ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2022. Т. 28. № 4
DOI: 10.24290/1029-3736-2022-28-4-202-221
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ВЕКТОР ВЫБОРА БУДУЩЕГО: К СТРАТЕГИИ ДОСТАТОЧНОГО РАЗВИТИЯ
П.А. ВОДОПЬЯНОВ, докт. философских наук, проф. кафедры философии и права Белорусского государственного технологического университета, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси, ул. Свердлова, 13а, г. Минск, Республика Беларусь, 220006*
А.Н. Данилов, докт. социол. наук, проф., зав. кафедрой социологии Белорусского государственного университета, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси, пр. Независимости, д. 4, г. Минск, Республика Беларусь, 220004**
В статье рассмотрен комплекс глобальных проблем современности, представляющих угрозу ближайшему будущему человечества. Отмечается, что конец XX столетия ознаменовался снижением и угасанием экологических протестов, завершился период активной борьбы за оздоровление Планеты1. Высшей точкой подъема такого рода протестов можно считать Конференцию ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в 1992 г. на уровне глав государств и правительств. Все, что говорилось и принималось на конференции об экологической опасности и сегодня не потеряло своей актуальности, а по отдельным направлениям ситуация существенно обострилась и усугубилась. В особенности это касается промышленного развития, бережного сохранения природных невозобновляемыхресурсов понимания того факта, что восстановительные способности природы не безграничны. В последнее десятилетие вновь возобладала гонка вооружений, образцы новой техники создаются на принципиально новой технологической основе, причем далеко не всегда учитываются экологические издержки. Уже почти четыре десятилетия грозным напоминанием человеческому безрассудству стоит утилизированная Чернобыльская АЭС. В период современных геополитических разборок до предела обострилась борьба за ресурсы, и экологический фактор становится разменной картой, но проблем очищения природной среды для жизни и развития человечество не решает.
Первая четверть XXI в. в мире характеризуется глобальной нестабильностью. Отмечается экспоненциальный рост численности населения, недостаток природных ресурсов и жизненного пространства, загрязнение окружающей среды, появление ранее неизвестных болезней, таких как COVID-19, увеличивается пропасть между бедными и богатыми, ощущается недостаток финансовых средств у подавляющего числа людей и др. В этих чрезвычайных условиях кристаллизуются точки роста новой цивилизации, где главным вы-
* Водопьянов Павел Александрович, e-mail: pav1940@bk.ru
** Данилов Александр Николаевич, e-mail: a.danilov@tut.by
зовом со всей очевидностью становится новое видение роли природной среды в жизни человечества.
Предложена стратегия достаточного развития, где намечены пути нового вектора социально-экономической перспективы на основе его согласования с законами эволюции биосферы, раскрыты закономерности сохранения природных экосистем и биосферы в целом, обозначена целесообразность разработки экологобезопасных технологий и утверждения нового гуманизма как необходимого условия достижения безопасного будущего.
Ключевые слова: природная среда, стратегия достаточного развития, будущее человечества, экологический кризис, новый гуманизм.
SPIRITUAL AND MORAL VECTOR OF THE FUTURE CHOICE: TO A STRATEGY FOR SUFFICIENT DEVELOPMENT
Vodop'yanov Pavel A., Corresponding member of National Academy of Sciences of Belarus, Professor of the Department of Philosophy and Law in BSTU, Doctor of Philosophy, Professor, Belarusian State Technological University, Sverdlov str. 13a, Minsk, Republic of Belarus, 220006, e-mail: pav1940@bk.ru
Danilov Aleksandr N., Corresponding member of National Academy of Sciences of Belarus, Doctor of Sociological Sciences, Professor, Head of Sociology Department; Belarusian State University, Independence Ave., 4, Minsk, Republic of Belarus, 220004, e-mail: a.danilov@tut.by
The article considers a complex of global problems of modernity that pose a threat to the near future of mankind. It is noted that the end of the twentieth century was marked by the decline and extinction of environmental protests, the period of active struggle for the improvement of the Planet ended. The highest point of such protests can be considered the UN Conference on Environment and Development in Rio de Janeiro (Brazil) in 1992 at the level of heads of state and government. Everything that was said and adopted at the conference about environmental danger has not lost its relevance today, and in some areas the situation has become significantly aggravated and aggravated. This is especially true for industrial development, the careful conservation of natural non-renewable resources, and the understanding of the fact that the restorative abilities of nature are not unlimited. In the last decade, the arms race again prevailed, samples of new equipment are being created on a fundamentally new technological basis, and environmental costs are not always taken into account. The dismantled Chernobyl nuclear power plant has stood as a menacing reminder of human recklessness for almost four decades. In the period of modern geopolitical squabbles, the struggle for resources has escalated to the limit, and the environmental factor becomes a bargaining chip, but humanity does not solve the problems of cleansing the natural environment for life and development.
The first quarter of the XXI century in the world is characterized by global instability. There is exponential population growth, lack of natural resources and living space, environmental pollution, the emergence of previously unknown diseases such as COVID-19, the gap between rich and poor is widening, the vast majority of people
lack financial resources, etc. In these emergency conditions points of growth of a new civilization are crystallizing, where the main challenge is clearly becoming a new vision of the role of the natural environment in the life of mankind.
A strategy of sufficient development is proposed, where the paths of a new vector of social and economic prospects are outlined on the basis of its coordination with the laws of biosphere evolution, the patterns of conservation of natural ecosystems and the biosphere as a whole are revealed, the expediency of developing environmentally friendly technologies and establishing a new humanism as a necessary condition for achieving a secure future is indicated.
Key words: natural environment, sufficient development strategy, future of mankind, ecological crisis, new humanism.
Введение
В первой четверти XXI в. продолжилось нарастание нерешенных проблем, новых вызовов и конфликтов. Все это можно обозначить как состояние глобальной нестабильности. Достаточно сказать, что за последние 100 лет численность населения в мире возросла более чем вдвое и достигла 8 млрд человек. При этом, если в развитых странах наблюдается депопуляция населения, то в развивающихся странах впору добиваться принятия действенных мер по сокращению численности населения. В этих сложных условиях кристаллизуются точки роста новой цивилизации, в которых особое внимание следует уделить переоценке роли природной среды и обозначить основные направления человеческой деятельности для достижения безопасного будущего на основе выстраивания стратегии достаточного развития. "В конце XX в., когда человечество столкнулось с глобальными проблемами, с новой силой зазвучали вопросы о правильности выбора путей развития, принятых в западной (техногенной) цивилизации, и, как следствие, об адекватности ее мировоззренческих ориентаций и идеалов"1.
Нравственное измерение безопасного будущего
Угроза наступления экологической катастрофы, обусловленная нарастанием индустриального давления на биосферу, повлекшая резкое изменение климатических условий, сокращение биологического разнообразия, опустошение жизненного пространства, ухудшение качества окружающей среды и многими другими негативными последствиями человеческой деятельности со всей остротой ставит вопрос о выборе дальнейшего пути развития человечества. Их два: либо идти по избранному пути наращивания материального
1 Стёпин B.C. Теоретическое знание: структура, история эволюции. Минск, 2021. C. 484.
богатства, либо избрать новый вектор социально-экономического развития.
Ответом на этот вопрос послужила, принятая в 1992 г. концепция устойчивого развития, в которой изложены основные направления социально-экономического развития мирового сообщества. Однако реализация этих направлений в последующие десятилетия не дала позитивных результатов, на что обращалось внимание на состоявшейся в 2012 г. конференции РИО+20, никакого прогресса в осуществлении конкретных мероприятий в оздоровлении окружающей среды не было достигнуто и, как отмечал Эрнст фон Вайцзеккер РИО+20, равно нулю. И хотя подчеркивал он, 20 лет спустя можно было бы ожидать каких-то конкретных шагов по воплощению в жизнь принятых программ, но эти ожидания провалились в силу экономического духа времени.
Острота современной экологической ситуации наглядное подтверждение того, что реализация основных положений концепции устойчивого развития не получила применения в практической деятельности и потому данная концепция нуждается в обновлении на современном этапе общественного развития. Сугубо потребительский вектор развития, ориентированный на высокие уровни жизни в развитых странах в условиях глобального экологического кризиса, продемонстрировал свою непригодность, и потому порождает необходимость выбора основных направлений дальнейшего развития цивилизации. Это обусловлено и объективными реалиями — демографическим взрывом человеческой популяции, деградацией природной среды во многих регионах мира, недостатком природных ресурсов, появлением новых заболеваний пандемического характера как следствие нарушения законов эволюции биосферы, изменением климатических условий, уничтожением биологического разнообразия и многими другими негативными последствиям человеческой деятельности
Достижения научно-технического прогресса позволили достичь высоких уровней жизни и вместе с тем привели к тому, что человеческая деятельность вследствие этого привела к разрушению и деградации природы и среды обитания человека. "Новое состояние цивилизации — это крутой поворот в развитии ее ценностного содержания. В ситуации перемен, которые значительно активизируют процесс отбора нового контекста в культуре, появляется стремление к быстрому обновлению базовых ценностей без должного истори-ко-социального отбора, что может создавать иллюзию. Возникает опасность пойти по ложному пути и сформировать искаженный образ будущего. Здесь во многом оправдан изначальный консерватизм
" "2 т"»
культуры и ее носителей . В этих условиях в зависимости от того, сможет ли человечество справиться с существующими опасностями, зависит его будущее.
Такого рода опасности не имели места в прошлом, хотя недо -статок продовольствия и водных ресурсов явился одной из причин гибели многих цивилизаций. К примеру, гибель шумерского царства была обусловлена засолением почв, что привело к недостатку зерновых культур (пшеницы и ячменя). Подобное случилось, по всей вероятности, и с цивилизацией майя. И в настоящее время эрозия почв приводит к истощению плодородия земель до 30% посевных площадей. Такие негативные явления как лесные пожары, эрозия почв, истощение водоносных пластов, наступление пустынь, засуха, таяние ледников, ирригация и многое другое представляют опасность для современной цивилизации.
Стремление человека освободится от зависимости от природы, которое стало возможным благодаря достижениям научно-технического прогресса, игнорирование законов эволюции биосферы, обусловили высокие уровни жизни в странах Запада. Вместе с тем, это обстоятельство неизбежно сказалось на ухудшении качества окружающей среды. Сугубо потребительский вектор социально-экономического развития со всей остротой выдвигают вопрос о перспективах ближайшего будущего цивилизации.
В современных условиях формируется новое видение роли природной среды. Она начинает рассматриваться "не как конгломерат изолированных объектов и даже не как механическая система, но как целостный живой организм, изменение которого может проходить лишь в определенных границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, ее переходу в качественно иное состояние, способное вызвать необратимое разрушение целостности системы"3.
Дальнейшая судьба цивилизации зависит от выбора стратегии будущего мирового сообщества: либо продолжать развитие по избранному пути на основе интенсивного экономического роста, следовать по уже проторенному пути наращивания материального богатства за счет интенсивного экономического роста, ведущего к разрушению и деградации окружающей среды, либо избрать принципиально новый путь — путь согласования социально-экономического развития в соответствии с законами биосферы.
2 Данилов А.Н. Сова Минервы вылетает в сумерки: культура и новая цивилизация // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2022. № 1. С. 19.
3 Стёпин В.С. Указ. соч. С. 485.
Анализ реального положения дел, сложившихся в развитых странах показывает, что предпочтение, к сожалению, во многих случаях отдается варианту, ориентированному на сохранение и достижение высокого уровня потребления. Подтверждением этого служат грозные очертания глобального экологического кризиса, проявляющегося в нарастании загрязнения окружающей среды, разрушении озонового слоя, многочисленных пожарах, наводнениях, ураганах и других опасных симптомах, затронувших большинство стран мирового сообщества. Именно поэтому, формирование новых ценностных ориентаций, основанных на осознании необходимости утверждения коэволюцонной стратегии взаимодействия общества и природы, является одной из ключевых задач современной экологической политики.
После того как "сформировались и вошли в научную картину мира представления о живой природе как сложном взаимодействии экосистем, после становления и развития идей В.И. Вернадского о биосфере как целостной системе жизни, взаимодействующей с неорганической оболочкой Земли, после развития современной экологии это новое понимание непосредственной сферы человеческой жизнедеятельности как организма, а не как механической системы стало научным принципом, обоснованным многочисленными теориями и фактами"4. Потребность изменения сложившихся стереотипов мышления по отношению к природе диктуется и необходимостью обеспечения стабильного социально-экономического развития при сохранении благоприятной окружающей среды и рациональном использовании природно-ресурсного потенциала. К сожалению, в настоящее время не произошло существенных изменений в сфере социально-экономического развития различных стран: нарастает разрыв в потреблении между бедными и богатыми странами, все более усиливаются межнациональные конфликты на международной арене, вспыхивают и разгораются военные действия во многих регионах мира, со всей остротой обнажились грозные очертания экологического кризиса, затронувшего практически все страны мирового сообщества. Величайшие достижения науки, в первую очередь, использовались и используются в военных целях для овладения чужими богатствами и ресурсами, начиная от Великих Географических открытий, захвата колоний и кончая новыми формами неоколониализма и распространением военных действий в различных регионах планеты.
4 Стёпин В.С. Указ. соч. С. 485.
Эти и другие опасные тенденции представляют реальную угрозу для ближайшего будущего человечества и связаны, в первую очередь, с утратой традиционных нравственных ценностей, духовной деградацией человека и зыбкой верой в достижение стабильного будущего. Выход из такого рода затруднений связан не столько с решением социально-экономических, экологических, геополитических проблем, а с необходимостью радикального изменения сознания людей, их мировоззрения и нравственных ценностей.
Иными словами, для преодоления кризисных явлений в жизни общества необходимо, в первую очередь, направить усилия на разрешение духовного кризиса, который породил глобальные проблемы, обострившиеся в последние годы. За чрезмерный комфорт и высокие уровни жизни человечеству приходится расплачиваться "ухудшением биологического качества популяции". Данные медицинских исследований показывают, что практически все заболевания, которые ранее относились к людям пожилого возраста, затрагивают более молодых людей. Это касается, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, болезней опорно-двигательного аппарата и др.
На состояние здоровья людей оказывают влияние в основном два существенных фактора. Одним из них является загрязнение и ухудшение качественных параметров окружающей среды связанных с интенсивным развитием промышленности и сельского хозяйства, применением ядохимикатов и удобрений в сельском хозяйстве и многими другими факторами. Различного рода химические соединения и токсичные вещества в результате круговорота веществ попадают в организм человека и оказывают негативное влияние на его здоровье, приводя к появлению новых заболеваний. Другая группа факторов биологической деградации человека связана с употреблением недоброкачественной пищи, в которую попадают не только химически вредные вещества, но и использование различных химических соединений, добавляемых для сохранения вкусовых качеств и более длительного хранения продуктов. Все это приводит к употреблению некачественной пищи, ухудшающей здоровье человека.
Дальнейший прогресс в области научно-технических достижений (генная инженерия, нанотехнологии, робототехника и др.) чреват непредсказуемыми последствиями и злоупотреблениями. Выход из такого рода опасных тенденций развития общества возможен при условии утверждения новых ценностных ориентаций, основанных на учете требований законов биосферы, определяющих возможность становления новой цивилизации. Один из такого рода путей
становления новой цивилизации в свое время предложил А.Д. Урсул. Его концепция целенаправленного формирования ноосферной цивилизации, которая выражает "качественно новое состояние, при котором на пути своих интенсивных трансформаций социум войдет в коэволюцию с природой, приоритетными станут гуманитарно-общечеловеческие ценности и интегральный интеллект человечества обеспечит его переход от стихийного сползания к глобальной катастрофе к выживанию и эффективно управляемому, устойчивому и безопасному развитию" актуальна и по сей день5.
Достижение этой цели возможно на основе утверждения новых нравственных ценностей, ориентированных на пересмотр мотивов и познавательных моделей человеческой деятельности, что обусловлено остротой современной экологической ситуации, нарастанием социальных потрясений в духовной, социальной и политической сферах жизни общества. Преодоление такого рода опасностей вызывает необходимость изменения сложившегося вектора развития цивилизации и ее перехода на путь гармоничной социоприродной эволюции на основе утверждения биосферного мышления и нового образовательного общества...
Особую роль в этом плане имеет совершенствование системы образования на постсоветском пространстве. За последние десятилетие белорусское общество, в частности прошло значительную эволюцию от ценностей выживания и стабильности к ценностям самовыражения и развития. В этих условиях меняется миссия образования, которая предстает не просто в качестве некоторой второстепенной отрасли, а системообразующей частью национальной культуры. "Унификация, навязываемая нам, неизбежно снижает качественный уровень образования, так как предлагает ориентироваться на усредненный уровень. Поэтому, когда мы говорим об интеграции образовательного процесса, идея обогащения качеством, преимуществами должна быть поставлена во главе угла"6.
Приближение биосферного века призвано изменить антропо-центристскую ориентацию в использовании природных ресурсов, поскольку сугубо количественная ориентация на экономические показатели привела к тому, что объемы потребления природных ресурсов уже превысили допустимые нормы и во многих случаях приводят к разрушению и деградации окружающей среды в различных регионах мира. В целях достижения безопасного развития
5 Урсул А.Д. Путь в ноосферу: концепция выживания и устойчивого развития человечества. М., 1993.
6 Миронов В.В. Метафизика не умирает: избранные статьи, выступления и интервью. М., 2020. С. 414.
общества необходимо добиваться того, чтобы пределы использования невозобновимых ресурсов — не должны превышать темпы их замещения возобновимыми. Это касается и возобновимых ресурсов, пределы использования которых должны компенсироваться их естественным воспроизводством. Разумное самоограничение, самодостаточность, необходимость сохранения пригодной для обитания среды — наиболее характерные черты экологического мышления, основанного на осознании взаимосвязанности и взаимозависимости процессов, протекающих в биосфере.
Утверждение экологического мышления тесно связано со становлением нового гуманизма, ориентированного на формирование мировоззрения и образа жизни, которые утверждают приоритетную ценность человека, не только по отношению к самому себе и другим людям, но и осознание ценности всех живых существ, относительную ценность или равноправие по отношению к другим людям, обществу и природе. Существующая до сих пор ориентация на абсолютный приоритет технологических и технических открытий не может быть признана обоснованной, поскольку достижения науки и техники, превратившие человеческую деятельность в огромную геологическую силу, несоизмеримую с действием стихийных сил природы, привели к кризисным явлениям поистине глобального характера. Масштабы этой деятельности столь значительны по своей величине, что биосфера не в состоянии нейтрализовать ее последствия, подрывающие механизмы саморегуляции природных экосистем. По этой причине открытия в науке и технике должны содержать нравственное измерение в плане обеспечения нормальной жизнедеятельности людей, их психологического комфорта и эстетических потребностей человека. Гипертрофированные представления об абсолютном приоритете технологических и технических открытий, зачастую оказываются необоснованными, поскольку критерии эффективности и целесообразности для человека во многих случаях нарушают нормальное протекание природных процессов. Исходя из этого, можно заключить, что решение экологических коллизий во взаимоотношениях общества и природы связано не столько с решением социальных, экономических, политических и даже геополитических проблем, а с необходимостью радикального изменения сознания людей, их мировоззрения и ценностных установок.
Одним из возможных путей развития цивилизации является коэволюционная стратегия — стратегия сопряженной, сбалансированной эволюции общества и биосферы, достижение которой предполагает ограничение масштабов человеческой деятельности
и изменение вектора социально-экономического развития в целом. Интенсивное потребление природных ресурсов, господствующее в сфере природопользования до сих пор, не может быть признано обоснованным, поскольку оно является одной из причин деградации и разрушения природных экосистем. С позиций коэволюцион-ной стратегии необходим переход на интенсивный путь экономического развития, связанный с увеличением производительности ресурсов, их экономного потребления и утилизации.
Достижение этой цели возможно на основе широкого внедрения в сферу производства новейших технологий, позволяющих рационально использовать добываемое сырье. В более широком плане важно добиваться того, чтобы объемы потребления природных ресурсов компенсировались их воспроизводством и искусственным восстановлением. Такого рода ориентация в изменении вектора социально-экономического развития направлена на согласование человеческой деятельности с природными закономерностями. В частности, в качестве такого рода универсальной закономерности биосферы выступает биологический круговорот энергии и вещества, в ходе которого происходит взаимное превращение вещества из одной формы в другую (круговорот углерода, кислорода, азота, фосфора и других химических элементов). Однако до сих пор в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства происходит загрязнение окружающей среды, твердыми, жидкими и газообразными веществами, появляются горы мусора и отходов, которые не входят в структуру природных круговоротов.
Предотвращение такого рода негативных явлений предполагает необходимость создания экологобезопасных производств по типу природных, существенно уменьшающих загрязнение окружающей среды, введение запретов на определенные виды деятельности, приводящие к негативным последствиям. В тех случаях, когда масштабы человеческой деятельности значительно превосходят ассимиляционные возможности природных экосистем, необходимо снижение антропогенной нагрузки, либо вовсе ее прекращение. В противном случае в экосистеме произойдут необратимые изменения, приводящие к ее деградации.
Знание подобного рода тенденций в изменении структуры экосистем подсказывают стратегию природопользования, ориентированной на сохранение благоприятной окружающей среды, на основе согласования масштабов человеческой деятельности в соответствии с возможностями природы. В стратегии коэволюции, ориентированной на будущее, содержится установка на изменение всех сфер деятельности людей, в том числе и в сфере образования, которое в
качестве главного императива должно содержать требования сохранения биосферы в тех пределах, которые допускают ее нормальное функционирование.
Утверждение нового способа видения будущего, осознание остроты современной экологической ситуации возможно на основе изменения сознания и мировоззрения людей, нравственно поведенческих норм и ориентиров, учитывающих необходимость внедрения эколого-безопасного развития в различных отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства, при добыче и использовании природных ресурсов, а также в социальной практике, в организации международного сотрудничества. "Новые мировоззренческие идеалы отношения к природе, основанные на новой этике, отвергающей принцип господства над природой и включающей идеи ответственности человека, прокладывают путь к новому пониманию рациональности как диалога человека с миром"7.
Особое значение в реализации идей коэволюционной стратегии имеет научно-образовательная система, ориентированная на выживание человечества и прогнозирование ближайшего будущего. Только при этом условии открывается возможность реализации упреждающих управленческих действий, направленных на предотвращение кризисных явлений в жизни.
Контуры стратегии достаточного развития
В настоящее время человечество подошло к опасной черте своего развития — к точке бифуркации, когда его деятельность на основе научно-технических достижений в состоянии привести к собственной гибели. "История неизбежно породит новую парадигму развития, которая обернется кардинальной переоценкой ценностей и новым образом жизни"8. Поэтому использование накопленных знаний и позитивного опыта прошлых поколений, преодоление негативных последствий человеческой деятельности, утверждение ценностно-духовных ориентаций служат основанием определения социально-экономического развития той или иной страны и всего мирового сообщества. Данное обстоятельство служит основой проектирования будущего, основанного на знании законов мироздания и законов эволюции биосферы. Господствующая до сих пор антропоцен-тристская ориентация по отношению к природе должна уступить место новой парадигме, основанной на биоантропоцентристской ориентации, учитывающей необходимость сохранения природы и
7 Стёпин В.С. Указ. соч. С. 488.
8 Кирвель Ч.С. и др. Человек перед лицом будущего: риски и перспективы. Гродно, 2020. С.11.
духовного мира, сохранения нравственных устоев развития общества. Атрибут потребительства, стяжательство, личное обогащение и успех, упование властью и абсолютная свобода главные препятствия на пути достижения безопасного будущего. Встраивание человека в природное окружение, подчинение его законам природы, поиск путей преодоления опасностей, обусловленных негативными достижениями науки и техники определяют основные направления коэволюционной стратегии достаточного развития.
Стратегия достаточного развития (СДР) связана с осуществлением следующих мер.
- регулирование численности населения;
- снижение индустриального давления на биосферу за счет внедрения природоподобных технологий;
- экономное использование природных ресурсов, их замена искусственными; повышение производительности ресурсов за счет внедрения новых технологий;
- использование альтернативных источников энергии вместо энергии получаемой от углеводородного топлива;
- изменение вектора социально-экономического развития на основе его согласования с законами природы;
- формирование нравственности нового типа и нового гуманизма;
- переход к Эпохе "Нового Просвещения" на основе экологического сознания и мышления;
- коллективные действия по охране окружающей среды.
Выбор путей социально-экономического развития общества
непосредственно связан с сохранением природных экосистем, с их способностью самовосстанавливать нарушенные процессы, протекающие в биосфере. Иными словами при условии, если общество сможет удовлетворять свои потребности в соответствии с потенциальными возможностями биосферы. Для достижения этого необходимо снизить индустриальное давление на биосферу до пределов, которые не нарушают ассимиляционные возможности биосферы, позволяющие воспроизводить необходимые для общества ресурсы.
Все компоненты биосферы взаимосвязаны между собой обменными процессами и каждый из них играет важную роль в поддержании ее как целостной системы, обеспечивающей нормальное функционирование. По этой причине нарушение одного из компонентов биосферы в процессе человеческой деятельности приводит к изменениям остальных компонентов. Биосфера как целостная система находится в подвижном, динамическом равновесии с окружающей средой и во взаимодействии ее компонентов, причем при этом ее
живое вещество играет активную роль в обеспечении равновесного состояния.
В поддержании целостности биосферы в современных условиях особая роль принадлежит обществу, которому необходимо учитывать сложившиеся закономерности биосферы, с целью поддержания в ней естественного равновесия. Для поддержания такого состояния важно добиваться того, чтобы в процессе производства осуществлялась утилизация побочных продуктов и бытового потребления, чтобы искусственно созданные заменители природных ресурсов, входили в биологический круговорот, подлежали деструкции и разложению с их последующей утилизацией и переводом в нейтральное состояние.
Внесение в биосферу новых химических соединений, не встречаемых в природе, изменяет характер биогеохимического круговорота, создавая тем самым новую среду обитания для всех живых организмов, в том числе и для человека, что оказывает существенное влияние на его жизнедеятельность. Под воздействием биогеохимической энергии изменяются природные процессы энерго- и массообмена, происходит появление новых видов антропогенной энергии, не встречаемой ранее в окружающей среде. Это приводит к появлению новых заболеваний, представляющих опасность для людей. Селекционная практика, связанная с выведением новых сортов растений и пород животных, привела к изменению природной среды, в которой проживание диких животных становится невозможным, что непосредственно приводит к сокращению биологического разнообразия.
На протяжении длительного геологического времени генеральной линией эволюции было появление все новых и новых форм жизни, которое приводило к повышению устойчивости природных систем и биосферы в целом. Появление новой геологической силы, может быть космической, по словам В.И. Вернадского, которой до последнего времени уделялось незначительное внимание, привело к уничтожению биологического разнообразия, к сокращению естественных природных экосистем, размеры которых сократились на территории земного шара, по крайней мере на половину. Это привело к сокращению жизненного пространства необходимого для нормальной жизнедеятельности людей, а их проживание в городских условиях жизни приводит к появлению все новых заболеваний и биологической деградации человека. Это связано с тем, что с возрастанием хозяйственной деятельности происходит интенсивное изменение окружающей среды, обусловленное потреблением первичной биологической продукции, изменением концентрации
парниковых газов в атмосфере, истощением озонового слоя, сокращением площади лесов, опустыниванием, деградацией земель, качественным истощением вод суши, исчезновением многих видов. Все эти негативные тенденции, связанные с их нарастанием, приводят к ухудшению условий проживания людей, к росту генетического груза в человеческой популяции и появлению все новых болезней.
Преодоление этих негативных тенденций предполагает их восстановление в пределах хозяйственной емкости биосферы, верхним пределом которой является перевод в антропогенный канал более 1-2% чистой первичной продукции биоты (фотосинтеза), обеспечивающей стабилизацию окружающей среды. Превышение хозяйственной емкости биосферы приводит к нарушению биологического круговорота энергии и вещества в природных экосистемах, представляющего угрозу для человека. Это обусловлено тем, что биосфера обладает предельной хозяйственной емкостью, превышение верхнего предела которой приводит к нарушению устойчивости окружающей среды.
Если нарушения экосистем под влиянием человеческой деятельности превышают критерии изменения функциональной целостности, то эти экосистемы утрачивают свойство устойчивости и надежности и не в состоянии вернуться к первоначальному состоянию. При этом воздействие человека на биосферу приводит к резкому ускорению миграции атомов по сравнению с естественными биогеохимическими процессами, это сопровождается нарушением сложившегося равновесия в природе и приводит к утрате устойчивости природных экосистем. Устойчивость экосистем выражает их способность поддерживать сложившееся равновесие или активно восстанавливать свои существенные параметры в случае незначительных нарушений.
Нарушение сложившегося равновесия в биосфере приводит к разрушению и деградации природных экосистем, к утрате качественных характеристик среды обитания человека и потому крайне важно наметить основные направления дальнейшего развития человечества. Иными словами, возникает необходимость изменения сложившегося вектора социально-экономического развития, приведшего к глобальному экологическому кризису. Изменение вектора социально-экономического развития, в первую очередь, связано с переходом от антропоцентристской ориентации по отношению человека к природе к биоантропоцентристской, связанной с сохранением биологического разнообразия как основы сохранения стабильности биосферы, с внедрением экологобезопасных техно-
логий, экономным использованием природных ресурсов на основе ресурсосберегающей экономики.
Поддержание качественных условий жизни людей возможно на основе учета восстановительной и ассимиляционной возможности природных экосистем и потому промышленные предприятия целесообразно строить с учетом их свойств. Известно, например, что самоочистка реки при одном и том же уровне загрязнения в условиях крайнего Севера достигается 2000-3000 км, в то время как в условиях умеренного пояса 200-300 км.
Достижение безопасного будущего возможно при условии принятия мер по ограничению численности населения мира, рациональном использовании ресурсов за счет внедрения новых технологий, выработке нового отношения к природе на основе биоантропоцен-тристской ориентации, формировании новых человеческих качеств, учитывающих важность (целесообразность) сохранения всех форм жизни как необходимого условия сохранения устойчивости биосферы. Важное значение на пути преодоления экологических затруднений имеет отказ от сугубо материального, потребительского вектора развития и переход к духовному самосовершенствованию (преображению) на основе утверждения общечеловеческих ценностей, не исключая материального потребления.
Будущее человечества зависит от того, сможет ли разум преодолеть пропасть между технологической мощью и культурной эволюцией. О такого рода опасности в жизни общества, подчеркивал еще в середине прошлого века Дж. фон Нейман, который подчеркивал, что ускоряющийся прогресс в технологии и в жизни может привести знакомый человеческий мир к гибели
Подобную мысль высказывает и А.П. Назаретян, когда ставит далеко не риторический вопрос о том, успеет ли Земной разум достигнуть самоконтроля в соответствии с ускоряющимся технологическим ростом прежде чем, разрушительные последствия станут необратимыми?9 Иными словами, сможет ли человечество разработать и внедрить такого рода технологии, которые в состоянии предотвратить опасности для развития биосферы и человека. Либо последнего ждет неминуемый финал?
Сложившийся тип и ныне действующий тип техногенной цивилизации дал множество научных и технических достижений, позволивших ей обеспечить высокий уровень жизни, увеличить среднюю продолжительность жизни, повысить урожайность сельского хозяйства, увеличить скорость перемещений и коммуникаций, обе-
9 Назаретян А.П. Нелинейное будущее: сингулярность XXI века как элемент мегаистории // Век глобализации. 2015. № 2. С. 30.
спечить качество медицинского обслуживания, создать современные технологии, овладеть ядерной энергией, проникнуть в космическое пространство и многое другое. Благодаря достижениям науки были достигнуты огромные результаты в овладении энергией — в термодинамике использование энергии пара, в электродинамике — электрической энергии, атомной физике — атомной и термоядерной энергии, что позволило увеличить эффективность производства и повышение производительности труда. В тоже время в большинстве случае получение этой огромной энергии достигается за счет сжигания углеводородного топлива, приводящего к загрязнению окружающей среды и наносящего ей ущерб.
Возникновение техногенной цивилизации, в которой доминирующую роль играет техника, где преобладает потребительский вектор экономического развития, где господствуют утилитарный, узкопрактический подход к жизни, где снижается внимание к духовной сфере развития человека, неизменно приводит к столкновению человека с природой, к глобальному экологическому кризису. Углубление экологического кризиса, со всей остротой ставит первоочередной задачей проблему выживания человеческой цивилизации, и потому фактическое развитие общества должно быть ориентировано не на создание, накопление и потребление материальных благ как определяющего критерия прогресса, а на самосовершенствование человека, на воспитание человеческих качеств, открывающих возможность достижения безопасного будущего
Важнейшим условием достижения безопасного будущего и сохранения окружающей среды является ограничение экономического роста до достаточно приемлемого уровня, не нарушающего качественных параметров среды обитания человека. Существуют определенные границы, за пределами которых он представляет социальную опасность для людей. К их числу следует отнести объективную ограниченность природных ресурсов, объемы которых небезграничны. В первую очередь, это касается невозобновимых ресурсов, таких как руды многих металлов, запасы энергоносителей (нефти, природного газа, угля), ограниченность земельных площадей, лесных территорий и др.
Предельной границей экономического роста является и загрязнение окружающей среды вследствие наращивания объемов производства, представляющего угрозу для нормальной жизнедеятельности людей. Ограничителем экономического роста можно рассматривать и его социальные последствия, поскольку рост не за счет производства избытка товаров и услуг приводит к ухудшению здоровья людей, рост за счет интенсификации производства без учета
социальных проблем (занятости, полезного досуга и др.) приводит к их обострению в обществе. Неконтролируемый рост обостряет проблемы в денежно-кредитной сфере, приводит к обострению проблем монополизации, к нарастанию инфляции, приводящими к финансовому кризису. Именно поэтому, экономический рост должен быть научно-обоснованным и подконтрольным.
В основе проектирования будущего лежит смена одних экономических укладов другими, поскольку экономическое развитие представляет собой циклический, волнообразный процесс, состоящий из чередующихся фаз темпов экономического роста. Такого рода циклы определяют периоды роста и спада в сфере экономики, а время между ними охватывает период 5-8 лет. Примером сказанного может служить финансово-экономический кризис, произошедший в 2008 г., и который повторился в 2016 г. Исходя из этого можно предположить, что наступление следующего кризиса следует ожидать в ближайшее время.
Преодоление такого рода опасных тенденций в экономике связано с переходом от рыночной индустриально-капиталистической экономики, основной целью которой служит получение прибыли ради прибыли к гуманистической ноосферной цивилизации, основанной на применении природоподобных технологий и устранении спекулятивного капитала.
Важную роль в достижении безопасного будущего играет и внедрение в сферу промышленного производства природоподоб-ных технологий (нано-, био-, информационных, когнитивных и социальных технологий), способных существенно повысить производительность ресурсов и ориентированных на предотвращение индустриального давления на биосферу. Аддитивные технологии направлены на отбор нововведений и инноваций, которые послужат основой промышленного развития на ближайшие десятилетия
Существующее подчас бесконтрольное производство и потребление, ориентированное на достижение прибыли ради прибыли, охватившее большинство стран мирового сообщества явилось одной из основных причин глобального экологического кризиса. Альтернативой этому является формирование общества, основанного на осознании его сопричастности природе, определяющим фактором развития которого является эпоха ноосферы — разумной человеческой деятельности. Экономическое развитие, ориентированное исключительно на получение прибыли и накопление богатства и не учитывающее законы природы, основанное на конкуренции экономических субъектов является основным принципом хозяйственного механизма ныне существующих экономических систем.
Построение будущего основано на осмыслении позитивных достижений опыта прошлого, на преодолении негативных явлений человеческой деятельности, на выявлении нравственных ориентиров, определяемых самой природой. При этом ценностно-духовные ориентации являются основанием определения социально-экономического развития той или иной страны и всего мирового сообщества. "Среди всех угроз, существующих в мире, особую опасность представляет угроза экологического кризиса и в недалеком будущем — угроза наступления экологической катастрофы как следствие утраты нравственного отношения человека к природе, рассматривающего последнюю как созданную для удовлетворения его потребностей"10. Современное информационное общество оказывает огромное влияние на основы человеческой нравственности, его духовный мир. "Будущее будет зависеть, главным образом, от того, как с помощью новых знаний о Природе и обществе будет происходить выработка новых парадигм существования и коллективной воли для их реализации"11. И это необходимо учитывать при разработке стратегии дальнейшего развития.
Важнейшим условием достижения этой цели и проектирования систем будущего является необходимость согласования социально-экономического развития с законами биосферы на основе достижения непротиворечивой целостности общества и природы, которая выступает основой их гармоничного взаимодействия. Именно такого рода целостность существовала на протяжении длительной истории, когда человек органически был включен в структуру биосферы. Бурное развитие науки и техники, приведшее к превращению человеческой деятельности в огромную геологическую силу в середине прошлого века, привело к выделению человека из природы, освободило от ее зависимости. Вначале это обстоятельство всецело рассматривалось как победа над природой. Однако суровая экологическая реальность поставила предел могуществу человека над природой, поскольку угрожает его ближайшему будущему.
Действенным инструментом противодействия этим негативным тенденциям выступает философское мировоззрение, направленное на формирование объективной и целостной картины социальной реальности. Одной из важнейших перспектив базовых, мировоззренческих основ развития общества, должна быть связана с возвращением способности осознать смыслы и возможности человеческого бытия, как сложной целостной системы, ответствен-
10 Водопьянов П.А., Крисаченко B.C. Стратегия бытия человечества: от апока-липтики к ноосферному веку. Минск, 2008. С. 292.
11 Моисеев H.H. С мыслями о будущем России. М., 1997. С. 152.
ной за развитие жизни в едином комплексе мироздания. Именно это обстоятельство служит основой создания целостной картины мира, определяющей возможность формирования мировоззрения как отдельного человека, так и общества в целом и открывающего перспективы проектирования безопасного будущего.
Заключение
Констатация необходимости утверждения новых ценностных ориентаций, основанных на учете требований законов биосферы, определяющих возможность становления новой цивилизации, становится неизбежным условием сохранения жизни на Земле. В тоже время нарастание нерешенных проблем, новых вызовов и конфликтов в первой четверти XXI в. характеризуют сегодняшнее состояние на планете как глобальная нестабильность. В этих чрезвычайных условиях кристаллизуются точки роста новой цивилизации, где главным вызовом со всей очевидностью становится новое видение роли природной среды в жизни человечества. Это свидетельствует о том, что будущее планеты зависит от выбора направлений дальнейшего развития человечества. В ситуации перемен, которые значительно активизируют процесс отбора нового контекста в культуре, появляется стремление к быстрому обновлению базовых ценностей без должного историко-социального отбора, что может создавать иллюзию. Возникает опасность пойти по ложному пути и сформировать искаженный образ будущего. Здесь во многом оправдан изначальный консерватизм культуры и ее носителей. В зависимости от того, сможет ли человечество справиться с существующими опасностями, зависит его будущее. Достижение безопасного будущего в условиях экстремальной экологической ситуации требует радикальной перемены ценностных ориентаций во взаимодействии общества и природы, изменения мировоззренческих ориентаций, предвидения образа ближайшего будущего с целью принятия мер по предотвращению вызовов и угроз в жизни современного общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Водопьянов П.А., Крисаченко В.С. Стратегия бытия человечества: от апо-калиптики к ноосферному веку. Минск, 2008.
Данилов А.Н. Сова Минервы вылетает в сумерки: культура и новая цивилизация // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2022. № 1. С. 17-22.
Кирвель Ч.С. и др. Человек перед лицом будущего: риски и перспективы. Гродно, 2020.
Миронов В.В. Метафизика не умирает: Избранные статьи, выступления и интервью. М., 2020.
Моисеев Н.Н. С мыслями о будущем России. М., 1997.
Назаретян А.П. Нелинейное будущее: сингулярность XXI века как элемент мегаистории // Век глобализации. 2015. № 2.
Стёпин B.C. Теоретическое знание: структура, история эволюции. Минск,
2021.
Урсул А .Д. Путь в ноосферу: концепция выживания и устойчивого развития человечества. М., 1993.
REFERENCES
Danilov A.N. Sova Minervy vyletaet v sumerki: kul'tura i novaya civilizaciya [Minerva's Owl Flies at Dusk: Culture and the New Civilization] // Zhurnal Belorussk-ogo gosudarstvennogo universiteta. Sociologiya. 2022. N 1. S. 17-22 (in Russian).
Kirvel' CH.S. i dr. Chelovek pered licom budushchego: riski i perspektivy [Man in front of the future: risks and prospects]. Grodno, 2020 (in Russian).
Mironov V.V. Metafizika ne umiraet: Izbrannye stat'i, vystupleniya i interv'yu [Metaphysics does not die: selected articles, speeches and interviews]. M., 2020 (in Russian).
Moiseev N.N. S myslyami o budushchem Rossii [With thoughts about the future of Russia]. M., 1997 (in Russian).
Nazaretyan A.P. Nelinejnoe budushchee: singulyarnost' XXI veka kak element megaistorii [Nonlinear Future: The Singularity of the 21st Century as an Element of Megahistory] // Vek globalizacii. 2015. N 2 (in Russian).
Styopin V.S. Teoreticheskoe znanie: struktura, istoriya evolyucii [Theoretical knowledge: structure, history of evolution]. Minsk, 2021 (in Russian).
Ursul A.D. Put' v noosferu: koncepciya vyzhivaniya i ustojchivogo razvitiya chelovechestva [The path to the noosphere: the concept of survival and sustainable development of mankind]. M., 1993 (in Russian).
Vodop'yanov P.A., Krisachenko V.S. Strategiya bytiya chelovechestva: ot apoka-liptiki k noosfernomu veku [The strategy of human existence: from the apocalyptic to the noospheric age]. Minsk, 2008 (in Russian).