Научная статья на тему 'ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ, ОСТАВЛЕННОЕ ДЕЯТЕЛЯМИ ИСКУССТВА, РЕПРЕССИРОВАННЫХ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ'

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ, ОСТАВЛЕННОЕ ДЕЯТЕЛЯМИ ИСКУССТВА, РЕПРЕССИРОВАННЫХ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
просветитель / Джадид / культура / искусство / репрессии / “Великая резня” / Хафиз / созанда / статус / мастер-ученик / кино / фотограф / пьеса / театр / аллома / изгнание.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Т. Г. Жапакова, К.А Шокаримова

В данной статье анализируются материалы о представителях искусства, репрессированных в советское время, их трагическая судьба, меры, направленные на увековечение памяти жертв репрессий в годы независимости. Также обобщены сведения о вкладе наших предков в развитие узбекского музыкального кино, театрального искусства, о духовном наследии, оставленном ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ, ОСТАВЛЕННОЕ ДЕЯТЕЛЯМИ ИСКУССТВА, РЕПРЕССИРОВАННЫХ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ»

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ, ОСТАВЛЕННОЕ ДЕЯТЕЛЯМИ ИСКУССТВА, РЕПРЕССИРОВАННЫХ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

Т. Г. Жапакова

Студентка группы РТР 21/1, ЧГПУ Научный руководитель: К.А Шокаримова Старший преподаватель ЧГПУ

АННОТАЦИЯ:

В данной статье анализируются материалы о представителях искусства, репрессированных в советское время, их трагическая судьба, меры, направленные на увековечение памяти жертв репрессий в годы независимости. Также обобщены сведения о вкладе наших предков в развитие узбекского музыкального кино, театрального искусства, о духовном наследии, оставленном ими.

Ключевые слова: просветитель, Джадид, культура, искусство, репрессии, "Великая резня", Хафиз, созанда, статус, мастер-ученик, кино, фотограф, пьеса, театр, аллома, изгнание.

SPIRITUAL HERITAGE LEFT BY ART WORKERS REPRESSED IN SOVIET TIMES

ABSTRACT

This article analyzes materials such as representatives of art who were repressed during Soviet times, their tragic fate, and measures aimed at perpetuating the memory of victims of repression during the years of independence. Information about mature dargahs of Uzbek music and cinema, theatrical art, and the spiritual heritage left by them is also summarized.

Keywords: educator, Jadid, culture, art, repression, "The Great Massacre", Hafiz, sozanda, status, master-student, cinema, photographer, pesa, theater, alloma, exile.

Из истории Узбекистана известно, что наша родина издавна чрезвычайно богата наукой, культурой, искусством, обычаями, традициями и ценностями. Наряду с этим, она также известна своими патриотами, просвещенными, самоотверженными великими людьми и героями страны.

В частности, в условиях несправедливого господствующего строя были убиты тысячи людей, которые мужественно боролись за будущее и

April 23-24, 2024

139

независимость Родины, за свободу народа, за обеспечение мирного и благополучного существования будущих поколений, отдавали свои жизни на эшафотах идеологических притеснений, имевших место в далёком прошлом. Задача сегодняшнего молодого поколения - увековечить память наших предков, подвергшихся гонениям и преследованиям, пыткам, изучить и пропагандировать их деятельность и духовное наследие, глубокое и объективное освещение истории того периода на основе архивных материалов, истории, газет и журналов, интернет-материалов.

В частности, в Указе Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева, от 8 октября 2020 года № Ф-5598 "О дополнительных мерах по дальнейшему изучению наследия жертв репрессий и увековечению их памяти", говорится, что с 2001 года 31 августа, ежегодно отмечается День памяти жертв репрессий.

Также, в память о таких великих предках, как Махмудходжа Бехбуди, Абдулла Авлони, Исхак Хан Ибрат, Абдурауф Фитрат, Абдулхамид Чулпан, Абдулла Кадыри, несправедливо пострадавших в годы политических репрессий, были воздвигнуты великолепные скульптуры, созданы музеи, школы творчества, ведётся научно-исследовательская работа, направленная на выявление имён наших соотечественников, изучается и доводится до широкой общественности их наследие. [1].

Как известно, в своем обращении к представителям сферы образования, 29 сентября 2020 года, по случаю "Дня учителя и наставника", глава государства отметил, что "третий Ренессанс" в нашей стране могли бы осуществить наши просветленные предки-джадиды в XX веке, они посвятили всю свою жизнь идее национального пробуждения, сосредоточившись на проблеме вывода страны из невежества и отсталости, мобилизуя все силы и возможности, чтобы молодежь страны стала образованной, просвещенной, на этом пути они пожертвовали своей жизнью [2].

Идеи просвещения наших предков, таких как Абдулла Авлони, Махмудходжа Бехбуди и Мунавваркари Абдурашидханов, проводимые в начале XX века в Туркестанском крае, усилия, направленные на то, чтобы сделать молодежь страны образованной, интеллигентной, сегодня получили особое признание и были награждены орденом "За большие заслуги". [2].

В результате репрессивной политики советского правительства в 20-30-е годы XX века многие выдающиеся деятели науки, культуры, искусства, литературы нашей страны стали жертвами беспочвенных обвинений.

Подрастающее сегодня молодое поколение должно, в первую очередь,

April 23-24, 2024

140

знать историю своей Родины, понимать, какой суровый, опасный путь был пройден предками, делать выводы, ценить независимость и беречь оставленное ими богатое духовное наследие.

Национальная культура пережила тяжелую трагедию в 30-е годы. Усилилось нарушение прав человека. Зрелые интеллектуалы нации, такие как Абдулла Кадыри, Чулпан, Фитрат, Шокир Сулейман, Зия Саид, Эльбек, Гулам Зафари, Азамаб, Осман Насер, Касим Сорокин, были репрессированы, и наш народ надолго лишился возможности читать их произведения.

Самый трагический период в истории всех народов, проживавших на территории деспотического советского государства - 1937 год,запечатлен в памяти узбекского народа, как трагическая дата. Потому что в этом году были репрессированы такие ученые, как Абдулла Кадыри, Фитрат, Чулпан, государственные деятели, как Файзулла Ходжаев, Абдувахаб Муради, Саттор Джаб-бор, Гази Алим Юнусов. Они были старшими детьми узбекского народа, которые выросли после нескольких столетий застоя. Таким образом, только что сформировавшаяся и развивающаяся новая узбекская наука, техника, образование, литература и искусство подверглись глубокому упадку.

24 апреля 1937 года Фитрат первым из узбекской интеллигенции был арестован. Говоря об Абдурауфе Фитрате, в первую очередь следует отметить его многогранное творчество, и, в частности, изучение истории узбекской национальной музыки, а также ряд научных трактатов и произведений.

В исследовании истории узбекской национальной музыки работы Фитрата довольно значительны, в его работах и статьях, посвященных этому вопросу, изложены аналитические размышления об узбекской классической музыке, ее стилях и их отличиях от турецкой, арабской, персидской музыки, теории и основах "Музыки Востока". [6]

Также Гулам Зафари - еще один из узбекских интеллектуалов, ставших жертвами репрессивной политики советского правительства 30-х годов. Г.Зафари занял достойное место в истории узбекского национального театра, театральной критики, музыкальной культуры, а также национальной литературы [5, с.19]. Родился в 1889 году в Ташкентской махалле Каттабог, относящейся к Беш-Агачской Дахе. Получил образование сначала в старой школе, затем в частной русской школе. С 1914 года вел актерскую и педагогическую деятельность в труппе "Турон" в Ташкенте.

Первая узбекская музыкальная драма-пьеса "Халима". В 1920 году пьеса была поставлена в Ташкентском театре под руководством Зафари и с успехом шла на сценах других театров [3, с.86-87].

April 23-24, 2024

141

Гулам Зафари за это произведение был удостоен звания "основоположник узбекской музыкальной драмы". Был несправедливо обвинен и репрессирован в рядах узбекских национальных просветителей. Эта пьеса Зафари не сходила со сцены даже в годы ссылки в Сибири. Пьеса была полностью снята со сцены в 1936 году после репрессий автора [5, Б.19].

Его вклад в развитие музыкальной культуры невероятно неоценим. С особым уважением к духовному наследию Гулама Зафари относились даже русскоязычные музыковеды, которые в свое время, работая в нашей стране, активно занимались изучением и пропагандой узбекского музыкального наследия.

Еще одним представителем узбекского искусства и культуры, пострадавшим от суровой репрессивной политики, является Мухиддин Кари Якубов.

Мухитдин Карикубов родился в 1896 году в Фергане. В 1923 году ему было присвоено звание первого народного Хафиза Туркестанской республики, а в 1936 году - народного артиста Узбекистана. За время своего руководства оперной студией Кари Якубов провел работу с десятками молодых талантов, наиболее талантливых представителей театрального и музыкального искусства из самых отдаленных уголков Узбекистана. Среди них были такие зрелые представители музыкального искусства Узбекистана, как Мухтар Ашрафи, Халима Насырова, Карим Закиров, Мутал Бурханов, Сулейман Юдаков, Талибжон Садыков, Боборахим Мирзаев.

Ко второй половине 40-х годов XX века, в период, когда продолжалась предвзятая политика советского правительства, то есть политика уничтожения произведений, репертуаров, творческой деятельности узбекской интеллигенции после Второй мировой войны, выдвигая ложные обвинения, М.Каракубов был репрессирован в 1947 году. Наиболее плодотворные, почти 10 лет своего творчества, он был вынужден провести в репрессиях, в плену. Он умер в феврале 1957 года.

Проводимая советской властью репрессивная политика, выдуманные ложные обвинения привели к необоснованным обвинениям, несправедливым жертвам многих тысяч узбекских мальчиков, деятелей науки, культуры, искусства, просвещения. Политика репрессий не обошла стороной не только поэтов, писателей, политических деятелей, но и представителей кино-и музыкального искусства. Одной из таких фигур является поэт, Хафиз, композитор Сафо Аллоберган Муганни, получивший прозвище "хорезмский Соловей".

April 23-24, 2024

142

Сафо Муганни родился в 1882 году в Хиве. С юных лет он увлекался искусством и пел, играя на словах. Общение с известным поэтом эпохи Просвещения, музыковедом и композитором Камилем Хорезми оказало большое влияние на его дальнейшую творческую жизнь. [4]. Жизнь и деятельность Сафо Муганни после Хорезмской революции были связаны с областным театром. До конца жизни он работал в этом театре в качестве декоратора, Хафиза и композитора. Особенно велика его заслуга в том, что музыка, написанная и исполненная к спектаклям, поставленным на сцене Хорезмского театра, пользуется популярностью у народа.

В номере газеты "Солнце революции" от 10 ноября 1936 года были написаны такие слова о новых гранях таланта Сафо Муганни и важных сторонах его творческой жизни:

"Он был интернациональным артистом: знал несколько туркменских, таджикских, каракалпакских, азербайджанских, татарских, русских, уйгурских, турецких мелодий. Он очень хорошо разучивал мелодии, он умел играть на разных инструментах. Сила его таланта заключалась в том, что он за два с половиной месяца научился играть на предоставленном Файзуллой Ходжаевым баяне...". [4].

Суранская репрессивная политика 1937 года не обошла стороной и Сафо Муганни: 28 ноября 1937 года Сафо Муганни также был заключен в тюрьму как "националист" и "контрреволюционер", а 28 августа 1938 года ему было назначено 10 лет тюремного заключения. Поэт Хорезма Сафо Муганни умер в отдаленных районах, где отбывал тюремное заключение[4]. Еще один обладатель великого таланта - Худайберген Деванов. Он родился в 1879 году в семье Девановых. С юных лет он получил хорошее образование в Хиве. Он овладел арабским языком, имел высокий интерес к литературе, а также практиковался в написании стихов.

Одним из первых наставников Худойбергана Девонова стал Вильгельм Пеннер, немец по происхождению, который и стал причиной его поступления в киноискусство.

1908 год можно назвать годом рождения узбекского кино. Отдельно стоит отметить, что Худойбергану Девонову удалось запечатлеть исторические минареты, мечети и исторические памятники, возведенные несколько веков назад. X.Девонов стал первым фотографом и первым кинооператором Хивинского ханства. Большинство его работ были уничтожены, хотя сюжеты, изображения 1910, 1913, 1916 годов сохранились.

Эпоха не обошла стороной и Худойбергана Девонова. Талантливый,

April 23-24, 2024

143

просвещенный Худойберган Девонов, один из основоположников узбекского киноискусства, также стал жертвой политики репрессий. Он был отправлен в лагерь для политических заключенных в Янгиюль в 1938 году и умер в 1940 году. В 1958 году имя Худойбергана Девонова было реабилитировано [7]. Так, в результате проводимой советской властью репрессивной политики были уничтожены, среди прочих, яркие представители узбекского национального искусства. Сегодня проводится значительная работа по их увековечиванию.

REFERENCES:

1.Распоряжение Президента Республики Узбекистан.// О более глубоком изучении наследия жертв репрессий и о дополнительных мерах по увековечению их памяти./ 8 октября 2020 г., F-5598.

2.Президент Республики Узбекистан Ш.М.Обращение Мирзиеева к учителям и наставникам по случаю "Дня учителя и наставника" 1 октября./ 29 сентября 2020 г.

3.История узбекской советской музыки. (1917-1945). Том I. - Ташкент, 1972. -Б.86-87.

4.Каримов Н. Трагические последствия "большой резни" 1937-1938 годов.Ташкент, 2015.

5.Сироджиддин Ахмад. Гулам Зафари: Деятельность. Судьба.// Звезда Востока, 2004. Второй сезон-Б.116.

6.Фитрат А. Узбекская классическая музыка и ее история (на арабском алфавите). - Самарканд-Ташкент. 1927; Фитрат А. Об узбекской музыке.// Аланга, 1928, .№2.7. www.arbob.uz.

7.www.uza.uz

8. https: //ru.wikipedia.org/wiki/

9.https://lex.uz/docs/5041012

144

April 23-24, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.