МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№1/2016
ISSN 2410-700Х
групп гидробионтов даже опережают их. Рассчитанный для них коэффициент Ф : Д (от 1,16 до 1,22) указывает на то, что эти озёра, несмотря на свою молодость, являются сбалансированными, достаточно устойчивыми системами. Четвёртый водоём также имеет ручьевой приток, но является бессточным. Хотя показатели его биопродуктивности также несколько выше, чем в пойменных водоёмах, но коэффициент Ф : Д, равный 2,27, больше роднит его с молодыми озёрами термокарстового типа. Аналогичные тенденции отчётливо проявляются и в рукотворном озере-коллекторе Харасавэй. Следовательно, можно предполагать, что бессточно-приточный гидрологический режим является не только важным условием доминирования продукционных процессов ОВ над деструкционными в молодых озёрах антропогенного и термокарстового генезиса, но и одним из основных факторов их экологической неустойчивости. Напротив, проявление устойчивости пойменных и приточно-сточных антропогенных озёр, т. е. способности сохранять своё оптимальное состояние в процессе активного функционирования, следует рассматривать в аспекте ручьевого (речного) стока, благодаря которому не создаётся одностороннего накопления ОВ и обеспечивается необходимая для гидробионтов и человека биогеохимическая, а значит и экологическая обстановка.
Таким образом, применённая автором методика экологической оценки озёр В. Г. Драбковой с соавторами [3] и основанная на анализе количественных и качественных показателей продуктивности основных групп гидробионтов, показала, что результаты состояния устойчивости совпадают на 86 - 92 % с нашими результатами по миграционно-геохимическим коэффициентам и МГФ.
Список использованной литературы:
1. Богданов В. Д, Богданова Е. Н, Госькова О. А. и др. Ретроспектива ихтиологических и гидробиологических исследований на Ямале. - Екатеринбург, 2000. - 88с.
2. География озёр Таймыра. - Л.: Наука, 1986. - 222 с.
3. Драбкова В. Г., Беляков В. П., Денисова И. А. и др. Закономерности формирования экосистем тундровых озёр и их изменение под влиянием антропогенного воздействия //Особенности структуры экосистем Крайнего Севера. - СПб: Наука, 1994. - С. 242 - 248.
4. Савченко Н. В. Гидрохимическое состояние озёр низменных равнин северной Евразии (на примере Западной Сибири). - Новосибирск, 2004. - 92 с. - Деп. в ВИНИТИ, № 1266 - В 2004.
5. Savchenko N. V. Ecological condition of Lakes Subarctic regions in Asian part of Russia // Science, Technology and Higher Education. - Westwood, Canada 2014. - pp. 251- 259.
© Н.В. Савченко, 2016
УДК 50
Трофимова Галина Ивановна
канд. г.-м. наук, доцент ТГАСУ, г. Ленинск-Кузнецкий, РФ E-mail: [email protected], [email protected]
Черемисина Варвара Геннадьевна канд. пед. наук, доцент КРИПКиПРО, г. Кемерово, РФ E-mail: [email protected]
ДУХОВНОЕ ПРОСТРАНСТВО Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования и преобразования духовного пространства. Определено взаимодействие человека и окружающего мира в едином духовном пространстве.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова
духовное пространство, преобразование, взаимодействие.
Понятие «пространство» начнем рассматривать с точки зрения физики. Физика - это наука о природе, а мы являемся её частью, поэтому одно из понятий пространства, в котором мы живём, созидаем, реализуемся творчески - это физическое пространство - пространство нашего повседневного мира, в котором определяется положение физических тел, происходит механическое движение, геометрическое перемещение различных тел и объектов.
Как правило, в физике этот термин применяется в этом смысле с уточняющим определением или дополнением. Например, пространство скоростей, цветовое пространство, пространство состояний, гильбертово пространство и другие. Такие пространства исследуют для постановки и решения вполне конкретных задач.
Пространство Ньютон характеризует следующим образом: "Абсолютное пространство по самой своей сущности безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным". Согласно этому, пространство нейтрально и бесконечно [6].
Иной точки зрения придерживался Лейбниц: "Я остаюсь при своем утверждении, что пространство есть голая абстракция и что для своего объяснения она требует тела"[5]. По мнению этого ученого пространство формируется телом. Вспоминая основы геометрии оно начинается с точки.
Аналогичной точки зрения придерживался и А. Пуанкаре: "Совершенно невозможно представить себе пространство пустым. Если кто говорит об абсолютном пространстве, то употребляет слово, лишенное смысла". [7]. Концепция этой теории говорит о возможности движения точки, создаваемой пространство.
Таким образом, Ньютон характеризует собой абсолютное пространство, в то время как Лейбниц и Пуанкаре считали его относительным. В частности А. Пуанкаре писал: "Вообразим себе, что за одну ночь все размеры вселенной возросли бы в 1000 раз. Мир остался бы подобен самому себе. Самые точные измерения не будут в состоянии ни в малейшей мере обнаружить этот поразительный переворот. В действительности переворот существует только для тех, которые рассуждают так, как будто пространство было абсолютным, в виду относительности пространства, не произошло, собственно говоря, ничего и именно поэтому мы ничего не заметили". Простыми словами, все, что функционирует во Вселенной, находится в инертном пространстве, то есть такое пространство есть только "место". Например, Земля и другие космические объекты двигаются в таком пространстве, как в пустоте, которая никак на них не воздействует. Эта концепция абсолютного пространства, что не соответствует действительности.
Пространство относительно, как по способу математического описания, (трехмерные геометрии Евклида и Лобачевского, N-мерное пространство Римана и.т.д.), так и по способу воздействия на различные материальные объекты. Суть такой относительности заключается в том, что у каждого пространства своя геометрия, которая его создала и сформировала в нём свои инструменты. Так, на Земле у каждого континента - своё пространство, у каждой страны - свои особенности пространства.. .у каждого из нас то пространство, которое создаем мы сами - это пространство материальных объектов: наш дом, наше рабочее место и т. д.
Исследования в этой направленности были проведены и В. И. Вернадским: "Эмпирически изучаемое пространство отличается от пространства геометрического. Геометрическое пространство изотропно; например, в нем нет проявления правизны и левизны. Это не вытекает из сути дела, а является следствием недостаточного углубленного анализа реальности геометрической мыслю. Говоря о пространстве, натуралист может только частью пользоваться достижениями геометрии - он все больше заходит в своих суждениях за ее пределы. Геометрическое пространство не охватывает сейчас всего эмпирически изученного физического, по выражению Гемгольца, пространства". Далее он пишет: "Состояние пространства тесно связано с понятием физического поля. Однако и физические поля не являются полями в обыденном смысле, так как имеют часто кривизну и в целом ряде явлений физического поля, в которых распространяются силовые линии - поля электрические, магнитные и т.д. - явно представляют из себя части геометрического пространства, резким образом отграниченного... Во всех этих случаях мы имеем дело с состоянием пространства, свойства которых проявляются не материально, аэнергетически" [2]. Говоря об
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
относительности пространства, необходимо уточнить, что все материальные объекты не помещены в пространство, как это принято считать, а являются его проявлениями.
Интересным выводом таких исследований является то, что физическое пространство динамично, то есть постоянно меняется относительно того, как оно было сформировано. Например, Земля вращается в пространстве и, делая один виток, потом другой и.т.д., в одном и том же пространстве. Выходя на каждый новый виток - она меняется и изменяет пространство. Поэтому физики рассматривают пространство вместе с понятием времени. Пространство при каждом новом обороте другое, как и время. Так, один оборот - это 1 год, следующий оборот - это уже 2 года и.т.д. Процессы, идущие, например, на Земле, со временем меняются: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера и т. д.. Год назад мы находились в одном пространстве, сегодня в другом, в следующем году в третьем и т.д. При этом, отдельные элементы пространства-времени остаются постоянными. Почему, в один и тот же день, скажем 15 января, в Сибири было -22 градуса мороза и дул сильный ветер, а на следующий год, в тот же самый день, шел снег, и было всего -8 градусов? Потому, что другое пространство-время. Оно изменилось, повторяются только отдельные элементы: мороз, ветер, снегопад, давление и прочее, но соотношение между ними уже иное, иное соотношение и между другими объектами.
Человечество научилось преодолевать земное притяжение с помощью ракет и точно рассчитать траекторию полета до луны и ближайших планет, зная законы их движения. При этом, забывая, что масса космического корабля настолько мала по сравнению с массами космических объектов, что влияние пространства-времени на траекторию движения будет незначительной. Это все равно, что пройдя 100 км делать выводы о форме Земли. Чтобы убедиться, каких она размеров и формы, надо преодолеть гораздо большее расстояние. Так же как Земля "заворачивает" на своей поверхности линию пути, также и пространство-время "закручивается", поэтому посылать космические корабли к очень далеким объектам не имеет смысла. Таким образом, в примере мкроскопических и микроскопических физических объектов, пространство можно лишь приблизительно считать их хранилищем с эталонами евклидовой геометрией. Но даже в этом случае, все расчеты будут приблизительными, и чем дальше будет космический объект (или меньше элементарная частица), тем больше будет погрешность. Кстати, гравитация есть следствие воздействия пространства на объекты, как следствие "закрученности" пространства. Тогда описание такого пространства - воображаемо. Какое пространство мы рисуем - такое оно и будет. Мы мысленно и произвольно помещаем начало координат в любую точку пространства. Как только появляются определенные физические объекты, абстрактное пространство становится конкретным, физическим. Такое пространство перестает быть инертным и начинает влиять по определенным законам на физические объекты, включает их в себя, и составляет с ними одно целое. Оно активно, постоянно изменяется, находится как бы в движении, закручивается по спирали, формируя поля, которые воздействуют на физические объекты. Поля, образованные пространством обладают энергией, являющейся двигателем процессов. Тогда само понятие движения приобретают другой смысл, а не как это обычно принято считать в физике. Пространство само является двигателем. Например, перемещение Земли происходит вместе с её пространством (атмосфера Земли вращается вместе с Землей), и такое пространство будет все время меняться. Так, в час дня пространство было одно, а в 3 часа - оно уже другое, и мы находимся в той же самой точке пространства, но в другом состоянии физического пространства. Это ответ на вопрос единства пространства и времени. Пространство связано со временем и "закручивается" вместе с "временной осью".
Подведем некоторые итоги физических исследований и дадим определение. Пространство - это система, включающая в себя элементы, взаимодействие которых выполняется по законам данного пространства. Пространство является одновременно абстрактным и конкретным, как и закон, который нельзя точно выполняется здесь и сейчас. Например, закон всемирного тяготения: сила притяжения убывает обратно-пропорционально именно квадрату расстояния, увидеть и потрогать его физически невозможно, но мы видим результат работы этого закона.
Перед тем, как мы перейдем к исследованию духовного пространства, приведем ещё один интересный пример. Прямоугольный треугольник - это пространство, объединенное законом, выраженным теоремой Пифагора. Сначала кажется, что точки A, B и C, составляющие вершины прямоугольного треугольника,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
разделены "пространством", и, чтобы составить треугольник, надо преодолеть расстояние между ними. Но на самом деле эти расстояния уже пройдены теоремой Пифагора и объединены в некоторую систему, называемую прямоугольным треугольником, и все, что находится внутри этого треугольника, составляет "прямоугольное пространство". Таким образом, абстрактное пространство превращается в конкретное. В данном примере, такое пространство является замкнутой системой, работающей в своём пространстве, а для понятия более тонкого - духовного пространства, нам необходимо рассматривать непрерывность и многомерность пространства. Непрерывность и многомерность пространства достигается постоянным взаимодействием элементов системы, причем начало последующего элемента включает в себя конец предыдущего. Такое понимание непрерывности было известно еще Аристотелю, который писал: "именно непрерывны те предметы, края которых сливаются в одно" и далее "невозможно ничему непрерывному состоять из неделимых частей, например линии из точек, если линия непрерывна, а точка неделима". [1].
Рассматривая понятие пространства, необходимо рассмотреть бесконечность, с которым оно связано. Говоря о бесконечности, мы вспоминаем её символ - перевернутую восьмёрку. Происхождение символа бесконечности берет еще с наскальных надписей жителей древнего Тибета. Там он изображался в виде змея или дракона (Уроборос), пытающегося поглотить себя. Для этого он откусывал свой хвост, но тот непременно отрастал вновь и был длиннее предыдущего. И так продолжалось вечно. И Уроборос стал символом начала и конца, их соединения в естественных циклах. Древние определяли физическую форму бесконечным процессам, которые они наблюдали вокруг, таких как бесконечная смена дня и ночи, времён года и т. д.
По другой теории, символ бесконечности пришел из Индии, и означал бесконечность совершенства, соединения мужского и женского начала, их бесконечную гармонию.
Какую суть видели древние мыслители в понятии бесконечность? В писаниях Аристотеля мы встречаем: "Бесконечное имеется там, где беря известное количество, всегда можно взять что-нибудь за ним". Далее он писал: ".всегда возможно придумать большее число, потому что количество частей, на которые можно разделить отрезок, не имеет предела. Поэтому бесконечность потенциальна, никогда не действительна; какое бы число делений не задали, всегда потенциально можно поделить на большее число."
Рассуждая о бесконечности, Галилей в своих рассуждениях писал: "Чтобы положить конец спору, ответьте мне определенно: число конечных частей континуума, по вашему мнению, конечно или бесконечно? Я отвечу вам, что их число и бесконечно и конечно; бесконечно - потенциально, конечно -актуально; бесконечно-потенциально, то есть ранее, чем произошло разделение, конечно-актуально, то есть после того, как произошло разделение". [3]
Первоначальное понимание духовного пространства было заложено уже в античной греческой философии. Представления мыслителей античности в этом направлении основывались на восприятии вопросов духовной жизни и человека, соответствующих запросам того времени.
Одним из первых, кто обратился к сфере духовного, как самостоятельной реальности, был Сократ. Его считают основателем античной этики. Сократ полагал, что целью философии является человек как многогранная и многофункциональная система, основной задачей которой является познание себя. Сократ был первым из греческих философов, кто обратил пристальное внимание на внутренний, духовный мир человека.
Изучение этой направленности продолжил Платон, который ввёл решение вопросов, обозначенных своим учителем, в рамки метафизической концепции учения об идеях, где высказал предположение о существовании царства нематериальных вечных и неизменных сущностей.
Дело, начатое своими предшественниками, продолжил Аристотель. Он предстаёт как основатель научно обоснованной и систематически построенной философии, которая охватывала все области человеческого опыта, включая духовное пространство.
Несмотря на то, что древнегреческие мыслители ещё не употребляли в своих научных исканиях понятие «духовное пространство», их идеи составили важную теоретико-методологическую основу осмысления исследуемого явления.
Интересны и исследования в области средневековой философии.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№1/2016
ISSN 2410-700Х
В трудах Августина Аврелия, Фомы Аквинского присутствуют размышления об опыте, сознании и времени, которые во многом задавали тематику философствования для Нового времени и современности, включая проблемы пространства вообще и духовного в частности. В писаниях этих мыслителей они отмечали, что ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования — действительное существование присуще только настоящему. Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее — нашей надежде. Настоящее — это стремительное изменение всего в мире: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее. Таким образом, прошлое — это воспоминание, настоящее — созерцание, будущее — ожидание или надежда. Поэтому характеристика времени для этих ученых была длительность, характеризуемая продолжительность всякого движения и изменения. Пространство в этом понимании - вечность, которая только здесь и сейчас. В вечном нет ни преходящего, ни будущего. В вечности нет изменчивости и нет промежутков времени, так как промежутки времени состоят из прошедших и будущих изменений предметов. Вечность — мир мыслей и действий сущего.
Наше намерение - осознать, что для каждого из нас является духовным пространством, как мы с ним взаимодействуем, как тонко чувствуем духовные границы.
Рассмотрим фрактал духовного пространства, основываясь на вышеизложенных мыслях исследователей и на собственном наблюдении (рис.1).
У каждого человека свои представления пространства, которые по мере его преобразования меняются. Человек сам создает условия для формирования духовного пространства. Для этого ему нужны инструменты: духовный потенциал; технология движения согласно карте пути; действие, сформированное позитивным мышлением; духовные ценности, дарованные ему при рождении и приобретенные в процессе выполнения работы на благо сущего; творческое выполнение самостоятельной работы; экологичность сознания. Работа с данными инструментами способствует постоянному обновлению его духовного пространства. Каждый из нас делает выбор сам, как работать с духовным пространством. Например, пространство нашего дома мы формируем сами, думаем, какие отработанные элементы убрать, какого цвета должны быть обои, где определить рабочее место и т.д. Всё это мы делаем для своего преобразования, грамотного взаимодействия с элементами нашего пространства. Поэтому у нас возникает внутренняя потребность изменить
Рисунок 1 - Инструментарий Духовного пространства
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
пространство, когда мы готовы к этому изменению. В этом случае духовное пространство способствует новому открытию.
Духовное пространство есть сущность, которую человек чувствует во взаимодействии с окружающим миром. Чувствуя своё пространство, мы видим другие пространства. Духовное пространство единомышленников нам близко по духу, пространство высшего порядка нам интересно, пространство, которое не соответствует элементам нашего духовного пространства не вступает во взаимодействие.
Пространство имеет свойство, которое заключается в обладании им обратимости и способности из точки разворачиваться сразу во всех направлениях природного, социального и других миров. Это технология духовного пространства человека, определяющее его взаимоотношение с окружающим миром. «Пространство может быть схвачено лишь в обращении к миру» [10], — отмечал Мартин Хайде ггер. Он также указывал на то, что «онтология всегда пытается рассмотреть Бытие мира с позиции его пространственного» представления [10].
Пространственная структура — это одно из универсальных средств и методов моделирования окружающего мира во всём его многообразии и многогранности настолько, насколько это удаётся сделать каждому человеку. «Пространство есть некая строго обособленная от чувственной сиюминутной действительности духовная сущность» [11], которую человек применять как инструментарий успешности во взаимодействии с окружающим его миром.
Для взаимодействия он использует инструменты духовного пространства (рис.1). Хорошим примером работы с инструментами является социальная действительность, которую исследовал Гиппократ. Следуя его мыслям, работа с инструментами определяло влияние природных и ландшафтных факторов на образ жизни и поведение людей, проживающих на определенной территории, учитывая экономические, этнографические, исторические, политологические и другие инструменты социального пространства. Эта точка пространства развернулась на рождение истории философии, основоположниками которой были Геродот, Фукидид, Полибий, Тацит, Плутарх в силу того, что в своих размышлениях они всегда отталкивались от социальной действительности.
Другой пример Средневековья показывает религиозное миропредставление, что дало возможность возникновению единого социокультурного пространства. Религии, как инструменты дали человечеству механизм взаимодействия с окружающим миром, рассматривая его шире социализации - вера в сверхъестественное. Произошло расширение границ такой мыслительной категории с выходом на совершенно новое качество. Из разносторонних социальных пространств образовался единый религиозный мир, оформившийся в мировое социокультурное пространство с чёткими пространственными параметрами осмысления мировой истории.
Далее, наблюдая работу с инструментами духовного пространства, в хронологии исторических событий мы наблюдаем обращение человечества к чувственному познанию истории как особому пространству существования человечества. Так, в эпоху Возрождения человечество осознало связь времён, обрели чувство истории, что привело к образованию нового пространства истории. Такой потенциал и сформированный интерес вызвал расширение географических границ человеческого существования, которые способствовали потребности человечества к новому познанию и определили эпоху новых географических открытий. Думая о системной работе духовного пространства, мы пришли к выводу о существовании границ духовного пространства. Более подробно мы рассмотрим этот вопрос в следующей главе пособия, а сейчас обратимся к примеру взаимосвязи духовного пространства и его границ.
Так, В. П. Семенов-Тян-Шанский говорил о двух способах освоения географического пространства: первый — это открытие новых границ пространства, а второй — завоевание. Он отмечал, что «способ внедрения оставляет гораздо большие следы не на территории, а на духовной жизни человека, особенно большой отпечаток — на его языке; мирное внедрение, многовековая земледельческая колонизация, прежде всего, ищет удобных и привычных почв и подходящих топографических условий» [8]. Тогда как при завоевательном способе освоения географического пространства всё выглядело неоднозначно. Как видим, исследователь внёс ясность в вопрос естественной работы с инструментами духовного пространства. При знании и умении работы с ними, духовное пространство разворачивается в тех направлениях, в которых у
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
человека есть способность работать и преобразовываться. Если это выполнять «завоевательно», без знаний или личной выгодой, не на общее благо, тогда идея такого завоевания работать не будет. Границы и новое пространство не даст процветания и новых направленностей.
Идея нового духовного пространства и объединения человечества на основе общего проживания получила ответы и в научных работах Н. Гумилева, который указывал на поведение человека, усваивающего его в течение своей жизни с детства на подсознательном уровне. Так, следуя его научным писаниям, представители разных этнических пространств постепенно адаптируются друг к другу, образуя новое единство стереотипов пространства культуры поведения по той причине, что «кочевое хозяйство не может существовать вне связи с земледельческим, потому что обмен продуктами одинаково важен для обеих сторон» [4]. Что говорит о необходимости работы инструментов сформированного пространства, образуя единую целостность.
В конце XX в. пространственные представления в различных науках вызывают всё более глубокий интерес. Всё больше и больше мы видим, слышим и чувствуем существование человечества в той или иной форме, которая зависит от духовного пространства, его преобразования и осознанность понятия «Духовность». Тем самым, новые границы духовного пространства влияют на достойное существование человека как в духовной жизни общества, так и в природе, а затем и социуме, образуя сферы обновленных понятий силы разума, силы любви и силы духа.
Уже на начальном этапе жизнедеятельности человека его представление об окружающем мире формируется под действием единого духовного пространства, которое включает в себя духовное пространство каждой сущности. Но с преобразованием человеческих способностей у него происходит взаимный процесс, в котором уже человек формирует окружающее его пространство, используя всё тот же инструментарий.
Такое мирочувствование есть и у российского понимания пространства, который отметил в своих исследованиях П. А. Флоренский, указав на то, что пространство имеет такую особенность, как кривизна. Он говорил, что «в самом понятии пространства различаются три поля. Это именно: пространство абстрактное, или неметрическое; пространство физическое и пространство физиологическое» [9]. Все три пространственных поля пересекаются между собой в человеческом восприятии окружающего мира. Они тождественны энергии слова, действия и намерения, поэтому пространство «не одно только равномерное бесструктурное место, не простая графа, а самосвоеобразная реальность, насквозь организованная, имеющая внутреннюю упорядоченность и строение» [9]. Для П. А. Флоренского кривизна пространства есть «силовое поле вещей — совокупность сил данной области, определяющих своеобразие нашего опыта. Пространство есть начало, объединяющее силовые центры, то есть дающее возможность развернуться силовому полю» [9]. Примером кривизны пространства может служить её дуализм, про который пишут физики, то есть равноценность противоположных моментов, соединённых в одной точке. «Всё связано тайными узами между собой, всё дышит вместе друг с другом...Энергии вещей втекают в другие вещи, и каждая живёт во всех, и всё — в каждой...» [9].
Для более полного осознания понятия «духовное пространство» обратимся к высказыванию Блеза Паскаля: «Величие души обнаруживается не в том, что человек достигает какой-нибудь крайности, а в том, что он умеет сразу коснуться обеих крайностей и наполнить весь промежуток между ними» при помощи интуиции — способности человека «дорисовывать в своём воображении целое, прежде чем установлены и исследованы все его части, способность на основе нескольких фактов и данных экспериментов воссоздавать в воображении всю целостную теоретическую систему» [2]. Другими словами, пространство — «это объективирование (философский термин Н. А. Бердяева) дистанции, которую ощущает Дух между двумя противоположными выборами. "Между" — это Пространство» [1]. Это и есть чувствование многообразия и многогранности Единого Духовного пространства, которое способствует разворачиванию пространства каждого индивида во взаимопроникновенном их взаимодействии и организует выход на новые границы в готовом реализованном виде взаимодействия, взаимосуществования и взаимопроникновения всего в сущем, проецируя внутреннее духовное пространство на окружающий мир. Только таким образом два человека, человек и другой мир способны проявить себя в создающемся, творческом едином духовном пространстве.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
В другом случае последнее сворачивается, а на его месте разворачивается фальсификация, в которой человек начинает концентрироваться на самом себе или выявлять себя в другом, пытаясь ориентироваться в чужом пространстве, не имеющем отношение к его духовному пространству. Но ориентации не происходит, так как пропадает процесс реализации себя через единое духовное пространство: если духовное пространство человека исчезает, то пространство деформируется и из духовного явления переходит в материальное или какое-либо другое. В таком случае у человека возникают внутренние противоречия, теряется смысл жизни и т. д. И деформированное пространство формирует уже само инструменты, которые не являются для человека инструментарием успешности. В этот момент происходит процесс сужения формы человека, потеря интереса и мотивации, он становится сам инструментом для работы деформированного пространства.
Поэтому в верном случае духовное пространство способствует творческой реализации человека и создает условия для достойного существования, в другом — к существованию чужого восприятия окружающего мира через человека или очередному поиску своей достаточно узкой и формализованной цели, что приводит к поиску удовольствия, стремлению к самовыражению в окружающем мире. Самое дисгармоничное в таком процессе то, что у такого человека отсутствуют инструменты успешности.
Итак, «духовное пространство — это многогранное взаимопроникновенное взаимодействие человека и окружающего мира на основе внутренне созданного человеком инструментария успешности и мирочувствования, реализуемое в слове, действии и намерении, направленного на благо всего сущего. При этом следует помнить, что человеку определена территория на ментальном уровне в её проявлении окружающего мира. Жизненное пространство человека состоит из физического пространства, а также пространства души и пространства духа, которые связаны с духовным пространством. Духовное пространство человека всегда включало вертикальную систему, на которую, как новогоднюю ёлку мы вешаем свой инструментарий успешности. В этом контексте духовность есть интегративное качество, определяющее содержание, качество и достойное существование человека.
Духовное пространство структурировано. В нём содержится культурное, политическое, социальное, географическое и другие пространства. Анализ духовного пространства показал, что человеческое существование зависит от пространства, которое человек выбирает сам - духовное или чужеродное, деформированное. Люди оказывают влияние на пространство через семью, профессиональную деятельность, хобби, культуру, политику и т. д.. В результате человеческого воздействия его духовное пространство преобразуется и преобразуется социальное пространство, меняя структуру, наполняемость, конфигурацию, способность разворачиваться одновременно во всех направлениях (культурном, социальном, природном и др.).
И в заключение нашего исследования следует отметить, что в духовном пространстве формируются и преобразуются все сферы жизнедеятельности российского общества, способствующие достойному существованию России.
Список использованной литературы:
1. Аристотель. Физика. М., 1936.
2. Вернадский В.И. Пространство и время в неживой и живой природе. /Размышления натуралиста. Кн. 1. М.: Наука. 1975. 175 с.
3. Галилей Г. Беседы и математические доказательства, Т. 2., М.,1964.
4. Гумилёв Л. Н. Ритмы Евразии. М.: Прогресс, 1993. - 591 с.
5. Лейбниц Г. В. Монадология. Сочинения в четырех томах: Т. I.- М.: Мысль, 1982.-636 с.
6. Ньютон И. Математические начала натуральной философии.— Собр. трудов. М.— Л., т. 7,1936.
7. Пуанкаре А. Наука и гипотеза. Петроград, 1906.
8. Семенов-Тян-Шанский В. П. Географические соображения о расселении человечества в Евразии и о прародине славян. СПб., 1916. - 273 с.
9. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. М., 1990. - 296 с.
10.Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. -312 с.
11.Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории / пер. с нем. К. А. Свасьяна. М., 1993. - 397 с.
© Трофимова Г. И, Черемисина В. Г., 2016