Научная статья на тему 'Дуальное взаимодействие социальных партнеров в подготовке к чемпионатам WorldSkills'

Дуальное взаимодействие социальных партнеров в подготовке к чемпионатам WorldSkills Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / PROFESSIONAL SKILLS COMPETITION / ЧЕМПИОНАТ WORLDSKILLS / WORLDSKILLS CHAMPIONSHIP / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / ДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / DUAL APPROACH / ПЕДАГОГ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ / TEACHER OF PRACTICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайнеев Эдуард Робертович

В статье рассматривается опыт дуального подхода в творческо-педагогическом взаимодействии социальных партнеров образовательного учреждения и предприятий в совместной подготовке обучающихся к чемпионатам WorldSkills при участии представителей бизнес сообщества в профессиональной подготовке современного рабочего и специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dual interaction of social partners in training for worldskills championships

The article examines the experience of the dual approach in the creative and pedagogical interaction of social partners educational institution and enterprises -in the cooperative training of students for the WorldSkills championships with the participation of the business community representatives in the professional training of a modern worker and specialist.

Текст научной работы на тему «Дуальное взаимодействие социальных партнеров в подготовке к чемпионатам WorldSkills»

Гайнеев Э.Р.

дуальное взаимодействие социальных партнеров в подготовке к чемпионатам

WORLDSKILLS

Сегодня трудно переоценить роль конкурсного движения, которое рассматривается как внеурочная деятельность обучаемых, имеет большое образовательное значение и способствует выполнению ряда важных задач: выявляет одаренных обучающихся и инженерно-педагогических работников, создает условия для обмена опытом, способствует популяризации рабочих профессий и специальностей, стимулирует мотивацию саморазвития, личностный и профессиональный рост.

Конкурсы по профессиям и специальностям давно приобрели популярность и проводятся регулярно. главное, что их цель не ограничена лишь популяризацией профессий, обменом опытом, а имеют более широкий масштаб. Конкурсы - это и прекрасное средство определения уровня подготовленности обучающихся и педагогов, и способ повышения мастерства, способствующих формированию профессиональной самостоятельности и развитию критического мышления [5: с. 26].

Значительным событием в развитии конкурсного движения в нашей стране стало вступление России в международную некоммерческую организацию WorldSkills Intemational.(WSI).

Основными целями этой организации являются повышение престижа человека труда и популяризация рабочих профессий, привлечение молодежи в производственные секторы экономики, обмен профессиональным опытом, совершенствование образовательных стандартов по подготовке рабочих кадров и др.

Современная социально-экономическая ситуация, значительные преобразования в сфере производства в России, выдвигают необходимость новых подходов к решению проблемы самореализации личности в профессиональной деятельности, обеспечения высокого качества обучения и создания благоприятных условий для развития творческого потенциала личности, что предполагает более эффективное творческо-педагогическое взаимодействие социальных партнеров. И, прежде всего, взаимодействия учебного заведения с предприятиями в совместной подготовке кадров, что способствует реализации дуальной системы обучения [2, с. 26].

Одним из значимых направлений дуального творческо-педагогического взаимодействия в профессиональной подготовке будущего специалиста, являются регулярно проводимые, совместно с социальными партнерами, конкурсы

профессионального мастерства, чемпионаты профессий WorldSkills.

Это связано с тем, что непрерывная модернизация производства, меняющиеся условия организации труда, значительные технологические изменения, значительно повышают роль личностного потенциала, важность эффективности взаимодействия сферы профессионального образования со сферой производства, роли работодателя в совместной подготовке рабочих кадров.

Этому, во многом, способствует раскованная, игровая, творческая, соревновательная атмосфера конкурсов, высокая степень мотивации, что особенно актуально именно на уровне среднего профессионального образования - при подготовке будущего высококвалифицированного рабочего. Причем, в конкурсах формируются и развиваются такие важные составляющие компетентности современного рабочего как профессиональная самостоятельность, профессиональная мобильность, рефлексия, ответственность, творческо-конструкторское отношение к труду [6, с. 111].

Определенные дидактические преимущества конкурсов профессионального мастерства очевидны. Однако слабое взаимодействие учебных заведений с предприятиями не способствует реализации творческого потенциала конкурсов в мотивации творческой активности студентов и повышению качества обучения, что становится актуальным в связи с вступлением России в международное конкурсное движение WorldSkills International (WSI).

Например, в целях эффективной реализации потенциала конкурсов на протяжении ряда лет в Ульяновском профессионально-педагогическом колледже (УППК) с предприятием (ОАО «Ульяновский автомобильный завод») проводился эксперимент по совместной подготовке к конкурсам по профессии «Электромонтер», которое можно обозначить как «конкурс наставников» и выстраивается оно в последовательности:

• педагог учебного заведения подготавливает практические задания, ориентированные на требования чемпионата Worldskilds Russia», которая включает в себя, как правило, три модуля;

• совместно с наставниками предприятия разрабатывается программа подготовки и в соответствии требованиями, критериями и показателями Worldskilds Russia подбирается перечень различных учебно-производственных работ;

• подготавливаются необходимые учебные стенды, схемы, инструмент и

др.

• разрабатываются технологические карты на практические задания конкурса.

Вхождение России в конкурсное движение WorldSkills International открыло новые возможности и для педагогов, у которых появилась значимая мотивация в подготовке студентов к конкурсам. Например, в апреле 2013 года в Самаре, на открытии первого всероссийского конкурса «Национальный чемпионат WorldSkills Russia-2013», глава региона заявил о том, что тем наставникам, которые подготовят победителей международного конкурса WorldSkills International, будет в течение 3 лет выплачиваться ежемесячная премия в размере 70 тыс.

рублей. А наставникам, подготовивших победителей российского чемпионата WorldSkills Russia - до 30 тыс. рублей [7].

По итогам данного занятия определяются 2-3 победителя, которые будут представлять группу на конкурсе по профессии на уровне учебного заведения.

Для подготовки и проведения конкурса уровня учебного заведения создается оргкомитет, в состав которого, как правило, входят: руководитель учебного заведения, руководители подразделений, преподаватели и др.

Оргкомитетом конкурса избирается состав жюри, в который входят как представители учебного заведения, так и социальные партнеры: представители предприятий, бизнес-сообщества и др.

Целями и задачами данного этапа являются:

- выявление наиболее подготовленных студентов для последующей подготовки и участия на региональном этапе уровне конкурсов;

- повышение качества профессионального обучения студента;

- укрепление материально-технической базы учебного заведения;

- обеспечение взаимодействия социальных партнеров;

- совместное совершенствование профессиональных требований;

- развитие профессиональной самостоятельности студента;

- формирование опыта творческо-конструкторской деятельности.

Основными критериям оценки результатов выполнения конкурсных практических заданий являются профессиональное мастерство участника, где основными показателями становятся критерии и показатели, приближенные к требованиям реального производства, критериям и показателям WorldSkills International.

Важно то, что по завершении областного конкурса наставники - специалисты предприятий, принимавшие участие в подготовке конкурсантов - призеров по ходатайству учебного заведения поощряются руководством завода денежной премией [5, с. 5].

Ключевой фигурой в организации дуального взаимодействия в системе конкурсов профессионального мастерства является педагог учебного заведения, который должен не только уметь проектировать учебный процесс, но и эффективно взаимодействовать с социальными партнерами, и, прежде всего, представителем предприятий [1; с. 9].

Именно образовательному учреждению, педагогу принадлежит ведущая роль в творческо-педагогическом взаимодействии, что в полной мере соответствует новой концепции, предложенной еще в 2012 году Президентом России В.В. Путиным: - «Чтобы не рабочие места диктовали, какие нам нужны уровни образования, а наоборот, подготовленный уровень образования и специалисты должны повлиять на инновационное развитие и подготовку 25 млн рабочих мест».

Об эффективности совместной подготовки, «конкурса наставников» можно судить по тому, что студенты, которые проходили конкурсную подготовку при участии специалистов предприятий, становились победителями областных, всероссийских конкурсов профессионального мастерства, и неслучайно именно

студент колледжа - будущий электромонтер Николай Кондратьев, стал победителем первого регионального чемпионата WorldSkills Russia.

Конкурсы по рабочим профессиям на уровне учебного заведения проводятся, как правило, в два этапа - теоретический и практический.

Теоретический этап конкурса состоит, как правило, из тестовых заданий различной сложности, в основном, репродуктивного уровня, а также и заданий проблемного характера, требующих решения различных проблемных производственных задач и ситуаций.

Практический этап конкурса состоит из ряда практических заданий и проводится, как правило, в учебно-производственных мастерских учебного заведения.

При разработке конкурсных заданий организаторы руководствуются тем, что практические задания:

• подбираются в соответствии с требованиями охраны труда;

• согласовываются с представителями предприятий;

• имеют практическую значимость;

• соответствуют уровню программного материала;

• содержат элементы проблемности, рационализаторства;

• включают новейшее оборудование и передовые технологии.

Качество и правильность выполнения заданий, применение рациональных,

передовых приемов труда оцениваются совместно со специалистами предприятий.

Итак, творческо-педагогическое взаимодействие образовательного учреждения (учебного заведения) и предприятия (работодателя) в творческой профессиональной подготовке современного рабочего понимается нами как сотрудничество образовательного учреждения и предприятий в профессиональной подготовке специалиста, обеспечивающее его компетенции, адекватные требованиям рынка труда и отвечающие интересам личности, общества и государства.

Опыт показал, что совместно проводимые конкурсы профессионального мастерства становятся настоящим праздником профессионализма, способствуют повышению качества обучения, обмену передовым опытом и внедрению современных технологий, являются прекрасным стимулом для саморазвития личности и способствует формирования основ творческо-конструкторской деятельности обучающихся [4; с. 251].

Важная роль в социальном взаимодействии принадлежит представителям бизнес сообщества. Например, в Ульяновском регионе, в качестве многолетнего партнера различных мероприятий, в том числе и конкурсов профессионального мастерства, чемпионатов WorldSkills выступает группа компаний «Сигма-СИ».

На протяжении многих лет «Сигма-СИ» поддерживает соревнования по техническим видам спорта, проводимые в Ульяновске и области и обеспечивает призовой фонд на конкурсах профессионального мастерства по основным направлениям подготовки, ведущейся в системе профессионально-технического образования [3, с. 52].

Значительна роль «Сигма-СИ» также и в поддержке Приоритетного национального проекта «Образование», профессиональному обучению, в том числе и повышению квалификации педагогов практического обучения. Например, по инициативе «Сигма-Си» в 2009 году в Ульяновске, на базе бывшего профессионального училища № 2, открылся Региональный учебно-технический центр BOSCH-Ульяновская область (РУТЦ), основным предназначением трансферт высоких технологий и современной техники от ВOSСН - («Учебная мастерская Роберта Бош»).

таким образом, дуальное взаимодействие в совместной подготовке к конкурсам профессионального мастерства, чемпионатам WorldSkills, способствует решению важных социально-экономических задач в сферах образования и производства в совместной подготовке студента педагогического вуза - будущего учителя технологии общеобразовательной школы и мастера производственного обучения колледжа.

литература

1. Гайнеев, Э.Р. Формирование профессиональной компетентности обучающихся с позиций дуального подхода [Текст] / Э.Р. Гайнеев // Среднее профессиональное образование.- 2013.- № 6.- С. 9-11.

2. Гайнеев, Э.Р. Формирование творческо-конструкторского потенциала обучающихся во взаимодействии с базовым предприятием [Текст] /Э.Р. Гайнеев // Среднее профессиональное образование. -2008. - № 4. - С. 26-28.

3. Гайнеев, Э.Р. Конкурс профессионального мастерства как средство формирования опыта творческо-конструкторской деятельности в подготовке современного рабочего [Текст] / Э.Р. Гайнеев,: Монография, УлГПУ им. И.Н. Улья-но-ва, 2016. - 206 с.

4. Гайнеев Э. Р. Структура и содержание творческо-конструкторской деятельности современного квалифицированного рабочего // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 251-255. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86951.htm.

5. Набатова, Л.Б. Творческо-конструкторская деятельность студентов как средство формирования их критического мышления / [Текст] /Л.Б Набатова, Э.Р. Гайнеев // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 8. - С. 22-24.

6. Набатова Л.Б. Педагогические условия формирования у студентов опыта профессиональной деятельности [Текст] / Л.Б. Набатова, Э.Р. Гайнеев // Поволжский педагогический поиск. - №4 (10)-2014. - С. 111-113

7. Николай Меркушкин открыл первый всероссийский конкурс профессионального мастерства «Национальный чемпионат WorldSkills Russia-2013» /URL: samara.rmread/4887127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.