Научная статья на тему 'Духовная безопасность как смысловое ядро безопасности общества'

Духовная безопасность как смысловое ядро безопасности общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
182
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДУХОВНАЯ СФЕРА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РАСКОЛ / ДУХОВНЫЙ КРИЗИС / SPIRITUALITY / SPIRITUAL SECURITY / THREATS TO SPIRITUAL SECURITY / NATIONAL SECURITY / SPIRITUAL SPHERE / SOCIO-CULTURAL SCHISM / SPIRITUAL CRISIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Журавлева К.В.,

В данной статье обозначаются смысловые границы понятия духовной безопасности, делается акцент на угрозах духовной безопасности в российском обществе и исследуются возможные пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual security as the semantic core of social security

This article identifies the semantic boundaries of the concept of spiritual security, focuses on the threats to spiritual security in Russian society and explores possible ways to overcome them.

Текст научной работы на тему «Духовная безопасность как смысловое ядро безопасности общества»

Духовная безопасность как смысловое ядро безопасности общества Spiritual security as the semantic core of social security

Журавлева К.В.

Студент 4 курса, ф-т социологии управления, Самарский государственный экономический университет

РФ, г.Самара e-mail: antochka-kris@yandex. ru.

Zhuravleva K. V.

4th year student, faculty of sociology of management, Samara State University of Economics RF, Samara e-mail: antochka-kris@yandex. ru

Научный руководитель: Чеджемов Герман Асланбекович

Старший преподаватель Самарский государственный экономический университет

e-mail: irongerman@mail.ru.

Scientific advisor Chedzhemov German Aslanbekovich

Senior Lecturer Samara State University of Economics e-mail: irongerman@mail.ru

Аннотация.

В данной статье обозначаются смысловые границы понятия духовной безопасности, делается акцент на угрозах духовной безопасности в российском обществе и исследуются возможные пути их преодоления.

Annotation.

This article identifies the semantic boundaries of the concept of spiritual security, focuses on the threats to spiritual security in Russian society and explores possible ways to overcome them.

Ключевые слова: духовность, духовная безопасность, угрозы духовной безопасности, национальная безопасность, духовная сфера, социокультурный раскол, духовный кризис.

Key words: spirituality, spiritual security, threats to spiritual security, national security, spiritual sphere, sociocultural schism, spiritual crisis.

Духовная безопасность является частью социальной системы, которая призвана обеспечивать прочный фундамент для безопасного функционирования общества как единой системы. Современный этап развития российского общества характеризуется системным кризисом политической, экономической, идеологической и социальной сфер[1].

Понятие духовности в политической и социальной жизни общества длительный период не интересовало политологов и в понимании общества выступало как что-то маловажное, находящееся на втором плане. Но через некоторое время, значительно вырос интерес к духовным факторам, вследствие духовного и культурного кризиса, выражающемся прежде всего в уменьшении патриотизма среди молодого населения, отклоняющемся поведении, огромном количестве разводов, забывании истории своего народа, росте числа тунеядцев, суицидников, упадке потенциала населения в образовательном и интеллектуальном плане и многого другого, что непосредственно негативно сказывается на обществе. В массовом сознании идёт процесс размывания нравственных норм, характерных для русской культуры. Всё более распространяются прагматизм, ориентация на личную выгоду[2].

Помимо этого, важно отметить, что духовная безопасность является неотъемлемым элементом национальной безопасности, так же как и с экономическим, политическим, экологическим, демографическим, информационным и военным, которые неразрывно взаимосвязаны и только сплотившись могут полноценно осуществляться.

Сама по себе духовная безопасность является достаточно многогранным элементом, которая затрагивает различные области жизнедеятельности общества, таких как: социальную, культурную, политическую, религиозную, идеологическую, экономическую и другие. Поэтому духовная безопасность рассматривается как сложная система, способствующая нормальному функционированию всех систем жизнедеятельности.

Понятие духовная безопасность еще не полностью сформировано и находится в процессе осознания. На протяжении долгого периода времени это понятие вообще не было значимо, но в последние годы обрело популярность среди ученых политиков и социологов. По мнению С.Н. Меликовской, «вопрос о духовной безопасности нации - это, прежде всего вопрос о существовании нашего государства, то есть быть ему или не быть. Основная задача духовной безопасности - это защита духовных, моральных, нравственных, идеологических и культурных основ жизнедеятельности общества» [3].

С понятием духовной безопасности связана культура народа, его история, которая должна быть изучена и осмыслена. Оно было введено в научный оборот, в первую очередь для урегулирования и сохранения не только в экономическом и производственном плане, но и в плане поддержания и развития национальной, культурной, социальной составляющей общества.

Положение духовной безопасности, в первую очередь определяется состоянием в духовной сфере и морально-нравственными качествами нации, развитости культуры. П. Н. Беспаленко утверждает, что «духовная безопасность выступает качественной характеристикой состояния общества в аспекте его духовно-нравственной и мировоззренческой состоятельности, потенциала базовых целей и ценностей, баланса индивидуальных, групповых и личных интересов, функциональной согласованности политических институтов, идеологии и культуры»[4].

А вот А. С. Запесоцкий рассматривает немного в другом русле понятие духовной безопасности. По его мнению «это система условий, позволяющая культуре и обществу сохранять свои жизненно важные характеристики в пределах исторически сложившейся нормы»[5].

Если говорить о духовной безопасности Российского общества, то оно сейчас находится на стадии социокультурного разлома, происходит деидеологизация, духовная раздробленность, поэтому стоит острый вопрос об обеспечении духовной безопасности нашей страны. Все потому, что именно духовные, морально -нравственные ценности являются важнейшими показателями жизнеспособности общества.

К самым основным угрозам духовной безопасности на сегодняшний день в России относятся:

• институциональный кризис;

• уязвимость общества, которая не может оказать влияния на СМИ;

• социальный и культурный распад, а так же сложные отношения между поколениями;

• расхождение в идеологических взглядах среди разобщенного населения;

• демографический кризис и ухудшение положения в сфере семейно-брачных отношений, в ходе которых происходят негативные изменения в сознании молодого поколения и их поведении. Происходит снижение уровня образованности, воспитанности и духовности;

• высокий уровень социального неравенства и рост социальной поляризации;

• рост преступности;

• уменьшение жизненного потенциала населения.

Основным фактором, повлиявшем на духовный разлом в нашей стране, выступает всеобщее недоверие. Поэтому общество нуждается в обеспечении защиты.

Таким образом, состояние российского общества, в плане духовного развития, находится в сложном положении. Это проявляется в значительном социальном неравенстве, приоритете массовой культуры, духовно -нравственной деградации, социальном разобщении, неэффективной деятельности политических институтов, отдаленность между государством и населением.

Исторически сложилось, что в российском обществе главенствующую позицию занимает государство в развитии общества. Поэтому стоит предположить о том, что не получится сберечь единство государства, его особенности и культуру без активного и обоснованного вмешательства политики в сферу обеспечения духовной и национальной безопасности, путем решения важнейших проблем во всех сферах жизнедеятельности общества.

Именно поэтому, Россия нуждается в соответствующей государственной культурной политике, основными положениями которой должны быть:

• качество и уровень жизни населения;

• морально-нравственное самочувствие людей;

• продвижение гражданской культуры;

• единое культурное пространство;

• социальный порядок;

• искоренение межэтнической отчужденности.

Обеспечение духовной безопасности деятельность не только государства, но и общества. Поэтому для эффективного развития духовного потенциала необходимо участие социальных институтов, к которым относится семья, СМИ, неформальные общественные объединения, светские и религиозные организации, образование. Только с их помощью личность может духовно сформироваться. Поэтому благодаря совместным усилиям государства и общества возможно минимизировать риски и устранить угрозы в духовной сфере.

Список используемой литературы:

1. Ургалкин Ю.А, Бондарев С.И, Чеджемов Г.А. Городской муниципалитет как основной субъект социальной политики // Проблемы развития предприятий: теория и практика. Материалы 13-ой Международной научно-практической конференции, 27-28 ноября 2013. г.Самара. С. 310.

2. Бондарев С.И, Чеджемов Г.А. Социальные проблемы города // Известия института систем управления Самарского государственного экономического университета. 2011. № 2(3). С. 16.

3. Коршунов А.В. Духовная безопасность в системе обеспечения социальной безопасности общества: теоретические аспекты исследования факторов влияния / А.В. Коршунов // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7. С. 104-111.

4. Беспаленко П. Н. Духовная безопасность современной России и поиски общенациональной идеологии / П. Н. Беспаленко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2009. № 7. С. 215-224.

5. Запесоцкий А. С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности / А. С. Запесоцкий // Педагогика. 2002. № 1. С. 3-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.