Антропологи и историки (М. Блок, Л. Февр, Э. Дюркгейм, Ле Гофф, Г. Телленбах, А.Я. Гуревич) рассматривали менталитет как этнический способ восприятия, унаследованный от предшествующих поколений, устойчивую совокупность установок, которая формировалась под влиянием географических, хозяйственно-технологических и социокультурных факторов. Менталитет понимается как система элементов духовной жизни и мировосприятия, предопределяющая соответствующие стереотипы поведения, деятельности, образа жизни социальных общностей (7, с. 383—385). Ментальность есть проявление коллективно-бессознательного опыта жизнедеятельности, воспроизводство которой сопровождается положительными эмоциями. Этнокультурным кодом русской менталь-ности стал образ медведя, в то время как для западноевропейских народов он был символом дикости русских.

Устойчивость методологии классической рациональности в России в понимании соотношения понятий «менталитет», «ментальность», «дух», «духовность» была обусловлена как историческим опытом, так и задачами модернизации. В ментальной истории России действовали такие ценностные установки, как «Москва — третий Рим», «Православие. Самодержавие. Народность», «коммунизм» и т. д. Они становятся основой объективной потребности в делегировании духовной власти, права принятия решений руководителям государства. Духовными ценностями российского общества ХХ—XXI веков стала тех-

нологическая и идеологическая модернизация социально-экономических и национальных отношений. Однако при решении этих задач парадигма классической рациональности оказалась не эффективной.

Альтернативная позиция в понимании сущности и соотношения понятий «менталитет», «ментальность», «дух», «духовность» представлена сторонниками методологии неклассической рациональности. Акцент внимания исследователей был перенесен на изучение энергетических принципов взаимодействия всех форм движения материи в процессах самоорганизации. По мнению В.И. Вернадского, эти процессы приводят к появлению новой формы энергии — энергии человеческой культуры или культурной биогеохимической энергии (4, с. 95). Процессы преобразования энергии осуществляются в действии индивидуальной и групповой биогенетических программ. Индивидуальная программа предписывает индивиду необходимость реализации его энергетического потенциала посредством: сохранения жизни, продолжения рода и самоутверждения. Групповая программа предписывает необходимость рационального использования энергии членов сообщества через деление группы на управляемых и управляющих. На основе индивидуальной программы формируется духовность — представление членов общества об их неотчуждаемых, естественных правах. На основе групповой программы формируются духовные ценности — представления о гражданских правах человека, стимулирующие творческую активность личности. «"Взрыв" научной мысли в XX столетии подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее строении. Он не может остановиться и пойти назад. Он может только замедлиться в своем темпе» (4, с. 33). Следовательно, духовность может рассматриваться как система ценностных ориен-таций, обеспечивающих свободную самореализацию творческого потенциала гражданина и эффективное взаимодействие личностей в рамках общества.

По мнению М. Вебера, духовной ценностью самореализации становится «призвание».

Оно является движущей силой рациональной организации капиталистического предпринимательства. Идеалом протестанта, или «человека экономического», становится «кредитоспособный добропорядочный человек, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель». Что касается рабочих, то «призвание» делает их приверженными идее «долга по отношению к труду», восприятию труда как самоцели, в надежде на загробное воздаяние (1, с. 73, 83). По мнению Вебера, эволюция — процесс рационализации, вытеснения из человеческого действия всех элементов, препятствующих достижению поставленной цели.

Рационализация как система духовных ценностей ведет к конфликту ценностей индивидуальной самореализации и менталитета — традиций взаимодействия субъектов общества. Абсолютизация экономического эффекта ментальности в условиях рынка проявилась в переходе от интеллектуальности и духовности к телесности. Выворачивание наизнанку тела, его публичная критика в процессе расчеловечивания человека стала отличительной характеристикой постмодернизма (11, с. 24—25). Становление рыночных отношений привело к противоречию духовных ценностей индивидуальной самореализации и коллективизма, а на уровне ментальных установок спровоцировало кризис систем традиционных ценностей. Медики и психологи твердо уверены, что высокая смертность россиян на современном этапе прочно связана не столько с тяжелыми материальными условиями, сколько с угнетенным состоянием людей (особенно старшего поколения) в связи с распадом страны и затянувшимся глубоким кризисом всех устоев России, оказавшейся в сильной зависимости от Запада (6, с. 29).

Очевидно, что формирование духовности происходит в процессе преодоления стихийности энергоинформационного взаимодействия Космоса, биосферы и человека. В. И. Вернадский более полувека назад писал: «Вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного определения богатств, связанный с созна-

нием единства и равенства всех людей, единства ноосферы, стал на очередь дня. Движение повернуто быть не может, но оно носит характер жестокой борьбы, которая, однако, опирается на глубокие корни стихийного геологического процесса» (3, с. 144). В данном случае для нас принципиально важны три положения в духе методологии постнеклассической рациональности. Во-первых, движение к сфере разума и духовных ценностей, к всестороннему развитию личности опирается на глубокие корни стихийного естественного процесса самоорганизации материи. Во-вторых, система духовных ценностей меняется по мере развития систем материального и культурного производства, в ходе которого движение к ноосфере приобретает характер ментально конкурирующих этнических и социальных объединений. В-третьих, движение к ноосфере связанно с осознанием универсальных духовных ценностей и прав человека.

Движение к единству и равенству требует гармонизации биологической, социальной и духовной составляющей этого процесса. «Неумолимый голод, — писал В.И. Вернадский, — становится беспощадной движущей силой социального строя общества. Общественное равновесие поддерживается лишь неустанным трудом, и оно всегда неустойчиво. Большие перевороты в общественных строях, ошибки, совершенные на этой почве, всегда приводили к ужасающим последствиям» (2, с. 291). Анализ логики Вернадского показывает, что движение к ноосфере осуществляется через возрастание роли субъективного фактора — научной мысли. Диалектика объективного и субъективного факторов осуществляется как синергетическое взаимодействие открытых систем. Периоды стабильности сменяются состоянием хаоса не только в результате воздействия бифуркационных факторов биосферы и Космоса, но и в результате активности науки. Все это в конечном счете, как указывал В.И. Вернадский, заставляет людей «...мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетном аспекте» (4, с. 24).

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^

Движение человечества к ноосферной духовности осуществляется через формирование «...демократических и социальных организаций трудящихся, интернациональных объединений и их стремление к получению максимального научного знания» (4, с. 62, 63). Реализация этой задачи потребует формирования новых принципов духовного взаимодействия на основе справедливости. Эту идею Вернадского поддержал один из лидеров «Римского клуба» А. Печчеи. По его мнению: «Социальная справедливость составляет главную цель человеческой революции. Раз начавшись, кризисы, скачки и перемены могут в дальнейшем лишь набирать скорость, наращивать способность к дальнейшим мутациям». Остановить процесс нарастания хаоса может только идея социальной справедливости. «Именно она вдохновила движение за новый мировой порядок и стала важнейшим принципом нового гуманизма...» (10, с. 216). Сущность этого нового гуманизма заключается в том, чтобы каждый имел «...достаточно реальную и равноправную возможность для раскрытия заложенных в нем способностей» (10, с. 217). Следовательно, глобализация объективно ставит задачу реализации принципа социальной справедливости, который становится основой нового гуманизма и духовности, направленной на создание равных возможностей самореализации творческого потенциала каждого посредством созидания. В этом контексте следует подчеркнуть противоречие тенденций движения к ноо-сферной духовности с ментальными установками индивидуализма.

Исторический опыт показывает, что содержание понятия «духовное» определяется потребностью личности в познании своего места во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего через созидание ценностей, гармонизирующих связи индивида с социумом, биосферой и Космосом. Духовность — это способ самоорганизации человека, посредством которого личность снимает противоречие между своей сущностью и реальностью существования. В данном контексте духов-

ность можно рассматривать как энергоинформационный сигнал, посредством которого субъект мобилизует свою энергетику на созидание различных ценностей в конкретных условиях его бытия. Следовательно, духовность можно рассматривать только в конкретно-историческом аспекте эволюции основных типов самоорганизации.

Каждый этап самоорганизации в той или иной мере изменяет содержание представлений о духовности, но при этом хочется подчеркнуть ряд моментов. Во-первых, духовность отражает в себе эмоционально-одухотворенное восприятие природы и деяний своих предков. На основе этого аспекта формируются национальная идентичность, патриотизм и определенное представление народа о своей истории и месте в мировом сообществе. Во-вторых, духовность несет идею или образ будущего, направленного на движение к идеалу — воплощению справедливости. В контексте этой черты формируются такие качества личности, как единство слова и дела, целеустремленность, последовательность, бескорыстие и честность, стремление к самореализации творческого потенциала через созидание общественно значимых ценностей. В-третьих, духовность для личности становится способом гармонизации прошлого и будущего в настоящем. Способом этой гармонизации является принятие личностью нового гуманизма — признания права каждого на самореализацию через созидание ценностей. В процессе созидания возникает духовность добра (то есть процесс реализации родовой сущности человека) и отторжение зла (то есть присвоение или возврат к биологическому способу существования). В-четвертых, потребность личности в созидании, как цели и смысле жизни, возможна только при условии реализации принципов социальной справедливости. Только адекватное вознаграждение за качество и количество труда, вложенного в производство общественно значимых ценностей, станет основой духовно-нравственного оздоровления российского общества.

J

L

Примечания

1. Вебер, М. Протестантская этика и «дух капитализма» / М. Вебер // Избранные произведения. — Москва: Прогресс, 1990. — 809 с.

2. Вернадский, В. И. Автотрофность человечества / В.И. Вернадский // Русский космизм: Антология философской мысли / сост. С.Г. Семеновой, А.Г.Грачевой. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — 412 с.

3. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление/ В.И. Вернадский — Москва: Наука, 1991.— 270 с.

4. Вернадский, В. И. Размышления натуралиста / В.И. Вернадский // Научная мысль как планетное явление. Кн. 2. — Москва: Наука, 1977. — 191 с.

5. Веряскина, В. П. Концепт «образцового человека» / В.П. Веряскина // Человек. — 2004. — № 4. — С. 48—69.

6. Кива, А. В. Духовность и преодоление кризиса / А.В. Кива // Общественные науки и современность. 2001. — № 2. — С. 20—31.

7. Кондрашов, В. А. Менталитет / В.А. Кондрашов // Новейший философский словарь / [под общ. ред. А.П. Ярещенко]. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — С. 383—385.

8. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Вступительное слово / Митрополит Минский и Слуцкий Филарет // Православное учение о человеке: избранные статьи. — Клин: Христианская жизнь, 2004. — С. 11—17.

9. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; [предс. научно-ред. совета В.С. Степин]. — Москва: Мысль, 2000. — Т. 1: А — Д. — 2000. — 721 с.

10. Печчеи, А. Человеческие качества. / А. Печчеи. — 2-е изд. — Москва: Прогресс, 1985. — 312 с.

11. Тульчинский, Г. Л. Постчеловеческая персонология: Новые перспективы свободы и рациональности / Г.Л. Тульчинский. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2002. — 677 с.

УХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ АРМИИ НАКАНУНЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА В ОЦЕНКАХ ВОЖДЕЙ БЕЛОГО ДВИЖЕНИЯ

Д. А. Горбачев

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается духовно-нравственное состояние российской армии накануне Октябрьской революции 1917 года, предпосылки и причины разложения института армии в Российской империи, а также дается краткий анализ несостоятельности «теории заговора» и указываются основные причины революций 1917 года в России.

Ключевые слова: революция, «теория заговора», духовность, нравственность, мораль, Мировая война, монархия, армия, солдаты, офицеры, патриотизм.

In article the spiritual and moral condition of the Russian army on the eve of October revolution of 1917, the precondition and the reason of decomposition of institute of army in the Russian Empire is considered, and also the short analysis of insolvency is given to "the plot theory" and the main reasons for revolutions of 1917 in Russia are specified.

Key words: revolution, "plot theory", spirituality, moral, morals, World war, monarchy, army, soldiers, officers, patriotism.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 79-84 79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.