Научная статья на тему 'ДУХОВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ НАЦИИ'

ДУХОВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ НАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ИДЕОЛОГИЯ / ЖУРНАЛИСТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ИДЕАЛЫ / КУЛЬТУРА / МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ / ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шейбак Виктор Викторович

В статье рассматривается необходимость государственной идеологии в качестве одной из важнейших духовных потребностей современной России. Акцентируется внимание на просветительской функции журналиста в парадигме современной модели социума. Отмечено, от реализации духовной потребности во многом зависит не только успешность, но и жизнеспособность нации. Результаты эмпирических исследований 2018-2022 гг. позволяют сделать вывод о том, что отсутствие государственной идеологии не соответствует национальным интересам России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPIRITUAL NEED OF THE NATION

The article considers the necessity of state ideology as one of the most important spiritual needs of modern Russia. Attention is focused on the educational function of a journalist in the paradigm of the modern model of society. It is noted that not only the success, but also the viability of the nation largely depends on the realization of spiritual needs. The results of empirical research in 2018-2022 allow us to conclude that the absence of a state ideology does not correspond to the national interests of Russia.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ НАЦИИ»

УДК 304.444

ДУХОВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ НАЦИИ

Шейбак Виктор Викторович

Магистрант, Санкт-Петербургского государственного университета

В статье рассматривается необходимость государственной идеологии в качестве одной из важнейших духовных потребностей современной России. Акцентируется внимание на просветительской функции журналиста в парадигме современной модели социума. Отмечено, от реализации духовной потребности во многом зависит не только успешность, но и жизнеспособность нации. Результаты эмпирических исследований 2018-2022 гг. позволяют сделать вывод о том, что отсутствие государственной идеологии не соответствует национальным интересам России.

Ключевые слова: духовные потребности, идеология, журналистика, национальный интерес, идеалы, культура, модель поведения, вызовы современности.

Современный мир быстро меняется. Априори государство призвано защитить своих граждан от разрушительного влияния чуждых россиянам духовных парадигм. Справляется ли оно с этой задачей в контексте отсутствия государственной идеологии?

Каждое историческое сообщество сталкивается с проблемой собственного выживания в духовном дискурсе. Именно это диктует его лидерам необходимость чёткого понимания, откуда мы пришли, куда идём, и какие духовные цели для нас являются приоритетными. Духовная потребность нации должна находить адекватный отклик в среде руководителей государства, поскольку социум имеет не только экономические, но и духовные потребности, от реализации которых во многом зависит не только успешность, но и жизнеспособность нации.

Так, еще на заре цивилизации люди осознали важность сотрудничества двух ветвей власти - политической и религиозной. В лице вождя племени и шамана создавалась модель примитивной идеологии, базирующейся на совокупности выбранных лидерами идеалов.

Шаманы и вожди остались на страницах истории. Но в наследство они оставили заповедь: истинные лидеры не должны игнорировать важность перспективных целей, которые бы стали для общества духовными маяками. Часто эти понятия скрываются под словами «иметь национальный интерес».

Зададимся вопросами: а соответствует ли национальным интересам Российской Федерации наличие у государства идеологии? Почему именно в данный момент времени назрела настоятельная необходимость в ней? Должны ли участвовать в её создании журналисты?

Чтобы понять суть проблемы, необходимо совершить небольшой экскурс в историческое прошлое. При этом примем во внимание следующую мысль: философия имеет возможность создания идеологии, а та, в свою очередь, намечает ряд идеалов. Ими и пользуется общество.

Эти идеалы - духовные цели, находящие отражение не только во взаимоотношениях людей, но и в устойчивости государства к катаклизмам и внешним воздействиям.

Вспомним XVII век, время больших морских путешествий и экспедиций к неизведанным берегам. Чего же искали путешественники? Может быть, они хотели лучше узнать Землю? Что двигало ими, так ли благородны были их цели? Отнюдь! Главы Европейских государств снаряжали экспедиции с единственной целью -разбогатеть. И для этого все средства были хороши. Приветствовалось ограбление других народов, обман примитивных племён, дружественно настроенных к

пришельцам из Европы.

Спросим себя: почему монархи - представители высшего сословия, призванного показать обществу пример для подражания, вели себя, как разбойники, вдохновляя подданных на варварское уничтожение индейцев Северной Америки, папуасов Новой Гвинеи и жителей Северной Африки? Ответ прост: такова была идеология их государств, которая ставила главной жизненной целью человека обретение богатства любым доступным ему способом.

Представитель духовной власти того общества, католическая церковь, активно поддерживала эту концепцию. Достаточно вспомнить крестовые походы, предпринятые с целью ограбления других народов, но под знаменем освобождения Гроба Господня. Что не делает идеологическую составляющую походов менее кровавой!

Именно государственная идеология ограбления более слабых и наивных людей, господствовавшая в европейском обществе, диктовала агрессивную, захватническую, грабительскую линию поведения людей. И сегодня суть западной грабительской идеологии не изменилась, поменялись лишь внешние формы.

Последствия этого мы видим в современной Северной Америке с её историческим прошлым в виде резерваций для индейцев, эпохой рабства, завершившегося Гражданской войной, деятельностью ультраправой организации Ку-клукс-клан, отстаивающей идею превосходства белой расы над остальными, приглашением на постоянное место жительства фашистских учёных после разгрома Третьего рейха.

Апогеем этого идеологического мракобесия стали перекосы в отношениях между белым и «цветным» населением Соединённых штатов Америки, когда даже в современном кино обязательно есть один белый, а другой «цветной» актёр, где понятие «негр» стало недостаточно толерантным с точки зрения американской идеологии.

Проводимая государством идеологическая линия диктует людям определённую модель поведения, заставляя соответствовать тем идеалам, которые им навязываются лидерами общества, не всегда явными, но непременно существующими по другую сторону политического занавеса.

Переместимся из семнадцатого в век девятнадцатый и заглянем на страницы истории Российского государства. Наша русская литература всегда славилась глубиной философской мысли и тонким проникновением в психологию поступков людей.

Несмотря на провозглашение коллективным западом лозунга об «отмене русской культуры», и сегодня она привлекает к себе вдумчивых людей, желающих через призму художественного прочтения исторической ситуации понять, как человек может совершить те или иные действия, уловить тонкую душевную линию его поведения, сложную мотивацию поступков.

Многие писатели и поэты раньше своего времени начинали понимать необходимость перемен в обществе. Их идеи, заложенные в произведениях, становились не только зеркалом, отражающим дух эпохи, но и рупором для самых разных слоёв населения.

Изложенные в литературной форме новаторские для своего времени мысли играли огромную роль в формировании идейных течений, вдохновляя впоследствии на создание новейших идеологий. А те, в свою очередь, приводили к крушению целых государств.

Так случилось в российском обществе, когда появился ряд произведений И. С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, критические статьи Н.Г. Чернышевского, В.В. Стасова, Н.А. Добролюбова, П.В. Анненкова.

Некоторым из них суждено было дать импульс для образования новых течений в молодёжной среде. Например, труды Н.Г. Чернышевского породили идеи общинного социализма, появилось народничество, желавшее в корне изменить общество на

основе социалистических принципов.

В Российской империи в середине девятнадцатого века появилось философское течение - нигилизм. Конечно, не следует забывать, что в истории человечества нигилизм уже выходил на широкую публику - в двенадцатом веке. Но после того как папа Александр Третий в 1179 году предал его анафеме, оно надолго забылось.

В 1862 году после публикации романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» нигилизм обрёл философские формы, поскольку сам автор романа не только назвал главного героя нигилистом, но и выделил ядро его концепции - отрицание взглядов отцов. Но идеологией нигилизм не стал.

Думается, суть личности главного героя романа «Отцы и дети» выразил выдающийся русский литературный критик, историк литературы и мемуарист П.В. Анненков. Он писал: «...меня поразила одна особенность в характере Базарова: он относится с таким же холодным презрением к собственному своему искреннему чувству, как к идеям и обществу, между которыми живёт». [1, 477]

Другой аспект проблемы - может ли Россия остановиться на церковной идеологии? На протяжении многих веков на территории нашего государства уживаются разные религиозные конфессии. Но не надо забывать, что в большинстве своём верующее население является православным. Такова историческая традиция.

Церковь в нашем государстве отделена от его структур. Хотя в последние годы мы видим, как власть стремится к конструктивному диалогу с лидерами всех конфессий. Такое взаимодействие положительно сказывается на возможностях граждан чтить свои религиозные традиции, если они не нарушают законов государства и не мешают другим людям, не настраивают их крайне враждебно к представителям иной конфессии.

Мир уже вплотную столкнулся с угрозой терроризма, базирующегося на религиозных воззрениях радикального толка. Это еще один вызов современной цивилизации со стороны малой части её представителей, присвоивших себе божественное право вершить судьбы народов. Они создали собственную идеологию, которая ставит во главу угла - не для всех, только для рядовых членов - необходимость жертвовать жизнью ради достижения целей.

С другой стороны, появились новые политические элиты, воспитанные в русле русофобии, непримиримости к нашему пути развития, нежелании идти на какой-либо компромисс. Сегодня на карту западной идеологии поставлен сам вопрос выживания планеты.

Здравомыслящие люди не могут не видеть, что Европа совершенно потеряла инстинкт самосохранения, а США пытаются изо-всех сил удержать не только экономическое, но и идеологическое доминирование в мире.

В такой обстановке Россия как мировая держава не может и не должна отгораживаться и закрывать глаза на очевидные проблемы. Многим учёным, политикам, журналистам и просто неравнодушным людям очевиден факт: России необходимо заново выстраивать систему государственной идеологии. Наш народ хочет знать, в каком направлении мы идём и где та высокая цель, которая всегда должны быть у жизнеспособного общества.

Само выживание Российской Федерации является весомым аргументом в пользу создания собственной концепции идеологии, отвечающей интересам нашей национальной доктрины и самосохранению нации в целом. Духовное возрождение страны непременно должно стоять на первом месте, а экономическая составляющая идти следом.

Следует учесть, что требуется время, чтобы выросло поколение граждан, принявших определенную концепцию в качестве своей системы взглядов. И такая система должна работать на благо всей страны, а не кучки олигархов. Поэтому её разработкой следовало бы заняться уже сегодня.

Зададимся вопросом: может ли журналистика помочь в этом сложном деле? Полагаю, что да. Ведь одной из главных её функций является просветительская. Осмысливать перемены в жизни общества, внося в них новые смыслы, вполне в её духе. Это можно выразить такой мыслью: «СМИ - не посредник, а инструмент общественного мнения...» [5, 20]

Где же берёт своё начало идеология в данном контексте? Ответ прост: в культуре самого общества. Вообще же, эти два понятия тесно связаны между собой. Если понимать под культурой «совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их создания и воспроизводства» [2, 10], то она характеризует мир человека, включающий в себя ценности и нормы, верования и обычаи.

Сюда же входят и язык человека, искусство, техника и технология. Но нам важно, что культура включает в себя институты государства. Таковыми являются средства массовой информации. Именно они становятся проводником многих идей в массы.

С распадом Советского союза государство утеряло контроль над средствами массовой информации, отдав большую их часть на откуп частному сектору. Негативные последствия этого мы видим, например, включая телевизор.

С экрана мы слышим нецензурную брань, ложь, видим поведение медийных лиц, которое не соответствует никаким высоким нормам морали и нравственности.

Никто не вспоминает о культуре речи журналиста, особенно работающего на телевидении и радио. А ведь «одно из главных назначений радио и телевидения -просвещение, повышение общей культуры своих слушателей и зрителей» [3, 3]. Исчезновение официальной цензуры, преобладание спонтанной речи, неоправданная раскованность поведения людей - всё это понижает планку социального доверия к СМИ.

Хочется напомнить, что профессиональная идеология журналистики складывается исходя из влияния многих факторов, «определяющих содержательно-смысловое наполнение, широту спектра и степень плюралистичности идейных исканий, связанных с медиасферой» [4, 214]. К ним можно отнести общественное устройство, политический режим, сложившуюся в социуме систему ценностей, принятые в обществе моральные устои. Всё это требует определённой идеологической подоплёки.

Таким образом, в материалах эмпирических исследований находит подтверждение мысль о том, что изменившиеся условия современного миропорядка диктуют кардинально новый подход в духовной парадигме социума. Это делает необходимым создание системы государственной идеологической доктрины в Российской Федерации.

Список использованных источников

1. Анненков П. А. Литературные воспоминания/ Редактор Н.К. Гей. - М.,: Художественная литература, 1983. - 694 с.

2. Большая Российская энциклопедия. Т.10. М., 2004. - 256 с.

3. Введенская Л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. М., 2004. -

352с.

4. Воскресенская М. А. Образовательный потенциал журналиста как фундамент его профессиональной идеологии // Журналистика XXI века: профессиональная идеология для ускользающей профессии. Материалы международной научно-практической конференции 11-12 ноября 2016. СПб., 2017, №1, с. 211-218

5. Страшнов С.Л. Система СМИ: просветительство и журналистика. М., 2021. - 174 с.

THE SPIRITUAL NEED OF THE NATION

Sheybak V.V.

The article considers the necessity of state ideology as one of the most important spiritual needs of modern Russia. Attention is focused on the educational function of a journalist in the paradigm of the modern model of society. It is noted that not only the success, but also the viability of the nation largely depends on the realization of spiritual needs. The results of empirical research in 2018-2022 allow us to conclude that the absence of a state ideology does not correspond to the national interests of Russia.

Keywords: spiritual needs, ideology, journalism, national interest, ideals, culture, behavior model, challenges of modernity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.