Научная статья на тему '«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА»'

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
148
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО / ПРОБЛЕМА СМЕРТИ / ЧЕЛОВЕК / СТРАХ СМЕРТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Русакова Елена Рудольфовна

Автор рассматривает смерть человека как великое таинство. Различные попытки познать данное явление остаются тщетными. Православное христианство учит о бессмертии души и пользе смерти для человека. Большая польза для человека заключается как в размышлении о смерти, так и в созерцании могил. Автор отмечает, что именно в них заключается уравнивание людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND SPIRITUAL ASPECTS OF DEATH

In this article the death of a person is observed as a great mystery. All efforts to understand this phenomenon have been unavailing. Orthodox Church preaches the immortality of the soil and importance of death for the every person. The author concludes that meditation of death and contemplation of graves make people understand their equality before God.

Текст научной работы на тему ««ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА»»

№ 1 (12), 2022

УДК 233 / 573.7.017.6

--£-^ "Л)-"><•

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА

Русакова Елена Рудольфовна,

магистр педагогики, Омская духовная семинария

Аннотация. Автор рассматривает смерть человека как великое таинство. Различные попытки познать данное явление остаются тщетными. Православное христианство учит о бессмертии души и пользе смерти для человека. Большая польза для человека заключается как в размышлении о смерти, так и в созерцании могил. Автор отмечает, что именно в них заключается уравнивание людей. Ключевые слова: религия, православное христианство, проблема смерти, человек, страх смерти.

MORAL AND SPIRITUAL ASPECTS OF DEATH

Rusakova Elena Rudolfovna,

Master of Pedagogy, Omsk Theological Seminary

Abstract. In this article the death of a person is observed as a great mystery. All efforts to understand this phenomenon have been unavailing. Orthodox Church preaches the immortality of the soil and importance of death for the every person. The author concludes that meditation of death and contemplation of graves make people understand their equality before God.

Key words: religious, Orthodox Church, problem of death, the fear of death.

динственным из всех земных созданий, которое наделено способностью осмысления и познания феномена жизни, является человек, именно для него смерть становится индивидуальным событием. Это обстоятельство становится, пожалуй, самым мучительным и тяжелым явлением в жизни. С другой стороны, смерть ставит проблему предназначения самого человека. В душах людей без ощущения вечности не может родиться чувство долга по отношению к Богу и чувство ответственности по отношению к ближнему.

Нет жизни после смерти - эта психологическая трудность роднит искания всех живущих в различные времена людей. Великим таинством является смерть. Таинством рождения в вечную жизнь из временной жизни. Во время совершения данного таинства человек слагает с себя оболочку и переходит в другой мир. Жизнь за гробом также облечена великой тайной. Различные попытки разума понять смерть остаются тщетными, одна лишь вера помогает приблизиться к недоступным границам. Согласно учению православных христиан душа бессмертна и после смерти тела она продолжает сознательное существование.

Известный русский классик Ф.М. Достоевский высказывает мысль о том, что жизнь людей как личная, так и общественная зиждется на вере в бессмертие души.

Русакова Елена Рудольфовна

«Духовно-нравственные аспекты проблемы смерти человека»

В этом заключается высшая идея, без которой не может существовать человек. В.И. Даль приводит пример древнерусской пословицы, которая гласит: «Час от часу, а к смерти ближе» [5]. Кульминационный момент заключается в неведении смертного часа. Если представить, что человек знает свой смертный час, то покаяние присутствовало в его жизни лишь перед смертью, что не является полезным для человека. Ведь до этого часа сердце ожесточится, а воля станет парализованной. Важная польза для спасения заключается в неведении.

Пожалуй, на земле нет такого человека, который может миновать смерть. Она для каждого неизбежна, одним из её свойств является неожиданность. Общим для всего человечества является закон смерти, при достижении предела жизни человек постигает смерть. Предел предопределен Судом Божиим и в нем все предусмотрено исключительно для пользы человека. Таким образом, можно сделать вывод, что смерть человеку полезна. Душа проходит несколько состояний, которые составляют вечную жизнь. Точнее, три: в утробе матери, на земле и за гробом. Протоиерей Сергий (Булгаков) пишет: «Смерть не безусловна и не всесильна. Она лишь надрывает, надламывает древо, но она не непреодолима, ибо уже побеждена воскресением Христовым» [9].

Святитель Игнатий Брянчанинов сравнивает смерть с сокровенным таинством, стоит отметить, что до появления христианства у человека было ложное представление о бессмертии души. Лишь догадываться о смерти могли языческие мудрецы. Святитель Игнатий подчеркивает, что «сердце падшего человека постоянно осязало свою вечность» [7, с. 104]. Доказательством являются все идолопоклоннические верования. Каждое из них обещает человеку загробную жизнь либо счастливую, либо несчастную, соответственно земным заслугам.

Профессор Афинского университета Николаос Власилиадис пишет, что верующий по-христиански размышляет о смерти уверенно и плодотворно. Святая Церковь и богоносные отцы призывают нас «размышлять о смерти, посещая кладбища» [4]. Кладбищем называются священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. В словаре В.И. Даля читаем: «Кладбище, общее место погребенья усопших. Старое погребалище, гробище, вогробище, вогробница; погост, могильник, жальник, боженивка, божья нива, усыпалище, святая, родительская земля. Мертвых с кладбища не возят. Село заселено, петухи не поют, люди не встают, кладбище» [6].

Следует отметить особенности погребального обряда в Русской Православной Церкви, в которой отсутствует отвращение к покойному. Можно выделить различные традиции погребальной практики: в земле, погребение в пещере, на воде, оставление, выбрасывание. Существует также традиция раскапывать могилу по истечении определенного срока и вынимать останки человека. Творя за него молитву до тех пор, пока они не станут должного цвета, который будет говорить о месте пребывания усопшего. Неважно, что примет тело человека - море, земля или деревянная полка. В особые времена за земное отечество умирали целые войска, и мало кто из них заботился, где именно они будут лежать или для какого зверя послужат пищей. «Тем, кто не в урнах лежит, небосвод весь - надгробье» [1, с. 24].

В Русской Православной Церкви существует традиция, когда угодники Божии нарочито скрывали место своего погребения или церковная дисциплина, претерпевала изменения. Например, Тихон (1724-1783), епископ Воронежский, назначил место могилы при входе в храм у порога.

№ 1 (12), 2022

На первый взгляд отсутствие догматических и канонических установлений совсем не означает, что с усопшими обращались как угодно. Для каждого христианина существует церковная дисциплина, в которой существуют чинопоследования погребения мирских тел и младенцев, иноков и священнослужителей. В различных историко-культурных контекстах данная дисциплина может оказаться разной. Что-то может быть отменено из погребальной практики как несовместимое с православием, а что-то наоборот воцерковлено. Только что именно, решает Церковь исходя из того какую духовную пользу это доставит её пастве.

Особым подвигом милосердия считалось погребение странников. Очень часто монастыри строили на общих могилах. Еще в древности до принятия христианства существовал обычай отмечать место погребения холмом, а с прекращением гонений на христиан становится возможным украшать могильный холм крестом. На Руси широкое распространение получила практика первых христиан погребать усопших в подземных храмах или катакомбах. Святитель Афанасий (Сахаров) пишет, что неудобно было ставить большие кресты, как на кладбищах в храме. Поэтому в храме по обычаю крест высекался на верхней плите надгробия или на покровах вышивался.

На могиле же крест ставится у самих ног погребенного, к лицу усопшего было обращено само Распятие. Таким образом, крест представляет молчаливого проповедника воскресения и бессмертия. Символизируя семя, которое произрастет для жизни вечной в Царстве Божием (Ин. 12, 24). Находясь над могилой, человеку страшно мыслить, что под плитой в прах превратились планы, мечты и амбиции. В. И. Даль пишет в Толковом словаре живого великорусского языка: «Могила - яма для погребенья покойника; место, где он погребен, с насыпью. Человек не без квартирки, а мертвый не без могилки» [6].

Большую пользу приносит созерцание могил. Могила создает уникальное сообщество, которое не знает подчиненных и правителей. Одним из свойств смерти является соединение тех, кого однажды разлучила жизнь из-за человеческих слабостей. Христианская философия замечает, что данное созерцание уравнивает людей. Она приходит к каждому - и бедному, и богатому, к слугам и господам, не принимая в расчет социальные различия. Поэт Е.А. Баратынский пишет, обращаясь к смерти: «Ласкаешь тою же рукою Ты властелина и раба» [3].

Благодаря её созерцанию у человека может возникнуть желание облегчить состояние усопшего, что немаловажно. Подвиг молитвы живых за усопших возмещает духовное бесплодие последних. Данное общение возникает естественно в душе человека. Молитву о прощении грехов усопших можно рассматривать как разновидность покаяния. Такая молитва не имеет пространства, время и границ. Она полезнее, чем, например, печаль. Безмерная печаль об усопшем символизирует слабость веры и отсутствие у христианина любви к ближнему. В меру уместны и печаль, и скорбь, смерть и в этом случае приносит пользу. При упоминании многочисленных вопросов, адресованных женам и девицам, А. Алмазов в «Тайной исповеди» специально выделяет - «или плакала по мертвому» [2, с.168], уча, что и печаль должна быть разумной.

В заключении необходимо отметить, что христианское отношение к смерти является развитием ветхозаветного отношения. Иисус Христос является примером отношения к смерти, а Крестная Смерть отличительная особенность христианского отношения к ней. Только при достижении предела жизни человек постигает смерть,

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Русакова Елена Рудольфовна

«Духовно-нравственные аспекты проблемы смерти человека»

которая в свою очередь полезна ему. С её приходом человек перестает грешить, придается спасительному любомудрию. Исключительно по любви Бог чудесным образом превращает смерть в благодеяние. Опыт Русской Православной Церкви в обряде поминовения усопших имеет различный характер. Церковь устанавливает молитвы за усопших, особенности в богослужении, дни поминовения ради духовной пользы церковного народа.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аврелий Августин, блаж. О граде Божьем. - Мн.: Харвест, М: АСТ, 2000. - 1296 с.

2. Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Одесса, 1894. - 569 с.

3. Баратынский Е.А. Стихи [Электронный ресурс] // «Стихи поэтов XIX- XX веков» - Режим доступа: http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/baratynskij171.html.

4. Василиадис Н. Таинство смерти [Электронный ресурс] // Азбука веры - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tainstvo-smerti/

5. В.И. Даль. Пословицы русского народа [Электронный ресурс] // Пословицы русского народа - Режим доступа: https://vdahl.ru/час-от-часу-а-к-смерти-ближе/

6. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] // Толковый словарь Даля - Режим доступа: https://gufo.me/dict/dal.

7. Игнатий (Брянчанинов). свт. Слово о смерти.- М.: Изд-во «Отчий дом», 2009. -447 с.

8. Священное Писание: Новый Завет. - М.: Изд-во «Сибирская благозвонница», 2005. - 559 с.

9. Сергий (Булгаков). прот. Жизнь за гробом [Электронный ресурс] // Азбука веры - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgakov/zhizn-za-grobom/

10. Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти. - М.: Изд-во «Сретенский монастырь», 1997. - 253 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.