Научная статья на тему '«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»'

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / РЕЛИГИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ / ДОБРАЯ ВОЛЯ / НЕТ ПРАВА НА ОШИБКУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лонщакова Анжелла Рашитовна, Сулейманов Тимур Фуатович

В статье отражены отдельные результаты исследований насильственных преступлений в период с 1998 по 2021 год. Предпринята попытка обосновать мнение о том, что право и религия являются системообразующими объективными факторами воспитания духовно-нравственных ценностей и профилактики насильственных преступлений. Право и религия являются эффективными регуляторами общественных отношений, однако для того чтобы использовать эти регуляторы как инструменты нейтрализации преступного насилия в системе общественных отношений, необходимы всесторонние знания о психологии поведения насильственного преступника. Всесторонняя характеристика личности насильственного преступника, выявление причин и условий, способствующих совершению насильственных преступлений, являются основными направлениями исследования и интеграции, профилактики. Материал подготовлен на основе изучения в период с 1998 по 2021 год архивных уголовных дел о насильственных преступлениях; опроса следователей, сотрудников оперативного аппарата, экспертов-криминалистов, адвокатов, судей, психологов, психиатров; опроса осужденных за насильственные преступления, отбывающих наказание в ФГУ ИК-13 ФСИН РФ по Республике Башкортостан. Для контрольной (нейтральной) выборки проведён опрос педагогических работников средних и высших образовательных учреждений: технических, юридических, педагогических, медицинских, военных, инженерных, культуры и искусства и обучающихся по вышеуказанным специальностям, также проведён опрос сотрудников кадрового аппарата государственных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лонщакова Анжелла Рашитовна, Сулейманов Тимур Фуатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL, MORAL AND LEGAL INSTRUMENTS FOR THE PREVENTION OF VIOLENT CRIMES

The article reflects some results of research on violent crimes in the period from 1998 to 2021. An attempt is made to substantiate the opinion that law and religion are system-forming objective factors in the education of spiritual and moral values and the prevention of violent crimes. Law and religion are effective regulators of public relations, however, in order to use these regulators as tools to neutralize criminal violence in the system of public relations, comprehensive knowledge of the psychology of violent criminal behavior is needed. Comprehensive characterization of the personality of a violent criminal, identification of the causes and conditions conducive to the commission of violent crimes are the main areas of given research.

Текст научной работы на тему ««ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»»



шЛГшЛГЬ

с

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Лонщакова Анжелла Рашитовна, Сулейманов Тимур Фуатович

«Духовно-нравственные и правовые инструменты профилактики насильственных преступлений»

УДК 343.98

-г-^з--X"

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Лонщакова Анжелла Рашитовна,

к.ю.н., доцент,

Уфимский юридический институт МВД России, г. Уфа, Россия

Сулейманов Тимур Фуатович,

к.ю.н., доцент,

руководитель Отдела канонизации и увековечивания памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской Уфимской епархии Башкортостанской митрополии РПЦ МП

Аннотация. В статье отражены отдельные результаты исследований насильственных преступлений в период с 1998 по 2021 год. Предпринята попытка обосновать мнение о том, что право и религия являются системообразующими объективными факторами воспитания духовно-нравственных ценностей и профилактики насильственных преступлений. Право и религия являются эффективными регуляторами общественных отношений, однако для того чтобы использовать эти регуляторы как инструменты нейтрализации преступного насилия в системе общественных отношений, необходимы всесторонние знания о психологии поведения насильственного преступника. Всесторонняя характеристика личности насильственного преступника, выявление причин и условий, способствующих совершению насильственных преступлений, являются основными направлениями исследования и интеграции, профилактики. Материал подготовлен на основе изучения в период с 1998 по 2021 год архивных уголовных дел о насильственных преступлениях; опроса следователей, сотрудников оперативного аппарата, экспертов-криминалистов, адвокатов, судей, психологов, психиатров; опроса осужденных за насильственные преступления, отбывающих наказание в ФГУ ИК-13 ФСИН РФ по Республике Башкортостан. Для контрольной (нейтральной) выборки проведён опрос педагогических работников средних и высших образовательных учреждений: технических, юридических, педагогических, медицинских, военных, инженерных, культуры и искусства и обучающихся по вышеуказанным специальностям, также проведён опрос сотрудников кадрового аппарата государственных учреждений.

Ключевые слова: право, религия, инструменты противодействия, предупреждение насильственных преступлений, психология поведения, добрая воля, нет права на ошибку.

SPIRITUAL, MORAL AND LEGAL INSTRUMENTS FOR THE PREVENTION OF VIOLENT CRIMES

Lonschakova Angela Rashitovna,

Candidate of Juridical Sciences, the Ufa Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Ufa, Russia

Suleimanov Timur Fuatovich,

candidate of philosophical sciences, associate professor, the head of the Department of canonization of the New Martyrs and Confessors of the Russian Church, the Ufa eparchy of the Bashkortostan Metropolitanate of the Russian Orthodox Church

№ 1 (12), 2022

Abstract. The article reflects some results of research on violent crimes in the period from 1998 to 2021. An attempt is made to substantiate the opinion that law and religion are system-forming objective factors in the education of spiritual and moral values and the prevention of violent crimes. Law and religion are effective regulators of public relations, however, in order to use these regulators as tools to neutralize criminal violence in the system of public relations, comprehensive knowledge of the psychology of violent criminal behavior is needed. Comprehensive characterization of the personality of a violent criminal, identification of the causes and conditions conducive to the commission of violent crimes are the main areas of given research. Keywords: law, religion, counteraction tools, prevention of violent crimes, psychology of behavior, goodwill, there is no right to make mistakes.

В ост совершения насильственных преступлений обусловлен комплексом объективных и субъективных факторов: отсутствием веры и смысла жизни, падением нравов, пропагандой потребительского образа жизни, падением уровня образования и здоровья (физического, психического, духовного) нации, обнулением института семьи, алкоголизацией и наркотизацией населения и другими подобными угрозами.

В последние десятилетия отмечается нарастание негативных процессов и тенденций в криминальном насилии над личностью. В соответствии со статистическими данными, в 2021 году было зарегистрировано 7695 тыс. убийств, 20019 тыс. умышленного причинения тяжкого вреда здоровью [8; 9]. Общество в угрожающих масштабах постоянно воспроизводит огромное количество особо опасных, привычных к самому жестокому и изощренному насилию преступников.

Полагаем, что всесторонняя характеристика личности насильственного преступника позволит раскрыть причины и условия, способствующие совершению насильственных преступлений, получить детализированную, структурированную информацию об особенностях личности насильственного преступника, его психологии поведения с целью профилактики преступного насилия.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что всесторонняя характеристика личности насильственного преступника, выявление причин и условий, способствующих совершению насильственных преступлений, являются основными категориями, нуждающимися в пристальном внимании, исследовании, анализе. По результатам нашего исследования, основными инструментами профилактики насильственных преступлений явились право, религия, коррекция психологии поведения личности с учётом акцентуаций характера, личностных расстройств, отсутствие формального подхода в выявлении причин и условий, способствующих совершению насильственных преступлений и др. Необходимо отметить, что формальный подход при изучении личности подозреваемого, обвиняемого в совершении насильственных преступлений, выявлении причин и условий, способствующих совершению насильственных преступлений, имел место в более чем восьми из десяти изученных эмпирических материалов.

Повествование, полагаем, необходимо начать с исследования взаимодействия права и религии, раскрыв отдельные их характеристики. На наш взгляд, единство религии и права заключается в том, что право и религия нацелены на упорядочивание и регулирование общественных отношений, выступают в качестве структурных элементов духовной культуры общества, осуществляют аксиологическую функцию, исходят из того, что выход за пределы установленного приведёт к негативным последствиям, имеют единую корневую систему. «Исторически религиоз-

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Лонщакова Анжелла Рашитовна, Сулейманов Тимур Фуатович

«Духовно-нравственные и правовые инструменты профилактики насильственных преступлений»

ное и светское право долгое время являлись двумя аспектами единого правового поля» [7].

Раскрывая отличительные особенности (более подробно) права и религии, необходимо отметить, что эти знания, на наш взгляд, проясняют природу насилия (преступного насилия) в человеческом обществе.

Отличительные особенности проявляются:

1. В природе возникновения. Право «есть человеческое изобретение, конструкция, которую общество создаёт для своей пользы, для решения задач, определяемых им самим» [7]. Религия есть явление Божественное, небесное.

2. В реакции на нарушение правил, норм. Право - принуждение, наказание, вплоть до физического уничтожения (мораторий на смертную казнь - временное явление в отдельных странах). Религия - это прощение, терпение, любовь. Бог терпеливо ждёт исправления и преображения человека. На это обратил внимание Б.П. Вышеславцев, когда писал: «В самом деле, задача всякой религии... состоит в спасении, а не гибели и осуждении человека» [2]. Интересно отметить для сравнения что, при опросе лиц, осужденных за насильственные преступления, на вопрос о том, почему наказание в виде лишения свободы не остановило от совершения насильственного преступления, преимущественно был получен ответ, что о наказании не задумывались во время подготовки и совершения насильственного преступления. Было только одно желание - нейтрализовать обиду, унижение, моббинг, буллинг, газ-лайтинг, обесценивание. Возможно, это совпадение, но необходимо также отметить по результатам отработки нами эмпирического материала, что именно действия потерпевшего (потерпевших), его (их) провокации способствовали наступлению трагических последствий в отношении него (них) самого (самих). Иногда приходит мысль, что насильственный преступник вот нелепо трагически защищал себя, свою душу и тело, фатально забывая во время обид и скорбей о Боге. Не зря говорят, что нет Бога в душе человека, когда он совершает преступление.

3. Во взаимодействии с участниками процесса. Так «рационально-императивная норма закона обращается всегда к сознанию, к сознательной воле и не умеет обращаться с подсознанием, которое ей не повинуется и противоборствует» [2]. Здесь уместны слова Иоанна Златоуста: «Здесь врачебница, а не судилище; здесь не истязу-ют, а дают прощение во грехах» [11].

4. В диапазоне регулирования отношений. Важно отметить, что «нормы религиозные. регулируют не только взаимные отношения людей, но и отношения человека к самому себе и к Богу» [10; 11; 12]. При понимании человеком того, что с ним рядом не только люди, но и Бог, Богородица, Святой Дух, Святые Апостолы, человек даже в сложных и невозможных условиях остаётся человеком.

5. В требовании реализации установленного порядка. Право использует принуждение, насилие, наказание.

Единство и противоречие права и религии выявили объективные причины насильственных преступлений: именно насилие права, на наш взгляд, породило насилие в обществе. Однако человеческая природа современного человека столь противоречива, что контроль и развитие человеческого общества почти невозможны без права, к тому и религии как инструмента регулирования общественных отношений, нейтрализации безобразных человеческих поступков у современного человека почти не осталось. Вернее сказать, что между современным человеком-потребителем

№ 1 (12), 2022

и религией колоссальная пропасть, найти диалог и, соответственно, интегрировать действенные инструменты из религиозных систем (традиционных религиозных конфессий) для противоявления злу, насилию очень сложно. У современного человека, по результатам нашего исследования, в силу сферы профессиональной деятельности, преимущественно, мало веры, совести, сострадания, соучастия, в современном мире трудно найти человека, которого создал Бог по своему образу и подобию. А права патологически много. Настолько много, что сегодня профессиональные юристы обращаются за профессиональной помощью к профессиональным юристам. Вот такой парадокс. Как только право стало детализированно регламентировать общественные отношения, религия перешла на второй план, нередко и вовсе право напрочь вытолкнуло религию из жизни человека, религиозный уровень регулирования общественных отношений. Поэтому, в современном обществе доминирует правовой уровень регулирования общественных отношений и он на практике показывает серьёзные уязвимости. Статистические данные и анализ причин насильственных преступлений это подтверждают [3; 5; 6; 13; 14; 15].

В этой связи возникает много вопросов:

Что ближе человеческой природе: право или религия?

Где больше признаков, явных и скрытых, принуждения и манипулятивных техник в праве или религии?

Каковы явные противоречия между правом и религией?

Для природы и психологии поведения человека ближе право или религия?

Усиление и доминирование нормативно-правого воздействия на человека ломает или дисциплинирует человека?

Состояние насильственной преступности сегодня - это патологическое явление?

Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы полагаем, необходимо исследовать природу преступного насилия. Этот вопрос мы попытались раскрыть далее.

Состояние насильственной преступности сегодня - это патологический процесс, потому что развитие человека исходя из современных реалий - патологично, не естественно. В современном человеческом обществе насилие является предпочтительным методом разрешения противоречий. Ещё насилие является инструментом для накопления различных ресурсов (физических и психологических).

По результатам отработки эмпирического материала, исследованного нами, получены следующие результаты [6]: «Выявлены мотивы агрессивно-насильственных преступлений: ситуационно-импульсивные, аффектогенные и мотивы психопатической самоактуализации. Выявлены типы насильственных преступников: возбудимый тип - 45,2 %; неуправляемый тип - 37,6 %; упорный тип - 14 %; активный тип - 3,2 %. Выявлены следующие типы насильственных преступников по изученным уголовным делам: лица с функционально-утилитарной агрессией - 36,4 %; лица с привычно-не-конфронтируемой агрессией - 35,2 %; лица с агрессией, обусловленной аффективной целью - 17,2 %; лица с катастрофической агрессией - 11,2 %. Выявлены следующие акцентуации характера: лабильная - 3,6 %; эпилептоидная - 70,8 %; гипертимная - 4,8 %; застревающая (паранойяльная) - 20,8 %. Большинство обвиняемых по делам о насильственных преступлениях имеют акцентуацию характера, в основном эпи-лептоидную и застревающую».

По результатам отработки эмпирического материала, исследованного нами, мы пришли к выводу о том, что зачастую именно неблагополучная семья, а также отсут-

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Лонщакова Анжелла Рашитовна, Сулейманов Тимур Фуатович

«Духовно-нравственные и правовые инструменты профилактики насильственных преступлений»

ствие образования и веры в Бога (отсутствие религиозности) формируют агрессивно-деструктивное преступное мировоззрение и поведение.

Важно отметить, что «кризис современной семьи и образования является следствием отступления от своих корневых родовых основ. Все это приводит к деградации общества» [1].

Именно в семье формируются духовно-нравственные ценности. И важным для формирования духовно-нравственных ценностей является возрождение института семьи. По результатам нашего исследования, в полных семьях, нередко в многодетных, основным регулятивным стержнем является традиционная религиозная основа миропонимания и уклада семьи.

Мы твёрдо понимаем, что именно традиционные религии - важнейший инструмент формирования духовно-нравственных ценностей.

Разрушение фундаментальных основ семьи и образования влечёт за собой негативные изменения во всех сферах жизни общества. А если семья не занимается воспитанием, должным образованием, формированием духовно-нравственных ценностей, тогда свято место пусто не бывает. Сегодня, к сожалению, основным инструментом манипулятивного просвещения, воспитания является Интернет. Представляется, что Интернет в данном случае выполняет просветительскую функцию, распространяя информацию праздного, деструктивного толка. Вся эта деструктивно-агрессивная информация благополучно усваивается духовно-незрелой личностью. И неутешительные полицейские сводки это подтверждают [9].

Убеждены, что работа, проводимая Русской Православной Церковью, направленная на поддержание любви, терпения, соучастия, взаимопомощи, согласия, мира среди всех народов так нужна сегодня людям как спасательный круг. Духовно-нравственное воспитание в системе семьи и просвещения даёт надежду на формирование и сохранение безопасного общества в интеллектуальном, нравственном плане. Такое общество будет основываться на духовных постулатах, которые сформируют духовно-нравственную личность, крепкие и большие семьи и безопасное государство. Иначе у человечества без духовно-нравственной основы не будет будущего.

Повествование хотелось бы завершить завещанием и алгоритмом поведения и эффективным инструментом (по-нашему мнению) нейтрализации преступного насилия И. Никона: «Очень прошу всех родных и близких твёрдо держаться веры и прилагать до смерти все усилия ко спасению души через исполнение Божьих заповедей и частого исповедания грехов и причащения. В течение моей жизни я находил утешение в самых тяжких обстоятельствах и искушениях лютых - в вере в Бога и в молитве. Прошу жалеть и любить друг друга. Помогать взаимно в материальной и духовной нужде. Где мир и любовь - там Бог, там радость и спасение, а вражда и зависть от дьявола. Спасайтесь» [4].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Возрождение семьи в России на основе традиционных духовно-нравственных ценностей // Ассоциация родительских комитетов и сообществ. 02.04.2012.

2. Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии / Вышеславцев Б.П. - М.: Республика. 1994.

№ 1 (12), 2022

3. Гарбузов В. Инстинкты и судьба человека. - М.: АСТ; - СПб: Астрель-СПб, 2006.

4. Игумен Никон Воробьёв. Письма духовным детям. 2014.

5. Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия (экспертная типология и судебно-психологическая оценка). - М., 2000.

6. Лонщакова А.Р. Тактика допроса обвиняемого по делам о насильственных преступлениях: монография. - М.: Юрлитинформ, 2022.

7. О социальной концепции русского православия / под общ.ред. М. П. Мчедло-ва; ИЦ «Религия в современном обществе. - М.: Республика. 2002.

8. Причины преступности в России: монография / Ю.М. Антонян, Е.М. Тимошина [и др.]. - М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России»; - СПб: Нестор-История, 2013.

9. Состояние преступности за январь - декабрь 2021 года. - Москва: Министерство внутренних дел Российской Федерации: ФКУ «Главный информационно-аналитический Центр» // Шр$://МВД.РФ.

10. Сулейманов Т. Ф. Религия и право / Онтология и аксиология права: тезисы докладов и сообщений третьей междунар. науч. конф. (19-20 октября 2007 г.)

11. Таганцев Н. С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. В 2 т. Т.1. - М.: Наука. 1994.

12. Томпсон М. Философия религии / пер. с англ. Ю. Бушуевой. - М.: ФАИР-ПРЕСС. 2001.

13. Фрейд З. О психоанализе. - М., 2001.

14. Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994.

15. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.