Научная статья на тему 'Духовное значение личности в современном мире'

Духовное значение личности в современном мире Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
138
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовное значение личности в современном мире»

ЛИЧНОСТ

ШИРЕ

В. В. Лепов,

доктор технических наук, действительный член Академии наук РС(Я)

В последние годы много говорится о необходимости сохранения памяти о прошлом, ведь преображаясь через призму настоящего, оно определяет будущее. Прозрачность этой призмы, её «незамутнённость» идеологией и политикой определяют широту и чёткость картин минувшего, спрессованного в книгах, фильмах, произведениях искусства, во всей национальной культуре. Любое воздействие извне, вольное или невольное, искажает смысл событий. Тогда будущее также становится неопределённым, в нём может не остаться места традиционным ценностям, и даже человеку как таковому.

Весьма показательна в этой связи история с появлением мультимедийных парков «Россия - моя история». Благодаря успеху экспозиции, посвящённой 400-летию дома Романовых, проходившей в 2012 г. в московском манеже, где был представлен широчайший материал, сохранившийся и в архивах Русской православной церкви, по решению и под патронажем Президента Российской Федерации был инициирован проект строительства исторических музеев в виде мультимедийных

парков по всей России. В настоящее время создан и накоплен огромный исторический цифровой контент, включающий тысячи цитат, десятки короткометражных фильмов, более 13 000 иллюстраций и фотографий, а также десятки игровых приложений по темам «Рюриковичи» и «Романовы», о событиях Великой российской революции 1917 - 1922 гг., о подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны, об истории XX века в целом. Всё это вызывает искренний интерес у людей, особенно у молодёжи, не только потому, что человеческой памяти свойственно забывать, но и по причине нового интересного мультимедийного представления, в котором сравниваются эпохи, на фотографиях и в кинохронике показываются дела и быт наших дедов и прадедов, во что они одевались и чем жили. Именно здесь можно почувствовать общие культурные и духовные основы своей Родины.

Никакое материальное производство, технические достижения, связь и знания не могут изменить, переписать или переснять историю, прошлое народов, или

На фото вверху - народный художник СССР и России Н. А. Осипов (1928 - 2017 гг.) со своей картиной «Академик В. П. Ларионов с супругой Люцией Спиридоновной»

Мультимедийная экспозиция исторического парка «Россия - моя история» в Якутске (фото Yakutia.info)

подменить их общие духовные и культурные ценности. Интуитивная тяга к возрождению традиционных духовных ценностей особенно остро ощущается в эпоху кризиса потребления и всеобщей усталости от свобод ультралиберализма. Несмотря на постоянные противоречия между светским государством и церковью, в такой период подобное сотрудничество оказывается полезным.

Якутская земля богата своей культурой, искусством, устным народным творчеством - древним эпосом Олон-хо. В нём, как в волшебном зеркале, отразились мечты и чаяния якутов. Каждый житель республики впитал в свою кровь и плоть строчки древних сказаний. Они вошли в его генетический код, переплелись с наследием древнего мира, его страхами, победами и триумфом и закладывают основы новой культуры информационной эпохи. Именно о такой генно-культурной коэволюции пишет в своей книге социобиолог Эдвард Уилсон, дважды лауреат Пулитцеровской премии [1].

Трудный жизненный путь, достижения и успехи Владимира Петровича Ларионова, первого из якутов академика РАН, сейчас хорошо известны и широко освещены в печати, в том числе и в нашем журнале [2, 3]. Пишутся о нём новые воспоминания, статьи и книги. Но в чём был секрет успеха и обаяния личности Владимира Петровича как учёного и организатора науки, идейного вдохновителя и политического деятеля? Наверное, в постоянных размышлениях, философских рассуждениях о судьбах людей, родного края и всей страны, о культуре и искус-

стве, о путях улучшения жизни. Он был открыт и всегда делился своими размышлениями и переживаниями.

Будучи студентом, Владимир Петрович в своих посланиях писал о необходимости индустриализации республики и об освоении богатств родного края. Ему было обидно, что якуты живут в неблагоустроенных домах, без электричества и связи, тратят много времени и сил, чтобы выжить. В. П. Ларионов мечтал о строительстве, улучшении быта и условий жизни людей на холодной, неприютной, вечномёрзлой земле Якутии. Получив прекрасное образование в одном из лучших вузов страны, заручившись поддержкой друзей и коллег, он начал свою деятельность по преобразованию родного края. Многое ему удалось, благодаря интеллекту и умению вдохновлять людей. Владимир Петрович добился ускорения строительства газопровода в Якутск, обеспечения его безопасной эксплуатации в зимний период путём обоснования и внедрения монтажной и ремонтной сварки при низких температурах, устранения трудностей в работе горнодобывающей техники в карьерах Якутии, становления якутской гранильной промышленности, проведения научных исследований мирового уровня. Дело В. П. Ларионова продолжается сегодня в работах его учеников и коллег: создаются элементы единой энергосистемы Якутии, возведены мощные гидроэлектростанции и железная дорога, вводятся в строй новые речные суда, строится и благоустраивается столица республики.

О чём бы ещё мог мечтать Владимир Петрович, над чем бы размышлял, будь он сейчас жив? Наверное, над тем же: чтобы люди жили свободно и счастливо, без боязни опасных сил природы и без страха потерь. Современная цивилизация не смогла полностью защитить человека от природных катаклизмов. Возникли новые опасности, связанные с эксплуатацией техники, - возросла вероятность аварий и природно-техногенных катастроф. Интенсивная техническая деятельность человека, не сохраняющая природу, не учитывающая тонкий баланс экосистем, приводит к развитию ряда процессов, ухудшающих условия жизни людей. Эти процессы могут быть не слишком заметны, но, в конце концов, приводят к тяжёлым последствиям. Происходят аварии на газопроводах (Уфа, 1989 г., аварии же с менее тяжёлыми последствиями отмечаются ежегодно), на атомных станциях (Чернобыльская АЭС, 1986 г.; АЭС Фукусима-1, 2011 г.), разливы нефтепродуктов (Кувейт, 1991 г.; Мексиканский залив, 2010 г.; разливы при транспортировке по трубам, в том числе через р. Лену, 2018 г. и др.), пожары, взрывы и наводнения (Саяно-Шушенская ГЭС; в Якутии - Якутская ГРЭС, рудник в Мирном, наводнение в Ленске и др.). Во всех подобных случаях страдают и природа, и люди. Возможно ли максимально защитить человека от такого рода явлений? Обеспечение безопасности функционирования техники сегодня является главнейшей задачей при освоении новых территорий в Сибири и Арктике.

Процесс нахождения и использования нового знания всегда будет означать и вероятность возникновения новых опасностей. Технический прогресс остановить

нельзя, однако можно применить научные знания для предотвращения катастроф и защиты людей. В Институте физико-технических проблем Севера им. В. П. Ларионова СО РАН развивается направление, связанное с обеспечением безопасности функционирования сложных технических систем, включая транспорт (железнодорожный, трубопроводный) и энергетику (изолированные энергосистемы, в том числе системы генерации, передачи, хранения и распределения электроэнергии). Ряд проведённых работ показал, что едва ли не основной причиной аварий и катастроф в энергетике на территории РС(Я), наряду с суровыми климатическими условиями, является так называемый человеческий фактор. Это характерно не только для нашего северного региона, но и для страны и даже мира в целом. Оказывается, человек, работая с техникой, может принимать неправильные решения, проявлять некомпетентность, а зачастую и безответственность.

Такое на первый взгляд нелогичное поведение свойственно человеку с самого начала технического прогресса. Бурное развитие технологий не означало быстрого привыкания к ним человека, остающегося всё же частью природы. Об этом писали ещё в начале XX в. Освальд Шпенглер и Николай Бердяев. Конечно, эти размышления появились под впечатлением ужасающих войн, во время которых применялись последние технические достижения. Но всё же они предвидели большую опасность для культуры и цивилизации в преимущественно техническом развитии последней.

Немецкий философ Шпенглер в качестве характерных особенностей гибнущей культуры пророчески указывал на возникновение огромных городов вместо деревень и превращение человека в «горожанина», главное для которого - деньги и власть, а не героические мифы и патриотизм. Страны начинают вести войны за миро-

Освальд Шпенглер (1880 - 1936 гг.) - немецкий философ и культуролог

Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948 гг.) - русский философ, представитель экзистенциализма

вое господство, а во главе их встают тираны. Само же общество перенасыщается техникой [4]. Возникает чудовищный образ «фаустовского человека», отрицающего культурно-духовную основу в развитии человечества, делая упор только на его технические достижения [5].

Судя по глобальным конфликтам, разрушительная сила техники в большинстве случаев намного превышает созидательную. О такой отрицательной черте современных технологий и изобретений писал Николай Бердяев: «Легче оказалось изобрести удушливые газы, которыми можно истребить миллионы жизней, чем способ лечения рака или туберкулёза» [6, с. 13]. С конца «XIX века единственной сильной верой современного цивилизованного человека остаётся вера в технику, в её мощь и её бесконечное развитие. Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета своей любви» [6, с. 4]. Эти пророческие слова Бердяева как никогда актуальны в настоящее время. Изменился не только облик, но и сама культура, цивилизация, а через неё возникает и новый вид Homo на генетическом уровне. Этот процесс искусственно ускоряется производителями электроники. Но готов ли к этому человек?

В конце XX и начале XXI вв. произошло осмысление влияния техники и информационной эпохи на человека и будущее человечества - в работах Элвина Тоффле-ра [7], Маршалла Макклюэна [8], Френсиса Фукуямы [9]. Здесь можно упомянуть также прогнозы Рэя Курцвела, футуролога и технического директора Google. По его мнению, человек будущего, наряду с практическим бессмертием, изменится технологически, станет продуктом трансгуманистических технологий, будет дополнен искусственным интеллектом и имплантатами.

Можно заметить, что в этом будущем уже не остаётся места природе, не говоря уже о традиционных культурах и верованиях народа. А ведь это то, что спасает человечество от омута трансгуманизма, так же как язык и определённый уклад жизни, сохраняющий природу в первозданном виде. Сохранение их внесёт неоценимый вклад не только в мировую сокровищницу культур и знаний, но и в спасение гибнущей природы, гармонизацию развития техногенной человеческой цивилизации и жизни на нашей планете. Следовательно, ответственность за природу, сохранение экологического баланса должно лежать в основе современного образования, включая популяризацию достижений науки для всего населения.

Несмотря на множество дел, В. П. Ларионов также уделял внимание популяризации научных идей и результатов исследований. Им преследовалась чрезвычайно важная цель - помочь широкой

В. П. Ларионов с коллегами и друзьями на конференции по прочности материалов и конструкций в Киеве (2000 г.).

Слева направо: д.т.н. член-корр. РАН Р. В. Гольдштейн (1940 -2017 гг.); зам. гл. редактора журнала «Заводская лаборатория» М. Е. Носова; член-корр. РАН Н. А. Махутов; главный специалист Института «Информэлектро» Н. Я. Рябикова; академик РАН В. П. Ларионов (1938 - 2004 гг.); к.т.н. В. В. Лепов

читательской аудитории понять ту роль, которую играет научно-технический прогресс, и даже приобщиться к научной деятельности. В течение 10 лет своей жизни Владимир Петрович являлся председателем Республиканского общества «Знание». За эти годы по его инициативе и при личном участии было организовано проведение интересных лекций и докладов почти во всех населённых пунктах Якутии. Эта работа по популяризации научных знаний должна быть продолжена нами - его учениками, в том числе и в вопросах ответственности человека за предотвращение аварий и катастроф, связанных с освоением природы. Многократное, подавляющее опережение горнодобывающего производства по сравнению с сельским хозяйством вызвало обострение продовольственной и экологической проблем. Техническая отсталость ряда отраслей промышленности республики, включая энергетику, обусловливает повышенную степень разрушения и загрязнения природной среды с долговременными последствиями.

Чувствуя себя ответственным за сохранение хрупкой северной природы, В. П. Ларионов предлагал ряд оригинальных организационных мер и законодательных инициатив, которые так или иначе в дальнейшем получили поддержку. В частности, он указывал на важность государственной поддержки свободного предпринимательства, малых инновационных предприятий, на необходимость соблюдения баланса - на экспертной и возвратной основах. Приватизацию же государственной собственности, по его мнению, следует проводить

только с учётом сложившихся в республике реалий, с сохранением контроля со стороны государства за стратегическими отраслями промышленности, коммунальным хозяйством и за сферой социальных услуг. Он считал, что любые масштабные проекты, намечаемые в республике, должны проходить глубокое научное обоснование, серьёзную социально-экономическую оценку и строгую экологическую экспертизу.

По мнению Владимира Петровича, необходимо чёткое разделение власти, которое не только определило бы функции и полномочия в принятии решений на отдельных уровнях управления в республике, но и возлагало бы на них определённую ответственность за проведение налоговой политики, обеспечение благоприятных и безопасных условий труда и жизни людей. Он считал, что социальная политика должна включать в себя решение вопросов по стабилизации финансов и нормализации потребительского рынка, формированию минимального потребительского бюджета и т. д.

В. П. Ларионов ратовал за то, чтобы экологическая политика строилась на основе анализа эколого-экономических проблем республики и была направлена на совершенствование хозяйственного механизма природопользования. Важным, по его мнению, является решение проблем несоответствия экономического развития и экологической ёмкости конкретных регионов республики. Он также выступал за существенную государственную поддержку предпринимателей, продвигающих национальные «брендовые» товары на мировые рынки.

Наука и её приложения на протяжении столетий изменяли жизнь человечества. Скорость этих

В. П. Ларионов с председателем Президиума СО РАН, д.г.-м.н., академиком Н. Л. Добрецовым (г. Новосибирск, 2002 г.)

В. П. Ларионов - свидетель зарождения ансамбля «Виртуозы Якутии»

преобразований ощущается в событиях последних трёх столетий, в особенности на примере уходящего ХХ в. Академия наук России с самого начала своего образования преследовала цель привлечь в свои ряды лучшие интеллектуальные силы общественной мысли и естественных наук. Поэтому актуальными на все времена остаются слова призыва первого русского академика М. В. Ломоносова находить таланты, поддерживать их в своём Отечестве:

«О вы, которых ожидает Отечество от недр своих, И видеть таковых желает, Каких зовёт от стран чужих, О, ваши дни благословенны!» Главной ценностью для каждого уходящего поколения остаётся человеческая личность. Всю свою деятельность мы строим исходя из этого тезиса. Личность человека выше, чем любые государственные структуры, идеи, программы, идеологии... Поколение шестидесятников и семидесятников, как это ни грустно, явилось на свет для того, чтобы проложить дорогу в этот вожделенный мир верховенству личности, закона и здравого смысла. Потом и кровью, ценой многих лишений, собственного здоровья, а то и жизни, ради одной высокой цели, шли они, увлечённые и ведомые этой идеей. Уже вслед за ними, предпринимателями и политиками первого поколения, начинают появляться другие - те, кто окончили школу при перестройке и чётко ставили себе цель, разбираясь в том, чего хотят. Они ценили знания, но не диплом, не гнались за престижем, за соблюдением формальных норм. Они шли в коммерческие школы, получали платное и нужное образование, брали то, что им требуется на сегодняшний день. Они уже были знакомы с рыночной экономикой, котировками, курсами акций, валют к рублю, и в 13 лет поняли, что деньги не растут на дереве. Возможно, они слишком мало читали - и выросли немного другими, «бездуховными» что ли («Поколение "Духлесс"»). Но в чём-то, конечно, они и более здоровые, чем представители нашего поколения. Не желая стать нищими, они стремятся самоутвердиться. Для них уже строится новая реальность - инновационные предприятия, технопарки, которых становится

всё больше. Прокладывается железная дорога, совершенствуются средства связи, зарождается даже современное сельское хозяйство и промышленное производство. Вырастет поколение свободных людей. Сейчас поколение 25 - 35-летних наиболее многочисленно, однако оно и менее защищено социально. Но фактически - это хозяева будущей России.

Нашей стране потребовалось больше времени для того, чтобы перейти на рыночную экономику. Её народы немного опоздали и частично утратили национальные традиции. Национальность не имеет значения в этих условиях - как только человек попадает в жёсткие условия рынка, он начинает играть по его правилам. Если же он их нарушает, то будет наказан по закону капитала, наибольшего производства прибыли.

Сегодня надо потратиться на образование и воспитание людей будущего, вырастить детей, которые смогли бы полюбить свою страну, как мы, и пойти дальше. Необходим невидимый духовный мост из прошлого в будущее, чтобы не прерывалась связь времён, поколений и традиций, мост, связывающий наших мудрых предков с людьми галактического будущего. Люди должны знать, что они живут не зря, что они повторяют бесконечный процесс развития и эволюции как отдельной личности, так и человечества в целом.

Список литературы

1. Ламсден, Ч. Д. Прометеев огонь. Размышления о происхождении разума / Ч. Д. Ламсден, Э. О. Уилсон. -М. : УРСС: ЛЕНАНД, 2017. - 304 с.

2. Лепов, В. В. Слово об Учителе (к 70-летию со дня рождения академика В. П. Ларионова) / В. В. Лепов // Наука и техника в Якутии. - 2008. - № 1 (14). - С. 70-74.

3. Лепов, В. В. Размышления по случаю 75-летия академика В. П. Ларионова / В. В. Лепов, В. Я. Парфёнов // Наука и техника в Якутии. - 2013. - № 1 (24) -С. 68-72.

4. Шпенглер, О. Закат Европы : очерки морфологии мировой истории [пер. с нем.]. - М.: Мысль, 1993. - 620 с.

5. Oswald Spengler. Der Mensch und die Technik. 1931. Освальд Шпенглер. Человек и техника. Культурология XX век: сб. статей [пер. с нем.]. - М., 1995.

6. Бердяев, Н. А. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники / Н. А. Бердяев // Путь. - Май 1933. - № 38. - С. 3-38.

7. Тоффлер, Э. Революционное богатство / Э. Тоффлер, Х. Тоффлер. - М. : ACT: ACT МОСКВА, 2008. - 569 с.

8. Маршалл, М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М. Маршалл. - М. : Академический проект, 2015. - 448 с.

9. Наше постчеловеческое будущее : последствия биотехнологической революции / Ф. Фукуяма ; [пер. с англ. М. Б. Левина]. - М. : ООО «Издательство АСТ»: ОАО «ЛЮКС», 2004. - 349 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.