Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание офицерских кадров в военно-учебных заведениях России в дореволюционный период'

Духовно-нравственное воспитание офицерских кадров в военно-учебных заведениях России в дореволюционный период Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / КАДЕТСКИЙ КОРПУС / CADET CORPS / ОФИЦЕРЫ / OFFICERS / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ КОМИТЕТЫ / EDUCATIONAL AND DISCIPLINARY COMMITTEES / ОФИЦЕРСКИЙ КОРПУС / OFFICER CORPS / ЭТИКЕТ / ETIQUETTE / КРИТЕРИИ / CRITERIA / ИНСТИТУТ ОФИЦЕРОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ / THE INSTITUTION TRAINING OFFICERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ельчанинова Ольга Юрьевна, Столярова Наталья Викторовна

Статья посвящена рассмотрению отдельных проблем подготовки офицерских кадров в имперский период. Дается анализ теоретических основ духовно-нравственного воспитания офицеров, приводится балльная система оценки нравственности и поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL EDUCATION OFFICERS AT MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS RUSSIA IN THE PRE-REVOLUTIONARY PERIOD

This paper deals with the problems of individual training of officers in the imperial period. The analysis of the theoretical foundations of the spiritual and moral education of officers is point system evaluation of morality and behavior.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание офицерских кадров в военно-учебных заведениях России в дореволюционный период»

Духовно-нравственное воспитание сводится не только к посещению храма, но и к применению комплекса мер, направленных на воспитание у постоянного и переменного состава факультета уважения к Закону, присяге, стремления к знаниям, непримиримости к любым негативным проявлениям, проведение мероприятий по социальной защите личного состава.

Духовно-нравственное воспитание является целенаправленным педагогическим процессом, способствующим осознанию высшей духовной природы человека и мира, основанным на полифонировании субъектов - носителей духовности (воспитанник, наставник), в котором должна происходить трансформация не только воспитанника, но и наставника как субъектов собственного духовного поиска.

Данное определение позволило нам определить, что целью духовно-нравственного воспитания должно быть осознание личностью своего высшего духовного начала, умение получать внутренние знания, идущие из сердца, слышать свою совесть и следовать ей, но и не забывать о «букве закона».

В деятельности сотрудников УИС особым образом проявляется тесная связь правовых и моральных норм, так как судьба человека, в силу обстоятельств попавшего в неблагополучную сферу, зачастую зависит не только от профессионализма последнего, но и от его личностных качеств.

И в заключение хочется отметить, что за последнее время Россия пережила падение нравственности. Возрождение и осознание идеалов высокой духовности и нравственности русского офицера будет залогом дальнейшего эффективного развития системы и реформирования УИС в целом по дальнейшему совершенствованию работы с кадрами, подготовки персонала новой формации, способного обеспечить деятельность УИС на качественном уровне.

1 Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (Принят Резолюцией 34/169 ГА ООН от 17 декабря 1979 г.) // Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: сборник международных документов. - М., 1989.

2 Приказ ФСИН России от 28.12.2010 № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» // СПС «Гарант» (дата обращения 18 мая 2013 г.).

3 Нечаев М. П. Теория и практика управления воспитанием: краткое учебное пособие для студентов и педагогов. - М., 2005.

УДК 37.035:93

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

© 2013 О. Ю. Ельчанинова, Н. В. Столярова

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению отдельных проблем подготовки офицерских кадров в имперский период. Дается анализ теоретических основ духовно-нравственного воспитания офицеров, приводится балльная система оценки нравственности и поведения.

Ключевые слова : государство, общество, кадетский корпус, офицеры, духовно-нравственное воспитание, воспитательные и дисциплинарные комитеты, офицерский корпус, этикет, критерии, институт офицеров-воспитателей.

MORAL EDUCATION OFFICERS AT MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS RUSSIA IN THE PRE-REVOLUTIONARY PERIOD

© 2013 О. Elchaninova, N. Stolyarova

Summary. This paper deals with the problems of individual training of officers in the imperial period. The analysis of the theoretical foundations of the spiritual and moral education of officers is point system evaluation of morality and behavior.

Keywords: state, society, cadet corps, officers, spiritual and moral education, educational and disciplinary committees, the officer corps, the etiquette, the criteria, the institution training officers.

Духовно-нравственное воспитание офицерских кадров в учебных заведениях России имеет собственную историю, связанную с развитием военного дела, военной школы, военного законодательства, теории и практики подготовки военных специалистов.

В допетровский период в русской армии система духовно-нравственного воспитания офицеров отсутствовала. При Петре I были приняты меры по ее созданию. Во-первых, были сформулированы требования к профессиональным качествам и нравственности офицеров, заложены основы отечественной школы воинского воспитания. Во-вторых, главным источником пополнения офицерского корпуса, его обучения и воспитания в это время являлись гвардейские полки - Преображенский и Семеновский. Гвардейцы воспитывались на идеях преданности государству и лично царю, проникались его мыслями о возвеличивании России, становясь, в конце концов, близкими ему по духу1.

В-третьих, необходимость в духовно-нравственном воспитании офицерских кадров и дальнейшем расширении знаний по разделам военного дела заставили императора приступить к созданию специальных военно-учебных заведений.

В январе 1701 г. в Москве была создана школа математических и навигационных наук, которая вела подготовку специалистов морской службы, а также артиллерии и инженерного дела. С 1712 г. в Москве начала действовать Инженерная школа, а с 1719 г. - Петербургская инженерная школа, которые затем были объединены. В 1721 г. была образована Особая школа при Петербургском лабораторном доме для уже состоявших на службе артиллеристов.

В XVIII в. были образованы первые кадетские корпуса. Во времена правления Анны Иоанновны в 1831 г. был учрежден Сухопутный шляхетский корпус. В 1759 г. был основан Пажеский Его императорского величества корпус. В 1762 г. Петербургская инженерная школа была преобразована в Артиллерийский и Инженерный кадетский корпус. В 1778 г. фаворитом Екатерины II Зоричем С. Г. был основан кадетский корпус в Шклове.

В целом образование в кадетских корпусах в XVIII в. имело универсальный характер. В них проходили подготовку не только будущие офицеры, но и будущие государственные чиновники.

В первой половине XIX в. количество кадетских корпусов начинает стремительно расти. Если в 1801 г. для подготовки офицеров существовали только три кадетских (1-й, 2-й, Гродненский) и Пажеский корпус, то к середине XIX в. офицеров выпускали такие кадетские корпуса, как Финляндский, Павловский, Александрийский сиротский, Новгородский графа Аракчеева, Орловский Бахтина, Михайловский Воронежский, Полоцкий, Петровский Полтавский, Александровский Брестский, Оренбургский, Неплюевский и Сибирский.

21 марта 1805 г. Александром I был утвержден план военного воспитания молодых дворян, которые должно было начинаться в губернских военных училищах, а заканчиваться в двух высших кадетских корпусах. А 29 марта 1805 г. был учрежден совет «для устройства Главного управления всеми военно-учебными заведениями» под председательством цесаревича Константина Павловича .

Централизованное управление военным образованием и воспитанием продолжало совершенствоваться. В 1843 г. разрабатывается новое положение о вузах и вводится должность главного начальника военно-учебных заведений, обязанности которого исполняли, как правило, члены императорской фамилии. Следовательно, к этому времени управление военным образованием и воспитанием будущих офицеров было сосредоточено в руках самого императора и членов царской семьи.

Жесткая централизация в управлении военно-учебными заведениями сопровождалась детальной регламентацией образовательного процесса. В высочайше утвержденном положении для военно-учебных заведений второго класса (1830 г.) говорилось, что они создаются с «... целью, чтобы юному российскому дворянству дать приличное звание се-

му воспитание», чтобы «соделать их способными с пользою и честию служить Государю, и благосостояние всей жизни их основать на непоколебимой приверженности Престолу»3.

Важнейшим документом, регламентирующим подготовку офицеров в военной школе России, стало Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений, утвержденное в 1848 г., содержание которого в своей основе не потеряло актуальности и значимости для современных военно-учебных заведений Российской Федерации. Во-первых, воспитание кадетов определялось как религиозно-нравственное и патриотическое. Во-вторых, в военных вузах предполагалось готовить не чисто ученого, не просто светского человека, а честного и образованного члена семейства и государства, верного подданного и офицера, сознательно постигающего прямые обязанности будущего своего назначения. В-третьих, воспитание и учение должны были основываться на нравственном и умственном развитии, а не на одной памяти4.

Для оценки дисциплины и нравственности в тот период использовалась 12-балльная система оценки. Так, дурному поведению соответствовали баллы - 1, 2, 3; посредственному - 4, 5, 6; хорошему - 10 и 11 и отличному - 12. Интересно, что высшим баллом в 1 и 2-м классах - был 7; в 3-м классе - 8; в 4-м - 9; в 5-м - 10; в 6-м - 11; в 7-м классе -12 баллов. Удостоенный 12 баллов по поведению должен «быть исполнен чувства чести и долга», 11 баллов давались воспитаннику с отличными качествами, но не имевшему «нравственного над товарищем превосходства». Эти оценки в жизни кадета имели большое значение: имеющие 7 баллов переводились в гренадеры, 8 - назначались ефрейторами, 9 - младшими унтер-офицерами, 10-11 - старшими унтер-офицерами5.

Согласно указанию Главного штаба «воспитанники при следовании в классы и при выходе из оных строились не по ранжиру, а по старшинству баллов в поведении». Выпуск из кадетских корпусов был напрямую поставлен в зависимость от успехов в учебе и дисциплине. При явной неуспешности исправительных мер «дурные» кадеты переводились в батальоны военных кантонистов или по достижению 16-17 лет назначались на службу нижними чинами в армейские полки .

Воспитание, несмотря на разнообразие предметов, составляло одно целое, успех его обеспечивался единодушным действием всех преподавателей. В каждом из корпусов в 1835 г. были учреждены воспитательные комитеты, занимающиеся всеми вопросами физического, нравственного и умственного образования воспитанников. Журналы комитетов ежемесячно представлялись в штаб военно-учебных заведений для доклада главному начальнику. При всех кадетских корпусах имелись домашние церкви.

Во второй четверти XIX в. направление духовно-нравственного воспитания в учебных заведениях определял лично император Николай I, который уделял ему особое внимание. Этот интерес был достаточно прагматичным, поскольку монарх хотел быть уверенным в надежности офицерского корпуса, что было важно после восстания декабристов. Особая роль стала придаваться «образу мыслей», нравственности, личной преданности царю и престолу. Наиболее приемлемой «педагогической» теорией для кадетских корпусов в эпоху Николая I стала «теория официальной народности» С. С. Уварова.

Вместе с тем далеко не все были согласны с программой и методами воспитания, применявшимися в то время в кадетских корпусах. В частности, Н. Г. Чернышевский считал, что офицеров первоначально необходимо готовить в духе общегражданских и человеческих ценностей, а затем уже как военных, чего не было в вузах того времени. Н. А. Крылов о кадетских корпусах 40-х гг. XIX в. в своих воспоминаниях пишет, что главным инструментом воспитания здесь была розга: «...педагогики как науки не было...

7

нас секли, учили по программам в классах и уставам в ротах» .

Следующим этапом формирования системы духовно-нравственного воспитания офицеров в военно-учебных заведениях стала 2-я половина XIX в. - начало XX в. В процессе подготовки офицерских кадров произошли серьезные изменения. В это время основными типами первичных военно-учебных заведений являлись военные и юнкерские училища. Кадетские корпуса в 1863 г. были преобразованы в военные гимназии и прогимназии, они потеряли пра-

во производства в офицеры, став подготовительными учебными заведениями. Позднее, в 1882 г., их вновь переименовали в кадетские корпуса, но статуса они не изменили. Перед Первой мировой войной практически все сословные ограничения были отменены, и возможность учиться в военно-учебных заведениях получили представители недворянских сословий.

Теоретические основы духовно-нравственного воспитания формировались на основе военно-педагогической науки, военно-политических взглядов руководства страны, православного вероучения; гуманистических идей, основанных на общечеловеческих ценностях. Основной целью нравственного воспитания являлось формирование у воспитанников общечеловеческих нравственных ценностей. «Общая цель нравственного воспитания, - отмечалось в Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов, - состоит в возможно полном развитии духовных сил воспитанников, правильном образовании его представлений, в побуждении и закреплении в нем чувства чести и правды, в надлежащей выработке его характера и в согласовании его представлений с нравственной нормой»8.

В конце XIX в. особое внимание при обучении будущих офицеров обращалось на то, чтобы воинская дисциплина достигалась не сколько строгостью, сколько «возвышением нравственного элемента», то есть осознанием необходимости исполнения воинского долга по защите престола и Отечества. Процесс воспитания стал основываться на уважении личного достоинства воспитуемых. Как отмечалось в одном из приказов начальника военно-учебных заведений: «Закрытое заведение обязано, по мере нравственного роста воспитанников, постепенно поднимать в них сознание их человеческого достоинства и бережно устранять все то, что может унизить или оскорбить это достоинство»9.

Важнейшими фигурантами в системе духовно-нравственного воспитания курсантов были преподаватели, командиры и воспитатели. Преподаватель в соответствии с решением Главного управления вузов от 20 марта 1868 г. обязан был не только обучать, но и воспитывать подчиненных10. Для них это был единый учебно-воспитательный процесс. К преподавательской работе привлекались лучшие военные и гражданские специалисты, среди них М. И. Драгомиров, будущие военные министры В. А. Сухомлинов, А. Н. Куро-паткин, В. В. Сахаров, А. Ф. Редигер и др.

В 1882 г. в кадетских корпусах был введен институт офицеров-воспитателей. На эти должности подбирались офицеры только дворянского происхождения, которые должны были иметь «отличные достоинства, иметь нрав учтивый и приятный: всем его поступкам надобно быть подражания достойным», управлять подчиненными «в части физического и нравственного воспитания, так и по части умственного образования», и «возможно лучше знать всех юнкеров, их характеры, нравственные качества, состояние здоровья, способности, поведение, успехи в занятиях, исполнение ими служебных обязанностей, их семейное положение и способ проведения ими времени в отпуску»11.

Руководящие документы требовали от командиров, воспитателей обязательного учета индивидуальных свойств личности юноши, степени его нравственного развития. Например, в кадетских корпусах о всяком проступке воспитанника и полученном наказании ротный командир делал запись в аттестационную тетрадь, которая выдавалась главным штабом. Ежемесячно тетради проходили контроль в воспитательном комитете вуза. При переводе воспитанника в другой кадетский корпус вместе с ним передавалась и аттестационная тетрадь в руки нового ротного командира. При выпуске кадета из корпуса тетрадь хранилась в канцелярии корпуса, а при назначении в офицеры - предоставлялась высшему начальству. Аттестационная тетрадь никогда не показывалась воспитаннику, и о содержании записей он не знал12.

Анализ архивных источников показал, что активное участие в духовно-нравственном воспитании курсантов военных вузов принимала Русская православная церковь. Это проявлялось в распространении для военных вузов литературы религиозного, духовно-нравственного содержания; в идеологическом влиянии (учение православной церкви находилось в основе государственной идеологии, что закреплялось законодательными актами); в богослужении и просветительской деятельности священнослужителей13.

В организации духовно-нравственного воспитания в учебных заведениях непосредственное участие принимали императоры и члены их семей. Многие из них имели воинские звания, были августейшими шефами военных учебных заведений. Члены императорской фамилии участвовали в проведении государственных, церковных парадов и юбилеев, праздников в военно-учебных заведениях; напутствовали выпускников, отмечали отличившихся в учебе и при участии в боевых действиях. В период нахождения воспитанников в летних лагерях им представляли для прогулок парки и сады императорской дачи, лучшим в «науках и нравственности» позволяли посещать придворные балы и обеды14.

Большое влияние на характер воспитания будущих офицеров оказывали органы военного управления. Центральным органом по руководству, организации и управлению духовно-нравственным воспитанием в вузах страны стало Главное управление военными учебными заведениями (ГУВУЗ), образованное 21 января 1863 г. В его ведении находился высший надзор за «направлением учебной части», контроль за ведением в вузах воспитания и образования, оказание им помощи в подборе и замещении должностей воспитателей и педагогов, обобщение и распространение опыта, в том числе и духовно-нравственного воспитания, в России и за границей и многое другое.

Важнейшей задачей в ГУВУЗе считали оказание помощи вузам в формировании у воспитанников веры и нравственных начал. Круг вопросов, которые входили в компетенцию ГУВУЗа, был поистине всеобъемлющим, к ним относились общие вопросы духовно-нравственного воспитания; сбор научных разработок, тезисов и записок о подготовке к духовно-нравственному воспитанию воспитателей, преподавателей, командиров; составление воспитателями журналов, аттестационных тетрадей; отчеты работы воспитательных, дисциплинарных комитетов вузов, педагогического комитета ГУВУЗа о применении 12-балльной системы оценки нравственности и поведения; сведения о нравственных качествах воспитанников и офицеров вузов, ГУВУЗа; поддержание высокого статуса воспитателей и др.15

Еще в 1863 г. в штатные расписания ГУВУЗа было введено 2-е отделение по воспитанию и образованию, непосредственно курирующее процесс духовно-нравственного воспитания в вузах. Возглавлявший ГУВУЗ главный начальник военно-учебных заведений был обязан заботиться об определении офицеров на должности воспитателей, назначении законоучителей по соглашению с епархиальным управлением, разрешать безвозмездную передачу церковного имущества, книг богослужебного и духовного содержания в ведение епархиального ведомства и многие другие вопросы.

Важная роль в руководстве духовно-нравственным воспитанием в вузах отводилось педагогическому комитету ГУВУЗа. В его задачу входило предварительное обсуждение как общепедагогических вопросов, так и рассмотрение учебных программ по предметам, «особо» оказывающим влияние на духовную и нравственную составляющую личности воспитанников16.

Реорганизовывалось и управление в самих вузах, в которых имелись воспитательные и дисциплинарные комитеты, обсуждавшие различные аспекты духовно-нравственного воспитания и воинской дисциплины среди будущих офицеров. Созданные в этот период новые уставы, различные инструкции, постановления регламентируют различные стороны духовно-нравственного воспитания курсантов. Широко вошло в практику воспитывающее обучение, закрепленное в учебных программах, в которых главное внимание уделялось духовно-нравственному воспитанию. Появились новые учебные предметы, курс законоведения «Основы нравственности, права и общежития». Офицерская служба рассматривается как «нравственная деятельность». Именно в это время принимает оформленный вид морально-этический кодекс офицерского корпуса, правила воинского этикета17.

Таким образом, к началу XX в. в военно-учебных заведениях сложилась оптимальная и эффективная система духовно-нравственного воспитания будущих офицеров, которая вобрала в себя двухвековой опыт подготовки офицерского корпуса русской армии.

1 См.: Викторов С. Ратная элита // Учительская газета. - 2006. - № 35.

2 См.: Материалы отчетов военных гимназий за 1867 г.: педагогический сборник. - 1869. - № 1. - С. 533-534.

3 ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. 5. Отд. I. № 3598; № 3615.

4 Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. - СПб., 1849. - С. 6.

5 РГВИА. Ф. 728. Д. 2228 за 1835 г. - Л. 9.

6 РГВИА. Ф. 728. Д. 2157 за 1835 г. - Л. 3.

7 Крылов Н. А. Кадеты сороковых годов. Личные воспоминания // Исторический вестник. - 1901. Сентябрь. - С. 293.

8 Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. - СПб., 1908. - С.24.

9 Цит. по: Симонов И. С. Военно-учебные заведения. Военная энциклопедия: в 17 т. / под ред. К. И. Величко, В. О. Новицкого и др. - СПб., 1911-1914. -Т. 7. - С. 557.

10 РГВИА. Ф. 725. Оп. 7. Д. 89. - Л. 70.

11 См.: Галушко Ю. А., Колесников А. А. Школа российского офицерства. - М., 1993. - С. 620, 623, 627, 629.

12 См.: Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. - СПб., 1886.

13 См.: РГВИА. Ф. 725. Оп. 49. - Л. 77.

14 См.: Столетие Военного министерства. 1802-1902. - СПб., 1902. - Т. 10. - С. 90, 145.

15 РГВИА. Ф. 725. Оп. 1. Д. 132. - Л. 38; Оп. 9. Д. 1871. - Л. 1.

15 См.: Лалаев М. С. Краткий очерк образования и развития центрального управления военно-учебных заведений. -СПб., 1893. - С. 23.

17 См.: Галушко Ю., Колесников А. Школа российского офицерства. - М., 1993. - С. 94. УДК 37.035

ПРОВЕДЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ РАБОТЫ СО СЛУШАТЕЛЯМИ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© 2013 В. В. Катькова

Аннотация. В статье говорится о необходимости проведения духовно-нравственной работы с курсантами и слушателями ведомственных вузов. В качестве подтверждающего примера сделана ссылка на исследование А. С. Сушанского, проанализирован опыт взаимодействия Самарской митрополии с Самарским юридическим институтом, а также оцениваются мероприятия, проводимые со слушателями 5-го курса в течение 2012-2013учебного года.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание курсантов и слушателей, нравственное и патриотическое воспитание, сотрудничество между Самарской митрополией и Самарским юридическим институтом ФСИН России.

TONDUCTIG SPIRITUAL AND MORAL SOCIAL WORK WITH CADETS AND LISTNERS OF HIGHER GOVERNMENTAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

© 2013 V. Katykova

Summary. The article is devoted to the necessity of conducting spiritual and moral social work with cadets and listeners of higher governmental educational institutions. The author appealed to the research work of A. Suchansky as to the example confirming this activity. Also the author analyzed the experience of interaction between representative of the Russian Orthodox Church in Samara and Samara Law Institute valued the activities which were held with listeners of the 5-th course during 2012-2013 educational years.

Keywords: spiritual and moral social work with cadets and listeners, moral and patriotic training, interaction between representatives of the Russian Orthodox Church in Samara and Samara Law Institute.

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека, и речет ему гласом тихим, без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.

Екатерина II Великая1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.