Section 3. History and archaeology
Burchonova Sabo Tulanovna, Taschkenter Finanzhochschule, Lehrstuhl „Geschichte von Usbekistan“, Dozent E-mail: [email protected]
Die Geistige Vervollkommnung wie die Grundlage der geistigen Erziehung der heranwachsenden Generation
Abstrakt: Die Inhaltsangabe: Im Artikel werden die Hauptaufgaben der Bildung der Grundlagen der neuen Weltanschauung und der ideologischen Immunität betrachtet; der Fertigkeiten des selbständigen Denkens bei der Jugend. Stichwörter: Die Stichwörter: die geistige Vervollkommnung, die geistige Erziehung, die Geistesbildung.
Бурханова Сабо Тулановна, Ташкентский Финансовый институт, доцент, кафедра «Узбекистон тарихи (История Узбекистана)»
E-mail: [email protected]
Духовное совершенствование как основа духовного воспитания подрастающего поколения
Аннотация: В статье рассматриваются основные задачи формирования основ нового мировоззрения и идеологического иммунитета; навыков самостоятельного мышления у молодежи.
Ключевые слова: духовное совершенствование, духовное воспитание, гуманитарное образование/
Опыт развития человечества свидетельствует, что высоких целей можно достичь только путем непрерывного духовного совершенствования. Духовность — это основа человеческой жизни, сила, питающая волю и совесть, важный критерий нравственных жизненных взглядов.
Каждый регион, каждая страна и народ имеют свою неповторимую историю, культуру и духовную основу, которой является религия. Территория Узбекистана исторически находится на пересечении континентальных магистралей, связывающих восток и запад. Здесь, на рубеже первых веков до нашей эры у исконных народов возникла одна из древнейших религиозных систем — зороастризм, создание которой, приписывают легендарному пророку Заратуштре, и также имеются свидетельства, что и древний религиозный сборник «Авеста» в своих первых вариантах был создан в Средней Азии, в Хорезме. Учение Зороастра стало первым религиозным учением, которое пришло на смену древним мифам и легендам о духах и богах. Священными считались луна, звезды, земля, вода. И конечно же как не вспомнить триаду зороастризма, которая как основа религиозных канонов актуальна и сегодня. И в наши дни основными постулатами всех мировых религий являются поистине вечные ценности, — чистые помыслы, чистые слова, чистые дела, как три кита, на которых, как верили в древности, держится мир. И действительно эти три основы духовного состояния человека должны присутствовать в его миропонимании всегда.
С веками, в исторически сложившихся обстоятельствах, на территории Узбекистана возникли различные религиозные направления — буддизм, христианство, ислам и иудаизм. Этническая культурная и религиозная
терпимость нашего народа — еще один неиссякаемый источник духовного Возрождения. На протяжении тысячелетия Центральная Азия была центром встречи и сосуществования самых различных религий, культур и укладов. Этническая терпимость и открытость стали естественными нормами, необходимыми для выживания и развития. Даже те, кто завоевывал эти территории, не только преклонялись перед культурой народов Центральной Азии, но и бережно перенимали традиционные элементы существовавшие на этой территории государственности.
В книге президента Узбекистана И. Каримова «Высокая духовность — непобедимая сила» есть фраза: «Именно на этой земле происходило глобальное взаимообогащение мировых культур на протяжении многих столетий. Здесь веками кочевые народы уживались с соседями, иранские племена с тюркскими, мусульмане с христианами и иудеями...».
Благодаря начавшемуся реформированию и обновлению нашей общественной жизни, открылись мощные пласты духовной культуры, резко «изменившие народную психологию в сторону патриотизма, национальной гордости, открытости для всего мира. Это первый признак мощи».
Большие требования предъявлены сегодня к преподавателям социально-гуманитарных дисциплин. Одной из главных задач профессорско-преподавательского состава, работающих в этой сфере, является качественное преподавание этих дисциплин, краеугольным моментом которого должен стать процесс воспитания молодежи в духе патриотизма и любви к своей Родине. Необходимо довести до сознания нашей молодёжи понимание того, что в Конституции Узбекистана отражено уважение к свободе
20
Die Geistige Vervollkommnung wie die Grundlage der geistigen Erziehung der heranwachsenden Generation
совести. Подрастающее поколение должно понимать, что общечеловеческий принцип невмешательства государства в личные убеждения и вероисповедания граждан не позволяет нам пойти на придание государству религиозного характера. Оно должно знать, что основной закон обязывает граждан оберегать историческое, духовное и культурное наследие народов Узбекистана, предусматривает светский характер государственной системы образования. Сегодня подготовка специалистов с высшим образованием в Республике осуществляется в 66 высших учебных заведениях — университетах, институтах. Программы, по которым ведутся преподавания в ВУЗах республики, предусматривают в 1 блоке до 25 % социально-гуманитарных дисциплин. Такой процент данных дисциплин отвечает требованиям проводимых в стране реформ, согласно Национальной Программе по подготовке кадров.
Главными задачами изучаемых дисциплин является:
- формирование основ нового мировоззрения и идеологического иммунитета;
- навыков самостоятельного мышления у молодежи.
Одним словом, должна решаться благородная задача
по воспитанию в духе патриотизма своей страны здорового и совершенного молодого поколения, имеющего творческое мировоззрение и живущего прогрессивными идеями человечества.
Конечным итогом в освоении социально-гуманитарных наук является социальное действие, т. е. применение знаний на практике, а не на освоение абстрактных и виртуальных понятий.
При изучении социально-гуманитарных дисциплин, мы предлагаем опираться на теоретические основы социологии, истории, философии, политологии, культурологии и т. д., которые раскрывают разнообразие и закономерности всех сторон жизни нашего общества. Но, важно подчеркнуть, что именно государственные идеи, которые мы определили на первом этапе собственного пути развития, будут иметь первостепенное значение.
Социальные дисциплины являются составной частью современного гуманитарного образования, и дают студентам, всем ее изучающим гражданам необходимую базисную подготовку по теории и методологии анализа духовной жизни, вырабатывает мировоззренческие ценностные критерии оценки общественных событий, умение связывать просветительские знания с духовной практикой.
Для полного счастья человеку мало материального благополучия, ему необходима духовная пища, моральное удовлетворение. Особое место должно отводится духовной жизни и основа ее — вера, благодаря которой человек возвышается над своими пороками.
До 90-х годов мы использовали понятие «духовный человек». Сейчас духовность возведена в ранг научной дисциплины, это понятие расширено и углублено. И, как следствие, преподавание духовности стало обязательной частью учебной программы. Ведь мы должны дать больше информации учащимся, студентам о понятиях «духовность»,
«идея», «идеология». Раскрыть им наши духовные и культурные ценности, познакомить с обычаями и традициями народа. Особенно это важно, когда молодежи навязывают чуждые нам идеи и идеологию. Молодежь — это часть общества, со всеми ее плюсами и минусами, а значит, наша задача — способствовать укреплению в характере юношей и девушек высокой нравственности и культуры.
Наши великие предки суфии М. Яссавий, ат-Термизи, Накшбанди и другие оставили нам свое богатое наследие, которое мы, в свою очередь, должны в целости и сохранности передать будущим поколениям. Одной из важнейших целей духовного воспитания является осознание представителями подрастающего поколения того, что одной из важнейших гуманных ценностей в Узбекистане всегда будет всемерная поддержка семьи, присущая всей восточной цивилизации. Они должны понимать, что полноценное восприятие прав человека и уважение к его личности обогащают нашу национальную культуру и молодую государственность.
В студенческих аудиториях занимаются взрослые люди, как правило, со сформированной нравственной позицией. С раннего детства, в семье должны закладываться духовно-нравственные ориентиры в характере человека. У народа Узбекистана имеется богатый пласт национальных традиций и обычаев. Уважение к старшим, любовь к родной земле, к родителям — все это духовные ценности, которые закладываются и развиваются в семейном кругу.
Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительского родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских, нравственных отношений.
Семья — это та социальная среда, где закладывается фундамент психофизического благополучия ребёнка, формируются основные жизненные установки, первые уроки духовности, нравственности, культуры. Семья — самый главный воспитательный институт, духовно-нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни.
Изучение социально-гуманитарных дисциплин, предоставляют возможность студентам научиться государственному мышлению и подходам к актуальным вопросам современности, высоким морально-этическим требованиям к политике, реально представлять возможности, достижения и просчеты людей по устройству и созиданию правового социального государства, гражданского общества.
Чтобы стать гражданином свободного, справедливого, демократического общества этому необходимо учиться,
21
Section 3. History and archaeology
овладевать определенными способностями, это прежде всего: коммуникабельностью, аналитическим мышлением, толерантностью по отношению к окружающим, самостоятельностью, предприимчивостью, инициативностью и т. д.
Долг преподавателей социально-гуманитарных наук — обучить студентов общечеловеческим ценностям, которые придают нашей многогранной жизни определенную осмысленность.
Список литературы:
1. Каримов И. А. Юксак маънавият - енгилмас куч (“Высокая духовность - непобедимая сила"), - Тошкент. “Маънавият”, - 2008, - 173 с.
2. Конституция Республики Узбекистан. - Ташкент. «Узбекистан», - 2012, - 39 с.
3. Вайндорф-Сысоева М. Е. Педагогика. Учебное пособие. - М., - 2005.
4. Эркаев А. Духовность и развитие. - Т.: Маънавият. - 2008.
Eprikyan Armine Melsikovna, Yerevan State Pedagogical University after Khachatur Abovyan, A candidate of historical sciences, the Faculty of History and Law
E-mail: [email protected]
Diplomatic and military steps of Turkey to capture Nakhijevan
Abstract: The province of Nakhijevan, which has been an inseparable part of historical Armenia, has always been an arguable and fighting subject between Armenia and Azerbaijan. Many trespasses had been made by Turkey towards it, England, the USA and Soviet Russia had taken the role of “intermediary”. There were a lot of words about the fact that it is not an arguing point that Nakhijevan belongs to Armenia. Armenian historical province Nakhijevan had been in a complex knot of military and diplomatic conditions, from 1917 to 1921.At present when the main task of Artsakh is internationally kindled the bitter luck of Nakhijevan and the Armenians who live there, who had unjustly been separated from the independent Armenian republic, facts about the condition of the policy of genocide, made by the Turkish government.
The article stirs up and scientifically discusses many questions which were risen at different conferences between Armenian- Azerbaijan, Russian- Armenian, Russian-Turkish held in Moscow, Alexandropoulos, Kars and Soviet Russia’s attitude concerning all this connected with the sovietization of Azerbaijan, many arguable territories and Nakhijevan problem.
Keywords: Nakhijevan, occupation, Azerbaijan, Bolshevik Russia, antagonism, arguable subjects, negotiations, Turkey, sovietization.
Armenian historiography especially signifies a number of developments connected with Armenian Nakhijevan in the frameworks of its serious diplomatic and military problems, which rose during these processes, its role in the relations between Armenian-Azerbaijan, Armenian-Russian and Ar-menian-Turkish.
In the result of all these facts the first Armenian Republic, later called soviet Armenia was expelled from the diplomatic process and transferred into the sphere of Russian-Turkish relationship.
It was proved when in 1923, June 16 the central council of Azerbaijan made a decision to unite Nakhijevan to Azerbaijan. It made the Turkish government irritated. Ten days later a note of complain from Turkey reached Moscow.
This connection of Nakhijevan to Azerbaijan was characterized by the Turkish government as an act of violation: Russian-Turkish contract of1921, March 16, article 3 Moscow, Turkish-Transcaucasia contract of October 13, article 5, Kars. It was written “According to my governments’ evidence, I’m
authorized to inform the government of Soviet Russia that this connection is not valid, as it is considered to be an act of violation of the above mentioned contracts. The Turkish government resolutely complains against the territorial connection [9, 409].
This phase had of course several consequences. By the demand of Moscow the central government of Azerbaijan was obliged to review his decision and made a new one in 1924, February 9. As to that decision “Reconstruction of Nakhijevan to a Soviet Republic of Nakhijevan under Azerbaijan’s protectority” [1, 633].
By following the further intentions, Turkey interfered to prevent Nakhijevan’s connection with Turkey.
Scientifically it will be easy to be convinced in this, if we briefly looked through Turkey’s further plans connected with the occupation of Nakhijevan and Turkey’s diplomatic games.
Both Turkey’s and Soviet Azerbaijan’s purpose was to lead an aggressive policy in that region. Concrete steps were made to express it. Some days later after the summit, which was held in Ankara on April 23, 1920, Mustafa Kemal sent a
22