Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА В СИСТЕМЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИДЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОСНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА В СИСТЕМЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИДЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОСНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
197
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН / ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / СИСТЕМА ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ / ГОСУДАРСТВО / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ / НАУКА / НАУКОВЕДЕНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / РУССКИЕ СВЯТЫНИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПОНЕНТ / РУССКИЙ НАРОД / ЛИБЕРАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Агутин Александр Васильевич, Щербаков Владимир Филиппович

В статье обосновывается идея о том, что методологическая опора как в целом государственного устройства, так и государственного управления на постулаты (идеологемы) либеральной идеологии противоречит внутреннему духу и духовно-нравственному укладу (образу) жизни нашего народа, являющегося источником его жизни. В работе установлено, что суть духовно-нравственного закона жизни русского народа состоит самопожертвовании личности во имя исполнения Священного Долга перед Родиной и благополучия Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPIRITUAL AND MORAL LAW OF THE LIFE OF THE RUSSIAN PEOPLE IN THE SYSTEM OF CONCEPTUAL IDEAS FOR THE FORMATION OF THE VALUE-SEMANTIC FOUNDATIONS FOR ENSURING NATIONAL SECURITY IN THE ACTIVITIES OF PUBLIC AUTHORITIES AND ADMINISTRATION

The article substantiates the idea that the methodological support of both the state system as a whole and state administration on the postulates (ideologems) of liberal ideology contradicts the inner spirit and spiritual and moral way of life of our people, which is the source of their life. The paper establishes that the essence of the spiritual and moral law of the life of the Russian people is the self-sacrifice of the individual in the name of the fulfillment of the Sacred Duty to the Motherland and the well-being of the Fatherland.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА В СИСТЕМЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИДЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОСНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_1_2_171 УДК 351

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН ЖИЗНИ РУССКОГО

НАРОДА В СИСТЕМЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИДЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОСНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

И УПРАВЛЕНИЯ

Агутин Александр Васильевич,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и процесса, Национальный исследовательский Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия, e-mail: agunin.av@yandex.ru

Щербаков Владимир Филиппович,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры социально-правовых дисциплин, Приволжский институт повышения квалификации ФНС России, г. Нижний Новгород, Россия, e-mail: Shcherbakov.vf@mail.ru

В статье обосновывается идея о том, что методологическая опора как в целом государственного устройства, так и государственного управления на постулаты (идеологемы) либеральной идеологии противоречит внутреннему духу и духовно-нравственному укладу (образу) жизни нашего народа, являющегося источником его жизни. В работе установлено, что суть духовно-нравственного закона жизни русского народа состоит самопожертвовании личности во имя исполнения Священного Долга перед Родиной и благополучия Отечества.

Ключевые слова: духовно-нравственный закон; православная вера; культурно-историческое наследие; система традиционных ценностей; концептуальные идеи; государство; органы государственной власти и управления; наука; науковедение; методология; русские святыни; ценностно-смысловой компонент; русский народ; либерализм.

UDC 351

THE SPIRITUAL AND MORAL LAW OF THE LIFE OF THE RUSSIAN PEOPLE IN THE SYSTEM OF CONCEPTUAL IDEAS FOR THE FORMATION OF THE VALUE-SEMANTIC FOUNDATIONS FOR ENSURING NATIONAL SECURITY IN THE ACTIVITIES OF PUBLIC AUTHORITIES AND ADMINISTRATION

Agutin Alexander Vasilievich,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Criminal Law and Procedure, National Research University of Nizhny Novgorod. Named after N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia, e-mail: agunin.av@yandex.ru

Shcherbakov Vladimir Filippovich,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Social and Legal Disciplines, Privolzhsky Institute for Advanced Studies of the Federal Tax Service of Russia, Nizhny Novgorod, Russia, e-mail: Shcherbakov.vf@mail.ru

The article substantiates the idea that the methodological support of both the state system as a whole and state administration on the postulates (ideologems) of liberal ideology contradicts the inner spirit and spiritual and moral way of life of our people, which is the source of their life. The paper establishes that the essence of the spiritual and moral law of the life of the Russian people is the self-sacrifice of the individual in the name of the fulfillment of the Sacred Duty to the Motherland and the well-being of the Fatherland.

Keywords: spiritual and moral law; Orthodox faith; cultural and historical heritage; system of traditional values; conceptual ideas; state; bodies of state power and administration; the science; science of science; methodology; Russian shrines; value-semantic component; Russian people; liberalism.

В настоящее время как в целом в юридической науке, так и в отечественной крайне мало обсуждаются идеологические проблемы. Еще меньше в ней обсуждаются политические (идеологические) установки руководителей нашего государства, направленные на формирование живого национального мировоззрения как в целом в деятельности органов государственной власти и управления, так и в уголовно-процессуальной деятельности (уголовном преследовании). По своей сути живое национальное мировоззрение представляет собой преобладающую в нашей стране тенденцию, основанную на духовных столпах, культурно-историческом наследии и системе традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа.

Здоровое духовное нравственное сознание (оно же национальное мировоззрение) требует перемен, а именно нейтрализации либеральных догматов (идеологем), пропагандируемых либералами в качестве фундаментальной основы деятельности государственных органов власти и управления. Жизнь русского (российского) народа, как и любого другого народа, невозможна вне духовно-нравственной основы жизни со свойственной ей парадигмой мышления. «Каждое государственное устройство, - пишет Э.А. Поздняков, - есть продукт и манифестация собственного духа данного народа и ступени развития его сознания. Это развитие требует поступательного движения, в котором ни одна ступень не может быть пропущена. Поэтому государственное устройство никогда не создается отдельными субъектами. Народ должен чувствовать, что его государственное устройство соответствует его праву, его обычаям и его сознанию, в противном случае оно хотя и может быть внешне наличествующим, но не будет иметь ни значения, ни ценности» [13]. Как не будет иметь ни значения, ни ценности деятельность органов государственной власти и управления.

Методологическая опора как в целом государственного устройства, так и государственного управления на постулаты (идеоло-гемы) либеральной идеологии противоречит внутреннему духу и духовно-нравственному укладу (образу) жизни нашего народа, являющегося источником его жизни. Деятельность органов государственной власти и управления является коллективной деятельностью личностей, а не бездуховных индивидов. Государственная деятельность есть, прежде всего, духовная деятельность. Поэтому она невозможна в отрыве от духовных столпов православной веры, культурно-исторического наследия и системы традиционных духовно-нравственных ценностей.

Духовные столпы православной веры, культурно-историческое наследие и система традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа формируют основные начала ее целесообразности (недопущения распада). В своей совокупности они утверждают свободу в качестве духовно-нравственного начала борьбы за правду и с неправдой в деятельности органов государственной власти и управления. Это позволяет органам государственной власти и управления всем сущностным (личностным) потенциалом обеспечивать единство образа своей деятельности с образом жизни нашего русского (российского) народа.

Обеспечение единства образа деятельности органов государственной власти и управ -ления с образом жизни нашего русского народа требует от тех и других духовно-нравственного образа действий и решений. С нравственной точки зрения речь должна идти о взаимном самопожертвовании. В свое время Н.Я. Данилевский по этому поводу писал: «Требование нравственного образа действий есть не что иное, как требование самопожертвования. Самопожертвование есть высший нравственный закон. Собственно говоря, это тождественные понятия. Но единственное основание для самопожертво-

вания есть бессмертие, вечность внутренней сущности человека» [7].

Взаимное самопожертвование возможно только тогда, когда русский народ и органы государственной власти состоят из личностей. Вне личности они являются пустыми абстракциями, основное предназначение которых состоит в манипуляции друг другом. В этом отношении мы будем являться свидетелями широкомасштабной лжи, с неизбежностью влекущей за собой духовно-нравственное разрушение как нашего государства, так и его общности в лице русского народа, составляющего абсолютное большинство (более 80%) населения страны [4]. В любом случае в нашей общности будет формироваться тенденция на взаимное обособление и отчуждение нашего народа от своего государства, что приведет к росту взаимного недоверия.

Выход из этой патовой ситуации невозможен без проведения в деятельность органов государственной власти и управления духовно-нравственного закона жизни русского народа. Своим потенциалом он способен нейтрализовать негативную тенденцию, связанную с обособлением и отчуждением русского народа от своего государства, а также ростом взаимного недоверия между ними. Духовно-нравственный закон жизни русского народа предполагает устойчивую духовную связь между органами государственной власти и управления, с одной стороны, и русским народом, с другой. В условиях развертывания духовно-нравственного закона жизни русского народа будет иметь место единство образа жизни (быта) русского народа с образами государственной деятельности.

Наши размышления о возможности разрешения проблемы доверия (недоверия) между русским народом и органами государственной власти и управления потенциалом духовно-нравственного закона жизни нашего народа не являются утопией либо фобией. Ведь по своей сути духовно-нравственный закон жизни русского народа является одним из принципов бытия именно русского (православного) народа. Он «вписан Богом в человеческое сердце. Этот закон действительно вписан в саму структуру мироздания, и потому отвергнуть его - значит встать на путь, ведущий к разрушению личности и общества» [9].

Суть духовно-нравственного закона жизни русского народа состоит в самопожертвовании личности во имя исполнения Священного Долга перед Родиной и благополучия Отече -ства. Внедрение в наше бытие духовно-нравственного закона жизни русского народа осуществляется личностью. Без личности духовно-нравственный закон жизни русского народа является несбыточной мечтой. Поэтому для разрешения проблемы, связанной с обособлением и отчуждением русского народа от своего государства, а также ростом взаимного недоверия между ними, необходимо одно важнейшее духовно-нравственное условие: как русский народ, так и органы государственной власти и управления должны состоять из личностей. А это означает то, что они должны быть способны на самопожертвование, условно говоря, «идти до конца», выполняя свой Священный Долг перед Родиной и Отечеством.

Выполняя свой Священный Долг перед Родиной и Отечеством, органы государственной власти и управления обеспечивают стратегическую направленность своей деятельности. Она направлена не на суету духа времени, например оказание услуг органами государственной власти и управления, а на бессмертие и вечность, например сохранение духовных скреп и обеспечение счастья нашей Родины и, как следствие, счастье будущих поколений. Именно такую направленность государственного управления мы наблюдали во времена Сергия Радонежского и в годы Великой Отечественной войны.

Бессмертие и вечность формируют внутреннюю сущность русского народа и органов государственной власти и управления. На бессмертие и вечность способна только личность. Именно личность, восприняв духовные столпы православной веры, культурно-историческое наследие и систему традиционных духовно-нравственных ценностей, является интегрирующей силой единства образа деятельности органов государственной власти и управления с образами жизни русского народа. Только личность способна на самопожертвование. Тем самым она получает право на бессмертие, уходящее в вечность. Личность придает смысл деятельности органов государственной власти и управления. Этот смысл аналогичен смыслу жизни русского народа, поскольку они едины

в своем целеполагании и мотивации, опирающихся в своих основаниях на духовные столпы православной веры, культурно-историческое наследие и систему традиционных духовно-нравственных ценностей нашего народа. В таком виде и в своей совокупности целеполагание и мотивация формируют для русского народа и органов государственный власти и управления единый дух жизни -высший духовно-нравственный закон самопожертвования личности во имя исполнения Священного Долга перед Родиной и Отечеством.

Своим потенциалом духовно-нравственный закон самопожертвования жизни русского народа способен не только обеспечивать единый дух жизни, но и нейтрализовать (свертывать) агрессивные лики либеральных идеологем, воплощенных ныне в российском государственном управлении. Свертывание агрессивных ликов либеральных идео-логем (либеральной идеологии) возможно лишь при переводе деятельности органов государственной власти и управления в русло духовных столпов православной веры, культурно-исторического наследия и системы традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа. Такой перевод не самоцель, а условие, позволяющее обеспечивать формирование внутренних (личностных) качеств должностных лиц, осуществляющих государственную власть и государственное управление, с неизбежностью влекущих за собой просветление духа личности.

Просветление личности должностных лиц, осуществляющих государственную власть и управление, есть вернейший признака преодоление ими либерального ига в лице рационализма, индивидуализма и утилитаризма. В сегодняшней ситуации отечественной доктрине государственной власти и управления следует не отвергать всю западную мысль, включая и ту ее часть, которая непосредственно имеет отношение к либерализму, а преодолевать ее. Западная мысль, связанная с деятельностью органов государственной власти и управления, должна восполняться и раскрываться высшим духовным зрением русского народа. Это позволит нам сформировать высший духовный опыт деятельности органов государственной власти и управления. В своем потенциале

он будет воплощать в себе системно «живой опыт высшего духовного знания» в деятельности органов государственной власти и управления. Это позволит в целом нашему государственному управлению быть живым государственным управлением, гибко реагирующим на изменения среды своего функционирования.

Все разговоры о живом государственном управлении являются ложью, если жизнь должностных лиц, осуществляющих государственную власть и управление, будет осуществляться вне религиозного сознания. Религиозность сознания должностных лиц, осуществляющих государственную деятельность, является не только признаком их приобщения к духовным столпам православной веры, культурно-историческому наследию и системе традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа, но и признаком просветления их духа. Он становится «наполненным» «живым опытом духовного разумения». Вследствие чего органы государственной власти и управления начинают жить в построенном ими доме, а не в иллюзиях (мыслимых планах этого дома), обусловленных рационалистическим (логическим) мышлением либерализма.

Просветление духа государственного управления, его перерождение в живое государственное управление осуществимо только в пределах веры. В нашем случае речь должна идти о просветлении духа государственного управления духовной силой Русской Православной Веры. «Россия, - отмечает А.И. Владимиров, - является «стержневым» государством православной цивилизации и интересна миру именно в этом качестве» [4]. С этой точки зрения Русская Православная Вера выступает основным ресурсом обеспечения надлежащего духа в государственном управлении. Именно ее потенциал способен выполнить миссию по духовному просветлению органов государственной власти и управления.

Просветление духа органов государственной власти и управления возможно лишь при условии приобретения православного мировоззрения, а также религиозного сознания традиционных для России религий, например, религиозного сознания мусульман, буддистов и иудеев. В наши дни необходимы совместные усилия всех традици-

онных для нашего народа вероисповеданий для выдавливания из государственного аппарата всех тех, кто линейно (вольно) и нели -нейно (невольно) проповедует и насаждает в нашей стране хаос в государственном управлении, озверевший дух либерализма.

Наш русский народ как символ духовного единства нашего многонационального народа, опираясь в своей жизни на духовно-нравственную силу православной веры, способен преодолеть либерализма как в целом, так и той его части, которая нашла проявление в государственном управлении. Наш многонациональный народ, организуя свою жизнь в соответствии с духовными столпами православной веры, способен системно обеспечивать связь органов государственной власти и управления с истинами вечности, например, правдой и счастьем своей Родины. Так, концепт правды [11] формирует в сознании (национальном мировоззрении) нашего многонационального народа образ духовно-нравственной сущности его жизни, связанный с небесным, вечным. Именно по этой причине В. Даль объясняет правду примерами из Псалтыри нижеследующим образом: «Истина от земли, и правда с небесе прини-че...» [5]. И далее: «Правда - истина на деле, истина в образе, во благе.» [6].

Отождествление правды с небесным никоим образом не означает того, что она недоступна, наоборот, она доступна. По своей сути с позиции духовно-нравственного закона жизни русского народа земная истина является образом и подобием небесной (вечной) правды, следуя ей, мы имеем дело с вечностью. От нее исходим, ею живем и к ней устремляемся, придавая нашей жизни смысл вечности. В.И. Даль «связывает "правду" с божественным нравственным законом, истина же связана с разумом человека: «Истина от земли, достояние разума человека, а правда с небес, дар благостыни. Истина относится к уму и разуму, а добро или благо к любви, нраву и воле» [2]. И дело тут не в том, «чтобы подчинить разум вере и стеснить его, - это не дало бы простора духовному зрению, а в том, чтобы изнутри поднять мышление до высшей его формы, где вера и разум не противостоят друг другу. В восхождении к цельности духа исчезает опасность отрыва от реальности, опасность идеализма, - правильно развивающееся познание

вводит нас в реальность и связывает с ней» [8]. Ведь по своей сути истина недоступна для отдельного мышления, доступна только совокупности мышления, связанных любовью.

Познание истины возможно только в коллективном познании, несущим в себе духовно-нравственный закон жизни русского наро -да. Однако пределы коллективного познания ограниченны. Ограниченность коллективного познания снимается его воплощением в общину (соборность) как некую высшую инстанцию, способную выдвигать смысло-жизненные ценности для каждой в нее включенной личности [1], например, православными старцами. Это означает своеобразную «ценностно-смысловую фильтрацию истины» личностью, ее перевод в разряд вечных истин, иначе придание коллективной истине статуса «небесной» и «вечной» правды.

Вне правды, а следовательно, вне вечности и вне Православия невозможно вести серьезный разговор о системном воплощении духовно-нравственного закона жизни русского народа в деятельности должностных лиц, осуществляющих государственную власть и управление. Без Православия органы государственной власти и управления ослепляются либеральным духом времени со свойственными ему индивидуализмом, рационализмом и утилитаризмом, влекущим за собой возникновение у них тяжкой духовно-нравственную болезни в виде гипертрофиро-ванности индивидуалистических ориентаций и крайне высокой значимости эгоистических убеждений [10], соседствующих с социальной корыстной шизофренией. По этому поводу А.И. Овчинников пишет: «Тот, кто чрезмерно эгоистичен, не способен к коммуникации, к общественной и семейной жизни. Единственным критерием, являющимся для него руководством к действию, выступает принцип личной выгоды. Реализовывая себя, он стремится обрести только права и не желает иметь никаких обязанностей. Действуя эгоистично, т.е. односторонне, такой человек всегда нарушает гармонию социума и его законы. Не случайно корни многих психических болезней заключаются в эгоизации личности: предельный эгоизм ведет к шизофрении» [12].

В наши дни органы государственной власти и управления, впрочем, как и российская

общность в целом, переживают духовный (ценностный) и нравственный кризис. Социологическое исследование, проведенное в Пензенской, Саратовской и Ульяновской области и в Республике Татарстан, где в основном проживают русский татары и мордва, показало, «что современное общество можно охарактеризовать как разобщенное, в котором отсутствует согласие. Кроме того, более 70 % процентов респондентов считают, что за последние 5-10 лет резко усилилась агрессивность в отношениях между людьми, и в то же время значительно ослабла способ -ность к сотрудничеству (44,5 %), душевность и доброжелательность (60,6 %), бескорыстие, готовность помочь другому (64,7 %)» [3].

Нам необходимо приложить максимум усилий для нейтрализации духовно-нравственного разложения (деформации) в деятельности органов государственной власти и управления, порожденного либеральным духом времени. Не составляют исключения и органы управления наукой. Здесь наме-

тилась опасная тенденция по подавлению духовно-нравственного потенциала отечественной науки. Сегодня управлением нашей наукой занимаются люди, для которых псевдоценности либерализма (западный образ жизни), включая и предельные формы эгоизма, составляют «ценностно-смысловое ядро» их мышления, а подчиненные (научные сотрудники), например, сферы образования, декларируют значимость духовных ценностей. Налицо не просто ценностный, циви-лизационно-мировоззренческий, а духовный конфликт [14]. В случае неприятия срочных организационных мероприятий, направленных на нейтрализацию либеральной заразы в управлении российской наукой, со стороны высшего политического руководства Россия может либо утратить свой научный суверенитет, либо вовсе остаться без дееспособного научного сообщества, поскольку его мировоззрение организационно не связано с духовно-нравственным законом жизни русского народа.

Список литературы_

1. Бабич, В.В. Понятие соборности в русской религиозной философии / В.В. Бабич // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 324. - С. 63-66.

2. Баишева, З.В. Концепт «правда» в русском мировоззрении / З.В. Баишева // Правовое государство: проблемы понимания и реализации: сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию журнала «Правовое государство: теория и практика». - Уфа, 2015. - С. 67-72.

3. Барсукова, С.А. Сходство и различия нравственных ориентаций и нравственных установок представителей различных этнических групп Поволжья / С.А. Барсукова // Система ценностей современного общества. -2016. - № 49. - С. 85-88.

4. Владимиров, А.И. Основы общей теории войны: монография: в 2 частях. Часть II. Теория национальной стратегии: основы теории, практики и искусства управления государством / А.И. Владимиров. - Москва, 2013. -С. 369.

5. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - Том 3. - Москва, 1994. - 735 с.

6. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 томах. - Том 3. - Москва, 1999. - 379 с.

7. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский; ответственный редактор О. Платонов. - Москва,

2008. - С. 45.

8. Зеньковский, В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. - Харьков, 2001. - С. 216.

9. Кирилл, Патриарх. Мысли на каждый день года / Патриарх Кирилл. - 3-е издание. - М., 2017. - С. 99.

10. Магун, В. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими странами / В. Магун, М. Руднев // Вестник общественного мнения. - 2008. - № 1 (93). - С. 33-58.

11. Митрофанова, О.И. Концепты «правда» и «истина» в линговострановедческом освещении / О.И. Митрофанова, О.В. Алексеева // Научный альманах. - 2017. - № 1-1 (27).

12. Овчинников, А.И. Духовный смысл права в юридической герменевтике / А.И. Овчинников // Правоведение. - 2014. - № 6 (317). - С. 101-109.

14. Поздняков, Э.А. Философия государства и права: монография / Э.А. Поздняков. - Москва, 1995. - С. 135.

15. Собкин, В.С. К вопросу о ценностных ориентациях исследователей в сфере образования / В.С. Собкин, А.И. Андреева, Ф.Р. Рзаева // Национальный психологический журнал. - 2017. - № 2 (26). - С. 106-113.

References_

1. Babich V.V. Ponyatie sobornosti v russkoj religioznoj filosofii. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta.

2009. № 324. S. 63-66.

2. Baisheva Z.V. Koncept «pravda» v russkom mirovozzrenii. Pravovoe gosudarstvo: problemy ponimaniya i realizacii:

sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashhennoj 10-letiyu zhurnala «Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika». Ufa, 2015. S. 67-72.

3. Barsukova S.A. Sxodstvo i razlichiya nravstvenny'x orientacij i nravstvenny'x ustanovok predstavitelej razlichny'x e'tnicheskix grupp Povolzh'ya. Sistema cennostej sovremennogo obshhestva. 2016. № 49. S. 85-88.

4. Vladimirov A.I. Osnovy' obshhej teorii vojny': monografiya: v 2 chastyax. Chast' II. Teoriya nacional'noj strategii: osnovy' teorii, praktiki i iskusstva upravleniya gosudarstvom. Moskva, 2013. S. 369.

5. Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka. Tom 3. Moskva, 1994. 735 s.

6. Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka: v 4 tomax. Tom 3. Moskva, 1999. 379 s.

7. Danilevskij N.Ya. Rossiya i Evropa /otvetstvennyj redaktor O. Platonov. Moskva, 2008. S. 45.

8. Zen'kovskij V.V. Istoriya russkoj filosofii. Xar'kov, 2001. S. 216.

9. Kirill Patriarx. Mysli na kazhdyj den' goda / 3-e izdanie. M., 2017. S. 99.

10. Magun V., Rudnev M. Zhiznenny'e cennosti rossijskogo naseleniya: sxodstva i otlichiya v sravnenii s drugimi stranami. Vestnik obshhestvennogo mneniya. 2008. № 1 (93). S. 33-58.

11. Mitrofanova O.I., Alekseeva O.V. Koncepty' «pravda» i «istina» v lingovostranovedcheskom osveshhenii. Nauchnyj al'manax. 2017. № 1-1 (27).

12. Ovchinnikov A.I. Duxovny'j smy'sl prava v yuridicheskoj germenevtike. Pravovedenie. 2014. № 6 (317). S. 101-109.

14. Pozdnyakov E'.A. Filosofiya gosudarstva i prava: monografiya. Moskva, 1995. S. 135.

15. Sobkin V.S., Andreeva A.I., Rzaeva F.R. K voprosu o cennostny'x orientaciyax issledovatelej v sfere obrazovaniya. Nacional'ny'j psixologicheskij zhurnal. 2017. № 2 (26). S. 106-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.