Артюхов И. П., Шульмин А. В., Обухов А. А., Тихонова Н. В. Artyukhov I. P., Shul'min A. V., Obukhov A. A., Tihonova N. V.
Живая память о Святителе Луке (Войно-Ясенецком) Live memory of the Saint Luka (Voino-Yasenetsky)
Передовая статья / Leading article (S™
© АРТЮХОВ И. П., ШУЛЬМИН А. В., ОБУХОВ А. А., ТИХОНОВА Н. В. УДК 617(092)ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ В.Ф. DOI: 10.20333/2500136-2017-5-6-9.
ЖИВАЯ ПАМЯТЬ О СВЯТИТЕЛЕ ЛУКЕ (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОМ)
И. П. Артюхов1, А. В. Шульмин1, А. А. Обухов2, Н. В. Тихонова1
красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск 660022, Российская Федерация 2Красноярская митрополия русской православной церкви, Красноярск, Советский район Храм во имя святителя Луки, архиепископа Красноярского. Красноярск 660022, Российская Федерация
Резюме. Исследование жизни высоко-духовных людей, таких как Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), позволяют находить факты, знакомство с которыми вносят вклад в формирование целостной гуманной личности будущего медицинского работника и гражданина страны. Ключевые слова: смысл жизни, нравственность, судьба, служение, совесть, профессия врача.
Для цитирования: Артюхов ИП, Шульмин АВ, Обухов АА, Тихонова НВ. Живая память о святителе Луке (Войно-Ясенецком). Сибирское медицинское обозрение. 2017;(5): 6-9. БОТ: 10.20333/2500136-2017-5-6-9.
LIVE MEMORY OF THE SAINT LUKA (VOINO-YASENETSKY)
I. P .Artyukhov1, A. V. Shul'min1, A. A. Obukhov2, N. V. Tihonova1
Professor V. F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University; Krasnoyarsk 660022, Russian Federation
2 Krasnoyarsk Orthodox Metropolis of the Russian Orthodox Church, Krasnoyarsk, Sovetskiy district The temple named after St. Luke, Archbishop of Krasnoyarsk, Krasnoyarsk 660022, Russian Federation
Abstract. The study of the life of high-spiritual people, such as St. Luka (Voino-Yasenetsky), allows us to find the facts that make contribution to the formation of a holistic humane personality of the future medical specialist and citizen of the country. Key words: meaning of life, morality, destiny, service, conscience, profession of doctor.
Citation: Artyukhov IP, Shul'min AV, Obukhov AA, Tihonova NV. Live memory of the Saint Luka (Voino-Yasenetsky). Siberian Medical Review. 2017; (5): 6-9. DOI: 10.20333/2500136-2017-5-6-9.
Введение
При освоении профессии врача возникает много вопросов и общефилософской направленности и морально-нравственного содержания. Тогда и возникает необходимость обращения к опыту людей, жизнь и смерть которых содержат ответы на эти сложные вопросы, которые задает нам жизнь. Рождаясь, человек открывается миру как чистый лист и дальнейшая его судьба во многом зависит от того, что будет вписано в его книгу памяти. Индивидуальное сознание, вливаясь в социум, начинает взаимодействовать с другими людьми. Качество взаимоотношений человека будет во много определяться, что к этому моменту он усвоил и освоил. Совесть, сострадание, любовь должны как можно раньше войти в стратегию смысла жизни человека и закрепиться в его памяти. Взрослея, homo sapiens задает себе трудные вопросы «зачем я живу», «что будет со мной после смерти», но ответы на них он готов принять только от тех, кто заслуживает доверия.
Бывает так, что хорошими уроками для нас являются отдельные эпизоды из жизни людей. Но иногда в мир приходят люди, житие которых становится особым примером познания премудрости выбора в поступках, в формировании мироощущения. Еще более редко слу-
чается так, что жизнь человека сияет гранями многих добродетелей в служении Богу и людям. Таким является житие свт. Луки проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого [1, 2, 3, 4, 5]. Это именно тот случай, когда мы видим, как практически наш современник восходил путем проб, ошибок, страданий не только к профессиональному признанию, но и к святости.
Святитель Лука (проф. В. Ф. Войно-Ясенецкий) чтится церковью, научным сообществом и врачами. Его именем названы десятки храмов, медицинских организаций, ВУЗов, общественных организаций. Очень важно, чтобы все, кто встречаются с его именем, имели правильное представление о житие этого великого целителя телесных и душевных недугов людей.
Обращаясь к памяти о Святителе Луке, следует не забывать о том, что также как человек не сразу становится профессионалом, так и не сразу человек духовный становится на духовно-нравственную ступень, когда его причисляют к лику Святых. Иногда на предложение в поиске ответов на проблемы жизни воспользоваться опытом или советом человека высокого жития звучит контраргумент: «так это же святой, а я человек грешный и слабый». Другой стороной медали является сетование: «Какой же он профессионал если
Передовая статья Leading article
сам пишет, что допускал ошибки» или «Какой же он святой если грешил». На что можно ответить - только поверхностный взгляд или нежелание изменить себя рождает такое суждение, поскольку даже если немного вникнуть в жизнь В. Ф. Войно-Ясенецкого, мы увидим путь сомнений, ошибок и даже падений, но мы увидим и способность преодолевать сомнения, исправлять ошибки и подниматься после падений, основанных на собственных усилиях, сопряженных с помощью Бога.
Первое чему можно научиться из жизни Валентина Феликсовича - это подход к выбору профессии. Движимый желанием помогать людям юный Валентин выбирает между реализацией таланта художника и профессией врача. Вот цитата из его воспоминаний о выборе профессии врача: «Это соответствовало моим стремлениям быть полезным для крестьян, так плохо обеспеченных медицинской помощью, но поперек дороги стояло мое почти отвращение к естественным наукам. Я все-таки преодолел это отвращение и поступил на медицинский факультет Киевского университета» [2]. Это совершенно не значит, что профессия художника не может служить людям или все должны выбирать профессии, где есть возможность непосредственно помогать страждущим людям, но это урок обретения целостности и смысла жизни. Для студентов, которые оставляют или прерывают обучение из-за трудности освоения некоторых дисциплин, будет полезно ознакомиться с еще одной цитатой из воспоминаний будущего профессора и лауреата главной премии за научные достижения в нашей стране в то время: «Когда я изучал физику, химию, минералогию, у меня было почти физическое ощущение, что я насильно заставляю мозг работать над тем, что ему чуждо. Мозг, точно сжатый резиновый шар, стремился вытолкнуть чуждое ему содержание. Тем не менее, я учился на одни пятерки и неожиданно чрезвычайно заинтересовался анатомией» [2].
Чем ближе окончание ВУЗа, тем острее стоит вопрос выбора специальности и нарастает конфликт между желаниями и возможностями. Валентин Феликсович остается верным своему мироощущению и, закончив обучение с отличием, неожиданно для всех выбирает путь земского врача. Тогда как многие сегодня воспринимают работу участковым терапевтом фактически как «наказание». Следует отметить, что это не значит, что врачи должны мириться с плохой организацией труда или низкими зарплатами, но все-таки очень значимо, когда на первом месте стоит желание помогать людям. Именно на этой почве вырастают такие профессионалы как Н. И. Пирогов, В. П. Филатов, С. П. Боткин, Е. С. Боткин (причисленный к лику святых), и многие другие отечественные и зарубежные светила медицины.
Профессия врача сопряжена с ошибками, о которых вспоминал и Валентин Феликсович и все из ранее
Фото 1. «Памятник профессору В. Ф. Войно-Ясенецкому, Святителю Луке».
перечисленных великих врачей нашей эпохи, и каждый такой случай глубоко переживался ими, но не вводил в отчаяние, а помогал в будущем повышать качество работы. «Тяжело переживаю смерть больных после операции, - писал епископ Лука сыну. - Было три смерти в операционной, и они меня положительно подкосили. Тебе как теоретику неведомы эти мучения, а я переношу их все тяжелее и тяжелее... Молился об умерших дома, храма в Красноярске нет...» [2].
Высокие нагрузки на врачей, конечно, нежелательны из-за увеличения вероятности ошибок, возрастающих рисков профессионального и эмоционального выгорания. Неоднократно с этой проблемой пришлось столкнуться и доктору В. Ф. Войно-Ясенецкому. О своей работе в годы Великой Отечественной войны он пишет: «1942 год...Уже четыре недели я не работаю вследствие очень тяжелого переутомления, главным образом, мозгового. Три недели пролежал в больнице крайкома, теперь лежу у себя на квартире. Врачи говорят, что по выздоровлении я не должен работать больше четырех часов и не делать больше двух операций. А до сих пор я работал до восьми-девяти часов и делал четыре-пять операций» [3], но поддерживаемый молитвами и сильной волей к помощи страждущим он продолжает работать столько сколько позволяют его силы.
Наградой для врача являются не только его заработная плата, но и видение плодов своего труда. Из воспоминаний Святителя Луки: «Раненые офицеры и солдаты очень любили меня. Когда я обходил палаты
Артюхов И. П., Шульмин А. В., Обухов А. А., Тихонова Н. В. Artyukhov I. P., Shul'min A. V., Obukhov A. A., Tihonova N. V
Живая память о Святителе Луке (Войно-Ясенецком) Live memory of the Saint Luka (Voino-Yasenetsky)
по утрам, меня радостно приветствовали раненые. Некоторые из них, безуспешно оперированные в других госпиталях по поводу ранения в больших суставах, излеченные мною, неизменно салютовали мне высоко поднятыми прямыми ногами» [2].
К сожалению, сегодня не редко мы видим не только неблагодарность пациентов, но участившиеся случаи нападения на врачей. Не миновала сия чаша и доктора Войно-Ясенецкого. О чем свидетельствует данный фрагмент его автобиографии: «В огромных, превращенных в палаты маршировальных залах высшего кадетского корпуса, разгулявшаяся на фронтах братва без просыпу пила самогон, курила махру, а по временам и «баловалась девочками». Тут же рядом лежали тяжело раненные. Но на их мольбы о тишине и покое легко раненные не обращали никакого внимания. Однажды, во время профессорского обхода, ординатор Беньями-нович доложила об очередной оргии в палате. Валентин Феликсович приказал вызвать дебоширов к нему. Но едва он поднялся на второй этаж в свой кабинет, как снизу по лестнице целая орава пьяных красноармейцев полезла «бить попа». Доктор Беньяминович успела запереться в операционной, а профессора избили. Били жестоко, пинали ногами и костылями. После этих побоев заведующий клиникой на несколько дней был прикован к постели». Исходя из вышесказанного, необходимо особо отметить, что в настоящее время государство и руководство медицинских организаций должно прилагать достаточно усилий к проблеме защиты врача, поскольку сама по себе проблема, как мы видим, существовала во все времена и не исчезнет сама по себе.
Не озлобили его и несправедливые гонения, ссылки, тюрьмы и жестокие пытки со стороны богоборческой власти. Понимая то, что его опыт и знания, в годы Великой Отечественной войны, могут пригодится в исцелении раненых воинов, он пишет письмо с прошением временно освободить его из заключения и дать возможность работать военным врачом, с последующим отбыванием срока в полном объеме.
Еще одной гранью его жизни является научная работа. Его докторская диссертация по вопросам регионарной анестезии заслужила самых высоких, а порой и восторженных оценок от современников. Работу по гнойной хирургии, которая получила еще более высокую оценку как среди коллег, так и от руководства страны, профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий зачастую выполнял в тяжелых условиях заключения - в тюрьмах и лагерях.
Из воспоминаний Святителя Луки (23 ноября 1937 г. по 6 января 1938 г. время, когда он был в тюремном заключении): «Из Ташкента мне прислали очень много историй болезней из гнойного отделения ташкентской больницы, и я имел возможность благодаря этому
написать много глав своей книги "Очерки гнойной хирургии" [3].
В письме из Большой Мурты к сыну Михаилу от 20 июля 1941 г. Валентин Феликсович пишет: «...Я очень порывался послать заявление о предоставлении мне работы по лечению раненых, но потом решил подождать с этим до окончания моей книги... а мне остается два-два с половиной месяца работы над ней...» [4]. Или другой фрагмент из письма, направленного сыну Михаилу 30 сентября 1941 г., в связи с переездом из Большой Мурты в Красноярск: «...Прервалась на время моя работа над последней главой об абсцессе легкого, но я взял с собой материалы и надеюсь писать здесь...» [4].
Ученым, которые сетуют на тяжелые условия для выполнения своей научной работы, после прочтения некоторых моментов автобиографии профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого станет намного легче воспринимать личные неурядицы.
Семейная жизнь Святителя Луки стала для него особым крестом, который под силу далеко не каждому. Его не сломили ни ранняя смерть супруги, ни необходимость практически отказаться от возможности лично воспитывать своих детей, ни даже то, что идеологическая машина настраивала его детей против него, вызывая у них не только непонимание, но и осуждение. Но мы видим, сколько любви, терпения и понимания проявляет Валентин Феликсович в своих попытках объяснить им тот смысл жизни и смерти, который он не может предать.
Когда человечество хочет, как можно дольше сохранить память о достойных своих сынах, то называет их именами города, улицы, скверы. Так и решение о праве носить имя профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого является знаковым для Красноярского Государственного медицинского университета и это не только честь, но и большая ответственность. Именно поэтому необходимо доносить до сознания всех трудящихся и учащихся в ВУЗе быть сопричастным к делам милосердия в медицине и социальном служении, чему мы можем учиться у Святителя Луки.
Более 10 лет в КрасГМУ действует университетский храм им. Святителя Луки, где находится икона с его мощами. В 2017 году на площади перед главным корпусом КрасГМУ установлен памятник Святителю Луке, который каждый день встречает и провожает всех, кто приходит в наш ВУЗ. Чрезвычайно важно, чтобы у студентов и преподавателей взгляд на Святого воскрешал мысли и образы созидающие, утешающие, изменяющие мир к лучшему.
С этой целью в ВУЗе реализуется единая комплексная воспитательная работа и информационная деятельность в рамках корпоративной политики университета. Реализуются современные педагогические подходы в образовательной деятельности через информирова-
Научные обзоры Scientific reviews
ние студентов на лекциях и практических занятиях по истории медицины, библиотечные выставки, ежегодные «Лукинские чтения». К 140-летнему юбилею рождения Святителя Луки проведена всероссийская научно-практическая конференция «Медицинское и духовное наследие проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого (Святителя Луки)».
В завершение еще раз, хотелось бы подчеркнуть, что очень важно иметь в памяти людей, которые смотрят на икону или памятник Святителя Луки, полноценное представление о житии этого Великого сына России. Именно в ней врачи могут обрести знания для врачебного искусства, черпать опыт милосердия и стойкости к трудностям профессии. Страждущие же нашли бы утешение в проповедях Святителя Луки и исцеление по молитвам о благополучном завершении лечения перед его образом и мощами.
Литература
1. Лисичкин ВА. Лука, врач возлюбленный. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви; 2009: 313-326.
2. Лука (Войно-Ясенецкий). «Я полюбил страдание...». Автобиография. М.: Русский хронограф; 1995. 205 с.
3. Поповский МА. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. М.: Пик; 2001. 476 с.
4. Круглова ЕИ. «Святитель Лука (Войно Ясенецкий)». М.: Благовест; 2014. 21 с.
5. Митрополит Ташкентский, Владимир Среднеазиатский. Святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский. М.: Сибирская Благозвонница; 2007. 768 с.
References
1. Lisichkin VA. Ьика, beloved physician. M.: Publishing Council of the Russian Orthodox Church; 2009:313-326 p.
2. Luka (Voino-Yasenetsky). «I fell in love with suffering... ». Autobiography. M.: «Russian Chronograph»; 1995. 205 p.
3. Popovsky MA. Life and existence of Voino-Yasenetsky, Archbishop and Surgeon. M.: The peak; 2001. 476 p.
4. Kruglova EI. «St. Luke (Voino Jasenetzky)». M.: The Blagovest.; 2014. 21 p.
5. Metropolitan Tashkentsky, Vladimir Sredneazyatsky. St. Luke, Archbishop of Simferopol and the Crimea. M.: Siberian Blagozvonnitsa; 2007. 768 p.
Сведения об авторах
Артюхов Иван Павлович, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого; адрес: Российская Федерация, 6600221, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел.: +7 (391) 2201395; е-mail: [email protected]
Шульмин Андрей Владимирович, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого; адрес: Российская Федерация, 6600221, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел.: +7 (391) 2201396; е-mail: [email protected] Обухов Анатолий Аркадьевич, Красноярская митрополия русской православной церкви, Красноярск, Советский район Храм во имя святителя Луки, архиепископа Красноярского; адрес: Российская Федерация, 6600221, Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясе-нецкого; адрес: Российская Федерация, 6600221, Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел.: +7(902)9245781; e-mail: [email protected]
Тихонова Наталья Владимировна, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого; адрес: Российская Федерация, 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел.: +7(913)1839211; e-mail: [email protected]
Information about the authors
Artyukhov Ivan P., Professor V. F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University; Address: 1, Partizan Zhelezhyak str., Krasnoyarsk, 660022, Russian Federation; Phone: +7(391) 2201395; e-mail: [email protected]
Shul'min Andrey V., Professor V. F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University; Address: 1, Partizan Zhelezhyak str., Krasnoyarsk 660022, Russian Federation; Phone: +7(391) 2201396; e-mail: [email protected]
Obukhov Anatoly A., Krasnoyarsk Orthodox Metropolis of the Russian Orthodox Church, The temple in the name of St. Luke, Archbishop of Krasnoyarsk; Address: Krasnoyarsk, 660022, Russian Federation; Phone: +7(902)9245781; e-mail: [email protected]
Tihonova Natalia V., Professor V. F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University; Address: 1, Partizan Zhelezhyak str., Krasnoyarsk 660022, Russian Federation; Phone: +7(391) 2209825; e-mail: [email protected]
Поступила 10.09.2017 г.
Принята к печати 13.09.2017 г.
Научные обзоры / Scientific reviews
© КОБЯКОВА О. С., ДЕЕВ И. А., КУЛИКОВ Е. С., ПИМЕНОВ И. Д., ТЮФИЛИН Д. С.
УДК 616.248-035.2-036.8
DOI: 10.20333/2500136-2017-5-9-18.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ТЕЧЕНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ: ФАКТОРЫ, НЕ ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ДОСТИЧЬ КОНТРОЛЯ В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
О. С. Кобякова, И. А. Деев, Е. С. Куликов, И. Д. Пименов, Д. С. Тюфилин
Сибирский государственный медицинский университет, Томск 634050, Российская Федерация
Резюме. Бронхиальная астма занимает лидирующие позиции по распространенности среди нозологий респираторной системы, при этом является социально значимым заболеванием. По данным контролируемых исследований, регулярное применение базисной противовоспалительной терапии обеспечивает достижение контроля в 40-70 % случаев уже в первые 6 месяцев лечения, при этом уровень текущего контроля астмы в популяции не превышает 23 %. Несоответствие этих данных может свидетельствовать о наличии факторов, ограничивающих достижение контроля в условиях реальной клинической практики. В данном обзоре представлены результаты исследований, посвященных естественному течению бронхиальной астмы в контексте факторов, ассоциированных с изменением контроля данной патологии в долгосрочной перспективе.