Научная статья на тему 'Духовенство армянской апостольской церкви в период геноцида армян в Османской империи'

Духовенство армянской апостольской церкви в период геноцида армян в Османской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
260
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНОЦИД АРМЯН / ARMENIAN GENOCIDE / АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ARMENIAN APOSTOLIC CHURCH / ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В 20В / THE PERSECUTION OF CHRISTIANS IN 20 CENTURY / ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / OTTOMAN EMPIRE / МЛАДОТУРКИ / YOUNG TURKS / КАТОЛИКОС Г ЕВОРК V / CATHOLICOS GEVORG V

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Почепцов С.С.

В статье рассматривается геноцид армян в Османской империи на рубеже 19-20 в. Приводятся документальные свидетельства очевидцев. Подчеркивается, что наряду с истреблением огромной части армянского населения были уничтожены духовные и культурные памятники и ценности. Делаются следующие выводы: в произошедших событиях особое внимание уделялось Духовенству Армянской апостольской церкви, которое должно было быть истреблено в первую очередь; в происходящем религиозный фактор играл не последнюю роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The clergy of the Armenian Apostolic Church in the period of the Armenian genocide in the Ottoman Empire

The article deals with the Armenian genocide in the Ottoman Empire at the turn of 19-20 сenturies. Documentary evidences of witnesses are given. It is emphasized that along with destruction of enormous part of the Armenian population religious and cultural monuments and values were destroyed. It is concluded, that in happening events especial attention was given to clergy of the Armenian Apostolic Church, which had been to be destroyed; religious factor played a considerable role in these events.

Текст научной работы на тему «Духовенство армянской апостольской церкви в период геноцида армян в Османской империи»

монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 700-летием рождения святого преподобного Сергия Радонежского от 25-26 декабря 2013 года(журнал № 131). [электр. ресурс] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3480970.html (дата обращения 5.11.2015.)

7. Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, документ принят на заседанииСвященного Синода от 25 июля 2014 года (журнал № 80). [электр. ресурс] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3696047.html(дaтa обращения 5.11.2015.)

8. Наличие уставного капитала для регистрации епархиальных приходов, монастырей и других канонических подразделений, статья, приложение «Вопрос-ответ» к журналу «Приход», выпуск 2, 2014. [электр. ресурс] URL: http://www.orthedu.ru/news/11150-nalichie-ustavnogo-kapitala-dlya-registracn-eparMalnyh-prihodov-monastyrey-i-drugih-kanonicheskih-podrazdeleniy.html(дaтa обращения 5.11.2015.)

9. Положение о должности епархиального древлехранителя, документ принят на заседании Священного Синода 25 декабря 2014 года (журнал № 132). [электр. ресурс] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3891562.html (дата обращения 5.11.2015.)

10. Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат, принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 30 мая 2014 года (журнал № 38). [электр. ресурс] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3664784.html (дата обращения 5.11.2015.)

11. Постановления по докладу Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии, секретаря Межсоборного Присутствия, о разработке в профильной комиссии Межсоборного Присутствия темы границ приходов. Журналы заседания Священного Синода от 25 июля 2014 года, журнал №74. [электр. ресурс] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3695943.html (дата обращения 5.11.2015.)

12. Проект документа «Положение о монастырях и монашествующих». [электр. ресурс] URL: http://mpr.livejournal.com/21496.html (дата обращения 5.11.2015.)

Духовенство Армянской апостольской церкви в период геноцида армян в Османской империи

УДК 26/28

Почепцов Сергей Сергеевич кандидат философских наук, преподаватель Белгородской Духовной семинарии ^ миссионерской направленностью)

Россия, г.Белгород pocheptsov@bsu.edu.ru

Аннотация. В статье рассматривается геноцид армян в Османской империи на рубеже 19-20 в. Приводятся документальные свидетельства очевидцев. Подчеркивается, что наряду с истреблением огромной части армянского населения были уничтожены духовные и культурные памятники и ценности. Делаются следующие выводы: в произошедших событиях особое внимание уделялось Духовенству Армянской апостольской церкви, которое должно было быть истреблено в первую очередь; в происходящем религиозный фактор играл не последнюю роль.

Ключевые слова: геноцид армян; Армянская апостольская церковь; гонения на христиан в 20в; Османская империя; младотурки; Католикос Геворк V.

The clergy of the Armenian Apostolic Church in the period of the Armenian genocide in the Ottoman Empire

Pocheptsov Sergey S.

Ph.D., lecturer of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation) Russia, Belgorod pocheptsov@bsu.edu.ru

Annotation. The article deals with the Armenian genocide in the Ottoman Empire at the turn of 19-20 сenturies. Documentary evidences of witnesses are given. It is emphasized that along with destruction of enormous part of the Armenian population religious and cultural monuments and values were destroyed. It is concluded, that in happening events especial attention was given to clergy of the Armenian Apostolic Church, which had been to be destroyed; religious factor played a considerable role in these events.

Key words: Armenian genocide; The Armenian Apostolic Church; the persecution of Christians in 20 century; Ottoman Empire; young Turks; Catholicos Gevorg V.

Во все времена христианское духовенство разделяло судьбу своего народа. Так было в Римской империи в период гонений на христиан I— начала IV вв., так было и в советской России в период воинствующего атеизма. Не исключением из этого ряда стало и духовенство Армянской апостольской

церкви, которое на рубеже XIX—XX вв. переносило вся тяготы и невзгоды депортации и геноцида вместе со своим народом в Османской империи.

В самый разгар Первой мировой войны армяне, подавляющее большинство которых исповедовали христианство и принадлежали к Армянской апостольской церкви, подверглись насильственной депортации, которая превратилась в геноцид армянского народа в Османской империи. Особо преследовалось турецкими властями армянское духовенство, которое являлось носителем и выразителем духа армянского этноса. О мученичестве и подвижничестве клириков и епископата армянской церкви свидетельствуют как дипломатические документы, так и очевидцы произошедших событий, фиксируя происходящее в своих дневниках.

Сообщения об истреблении армянской диаспоры в Османской империи приходили из разных стран. Русский посланник в Каире в своей депеше № 58 от 25 июня 1915 г. сообщал Министру иностранных дел С. Д. Сазонову: «Жестокости, совершаемые над армянами Сирии и соседних с нею провинций, достигают невероятных размеров. Грабежи, насилия, резня и нередко поголовное избиение населения целых армянских деревень повторяются постоянно; семейства разделяются безжалостно; жен отрывают от мужей, детей - от родителей, и всех отправляют в ссылку в различные стороны. Особенно жестоко преследуется армянское духовенство; священников мучают, пытают, вырывают им ногти»1.

Пытаясь остановить уничтожение армянского народа, предстоятель армянской церкви Католикос Геворк V обращался к лидерам мировых держав с призывами повлиять на правительство Османской империи. В своей телеграмме от 7 апреля 1915 г. он сообщал министру иностранных дел С. Д. Сазонову: «По полученному телеграфному сообщению, подтверждаемому другими источниками, происходит резня беззащитных, обезоруженных армян -Эрзеруме, Держане, Зейтуне и окрестностях; кровавые столкновения - Битлисе, Ване, Муше; насилия, грабежи, убийства - Эгине, Киликии, экономическое разорение всего армянского народонаселения. Паства моя волнуется. Убедительно прошу Ваше Высокопревосходительство не отказать в дальнейшем гуманном покровительстве и защите моему народу в этот критический момент, спасти всеми зависящими мерами невинно погибающих христиан. Удрученный леденящими душу вестями, одновременно обращаюсь телеграфно к нейтральным державам: президенту Соединенных Штатов и королю Италии с просьбой о защите избиваемого мирного населения. Почтительно прошу, найдите возможным соблаговолить поручить Вашим послам в помянутых государствах воздействовать во имя христианства и гуманности на правительства последних в целях прекращения избиения армян и бесчинства в Турецкой Армении»2.

1 Национально-культурный геноцид. Режим доступа: ttp://www.genocide.ru/lib/abrahamyan/37-45.htm#45

2 Абраамян Г.А., Севан-Хачатрян Т.Г. Русские источники о геноциде Армян в Османской империи. 1915-1916 годы. Режим доступа: http://www.genocide.rU/lib/abrahamyan/1-14.htm#14

В процессе насильственного переселения армян в Турции жестоко пострадали следующие представители высшего армянского духовенства: убиты:

епископ Калемкарян, Сивазский епархиальный начальник; архимандрит Хоренян, Харпутский епархиальный начальник; епископ Састетян, Эрзерумский епархиальный начальник. повешены:

1. архимандрит Торикян, епархиальный начальник Гарагисара;

2. Налбандян, епархиальный начальник Чарсандажа.

живым сожжен:

• архимандрит Члчатян — епархиальный начальник Диарбекира.

заключены в тюрьму:

• епископ Оваким, епархиальный начальник Никодимии;

• епископ Месроп, епархиальный начальник Армаша;

• епископ Даниэльян, епархиальный начальник Бруссы;

• архимандрит Пеприкян, епархиальный начальник Кесарии;

• архимандрит Гаспарян, епархиальный начальник Евдохии;

• архимандрит Амазасп, епархиальный начальник Самсуна;

• архимандрит Дурян, епархиальный начальник Трапезунда;

• архимандрит Даниэльян, епархиальный начальник Алеппо;

• архимандрит Галентерян, епархиальный начальник Битлиса3. Истребление армянского духовенства сопровождалось разрушением и

уничтожением армянских храмов и духовной культуры армянского народа. Очевидцы данных событий свидетельствовали: «Его преосвященство Анания Азарапетян, байбердский епископ, был повешен. Преосвященный Тер-Хоренян, харбердский епископ, был изгнан в мае месяце из города; не успел он отъехать, как был зверски убит. Излишне говорить о замученных священниках. После высылки населения церкви подверглись разграблению и были превращены в мечети и конюшни. В Константинополе началась продажа предметов культа и утвари из армянских церквей; туда же, в Константинополь, турки стали

~ 4

привозить детей, отнятых у несчастных матерей-армянок» .

В целях сохранения своей жизни и жизни своих близких некоторые армяне были вынуждены принимать ислам, однако и этот шаг не гарантировал им спокойного существования, как и не исключал их дальнейшую депортацию. При этом большинство армян, не желая принимать ислам, добровольно шли на смерть. По этому поводу патриарх западных армян Погосу Нубар-паше писал: «Во многих местностях армянское население, чтобы сохранить жизнь, выразило желание принять магометанство. Так было и во время прошлой резни [возможно, имеется в виду события 1894-1896 гг.], но на этот раз им чинили

3 Турция и армяне // Армянский вестник. - №2. - 1916. - С. 10.

4 Геноцид армян в Османской империи: Сборник документов и материалов / Под ред. М. Г. Нерсисяна. - 2-е доп. Изд. - Ер.: Айастан, 1982. - С. 332.

всякие препятствия. В Себастии пожелавшим принять мусульманскую веру предложили передать своих детей до 12 лет правительству, обещав разместить их в сиротских приютах; от взрослых потребовали согласия на выезд в места, указанные правительством. В Харберде мужчинам не разрешили переменить веру; что касается женщин, то от них потребовали, чтобы при обряде обращения присутствовал мусульманин, готовый вступить в брак с обращенной. Многие женщины-армянки предпочли броситься в Евфрат вместе с грудными детьми или лишали себя жизни другими способами. Евфрат и Тигр стали могилой тысяч армян5.

Патриарх западных армян архиепископ Завен начальнику епархии в Америке архимандриту Вегуни от 28 декабря 1915 года сообщал: «...Монастыри и церкви большей частью разрушены или осквернены: церковь Сурб Карапет в Муше разрушена пушечным огнем до основания, также Кармир Ванк в Кариде, Сурб Пркич и Сурб Саркис в Себастии и другие. Духовенство почти целиком перебито, и до сих пор не получено сведений ни об одном уцелевшем священнике. Из епархиальных начальников епископ Смбат Саадетян из Карина, угнанный со своей паствой в сторону Месопотамии, убит разбойниками недалеко от Камаха»6.

Перечень изъятых, уничтоженных и распроданных ценностей из армянских храмов не подлежит исчислению. Есть лишь различные данные относительно храмов и монастырей. Согласно опубликованному Иерусалимским патриархатом Армянской апостольской церкви в 1914 году реестру, в Османской империи насчитывалось более 2549 армянских храмов. К 1923 году их осталось 9137.

По другим сведениям, в которых фигурируют данные патриарха Орманяна, общее число монастырей и церквей в Западной Армении составляло в 1912 году около 2200. Не менее 2150 из них были разграблены, сожжены и разрушены во время погромов. Таким образом, наряду с истреблением огромной части армянского населения на его Родине были уничтожены также созданные им в течение тысячелетий духовные и культурные ценности и памятники8.

Согласно данным ЮНЕСКО от 1974 года, после 1923 года из 913 сохранившихся армянских историко-архитектурных памятников 464 полностью уничтожены, 252 лежат в руинах, 197 нуждаются в капитальном

9

восстановлении .

Исследования, посвященные геноциду армян, говорят, прежде всего, о светском характере преследований - поскольку они были направлены против

5 Геноцид армян в Османской империи: Сборник документов и материалов. С. 332.

6 Геноцид армян в Османской империи: Сборник документов и материалов. С. 340-341.

7 Григор Атанесян. Как геноцид армян отразился на мировой культуре. Режим доступа: http://vozduh.afisha.ru/art/kak-genocid-armyan-otrazilsya-na-mirovoy-kulture/

8 Национально-культурный геноцид. Режим доступа: http://www.genocide.ru/enc/cultural-genocide.htm

9 Карине Тер-Саакян. Уничтожение и забвение армянских храмов в Турции. Режим доступа: http://www.panarmenian.net/rus/details/170286/

армянской нации, а не против религии. Однако религиозный фактор играл не последнюю роль в происходящих событиях. Свидетельства, приведенные выше, указывают в том числе и на религиозную неприязнь со стороны правительства младотурков по отношению к армянам-христианам. Убийство и заключение в тюрьмы священнослужителей, разорение и уничтожение армянских храмов и монастырей свидетельствуют о религиозном характере преследования армян, религиозной неприязни и нетерпимости по отношению к христианам, проживавшим на территории Османской империи.

Приведенные данные о гонениях на армян не столько по национальному, сколько по религиозному признаку подтверждаются свидетелями тех трагических событий. Один из очевидцев резни в Муше и Сасуне, произошедшей в 1915 году, записал в своем дневнике: «...Увидев на улице несколько трупов, я спросил у всадников Муса-бека о причине этого убийства. Они ответили: «Есть приказ о том, что впредь всякий, кто на земле османов произнесет имя Иисуса Христа, не должен оставаться в живых». Они также сообщили, что всех крестьян [надо понимать христиан] гонят в нижние села и, запирая в амбарах, сжигают.»10.

Правительство младотурков стремилось к полному уничтожению и истреблению армянского народа. Города Сирии и Палестины стали перевалочными пунктами для армян, выжившими в период депортации. Жители сирийских городов, несмотря на различия в вере и преследования со стороны турецких властей, оказывали всяческую помощь армянскому народу.

Узнав о помощи, которую оказывало сирийское население

депортируемым, турецкое правительство за подписью министра внутренних

дел направило шифрованную телеграмму губернатору города Алеппо: «До

нашего сведения дошло, что некоторые духовные лица отправлены в такие

сомнительные пункты, как Сирия и Иерусалим, несмотря на то, что армянское

духовенство должно быть истреблено в первую очередь. Подобное разрешение

является непростительным упущением. Место высылки этих мятежных людей

11

- уничтожение. Я рекомендую Вам действовать в соответствии с этим» .

Несмотря на подобные предписания, жители Алеппо (среди которых были арабы-мусульмане и сирийские христиане) продолжали оказывать помощь измученным и угнетенным долгими переходами по пустыне армянам. В знак благодарности арабскому народу под патронажем президента Армении Роберта Кочаряна и Каталикоса всех армян Гарегина II в 2000 году на берегу Ереванского озера был воздвигнут мемориальный комплекс. Обращаясь к сирийскому народу Митрополит Гнел Джереджян, настоятель армянской православной общины Дамаска, сказал: «Возможность существования армянской общины в пустыне, в городах и поселках Сирии была обусловлена

10 Геноцид армян в Османской империи: Сборник документов и материалов / Под ред. М.Г. Нерсисяна. - 2-е доп. Изд. - Ер.: Айастан, 1982. - С. 345.

11 Путилов С. Здесь молятся на языке Христа (Путевые заметки о Сирии). - М.: Благо, 2006. Режим доступа: http://krotov.info/libr_min/16_p/put/ilov.htm

прежде всего поддержкой щедрого сирийского народа в период бойни 1915 года. Северная столица Сирии - город Алеппо - являлся центральным перевалочным пунктом, через который караваны босоногих армян проходили в пустыню. Если бы оставшиеся в живых армяне не нашли убежища в Сирии, трудно представить, что они смогли бы выжить. Возродившийся армянский народ высоко ценит помощь арабских стран и никогда ее не забудет»12.

Эти и другие многочисленные документы и свидетельства очевидцев указывают на жесточайшее преступление по отношению к армянскому народу со стороны младотурков и османского правительства. Уничтожение армянского населения сопровождалось и уничтожением материальной и духовной культуры армян. Из приведенных документов следует, что особое внимание уделялось армянскому духовенству, которое должно было быть истреблено в первую очередь. Акты этнической и религиозной ксенофобии вылились в геноцид армянского народа в Османской империи, который признали на сегодняшний день 20 мировых держав. В 1995 году Государственная дума РФ также признала геноцид армянского народа, а 24 апреля стал Днем памяти жертв геноцида армян.

В 2015 году отмечается столетие тех трагических событий. 14 апреля 2015 г. на Белгородчине в присутствии митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, викария Ново-нахичеванской епархии армянской апостольской церкви иеромонаха Киракоса и губернатора Белгородской области был открыт памятный крест - хачкар. В своём выступлении губернатор Е. С. Савченко подчеркнул, что: «Несмотря на трагедию, которая постигла армянский народ, он живет, возродился духовно и материально. На нашей земле представлена многотысячная диаспора жителей Армении. И поэтому крест - еще и символ российско-армянской дружбы, в основе которой сотрудничество, взаимопонимание и духовное единство»13.

Литература

1. Абраамян Г. А., Севан-Хачатрян Т. Г. Русские источники о геноциде Армян в Османской империи. 1915-1916 годы. Режим доступа: http: //www.genocide. ru/lib/abrahamyan/1-14. htm# 14

2. Геноцид армян в Османской империи: Сборник документов и материалов / Под ред. М. Г. Нерсисяна. - 2-е доп. Изд. - Ер.: Айастан, 1982. -704 с.

3. Григор Атанесян. Как геноцид армян отразился на мировой культуре. Режим доступа: http://vozduh.afisha.ru/art/kak-genocid-armyan-otrazilsya-na-mirovoy-kulture/

12 Путилов С. Здесь молятся на языке Христа (Путевые заметки о Сирии). - М.: Благо, 2006. Режим доступа: http://kшtov.info/Иbr_min/16_p/put/ilov.htm

13 Памятник преподобному Серафиму Саровскому и крест в память 100-летия геноцида армян освящены в Белгороде. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/4043514.html

4. Карине Тер-Саакян. Уничтожение и забвение армянских храмов в Турции. Режим доступа: http://www.panarmenian.net/rus/details/170286/

5. Киракосян Джон. Младотурки перед судом истории. - Ереван, «Айастан», 1986. Режим доступа: http : //armenianhouse. org/ kirakosyan/ youngturks-ru/chapter06. html

6. Национально-культурный геноцид. Режим доступа: http://www.genocide.ru/enc/cultural-genocide.htm

7. Памятник преподобному Серафиму Саровскому и крест в память 100-летия геноцида армян освящены в Белгороде. Режим доступа: http : //www.patriarchia.ru/db/text/4043514.html

8. Путилов С. Здесь молятся на языке Христа (Путевые заметки о Сирии). — М.: Благо, 2006. - 144 с. Режим доступа: http : //krotov. info/ libr_min/16_p/put/ilov.htm

9. Турция и армяне // Армянский вестник. - №2. - 1916. - С. 10.

Раздел II

Научные статьи магистрантов семинарии Известные миссионеры ХХ! века

УДК 26/28

Иерей Павел Васянович, магистрант Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г.Белгород ierej-pavel@list.ru

Аннотация. Статья посвящена православным миссионерам 21 века. Приводятся их биографические сведения, описывается пастырское и миссионерское служение. Анализируются документальные материалы.

Ключевые слова: православная миссия; миссионеры 21 в.; священник Даниил Сысоев; протоиерей Анатолий Сорокин; протоиерей Олег Стеняев; Русская Православная Церковь; Святейший Патриарх Алексий II.

Famous missionaries of the XXI century

Priest Paul Vasjanovich, graduate student of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.