Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание в кадетских корпусах в России во второй половине XIX - начале XX вв. (на примере Симбирского кадетского корпуса)'

Духовно-нравственное воспитание в кадетских корпусах в России во второй половине XIX - начале XX вв. (на примере Симбирского кадетского корпуса) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
680
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание в кадетских корпусах в России во второй половине XIX - начале XX вв. (на примере Симбирского кадетского корпуса)»

Таким образом, благодаря деятельности православных педагогов была создана основа для развития православной школы в Российской империи.

Библиографический список

1. Победоносцев, К. П. Новая школа. - М.: Синоидальная типография. 1898.-81 с.

2. Русский биографический словарь Т.1. Биография Александра П. - СПб., б/и, 1887.-499 с.

3. О задачах русской школы. По поводу книги Московский сборник К. П. Победоносцева. - Воронеж, 1897.-211 с.

4. Победоносцев, К. Московский сборник. 2-е изд. - М.: Изд-во Св. Синода, 1896.-459 с.

5. Победоносцев, К. П. Учение и учитель. Педагогические заметки. - М., 1900.-332 с.

6. Отчет Обер-прокурора Святейшего Синода...за 1892-1893 гг. - Спб.: Синоидальная типография, 1895.-778 с.

7. Ильминский, Н. И. Система народного, в частности инородческого образования в Казанском крае. - Спб.: Синоидальная тип., 1886. - 188 с.

8. Очерк просветительской деятельности П. И. Ильминского (С приложением его статьи «Беседы о народной школе» - СПб.: Изд-во училищного совета при Святейшем Синоде, 1904. -34 с.

9. Рачинский, С. А. Заметки о сельских школах. Сб. статей «Сельская школа». 5-е изд. - СПб.: Изд-во Св. Синода, 1902. - 590 с.

10. Рачинский, С. А. Заметки о сельских школах // Русь. - 1981. - №. 45. -С. 69-88

11. Зеньковский, В. В. Педагогика. Москва-Париж: Свято-Георгиевский православный институт в Париже, Свято-Тихоновский богословский институт. М., 1996.-С. 89.

УДК 178.24:08

Е. В. Голощапова, А. Л. Захаров

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В КАДЕТСКИХ КОРПУСАХ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ

XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ СИМБИРСКОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА)

Учитывая то, что мораль общества охватывает большое многообразие отношений человека в мире, группируя их, можно представить содержание работы по духовно-нравственному воспитанию в военной педагогике: формирование моральных отношений к монархии и политике государства; от-

ношение к Отечеству, другим странам и народам (доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений); отношение к воинской службе, труду (добросовестное отношение к служебным обязанностям, труду; соблюдение воинской дисциплины); отношение к общественному достоянию (забота о сохранении и умножении общественной и личной собственности; бережливость; охрана природы); отношение к людям (коллективизм, взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей); отношение к себе (высокое сознание воинского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общении и личной жизни; нетерпимость к нарушению порядка и дисциплины; принципиальность).

Каждое из перечисленных отношений включало в себя целый ряд норм, правил и требований, которые должны были составлять основу жизни личности воина и ее поведения. На выработку таких взглядов и убеждений, а также соответствующих им привычек поведения и было направлено духовно-нравственное воспитание в кадетских корпусах.

На основе изученных материалов можно прийти к выводу, что Россия к середине XIX в. обладала богатым педагогическим опытом в области патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. Преобладающая часть творцов великой русской культуры, в первую очередь, великой русской литературы и русской музыки, была продуктом целостной системы воспитания. Можно заключить, что культура, достигнутая Россией, главным образом, в период царствования её последних четырех царей, была продуктом этой педагогической системы.

В первом военно-учебном заведении (1731 г.) не было четкой дифференциации между гражданской и военной службой.

Военно-воспитательная деятельность выделилась в отдельную отрасль государственного управления при Николае I. Он внес наибольший вклад в создание и развитие российских кадетских корпусов. В результате проведенных им реформ кадетские корпуса стали образцом порядка, дисциплины и образования, на первом месте в системе военного образования стояло именно воспитание.

Самыми неоднозначными оказались реформы кадетских корпусов, произведенные при военном министре графе Д. А. Милютине. При нем в кадетских корпусах нивелировалась система подготовки молодых людей для службы в российской армии, гражданские воспитатели заменили офицеров. Вследствие этого результаты обучения и воспитания кадет в военных гимназиях исказились. Среди положительных моментов милютинских реформ было использование в военных гимназиях прогрессивных методов педагогической работы, обучение воспитанников ручному труду.

Большую роль в проведении преобразований военно-учебных заведений сыграл один из лучших педагогических изданий в России, журнал «Педагогический сборник». Появились постоянные педагогические курсы подго-

товки воспитателей, которые по уровню и содержанию работы во многом превосходили подобные учебные заведения Министерства просвещения.

В 1882 г. Александр III начал возрождение главного элемента российской вооруженной силы - ее национального духа, перечеркнул военно-учебную реформу Милютина и восстановил существование кадетских корпусов. Гражданские воспитатели кадет были заменены офицерами, введены строевые занятия.

К концу XIX в. система обучения и воспитания кадет приобретает наибольшую стройность. В этот период были разработаны и доведены до каждого воспитанника «обязанности» кадета, суть которых состояла в том, что кадет - будущий слуга Отечества и защитник его от внешних и внутренних врагов. Кадет обязан строго и точно соблюдать воинскую дисциплину.

Назначение Великого Князя Константина Константиновича в 1900 г. главой всех военно-учебных заведений Империи ознаменовал собой переход от сурового режима к режиму в высшей степени гуманному, позволявшему, значительно индивидуализировать воспитание. Проведенный анализ источников, документов, показывает, что при нем к концу XIX в. система обучения и воспитания кадет приобретает наибольшую стройность. Главной целью воспитания будущих защитников Отечества стало нравственное развитие воспитанников. Была создана целая программа воспитания. Духов-но-нравственное воспитание будущих воинов рассматривалось в педагогической литературе XIX в. как процесс формирования у воспитанников высоконравственного сознания, твердых моральных убеждений и навыков нравственного поведения.

Учитывая то, что мораль общества охватывает большое многообразие отношений человека в мире, группируя их, можно представить содержание работы по духовно-нравственному воспитанию в военной педагогике. Оно включало в себя формирование следующих моральных отношений:

- отношение к монархии и политике государства (т. е. правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости и т. д.);

- отношение к Родине, другим странам и народам (любовь и преданность Отечеству; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений);

- отношение к воинской службе, труду (добросовестное отношение к служебным обязанностям, труду; соблюдение воинской дисциплины);

- отношение к общественному достоянию (забота о сохранении и умножении общественной и личной собственности; бережливость; охрана природы);

- отношение к людям (коллективизм, взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей);

- отношение к себе (высокое сознание воинского долга; честность и ирав-

дивость; простота и скромность в общении и личной жизни; нетерпимость к нарушению порядка и дисциплины; принципиальность).

Каждое из перечисленных отношений включало в себя целый ряд норм, правил и требований, которые должны были составлять основу жизни личности будущего воина и его поведения. На выработку таких взглядов и убеждений, а также соответствующих им привычек поведения и было направлено духовно-нравственное воспитание в кадетских корпусах.

Наиболее прогрессивные авторы считали, что духовно-нравственные качества, выражающие общечеловеческие гуманистические начала в личности растущего человека, есть результат диалектического взаимодействия двух процессов: моральной социализации личности (усвоение ею социально-этического опыта) и ее индивидуализации (перевода социального морального опыта в индивидуально-субъективную форму существования; нравственные качества).

Следует особо отметить, что авторы Инструкций по воспитанию для военно-учебных заведений, на которых строилась вся система военного воспитания считали, что необходимо сосредоточиться в первую очередь на формировании гражданского сознания воспитанников и осуществлять принципы постоянства определенного порядка, производительного наполнения внеклассного времени и поддержания строгой дисциплины.

Проведенное исследование позволяет сделать выводы, что Россия к середине XIX в. обладала достаточным практическим опытом в области патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Можно заключить, что уровень духовно-нравственной воспитанности, культуры военного человека в период исследования в России, главным образом, явился продуктом этой педагогической системы.

Одной из основных особенностей, одновременно и средством духовнонравственного воспитания в Симбирском кадетском корпусе, стали сложившиеся неформализованные, почти семейные отношения между педагогами и воспитанниками, что частично объяснялось географическим расположением кадетского корпуса.

Согласно циркулярам Главного управления военно-учебных заведений, кадетские корпуса управлялись централизованно, но в то же время на местах вырабатывались и частные правила для внутреннего распорядка. Кроме того, в различных кадетских корпусах России, в зависимости от региональных и культурно-социальных особенностей, условия формирования духовно-нравственной личности кадет отличались, что ни в коей мере не затрагивало целей и задач данного вида воспитания.

В ходе проведения педагогических курсов, съездов, присутствовал в общем и целом неформализованный подход, включая элементы творчества и новаторства. Педагогические курсы подготовки преподавателей для военно-учебных заведений, существовавшие в России со времен милютинских

нововведений, а с 1900 г. двухгодичных курсов для военных воспитателей, по уровню и содержанию работы во многом превосходили подобные учебные заведения Министерства просвещения. Система подготовки военных педагогов строилась на принципах научности, системности, активности, развития творческих способностей будущих учителей, актуализации их ду-ховно-нравственного, эстетического потенциала.

В качестве вывода к вышеизложенному можно сформулировать, что конкурсный отбор преподавателей и воспитателей военной школы, существовавший в России, четко налаженный процесс их профессионального роста от репетитора до профессора, регулярные проведения аттестаций на профессиональную пригодность в сочетании с высоким материальным положением позволяли привлечь к работе в военно-учебных заведениях цвет русской военной интеллигенции. Профессора всех военных вузов утверждались в должности лично императором. Это поднимало авторитет профессора, делало его относительно независимым от администрации, расширяя его творческие возможности, позволяя ему наиболее эффективно реализовать свой интеллектуальный потенциал.

Немаловажно отметить тщательный подбор педагогических кадров Главным Управлением военно-учебных заведений, что свидетельствует о принципиальном подходе к подготовке педагогов для кадетских корпусов. Это подтверждается также распоряжением исключать с курсов и откомандировывать к местам службы нерадивых, недисциплинированных офицеров, а также в случае их профессиональной непригодности.

Для военной педагогики духовная жизнь военного коллектива является тем внутренним, имплицитным критерием, с помощью которого определяется положительная или отрицательная направленность воспитания в данном коллективе. Кадетские корпуса прививали любовь к Родине, армии и флоту, создавали военную касту, проникнутую насквозь лучшими историческими традициями, вырабатывали тот слой русского офицерства, который создавал российскую военную славу. Кадетская среда и обстановка воспитывали жертвенность, поэтому не пустыми словами в жизни кадета являлась формула: «Сам погибай, а товарища выручай».

В структуре и содержании духовно-нравственного воспитания кадет в России во второй половине XIX - начале XX вв. выделялись такие важные социально-психологические элементы, как нравственный идеал, с определённой системой ценностей, целей, смыслов, идей, потребностей и интересов; система моральных норм, установок, требований, закрепляющаяся и сохраняющаяся в психологии групп, коллективов, общества в целом через общественное мнение, установки, нормы, морально-психологический климат; коллективные (групповые) настроения, традиции, система взаимоотношений, авторитеты и т. д.

Нигде в России чувство товарищества так не культивировалось и не ценилось, как в кадетских корпусах. Кадетское товарищество основывалось на

чувстве абсолютного равенства между кадетами. Сын армейского капитана и сын начальника дивизии, носивший громкую историческую фамилию и носивший самую ординарную, богатый и бедный, русский, грузин, черкес, армянин или болгарин, - все в стенах Симбирского кадетского корпуса чувствовали себя совершенно равными. Кадеты различались только по своим личным качествам, по тому, были ли они хорошими или плохими товарищами. Впоследствии, кадет навсегда оставался для своих однокашников другом и братом. В гражданских учебных заведениях такие традиции отсутствовали. В кадетских корпусах наблюдались острое чувство справедливости, направленное против нарушений уз мужской дружбы и различного рода предательств, отторгавшее таких лиц из коллектива как инородное тело. Имело место уникальное само по себе воспитание «кадетским корпусом». Огромную роль в формировании полноценной личности играла здоровая обстановка, которую создавали исторически сложившиеся традиции, отсекавшие многие нравственные пороки.

Таким образом, кадетские корпуса, их история и традиции, символы и внешние атрибуты воспитывали из кадет прежде всего патриотов своего Отечества, готовых не только пасть «за други своя» на поле боя, но и преумножить славу своей Родины на избранном поприще.

Всегда, а особенно в ситуации глобального кризиса, патриотизм как служение Родине, защита ее идеалов и интересов играли огромную роль в становлении каждой личности. Россия, будучи многонациональным государством, имеет некоторое единое поле проблем и единое социокультурное пространство, в котором истинно российский патриотизм находит непреходящие ценности: богатство духовной культуры, щедрость души, стремление жить в мире и дружбе с другими народами, стремление прийти на помощь слабому, нетерпимость к стяжательству и т. д.

Система взаимоотношений, установившаяся в кадетском коллективе, являлась для каждого воспитанника той непосредственной социальной средой, в которой развивалось его сознание, формировались определённые черты личности.

Формирование у воспитанников кадетских корпусов нравственных качеств, которые необходимы для успешной военно-профессиональной деятельности, осуществлялось преимущественно на учебных занятиях, в процессе учебно-служебной деятельности воспитанников, на это также было направлено проведение мероприятий во внеучебное время.

Из целей и сущности духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах вытекали его задачи: 1) глубокое усвоение чувства воинского долга; 2) развитие и упрочение сознания о высоком назначении воина, призванного защищать Отечество; 3) прочное усвоение военной дисциплины; 4) вооружение воспитанников знаниями морали, принятой в обществе, государстве, ее основными положениями, нормами, требованиями, в строгом выполнении нравственных обязанностей; 5) воспитание в духе

высокого патриотизма, верности российской монархии, гражданственности, коллективизма, дружбы, товарищества, профессионально-корпоративной общности, глубокого осознания духовно-нравственного смысла своего воинского и гражданского долга служения царю и Отечеству; 6) формирование высокой культуры отношений, чувств и поведения воспитанников, умения жертвовать личными интересами ради интересов общества и коллектива; 7) формирование духовно-нравственных, морально-волевых, профессионально-этических качеств личности воспитанников, норм поведения, потребностей и мотивов; воспитание нравственного отношения к жизни, труду и т. д.; 8) формирование чувства воинской, офицерской чести, личного достоинства, чувства ответственности, непримиримости к бездуховным и безнравственным проявлениям, проступкам, несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству; 9) побуждение воспитанников к духовно-нравственному саморазвитию и самовоспитанию, совершенствованию личностных духовных и нравственных качеств.

Несмотря на недостатки воспитательного процесса, отчасти ввиду отсутствия во второй половине XIX - начале XX вв. теоретической педагогической базы в кадетских корпусах, воспитательные цели, поставленные перед кадетскими корпусами, были достигнуты. Это доказывает сформиро-ванность у воспитанников цельных, стойких характеров, таких качеств, как чувство чести и долга, взаимопомощи, что объясняется традициями и принципами воспитания, присущим системе военной педагогики (роль товарищества, коллективизма, простота и суровость условий кадетской жизни и

др)-

Главное управление военно-учебными заведениями постоянно находилось в поиске мер по оптимизации руководства кадетскими корпусами. Например, применялось назначение генералов Штаба военно-учебных заведений на временные должности директоров военно-учебных заведений. В этом видится несколько положительных моментов: во-первых, руководство Штаба военно-учебных заведений получало возможность изучить изнутри повседневную жизнь кадетских корпусов, во-вторых, посмотреть на практике, как внедряются в учебно-воспитательный процесс их инструкции и рекомендации, выяснить необходимые направления в дальнейшей работе, в-третьих, штатные директора кадетских корпусов за это время прикомандировывались к штабу военно-учебньгх заведений, что также было полезно для их профессионального роста.

Стоит отметить, что конкурсный отбор преподавателей военной школы, существовавший в России, четко налаженный процесс их профессионального роста от репетитора до профессора, регулярные проведения аттестаций на профессиональную пригодность в сочетании с высоким материальным положением позволяли привлечь к работе в военно-учебных заведениях цвет русской военной интеллигенции. Профессора всех военных вузов утверждались в должности лично императором. Это поднимало авто-

ритет профессора, делало его относительно независимым от администрации, расширяя его творческие возможности, позволяя ему наиболее эффективно реализовать свой интеллектуальный потенциал.

Система взаимоотношений, установившаяся в кадетском коллективе, являлась для каждого воспитанника той непосредственной социальной средой, в которой развивалось его сознание, формировались определённые черты личности.

К внутренним условиям создания духовно-нравственного климата в кадетском корпусе, положительно влияющего на воспитанников, можно отнести авторитет руководителя, педагогического коллектива, совместимость членов коллектива кадет по характерам, ценностным ориентациям, эмоциональным и другим свойствам. Кадетские корпуса в целом успешно справлялись с главной своей задачей - воспитание гражданина и преданного своему долгу офицера русской армии.

Социальные институты (в данном случае, семья, Симбирский кадетский корпус, коллектив воспитанников и др.) наряду со своим прямым назначением оказывали и духовно-нравственное воздействие на личность кадета.

Процесс духовно-нравственного воспитания поддавался направленному воздействию и сознательному контролю главным образом в форме самовоспитания и самосовершенствования. Причем личность каждого отдельно взятого воспитанника влияла на собственное духовно-нравственное развитие через культивирование определённых поступков, поведения, суммировавшихся в нравственные черты характера. Критерием нравственного прогресса являлась духовная зрелость личности, ее способность сделать гуманистические общечеловеческие ценности, нормы, правила и требования морали смыслом собственной жизнедеятельности и привычными формами поведения.

Необходимо отметить, что система духовно-нравственных ценностей воспитанников Симбирского кадетского корпуса, которая закладывалась и формировалась под воздействием исследуемой социальной среды, включала в себя религиозные, духовно-нравственные ценности; ценности, связанные с военно-профессиональной деятельностью (патриотизм, воинский долг, воинская честь, воинская дисциплина и дисциплинированность, героизм, владение оружием, боевые традиции и т. д.); духовные ценности общегражданского характера (гражданственность и патриотизм, гуманизм, общественный долг, самоотверженность, трудолюбие, интеллект, свобода совести); художественно-эстетические ценности и другие.

Условия территориального расположения каждого кадетского корпуса, как показало проведенное исследование, в значительной степени влияли на процесс воспитания, в том числе, духовно-нравственного. Но отличались не цели воспитания, а только местные условия, содержание и средства воспитания, которыми могли располагать педагоги в каждом конкретном ка-

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ...

детском корпусе. Мощным фактором духовно-нравственного воспитания в Симбирском кадетском корпусе стали неофициальные, почти семейные отношения между педагогами и воспитанниками, сложившиеся в силу специфики территориального расположения корпуса.

В современных условиях рассматриваемая проблема приобретает особое значение вследствие возникновения комплекса противоречий в различных областях жизни общества и Вооруженных Силах Российской Федерации.

УДК 178.1:078

С. Д. Сергеев

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ЧУВАШИИ

Проблема становления российского гражданского общества одна из самых дискутируемых в наше время. Частью этих споров является вопрос о функционировании общественных структур в социокультурной среде, в частности, в сфере образования. Советская система образования, монопольно контролировавшаяся государством, имела признанные во всем мире успехи, поэтому происходящие сейчас изменения оцениваются весьма неоднозначно. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что «активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты» [9, с. 55], в связи с чем возникает вопрос о способности всех этих структур оказывать реальное положительное влияние на современную школу. Именно с этой точки зрения нам интересен период конца XIX - начала

XX в., который по некоторым чертам - бурному развитию капиталистической экономики и становления гражданского общества - весьма схож с нашим временем.

Становление общественно-государственного управления народным образованием в России происходило во второй половине XIX в. и активно продолжалось в дореволюционный период XX столетия. Данный процесс на территории Чувашии происходил в русле общероссийском, однако имел ряд особенностей, определяемых своеобразием социальной структуры и социально-экономическим развитием региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.