Научная статья на тему 'Духовная культура как интегративный субъект общественной жизни'

Духовная культура как интегративный субъект общественной жизни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
141
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL CULTURE / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА / SPIRITUAL LIFE / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL VALUES / ДУХ / SPIRIT / "ЗЛОЙ ДУХ" / EVIL SPIRIT / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / AESTHETIC CULTURE / ПОСТМОДЕРН / POSTMODERN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Файзуллин Азат Файзуллович

В статье рассматривается начало ХХI в. как символ сущностного разлома, прежде всего, в сфере сознания; показано, что в современном мире важно не быть поглощённым массовой культурой, посредственностью, что нужно сохранить собственную индивидуальность и внутреннюю свободу, а основное не быть безразличным к нравственности и духовности. Самореализация человека становится главным импульсом и мотивом, преодолевающим заданность эстетического, духовного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual culture as an integrative entity and public life

The article discusses the beginning of the XXI century as a symbol of the essential fault, primarily in the sphere of consciousness; it is shown that in the modern world it is important not to be absorbed by mass culture, mediocrity, what it takes to preserve their own individuality and inner freedom, and the main not to be indifferent to morality and spirituality. Human's self-realization becomes the main impulse and the motive to overcome the givenness of the aesthetic, spiritual development.

Текст научной работы на тему «Духовная культура как интегративный субъект общественной жизни»

Человек и общество

А.Ф. ФАЙЗУЛЛИН кандидат философских наук, генеральный директор Научно-исследовательского центра тибетской медицины, г. Уфа'

Духовность нации - есть один из значимых факторов развития государства. Рассуждая о взаимосвязи духовности, творчества и нравственности В.А. Лекторский пишет: «Я убеждён в том, что если Россия не сможет повернуться к духовности, она погибнет как великая и неповторимая культура, а значит, и как страна»1. Каждый человек на протяжении его жизни ощущает потребность в духовном совершенствовании, цель духовного развития человека - духовно свободная, творческая, нравственная личность. Духовный обмен - аспект духовной культуры, через призму которого отражается способность общества обогащаться и насыщаться духовными ценностями. Например, в проведённом К.

Ваайманом исследовании «Духовность. Формы, принципы,

2

подходы» , нидерландский теолог приходит к выводу, что на протяжении XVIlI-XIX вв. понятие духовность имело тенденцию к снижению, однако в конце XX в. наблюдается рост популярности понятия духовности. Возможно привести массу определений духа и духовности, сформулированных вне какой-либо религиозной конфессии, но наиболее поэтичной нам кажется определение Д. Бома, который так описывает дух: «Что есть дух? Это невидимая сила ветра, приводящая

* Файзуллин Азат Файзуллович, e-mail: zini_ra@mail.ru

1 Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Вопросы философии. 1996, № 2, с. 35.

2 Вайман К. Духовность. Формы, принципы, подходы: Пер. с нидерл. В 2 т. М., 2009, т. 1, XXVI.

Духовная культура как

интегративныи

жизни

в движение деревья. Дух мы можем мыслить как невидимую силу - жизнедающую сущность, глубоко захватывающую нас, или как источник, который приводит в движение всё, действуя из глубин... Дух не очевиден, не проявлен, не манифестирован. Он трудноуловим, тонок и, следовательно,

противоположен тому, что манифестировано. Невидимый и

1

неуловимый, он, однако, имеет решающее значение» .

Духовные ценности могут возникать в виде гипотез, морально-нравственных и этических постулатов, музыкальных и художественных произведений, спектаклей, философских мыслей и т.д. На почве духовного взаимопроникновения в обществе возникают и развиваются формы общественного сознания: религия, мораль, философия, искусство, право. Понятие духовности не является понятием, содержание которого самоочевидно: существуют весомые разночтения между религиозным и светским пониманием духовности, например, православная трактовка духовности: «слово «духовный» отсылает к Святому Духу и указывает на уровень бытия, свойственный «рождению свыше»2. Протоиерей А. Салтыков в своих исследованиях в области духовности и специфики православной духовности выделяет такие её черты, как центрированность на «феномене Образа», иконографический канон как соборный опыт Церкви, символичность духовности, а также её связь с категорией духовного подвига3. Однако профессор А.И. Осипов отмечает, что в свете православного мировоззрения разговоры о духовности беспредметны, если не признаётся существование святого Духа: «В абсолютном смысле духом является Бог. И согласно христианскому пониманию, духовен тот, кто наиболее уподобился Богу, то есть стал богоподобен»4.

В светской традиции духовность чаще всего имеет интеллектуальную, морализаторскую либо эстетическую трактовку, где речь идёт о традиционном сведении духовного к

1 Бом Д. Наука и духовность: необходимость изменений в культуре // Человек. 1993, № 1, с. 8-9.

2 Евдокимов П.Н. Этапы духовной жизни. От отцов-пустынников до наших дней: Пер. с фр. М., 2003, с. 25.

3 Склярова Т.В. Ценности православной культуры в православном образовании // Духовно-нравственная культура: Материалы первого Фестиваля духовной культуры (Москва, 2005 год). М., 2006, с. 83-86.

4 Дивногорцева С.Ю. Духовное образование в контексте православной культурной традиции // Духовно- нравственная культура: Материалы первого Фестиваля духовной культуры (Москва, 2005 год). М., 2006, с. 88.

высшим ценностям человека, общества, культуры. В данной конструкции ключевыми категориями, охватывающими всю полноту духовного измерения человека и общества, являются: Истина, Добро, Красота, Святость и Смысл (это такие сферы культуры, как: наука - мораль - искусство -религия - философия). Выделим типы духовности: теоретизм, этизм, эстетизм и религиозность, следовательно, у каждой, связанной с духовностью области культуры имеется своя сверхценность. Однако не всякая мораль, наука, искусство и даже религиозное верование несут в себе духовное (доброе, нравственное начало), согласно христианской позиции духовность может быть не только благодатной, но и «тёмной», злой силой.

О «Духе зла» писали поэты, его изображали художники, не обошли его своим вниманием и философы. Н.А. Бердяев в своей работе «Дух и реальность» так определяет дух зла: «Значит ли это, что духу зла присущи признаки духовности, которые мы пытаемся раскрыть. Духи ангельской и демонской иерархии не персоналистичны в том смысле, в каком мы говорим о персоналистичности человеческого мира и Бога. Духи природы также не обладают качествами духовности. Наоборот, духовность есть освобождение от власти духов природы. Дух данного класса, данного войска, данной семьи, данного миросозерцания может быть отрицанием духовности. Дух означает здесь лишь объединяющую, оформляющую данную группу энергию, которая может быть глубоко антидуховна»1.

Русский философ И.А. Ильин, рассуждая о духовности искусства, писал, что жизнь духа начинается в момент постижения человеком того, что ему хорошее может и не нравиться, в отличие от плохого, и далеко не всё «милое» и «приятное» есть хорошо, для понимания этих процессов нужно духовно вырасти: «Надо духовно очистить и углубить свою душу до того, чтобы оно «нравилось» мне. Напрасно думать, что искусство раскрывает всякому свои сокровенные глубины. Напротив, каждый из нас должен пройти через художественное чистилище; и не только единожды

1 Бердяев Н.А. Дух и реальность. М. Фолио, 2003, с. 304.

пройти, но всегда помнить о нём, не расставаться с ним,

1

вновь и вновь проводить через него свою душу» .

Продолжая разговор о ценностях, нельзя не остановиться на таком многосложном явлении, как символический язык, посредством которого транслируются в культурном пространстве высшие духовные и эстетические ценности. Смыслы, транслируемые символом, не ограничены, не имеют собственных пределов и, следовательно, их смысл -безграничен. С точки зрения вечности, весь опыт, который переживает конкретный мир, согласно древней мифологии, является необходимым для высших духовных целей, именно в человеке сходятся линии мировых противоречий, он есть бесконечная загадка и неразрешимая антиномия: «Человек - это синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости.»2.

В эпоху постмодерна существенные изменения переживает структура «нашего» времени: оно характеризуется кардинальной напряжённостью, оно «сжимается» и «уплотняется», с этой точки зрения происходят события, которые имеют принципиальное значение, например, расщепление атома, (приведшее к осознанию, что «всё в малом», известное из постулатов древних), изобретение компьютера и компьютерных технологий, что сделало возможным «творение» собственных миров и действительности (некоторые исследователи называют их «карманными»). Человек постмодерна привык к возможности оперирования событиями в виртуальной реальности, что привело к тому, что, в сущности, миры множественны, что помимо нашей реальности может существовать и иная действительность (во всяком случае виртуальность даёт возможность это понять). Многие исследователи считают, что время «сжимается», поскольку наша трёхмерная реальность приближается к критической точке, и подталкивают к этим изменениям как раз указанные события.

Сущностными признаками духовного, безусловно, является всё то, что объединяет точечное существование человека в бесконечной Вселенной, поэтому, например, всемирная сеть Интернет может быть рассмотрена как уход «инфонавта», пользователя из социума в мир виртуальной

1 Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. М., 1996, т. 6, кн. 1, с. 75-76.

2 Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1998, с. 256.

реальности, а может быть проанализирована как духовно-наполненное объединение человека с целым миром, позволяющее познать новое и интересное, найти людей, разделяющих его идеи, обогатить личностный мир новыми ощущениями. Отсюда, духовное в культуре общества и в сознании индивида можно рассматривать как реальность в позиции целого, но уходящего в бесконечность и никогда не постижимого для человека.

ХХ в. прошёл под знаком глобальной переоценки ценностей, ломки духовных, эстетических, эмоциональных, художественных и мыслительных парадигм. Начало XXI в. стало символом сущностного разлома, прежде всего, в сфере сознания: «в мире постмодерна в хаосе бесконечной фрагментации находятся некогда устойчивые категории знания, истины, веры, добра, любви, человеческого достоинства и идентичности. В этой децентрированной сфере человек превратился в суррогат и симулякр, заслоняющий собой саму реальность и вносящий метафизическую двусмысленность в современный мир. Расширился состав сфер отчуждения, обострились старые, появились новые формы, вызванные экспансией техносферы и потерей духовности, усиливается технико-технологическое отчуждение, угрожающее человеческому существованию, его духовному, телесно-физическому развитию и самореализации личности. Философы

ставят вопрос о сохранении традиций человечного и чело-

1

веческого от полного их отчуждения от самого человека» .

Ежедневно мы сталкиваемся с «информационным перенасыщением», так называемым «бумом информации» - и научной, и культурной. Постоянная бомбардировка сознания человека информацией, подаваемой в виде некоей сенсации, формирует «клиповое» сознание, способное воспринимать окружающий мир фрагментарно (где всё одинаково ценно и в то же время одинаково не имеет значения). Привыкая к примитивности и посредственности, транслируемой всемирной паутиной и средствами массовой информации, человек утрачивает понимание того, каким он должен быть, но он точно знает, что он должен иметь, то есть происходит подмена ценностей.

1 Хакимова О.Б. Философский анализ перспектив человека в мире hitech. DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.3.148-151, с. 150.

В современном мире важно не быть поглощённым (массовой культурой, идеей потребления, посредственностью и т.д.), важно сохранить собственную индивидуальность и внутреннюю свободу, не быть посредственным человеком, не стремящимся к изменениям, необходимым для собственного совершенствования, не быть безразличным к морали и нравственности. Д. Соммер, говоря о сущности посредственного (завершённого) человека, отмечает у него следующие особенности: «Обладая драгоценной жемчужиной духа, он предпочитает вместо самосовершенствования тратить зря свою энергию на погоню за разнообразными фантазиями и иллюзиями. не борется за возвращение к своим истокам и осознание своей сущности»1. Мыслитель считает, что значение термина «духовность» в современном мире трансформировалось и лишилось семантического смысла: духовность не только индивидуальная работа по достижению высшего сознания, так как, в таком её понимании, сущность человека может быть проявлена только через мозг. Главное здесь - состояние сознания, которое основано не только на интеллекте, но и на внутреннем содержании человека, его добродетелях, милосердии, восприимчивости к музыке, искусству, эстетике, а также на высоком уровне внутренней дисциплины человека.

Духовная культура общества, безусловно, обладает имманентно-трансцендентной природой и включает в себя религиозные, гуманитарные, эстетические, художественные, научные практики, способные вывести человека в новые надмирные горизонты (царство блаженных, вечность, примеры которых даны в опыте, но выходит за его пределы: смерть, зависть, любовь). И. Кант считал, что способность изображения духовно-эстетических идей, под которыми понимается воображение, которое заставляет напряженно думать, без того, чтобы ему была бы адекватна определённая мысль: «Дух в эстетическом смысле - это оживляющий принцип в душе. То, посредством чего этот принцип оживляет душу, материал, который он для этого использует, есть то, что целесообразно приводит душевные способности в движение, то есть в такую игру, которая сама себя поддерживает и сама укрепляет необходимые для этого силы»2.

1 СоммерД.С. Мораль XXI века: Пер. с исп. М., 2014, с. 103.

2 Кант И. Критика способности суждения. М., 1994, с. 187.

Для современного человека очень важным становится иметь социальный успех, тогда как успех духовный является тем благом, к которому он должен стремиться, у духовного развития нет альтернатив. Человек эпохи постмодерна, общества потребления и массовой культуры полагает, что жизнь состоит исключительно для удовольствия, а не для самосовершенствования и надеется на то, что совершенствование - забота всего человечества, а не каждой личности в отдельности, отсюда страдания и неудовлетворённость, внутренняя пустота и отсутствие светлого источника, который называется - дух.

Всем нам свойственна идеализация собственной личности и некоторая переоценка собственных способностей, отсюда нежелание принять свои недостатки и познать себя, отказавшись от навязанного массовой культурой искусственного имиджа. Причины данных проблем нужно искать не во внешних обстоятельствах, а внутри себя, проводя трудную работу по духовной реализации, поскольку дух не знает пределов, стирает границы и уравнивает людей в их сущности. В любом обществе каждый человек способен сделать свой выбор: идти по пути порока, дав волю своим страстям, или сублимировать их в творчестве, искусстве, литературе и, следовательно, пойти по пути добродетели -это свободный выбор каждой личности.

Файзуллин А.Ф. Духовная культура как интегративный субъект общественной жизни. В статье рассматривается начало XXI в. как символ сущностного разлома, прежде всего, в сфере сознания; показано, что в современном мире важно не быть поглощённым массовой культурой, посредственностью, что нужно сохранить собственную индивидуальность и внутреннюю свободу, а основное - не быть безразличным к нравственности и духовности. Самореализация человека становится главным импульсом и мотивом, преодолевающим заданность эстетического, духовного развития.

Ключевые слова: духовная культура, духовная жизнь общества, духовность, духовные ценности, дух, «злой дух», эстетическая культура, постмодерн.

Fayzullin A.F. Spiritual culture as an integrative entity and public life. The article discusses the beginning of the XXI century as a symbol of the essential fault, primarily in the sphere of consciousness; it is shown that in the modern world it is important not to be absorbed

by mass culture, mediocrity, what it takes to preserve their own individuality and inner freedom, and the main - not to be indifferent to morality and spirituality. Human's self-realization becomes the main impulse and the motive to overcome the givenness of the aesthetic, spiritual development.

Keywords: spiritual culture, spiritual life, spirituality, spiritual values, spirit, evil spirit, aesthetic culture, postmodern.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.