Научная статья на тему 'Дубликатурный шов'

Дубликатурный шов Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
208
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУБЛИКАТУРНЫЙ ШОВ / ПОСЛЕОПЕРАЦИОННАЯ ГРЫЖА / ВЕНТРАЛЬНАЯ ГРЫЖА / ГЕРНИОПЛАСТИКА / DOUBLING SUTURE / POSTOPERATIVE HERNIA / VENTRAL HERNIA / HERNIOPLASTY

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Абрамов В. А., Мухин А. С., Башкуров О. Е.

Представлены результаты разработки и исследования физико-математической модели предлагаемого дубликатурного шва и его аналога способа Сапежко, а также результаты их клинического применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Абрамов В. А., Мухин А. С., Башкуров О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DOUBLING SUTURE

The paper presents results of development and research of a physical and mathematical model of the proposed doubling suture and its analogue Sapezhko's method, as well as results of their clinical application.

Текст научной работы на тему «Дубликатурный шов»

[¡К^ззшщЖ

ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ежеквартальный научно-практическии журнал

Главный редактор

B. И. Петров, академик РАМН Зам. главного редактора

М. Е. Стаценко, профессор

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

А. Р Бабаева, профессор А. Г. Бебуришвили, профессор

A. А. Воробьев, профессор

C. В. Дмитриенко, профессор

B. В. Жура, доцент

М. Ю. Капитонова, профессор (научный редактор)

C. В. Клаучек, профессор

Н. И. Латышевская, профессор В. Б. Мандриков, профессор И. А. Петрова, профессор

B. И. Сабанов, профессор Л. В. Ткаченко, профессор

C. В. Туркина (ответственный секретарь)

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ

А. Б. Зборовский, академик РАМН (Волгоград)

Н. Н. Седова, профессор (Волгоград)

A. А. Спасов, чл.-кор. РАМН (Волгоград)

B. П. Туманов, профессор (Москва)

A. К. Косоуров, профессор (Санкт-Петербург)

Г. П. Котельников, академик РАМН (Самара)

П. В. Глыбочко, чл.-кор. РАМН (Саратов)

B. А. Батурин, профессор (Ставрополь)

1 (29)

ЯНВАРЬ-МАРТ 2009

9771994948340

УДК 617.55 — 007.43 — 089.84 (021)

ДУБЛИКАТУРНЫЙ ШОВ

В. А. Абрамов, А. С. Мухин, О. Е. Башкуров

Нижегородская государственная медицинская академия

Представлены результаты разработки и исследования физико-математической модели предлагаемого дуб-ликатурного шва и его аналога — способа Сапежко, а также результаты их клинического применения.

Ключевые слова: дубликатурный шов, послеоперационная грыжа, вентральная грыжа, герниопластика.

THE DOUBLING SUTURE

V. A. Abramov, A. S. Mukhin, O. E. Bashkurov

The paper presents results of development and research of a physical and mathematical model of the proposed doubling suture and its analogue — Sapezhko's method, as well as results of their clinical application. Key words: doubling suture, postoperative hernia, ventral hernia, hernioplasty.

Несмотря на то, что на сегодняшний день предложено множество способов ушивания передней брюшной стенки и герниопластик, проблема послеоперационных вентральных грыж продолжает оставаться актуальной. По данным отечественных и зарубежных авторов, частота послеоперационных вентральных грыж составляет от 3 до 15 % [1, 4]. Наибольшее число послеоперационных грыж возникает после экстренных лапаротомий [2, 3].

Многие из современных способов либо достаточно сложны и требуют определенной подготовки и временных затрат, либо необходимо применение специальной, как правило, дорогостоящей аппаратуры или материалов, что снижает их преимущества и резко ограничивает использование в большинстве стационаров, особенно в ургентной хирургии.

Поэтому нами был разработан дубликатурный шов (патент РФ № 2180552, приоритет от 24.07.2000 г), не имеющий, на наш взгляд, этих недостатков, применимый как для профилактики, так и для лечения грыж в экстренной и плановой хирургии.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Изучить и сравнить путем физико-математического моделирования и в эксперименте прочностные характеристики дубликатурного шва и его аналога — способа Сапежко. Исследовать и оценить результаты применения предложенного дубликатурного шва для профилактики и лечения послеоперационных вентральных грыж.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью изучения прочностных характеристик дубликатурного шва нами совместно с кафедрой начертательной геометрии, машинной графики и системы автоматизированного проектирования Нижегородской государственной архитектурно-строительной академии (зав. кафедрой профессор Ротков С. И.) была разработана физико-математическая модель,

основанная на построении и изучении вызываемых нагрузкой напряжений в отдельных элементах шва.

Дубликатурный шов

т = Fr•COSa /(2-1-1^) + Fr•COS а /(2-1^) +

Fr •COSa/(2•h3•s) + 0,5^г /(h4•G•COSa), где -2, -3, — — длина участков взаимодействия, S — толщина апоневроза, G — диаметр нити, Fr— результирующая сил, действующих на материал, а = 45°, т — касательное напряжение.

По тем же принципам построена физико-математическая модель для метода Сапежко.

Шов Сапежко

т =Fr 4/(1-1^) + (-12^),

где -2 — длина участков взаимодействия, G — диаметр нити, Fr — результирующая сил, действующих на материал, т — касательное напряжение.

Подставляя в формулы различные значения силы натяжения, можно увидеть, как меняется в зависимости от них напряжение в швах (рис.).

10000000 -1

см

_____—-

1 юооооо--^^^^ -

аГ ^^

^ 100000 -I-.-1-1-1-1-1-1-1-1-1-.-■-1-1-1

% 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

К

О.

с Сила натяжения, Н

X

Рис. Зависимость напряжения от силы натяжения — дубликатурный шов,----шов Сапежко

С целью проверки разработанной математической модели были проведены экспериментальные исследования прочности применяемых швов. В опытах использовались лоскуты апоневроза, взятые от

трупов, которые сшивались исследуемыми швами (дубликатурный шов и шов Сапежко). В ходе опытов проверялась максимальная разрывная прочность швов. Всего проведено 32 опыта с каждым из швов.

За период с 1999 по 2005 гг. по материалам городской клинической больницы № 40 Нижнего Новгорода проведен анализ лечения 305 больных в возрасте от 20 до 89 лет, оперированных с использованием различных способов закрытия дефекта передней брюшной стенки. Среди обследованных больных женщин было 253 (83 %), мужчин — 52 (17 %). Средний возраст пациентов в контрольной группе составил (М ± т) (61,2 ± 3,2) лет; в основной — (62,6 ± 2,8) лет.

Пациенты как основной, так и контрольной групп подразделялись на две подгруппы: профилактическую (больные без грыжевого дефекта) и лечебную (больные с грыжей). В профилактической подгруппе производилось ушивание лапаротомной раны дубли-катурным швом (основная группа) или отдельными узловыми швами (контрольная группа). В лечебной подгруппе производилась герниопластика либо с применением дубликатурного шва (основная группа), либо по методу Сапежко (контрольная группа). Указанные виды пластик применялись либо как самостоятельный вид, либо в комбинации с пластикой кожным лоскутом или тканями грыжевого мешка. Профилактическое ушивание дефекта передней брюшной стенки после лапаротомии произведено у 72 пациентов (39,3 %) основной и 46 контрольной (37,7 %) групп. Герниопластика выполнялась в основной группе у 111 больных (60,7 %), в контрольной — у 76 (62,3%) (табл. 1).

Таблица 1 Виды оперативных вмешательств в лечебных подгруппах

Основная группа Контрольная группа

Вид операции п % Вид операции п %

Дубликатурный шов 44 39,6 Способ Сапежко 37 48,7

Комбинированный дубликатурный шов 67 60,4 Комбинированный способ Сапежко 39 51,3

Итого 111 100 Итого 76 100

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При изучении физико-математической модели установлено, что при увеличении силы натяжения нити в шве увеличивается напряжение в тканях. Однако при сравнении с моделью наиболее широко применяемого шва Сапежко было очевидно преимущество дубликатурного шва, так как напряжение, создаваемые им в тканях, оказалось на (27,0 ± 2,5) % меньше (р < 0,001). Этим достигается минимальное повреждающее воздействие на сшиваемые ткани, уменьшение «распиливающего» эффекта нити и ее прорезывание.

По результатам проведенных экспериментов было установлено, что средние значения нагрузки разрушения для дубликатурного шва составили (8,17 ± 0,26) кг, а для способа Сапежко — (5,23 ± 0,27) кг; при этом коэффициент достоверности разницы составил р < 0,001. С учетом погрешности измерений (0,01 кг) данные эксперимента подтвердили правильность разработанной математической модели. Для статистической обработки результатов использовался критерий Стьюдента.

Таким образом, дубликатурный шов создает значительно меньшее напряжение в тканях и, следовательно, вызывает меньшую их травматизацию по сравнению со швом Сапежко, что уменьшает риск «прорезания» и образования некрозов.

Отдаленные результаты применения шва в профилактических подгруппах изучены в срок от 1 до 5 лет. В основной группе обследовано 65 человек (90,3 %), а в контрольной—37 (80,4 %). Послеоперационные грыжи обнаружены в контрольной группе у 6 больных (16,2 %), в основной группе — у одного (1,5 %) (р = 0,029).

Таким образом, можно утверждать, что дубликатурный шов имеет преимущество перед традиционными способами ушивания лапаротомных ран, так как его использование позволяет снизить число послеоперационных вентральных грыж на 14,7 %.

Применение дубликатурного шва для лечения грыж позволило улучшить результаты комплексного лечения больных с данной патологией (табл.2, 3).

Таблица 2

Отдаленные результаты в лечебной подгруппе основной группы

Вид операции Выполнено операций Обследовано больных Количество грыж

п % п %

Дубликатурный шов 44 41 93,2 1 2,4

Комбинированный дубликатурный шов 67 61 91,0 4 6,5

Таблица 3

Отдаленные результаты в лечебной подгруппе контрольной группы

Вид операции Выполнено операций Обследовано больных Количество грыж

п % п %

Способ Сапежко 37 32 86,5 6 18,6

Комбинированный способ Сапежко 39 34 87,2 6 17,6

Анализ результатов применения дубликатурного шва для герниопластики показал достоверные различия между группами. В случае применения дубли-катурного шва как самостоятельного вида герниоп-ластики число гнойных раневых осложнений снизилось с 20,5 до 2,7 % (р = 0,041), а в комбинации с пластикой кожным лоскутом или тканями грыжевого мешка — с 17,2 до 2,6 % (р = 0,047), а количество рецидивов послеоперационных грыж — с 18,7 до 2,4 % (р = 0,049) при пластике дубликатурным швом и с 15,1 до 3,5 % (р = 0,042) при пластике дублика-

24

Выпуск 1 (29). 2009

турным швом с применением кожного лоскута или тканей грыжевого мешка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что гер-ниопластика с применением дубликатурного шва позволяет получить достоверно значимо лучшие результаты за счет уменьшения числа рецидивов послеоперационных грыж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоконев В. И., Пушкин С. Ю., Ковалева Э. В. // Хирургия. — 2000. — № 8. — С. 24—26.

2. Власов А. П. Сараев В. В. Аппендицит. — Саранск: Изд-во. Мордовского университета. — 2005. — 303 с.

3. Тоскин К. Д., Жебровский В. В. Грыжи брюшной стенки. — М.: Медицина, 1990. — 272 с.

4. Luijendijk R. W., Hop W. C., van den Tol P., et al. // N. Eng. J. Med. — 2000. — № 343. — Р. 392—398.

УДК 616.36-008.64-053.31

ПЕЧЕНОЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ У НОВОРОЖДЕННЫХ

О. К. Кирилочев

Астраханская государственная медицинская академия

Представлены результаты клинического и лабораторного комплексного обследования 102 новорожденных с печеночной патологией. Изучалось клиническое течение печеночной недостаточности в зависимости от структурно-функциональных нарушений. Предложены критерии клинической диагностики степеней тяжести печеночной недостаточности новорожденных на основе доказательных методов.

Ключевые слова: печеночная недостаточность, новорожденный, степень тяжести, критерии оценки.

LIVER FAILURE BY NEWBORN

O. K. Kirilochev

Article presents the results of complex clinical and laboratory examination of 102 newborn with pathology of liver. Author studied the clinical current of liver failure by newborn depending on expression of function-structured breaches. Author suggests the clinic-diagnostic criteria of different degrees gravity of liver failure by newborn as a matter of record. Key words: liver failure, newborn, degrees gravity, diagnostic criteria.

Для характеристики острых нарушений функции печени у новорожденных необходимы объективные критерии степеней этих нарушений. Острая печеночная недостаточность — обобщающий термин, который применяется для обозначения острой дисфункции печени с нарушением ее синтетической способности, коагулопатией. Для новорожденных к настоящему времени не разработаны терминология и классификация поражений печени. В клинической практике критических состояний у новорожденных имеется лишь классификация острой почечной недостаточности [1]. Классификация печеночной недостаточности, основанная на клинических и биохимических данных, позволила бы оценить степень тяжести функционально-структурных нарушений печени. Эта оценка, особенно в динамике патологического процесса, необходима для своевременного определения объема терапии.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Разработка клинико-диагностических критериев различных степеней тяжести поражения печени у новорожденных.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Под наблюдением находилось 102 новорожденных ребенка с поражением печени. Из них доношенных было 64, недоношенных — 38. Причинами поражения печени были самые разнообразные нозологические единицы: внутриутробные и неонатальные инфекции (59), фетальный гепатит (14), гемолитическая болезнь и конъюгационная желтуха (16), ишеми-ческий гепатит (2). В 11 случаях причину поражения печени выяснить не удалось, несмотря на комплексное обследование новорожденных. Диагностика поражений печени основывалась на сведениях материнского анамнеза, клинико-лабораторных данных (билирубин крови, трансаминазы, протромбиновый индекс, осадочные пробы, общий белок, альбумины, содержание электролитов в сыворотке крови, показатели кислотно-основного состояния). Проводилось ультразвуковое исследование гепато-билиарной системы, за исключением случаев с молниеносным течением заболевания. Для верификации инфекционной этиологии заболевания использовались прямые и непрямые методы диагностики (бактериологичес-

СОДЕРЖАНИЕ

Андреева И. Л., Кириллов Ю. А. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, НОВЫХ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ 3

ЛЕКЦИЯ

Полянцев А. А., Мозговой П. В., Фролов Д. В. ОБЛИТЕРИРУЮЩИЙ АТЕРОСКЛЕРОЗ АРТЕРИЙ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ (КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА, МЕТОДЫ ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ) 6

ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ

Островский О. В.

ЛАБОРАТОРНЫЕ МАРКЕРЫ ПОВРЕЖДЕНИЯ

МИОКАРДА В СОВРЕМЕННОЙ КАРДИОЛОГИИ 11

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Амиров Н. Х., Фролова О. А. ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНАЯ АНЕМИЯ У БЕРЕМЕННЫХ: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОГНОЗ, ПРОФИЛАКТИКА 16

Тимербулатов В. М., Фаязов Р. Р., Сахаутдинова И. В., Валитова Э. Р. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ И КЛИНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ХИРУРГИЧЕСКИХ ЭНЕРГИЙ ПРИ МИОМЭКТОМИИ 19

Абрамов В. А., Мухин А. С., Башкуров О. Е. ДУБЛИКАТУРНЫЙ ШОВ 23

Кирилочев О. К.

ПЕЧЕНОЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ У НОВОРОЖДЕННЫХ 25

Крайнюков П. Е., Щербатых А. В. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИКЛОФЕРОНА В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ГНОЙНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ КИСТИ 28

Бакулин В. С., Макаров В. И., Богомолова М. М. ВЛИЯНИЕ НАПРЯЖЕННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УТРЕННЕЕ, ДНЕВНОЕ И ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ СУТОК НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СПОРТСМЕНОВ 31

Есауленко И. Э., Никитин А. В., Шаталова О. Л. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛАЗЕРОПУНКТУРЫ И КВЧ-ПУНКТУРЫ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ 34

Стаценко M. E., Полетаева Л. В., Туркина С. В., Дудченко Г. П.

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МИЛДРОНАТА В ТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ С ДИАБЕТИЧЕСКОЙ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ СЕНСОМОТОРНОЙ НЕЙРОПАТИЕЙ

39

Кудрин Р. А., Ильина О. В.,

Кочегура Т. Н., Ахундова Р. Е.,

Фокина А. С., Клиточенко Г. В., Северов А. А.

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

И ПСИХОМЕТРИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бебуришвили А. Г., Зюбина Е. Н., Калмыкова О. П., Гальчук Г. Г.

ВОЗМОЖНОСТИ УЛЬТРАЗВУКОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ДИАГНОСТИКЕ ДОБРОКАЧЕСТВЕННОЙ НЕПРОХОДИМОСТИ ЖЕЛЧНЫХ ПРОТОКОВ

42

45

Andreeva I. L., Kirillov Yu. A. GOVERNMENT REGULATION OF ELABORATION AND IMPLEMENTATION OF MODERN MEDICAL TECHNOLOGIES, NEW METHODS OF DIAGNOSIS

ANDTREATMENT 3

LECTURE

Poliantsev A. A., Mozgovoi P. V., Frolov D. V. OBLITERATING ATHEROSCLEROSIS OF ARTERIES OF LOWER EXTREMITIES CLINICAL PRESENTATIONS, DIAGNOSTIC, METHODS OF SURGICAL TREATMENT) 6

SURVEYS

Ostrovskij O. V.

LABORATORY MARKERS OF MYOCARDIUM INJURY IN MODERN CARDIOLOGY

ORIGINAL PAPER

Amirov N. Kh., Frolova O. A. IRON-DEFICIENCYANEMIA OF PREGNANCY: TRENDS, PROGNOSIS, PREVENTION

Timerbulatov V. M. , Fayazov R. R., Sakhautdinova I. V., Valitova E. R. EXPERIMENTAL AND CLINICAL SUBSTANTIATION OF SURGICAL ENERGY APPLICATION FOR MYOMECTOMY

Abramov V. A., Mukhin A. S., Bashkurov O. E. THE DOUBLING SUTURE

Kirilochev O. K. LIVER FAILURE BY NEWBORN

Krajnjukov P. E, Sherbatyh A. V. ESTIMATION OF EFFICIENCY OF CYCLOFERON ADMINISTRATION IN COMPLEX TREATMENT OF PURULENT DISEASES OF HAND

Bakulin V. S., Makarov V. I., Bogomolova M. M. INFLUENCE OF INTENSIVE MOTION ACTIVITY IN THE MORNING, AFTERNOON AND EVENING DAILY TIME ON THE FUNCTIONAL STATE OF ATHLETES

Esaulenko I. E., Nikitin A. V., Shatalova O. L. ANALYSIS OF EFFECTIVENESS OF LASER PUNCTURE AND EXTREMELY HIGH FREQUENCY (EFH) PUNCTURE IN COMPLEX TREATMENT OF BRONCHIAL ASTHMA PATIENTS OF DIFFERENT AGES

Statsenko M. E., Poletaeva L. V., Turkina S. V., Dudchenko G. P. OPPORTUNITIES OF MILDRONAT ADMINISTRATION IN THERAPY OF PATIENTS WITH DIABETIC DISTAL SENSORIMOTOR NEUROPATHY

Kudrin R. A., Iljina O. V., Kochegura T. N., Akhundova R. E., Fokina A. S., Klitochenko G. V., Severov A. A. ESTIMATION OF INFLUENCE OF EMOTIONAL AND PSYCHOMETRIC INTELLIGENCE ON OPERATORS' ACTIVITY EFFICIENCY

Beburishvili A. G., Zioubina E. N., Kalmycova O. P., Galchuc G. G. OPPORTUNITIES OF USING ULTRASOUND EXAMINATION IN DIAGNOSIS OF BENIGN OBSTRUCTION OF BILE DUCTS

11

16

19

23

25

28

31

34

39

42

45

94

Выпуск 1 (29). 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.