В мире науки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 12 (55). 2015 г__________________________________
С
СибАК
www.sibac.mto
ДУХОВНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РОМАНЕ Б.К. ЗАЙЦЕВА «ТИШИНА»: (ТЕТРАЛОГИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ ГЛЕБА»)
Фомиченко Анна Олеговна
соискатель Волгоградского государственного социальнопедагогического университета, РФ, г. Волгоград E-mail: fomi4enko. ania@yandex. ru
Жаравина Лариса Владимировна
д-р филол. наук, профессор кафедры «Литература» ВГСПУ,
РФ, г. Волгоград E-mail: [email protected]
SPIRITUAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF THE PROTAGONIST IN B.K. ZAYTSEV'S “TISHINA”: (TETRALOGY “GLEB'S JOURNEY”)
Anna Fomichenko
degree-seeking student Volgograd state socio-pedagogical University,
Russia, Volgograd
Larisa Zharavina
doctor of philological Sciences, Professor of “Literature ” VGSPU,
Russia, Volgograd
АННОТАЦИЯ
Цель исследования заключается в комплексном анализе особенностей процесса воссоздания автором духовно-личностного развития главного героя в романе Б.К. Зайцева «Тишина». При рассмотрении произведения использовались методы историкофункционального, структурно-семантического, а также метод
сопоставительного анализа. В результате акцентирована роль романа «Тишина» в общей концепции тетралогии Бориса Константиновича Зайцева, выявлены важнейшие моменты личностного развития персонажа, ключевыми темами данной части тетралогии является отрочество и взросление героя.
163
СибАК В мире науки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo_____________________________________________№12 (55). 2015г
ABSTRACT
The goal of the research is in the analysis of the features of the recreation of the protagonist’s spiritual and personal development process. Methods of historical- functional, structural-semantic and comperative analysis were used in considering. As a result, the role of the novel «Tishina» was accented in the whole conception of Boris Konstantinovich Zaitsev’s tetralogy, most important moments of personal development of the hero was identified. The key theme of this part of tetralogy is hero’s boyhood and process of growing up.
Ключевые слова: Б.К. Зайцев; «возвращенная литература»; эмиграция; автобиография; личность; развитие; самосовершенствование; взросление; отрочество; подросток.
Keywords: B.K. Zaitsev; “returned literature”; emigration;
autobiography; person; development; self-development; maturity; boyhood; juvenile.
Творчество Бориса Константиновича Зайцева (1881-1972) -крупнейшего писателя русского зарубежья и одного из интеллектуальных лидеров «Серебряного века» - до конца 80-х годов XX века для русского читателя оставалось практически неизвестным, поскольку в Советском Союзе оно было запрещено в силу сложившейся историко-культурной ситуации. Сейчас перед современным российским читателем открылась возможность ознакомиться с некогда находившейся под запретом литературой, а исследователи получили возможность полноценного изучения феномена «русской эмиграции», который представляет особый интерес для современного литературоведения. К ней относится и имя Бориса Зайцева, в произведениях которого мы открываем для себя дотоле неведомый, но удивительный и прекрасный мир духовных сокровищ, созданных мастером слова вдали от своей Родины.
Главную книгу своей жизни Б.К. Зайцев написал за рубежом -автобиографическую тетралогию «Путешествие Глеба» (1937-1953). Автобиография состоит из четырех романов «Заря», «Тишина», «Юность», «Древо жизни» (заглавия называют определенные периоды человеческого развития - детство, отрочество, юношество, зрелость), в ее контексте автор предпринял попытку воссоздания детских и юношеских лет своего главного героя - Глеба, положив в основу факты собственной биографии.
Покой, умиротворение, бессобытийность, гармония переживаемого момента главным героем, и сущности жизни в целом:
164
В мире науки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 12 (55). 2015 г__________________________________
С
СибАК
www.sibac.mto
таково начало второй части тетралогии («Тишина», 1948 г.). Главной темой данной книги является отрочество Глеба.
«Отрочество, подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени жизненный отрезок, Глеб проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими персонажами, через внешние и внутренние срывы он обретает чувство личности» [3, с. 46]. Возраст героя в указанный период развития определен автором через конкретное, несколько правильное соотношение: «Выходил из детски-отроческого, не достиг еще взрослости» [2, с. 223]. Сам процесс постепенного взросления персонажа писатель фиксирует утратой им определенного набора прошлых жизненных ценностей и приобретением новых. К примеру, однажды мать сообщает Глебу, что в результате финансовых трудностей дом в Будаках придется продать. Герой мгновенно приходит в состоянии изумления: «Как так?» [2, с. 154]. Эта же ситуация дополняется переломным моментом в сознании Глеба, что он уже «не такой как прежде», стал серьезнее, его не увлекают забавы; и тут же отмечает в себе произошедшие перемены: «меньше охотится», «больше читает», «подолгу любит сидеть у калитки частокола на скамеечке под кленами» [2, с. 157]. Также герой уже не замечает той «детской» таинственности прохождения пароходов по Оке, «не ездил Глеб более и в ночное» [2, с. См. там же]. Глеб переживает увлечение серьезными книгами Фауста, Тургенева, Гончарова. А самое главное, в его жизнь вошло иное, прежде им неведомое чувство расставания, связанное с продажей имения, «эдема детства» в Будаках. Так, вместе с «уходящими» Будаками, автор завершает период раннего детства Глеба, а событием продажи имения, изменением его внутренней обстановки купцом-Ирошниковым, Зайцев ознаменовал новый этап в жизни героя - отрочество. Глеб начинает свой новый жизненный путь как будущая зрелая, духовно развитая личность.
У персонажа появляются новые ценности, которые являются необходимыми для его взросления: «У него хорошая квартира, и почти беговая лошадь, хорошо одет, знаком с губернатором, учится на отлично» [2, с. 164], но благодаря им он «растет в собственных глазах» и «не такой уж затерянный, бесправный» [2, с. См. там же]. Исследователи указывают на то, что «в отрочестве человек обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности» [4, с. 107]. Так, герой психологически попадает в зависимость
165
СибАК В мире науки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo______________________________________________№12 (55). 2015г
от предметного мира, он служит для него своеобразной средой обитания, условием правильного развития.
Примером начала серьезного личностного становления Глеба может служить простая забава, которой он развлекается. Зимой герой любил на своих санях обгонять чужие, воспринимая их за «противника -с ним надо было сразиться» [2, с. 170]. Игра является для персонажа естественным, необходимым и неосознаваемым способом адаптации «взрослого» мира к своему собственному, еще недавно не существовавшему. Но, однажды, Глеб обгоняет сани губернатора, и его сестра в шутку называет полицмейстером. После этого случая герой переживает настроение «некоторого раздражения» [2, с. 172]. Такое состояние персонажа, можно характеризовать, как негативное. В своих работах психологи указывают, что «негативизм, как первичная форма механизма отчуждения, является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я» [5, с. 103].
Итогом первой части романа является то, что Глеб значительно возмужал, к нему пришло ясное понимание, принятие некоторых жизненных событий, он уже не тот «важный», «устовский» «большеголовый мальчик», однако, еще и не совсем взрослый, волновавшее его раньше, во многом действует на него теперь «особенно». Теперь мальчик стремится к активному поиску самого себя, пытается понять смысл своего существования, мучается извечными, «философскими» вопросами, на которые пока не в силах ответить: «Что же с ним будет дальше? Что за жизнь предстоит?» [2, с. 172]. Поэтому следующим отчасти необходимым этапом развития становится переезд Глеба в Нижегородскую губернию. В доме отца, Глеб знакомится с Ганешиным, Калачевым, его женой, Финком. Этот период для персонажа становится тем временем, когда он только начинает ценить свои отношения с другими. Общение с людьми, обладающими достаточным жизненным опытом, дает ему возможность посмотреть на себя по-новому.
Наряду с бытовой жизнью, Глеб часто задумывается о смысле своего существования. Но «взрослый» автор подсказывает герою: он еще не готов к открытию своего будущего, духовному совершенствованию, а находится в ожидании «чего-то». Так, постепенное вступление персонажа во взрослую жизнь изображено писателем как некоторое таинство. Поэтому единовременно Глеб обращен и к прошлому, и будущему: «утром еще нечто действительное», «а сейчас уже смутно мелькнуло все это в его мозгу» [2, с. 221]. Здесь же автор говорит о том, что: «Он (Глеб - А. О.) начинал входить
166
В мире науки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 12 (55). 2015 г__________________________________
С
СибАК
www.sibac.mto
в возраст, когда начинает волновать и другое, обширнейшее: что такое человек, для чего живет, что за гробом, есть ли бессмертие» [2, с. См. там же]. С этого же момента зайцевский персонаж начинает проходить различные жизненные «искания».
Так, к примеру, Глеб ищет высший смысл бытия, тем самым проходя свое духовное становление. Однако посещение города Иоанном Кронштадтским лишь укрепляет в герое «смутную и неприятную» область, от которой, «он был бы рад отделаться» [2, с. 225]. После первой попытки Глеб погружается в занятия по изобразительному искусству. В «очаровательном разнообразии» предметов он стремится уловить их формы, краски, однако, труд его становится «подпольным», словно «недозволенным» [2, с. 228]. Благодаря рисованию акварелью и изучению астрономии герой словно заново переосмысливает себя. Фантастический мир музыки, услышанный в концертном зале, воспринимается Глебом как нечто прекрасное, новое и удивительное.
Пройдя искания в различных сферах искусства, Глеб продолжает свое увлечение чтением книг, рисованием и отчасти музыкой. Но занятия теперь представляют для него «цель незримую», он стремится создать «нечто большее» хотя всегда страдал от «сознания слабости», но это «ему никак не удавалось», «или самому не нравилось» [2, с. 228]. Отсюда нахождение зайцевского героя в некотором сакральном небытие; его будущее не «открывается» читателю. Глеб не знает, кем он будет на жизненном поприще, ни один предмет в гимназии его «не занимает», Инженерное училище -это «не то»: «он не ребенок, и все еще не решил, что с собой делать» [2, с. 261]. Поэтому время неотвратимо и «отчаянно торопливо» приближает героя к взрослости, юношеству, подходит к концу его последний год проживания в Калуге.
Художественные и нравственные поиски персонажа заканчиваются для него получением «авторских» жизненных уроков: «Есть у вас дарование, или его нет, в том оно состоит или в другом, покажет жизнь. Все для вас впереди» [2, с. 284]. «Живите. Чувствуйте. Все придет», «Доверяйтесь, доверяйтесь Ему. (Богу) И любите. Все придет. Знайте, плохо Он устроить не может», - именно в этих словах Глеб находит успокоение, относительно своих настоящих поисков и приближающегося будущего [2, с. 287]. Таким образом Зайцев заканчивает свой роман об отрочестве Глеба, отмечая что истинное взросление героя впереди.
Весь переход к подростковому возрасту своего персонажа и его развитие автор-психолог фиксирует через утрату всех прошлых жизненных ценностей и приобретением новых, его герой активно
167
СибАК В мире науки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo_______________________________________________№12 (55). 2015г
стремится к поиску своего «Я», с помощью определённых видов деятельности пытается понять более глубокие, философские и христианские вопросы. Также период отрочества для Глеба становится важным временем, когда он начинает по-настоящему ценить свои первые отношения с окружающими. Проведенный анализ романа позволяет сделать вывод о том, что вторая часть тетралогии Б.К. Зайцева - «Тишина» отчасти является достоверным отражением духовного становления человека как личности, а взросление главного героя дано писателем на сакральном уровне.
Список литературы:
1. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996). - М.: Терра, 1998. - 543 с.
2. Зайцев Б.К. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 4. Путешествие Глеба: Автобиографическая тетралогия. - М.: Русская книга, 1999. - 624 с.
3. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 1979. -290 с.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер 2002. - 592 с.
5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Изд. Центр «Академия», 1999. - 456 с.
6. Смирнова А.И. Литература русского зарубежья («первая волна» эмиграции: 1920-1940 годы): учебное пособие: В 2 ч. Ч. 1. - Волгоград.: Изд-во ВолГУ, 2003. - 244 с.
О ГОТИЧЕСКОМ ВЛИЯНИИ НА ПОВЕСТЬ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ХОЗЯЙКА»
Шарапова Дарима Данзановна
аспирант,
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
РФ, г. Москва E-mail: [email protected]
168