Научная статья на тему 'Духовное единство: проблематизация вопроса в творчестве веховцев и П. А. Сорокина'

Духовное единство: проблематизация вопроса в творчестве веховцев и П. А. Сорокина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
102
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНСТВО / СОГЛАСИЕ / ДУХОВНАЯ КОНВЕРГЕНЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЛЮБОВЬ / UNITY / CONSENT / SPIRITUAL CONVERGENCE / INTEGRATION / LOVE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Меняева Марина Петровна

В статье характеризуется отношение веховцев к революции 1917 г. в России, а также рассматривается интегральное учение П. А. Сорокина. Целью данной публикации является осмысление проблематизации вопроса о духовном единстве в творчестве веховцев и П. А. Сорокина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL UNITY: RANGE OF PROBLEMS IN THE VEKHOVTSY AND P. A. SOROKIN CREATIVE ACTIVITIES

The article characterizes vekhovtsy attitude to the 1917 revolution in Russia and also considers the integral doctrine of P. A. Sorokin. The aim of the publication is understanding of the spiritual unity of the range of problems in the verkhovtsy and P. A. Sorokin creative activity.

Текст научной работы на тему «Духовное единство: проблематизация вопроса в творчестве веховцев и П. А. Сорокина»

К ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ФИЛОСОФИИ

М. П. Меняева

ДУХОВНОЕ ЕДИНСТВО: ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ВОПРОСА В ТВОРЧЕСТВЕ ВЕХОВЦЕВ И П. А. СОРОКИНА

В статье характеризуется отношение веховцев к революции 1917 г. в России, а также рассматривается интегральное учение П. А. Сорокина. Целью данной публикации является осмысление проблематизации вопроса о духовном единстве в творчестве веховцев и П. А. Сорокина.

Ключевые слова: единство, согласие, духовная конвергенция, интеграция, любовь.

The article characterizes vekhovtsy attitude to the 1917 revolution in Russia and also considers the integral doctrine of P. A. Sorokin. The aim of the publication is understanding of the spiritual unity of the range of problems in the verkhovtsy and P. A. Sorokin creative activity.

Key words: unity, consent, spiritual convergence, integration, love.

«Вехи» - это сборник статей о русской интеллигенции, раскрывающий ее отношение к религии, философии, этике, праву и культуре в целом. Для веховцев было характерным погружение в мир религиозно-философских ценностей, пренебрежение политико-социальными проблемами. Они опасались непредвиденных разрушительных последствий социальной революции. Авторы сборника высказывались за такую политику, в основу которой положена идея не внешнего устройства общественной жизни, а внутреннее совершенствование человека. В качестве вечных идеалов были приняты метафизически и религиозно осмысленные категории истины, добра и красоты, образующие триединство - основу согласия человека с самим собой и с окружающим его миром. Критикуя материалистические и позитивистские учения XIX в., как не отвечающие духовным запросам XX в., веховцы сумели предвидеть трагические последствия тотальной идейной борьбы, как результаты разделения интеллигенции изнутри. Веховцы проблематизировали вопрос единства русской интеллигенции, т. е. согласия умов России. Проблема-тизация была связана с отношением русской интеллигенции к Октябрьской революции, разделившей ее на тех, кто сотрудничал с советской властью и выступал против нее, что в свою очередь привело к беспощадным репрессиям и установлению тоталитарного режима, сопровождавшегося процессами унификации всей жизни. Октябрьская революция в России способствовала расколу русской интеллигенции, утрате ее единства. Путь к единству, согласию есть путь духовной конвергенции (от латинского «сопуе^еге» - сближаться, сходиться в одной точке),

о которой писал русско-американский мыслитель Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), реализовав ее в собственной жизни. Будучи подлинным интеллигентом, П. А. Сорокин сделал выбор в пользу единства, развивая свое учение, которое он называл интегрализмом. Революция 1917 г. в России стала формой выражения несогласия народных масс с политикой царского правительства и оказалась деструктивной, так как предполагала насилие. Дважды революционер - сначала в политической жизни, затем в науке - П. А. Сорокин в 1922 г. из-за конфликта с советской властью вынужден был эмигрировать в Европу, затем в Америку. Именно там он издает книгу «Социология революции» (1925). Лейтмотивом этого сочинения стало исследование социальной природы революции как общественного явления, резко изменяющего ход развития той или иной страны. П. А. Сорокин характеризовал расхождение между идеалами и лозунгами революций с их реальными результатами и плодами. Он выступал противником любых революций, ставя знак равенства между революцией и деградацией общества (моральной, правовой, психической). Мыслитель относил революцию к кризисным явлениям. Он констатировал рост революций в XX в., считая их проявлением кризиса «чувственной» культуры. П. А. Сорокин различал три типа культуры: «чувственный», «идеацио-нальный» и «идеалистический». Главным критерием их выделения он считал способ познания в трех его основных формах: эмпирически-чувственной, рационально-умственной и сверхчувственной-сверхра-циональной. Все три канала познания дополняют и контролируют друг друга. Каждый способ познания

77

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2010 / 3 (23)

М. П. Меняева

Духовное единство: проблематизация вопроса в творчестве веховцев и П. А. Сорокина

неизбежно относителен, и культурный тип, построенный на одном из них таит в себе причину разложения. По мнению П. А. Сорокина, каждый из культурных типов основан на общей шкале ценностей. Так, «идеациональный» тип культуры характеризует ориентация на императивные, трансцендентные ценности, превалирует уважительное отношение к природе. «Чувственная» культура связана со стремлением освободиться от ценностей «идеациональной» культуры, находя их в повседневном, земном, материальном мире. «Чувственный» и «идеациональный» типы П. А. Сорокин считал «чистыми», а «идеалистический» - переходным, занимающим промежуточное между ними место. Последний тип образуется как органический синтез, интеграция двух полярных типов и появляется в истории тогда, когда в познании преобладает интуиция в двух ее формах -чувственной и рациональной. В «идеалистической» культуре имеет место относительный баланс рациональных и чувственных стимулов, ее ценности принадлежат как сверхчувственному, так и земному ми-

ру. П. А. Сорокин полагал, что кризис чувственной культуры может быть преодолен путем перехода к новой культуре, основой которой являются интегральные ценности, представленные триадическим единством - истины, добра и красоты, предполагающим альтруистическую любовь в двух ее типах. Первый - любовь-эрос - является основой добрососедских отношений, на которых зиждется человеческое общество. Второй - любовь-агапе - выступает в качестве результата идентификации человека с Духом (идеалом). В понимании П. А. Сорокина, любовь - «гармонизующая сила». Она представляет собой «источник абсолютной энергии, питающей все высочайшие ценности человеческой жизни: истины и познания, красоты и свободы, добра и счастья» [2, с. 294]. Неэгоистическая, творческая любовь является животворной силой, эффективным средством для морального облагораживания человечества [1]. Именно ее П. А. Сорокин считал необходимым культивировать в отношениях между людьми для достижения духовного единства.

1. Сорокин, П. А. Моя философия - интегрализм / П. А. Сорокин // СоцИс. - 1992. - № 10.

2. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. - М.: Политиздат, 1992.

78

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2010 / 3 (23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.