Научная статья на тему 'Духовно-нравственные основы воспитания милосердия у младших школьников'

Духовно-нравственные основы воспитания милосердия у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИЛОСЕРДИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СТРУКТУРА МИЛОСЕРДИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кумахова Л.М.

В современных противоречивых условиях развития общества милосердие выступает как важнейший нравственный императив. Для успеш­ности воспитания милосердия у школьников обращение к мировым религиям, духовным традициям, ценностям и национальной культуре пред­ставляется целесообразным. В основу данной статьи положены поиски автором духовно-нравственных основ воспитания милосердия у младших школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные основы воспитания милосердия у младших школьников»

3. Кузьмина А.В. Использование новых информационных технологий в деятельности преподавателя в условиях трансформации российского образования / Отв. ред. А.А. Челтыбашев // Развитие северных территорий: проблемы и перспективы: Материалы международной молодежной конференции. - Мурманск: МГГУ 2012. - С. 162-164.

4. Кузьмина А.В. Использование социальных сетей в учебном процессе / отв. ред. А.А. Челтыбашев // Современные тенденции профессионального образования в XXI веке: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 28-30 марта 2011 года. - Мурманск: МГГУ 2012. - С. 169-172.

5. Курышева Е.В. Формы контроля знаний учащихся по информатике // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/416815/ (дата обращения: 19.01.2014).

6. Харламов И.Ф. Педагогика: краткий курс. - Мн.: Высш. шк., 2004. -272 с.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ МИЛОСЕРДИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Кумахова Л.М.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В современных противоречивых условиях развития общества милосердие выступает как важнейший нравственный императив. Для успешности воспитания милосердия у школьников обращение к мировым религиям, духовным традициям, ценностям и национальной культуре представляется целесообразным. В основу данной статьи положены поиски автором духовно-нравственных основ воспитания милосердия у младших школьников.

Ключевые слова: милосердие, духовно-нравственные ценности, национальная культура, структура милосердия.

Человек по природе своей обладает физической, эмоциональной, социальной и духовной сущностями. Сосредотачивая внимание на физическом и интеллектуальном развитии, мы часто забываем об эмоциональном, социальном и духовном аспектах развития. А между тем духовность своими самыми тончайшими струнами соединяется со всеми другими сферами, расширяя и активизируя их. Одной из наиболее значимых духовных ценностей является милосердие. В современных условиях экономического, культурно-

* Старший преподаватель кафедры Педагогики и психологии педагогического факультета.

го, социального и духовно-нравственного кризиса милосердие должно осмысляться как важное, если не фундаментальное условие человеческого общежития.

Люрья Н.А. и Титова Т.А., исследуя влияние духовно--нравственных ценностей на возможность взаимопонимания в условиях культурного многообразия, подчеркивают, что все религии в своей основе содержат духовные ценности: они проповедуют любовь к ближнему, милосердие, терпимость, всепрощение; все религии проповедуют нравственные ценности человека, помогают ему искоренить зло в самом себе; для сохранения мира и взаимопонимания человек ориентируется на выполнение простых нравственных правил общежития - в основе одинаковых, аналогичных 10 заповедям Моисея; никакая религия не проповедует насилие [4].

Милосердие как нравственный императив находит свое отражение во всех мировых религиях. Так, в христианстве милосердная любовь приобретает этически особое значение как одна из трех - наряду с верой и надеждой - богословских добродетелей. Милосердие - инициативное чувство и активное действие, на что указывает притча о добром самарянине. По христианскому учению, в милосердии человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. С этической точки зрения, милосердие составляет долг человека. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. Милосердие - не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования. Милосердие воплощено в участливом отношении к людям и как таковое противопоставлено в новозаветных текстах небрежению и беззаботности [5].

В исламе милосердие выступает как нравственное требование, необходимость выполнения которого обосновывается взаимосвязью, взаимозависимостью сообщества людей. Так, в одном из хадисов пророк Мухаммад (С.А.С.) сказал: «Ты видишь, что в своём милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой». В исламе, как и в других мировых религиях, милосердие и благотворительность - это путь к искуплению и спасению души. Благодеяние -самый действенный способ приблизиться к Всевышнему, ибо: «... Аллах любит добродеющих» (5: 93); Вот, что возвещает Аллах своим рабам, которые уверовали и творили благое. Скажи: «Я не прошу у вас за это награды, а только любви к ближним; кто совершит доброе, тому мы прибавим к этому благое». Поистине, Аллах - Прощающ и Благодарен!» (42: 23 - перевел И. Крачковский). Всевышний призывает к добротворчеству не только человека: «Предписал Господь Самому Себе обязанность быть Милосердным»

(6: 54). Не случайно из девяноста девяти имен Аллаха, известных человеку, наиболее упоминаемыми в Коране являются два атрибута - Милостивый и Милосердный [3].

В индийской философии существует категория «каруна» (в переводе с пали, санскр. - «жалость», «сострадание»), означающая (в отличие от второй - «майтри», которая выражает сорадование) преимущественно сострадание людям и другим живым существам. У буддистов концепция каруны получила значительно более полное и последовательное развитие. Наряду с дружелюбием, радостью и равнодушием, она относится к четырем совершенным, предназначенным для культивирования намерениям. Каруна истолковывается как желание избавить других людей от несчастья и страдания, майтри - как желание принести им благополучие и радость, и, таким образом, четко проводятся «отрицательная» и «утвердительная» акцентировки двух аспектов альтруистической практики. В сочетании с мудростью сострадание является одним из двух столпов буддизма. Каруна включается в знаменитый обет бодхисаттвы (врата), который может быть сформулирован примерно так: «Пока есть хотя бы одно несчастное существо в мире, мое счастье не может быть полным» [5].

Как видим, в религиозных концепциях подчеркивается необходимость проявления милосердия как важнейшего морального долга, отождествляемого с человеколюбием и снисхождением, предъявляется требование быть сострадательным и внимательным к другим.

В поисках путей воспитания милосердия целесообразно обратиться к одному из важнейших элементов социального бытия - национальной культуре. Бердяев Н.А. не без основания утверждал, что культура вообще никогда не была и никогда не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, т.е. национальная, индивидуально-народная, и лишь в таком своем качестве восходящая до общечеловечности. Поэтому «рассматривать нацию вне культуры, как и культуру вне нации - занятие не плодотворное» [1].

Наиболее значима для нашего исследования духовно-нравственная составляющая национальной культуры, в частности система ценностей. Духовные ценности народа опираются на древние, испытанные и проверенные веками традиции, приобщают подрастающее поколение к высшим ценностям данной культуры, народа, страны, конфессии, способствуют раскрытию всего возвышенного и нравственного в человеке, а также единению людей, а не их разобщению и тем самым содействуют миру, согласию и взаимопониманию [4].

Адыгская традиционная культура несет в себе целый ряд духовно-нравственных ценностей, которые могут послужить базой для воспитания у младших школьников такого личностного качества как милосердие.

Как справедливо отмечает Б.Х. Бгажноков, во взаимоотношениях с внешним миром и с самим собой человек постоянно преодолевает свою биологи-

ческую природу, отстаивая и поддерживая культурную. Только благодаря этому духовному усилию он каждодневно подтверждает, воспроизводит свою видовую идентичность - человечность.

Так же, как и у других народов, у адыгов человечность ассоциируется с пониманием, состраданием, любовью. Человечность предполагает осмысленное желание и ответственную готовность действовать в интересах ближнего. В системе адыгской этики выделяется специальное обозначение такой готовности - ф1эл1ык1, а также другое, еще более распространенное, понятие - хьэтыр. Оно ассоциируется с такими понятиями, как «услуга», «уступка», «одолжение», «выручка», «понимание», «помощь». Значение этой ценности необычайно велико. Она создает атмосферу взаимной поддержки и выручки, формирует у каждого человека чувство защищенности и уверенности в том, что в трудную минуту он может рассчитывать на сочувствие и помощь со стороны окружающих [2].

В системе адыгской этики, как и у других народов, существует категория сочувствия, соучастия, сострадания. В полном соответствии с идеей и общей направленностью человечности «участливость» оценивается как моральная обязанность и важное нравственное качество личности. Эмпатич-ность формируется и поддерживается благодаря усилиям воли, под контролем моральных принципов и правил. Мы откликаемся на переживания других людей не только в силу чисто эмоциональной отзывчивости - непроизвольно, но и вполне сознательно, напрягая свое внимание, память, мышление. Эмпатия в этом смысле является одной из форм самопожертвования. Для того чтобы «войти» в личный мир другого человека, разделить его радость или горе, необходимо преодолеть себя, оставить в стороне свои собственные интересы и дела.

Другая категория-ценность, которая напрямую связана с проявлением милосердия, это псапэ - свободное от корысти благодеяние. В таком качестве данное понятие используется не только у адыгов, но и у балкарцев, карачаевцев, абазин, абхазов, осетин. «Псапэ» выполняет роль внутреннего постоянно действующего мотива благородных поступков и достойного образа жизни. Но это, кроме того, действие с мощной и благотворной обратной связью. Помогая страждущим, человек обязательно приобретает для себя взамен нечто гораздо большее и ценное: он очищает, спасает свою душу и, наблюдая как печаль другого сменяется на радость, радуется сам [2].

Таким образом, мы видим, что традиционная национальная культура обладает большим потенциалом и широким диапазоном благотворного воздействия на процесс формирования милосердия и альтруистического поведения. Обращение к ней для успешного осуществления идеи воспитания у младших школьников милосердия оправданно и целесообразно. Важно осознавать педагогический вектор воспитательного воздействия. Принимая во внимание структуру милосердия как личностного качества, объектами педагогического внимания при организации воспитательной работы в данном

направлении должны выступать аксиологический, познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты проявления милосердия.

Аксиологический компонент предполагает осознание ребенком сущности и места милосердия в системе общечеловеческих и этнических духовно-нравственных ценностей адыгов, а также стремление проявлять милосердие в различных ситуациях.

Познавательный компонент характеризуется наличием знаний и представлений о милосердии, способах его проявления, пониманием сущности данного понятия, умением пользоваться нравственными оценочными суждениями при характеристике милосердных (не милосердных) проявлений, анализировать, давать им адекватную оценку.

Эмоциональный компонент основывается на эмоциональном опыте детей и отражается в реакции детей на боль и беду окружающих, умении целенаправленно выражать свои чувства в ответ на различные внутренние состояния других людей, осознавать чужие эмоции и откликаться на них.

Поведенческий компонент раскрывается в реальном содействии и заботе в отношениях к окружающим, наличии собственного опыта милосердных проявлений и бескорыстной помощи.

При формировании аксиологического и когнитивного компонентов милосердия особую роль приобретает модернизация содержания образования путем интеграции в него соответствующего учебного материала, базирующегося на ознакомлении учащихся с традиционным культурным наследием народа, способствующего приобщению детей к духовно-нравственным ценностям, выработанным на протяжении веков, осмыслению милосердия как общечеловеческой ценности. Чрезвычайно важно овладение младшими школьниками системой обогащенных понятий, характеризующих нравственные представления, многообразие душевного состояния человека, разновидности положительного и отрицательного отношения людей друг к другу. С овладением такими понятиями усиливается эмоциональная восприимчивость, развиваются оценочные умения, формируются мотивы милосердного отношения к окружающим, побуждающие и к альтруистическому поведению.

Для формирования эмоционального и поведенческого компонентов милосердия необходима система педагогических средств, в качестве которых следует рассматривать педагогические ситуации, ориентированные на констатацию эмоциональных состояний, стимулирующие познание ребенком собственного внутреннего мира и переживаний другого человека, направленные на помогающее, содействующее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого.

Список литературы:

1. Аргунова Г.А. Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций подростков на морально-этических традициях адыгов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Карачаевск, 2005. - 195 с.

2. Бгажноков Б.Х. Основания гуманистической этнологии. - М.: Изд-во РУД. Н, 2003. - 272 с.

3. Курайши Х.Х., Емыкова-Темиржанова Г.М. Тематическая систематизация стихов Корана по актуальным вопросам современности. Глава IX. Коран о благодеянии. - Нальчик: Институт гуманитарных исследований правительства КБР и КБНЦ РАН; Издательский центр «Эль-Фа», 2004. - 140 с.

4. Люрья Н.А., Титова Т.А. Влияние духовно-нравственных ценностей на возможность взаимопонимания в условиях культурного многообразия // Вестник ТГПУ - 2007. - Вып. 1 (64). - Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. -С. 18-24.

5. Энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http //slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

© Муравецкая Н.В.*, Скачко В.В.*

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 30 VIII вида, г. Белгород

Статья посвящена поиску новых эффективных методов работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, средств по формированию положительной мотивации их к обучению на уроках технологии и производственного обучения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Описываются, разработанные авторами коррекцион-но-развивающие игры и способы их применения в процессе обучения.

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

В.А. Сухомлинский

Одной из основных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида является создание оптимальных условий по формирования социальных

* Учитель технологии.

* Учитель производственного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.