Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АБДУЛЛЫ АВЛОНИ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АБДУЛЛЫ АВЛОНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1394
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИКА / НАСЛЕДИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЁЖЬ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умарова Малика Хисабидиновна, Саматова Ирода Азамжон Кизи

В статьераскрывается педагогическое наследие Абдуллы Авлони. Названы труды просветителя в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АБДУЛЛЫ АВЛОНИ»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АБДУЛЛЫ АВЛОНИ Умарова М.Х.1, Саматова И.А.2

1Умарова Малика Хисабидиновна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Саматова Ирода Азамжон кизи - магистрант, кафедра педагогики, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается педагогическое наследие Абдуллы Авлони. Названы труды просветителя в области образования.

Ключевые слова: обучение, педагогика, наследие, духовность, просветительство, воспитание, молодёжь, образование.

Абдулла Авлони является одним из основоположников узбекской детской литературы, национального театра и драматургии. Его замечательные слова: «Быть светлым лучом для других, самому излучать этот свет - вот высшее счастье, которого может достичь человек» стали девизом для многих поколений людей. Абдулла Авлони родился 12 июля 1878 года в семье ткача-кустаря. Учился в школе старого типа, затем в медресе. Изучив арабский, персидский и русский языки, читал труды мыслителей на языке оригинала. Он был ярким представителем джадидского движения, к которому примкнул в 1904 году. Слово «джадид» в переводе с арабского означает «новый». Основной идеей джадидов являлось создание в Туркестане прогрессивного общества, национально-демократического государства, которого можно было достичь путем повышения уровня общественно-политического и культурного сознания людей, особенно молодёжи. В их задачи входило создание и расширение сети новометодных школ, различных просветительских объединений, театральных трупп, издание газет и журналов, обучение за границей лучших представителей талантливой молодежи. Открытие новометодных школ позволило обучать детей местного населения грамоте, формировать у них новое мировоззрение. Наряду с основами ислама, в этих школах преподавались арифметика, история, география и природоведение. На занятиях учителя старались знакомить своих учеников с достижениями Востока и Запада.

Абдулла Авлони проявлял огромную самоотверженность, распространяя просвещение и образование. В 1908 году он открыл в Мирабаде новометодную школу. В школах рассказывали о земле, людях, природе, звездах, наряду с основами религии преподавали светские науки. Для распространения новой системы обучения нужны были новые учебники. В период с 1909 по 1917 годы он написал свыше 10 пособий, которые сыграли большое значение в истории узбекской школы и развитии педагогической мысли. Педагогика была поднята на новую ступень. Его книга «Первый учитель» предназначалась для начальной школы и придерживалась принципа: от простого - к сложному. Книга «Второй учитель» являлась продолжением и развитием первой книги.

В 1917 году вышла книга «Тюркский цветник или мораль», в которой Авлони излагает свои социально-нравственные и образовательные взгляды. Создавая ее, он опирался на народную педагогику. Воспитание, по его мнению, начинается с рождения и продолжается до конца жизни. Воспитание - это обязанности отца, учителя, мудариса (наставника) и государства. Просветитель придавал огромное значение образованности, таланту, широте мировоззрения, личности учителя. Сила и широта мышления ученика зависит от широты взглядов учителя. Большое значение уделяется в книге вопросам патриотизма. По мнению Авлони, Отчизну «...нельзя просто любить, ею нужно гордиться. Любовь должна выражаться непосредственно в делах и стремлении сделать свою Родину совершеннее. Родина священна, как мать». Целую главу Авлони посвятил родному языку и литературе. Он пишет о том, что показателем существования на земле каждой нации является язык и

литература. Потерять национальный язык - значит, потерять дух нации. Абдулла Авлони призывал беречь и сохранять чистоту языка.

Вся книга разделена на две части: это описание хороших и плохих качеств. Описанию плохих качеств отведено 18 глав. Свободу Родины Авлони ставил превыше всего. Единственный путь, который мог привести к ней - это знание и просвещение. Эта книга оставила заметный след в развитии педагогики начала XX века и в развитии социально-эстетического мышления молодёжи.

Авлони хотел, чтобы Туркестан процветал и выражал уверенность, что дружба, правда и справедливость восторжествуют. Абдулла Авлони внес огромный вклад в джадидское движение, именно благодаря его трудам мир познакомился с джадидской узбекской литературой.

В 1925-1930 годах он выполнял обязанности заведующего кафедрой «Языка и литературы» в Среднеазиатском университете.

В 1927 году за особые заслуги в деле просвещения ему было присвоено звание «Героя труда», а 1930 году - почетное звание «Ударник народного образования» [1, с. 99].

Абдулла Авлони открывал школы, стремился к всеобщему образованию, воспитанию молодежи на основе передовых идей. Его произведения оставили заметный след в развитии педагогической мысли начала XX века. Все, о чем писал великий педагог узбекского народа, актуально и сейчас, в век информационно-коммуникационных технологий, когда каждый студент должен понимать роль образования в его жизни.

Список литературы

1. История педагогики / Авторы-сост. С.А. Мадьярова, Р.М. Медетова и др. Ташкент:

ТГПУ, 2020, 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.