Научная статья на тему 'Духовное развитие личности в педагогике Петра Федоровича каптерева (1849-1922)'

Духовное развитие личности в педагогике Петра Федоровича каптерева (1849-1922) Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
55
14
Поделиться
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИКА П.Ф. КАПТЕРЕВА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Амирокова Наталья Владимировна

Статья посвящена анализу проблемы духовного развития личности в педагогическом наследии П.Ф. Каптерева. В работе представлено теоретическое обоснование феномена духовности личности как ее потенциальной сущности, являющейся целью и результатом становления личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Духовное развитие личности в педагогике Петра Федоровича каптерева (1849-1922)»

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ ПЕТРА ФЕДОРОВИЧА КАПТЕРЕВА (1849-1922)

Н.В. Амирокова

SPIRITUAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN PEOTR FEODOROVICH KAPTEREV'S PEDAGOGY (1849-1922)

Amirokova N.V.

The article is devoted to the problem of personality's spiritual development in the pedagogical heritage of P.F. Kapterev. Theoretical substantiation of personality's spirituality phenomenon as its potential essence, being the aim and the result of personality's development, is presented in the paper.

Статья посвящена анализу проблемы духовного развития личности в педагогическом наследии П.Ф. Каптерева. В работе представлено теоретическое обоснование феномена духовности личности как ее потенциальной сущности, являющейся целью и результатом становления личности.

Ключевые слова: духовное развитие личности, педагогика П.Ф. Каптерева.

УДК 37.032

В условиях модернизации образования России проблема духовного развития личности является основополагающей и чрезвычайно актуальной, входящей в содержание основных направлений фундаментальных исследований, утвержденных Академией наук 25.04.2006, приоритетным из которых для педагогических исследований являются: «Цивилизационные перемены в современной России: духовные процессы, ценности и идеалы».

Признавая, что образование является универсальным основанием российских реформ и «панацеей от всех социальных болезней», главной целью государственной образовательной политики должно стать «формирование духовного человека - творческой основы целостного гармоничного общества» (1).

Опыт забвения законов духовного образования личности ХХ века показал, что коллективистское обезличенное общество, придавшее интеллектуальное наследие, накопленное веками мировым человеческим разумом, не принесло положительных результатов в достижении всеобщего блага для российского государства.

Великий российский философ И.А. Ильин пророчески предупреждал, что демократическая Россия может быть построена только на духовном образовании и развитии личности, в которой он видел решающий фактор развития страны. Поэтому обращение к вопросам формирования духовности сегодня выступает «как важное

ы

г Амирокова Н.В

^ Духовное развитие личности в педагогике Петра Федоровича Каптерева (1849-1922)

условие разрешения социальных, политических проблем, как средство построения духовной взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, как основное условие развития коммуникации людей, еще шире - вхождения России в цивилизационное, социокультурное мировое пространство» (2), а главное, как основа национальной безопасности нашей многонациональной Родины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этой связи важными в исследовании духовного развития личности является педагогическое наследие конца XIX - начала XX вв., где концепция духовности как смысла человеческой жизни, как высшее проявление сущности человека, живущего во благо отечества, становится ведущим в исследованиях великих педагогов России Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, В.Я. Стоюнина, П.Ф. Кап-терева, П.В. Вахтерова, М.И. Демкова, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Лесгафта.

Фундаментальное значение в теоретическом осмыслении феномена духовного в образовательном процессе имеют труды П.Ф. Каптерева «Педагогическая психология» (1877), «Дидактические очерки» (1884), «Из истории души. Очерки по истории ума» (1897), «Задачи и основы семейного воспитания» (1898), «О природе детей» (1899), «Педагогический процесс» (1904), «История русской педагогии» (1909), «Новая русская педагогика, ее главные идеи, направления и деятели» (1914), где ученый исследовал главный вопрос педагогики - становление духовности личности. Отвечая на него, П.Ф. Каптерев объяснял, что образование есть не изучение известного круга предметов, а «развитие личности предметами; на первом плане стоит личность, субъект, его интересы, а предметы - на втором, предметы только средства, цель - личность, именно ее развитие» (3).

Исследуя проблему духовного развития, ученый исходил из того, что фундаментальной, цивилизационной основой развития личности являются познанные ею великие творения, созданные духовным гением человечества, признавшим вечное значение духовности, стоящей дороже, чем все царства мира, так как душа человеческая есть «дитя вечности».

Духовное развитие личности в педагогике П.Ф. Каптерева определяется духовностью, познающей сущности развивающейся личности силой ее познания и мышления. Под духовной познавательной жизнью развивающейся личности П.Ф. Каптерев, как и Н.А. Бердяев (4), понимал «... огненный поток», созидательную, творческую динамику свободного развития личности.

Основываясь на научном выводе о том, что познание духовно порождает свет мышления, П.Ф. Каптерев исследовал механизм развития духовного бытия личности, опираясь на закон всемирной эволюции (взаимосвязь онтогенеза и филогенеза, то есть связь между развитием рода и индивида: «эволюция организма повторяет эволюцию рода, и в своем развитии зародыш и детеныш проходят через все те стадии, через которые прошло развитие рода» (6)), закон саморазвития («человек есть то, что получается от процесса саморазвития» (7)) и целостности личности («человек есть органически целое существо и противоположности духа и тела примиряются и объединяются в нем, как в одной живой личности» (8)).

Проявлением духовного бытия личности он признавал умственную деятельность, так как именно ум является инструментом самораскрытия мира, «открывает духовное бытие и образует из него обширную сферу новых фактов, задач и вопросов для исследования» (5, с. 84). Поэтому проблеме мышления П.Ф. Каптерев посвятил отдельное исследование «Из истории души» (1890), в которой, опираясь на законы всемирной эволюции, ученый сопоставил развитие детского мышления с историей развития мышления первобытного человечества, что позволило ему раскрыть природу становления содержания духовного развития личности.

В качестве материала для исследования мышления П.Ф. Каптерев избрал язык, так как он «есть спутник и выразитель мысли, он есть орган ума; история значения слов есть история развития понятий; в характере языка, его синтаксическом складе, в преобладании той или другой категории слов сказываются склад мысли народа и ее господствующие направления» (5, с. 4).

Основываясь на работах М. Мюллера (The Science of Thought, 1887), А. А. Потебни (Из записок по русской грамматике, 1889), Ренана (О происхождении языка, 1886), Селли (Основные начала психологии, 1888), И. Тэна (Об уме и познании, 1872), П.Ф. Каптерев научно обосновал взаимосвязь языковой, мыслительной и духовной деятельности и их познавательную природу. Язык в этой триаде выполняет фундаментальную роль в развитии человеческого ума и духовного развития личности, так как «язык побуждает ум к анализу»: «отчетливость выражения, точность и определительность слов и предложений находятся в прямой зависимости от отчетливости и ясности мысли» (5, с. 6). Именно языковое выражение мысли является одним из основных проявлений духовной деятельности, так как, выразившись в слове, процесс мыслительной деятельности доступен наблюдению.

Важным выводом П.Ф. Каптерева является понимание двойственной природы языка: с одной стороны, он выступает основанием развития духовной деятельности, и с другой, результатом ее деятельности: «вся жизнь языка идет параллельно с жизнью ума и совершается под его влиянием, но, раз возникнув и сложившись, конструкция и все другие жизненные формы языка весьма сильно влияют на мышление» (5, с. 5). Их диалектическое взаимодействие обусловливает развитие духовной жизни общества в целом.

Постепенное развитие языка и, соответственно, духовной мыслительной деятельности человека ученый связывал с образованием, выделением и определением частей речи с их особенным назначением, которые указывают на значительный рост способности различения и отвлечения, потому что каждая категория слов именовала в предметах свои особые стороны: «понятно, что обогащение языка отвлеченными словами с общим значением совершалось очень медленно и постепенно, не вдруг, а мало-помалу исчезал чувственный характер языков и речь получала отпечаток иного, более высокого склада мышления» (5, с. 99).

Таким образом, был выявлен высший уровень познавательной деятельности -«рассудочное мышление», где, достигая высшего уровня абстракции, находится субъективная духовная реальность. Возникновение рассудочного мышления определяет противопоставление объективного материального мира миру субъективному, духовное материальному. По убеждению П.Ф. Каптерева, проявлением духовного является приближение к этой форме мышления, но к нему способны немногие и на высоте его удерживаются недолго.

Развитие от примитивных членораздельных звуков, обозначавших ограниченное количество предметов, до логической стройности и обобщений, до абстрактного мышления есть развитие мировоззрения человечества от представления односложной картины мира до многогранной духовной картине мира. В духовном отношении, со стороны содержания, язык начался с бедности понятий, в языке царило абсолютное смешение и хаос слов. Поэтому начало умственного и, соответственно, духовного развития П.Ф. Каптерев связывает со способностью различения понятий и представлений, которые позволяют человеку достичь высшего отвлеченного развития мышления.

Что касается психических, духовных явлений, то они доступны для чисто отвлеченного мышления только в пределах личной психической жизни человека, насколько эта жизнь познается путем самонаблюдения. Чтобы заметить присутствие этого духовного (психического) мира наряду с материальным, нужна значительная познающая энергия ума, позволяющая сосредоточиться на духовном бытии, понять его своеобразный характер, отметить его особенности.

Связующим началом всех проявлений духовной жизни человека является осознание собственного «Я», заключающееся в сопоставлении и анализе внешних и внутренних ощущений, устремляющих его внутренние силы к познанию самого себя. Таким образом, П.Ф. Каптерев делает вывод о том, что «познавательная деятельность человека развивается из ощущений. Представления, понятия, идеи, идеалы, типы, высшее науч-

ы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г Амирокова Н.В

^ Духовное развитие личности в педагогике Петра Федоровича Каптерева (1849-1922)

ное и художественное поэтическое творчество имеет своим последним основанием ощущение. Как в высокой степени сложный и целесообразно устроенный человеческий организм родился из простой клеточки, длинными рядами осложнений и изменений, так точно и все самые высокие познавательные формы психической деятельности развиваются из ощущений» (8, с. 116).

Следующим этапом познавательной деятельности является воспоминание и память: «человеку умственно являются лица и предметы, которых у него нет: благодаря этим процессам, человек вновь переживает события давно минувшие и такие, которых никогда и не было» (5, с.86). Все это невольно привлекает внимание человека к своеобразному миру психических явлений, изображающих действительность при отсутствии действительности.

В своей психолого-педагогической работе «Из истории души: очерки по истории ума» П.Ф. Каптерев выявил сложный механизм познавательного процесса, который осуществляет каждый человек при мыслительной работе: ощущение - восприятие -память - воображение - мышление. Бесконечное множество отдельных впечатлений от различных предметов мира человек не может удерживать в своем уме отдельно, но соединяет их и образует из них целые сложные сочетания. Эти целые сочетания перерабатываются постепенно в новые, более отвлеченные, образования, так что различение между действительным познаваемым миром и его отображением в человеческом уме увеличивается, с развитием мыслительной деятельности, все больше и больше. Отдельные ощущения соединяются в представления, единичные и общие, представления в понятия не одинаковой степени общности, из отдельных понятий возникают целые системы понятий. «Чем серьезнее и глубже человек мыслит, - делает вывод П.Ф. Каптерев, - тем больше и тоньше он различает, тем отвлеченнее и общее его мысль, чем меньше он мыслит, тем его мышление конкретнее, живее, ближе подходит к самому внешнему миру, о котором он мыслит» (5, с. 86). Вследствие того, что первобытное

сознание не замечало в себе ничего особенного по сравнению с окружающей средой, не противопоставляло себя природе, факт мышления ускользал от его наблюдения. Человек так непосредственно и глубоко погружался в настоящее, в переживание получаемых впечатлений, что не замечал своих психических явлений, отражавших внешний мир, не замечал, что посредником между ним и природой служит познавательная деятельность. Рефлексии, направленной на самого себя, на свои психические состояния еще не было, «я» как своеобразная индивидуальность, не противопоставлялась «не -я», внешнему миру. Субъективная сторона явлений совсем еще исчезла и как бы не существовала для сознания человека. «Первоначальное состояние относительного неразличения простиралось не только на отдельные группы явлений, но и на основные представления о внешнем мире и нашем «я», - писал П.Ф. Каптерев, - они не различались и не обособлялись, природа и человек были еще одно. Человек жил как телесный организм, совершенно однородный со всей остальной природой» (5, с. 85). Духовное бытие было чуждо первобытному человеку, оно «всецело отсутствовало в сознании людей, было совершенно неизвестно» (5, с. 84). Это положение П.Ф. Каптерева является чрезвычайно актуальным именно для понимания вопроса генезиса духовности человека. Поэтому, анализируя содержание духовного развития личности, ученый сделал вывод о том, что его началом является познавательная деятельность человека.

Исследование духовного развития личности привело П.Ф. Каптерева к обоснованию того, что духовность есть познающая сущность человека, механизмом которого является мышление как психофизический процесс и язык как форма его выражения. Духовность по П.Ф. Каптереву является целью и результатом становления духовного содержания личностного развития на основе усвоенного интеллектуального опыта, законов духовного развития, сформулированных разумным человечеством. Образование в этой системе духовного развития личности призвано исполнять роль усовершенствова-

ния духовных сил личности как помощь естественному процессу саморазвития, что многократно актуализируется в условиях цивилизационных перемен современной России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мурашов В.И. Идея образования. Российская идея образования как основа государственной образовательной политики XIX вв. // Школа духовности. - 1999. - № 2. - С. 32.

2. Беляев В.И. Культура, духовность, образование: диалектика взаимодействия // Мир образования - образование в мире. - 2008. -№ 1. - С. 47.

3. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982. - С. 24.

4. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. -М.: Республика, 1994. - С. 202.

5. Каптерев П. Ф. Из истории души: очерки по истории ума. - С.-Петербург: Типография Училища Глухонемых, (Гороховая ул., д. 18), 1890.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика - Пресс», 1996. - С. 68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. -С.-Петербург: Типо-Литография, 1905. - С. 39.

8. Каптерев П.Ф. Педагогическая психология. -С.-Петербург: Типография А.М. Котомиа. У Обуховского моста, д. № 93, 1877. - С. 5.

Об авторе

Амирокова Наталья Владимировна, аспирантка кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета. Имеет 7 публикаций. Сфера научных интересов - Духовное развитие личности в истории педагогики конца XIX-начала ХХ вв. tixomir. n@rambler. ru