Научная статья на тему 'Духовно-нравственный потенциал религии в формировании эмпатической культуры современных школьников'

Духовно-нравственный потенциал религии в формировании эмпатической культуры современных школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
638
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕЛИГИЯ / СОПЕРЕЖИВАНИЕ / СОСТРАДАНИЕ / СОЧУВСТВИЕ / ЭМПАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL AND CULTURAL POTENTIAL / RELIGION / EMPATHY / COMPASSION / SYMPATHY / EMPATHY CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буданцова Антонина Аркадьевна

Статья актуализирована современным состоянием проблемы межличностных, межпоколенных, внутрисоциальных взаимоотношений школьников. В ней обосновываются подходы к формированию эмпатической культуры как неотъемлемой составляющей воспитательного процесса, выявляется потенциал религии, способствующий повышению уровня эмпатии школьника через восприятие гуманистических ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буданцова Антонина Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual-and-Moral Potential of Religion in Modern Schoolchildren's Empathy Culture Forming

The article covers the actual modern condition of interpersonal, intergenerational and intrasocial interrelations of schoolchildren. Approaches to empathy culture forming as an integral part of the educational process are substantiated. The potential of religion, contributing to the rise of the schoolchildren's empathy level through perception of human values is revealed in the article as well.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственный потенциал религии в формировании эмпатической культуры современных школьников»

УДК 371.017.93 ББК 74.200.502

Буданцова Антонина Аркадьевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра истории образования, этнопедагогики и яковлевоведения Чувашский государственный педагогический университет

им. И. Я. Яковлева г. Чебоксары Budantsova Antonina Arkadyevna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Education History, Ethnopedagogics and Yakovlev Studies Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev

Cheboksary

Духовно-нравственный потенциал религии в формировании эмпатической культуры современных школьников

Spiritual-and-Moral Potential of Religion in Modern Schoolchildren’s

Empathy Culture Forming

Статья актуализирована современным состоянием проблемы межличностных, межпоколенных, внутрисоциальных взаимоотношений школьников. В ней обосновываются подходы к формированию эмпатической культуры как неотъемлемой составляющей воспитательного процесса, выявляется потенциал религии, способствующий повышению уровня эмпатии школьника через восприятие гуманистических ценностей.

The article covers the actual modern condition of interpersonal, intergenerational and intrasocial interrelations of schoolchildren. Approaches to empathy culture forming as an integral part of the educational process are substantiated. The potential of religion, contributing to the rise of the schoolchildren’s empathy level through perception of human values is revealed in the article as well.

Ключевые слова: духовно-нравственный потенциал, религия, сопереживание, сострадание, сочувствие, эмпатическая культура.

Key words: spiritual and cultural potential, religion, empathy, compassion, sympathy, empathy culture.

Актуальность проблемы формирования эмпатической культуры очевидна.

Сегодня национальная образовательная система, основываясь на гуманистической парадигме, реализует цель духовного и нравственного развития личности. Общество всегда было заинтересовано в личности, утверждающей своим образом жизни, своими поступками социально значимые нравственные нормы и ценности. Вечные ценности, не подверженные политической конъюнктуре, такие как доброта, любовь к ближнему, гуманность, милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, одновременно являясь качествами личности, форми-

руются в процессе обучения и воспитания. Этот процесс основывается на целостном восприятии окружающей жизни, опыта старшего поколения, проверенных временем духовно-нравственных ценностей на уровне иррационального, подсознательного, эмоционального восприятия и переживания.

Формированию высокой духовности и нравственности личности веками способствовали летописи, сказания, предания, произведения литературы, изобразительного и певческого искусства, в которых любовь к Родине, родителям, согражданам, а также подвиги самопожертвования во имя любви к Родине и народу своему отождествлялись с верностью к ней. Вечные и универсальные понятия, характеризующие человеческое в человеке, такие как Вера, Надежда и Любовь, являются высшими добродетелями, на которых строится здание культуры человека.

Ценнейшим пластом культуры является религия, отражающая нравственность, мораль общества и нормы поведения человека в нем. Так, защита Родины, родных, соотечественников воспринималась не иначе как величайший религиозный долг. А сострадание, сочувствие, сопереживание, милосердие к ближнему - как норма жизни.

Через преклонение перед такими качествами героев, подвижников, просветителей как доброта, гуманность, бескорыстие и любовь, верность Родине, долгу и семье, мужество, осуществлялось нравственное воспитание, формировалась эмпатическая культура подрастающего поколения.

Для современных школьников, к сожалению, величие подвигов князя Александра Невского, Ивана Сусанина, патриарха Ермогена и многих других героев нашей славной российской истории (вообще-то, из школьных программ истории, литературы, музыки, изобразительного искусства) не являются примерами для подражания. На смену им пришли «бибигоша», терминатор, Гарри Поттер, но это, скорее всего, для развлечения. А ученье и развлеченье - не одно и то же.

Не возникает сомнения, когда и где начинать формирование духовнонравственных качеств личности ребенка. Ясно, что нельзя опоздать, пока душа

ребенка тянется к доброте, свету и чистоте, к героике и подвигам. Вот почему необходимо освоение духовно-нравственной культуры своего Отечества, начиная с дошкольного и школьного периодов детства.

Религия присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывает до настоящего времени подавляющую часть населения Земного шара. Всеобщность религии - один из самых впечатляющих фактов всемирной истории. Она представляет собой неотъемлемый элемент культурноисторического развития и духовного мира отдельного человека, и человеческих сообществ. Знание и понимание этого феномена, приобщение к религиозной культуре исключительно важно для полноценного образования, духовнонравственного становления личности, в частности, формирования эмпатиче-ской культуры.

Понимаемая как благочестие и святыня, религия (от латинского - religio) была источником добра и справедливости, идеологией, установив шкалу ценностей, стала основой культуры.

В духовной сокровищнице религии таится неисчерпаемый источник мудрости и силы. Церковь как религиозный институт призвана помочь людям осознать свое предназначение в жизни и найти достойное, осмысленное применение творческой энергии в той или иной сфере народного бытия, включая науку и технику, образование и просвещение, культуру и искусство.

Общеизвестно, что ни одна религия не призывает ко лжи, лицемерию, жестокости и несправедливости. Все религии призывают к добру, состраданию, сочувствию, сопереживанию, гуманности, милосердию, прощению пороков заблудших людей. Они имеют глубокое нравственное содержание, призывают не убивать, не красть, не злословить, не лжесвидетельствовать, а, наоборот, учат человека быть справедливым, добрым, милосердным. Причем, сострадать, сочувствовать, сопереживать, творить добро и благо надо не только единоверцам, но и всем, кто нуждается в помощи и ободрении. В противовес религии атеизм воспитал у многих людей чувство вседозволенности, безразличия, так как кроме материальных отношений ничего определенного в этом мире нет.

Развитие образования, науки и культуры возможно лишь на основе духовной преемственности, запечатленной в лучших образцах, в эталонах. В период государственного атеизма в России сложилась уникальная ситуация. Голос церкви, ограниченный в своих возможностях, был народу почти не слышен, Евангелие возвещалось не священниками-миссионерами, а деятелями культуры. О Христе продолжали свидетельствовать шедевры многовекового культурного развития - литература и музыка, церковное зодчество и живопись. Православное мировосприятие и мировоззрение, библейские изречения и церковная мудрость продолжали жить в сознании народа, сохранялись в его песнях, пословицах, поговорках. Именно культура оставалась носительницей христианского благовестия. Это драгоценное качество русской культуры и сегодня является ее неотъемлемым достоянием, подлинная культура продолжает нести свою добрую службу.

Современная Россия - невиданный в истории пример воссоздания религиозной жизни после десятилетий её насильственного уничтожения. Как считают многие обществоведы и культурологи, СССР был единственным экспериментом по построению безрелигиозного, атеистического общества. На глазах одного поколения положение религии изменилось коренным образом. Возродилось и возникло множество конфессиональных организаций, образовались религиозные политические партии и движения, наблюдается рост интереса к религии со стороны прежде равнодушных к ней людей. Публично выражать благосклонное отношение к религии стало «хорошим тоном», «модой». Религиозные организации осуществляют деятельность в самых разных областях: в распространении вероучения, в образовании, культуре. Не стали исключением благотворительная, общественно-политическая, хозяйственная и предпринимательская сферы.

В условиях современной России и современной светской школы все большее внимание уделяется использованию культурных ценностей традиционных религий народов России, составляющих систему духовно-нравственных ценностей. Традиционная в данном этносе, иначе - национальная религия для каждо-

го народа составляет неотъемлемую часть его исторического и культурного наследия. Она связана тысячами живых нитей с народной жизнью, бытом, обычаями межличностного общения, во многом определяет особенности его национального мировоззрения, менталитета. Национальная школа, не может быть в стороне от национальной религии.

Для русской школы, решающей не только общеобразовательные задачи, но и формирующей в обучении национальное самосознание, русскую этнокультурную идентичность школьников эта религия - православное христианство. Мы говорим о культурообразующей роли христианства, православия в истории нашего Отечества и Российского государства. Школа является общественногосударственным учреждением, одним из ключевых социальных воспитательных институтов. Этим соотношением светской общеобразовательной школы и Церкви, их особенной ролью в российском обществе определяется категорический императив необходимости их взаимодействия в духовно-нравственном воспитании, в формировании эмпатической культуры детей, учащейся молодежи.

Воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный и др.), а также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др.) согласованно обеспечивали воспитание человека, гражданина и патриота. Школа и традиционные российские религиозные организации совместно с другими общественными организациями, а также учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта призваны создавать единое пространство духовно-нравственного развития россиянина, формирования его эмпатической культуры.

Вопрос заключается в том, может ли религия быть включенной в процесс воспитания школьников, в частности, в формирование их эмпатической культуры. Не только может, но и должна в силу того, что это часть ее миссии в мире. Религия способна обеспечить чистоту, основательность и устойчивость нравственности и общественной морали.

Содержание позитивных воздействий христианской религии и культуры на формирование эмпатической культуры российских школьников определяется природой самой религиозной культуры и христианской культуры в особенности. Причем, это содержание формируется в связи с той ролью, которую играла и играет Церковь в жизни России - нашего народа и государства. В такой логике выделяются основные содержательные направления включения ценностей православной культуры в содержание формирования эмпатической культуры школьников.

Приобщение к культурным ценностям мировой цивилизации должно осуществляться по линии «от индивидуального, специфического - к общему, интегративному»: русская культура; Россия как цивилизация диалога культур; православный мир; христианский мир; мир библейского духовно-нравственного контекста (магометанство, иудаизм); мир, мировая цивилизация в целом.

Отбор и интеграция культурно-нравственных ценностей религий в образовательный процесс предполагают следующие критерии и требования: культурно-нравственные ценности религий - это продукт творчества человека, их следует рассматривать вот временном, историческом и социальном измерениях как содержание и результат человеческого бытия; культурно-нравственные ценности религий неразрывно связаны с историей развития человечества; культурнонравственные ценности религий не могут исчерпать все содержание национальной культуры, они существуют совместно с искусством и моралью, наукой и философией, политикой и правом.

Религии - это не только вера в Бога или богов. Они всегда играли и продолжают играть стержневую роль в определении своеобразного лица цивилизаций, стран или народов. Это происходит даже тогда, когда большинство людей, составляющих ту или иную общность, никак не определяет себя по отношению к «своей» религии, забывает её или мало о ней знает. Не обладая специфическими знаниями о религиях, учащиеся не разберутся в сути многих мировых и региональных политических процессов, в современных конфликтах и войнах. Без изучения религий ученикам будет трудно понять «скрытые пружины», во

многом определявшие и продолжающие определять движение истории и историческую судьбу различных человеческих сообществ. Без этих знаний школь -ники не смогут выработать адекватное отношение к особенностям характера тех или иных этносов.

Владение необходимой информацией о религиозном наследии человечества поможет нашим ученикам осмыслить многие явления мировой художественной культуры. Без таких сведений, попав в художественную галерею или в музей, они не будут чувствовать себя уверенно и комфортно. Нередко слышны сетования по поводу наступления «массовой культуры», явления, резко обозначившегося в последние годы, вызывающего постоянное раздражение и неприятие у многих представителей интеллигенции, да и у всех мыслящих людей. Причем, следует отметить, что коммерциализированная, усреднённая и безликая массовая культура наиболее успешно распространяется именно среди тех, кто утратил связь с духовной традицией своего народа. Безусловно, знания об этой традиции сами по себе ещё не свидетельствуют о том, что человек приобщился к ней, но при этом было бы непростительно считать эти знания бесполезными или лишними!

Молодой человек, взрослея, сталкивается со злом, жестокостью, безразличием и несправедливостью в окружающем мире. Всё это требует осознания и объяснения. Людям, в том числе и молодым, свойственно искать ответы на вечные вопросы: кто я, в чём смысл моей жизни, как возник и устроен мир, что будет со мной после смерти... Религии (каждая по-своему) отвечают на них. Таким образом, изучение религий может стать одним из путей приобщения к самым сокровенным тайнам бытия и человеческой души. Важнейшие проблемы нравственности, в частности проблема формирования эмпатической культуры, были впервые поставлены именно в рамках религиозных учений. Можно возразить, что некоторые элементы этого наследия устарели, звучат архаично и даже, с точки зрения человека наших дней, парадоксально. Но изучение этих воззрений - полезно, поучительно и интересно. Знакомство с этической составляю-

щей религиозного наследия ведёт к более глубокому познанию человеческого поведения и исторического процесса во всех его проявлениях.

Существует точка зрения, высказываемая, как правило, верующими людьми, что изучение этической составляющей разных религий само по себе не сделает наших школьников высоконравственными людьми, способными к состраданию, сочувствию и сопереживанию, а может даже нанести им вред. Доля правды в этих возражениях, безусловно, имеет место. Однако знание в любом случае предпочтительнее невежества. Неслучайно русские слова «вежа» («невежа») и «вежливый» проистекают от одного корня, означающего именно знание.

У изучения религий есть и утилитарный смысл, напрямую связанный с жизнедеятельностью человека, с его безопасностью. Нам часто приходится вступать в контакты с людьми, исповедующими различные - в том числе религиозные, нерелигиозные или антирелигиозные взгляды. Каким образом построить продуктивное общение с теми, кто придерживается иных воззрений? Этим навыкам следует целенаправленно учить. Изучение религий не только помогает учащимся осуществлять свободное и сознательное самоопределение в собственной мировоззренческой позиции, духовных интересах и ценностях, но и грамотно вести мировоззренческий диалог, овладевать искусством понимания других людей. Это и должно способствовать установлению климата взаимопонимания и гармонизации отношений между представителями различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений, утверждению гражданского согласия и социальной стабильности в обществе.

Важной частью работы по формированию эмпатической культуры школьников является научно-практическое обоснование методических принципов к изучению религий. Ключом к методике является признание и реализация права каждого ученика на выражение собственных убеждений и мнений. Педагогу не следует проявлять насилие, навязывать готовые рецепты, крайне важно уважать мнение оппонентов, давать учащимся по возможности полную, объективную и

многогранную информацию. Нажим и неверный тон могут свести все усилия к нулю.

В обобщённом виде методические принципы можно сформулировать следующим образом:

- максимальная деликатность, интеллигентность, уважение к личностям учащихся в процессе общения на уроках;

- учёт индивидуальных особенностей и склонностей каждого из учащихся, специфики семьи и атмосферы, в которой он воспитывается дома;

- процесс обучения - это уважительный обмен информацией, постоянный диалог, своего рода взаимное обучение учителя и учащихся;

- доброжелательный, деликатный и ровный тон в изложении учебного материала, отсутствие нетерпимости и однозначности в оценках;

- простота и «прозрачность» освещения педагогом всех вопросов, включая самые сложные и отвлечённо-философские;

- на уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков;

- манера объяснения, лекции, беседы учителя должна быть увлекательной, яркой, артистичной;

- на занятиях могут широко использоваться приёмы лабораторной работы, заключающейся в решении поисковых задач на основе документов;

- занятия по нашей тематике невозможны без использования настенных карт и атласов;

- уместно использование на уроках произведений изобразительного искусства, архитектуры, фрагментов художественной литературы, поэзии;

- полезно и эффективно использование окружающей культурной и исторической среды;

- оценка знаний учащихся должна производиться с учётом того, как школьники владеют фактами и понятиями (включая умение их применять).

Представляя собой неотъемлемый элемент культурно-исторического развития и духовного мира отдельного человека и человеческих сообществ, рели-

гия присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывает до настоящего времени подавляющую часть населения Земного шара. Знание и понимание религии как феномена культуры, приобщение к культуре исключительно важно для полноценного образования и духовно-нравственного становления личности.

Нравственное воспитание, в частности, формирование эмпатической культуры, в системе христианских ценностных ориентаций и моральных стереотипов особенно важно сейчас, когда не видится иной нравственной альтернативы пропаганде насилия и жестокости, бездуховности, цинизма, неограниченного алчного потребительства, Церковь может сыграть ключевую роль в преодолении и профилактике губительных пороков, поразивших современное российское общество.

Возрождение традиции русской педагогики во всем ее богатстве должно лечь в основу современной образовательной деятельности.

Опыт Русской Православной Церкви по формированию эмпатической культуры детей и молодежи не прерывался на протяжении нескольких столетий. Обращение к этому опыту способно вдохнуть новые силы в систему светского образования. Драгоценное время детства и отрочества дано человеку не только для обогащения знаниями, но и для того, чтобы он нашел свой путь к духовным ценностям, открыл радость чувства любви и долга, приобщился к делам милосердия и сострадания, нашел свое призвание и раскрыл собственные таланты. Такое духовное развитие возможно на пути приобщения к тому лучшему, что хранил наш народ на протяжении тысячелетия.

Библиографический список

1. Антоний (митрополит Сурожский). Воспитание детей в вере / Антоний (митрополит Сурожский) // Отечественные записки. - 2004. - № 3. - С. 94-100.

2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учебник для средних и высших педагогических учебных заведений [Текст] / Г. Н. Волков. - М. : Academia, 1999. - 168 с.

3. Гаврилова, Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Т. П. Гаврилова. - М. , 1977. - 170 с.

4. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : учебнометодическое пособие [Текст] / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - 2-е изд., перераб. и доп. -СПб. : Детство-Пресс, 2000. - 304 с.

5. Юсупов, И. М. Вчувствование. Проникновение. Понимание [Текст] / И. М. Юсупов. - Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 1993. - 201 с

Bibliography

1. Antony (Surozhsky Metropolitan). Education of Children in Faith / Antony (Surozhsky Metropolitan) // Domestic Notes. - 2004. - № 3. - P. 94-100.

2. Gavrilova, T. P. Empathy and Its Peculiarities in Children of Young and Middle School Age : Diss. ...Cand. of Psych.: 19.00.07 / T. P. Gavrilova. - М., 1977. - 170 p.

3. Knyazeva, O. L. Joining Children to the Sources of the Russian National Culture : Guidance Manual [Text] / O. L. Knyazeva, M. D. Makhaneva. - 2nd Edition, Rev. and Enl. - SPb : Childhood - Press, 2000. - 304 p.

4. Volkov, G. N. Ethnopedagogics: Textbook for Secondary and Higher Pedagogical Educational Institutions [Text] / G. N. Volkov. - М. : Academia, 1999. - 168 p.

5. Yusupov, I. M. Insensation. Penetration. Understanding [Text] / I. M. Yusupov. - Kazan : Publishing House of Kazan University, 1993. - 201 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.