Научная статья на тему 'Духовно-нравственные основы жизни Святителя Луки'

Духовно-нравственные основы жизни Святителя Луки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
354
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / HISTORY OF MEDICINE / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / V. F.VOINO-YASENETSKY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Демьяненко И.А., Третьякова О.С., Сухарева И.А., Петров Д.С.

В статье отражены основные этапы жизни и деятельности В. Ф. Войно-Ясенецкого. Представлены его достижения в практической медицине, религиозные и философские убеждения, а также связь его учений со взглядами выдающихся научных и религиозных деятелей различных эпох прошлого и современности. Показано значение трудов В. Ф. Войно-Ясенецкого для формирования мировоззрения будущих врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL FOUNDATIONS OF ST. LUKA’S LIFE

The article presents the main stages in the life and work of V.F.Voino-Yasenetsky. His achievements in practical medicine, religious and philosophical beliefs, as well as the connection of his teachings with the views of outstanding scientific and religious figures of different epochs of the past and modernity are considered. The significance of V.F. Voino-Yasenetsky’s works for shaping the worldview of future doctors is shown.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные основы жизни Святителя Луки»

2018, том 21, № 1

УДК 614. 253+61(092)+235.3:925

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ

Демьяненко И. А. 1, Третьякова О. С. 2, Сухарева И. А. 3, Петров Д. С. 4

Кафедра гистологии и эмбриологии, 2,3Кафедра общественного здоровья и здравоохранения, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 295051, бульвар Ленина, 5/7, Симферополь, Россия

Для корреспонденции: Демьяненко Инна Алексеевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гистологии и эмбриологии, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского, ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского», e-mail: innademianenko@ mail.ru

For correspondence: Inna A. Demianenko, PhD, Associate professor, Department of histology and embryology of the Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia, e-mail: innademianenko@mail.ru

Information about authors:

Demianenko I. A., http://orcid.org/ 0000-0001-6148-7076 Tretyakova O. S., http://orcid.org/0000-0002-2476-0624 Sukharevа I. A., http://orcid.org/0000-0002-4266-3297

РЕЗЮМЕ

В статье отражены основные этапы жизни и деятельности В. Ф. Войно-Ясенецкого. Представлены его достижения в практической медицине, религиозные и философские убеждения, а также связь его учений со взглядами выдающихся научных и религиозных деятелей различных эпох прошлого и современности. Показано значение трудов В. Ф. Войно-Ясенецкого для формирования мировоззрения будущих врачей.

Ключевые слова: В. Ф. Войно-Ясенецкий; история медицины; религия; философия.

SPIRITUAL AND MORAL FOUNDATIONS OF ST. LUKA'S LIFE

Demianenko I. A., Tretyakova O. S., Sukhareva I. A., Petrov D. S.

Medical Academy named after S. I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia

SUMMARY

The article presents the main stages in the life and work of V.F .Voino-Yasenetsky. His achievements in practical medicine, religious and philosophical beliefs, as well as the connection of his teachings with the views of outstanding scientific and religious figures of different epochs of the past and modernity are considered. The significance of V.F. Voino-Yasenetsky's works for shaping the worldview of future doctors is shown.

Keywords: V. F .Voino-Yasenetsky; history of medicine; religion; philosophy.

Медицина - первая наука о человеке...

Академик Н. Н. Блохин

В процессе непрерывного медицинского образования основополагающее значение должно придаваться морально-этическим принципам деятельности будущих врачей, которые были заложены еще две тысячи лет назад в «Клятве Гиппократа». Изучение духовно-нравственных аспектов жизни выдающегося хирурга и богослова XX века В. Ф. Войно-Ясенецкого (Святители Луки) позволяет молодому поколению врачей определить свои нравственные критерии в профессиональной деятельности, имеющей в своей основе помощь людям.

Святитель Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, вошел в историю как выдающийся хирург, профессор медицины, епископ Русской православной церкви и автор философских и религиозных творений «церковного самиздата» (Рис. 1).

В знак выдающихся заслуг в области медицины ему установлен бронзовый бюст в галерее выдающихся хирургов в «НИИ скорой помощи им. Н. В.

Рис. 1. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) (1945 год)

Склифосовского» в Москве, а 2 июля 1977 года в Симферополе, где святитель жил в 1946-1961 годах, открыт памятник. Архиепископ Лука в 2000 году был канонизирован Русской православной церковью в ряду других достойных новомучени-ков и исповедников России для общецерковного почитания. В 2004 году В. Ф. Войно-Ясенецкий был

причислен к лику местночтимых святых. Каждое утро в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Симферополя совершается хвалебное церковное песнопение (акафист) святителю Луке у его раки, а 18 марта Церковь празднует обретение мощей этого великого святого и чудотворца.

В. Ф. Войно-Ясенецкий родился в г. Керчь 27 апреля 1877 года в семье провизора. Пятеро детей в их семье воспитывались в православном духе. Искренние молитвы родителей благотворно влияли на формирование религиозного мировоззрения молодого человека. По воспоминанию В. Ф. Во-йно-Ясенецкого, свою религиозность он унаследовал главным образом от очень набожного отца. Тем не менее, учась в Киевской гимназии, увлекся рисованием и готовился стать художником (Рис. 2).

Рис. 2. Набросок композиции В. Ф. Войно-Ясенецкого

Однако с возрастом планы молодого человека изменились. Проявились заложенные в нем высокие моральные и духовные принципы: нетерпимость к любому насилию и чуткость к чужому страданию. В раздумьях над своим будущим он пришел к решению стать врачом: именно в качестве врача можно стать более полезным людям. Поэтому Валентин Феликсович оставил занятия в художественной школе и в 1898 г. поступил в Киевский университет на медицинский факультет. Через несколько месяцев после окончания учебы в университете грянула Русско-Японская война (1904 год). Востребованный как хирург, он выехал в составе медицинского отряда Киевского Красного Креста ближе к зоне военных действий - на Дальний Восток. Операции у молодого хирурга уже с самого начала были сложные и ответственные, а результаты стабильно хорошими. Во врачебном коллективе Валентин Феликсович встретил А. В. Ланскую - свою будущую супругу [1].

Работая практическим врачом, Валентин Феликсович параллельно проводил научные изыскания, которые привели его в Москву в клинику известного ученого П. И. Дьяконова. В 1915 г. В. Ф. Войно-Ясенецкий выпустил монографию «Ре-

гиональная анестезия», которая была отмечена премией Варшавского университета, а в 1916 г. он защищает докторскую диссертацию на эту тему. Интересен был отзыв оппонента профессора Мартынова: «Мы привыкли к тому, что докторские диссертации пишутся обычно на заданную тему с целью получения высших назначений по службе и научная ценность их невелика. Но когда я читал вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь» [2]. Однако вскоре в жизни доктора медицины последовало тяжелое семейное испытание. Его супруга Анна заболела туберкулезом легких. Валентин Феликсович писал позднее: «Жена умерла тридцати восьми лет, и я остался с четырьмя детьми, из которых старшему было двенадцать, а младшему - шесть лет... тяжелый тернистый путь ждал меня и моих детей» [3]. Позже операционная сестра С. С. Белецкая заменила его детям умершую мать.

В дальнейшей судьбе В. Ф. Войно-Ясенецкого произошли новые перемены. Переехав для работы в Среднюю Азию и став главным врачом Ташкентской больницы, он часто посещал церковь. В операционной городской больницы уже много лет висела икона Божьей Матери, взглянув на которую, хирург имел обыкновение осенять себя перед операцией крестным знамением. Заведено это было давно и исполнялось так часто, что неверующие врачи перестали обращать на это внимание, а верующие считали делом самым обычным. Однажды епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий предложил: «Доктор, Вам надо быть священником», и тот, не раздумывая, ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!» [1]. В 1921 году Войно-Ясенецкий под именем Луки принял постриг и в дальнейшем был рукоположен в сан епископа. Он стал священником ташкентского храма и в дальнейшем успешно совмещал служение церкви с деятельностью ученого и хирурга (Рис. 3).

Рис. 3. Епископ Лука среди паствы в Ташкенте (1923).

Надо отметить, что появления В. Ф. Войно-Ясенецкого в больнице в священническом облачении воспринимались его коллегами не всегда с пониманием, тем более в условиях развернувшейся в те годы антирелигиозной кампании. Создавалась атмосфера насмешек, раздражения, порой переходящая в ненависть. Вскоре после своей первой литургии епископ Лука был арестован органами госбезопасности (ГПУ). Ему были выдвинуты нелепые обвинения в контрреволюционной деятельности и даже шпионаже в пользу Англии. При тогдашнем правосудии справедливого решения быть не могло. Он был осужден и сослан в Сибирь. Во время ссылки священник-врач работал в госпиталях, оперировал и помогал страждущим (Рис. 4).

Рис. 4. В. Ф. Войно-Ясенецкий проводит операцию в земской больнице

Перед началом операции он молился и рисовал йодом на теле больного крест. Многие годы Валентин Феликсович провел в тюрьмах и ссылках по всей Сибири, и там осуществлял сложные хирургические операции. Его приглашали как хирурга-спасителя, когда признанные авторитеты хирургии уже не были способны помочь больным. Особенно сложными были операции по восстановлению зрения. Однажды епископ Лука прооперировал целую семью, в которой слепыми от рождения были отец, мать и их пятеро детей. Из семи человек после операции шестеро стали зрячими. Прозревший мальчик лет девяти впервые вышел на улицу и увидел мир, представившийся ему совсем по-иному [4].

После длительной ссылки пришло освобождение. Будучи уже больным, с ухудшившимся зрением В. Ф. Войно-Ясенецкий вернулся в Ташкент. Однако «след ГПУ» в его жизни не исчез. Продолжались вызовы, допросы, выбивались «признания». Перевоплощения из врача в духовного служителя и наоборот вызывали непонимание со стороны коллег, но еще большее у лиц, представляющих властные структуры. Однажды в ходе судебного процесса по делу врачей в Ташкенте епископ Лука выступал в качестве эксперта-хирурга. Обвиняв-

ший врачей чекист набросился на Луку: «Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?». «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?», - парировал тот. «Дело врачей» в ходе этих слушаний с треском провалилось [5]. Хирург В. Ф. Войно-Ясенецкий хорошо знал все отрасли медицины. Он был окулистом, гинекологом, урологом, отоларингологом, стоматологом, нейрохирургом, ортопедом и онкологом, и по каждой специальности мог оперировать. Беззаветное служение медицине и религии для Луки было не только жизненной необходимостью - оно соответствовало также его глубоким идейным убеждениям. В предисловии к своей знаменитой книге «Наука и религия» он пишет: «На своем жизненном пути нам встречаются два типа людей. Одни во имя науки отрицают религию, другие ради религии недоверчиво относятся к науке. Встречаются и такие, которые умеют найти гармонию между этими двумя потребностями человеческого духа».

В эти трудные годы В. Ф. Войно-Ясенецкий не оставлял врачебной практики, продолжал работать над публикацией различных медицинских и богословских трудов. Монография «Очерки гнойной хирургии» стала настольной книгой для многих поколений отечественных и зарубежных хирургов [6; 7]. Лауреат высшей государственной премии по медицине профессор Войно-Ясенецкий по праву должен быть назван основоположником гнойной хирургии в нашей стране. В его «Очерках» есть строки, из которых видно, с каким вниманием автор относился к больному: «Приступая к операции, надо иметь в виду не только брюшную полость, а всего больного человека, который, к сожалению, так часто у врачей именуется "случаем". Человек в смертельной тоске и страхе, сердце у него трепещет не только в прямом, но и в переносном смысле. Поэтому прежде необходимо избавить больного от этой психологической травмы» [5].

В. Ф. Войно-Ясенецкий является автором других не менее известных медицинских трудов: «О течении хронической эмпиемы в хондритах» (1944 г.), «Очерки гнойной хирургии» (1943 г.), «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» (1944 г.). Эти работы получили высокую профессиональную оценку. За последние две монографии в 1946 году ему была присуждена Сталинская премия в области науки первой степени. Из 200 тысяч рублей этой премии 130 тысяч Владыка перечислил в помощь детям, пострадавшим на войне, оставшуюся часть - на другие благотворительные цели. В 1945 году Епископ Лука как архиерей, прославившийся праведной жизнью и пастырской деятельностью, был награжден Патриархом Алексием I правом ношения Брилли-

антового креста на клобуке и его стали называть Святитель Лука. За значительные достижения в медицине и проявленный патриотизм в годы войны был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В мае 1946 г. епископ Лука Патриаршим указом был переведен в Симферополь с титулом архиепископа Симферопольского и Крымского. «Студенческая молодежь отправилась встречать меня на вокзал с цветами, но встреча не удалась, так как я прилетел на самолете» [5]. Авторитет Святителя Луки был так высок, что прихожане во время богослужения пытались дотронуться до его облачения, веря, что прикосновение поможет побороть их недуг. Возрождая религиозные традиции после большой разрухи в Крымской епархии, он не оставлял медицинскую практику, совмещал святое и праведное. Обладая незаурядным природным даром, Лука с поразительной точностью ставил диагнозы, в своем доме по улице Курчатова бесплатно принимал больных и страждущих. Врач, который делал операции слепым и дававший многим людям возможность увидеть свет, последние восемь лет жизни сам оставался слепым. Мало кто из прихожан догадывался о слепоте архипастыря и о том, что, совершая Божественную литургию, он по памяти произносил молитвы и читал Евангелие.

Медицина во все времена была тесно связана с религией. И это закономерно, поскольку медицина и религия находятся у истоков жизни и смерти, стоят на страже здорового тела и духа человека. В жизни и деятельности Святителя Луки (Войно-Ясе-нецкого), как ни в ком другом, проявилось родство медицины и религии, великое единение человеческого и божественного, телесного и духовного, движимого высоким долгом беззаветного служения людям. Это искреннее служение страждущим и убогим душой и телом побуждало его часто снимать черную рясу священника, чтобы надеть белый халат врача-хирурга или делать это в обратном порядке. Черная мантия священника - знак покаяния перед Богом, а белый халат доктора - знак помощи больным и немощным. Кстати, и в одежде святителя Луки проявлялась его скромность и воздержанность. Даже став архиепископом он одевался очень просто и ходил в заплатанной рясе. «Быть священнослужителем, а тем более епископом мне и во сне не снилось, но неведомые нам пути жизни нашей вполне известны Всеведущему Богу еще когда мы в чреве матери», - говорил Святитель Лука [8].

Проповеди Святителя Луки получили большую известность. Значительную часть них Валентин Феликсович произнес в годы правления Крымской епархией. Проповеди были религиозно-богословские, на слова Священного писания, житейские, нравственные: «О вере», «Почему враждуют люди против истины», «Тайны царствия Божия», «Свя-

тая Мария Египетская», «Рождество Христово», «Как надо воспитывать детей», «О лицемерии» и другие. Всего Святитель произнес около 1250 проповедей, которые в записях составили 750 или 12 томов машинописного текста.

В послевоенные годы (1945-1947гг.) В. Ф. Во-йно-Ясенецкий опубликовал богословский труд «Дух, душа и тело». По мнению Луки, человек состоит из трех главных составных субстанций: духа, души и тела. Они находятся в сложном взаимодействии, которое обусловлено медицинскими, физическими и философскими аспектами. Дух человека - жизненный центр тела, определяющий срок жизни и смерти. Он связывает человека с Богом. Тело - организм, который по отношению к духу ведомый в земной жизни, а в будущем возрождается в виде энергетической сущности. Что касается души, то ее он понимал как психосоматику, результат психосоматических реакций. «Привыкших к мысли о бессмертии души пусть не смущают наши слова о бессмертии духа. Это не новшество, ибо в большинстве мест Священного Писания, где речь идет о смерти, говорится именно об оставлении тела духом, а не душой» [8]. Дух направляет развитие соматических элементов, что образуют внешность человека, а также его характер. Для формирования духа необходима жизнь мозга и сердца, а также всех органов тела. В ходе своих глубоких философско-богословских рассуждений Святитель Лука ссылается на многочисленные выдержки из Священного Писания, а также публикации известных ученых. Ссылаясь, например, на Шарля Роже («Трактат метафизики») Лука пишет: «Дух не только творит формы материальных тел, направляя и определяя процесс роста, но может сам принимать эти формы - материализовывать-ся». И далее: «Связь духа с телом не безусловна, и дух может иметь существование отдельно от тела». Многие ученые отвергают идеи В. Ф. Войно-Ясе-нецкого о существовании духовной энергии, наделяя именно человеческую мысль способностью передавать импульсы на расстоянии. Однако исследования ученых, в том числе российских, проведенные в последнее время, его идеи подтверждают. Советский и российский нейрофизиолог Н. П. Бехтерева (1924-2008) приводит подлинные факты, что сознание человека может находиться вне тела и, соответственно, мозга. «При популяционных исследованиях феномен проявляется у 6-10 % рожениц. Женщина ощущает себя в течение некоторого времени вне тела, наблюдая за происходящим со стороны...» [9]. Книга «Дух, душа, тело» содержит 105 ссылок на Новый Завет и 143 на Ветхий Завет (Рис. 5).

Изучая труды выдающихся ученых, богословов и философов, В. Ф. Войно-Ясенецкий пишет книгу «Наука и религия». Ее он предваряет следующей

Рис. 5. Избранные произведения В. Ф. Войно-Ясенецкого

доминантой: «Наука есть система достигнутых знаний о наблюдаемых нами явлениях действительности. Религия есть отношение к Абсолютному, к тому, кого мы называем Богом». Далее он стремится примирить тех, кто противопоставляет науку и религию, тех, кто во имя науки отрицает религию и других, которые ради религии недоверчиво относятся к науке. «Не в том ли кризис образованного человека, что у него "ум с сердцем не в ладу"?» [2]. «Знание приводит к Богу, полузнание удаляет от него», - утверждал Святитель Лука. Причина кроется в поверхностном знании как в области науки, так и в области религии. Свои выводы, как и в предыдущем своем труде, он соизмеряет с выводами великих людей: естествоиспытателей, философов, поэтов. Доказывая факт исторического бытия Иисуса Христа, Святитель Лука приводит свидетельства известных римских писателей и историков древности: Тертуллиана, Плиния Младшего, Тацита, Светония. Предоставляя их высказывания в контексте свидетельств о Христе как исторической личности, В. Ф. Войно-Ясенецкий указывает на существовавшую во второй половине I века «глухоту» в описании имевших место фактов, из-за отгороженности от иудейских событий и стремлении сохранять в Римской империи собственную «тишину» и спокойствие [10].

В трактате «Наука и религия» В. Ф. Войно-Ясенецкий подробно останавливается на вопросе анализа истоков христианского гуманизма, человеческой морали, борьбе добра со злом. Он постепенно приходит к выводу, что идеал человеческого

совершенства есть Христос, а его заповедь любви к человеку выделяет как главную. По словам Святителя Луки, истинная любовь постоянна, не иссякает и никогда не перестает. Это полностью согласуется со словами апостола Павла в его гимне Любви: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится...» [5].

Как в медицине знания В. Ф. Войно-Ясенецкого распространялись практически на все ее области, так и в вопросах богословия, науки и философии он был глубоко и разносторонне компетентен. В том же трактате «Наука и религия» Святитель Лука, анализируя фундаментальные законы физики, ссылается на мысли великих ученых, писателей и философов, высказанных ими о Библии, об их отношении к науке и религии. Он приводит свидетельства влияния Библии на формирование самосознания у поэтов Гейне, Гёте, Пушкина и других, а также в убеждении существования Бога как Творца Вселенной и жизни в ней. Чарльз Дарвин (18031882), который был, кстати, церковным старостой, писал: «Я никогда не был атеистом в смысле отрицания существования Творца. В первую клетку жизнь должна была быть вдохнута Творцом». По поводу учения Дарвина святитель Лука говорит, что дарвинизм противоречит Библии и собой он представляет не науку, а лишь мнение ученых, противоречащее научно установленным фактам. Религия не отрицает развитие и не противоречит науке, она противоречит нашим знаниям о природе, так как Бог является творцом и науки, и религии. Сэр Эрнст Чейн (1906-1979) - лауреат Нобелевской премии в области биологии (1906-1979) высказал мысль о том, что постулаты в развитии и выживании сильнейших в результате случайного совпадения мутаций не имеют никаких доказательств и противоречат фактам. Исаак Ньютон (1642-1727 гг.) в своем капитальном труде «Системы мира» пишет: «Небесный Владыка управляет всем миром, но не как душа Его, а как Властитель Вселенной»; Карл Линней (1707-1776 гг.) говорит, что человек может постигать Бога через Его творения: «Вечный, беспредельный, Всемогущий Бог прошел мимо меня. Я не видел Его лицом к лицу, но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным уважением.»; Луи Пастер (1822-1895 гг.) пришел к убеждению: «Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца»; Н. И. Пирогов (1818-1891 гг.), религиозные убеждения которого сильно замалчивались в советский период, в своем известном «Дневнике» пишет: «Вера в Высшее Существо как источник жизни, во Вселенский Разум не противоречит научным убеждениям. Если бы я захотел не признать теперь существование Бога, то не смог бы

этого сделать, не сойдя с ума». Два последних высказывания во многом похожи на взгляды более современных ученых-естествоиспытателей. Известный британский астроном и космолог Фред Хойл (1915-2001 гг.), размышляя над возможностью зарождения жизни, в том числе в других мирах, пришел к удивительным выводам. Чего стоит, например, его гипотеза о космическом происхождении эпидемий гриппа. По его мнению, вирусы попадают к нам из хвостов падающих комет. Этот ученый весьма глубоко проанализировал количественную сторону биологической теории эволюции и рассчитал, что ее скорость слишком мала, чтобы за несколько миллиардов лет создать совершенство жизни [11]. Главный хирург США Ч. Эверетт Куп в своих исследованиях доказывал существование разумного создателя. Он писал: «Когда я оперирую, в подсознании всегда сидит мысль, что необычайно сложный механизм, называемый человеческим телом, не мог образоваться просто так и где-то, из ила и грязи. Когда я делаю скальпелем разрез, то вижу органы такой сложности, что для их развития в ходе естественных эволюционных процессов просто не хватило бы времени» [12].

В этом вечном поиске истины к нашим дням английский физик-теоретик и популяризатор науки Стивен Хокинг говорит в своей знаменитой книге «Краткая история времени: «Мы живем в удивительном мире. Нам хочется понять то, что мы видим вокруг, и спросить каково происхождение Вселенной? Какое место в ней занимаем мы и откуда все это взялось? Почему все происходит так, а не иначе? И если будет найден ответ на такие вопросы, то будет триумф человеческого разума, ибо тогда нам станет понятен замысел Бога» [13].

История и современность - понятия близкие и далекие. Их разделяют события и люди. Высокие морально-этические качества Святителя Луки, такие как честь, совесть, трудолюбие, чувство долга, уважительное отношение к человеческому достоинству являются ярким положительным примером для всех выпускников медицинских заведений. Это особенно важно в настоящее время, когда наблюдается тенденция к переоценке нравственных ценностей в обществе, девальвация принципов гуманности.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий вошел в историю медицины как необычайно одаренная творческая личность. Он является всемирно известным хирургом, автором более 60 трудов на научную и медицинскую тематику, в то же время он оставил потомкам богатейшее наследие в виде произведений, формирующих духовно-нравственную основу человечества. Живя в непростое время, он самоотверженно выполнял свою миссию служения людям. Жизнь и творчество Святителя Луки могут служить ярким примером приоритета морально-

этических принципов в профессиональной деятельности врача.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors have no conflict of interests to declare.

ЛИТЕРАТУРА

1. Поповский М. А. Жизнь и житие Войно-Ясе-нецкого, архиепископа и хирурга. СПб.: Сатисъ; 2017.

2. Древо - открытая православная энциклопедия. Лука (Войно-Ясенецкий). Доступно по: https:// drevo-info.ru. Ссылка активна на 29.12.2017.

3. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание. Автобиография. М: Неугасимая лампада; 2013.

4. Архиепископ Лука (проф. В. Ф. Войно-Ясе-нецкий). Моя жизнь во Христе. Мемуары. Автобиография. СПб., 1996.

5. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенец-кий). Избранные творения. Сибирская Благозвон-ница; 2014.

6. Каладзе Н. Н. Творческий путь В. Ф. Войно-Ясенецкого в медицине. Раны и раневые инфекции. Журнал им. проф. Б. М. Костюченка. 2016;(3):8-14.

7. Филимонова М. В. В.Ф. Войно-Ясенецкий, архиепископ Лука. Архив внутренней медицины. 2014;16(2):68-73.

8. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. Киев: Свято-Троицкий Ионинский монастырь; 2016.

9. Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. СПб.: Нотабене; 1999.

10. Деревенский Б. Г. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Иисус Христос в документах истории. СПб.: Алетейя; 2007.

11. Сурдин В. Г. Большой взрыв сэра Фреда Хойла. Природа. 2015;(6): 27-31.

12. Фомин А. А. Доказательства существования Бога. Аргументы науки в пользу сотворения мира. М: Новая мысль; 2004.

13. Стивен Хокинг. Краткая история Времени. От Большого Взрыва до черных дыр, М: АСТ; 2017.

REFERENCES

1. Popovsky M. A. Life and Being of Voino-Yasenetsky, Archbishop and Surgeon. St. Petersburg: Satis; 2017. (In Russ)

2. A Tree is an open Orthodox encyclopedia. Luke (Voino-Yasenetsky). Available by: https://drevo-info.ru. The link is active on 12/29/2017. (In Russ)

3. Prelate Luke (Voino-Yasenetsky). I fell in love with suffering. Autobiography. M: The unquenchable lamp; 2013. (In Russ)

4. Archbishop Luke (Prof. VF Voino-Yasenetsky). My life in Christ. Memoirs. Autobiography. St. Petersburg, 1996. (In Russ)

5. Prelate Luka Krymsky (Voino-Yasenetsky). Selected creations. Siberian Blagozvonnitsa; 2014. (In Russ)

6. Kaladze NN. Creative way of V.F. Voino-Yasenetsky in the medina. Wounds and wound infections. Journal of them. Prof. B.M. The costume. 2016;(3):8-14. (In Russ)

7. Filimonova V.F. Voino-Yasenetsky, Archbishop Luke. Archive of internal medicine.

2014; 16(2):68-73. (In Russ)

8. Archbishop Luke (Voino-Yasenetsky). Spirit, soul, body. Kiev: Holy Trinity Ionian Monastery; 2016. (In Russ)

9. Bekhtereva NP. The magic of the brain is the labyrinth of life. St. Petersburg: Notabene; 1999. (In Russ)

10. Derevensky B. G. .. Josephus Flavius. Judean antiquities. Jesus Christ in the documents of history. St. Petersburg: Aleteya; 2007. (In Russ)

11. Surdin V.G. Big explosion of Sir Fred Hoyle. Nature. 2015; 6: 27-31. (In Russ)

12. Fomin A.A. Evidence of the existence of God. Arguments of science in favor of the creation of the world. M: A new thought; 2004. (In Russ)

13. Stephen Hawking. A Brief History of Time. From the Big Bang to the Black Holes, M: AST; 2017. (In Russ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.