Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема'

Духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
893
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORALITY / SPIRITUALITY / VALUES EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Анастасия Александровна

В статье рассматриваются духовное и нравственное воспитание школьников. Анализируются взгляды педагогов и психологов на сущность нравственного воспитания. Данная тема особенно актуальна, так как при разработке учебных планов ценностному воспитанию следует отвести соответствующее место.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема»

Петрова А. А.

Петрова Анастасия Александровна /Petrova Anastasiya Aleksandrovna - студент,

факультет психологии,

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматриваются духовное и нравственное воспитание школьников. Анализируются взгляды педагогов и психологов на сущность нравственного воспитания. Данная тема особенно актуальна, так как при разработке учебных планов ценностному воспитанию следует отвести соответствующее место.

Abstract: the article considers the spiritual and moral education of students. Analyzed the views of teachers and psychologists on the nature of moral education. This topic is particularly relevant as the development of curricula values education should be given an appropriate place.

Ключевые слова: нравственность, духовность, ценностное воспитание.

Keywords: morality, spirituality, values education.

Развитие и становление любой области педагогической науки тесно связано с определением сущности ее центральных категорий, отражающих изучаемые факты и явления. С этих позиций становится очевидной актуальность экскурса в область основных понятий педагогической теории, в числе которых -«нравственное воспитание», общепризнанного понимания сущности которого в педагогике нет до настоящего времени. Освещая эволюцию трактовки данного понятия в теории нравственного воспитания второй половины XX - начала XXI веков, целесообразно сконцентрировать внимание на содержательном раскрытии того, что нового и актуального внесла педагогическая наука по этой проблеме.

Ценностное воспитание требует включенности всей системы образования и участия всего общества. При разработке учебных планов ценностному воспитанию следует отвести соответствующее место. Это могут быть специальные курсы по формированию толерантности, кружки, клубы, фестивали, включение данной проблемы в планы воспитательной работы и др. Очень важно объединение усилий социальных институтов (детские сады, школы, вузы), родителей и общественности в ценностном воспитании молодого поколения [2, с. 147].

Нравственность становится более прочной, если соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, ибо она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса. Отсюда вполне понятно, какое огромное значение приобретают нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действенности. По этой причине вопросам морали, воспитания высокодуховной и нравственной личности в педагогической теории и на практике уделялось повышенное внимание. В российской культуре педагогические аспекты духовности и морали нашли отражение в трудах отечественных мыслителей, писателей, ученых и практиков, таких как А. П. Аксаков, Н. А. Бердяев, П. П. Блонский, П. Н. Енгалычев, Ф. М. Достоевский, Ю. Г. Жуковский, И. А. Ильин, П. Ф. Каптерев, B. C. Соловьев, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, П. А. Флоренский и др.

Определение нравственного воспитания как целенаправленного процесса формирования личностных качеств позволило выявить социальные источники их формирования, которыми выступают социальные правила и нормы поведения человека. Личностно-ориентированный подход дает возможность охарактеризовать те индивидуальные внутренние изменения в содержании и структуре нравственной сферы личности, которые происходят под влиянием усвоения растущим человеком социального морального опыта. Следует отметить, однако, что в работах отдельных авторов личностно-ориентированный подход носит декларативный характер и связывается с организацией воспитательного процесса на основе глубокого уважения личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как сознательному полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса (Е. В. Бондаревская, Н. К. Катович, И. П. Подласый и др.).

Безусловно, при условии благоприятного социума (семейного, школьного, внешкольного) каждая из указанных проблем подросток может решить сам или с помощью взрослых (педагогов, родителей). Однако ситуации проблемной семьи или неблагоприятной образовательной среды становятся для подростка непреодолимым препятствием на пути нравственного становления. Именно в таких случаях помочь подростку в подборе оптимального «жизненного маршрута», выборе нравственных ориентиров должно психолого-педагогическое сопровождение, назначение которого является анализ ближайшего окружения ребенка, диагностика уровней его личностного развития и воспитания, использование групповых методов, индивидуальной работы с подростками, их родителями.

Становление и развитие теории нравственного воспитания за истекшие 50 лет - не только достояние истории. Изучение развития теории и практики нравственного воспитания - это неиссякаемый источник ценных педагогических идей. Опыт минувшего пятидесятилетия позволяет предупредить имевшиеся в нем ошибки и успешно использовать все положительное, накопленное за полувековую историю. От того, как будет использован этот опыт, учтены его положительные и отрицательные стороны, в значительной мере зависит решение практических задач нравственного воспитания в современных условиях.

Учитывая, что интерес к учению проявляется как интегральное свойство личности, затрагивающее ее эмоциональную и волевую сферы, на занятиях эффективно применять комплекс методик с использованием более рациональных приемов активизации учебной деятельности. Знания, полученные самообразованием, обязаны быть признанными цивилизованным государством с помощью системы государственных и частных экспертных тестовых центров (как во всем цивилизованном мире) [1, с. 19].

В конце нашего века в обществе наблюдается снижение нравственного и духовного уровня. Это не может не вызывать беспокойства, поскольку сохранение существующих тенденций грозит обществу гибельными последствиями. Вместе с тем важность роста нравственного и духовного уровня человечества, как и актуальность самой постановки вопроса об этом — не осознаны должным образом. Это видно, например, из того, что в одной из последних моделей Римского клуба (А. Кинг и Б. Шнайдер «Первая глобальная революция») в качестве основных неотложных задач, стоящих перед современным человечеством, указываются: демографическая, экологическая, продовольственная и энергетическая. А о том, что ни одна из них не может получить сколько-нибудь удовлетворительного решения без повышения в обществе уровня нравственности и духовности, не упоминается вовсе. Правда, некоторые авторы поднимают вопрос о нравственности, но при этом вместо конкретного анализа проблемы ограничиваются лишь общими и формальными лозунгами о поисках новых принципов, вместо того, чтобы обратиться к простым, но вечным истинам, к сожалению, забытым. Более того, следует вспомнить, что специально придуманные нормы морали для регулирования социальных отношений в различные исторические эпохи доказали свою несостоятельность. Конкретная методика обучения и воспитания, которой, в частности, занимается социальная педагогика, несомненно, зависит от социального устройства общества. Но конечная цель нравственного и духовного воспитания, безусловно, является абсолютной и объективной истиной. Очень грустно сознавать, что ни одно из многочисленных политических движений, активно действующих в нашей стране, не ставит в числе своих основных целей повышение нравственного и духовного уровней населения, не разрабатывает конкретную программу осуществления этого. Только у народа, который руководствуется общечеловеческими принципами нравственности, национальное сознание может находиться на высоте, только он способен к духовному росту, к осознанию своей роли в истории человечества. Все это является необходимым условием для нормального стабильного развития государства. Стремление к достаточно высокому морально-нравственному уровню общества особенно необходимо нам в настоящее время, так как экономика нашей страны находится в катастрофическом положении, и имеющиеся разумные предложения по выходу из создавшейся ситуации, как правило, не могут быть осуществлены по причине отсутствия в обществе, в том числе и среди власть имущих, достаточного числа образованных, честных и порядочных людей, способных трудиться не только ради личного благополучия, а, прежде всего, последовательно и целенаправленно для блага своего отечества. Некоторые социологи и психологи подчеркивали, что человеческому менталитету свойственны ожидания бедствий и даже конца света в конце каждого столетия. А с наступлением нового века эти настроения проходят. Ныне кончается не просто век, кончается второе тысячелетие после Р.Х. Может быть, тревога за нравственное положение в обществе -только отражение подобных апокалипсических настроений?

Мы вступаем в новый этап цивилизации - мир стремительно меняется. Значит, школу лихорадит закономерно. Быстро меняется «умная» техника. Меняется восприятие жизни. Растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Таким образом, у современной школы появилась новая центральная задача: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться, принимать самостоятельные решения [14, с. 56].

Мы исходим из того, что психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования нравственной направленности подростков является не простым соединением разнообразных методов воспитательной работы со школьниками, а выступает как комплексное воспитательное средство, обеспечиваемое особенной культурой поддержки и помощи воспитаннику в решении задач нравственного развития, воспитания и самовоспитания.

Высшую ценность для каждого считали свободу, независимость, без которых индивид не может стать личностью, так как это значит, что он попал в зависимость от людей или идей. А личность всегда осознает свое предназначение, делает осознанный выбор в пользу следования своему пониманию смысла жизни. И соответственно целью воспитания считали необходимость воспитания личности в каждом ребенке. Следовательно, подобное признание личности ребенка как одной из основополагающих ценностей образования, влечет за собой иные принципы построения всего процесса образования [6, с. 121].

Литература

1. Айтуганова С. ^.Управление самостоятельной работой обучаемых с целью активизации учебной деятельности // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 13-19.

2. Дубровина Д. А. Динамика личностного ресурса в процессе школьного обучения // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 146-148.

3. Иванова И. М. Проектирование воспитательной системы «Становление личности ребенка в начальной школе» // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 105-107.

4. Коваленко И. /.Готовность школьников к профессиональному самоопределению // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 4 (18). С. 83-84.

5. Лимонов С. А. Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения организационно-педагогической модели // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 106-110.

6. Лобанов П. А. Личность школьника как один из центров системы ценностей образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 120-121.

7. Ломакин А. /.Практические аспекты обеспечения контроля качества образования школьников в сельской школе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 105-110.

8. Матошина В. С., Грудинина С. А., Иванова В. В., Терновик А. А. Роль школьного учителя в профессиональном определении будущих педагогов // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 141-143.

9. Николаева Л. В., Слепцова Г. Н. Ценностное воспитание личности в поликультурной среде // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 4-6.

10. Носенкова М. Ю. Антропология в философском осмыслении // International scientific review. 2014. № 1 (1). С. 19-21.

11. Свечников В. С. Как и чему учила сельская школа три поколения назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 51-56.

12. Свечников В. С. Художественное и литературное образование в духовной семинарии сто лет назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 61 -64.

13. Свечников В. С. Самарская духовная семинария глазами семинариста сто лет назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 57-60.

14. Токарева И. А. Принципы педагогической техники в условиях современной школы // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 56-59.

15. Чернышева У. А. Оценка рисков и препятствий внедрения проекта «Модернизация системы внутришкольного контроля как фактор повышения эффективности управления школой» // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 83-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.