Научная статья на тему 'Духовно-нравственный аспект одаренности как фактор ее развития'

Духовно-нравственный аспект одаренности как фактор ее развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
203
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / TALENT / SPIRITUALITY / MORALITY / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кондратьева Ольга Викторовна

В статье рассматривается одаренность как многомерная реальность, включающая в себя познавательную (когнитивную), личностную, духовную сферы. Особый акцент делается на психологическую трактовку духовности, которая анализируется с позиций как естественнонаучной, так и гуманитарной парадигмы. При этом обосновываются различия в понимании духовного и нравственного; духовное определяется как ипостасное субстанциональное психологическое образование. С позиции такого понимания человеческой духовности определена специфика развития личности одаренного ребенка, которая наиболее целостно отображается в диссинхронии (неравномерности развития отдельных личностных свойств).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with talent as a multidimensional reality, which includes cognitive (cognitive), and personal and spiritual spheres. Particular emphasis is placed on the psychological treatment of spirituality. The latter is analyzed from the perspective of both the natural sciences and the human paradigm. Thus justified differences in the understanding of the spiritual and moral, spiritual hypostatic defined as the substantial psychological education. From the perspective of this understanding of human spirituality the specificity of personality development of gifted children is defined, which is most visible on a holistic dyssynchrony (uneven development of individual personality traits).

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственный аспект одаренности как фактор ее развития»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ОДАРЕННОСТИ КАК ФАКТОР ЕЕ РАЗВИТИЯ

Аннотация: в статье рассматривается одаренность как многомерная реальность, включающая в себя познавательную (когнитивную), личностную, духовную сферы. Особый акцент делается на психологическую трактовку духовности, которая анализируется с позиций как естественнонаучной, так и гуманитарной парадигмы. При этом обосновываются различия в понимании духовного и нравственного; духовное определяется как ипостасное субстанциональное психологическое образование. С позиции такого понимания человеческой духовности определена специфика развития личности одаренного ребенка, которая наиболее целостно отображается в диссинхронии (неравномерности развития отдельных личностных свойств).

Ключевые слова: одаренность, духовность, нравственность, личностное развитие.

Summary: the article deals with talent as a multidimensional reality, which includes cognitive (cognitive), and personal and spiritual spheres. Particular emphasis is placed on the psychological treatment of spirituality. The latter is analyzed from the perspective of both the natural sciences and the human paradigm. Thus justified differences in the understanding of the spiritual and moral, spiritual hypostatic defined as the substantial psychological education. From the perspective of this understanding of human spirituality the specificity of per-

О. В. Кондратьева

sonality development of gifted children is defined, which is most visible on a holistic dyssynchrony (uneven development of individual personality traits).

Keywords: talent, spirituality, morality, personal development.

Еще в начале XX в. в российской психолого-педагогической науке обозначился круг вопросов, таких как определение понятия одаренности, ее происхождение и структура, социальная необходимость диагностико-развивающей работы с одаренными детьми, которые остаются необыкновенно актуальными до настоящего времени. Невозможность объяснять и прогнозировать многие факты и тенденции человеческой активности особенно отчетливо проявляются в пограничной психологии одаренного ребенка и связаны с методологическими проблемами понимания психологической реальности человека.

Наиболее перспективным научным направлением для разработки проблемы одаренности могут выступить современные исследования, представляющие гуманитарный подход в психологии (Р. Ассаджиоли, Е.А. Исаев, Т. Йоманс, С.В. Кондратьев, Дж. Пери, В.И. Слободчиков, Л.Ф. Шеховцова и др.). Опираясь на эти работы, а также на многолетние исследования одаренности в западной и современной отечественной психологии, одаренность можно рассматривать как объемную, многомерную реальность, включающую

три психологические сферы: познавательную (когнитивную), личностную и духовную. Следовательно, необходимо разграничивать особенности учебновоспитательной работы в рамках познавательного, личностного и духовного развития одаренного ребенка.

В результате того, что и в отечественной, и в зарубежной психологии понятие духовности не являлось предметом исследования, а психическое изначально изучалось в очень жестких границах, в психологии одаренности соответственно внимание уделялось когнитивной и личностной сферам и почти никогда не затрагивались вопросы духовности и духовного развития одаренного ребенка.

Между тем с древнейших времен и до XIX в. в научных и житейских представлениях об одаренности использовался термин «гений», происходящий от латинского genius — дух, что подчеркивало соединение божественного духа с человеческой природой. Духовная сфера издавна была объектом внимания человека, но на протяжении многих лет ее постижение было возможно лишь в рамках религиозных ритуалов, наука же не придавала особого значения исследованию духовного в человеке. Однако с начала 1990-х годов даже традиционные школы начинают признавать духовное измерение человеческого опыта как предмет психологического исследования.

В связи с этим хочется привести некоторые из пониманий духовного измерения — это «такой аспект человеческого опыта, через который мы обнаруживаем, что связаны с целостным Творением и участвуем в нем; посредством которого мы вступаем во взаимосвязь

и взаимозависимость со всеми другими формами жизни во Вселенной. В то же время в этой общности мы, парадоксальным образом, утверждаем свою неповторимую индивидуальность» [2]. Дух—это динамичное нечто, свободное от материальной структуры, «когда индивид движим духом, то для его переживаний типично слышать голос. И ему кажется, что у этого голоса есть конкретное намерение, он нагружен информацией. Этот аспект духа может быть определен как «информированная энергия» или «энергия с качествами разума» [3].

В работах С.Р. Рубинштейна просматривается истоки нерелигиозного понимания духовности как высшего уровня человеческого бытия, который определяет и реализует все возможности, предложенные человеку жизнью. Изначально в его ранних работах жизненный путь представлялся автором как горизонталь с уходящим за горизонт будущим, то в более поздних он разворачивает ее по вертикали. В работах А.Н. Леонтьева также подчеркивается мысль о существовании системообразующего уровня, организующего развитие когнитивных и личностных образований. «В движении индивидуального сознания, описанном раньше как процесс взаимопереходов непосредственно-чувственных содержаний и значений... открывается движение еще в одном измерении. Становление этого движения им выражает собой становление личности». В более зрелые годы своего творчества А.Н. Леонтьев обращался к вершинным проблемам личности, к сфере предельных вопросов бытия, далеко выходящих за границы конкретной деятельности, то есть к сфере духовности.

По мнению М.С. Кагана, духовность проявляется во всех формах ценностного сознания, направляет наше поведение, выражается в творчестве, готовности жертвовать собой, жить ради другого, руководствоваться высшими идеалами.

Понимание духовности через порождение смыслов прослеживается у В.В. Знакова, Б.С. Братуся. При этом духовность описывается через такие понятия, как «смысловая сфера», «самосознание», «внутренняя жизнь», «субъект».

В.И. Слободчиков определяет духовную реальность как процесс развития человеком собственной самости (саморазвитие). Становление человека субъектом собственной жизнедеятельности есть предпосылка становления индивидуального духа человека. В этом плане духовность есть творчество себя.

С позиций проблемы одаренности понимание духовности у В.Д. Шадрико-ва представлено в виде духовных способностей, проявляющихся в познавательной сфере и системе отношений. Наряду со способностями, он упоминает духовные состояния, характеризующиеся расширением сознания, активным включением подсознания в познавательный процесс, существенным расширением информационной составляющей в понимании любой проблемы, а также энергетической активацией.

Д.Б. Богоявленская описывает духовность, нравственность через синонимический ряд понятий познавательной самодеятельности, ситуативно не стимулируемой продуктивной деятельности, интеллектуальной активности. Она считает, что порождение смысла жизни, «понятого через цепь нрав-

ственных выборов,определяет способность личности к творчеству» [1]. Рассматривая творчество как внешне не стимулированное продолжение познания за пределами требований заданной ситуации, она пишет, что творчество не сводится к технике делания, но определяется богатством духовного содержания, выступает духовно нравственным зарядом к действию. Нравственность в концепции Д.Б. Богоявленской выступает необходимым условием творческой одаренности.

Синтез интеллекта и нравственности рассматривался еще Л.С. Выготским и последователями его школы. Подчеркивалось, что направленность оказывает существенное влияние на характер и протекание познавательной и в целом профессиональной деятельности.

Не претендуя на понимание духовности как особой психической и психологической реальности, материалистическая психология смогла лишь осторожно разрешить использование этого понятия, описывая его проявления. Наиболее перспективным представляется понимание духовности как информационно-энергетической реальности, не ограниченной материальным субстратом.

Для обычного человека духовный опыт может быть недостижим даже в процессе всей жизни, некоторые люди переживают его в зрелом возрасте как духовный кризис, как результат длительных духовных исканий, дети не сталкиваются с ним никогда. Одаренный ребенок изначально наделен этим измерением человеческого опыта. Он может слышать голос, видеть невидимое для других и не в силах понять про-

исходящее, испытывать по этому поводу повышенный страх.

Для ребенка проблема заключается в том, что данное человеку достояние не имеет «знака», то есть наличие духовного не предполагает нравственного поведения, не помогает сделать выбор между добром и злом. Дух как альтернатива материи стремится освободиться от любых материальных ограничений, например от культурных норм, эмоциональных стереотипов и т. д., поэтому духовное — не означает возвышенное. Субъективно процесс соприкосновения с духовным измерением своего Я может переживаться как некоторое знание, детерминирующее возникновение образа мира и образа себя. Причем образ мира, который человек ощущает каждой частицей души, видит, слышит и чувствует необыкновенную связь со всем окружающим его, этот образ несет в себе смерть и разрушение. Содержание элементов образа будет зависеть от личностного опыта, ребенок может видеть «летающие тарелки», взрослый — Вестминстерские замки. Все это может сопровождаться переживаниями, страхами, депрессией. Человек при этом должен сформировать новое отношение к жизни, которое поможет ему творить себя. Однако это произойдет уже на уровне личности. В психологии одаренности наиболее явно эти состояния описаны как кризис пятнадцатисемнадцати лет, называемый «Искусство versus Жизнь?» на примере музыкально одаренных детей.

Наличие такого опыта и ощущений, с ним связанных, требует особой психологической работы, соединенной с сочувствием, принятием и любовью. Такая психологическая практика должна

принципиально отличаться от психотерапии, ориентированной на возвращение человека в систему культуры, разделяемую большинством.

Личностное развитие одаренного ребенка также своеобразно и обладает определенными особенностями. Одной из них является диссинхро-ния, или неравномерность развития отдельных личностных свойств. Подобная неравномерность может задавать как внутренние, так и внешние конфликты, например, социальную изоляцию и одиночество (внешняя диссинхрония), конфликт между самооценкой и уровнем притязаний, приводящий к стрессам (внутренняя диссинхрония).

Кроме множества описанных в литературе личностных проблем одаренного ребенка, следует обратить внимание, что именно на уровне личности происходит формирование аттитюдов, направленности, которые задают характер развития одаренности. Естественно, что одаренному ребенку присуща зрелая по сравнению с другими детьми личность, но это не обязательно личность нравственная. Так, в литературе представлены характеристики детей с так называемыми психопатическими чертами характера, поведение которых вряд ли можно назвать нравственным [4].

Исходя из того, что одаренность затрагивает три сферы психики человека — познавательную, личностную и духовную, причем последняя является определяющей, можно выделить некоторые особенности учебновоспитательной работы с одаренными школьниками: наличие особых нетрадиционных обучающих стратегий, моделирующих исследовательскую дея-

тельность; присутствие личности одаренного взрослого как образца для подражания в решении исследовательских и жизненных проблем; психологическое принятие и помощь в интерпретации возникающих мыслей и образов; психологическую работу, направленную на безболезненное проживание личностных конфликтов.

Литература

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2009.

2. Йоманс Т. Введение в психологию духовного измерения // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / под ред. А.А. Бадхена,

B.Е. Кагана. — М.: Смысл, 1997. — С. 154-176.

3. ПерриД.У. Духовный кризис и обновление // Психология возрастных кризисов: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. — Минск.: Харвест, 2003. —

C. 495-511.

4. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Академия, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.