Научная статья на тему 'Дуальное обучение как основа практико-ориентированной модели среднего профессионального образования'

Дуальное обучение как основа практико-ориентированной модели среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дуальная система обучения / практико-ориентированное обучение / студенты / источники финансирования / dual training system / practice-oriented learning / students / sources of funding

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернодымова Екатерина Михайловна, Ахметов Линар Гимазетдинович, Хамдамова Венера Анваровна

Введение. Актуальность рассмотрения вопросов дуального обучения как основы практико-ориентированной модели профессионального образования обусловлена активными изменениями, происходящими в стране в связи с модернизацией системы образования, а также некоторой инерцией существующей системы профессионального образования, которая продолжает готовить специалистов, недостаточно ориентированных на реальные потребности работодателей. Современная система профессионального образования должна быть ориентирована не только на теорию профессии и связанные с ней понятия, но и на подготовку специалистов, обладающих реальными рабочими навыками. Целью исследования является изучение дуального обучения как основы практико-ориентированной модели среднего профессионального образования. Материалами и методами исследования послужили: методологическая научная литература в области практико-ориентированных образовательных технологий, специальная литература, раскрывающая содержание дуального обучения как одного из составляющих направлений практико-ориентированной модели обучения. Результаты исследования, обсуждение. Установлено, что дуальная система обучения направлена на вовлечение предприятий в процесс профессиональной подготовки студентов. При этом будущие работодатели несут значительные расходы, связанные с обучением будущего персонала, поскольку они полностью осознают, что затраты на качественное профессиональное обучение являются на¬дежным вкладом капитала. Внедрение дуального подхода к обучению студентов способствует переходу на качественно новый уровень образования и переподготовки рабочих и специалистов для высокотехнологичного производства. Дуальное обучение также способствует формированию общих и профессиональных компетенций выпускников, обеспечению их конкурентоспособности и востребованности на рынке труда, а также развитию эффективной системы социального партнерства в области профессионального образования, как мощного фактора его модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернодымова Екатерина Михайловна, Ахметов Линар Гимазетдинович, Хамдамова Венера Анваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dual training as the basis of a practice-oriented model of secondary vocational education

Introduction. The relevance of considering dual education issues as the basis of a practice-oriented model of vocational education is due to the active changes taking place in the country in connection with the modernization of the education system, as well as some inertia of the existing vocational education system, which continues to train specialists insufficiently focused on the real needs of employers. The modern system of vocational education should be focused not only on the theory of the profession and related concepts, but also on training specialists with real working skills. The purpose of the research is to study dual education as the basis of a practice-oriented model of secondary vocational education. The research materials and methods were: methodological scientific literature in the field of practice-oriented educational technologies, special literature revealing the content of dual education as one of the components of the practice-oriented learning model. Research results, discussion. It is established that the dual education system is aimed at involving enterprises in the process of professional training of students. At the same time, future employers bear quite significant costs associated with training future personnel, since they are fully aware that the cost of high-quality vocational training is a reliable investment of capital. The introduction of a dual approach to student education contributes to the transition to a qualitatively new level of education and retraining of workers and specialists for high-tech production. Dual training also contributes to the formation of general and professional competencies of graduates, ensuring their competitiveness and demand in the labor market, as well as the development of an effective system of social partnership in the field of vocational education, as a powerful factor in its modernization.

Текст научной работы на тему «Дуальное обучение как основа практико-ориентированной модели среднего профессионального образования»

УДК 377.35

DOI 10.30914/2072-6783-2024-18-2-199-203

Дуальное обучение как основа практико-ориентированной модели

среднего профессионального образования

Е. М. Чернодымова1, Л. Г. Ахметов1, В. А. Хамдамова2

1 Казанский федеральный университет, Елабужский институт (филиал), г. Елабуга, Российская Федерация 2Кокандский государственный педагогический институт имени Мукимий, г. Коканд, Узбекистан

Аннотация. Введение. Актуальность рассмотрения вопросов дуального обучения как основы практико-ориентированной модели профессионального образования обусловлена активными изменениями, происходящими в стране в связи с модернизацией системы образования, а также некоторой инерцией существующей системы профессионального образования, которая продолжает готовить специалистов, недостаточно ориентированных на реальные потребности работодателей. Современная система профессионального образования должна быть ориентирована не только на теорию профессии и связанные с ней понятия, но и на подготовку специалистов, обладающих реальными рабочими навыками. Целью исследования является изучение дуального обучения как основы практико-ориентированной модели среднего профессионального образования. Материалами и методами исследования послужили: методологическая научная литература в области практико-ориентированных образовательных технологий, специальная литература, раскрывающая содержание дуального обучения как одного из составляющих направлений практико-ориентированной модели обучения. Результаты исследования, обсуждение. Установлено, что дуальная система обучения направлена на вовлечение предприятий в процесс профессиональной подготовки студентов. При этом будущие работодатели несут значительные расходы, связанные с обучением будущего персонала, поскольку они полностью осознают, что затраты на качественное профессиональное обучение являются надежным вкладом капитала. Внедрение дуального подхода к обучению студентов способствует переходу на качественно новый уровень образования и переподготовки рабочих и специалистов для высокотехнологичного производства. Дуальное обучение также способствует формированию общих и профессиональных компетенций выпускников, обеспечению их конкурентоспособности и востребованности на рынке труда, а также развитию эффективной системы социального партнерства в области профессионального образования, как мощного фактора его модернизации.

Ключевые слова: дуальная система обучения; практико-ориентированное обучение; студенты; источники финансирования

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Чернодымова Е. М., Ахметов Л. Г., Хамдамова В. А. Дуальное обучение как основа практико-ориентированной модели среднего профессионального образования // Вестник Марийского государственного университета. 2024. Т. 18. № 2. С. 199-203. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-2-199-203

Dual training as the basis of a practice-oriented model of secondary

vocational education

E. M. Chernodymova1, L. G. Akhmetov1, V. A. Khamdamova2

Kazan Federal University, Elabuga Institute (branch), Elabuga, Russian Federation 2 Kokand State Pedagogical Institute, Kokand, Uzbekistan

Abstract. Introduction. The relevance of considering dual education issues as the basis of a practice-oriented model of vocational education is due to the active changes taking place in the country in connection with the modernization of the education system, as well as some inertia of the existing vocational education system, which continues to train specialists insufficiently focused on the real needs of employers. The modern system of vocational education should be focused not only on the theory of the profession and related concepts, but also on training specialists with real working skills. The purpose of the research is to study dual education as the basis of a practice-oriented model of secondary vocational education. The research materials and methods were: methodological scientific literature in the field of practice-oriented educational technologies, special literature revealing the content of dual education as one of the components of the practice-oriented learning model.

© Чернодымова Е. М., Ахметов Л. Г., Хамдамова В. А., 2024

Research results, discussion. It is established that the dual education system is aimed at involving enterprises in the process of professional training of students. At the same time, future employers bear quite significant costs associated with training future personnel, since they are fully aware that the cost of high-quality vocational training is a reliable investment of capital. The introduction of a dual approach to student education contributes to the transition to a qualitatively new level of education and retraining of workers and specialists for high-tech production. Dual training also contributes to the formation of general and professional competencies of graduates, ensuring their competitiveness and demand in the labor market, as well as the development of an effective system of social partnership in the field of vocational education, as a powerful factor in its modernization.

Keywords: dual training system; practice-oriented learning; students; sources of funding

The authors declare no conflict of interest.

For citation: Chernodymova E. M., Akhmetov L. G., Khamdamova V. A. Dual training as the basis of a practice-oriented model of secondary vocational education. Vestnik of the Mari State University, 2024, vol. 18, no. 2, pp. 199-203. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-2-199-203

Введение

Долгие годы существовала установка, что студентам достаточно дать хорошие теоретические знания, которые непременно приведут их к успеху в будущей профессии. В результате этого появилось большое количество специалистов со средним образованием, но в то же время экономика стала испытывать острый дефицит в квалифицированном, практико-ориентированном персонале. В связи с этим современное профессиональное образование должно строиться на основе практи-ко-ориентированного обучения, которое включает в себя разумное сочетание фундаментального образования и профессиональной подготовки.

Цель

Изучение дуального обучения как основы практико-ориентированной модели среднего профессионального образования.

Материалы и методы исследования

Методологическая научная литература в области практико-ориентированных образовательных

технологий, специальная литература, раскрывающая содержание дуального обучения как одного из составляющих направлений практико-ориентированной модели обучения.

Результаты

Несмотря на то что на факультетах колледжей работает немало специалистов, имеющих практические навыки по обучаемой специальности, возможности подготовки квалифицированных рабочих в этих учебных заведениях ограничены. В этом отношении, наряду с традиционной классической (теоретической) моделью обучения, дуальное образование сегодня должно занимать лидирующие позиции1 [1; 2].

Дуальное обучение является видом современного образовательного процесса, при котором студенты изучают теоретические основы будущей профессии в учебном заведении, а практические навыки приобретают на рабочем месте, то есть непосредственно на предприятии будущего работодателя. Данное соотношение наглядно показано на рисунке 1 [3].

.30%

Теоретическая часть обучения Практическая часть обучения Рис. 1. Структура дуального обучения / Fig. 1. The structure of dual education

1 Карюкина О. А. Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов. URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/11/16 (дата обращения: 14.02.2024).

Основная концепция дуального образования основана на укреплении практического аспекта развития человеческих ресурсов путем обобщения процессов обучения и производства в единую систему. При данной модели обучения теории отводится примерно 30 % учебного времени, а 70 % обучения осуществляется практически, то есть на конкретном рабочем месте [4].

Основная цель дуального обучения - обеспечить качество профессионального образования студентов, отвечающее требованиям рынка труда, путем объединения усилий и ресурсов учебных заведений и работодателей в качестве движущей силы практико-ориентированного обучения1 [5].

Целью практико-ориентированного обучения является усиление процесса поиска, приобретения и накопления новых знаний студентов, позволяющих им вырабатывать и развивать определенные профессиональные компетенции.

Задачи практико-ориентированного обучения [6; 7]:

- ознакомление студентов с деятельностью предприятий и с принципами их работы;

- изучение студентами передового опыта специалистов предприятий через непосредственную передачу их навыков на рабочем месте;

- углубление и закрепление знаний, которые были получены студентами в процессе плановых учебных занятий, путем выполнения практических заданий;

- выработка студентами-практикантами навыков подготовки, принятия и реализации решений в практической деятельности;

- стремление добиться признания в работе через интеграцию учебной и практической деятельности;

- определение работодателями потенциала будущих сотрудников.

Дуальная система обучения основана на взаимодействии двух самостоятельных в организационном и правовом отношениях сфер в рамках официально признанного профессионального обучения. Другими словами, данная система объединяет в себе две различные учебно-производственные среды - это частное предприятие и государственное профессиональное учебное заведение, работающие совместно для достижения общей цели - профессиональной подготовки учащихся.

Возможные источники финансирования дуального обучения показаны на рисунке 22.

Рис. 2. Источники финансирования дуального обучения / Fig. 2. Sources of funding for dual education

1 Сальманович Л. В. Системно-деятельностный подход в образовательном процессе СПО. URL: https://infourok.ru (дата обращения: 14.02.2024).

2 Уманская М. А. Дуальный подход, как элемент повышения качества профессионального образования. URL: https://www.informio.ru/publications (дата обращения: 15.02.2024).

В дуальном обучении финансирование программ подготовки кадров для конкретного рабочего места осуществляется совместно коммерческими предприятиями, заинтересованными в высококвалифицированном персонале, а также региональными властями, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе.

Заключение

Таким образом, дуальная система обучения направлена на вовлечение предприятий в процесс профессиональной подготовки студентов. При этом будущие работодатели несут достаточно значительные расходы, связанные с обучением будущего персонала, поскольку они

полностью осознают, что затраты на качественное профессиональное обучение являются надежным вкладом капитала.

Внедрение дуального подхода к обучению студентов способствует переходу на качественно новый уровень образования и переподготовки рабочих и специалистов для высокотехнологичного производства. Дуальное обучение также способствует формированию общих и профессиональных компетенций выпускников, обеспечению их конкурентоспособности и востребованности на рынке труда, а также развитию эффективной системы социального партнерства в области профессионального образования как мощного фактора его модернизации.

1. Терещенкова Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 4 (апрель). С. 41-45. URL: http://e-koncept.ru/2014/14087.htm (дата обращения: 15.02.2024).

2. Дидактика практико-ориентированного образования : монография / В. А. Беликов, П. Ю. Романов, А. С. Валеев, А. М. Филиппов. 2-е изд., испр. и доп. М. : ИНФРА-М, 2020. 323 с. DOI: https://doi.org/10.12737/1045947

3. Мухина Т. Г. Практико-ориентированные образовательные технологии и их назначение при реализации дополнительной профессиональной образовательной программы : монография. М : ВПО «МПСИ», 2019. 178 с.

4. Савина Е. В. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательная среда сегодня: стратегия развития : материалы V Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 17 апреля 2016 г. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс». 2016. № 1 (5). С. 249-252. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=wamwvh (дата обращения: 14.02.2024).

5. Авлиякулов А. К., Ходжаев Н. С. Практико-ориентированное обучение при организации дуальной системы образования // Процветание науки. 2021. № 1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/artide/npraktiko-orientkovamoe-obuchenie-pri-organizatsii-dualnoy-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 14.02.2024).

6. Сичинский Е. П. Практико-ориентированное или дуальное образование: к вопросу о формировании понятийного аппарата // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. № 1 (17). URL: https://cyberieninka.ra/artide/n/praktiko-orientirovannoe-ili-dualnoe-obrazovanie-k-voprosu-o-formirovanii-ponyatiynogo-apparata (дата обращения: 04.03.2024).

7. Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Шабалин А. И. Дуальное обучение в российских регионах: модели, лучшие практики, возможности распространения // Вопросы образования. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dualnoe-obuchenie-v-rossiyskih-regionah-modeli-luchshie-praktiki-vozmozhnosti-rasprostraneniya (дата обращения: 11.03.2024).

Статья поступила в редакцию 28.03.2024 г.; одобрена после рецензирования 25.04.2024 г.; принята к публикации 30.05.2024 г.

Об авторах

Чернодымова Екатерина Михайловна

магистрант 3 курса, инженерно-технологическое отделение, Казанский федеральный университет,

Елабужский институт (филиал) (423604, Российская Федерация, г. Елабуга, ул. Казанская, д. 89),

listvagi4@mail. ru

Ахметов Линар Гимазетдинович

доктор педагогических наук, профессор, заведующий инженерно-технологическим отделением,

Казанский федеральный университет, Елабужский институт (филиал) (423604, Российская Федерация,

г. Елабуга, ул. Казанская, д. 89), aling@list.ru

Хамдамова Венера Анваровна

старший преподаватель, кафедра технологического образования, Кокандский государственный

педагогический институт (150700, Узбекистан, Ферганская область, г. Коканд, ул. Мовароуннахр,

д. 77), hamdamovabdulloh683@gmail.com

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Tereshchenkova E. V. Dual'naya sistema obrazovaniya kak osnova podgotovki spetsialistov [The dual system of education as a basis of training of specialists]. Nauchno-metodicheskii elektmnnyi zhurnal "Kontsept" = Scientific and methodological electronic journal "Koncept", 2014, no. 4 (April), pp. 41-45. Available at: http://e-koncept.ru/2014/14087.htm (accessed 15.02.2024). (In Russ.).

2. Belikov V. A., Romanov P. Yu., Valeev A. S., Filippov A. M. Didaktika praktiko-orientirovannogo obrazovaniya: monografiya [Didactics of practice-oriented education: monograph]. 2nd ed., corr. and add. M., INFRA-M Publ., 2020, 323 p. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.12737/1045947

3. Mukhina T. G. Praktiko-orientirovannye obrazovatel'nye tekhnologii i ikh naznachenie pri realizatsii dopolnitel'noi professional'noi obrazovatel'noi programmy: monografiya [Practice-oriented educational technologies and their purpose in the implementation of an additional professional educational program: monograph]. M., VPO "MPSI" Publ., 2019, 178 p. (In Russ.).

4. Savina E. V. Kompetentnostnyi podkhod v professional'nom obrazovanii [Competence-based approach in vocational education]. Obrazovatel'naya sreda segodnya: strategiya razvitiya : materialy V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Cheboksary, 17 aprelya 2016 g. = Educational environment today: development strategy: materials of the V International scientific and practical conference (Cheboksary, April 17, 2016). Cheboksary, CNS Interactive Plus Publ, 2016, no. 1 (5), pp. 249-252. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=wamwvh (accessed 14.02.2024). (In Russ.).

5. Avliyakulov A. K., Khodzhaev N. S. Praktiko-orientirovannoe obuchenie pri organizatsii dual'noi sistemy obrazovaniya [Practice-oriented training in the organization of the dual education system]. Protsvetanie nauki = Prosperity of Science, 2021, no. 1 (1), Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/praktiko-orientirovannoe-obuchenie-pri-organizatsii-dualnoy-sistemy-obrazovaniya (accessed 14.02.2024). (In Russ.).

6. Sichinskiy E. P. Praktiko-orientirovannoe ili dual'noe obrazovanie: k voprosu o formirovanii ponyatiinogo apparata [Practice-oriented or dual education: to the question of conceptual apparatus formation]. Innovatsionnoe razvitieprofessional'nogo obrazovaniya = Innovative Development of Vocational Education, 2018, no. 1 (17). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/praktiko-orientirovannoe-ili-dualnoe-obrazovanie-k-voprosu-o-formirovanii-ponyatiynogo-apparata (accessed 04.03.2024). (In Russ.).

7. Dudyrev F. F., Romanova O. A., Shabalin A. I. Dual'noe obuchenie v rossiiskikh regionakh: modeli, luchshie praktiki, vozmozhnosti rasprostraneniya [Dual education in regions of Russia: models, best practices, growth practice]. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies (Moscow), 2018, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dualnoe-obuchenie-v-rossiyskih-regionah-modeli-luchshie-praktiki-vozmozhnosti-rasprostraneniya (accessed 11.03.2024). (In Russ.).

The article was submitted 28.03.2024; approved after reviewing 25.04.2024; accepted for publication 30.05.2024.

About the authors

Ekaterina M. Chernodymova

3rd year graduate student, Department of Engineering and Technology, Kazan Federal University, Elabuga

Institute (branch) (89 Kazanskaya St., Elabuga 423604, Russian Federation), listvagi4@mail.ru

Linar G. Akhmetov

Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Head of the Engineering and Technology Department, Kazan Federal

University, Elabuga Institute (branch) (89 Kazanskaya St., Elabuga 423604, Russian Federation),

aling@list.ru

Venera A. Khamdamova

Senior Lecturer, Department of Technological Education, Kokand State Pedagogical Institute (77 Mova-

rounnahr Str., Kokand 150700, Ferghana region, Uzbekistan), hamdamovabdulloh683@gmail.com

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.