общая педагогика
УДК 371.4
В. И. Колесов
духовно-нравственное становление как основа обучения и воспитания человека в формировании личности на протяжении всей его жизни в современной
россии
V. I. Kolesov. spiritual and Moral Formation as Basis of Training and Education of the Person in Formation of the Personality on the extent All His Life in
Modern Russia
В статье рассматриваются основные понятия духовно-нравственного воспитания, его сущность в становлении личности, которая формируется и основывается на национальных традициях, преемственности, формирования базовых устоев в качестве личности.
ключевые слова: социальный облик, нравственный интеллект, патриотизм, нравственность и духовность, компетентность и компетенции, совесть и мораль
контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
The article considers the basic concepts of spiritual and moral education, its essence in formation of the personality which is formed and based on national traditions on its continuity, formations of basic foundations as the personality.
Keywords: social shape, moral intelligence, patriotism, morality and spirituality, competence, conscience and morals
Contacts: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103
И. Д. Афанасенко считает, что социальное развитие человека конкретно связано с формированием его социального облика, а именно его имиджа независимо от пола — будь это мужчина или женщина.
И. Д. Афанасенко обращает внимание на нравственный облик, который утвердился в личном и общественном сознании человека и является образованной личностью, и не допускал отрицательных явлений близким и другим личностям. В XXI в. сами духовно-нравственные устои, как их сущность, постепенно исчезают, о качестве и чистоте интеллектуалов мы перестаем думать, или начинаем забывать, или вообще перестаем говорить. В основе этого в обществе, а именно во внешней и внутренней среде человека, все чаще образовываются различные преступные группировки, которые совершают различные преступления, они и мешают формировать общество. Все виды преступлений доступны людям с амо-
Владимир Иванович Колесов — профессор Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, доктор педагогических наук, кандидат экономических наук.
© В. И. Колесов, 2016
ральным поведением, хотя некоторые из них получившие высшее образование в значимых (престижных) вузах (например, экономические преступления, некоторые «наукоемкие» виды терроризма и т. д.) [1]. Главными среди всех качеств, определяющих поведение человека, и не только национальных, являются нравственность и духовность. Однако особую актуальность нравственность и духовность приобрели в связи с проведением демократических реформ. Показательным в этом плане является мнение Н. Павлова, высказанное в газете «Аргументы и факты». Если сила как метод решения проблем в условиях демократии неприемлема, то тогда, предлагает Н. Павлов, «подведите под экономическую реформу духовный базис, который бы учитывал психологию глупых, антирыночных элементов — красно-коричневых, зелено-голубых. Это же не просто манипуляция цифрами, это глубинные пласты сознания огромного количества людей» [2]. Поддерживая демократические реформы, А. И. Солженицын первичным считает нравственное состояние общества.
Изучая человека как биологически разумное существо, здесь надо рассматривать вопрос, который относится к генезису как процессу внутреннего и общественного развития, а именно их нравы, традиции, они являются главным содержанием основного генетического ядра, в котором в материализованном виде хранится опыт прошлого и приобретенного, т. е. настоящего, является главным геном прошлого, который предопределяет (на основании генетических законов и наследования) будущее.
В процессе социализации и развития самой личности главную роль играет нравственная культура. Нравственная и материальная культура является основной, базисной надстройкой и главным фундаментом в детерминированной составляющей, а функции в ее развитии лишь меняются местами.
Духовная и нравственная составляющая является главным в образе жизнедеятельности человека в национальной политике и в нации в целом. В основе национального духа определяющую роль играет так называемый характер, который в человеке не заложен генетически. Он формируется на протяжении всей его жизни и является самым главным свойством в сознании человека, а главным фундаментом характера является темперамент, он закладывается на генетической основе и передается во время зачатия рода человеческого. Словом, характер влияет на весь жизненно-действующий период, из него вычленяются такие качества, как нравственно-национальная духовность и формируемая на ее основе деловая активность, которая связана с творчеством и созидательной деятельностью при формировании личности на благо самому человеку и для национального и человеческого капитала.
В. Х. Болотоков пишет, что определяющим принципом нации является ее национальная сущность, как основа нации всего человечества.
В. Х. Болотоков указывает на то, что отечественные философы С. Франк, П. Струве, Н. Бердяев и другие связывали понимание сущности нации именно с духовным началом. Н. Бердяев, например, определял нацию как единство исторической судьбы, в котором конституирующую роль выполняет национальное сознание [3].
Нация является не только общественным организмом, но государственным, который приносит блага для общества, взаимодействует во всех направлениях, а именно в управленческих социально-экономических и политических условиях. «Нация считается самой качественной, подлинной, естественной, чистой как в проточном роднике вода, где выражена духовная и самоидентификационная с самовыраженной и нравственной устойчивостью личности» [Там же, с. 3]. Словом, национальный феномен может быть реализован только через личность. Очень важно знать и иметь в виду, что национальность и нация, сама личность
составляют содержательную основу в ее генезисе. Это говорит о том, что самые лучшие качества, которыми насыщается и формируется нация, должны быть сформированы у каждой конкретной личности, принадлежащей этой нации. И тогда в этом направлении процесс идентификации соединится и сведется к осознанию самой личностью и конкретных полученных свойств, именно в самой конкретной социальной среде, в конкретных социально-экономических, политических условиях, т. е. к самосознанию.
Нами рассматривалось выше, что главная задача национального состояния зависит в первую очередь от ее духовного начала. Сам духовный мир — это идеи, представления, образы, психические состояния человека, ядром которых являются нравы, обычаи, традиции, в которые человек не только должен быть погружен с самого детства, они должны сопровождать всю его сознательную жизнь и во всех сферах его жизнедеятельности независимо от того, какие у него будут трудности на его пути.
Нравственность применительно к современному мировоззрению, как уже отмечалось, трактовать надо как природосообразность. Сама природосообразность при этом рассматривается и понимается как соответствие самой природе, роду, нации, т. е. природе в самом широком смысле этого слова, всему тому, что лежит в основе рождения человека разумного. А тогда становится ясным и понятным, что сам процесс формирования нравственных основ — это, прежде всего (поскольку личность трактуется как совокупность отношений), процесс формирования трех основных типов отношений:
• отношений с породившей и питающей человека природой во всех возможных проявлениях личности;
• отношений со своими родителями, родом, родной землей, нацией;
• отношений с обществом, государством, сообществом людей в целом.
Главная проблема нравственности личности и нравственной организации
жизни человека и общества в настоящее время становится все актуальнее, но в науке, в частности в социальной педагогике, общей педагогике является наименее разработанной. В дошкольном и в школьном возрасте в воспитательном процессе этот вопрос рассматривается очень поверхностно, хотя в последние годы к ней обращается все большее число ученых, в школьной же программе прослеживается, на наш взгляд, слабо.
Сам анализ понятий обучения и воспитания в советской и российской педагогике дает возможность достаточно ясно вычленить социальный аспект. Главный недостаток и очень важный, на наш взгляд, советской концепции состоит в том, что само воспитание, сам процесс воспитания рассматривается с абсолютным уклоном в социализацию, если не сказать больше: рассматривает человека как существо исключительно социальное. А это приводит к тому, что нарушается непрерывность самого процесса воспитания на протяжении всей жизнедеятельности, а нравственность при этом подменяется моралью, нарушается основа преемственности поколений, рушатся наследственные связи, в сознании человека происходят глобальные психические и психологические изменения не в лучшую сторону, разрушаются устои и вместе с ними рушится устойчивость социального и общественного развития личности. В конечном итоге все это приводит к отрицательным явлениям в психике человека, разрушению процесса непрерывности на генетическом уровне и может привести к гибели не только нации, но и цивилизации, что и было доказано учеными.
С учетом того, что было сказано выше, самой трактовки нравственности считаем, что систему категорий нравственности было бы целесообразно рассматривать как систему основных базовых качеств, касающихся становления нравственной
личности, которые, на наш взгляд, не только заслуживают огромного внимания на большом промежутке времени и в дальнейшим могут быть использованы как основа формирования духовно-нравственных устоев и основ личности, а главное, для определения конкретного и направленного содержания самих закономерностей в процессе формирования личности.
Рассматривая основную и базисную системы, остановимся на них более подробно и дадим соответствующие описания, которые основываются на модели процесса формирования личности. К таким качествам относятся нравственность, совесть, память, настрой, воображение, воля, характер. Эти качества у человека формируют интеллект. Причем эти качества как понятия трактуются в условиях связи с генетическим, в частности наследственным, потенциалом человека и внешней средой обитания — обществом и природой.
Нравственность рассматривается с природосообразностью внутреннего и внешнего мира человека, она в основном отвечает за формирование личности.
Нравственность на практике и в жизни человека на всем промежутке его существования предполагает наличие совести.
Совесть — весть, идущая изнутри самого человека, совесть, как и нравственность, определяет степень духовно-нравственных поступков через внутреннее состояние организма, при помощи психического отражения, через психическую и психологическую реакции на поступок.
Память рассматривается как основной психический познавательный процесс — способность памяти дает нам правильно воспроизводить прошлые состояния организма и его проявления. Память — это основа сознания человека, которая формируется на протяжении всей жизни человека.
Немаловажную роль в психике и сознании человека играет настрой — это гармония всех основных психических процессов, как внутреннего, так и внешнего мира.
Воображение рассматривается как способность осознавать состояние внутреннего мира и будущие его проявления. За счет воображения человек строит множество моделей, которые реализуются при формировании личности.
Воля — это основа характера, она формирует личность в процессе становления, волевые качества человека способствуют сознательному проявлению внутреннего мира, воля формирует интеллект человека на протяжении всей его жизни. Воля хорошо развита у диких животных во время добывания пищи.
Характер рассматривается в психике человека как мера проявления энергоинформационного потенциала процессов внутреннего мира человека, он является главным накопителем в психике и в сознании человека; характер приобретается и формируется во время жизни, а также в процессе приобретения жизненного опыта.
Особое значение приведенные качества, рассматриваемые одновременно как категории и соответствующие законы, приобретают в свете механизмов идентификации личности, поскольку они являются одновременно сущностной характеристикой индивидуального и общественного сознания.
В качестве примера, иллюстрирующего социально-экономическую и общественную значимость законов, приведем одно высказывание, относящееся к началу экономических и социальных реформ в бывшем СССР: «Если совесть не проснется, никакая экономика нас не спасет. Без примата совести, подразумевающего по меньшей мере умение честно говорить с людьми, не может быть должной меры общественного единства, той степени общественной поддержки, которая необходима для успеха экономической реформы» [4].
Поскольку формируемая совокупность качеств сориентирована на обеспечение устойчивости жизненного процесса личности, существенным моментом
которого является воспроизводство человека из поколения в поколение, т. е. рода человеческого, обладающего соответствующими качествами, то важнейшими становятся не только базовые качества личности, но и все действия и отношения, которыми характеризуется личность. Поэтому в свете перечисленных качеств целесообразно дать описание и основополагающих компонентов образа жизни нравственной личности. По отношению к качествам личности следующее понятие выступает в качестве синтетической внешней материализованной формы проявления внутреннего мира человека.
Поступок рассматривается как внешняя материализованная форма синтетического проявления внутреннего мира, поступок относится к положительным явлениям и проявляется в патриотизме человека. В поступке у человека проявляются воля и характер.
Аналогичным синтетическим понятием, характеризующим общее состояние внутреннего мира, обладающего перечисленными выше характеристиками, является понятие «любовь». С определенной степенью условности можно предложить следующее определение.
Любовь рассматривается в литературе как нравственное состояние внутреннего мира человека, именно через любовь осуществляется сама духовность, во всех ее проявлениях вступающая в резонанс с другими процессами окружающей среды, природы, религии, космоса. Именно через любовь осуществляется Мироздание и вызывающее чувство притяжения (желания к взаимодействию).
Можно предложить и более сокращенные определения.
Любовь — степень гармонии внутреннего мира и объекта любви. Любовь между людьми — гармония внутренних миров.
Поступок — синтетическое, целостное проявление внутреннего мира.
Из сказанного ясно, что любовь в жизни человека служит базовым фоном, побуждающим его к нравственным поступкам, а в глобальном масштабе — к творчеству.
Недаром все влюбленные становятся поэтами. И, как известно, только любовь может заставить человека творить, проявляя при этом свои самые лучшие качества.
В рамках рассматриваемого подхода любовь имеет смысл рассматривать как синтетическую характеристику внутреннего мира человека, обладающего семью перечисленными выше качествами. А поступок — внешнее, материализованное, синтетическое выражение этих качеств.
Перечисленная совокупность качеств может рассматриваться как проявление законов жизни и потому имеет право претендовать на фундаментальность. Это видно и из их содержания. Устойчивая последовательность поступков образует характеристику жизни, называемую поведением, устойчивое поведение переходит в стиль жизни человека.
Стиль жизни при условии устойчивости переходит в образ жизни человека.
Гармония внутреннего мира и образа жизни вызывает у человека чувство любви к жизни.
Совокупность обозначенных и перечисленных выше качеств должна быть присуща внутренней и внешней жизни человека, его поступкам, поведению, стилю и образу жизни, которые обеспечивают устойчивую, создаваемую самим человеком гармонию процесса его жизнедеятельности в общей системе процессов социальной среды, природы, Вселенной. Иными словами, только в том случае человека можно считать духовно-нравственной личностью, если его процесс жизнедеятельности и образ жизни будут характеризоваться нравственными качествами, которые станут фундаментом социализации и социальной идентификации человека в нравственно организованном обществе.
Из приведенного выше описания нетрудно понять, что сущностью непрерывного процесса социального развития личности является воспроизводство в конкретных социально-экономических условиях генетического потенциала и исторического опыта человека, обеспечивающего естественные (природные и общественные) потребности непрерывности жизненного процесса личности и общества (человеческого сообщества, а в более широком понимании, в аспекте обеспечения устойчивого развития — сообщества всех видов и форм организации органической и неорганической природы в масштабах Вселенной, поскольку человек уже вышел в космос) при условии, что человек рассматривается как существо биосоциальное и генетический потенциал складывается из двух составляющих: биогенетической — наследственной и социальной — приобретенной в течение жизни.
Если эти две стороны интерпретировать применительно к личности, то они будут трактоваться как индивидуальная и общественная.
Таким образом, сама сущность непрерывного процесса формирования личности как объективная реальность (человеком как существом общественным, социальным), будучи соединенной с субъективной реальностью (человеком как существом биологическим, являющимся частью природы), приобретает форму смысла жизни, который в условиях социализации и социальной идентификации становится синтетической целью специально организованного процесса формирования личности как объекта и как субъекта.
Литература
1. Афанасенко и. д. Нравственные начала — неотъемлемая составляющая непрерывного образования // Образование через всю жизнь: проблемы становления и развития непрерывного образования: Сб. / Под ред. Н. А. Лобанова, В. Н. Скворцова. СПб., 2002. С.130-134.
2. Аргументы и факты. Вып. 24 (609). Июль 1992 г. С. 2.
3. Болотоков В. Х. Духовность как предпосылка формирования нации // Возрождение культуры России: диалог культур и межнациональные отношения. СПб., 1996. С. 81-86.
4. Еондрашов с. Примат совести // Известия. 9 сентября 1992 г. С. 3.