Научная статья на тему '«Духовное завещание» Д. И. Фонвизина: проблема интерпретации'

«Духовное завещание» Д. И. Фонвизина: проблема интерпретации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
271
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Растягаев А. В.

The article is about D.I. Fonvizin's testament which is viewed in contest of the writer's confessed creativity. The work defines some basic genre features of the testament, its role and functions in Old Russian tradition. Fonvizin's testament is considered from traditional and innovative points of view. The author points out that in 18th с the testament lost its spiritual component and became merely a property document.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

D.I. FONVIZIN'S "TESTAMENT": PROBLEM OF INTERPRETATION

The article is about D.I. Fonvizin's testament which is viewed in contest of the writer's confessed creativity. The work defines some basic genre features of the testament, its role and functions in Old Russian tradition. Fonvizin's testament is considered from traditional and innovative points of view. The author points out that in 18th с the testament lost its spiritual component and became merely a property document.

Текст научной работы на тему ««Духовное завещание» Д. И. Фонвизина: проблема интерпретации»

5. Наиболее подробно в монографии: Луков Вл. А. Предромантизм. М., 2006.

6. Мигдал А.Б. Поиски истины. М., 1983. С. 39.

7. См.: Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации: Уч. пособие. М., 1999.

8. Там же. С. 55.

9. The literature of all nations and all ages: V. 1—10. Chicago etc., 1902; Handbuch der Literaturwissenschaft: Bd. 1—32. Wildpark, Potsdam, 1923—32; Histoire générale des littérature: T. 1—3. P., 1961; Les grands ecrivains du monde: T. 1—5. P., 1976—78; История всемирной литературы: В 9 т. М., 1983 (8 т., незаверш.) и мн. др.

10. Мы попробовали это обосновать в кн.: Луков Вл.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. М., 2003. (2-е изд. 2005).

WORLD LITERATURE IN CONTEXT OF CULTURE: NEW APPROACHES

TO RESEARCH

V.A. Lookov

The article considerers a new area of literary criticism — the theory on history of literature. The research of the world literature in the context of culture leads to formation of an independent area within the theory of literature. The theory on history of literature with its historiography, scientific methods, concrete receptions of research and some impressing achievements turns out to be more and more separated from the poetics and the historical poetics. The prospects of development for this area appear to be rather optimistic.

© 2008 г.

А.В. Растягаев

«ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ» Д.И. ФОНВИЗИНА: ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Завещание, или духовная грамота, — это жанр древнерусской публицистики, получивший распространение с XIV в. Он «связан со стремлением перед надвигающейся кончиной передать определенному кругу лиц заветные мысли с надеждой на дальнейшее их осуществление, а также свою собственность»1.

1786 г. становится годом суровых испытаний в жизни Д.И. Фонвизина. Финансовые проблемы, судебный процесс, череда приступов, сложности в семейной жизни — все это воспринимается писателем как знак неумолимой судьбы. Кроме того, весной этого же года на 80-ом году жизни умирает отец писателя. Напутствие умирающего, скорбный погребальный обряд приносят Фонвизину мучительные страдания. Будучи тяжело больным, он пишет «Духовное завещание» 3-го июня 1786 г. в гостиной московского дома Фонвизиных. Фонвизин, скованный параличом, не мог передвигаться: он сидел дома в кресле. Чтение

завещания происходило в мрачной обстановке, поскольку семья была в трауре по случаю смерти Фонвизина-старшего.

Как свидетельствует Фонвизин в начале документа, составление завещания прошло «при нижеподписавшемся у сего душеприказчике, которым прошу

быть его сиятельство графа Петра Ивановича Панина, и при нижеподписав-

2

шихся же свидетелях...» .

В духе древнерусской традиции завещание начинается этикетной формулой: «Во имя отца, в троице святой славимого. Я, нижеподписавшийся раб божий, статский советник Денис Иванов сын Фон-Визин, хотя, по несчастию моему, нахожусь я теперь в жестокой параличной болезни, но сохраняя — богу благодарение! — прежний смысл и память .утверждаю и прошу силою нижеследующих пунктов — по смерти моей пожаловать непременно привести оные ко указ-

3

ному и твердому во всем исполнению...» .

Распоряжения Фонвизина касаются прежде всего имущественных вопросов. Одно следует за другим: «1-е) Всем законным наследникам по мне и всем знае-мым меня персонам известно, что я наследственного имения никакого за собою не имею, да и от получения оного уже отрекся; а всякого звания имения есть за мною приобретенное единственно мною ж. А как жена моя Катерина Иванова дочь, урожденная Роговикова, живучи со мной поныне уже 12 лет в законном супружестве, сохранением ко мне всегда совершенно искренней своей любви и доверенности обязала меня вечною к себе благодарностию и признанием; и как же из принесенных ею за собою денег мы в общежитии с ней много уже прожили, и дом ее теперь состоит под закладом, да хотя же несколько из ее

денег и считается в остатке, но все они состоят теперь обращением своим в то-4

варах моих...» .

Можно заметить, что духовное завещание Фонвизина является важным свидетельством искренних и доверительных отношений супругов. Екатерина Ивановна, урожденная Роговикова, происходила из купеческого звания и была замужем за Фонвизиным вторым браком. Рано оставшись сиротой, она бежала из дома и обвенчалась с господином Хлоповым, адъютантом генерал-аншефа Чернышева. Овдовев, она так и не смогла вступить во владение трехсоттысячным наследством, поскольку родственники и свойственники затеяли бесконечные судебные разбирательства. Сама императрица поручила И.П. Елагину и

Н.И. Панину представлять интересы вдовы Хлоповой в суде. Последний перепоручил заведомо проигрышное дело своему секретарю — Д.И. Фонвизину. Несмотря на все старания, Екатерина Ивановна Хлопова унаследовала лишь незначительную сумму и дом в Петербурге. Проиграв процесс наполовину, Фонвизин, тем не менее, «полностью завоевал сердце Екатерины Ивановны»5. Преодолев сопротивление родителей Фонвизина, молодые люди обвенчались в Москве в конце 1774 г.

Как свидетельствует завещание Фонвизина, их брак к 1786 г. длился 12 лет и основывался на взаимном уважении, бескорыстии, любви и доверии. Екатерина Ивановна передала в полное распоряжение мужу все свое имущество, и по возвращении из Москвы в Петербург Фонвизины въехали в уже обставленный просторный дом на Галерной.

Поскольку иных прямых наследников, кроме жены, у Фонвизина не было,

то: «2-е) ко очищению против ее, супруги моей, совести и к соблюдению справедливости, по общему нашему между собою согласию на случай смерти кого первого из нас, сею моею духовною, на основании и вновь пожалованного от ее императорского величества всему дворянству права, изданного прошлого 1785 года апреля в 21 день, о имениях, собственно каждым благоприобретенных, завещаю и силою его определяю: при случае смерти моей прежде супруги, да будет она во всем недвижимом и движимом моем имении единственная наследница, и да отдастся все без изъятия оставшее после меня имение в ее владение, но недвижимое по ее только смерть»6.

Как известно, детей у Фонвизиных не было, поэтому единственной наследницей всего движимого и недвижимого имущества по завещанию становилась Екатерина Ивановна. Отсутствие детей повлияло и на содержание духовного завещания, в котором нет традиционного обращения к детям с последним словом и духовным заветом. Фонвизин превращает духовную в юридический документ и акцентирует внимание на имущественных правах наследников.

Третий пункт завещания относится к коммерческой деятельности Фонвизиных. По свидетельству биографа, дом Фонвизиных вскоре после свадьбы был украшен ценными картинами и другими произведениями искусства. Более того, Н.И.Панин и великий князь Павел доверяли Фонвизину покупку антикварных произведений живописи, скульптуры, а также ценных книг на иностранных языках. Будучи во Франции и Италии, Фонвизин с успехом выполнял коммерческие поручения своего покровителя, а его супруга, дочь купца, имела определенный опыт в торговых делах. Об успехе данной деятельности Фонвизиных свидетельствует тот факт, что немалый капитал был вложен в антикварный и букинистический магазин Клостермана. Этим фактом объясняется третий пункт духовного завещания Фонвизина. Всю прибыль от коммерческого предприятия он завещает жене и в счет оплаты долгов.

Духовное завещание учитывает возможность скоропостижной кончины самой Екатерины Ивановны: «4-е) После смерти ее, жены моей, все мое недвижимое имение да наследует тот или те из моих родственников, свойственников или же и посторонних, кто в течение жизни моей нелицемерною ко мне привя-занностию более заслужит моей благодарности, — о сем обстоятельстве не премину я отозваться особливым письмом моим к моему благодетелю душеприказ-7

чику» .

Духовное завещание имеет дополнение, в котором оговариваются возможные непредвиденные обстоятельства. Подписав дополнение к завещанию, знатные вельможи покинули дом Фонвизина, уверив обоих супругов в скором выздоровлении больного писателя. Однако поездка и Италию, Австро-Венгрию, Баден-Баден и Митаву улучшения здоровья не принесли. Насколько известно, к составлению нового духовного завещания Фонвизин не обращался, но исповедально-мемуарная тематика становится господствующей в позднем творчестве писателя. Это прежде всего «Рассуждение о суетной жизни человеческой (на случай смерти князя Потемкина-Таврического)» и «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Подобным же образом можно истолковать и двойную безуспешную попытку издания собраний собственных сочинений (1788, 1791 гг.)8.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Коробейникова Л.Н. Завещание // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. М., 2003. Стб. 271.

2. Фонвизин Д.И. Собрание сочинений: В 2 т. М.; Л., 1959. Т. II. С. 612.

3. Там же.

4. Там же. С.612-613.

5. СтричекА. Денис Фонвизин. Россия эпохи Просвещения. М., 1994. С. 298.

6. Фонвизин. Ук. соч. С. 613.

7. Там же.

8. Алпатова Т.А. Фонвизин // Русские писатели. XVIII век: Биобиблиографический словарь/ Сост. С.А.Джанумов. М., 2002. С. 204.

D.I.FONVIZIN’S “TESTAMENT”: PROBLEM OF INTERPRETATION

A.V. Rastjagaev

The article is about D.I. Fonvizin’s testament which is viewed in contest of the writer’s confessed creativity. The work defines some basic genre features of the testament, its role and functions in Old Russian tradition. Fonvizin’s testament is considered from traditional and innovative points of view. The author points out that in 18th c. the testament lost its spiritual component and became merely a property document.

© 2008 г.

А.В. Подгорская СТИЛЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РУССКОЙ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ПОЭЗИИ РУБЕЖА ХГС-ХХ вв.

Русская поэзия рубежа ХК—ХХ вв. в отличие от поэзии второй половины XIX века, «подчинявшейся прозе и ориентирующейся на неё, отчетливо противопоставляет себя ей и сосредотачивается на тех художественных задачах, которые прозе недоступны». (М.Л. Гаспаров) Вместо унифицирующей простоты (характерной для предыдущего периода) поэзия стремится к дифференцирующей сложности вместо мнимой естественности формы к сознательной необычности. Поэты стремятся создать свою «вторую реальность», сотканную из субъективных представлений, воспоминаний, прогнозов, мечтаний, средствами расширения смысла слова, значения краски, детали. В итоге предельное усиление авторского начала в поэтическом повествовании вообще и в рождественском в частности сообщило последнему редкое разнообразие лирических форм и жанровых структур: от традиционных религиозных до «антисвяточных» стихотворений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.