Научная статья на тему 'ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА'

ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
химическое образование / дуальная система / профессиональная подготовка / специалист химического производства / chemical education / dual system / professional training / chemical production specialist

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петровский Александр Михайлович

В статье дана характеристика дуальной системы профессиональной подготовки специалистов химического производства. В работе обобщены теоретико-методологические основы формирования и развития дуальных систем обучения, определены сущностные и организационных характеристики этой системы. Дуальная система профессиональной подготовки специалистов представлена в широком смысле как механизм социального взаимодействия образовательных производственных предприятий-партнеров в вопросе повышения качества профессиональной подготовки. Сформулированы сущностные характеристики и особенности дуальной профессиональной подготовки в условиях химической промышленности. Описан опыт реализации системы дуальной профессиональной подготовки на базе Дзержинского политехнического института (филиала) НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Представленная в публикации дуальное профессиональное образование охарактеризовано по уровням (допрофессинальная подготовка, начальная, средняя профессиональная подготовка, подготовка на уровне высшего образования бакалавриата и магистратуры) и направлениям совместной деятельности (разработка образовательных программ, руководство практической подготовкой, наставничество и пр.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петровский Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the characteristics of the dual system of professional training of chemical production specialists. The work summarizes the theoretical and methodological foundations for the formation and development of dual training systems, and identifies the essential and organizational characteristics of this system. The dual system of professional training of specialists is presented in a broad sense as a mechanism for social interaction between educational production partner enterprises on the issue of improving the quality of professional training. The essential characteristics and features of dual professional training in the chemical industry are formulated. The experience of implementing a system of dual professional training on the basis of the Dzerzhinsky Polytechnic Institute (branch) of NSTU named after. R.E. Alekseeva. The dual professional education presented in the publication is characterized by levels (pre-professional training, primary, secondary vocational training, training at the level of higher education bachelor's degree and master's degree) and areas of joint activity (development of educational programs, management of practical training, mentoring and etc.).

Текст научной работы на тему «ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА»

Педагогика

УДК 377.44

директор, старший преподаватель Петровский Александр Михайлович

Нижегородский государственный технический университет имени P.E. Алексеева (г. Нижний Новгород); Дзержинский политехнический институт (г. Дзержинск)

ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ХИМИЧЕСКОГО

ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация. В статье дана характеристика дуальной системы профессиональной подготовки специалистов химического производства. В работе обобщены теоретико-методологические основы формирования и развития дуальных систем обучения, определены сущностные и организационных характеристики этой системы. Дуальная система профессиональной подготовки специалистов представлена в широком смысле как механизм социального взаимодействия образовательных производственных предприятий-партнеров в вопросе повышения качества профессиональной подготовки. Сформулированы сущностные характеристики и особенности дуальной профессиональной подготовки в условиях химической промышленности. Описан опыт реализации системы дуальной профессиональной подготовки на базе Дзержинского политехнического института (филиала) НГТУ им. P.E. Алексеева. Представленная в публикации дуальное профессиональное образование охарактеризовано по уровням (допрофессинальная подготовка, начальная, средняя профессиональная подготовка, подготовка на уровне высшего образования - бакалавриата и магистратуры) и направлениям совместной деятельности (разработка образовательных программ, руководство практической подготовкой, наставничество и пр.)

Ключевые слова: химическое образование, дуальная система, профессиональная подготовка, специалист химического производства.

Annotation. The article describes the characteristics of the dual system of professional training of chemical production specialists. The work summarizes the theoretical and methodological foundations for the formation and development of dual training systems, and identifies the essential and organizational characteristics of this system. The dual system of professional training of specialists is presented in a broad sense as a mechanism for social interaction between educational production partner enterprises on the issue of improving the quality of professional training. The essential characteristics and features of dual professional training in the chemical industry are formulated. The experience of implementing a system of dual professional training on the basis of the Dzerzhinsky Polytechnic Institute (branch) of NSTU named after. R.E. Alekseeva. The dual professional education presented in the publication is characterized by levels (pre-professional training, primary, secondary vocational training, training at the level of higher education - bachelor's degree and master's degree) and areas of joint activity (development of educational programs, management of practical training, mentoring and etc.).

Key words: chemical education, dual system, professional training, chemical production specialist.

Введение. Актуальность тесного взаимодействия организаций профессионального образования с предприятиями в вопросах повышения качества подготовки специалистов не вызывает сомнений. Так, среди приоритетных направлений реализации Стратегии развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года отдельно указана актуализация профессиональных стандартов для разработки примерных образовательных программ, направленная на достижение вариативности и гибкости образовательных программ с четкой ориентацией на обеспечение запросов предприятий-работодателей, а также интенсификация программ и сокращение сроков их освоения. Обеспечение рабочими, инженерными кадрами, специалистами высокой квалификации предприятий химической промышленности является одной из важнейших задач развития химической отрасли, а профессия химика в 2023 г. вошла в список востребованных профессий в Нижегородской области [12].

Одной из эффективных моделей сотрудничества образования и производства выступает модель дуального профессионального образования, которая в настоящее время получила наибольшее распространение в системе среднего профессионального образования. Зарубежная и отечественная практика реализации дуальных моделей профессиональной подготовки свидетельствует о большом потенциале такой системы не только в решении вопросов финансирования и материально-технического оснащения образовательных организаций, но и в синхронизации кадровых потребностей реального сектора экономики с возможностями системы профессионального образования.

В нашей стране модели дуального обучения получили наибольшее распространение на уровне среднего профессионального образования. Разработка и практическое внедрение механизмов сотрудничества предприятий и учреждений СПО в направлении повышения профессиональной подготовки осуществлялись, в частности, в рамках «Комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2014-2020 годы» [5]. Данный документ указывал на необходимость последовательного внедрения дуальных моделей профессионального обучения, ориентированных на тесное взаимодействие различных предприятий и организаций.

В настоящее время развитие дуальных моделей профессионального обучения и распространение соответствующих образовательных практик не потеряло своей актуальности. Используя различные механизмы социального партнёрства, модели дуальной профессиональной подготовки специалистов распространяются в системе высшего и дополнительного профессионального образования.

Цель публикации - представить характеристику дуальной системы профессиональной подготовки специалистов химического производства.

Задачи публикации:

- провести обзор источников, посвященных разработке и реализации дуальных систем профессиональной подготовки рабочих и специалистов;

- сформулировать сущностные характеристики дуальной системы профессиональной подготовки специалистов химического профиля;

- описать модель дуальной подготовки будущих химиков на базе Дзержинского политехнического института (филиала) НГТУ им. P.E. Алексеева;

- сформировать выводы о перспективах дуальной системы профессиональной подготовки для повышения качества химического образования.

Изложение основного материала статьи. Система дуального образования институционально оформилась и получила широкое распространение в европейских странах, прежде всего, в Германии, Австрии и Швейцарии. В настоящее время

дуальная система обучения получила признание также в Греции, Швеции, Испании, Италии, Румынии, Китае, некоторых странах Африки [1].

Теоретико-методологические основы дуальной модели профессиональной подготовки специалистов представлены в публикациях российских авторов (Н.В. Григорьевой, A.A. Листвина, Т.В. Поляковой, М.А. Пономаревой, Г.В. Терещенковой и др.). Большинство из них соотносят дуальную систему профессиональной подготовки с формой практико-ориентированного обучения на основе социального партнерства, предназначенного, прежде всего, для профессиональной подготовки по рабочим профессиям.

Все существующее на сегодняшний день многообразие подходов к изучению дуальных моделей профессионального образования может быть сведено к интерпретации этой системы в широком и узком смыслах.

В широком смысле к дуальным системам профессионального образования можно отнести любые образовательные системы, построенные на социальном партнерстве образовательных и производственных организаций. В таком смысле участие предприятия-работодателя в реализации образовательных программ охватывает любые направления и формы взаимодействия, которые определены образовательными стандартами, а именно участие в формировании содержания профессиональной подготовки (в любой форме), руководстве практиками, итоговой аттестации выпускников.

Например, A.A. Кутумова и Г.А. Яркова определяют систему дуального образования в качестве специфической системы методов, организационных форм, средств их реализации, также приемов педагогической техники, реализуемой в тесном взаимодействии образовательных и производственных предприятий [7, С. 139].

Более узкая трактовка сущностных характеристик дуальной модели профессионального образования акцентирует внимание на особых способах организации образовательного процесса, в рамках которого осуществляется параллельное теоретическое обучение на базе образовательной организации и практическая подготовки на базе предприятия-партнера. При такой трактовке более пристальное внимание отводится разработке совместных дуальных образовательных программ, которые содержательно и организационно отражают специфику отрасли и конкретного предприятия [9; 10; 13].

Различные аспекты реализации системы дуального образования в узком смысле достаточно широко представлены в публикациях.

Внедрение дуальной системы обучения в условиях университета представлена в публикация Н.В. Григорьевой [3], региональный опыт внедрения системы дуального обучения обобщен и осмыслен в исследовании Ф.Ф. Дудырева, O.A. Романовой, А.И. Шабалина [4]. Авторы отмечают, что внедрение системы дуального обучения основано на открытом характере этой системы, её высоком потенциале для стратегического и инновационного развития партнеров.

Исследованию правового и организационно-управленческого аспектов реализации дуальной системы профессиональной подготовки на региональном уровне посвящена работа A.A. Листвина. Автор указывает, что к настоящему времени единые механизмы сотрудничества образовательных организаций с предприятиями реального сектора экономики еще не сформировались, а также склонен относить дуальные системы обучения не столько к педагогическим моделям, сколько к формату социального партнерства, ориентированного на покрытие реального дефицита предприятий в высококвалифицированных рабочих и специалистах [8].

Анализ подходов и определений дуальной системы профессиональной подготовки позволяет определять последнюю как специфическую форму сотрудничества, которое основано на интеграции усилий образовательных организаций и предприятий-партнеров, направленных на обеспечение высокого качества профессиональной подготовки специалистов. Такая форма взаимодействия характеризуется сочетанием теоретической подготовки на базе образовательной организации и практической подготовки на базе предприятия партнера.

Пономарева М.А., Моисеева Л.В. отмечают ведущие сущностные характеристики дуальной системы профессионального образования, среди которых особый способ организации процесса обучения (теоретическая подготовка в условиях образовательной организации, практическая - на базе предприятия-партнера), совместный, институционально и организационно закрепленный механизм формирования и реализации образовательных программ всеми партнерами, особый порядок финансирования образовательной программы со стороны предприятия-работодателя [10].

Раскрывая эти характеристики, необходимо указать, что дуальная система профессиональной подготовки:

- формируется на основе механизмов социального партнерства на уровнях «профессиональная ориентация - начальная профессиональная подготовка - среднее профессиональное образование - университет - производство»;

- ориентирована на закрытие региональных потребностей в высококвалифицированных специалистах;

- усиливает ориентацию профессиональной подготовки на выполнение требований отраслевых и технологических стандартов;

- усиливает практикоориентированность профессиональной подготовки через её реализацию в реальных условиях предприятий-партнёров.

С точки зрения организации дуальная система профессиональной подготовки основана на развитом, институционально и организационно определённом сотрудничестве образовательных организаций с предприятиями и региональной властью. В такой системе образовательная организация принимает на себя функцию разработки учебных планов и рабочих программ, организации образовательного процесса и контроля результатов обучения. Предприятие-партнёр несет ответственность за обеспечение практической подготовки обучающихся на своей базе, реализацию программы наставничества и обучения на рабочем месте, организацию промежуточной и итоговой аттестации (демонстрационный экзамен, профессиональные соревнования Worldskills и пр.) [11]. Кроме того, предприятия-партнеры могут принимать участие в материально-техническом оснащении учебных мастерских, лабораторий образовательных организаций, инициировать создание специализированных структурных подразделений (учебно-производственного, исследовательского, проектного характера).

Для развития химической промышленности система дуального образования имеет значительные перспективы, связанные, в первую очередь, с тем, что высокое качество профессиональной подготовки будущих химиков невозможно без доступа к специализированному лабораторному и технологическому оборудованию. Дуальная система обучения специалистов химического производства:

- формирует условия для преодоления противоречия между теоретической и практической подготовкой будущих химиков, а также формированием готовности их к экспериментально-исследовательской работе;

- способствует обновлению содержания, методов, средств профессиональной химической подготовки на основе актуальных требований предприятий-партнеров;

- реализует практическую подготовку обучающихся в реальных условиях химического производства;

- ориентирована на раннюю профориентацию и развитие позитивной мотивации к освоению профессий химического профиля;

- удовлетворяет потребность педагогов, наставников, региональных властей в высоком качестве профессиональной подготовки с учетом специфики предприятий химической промышленности;

- формирует среду для развития профессиональной мобильности, конкурентоспособности, гибкости выпускников химического профиля на рынке труда.

Дуальная система профессиональной подготовки специалистов химического производства, реализованная на базе Дзержинского политехнического института (филиала) НГТУ им. P.E. Алексеева, представляет собой модель интеграции учебно-технологической и научно-исследовательской подготовки на основе развитых координационных связей университета с индустриальными партнерами (рисунок 1).

Учебио-техиилогическая деятельность обучающихся

tr

[¡алчно-исследовательская деятельность обучающихся

Рисунок 1. Дуальная модель профессиональной подготовки специалистов химического производства

Функционирование системы дуальной подготовки специалистов химического производство ориентировано на реализацию взаимосвязи химико-технологического, научно-исследовательского и экономико-управленческого компонентов профессиональной подготовки будущих химиков за счет формирования специализированных подразделений - базовых кафедр на предприятиях, учебно-производственных лабораторий, центров свободного доступа, химического кластера и пр.

Реализация представленной дуальной модели профессиональной подготовки будущих химиков осуществляется на основе принципа непрерывности и охватывает допрофессиональую подготовку (профессиональная ориентация на базе химической и технической школы для обучающихся 9-11 классов), начальную подготовку и среднее профессиональное образование (на базе Дзержинского химического техникума имени Красной Армии и Кстовского нефтяного техникума им. Б.И. Корнилова), высшее образование - бакалавриат и магистратуру (на базе Дзержинского политехнического института (филиала) НГТУ им. P.E. Алексеева и предприятий-партнеров - АО Гос НИИ «Кристалл», ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова», АО «Сибур-Нефтехим», ООО Синтез, ООО «БИАКСПЛЕН» и др.).

Направлениями реализации сотрудничества в рамках представленной дуальной системы профессиональной подготовки специалистов химического производства выступают:

- ранняя профессиональная ориентация школьников через координацию работы профильных химических классов, деятельность центра свободного доступа Поли-Тех, профессиональные пробы, участие в конкурсах и НИРС;

- разработка и реализация дуальных образовательных программ на уровне начального, среднего и высшего образования с унификацией содержания профессиональной подготовки по запросам работодателей;

- действие программ наставничества на предприятиях, ориентированных на системную и последовательную практическую подготовку обучающихся в рамках практической подготовки;

- развитие чемпионатного движения и конкурсных образовательных практик по химическому профилю на уровне среднего профессионального образования;

- координация дополнительного образования и повышения квалификации преподавателей в направлении новейших технологических решении химического производства;

- развитие научных школ, реализация прикладных исследований и разработок на базе специализированных научных подразделений.

Выводы. Можно утверждать, дуальная система химического образования - особый формат профессиональной подготовки, в которой предприятие-работодатель становится полноценным «провайдером» образовательных услуг и потребителем результата обучения специалиста. Основная особенность этой системы состоит в использовании преимуществ от взаимодействия образовательных организаций и промышленных предприятий во всех аспектах процесса профессиональной подготовки от уточнения требований к результатам обучения и формулировки его целей до контроля результатов и оценки качества подготовки выпускников.

Литература:

1. Гитман, М. Дуальная образовательная программа: зарубежный опыт и российские перспективы / М. Гитман, В. Столбов, Е. Гитман // Высшее образование в России. - 2006. - № 10. - С. 16-22

2. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" до 2030 года [утверждена Постановлением Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701] // Гарант.ру: [сайт], 1990. - URL: https://base.garant.ru/402907035/ (дата обращения 10.10.2023)

3. Григорьева, H.B. Профессиональная подготовка специалистов высокотехнологичного производства: опыт внедрения технологии дуального обучения / Н.В. Григорьева // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - №3. -С. 191-195

4. Дудырев, Ф.Ф. Дуальное обучение в российских регионах: модели, лучшие практики, возможности распространения / Ф.Ф. Дудырев, O.A. Романова, А.И. Шабалин // Вопросы образования. - 2018. - № 2. - С. 117-138

5. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2014-2020 годы [утвержден распоряжение Правительства РФ от 3.03.2015 № 349] // Гарант.ру: [сайт], 1990. - URL: https://base.garant.ru/70883150/(flaTa обращения 10.10.2023)

6. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года: [утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р] // Гарант.ру: [сайт], 1990. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения 10.10.2023)

7. Кутумова, A.A. Дуальная система обучения как технология подготовки бакалавров профессионального обучения в современных условиях педагогического вуза / A.A. Кутумова, Г.А. Яркова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 4-1. - С. 139-142. - URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35791 (дата обращения: 25.10.2023)

8. Листвин, A.A. Дуальное обучение в России: от концепции к практике / A.A. Листвин // Образование и наука. -2016. -№3.-С.44-49

9. Полякова, Т.В. Дуальное обучение как возможность социального партнерства / Т.В. Полякова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2016. - № 1. - С. 2-3

10. Пономарева, М.А. Перспективы дуального обучения в повышении качества профессионального образования студентов лесотехнического колледжа / М.А. Дашкова, Л.В. Моисеева // Современные проблемы науки и образования. -2022. -№ 6-1. -DOI: 10.17513/spno.32333

11. Соловьева, C.B. Дуальная система профессионального образования в Германии / C.B. Соловьева // Вестник Нижегородского университета им. H.H. Лобачевского. Сер. Социальные науки. -2013. - № 4 (32). - С. 95-99

12. Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года [одобрена Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 12 марта 2021 г. N 51)] // Гарант.ру: [сайт], 1990. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400621537/(flaTa обращения 10.10.2023)

13. Терещенкова, Е.В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов / Е.В. Терещенкова // Концепт. - 2014. - № 4. - URL: https://e-koncept.ru/2014/14087.htm (дата обращения: 12.10.2023)

Педагогика

УДК 378

адъюнкт кафедры психологии и педагогики Печерский Юрий Иванович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Воронеж)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД

РОССИИ

Аннотация. Проблема формирования мировоззрения будущих специалистов любой профессиональной области в процессе обучения в высшей школе в настоящий момент является одной из самых актуальных в педагогической науке, поскольку выступает значимым фактором формирования профессиональной компетентности будущего конкурентоспособного специалиста, способного к самоорганизации, обучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию в течение всей жизни. В статье рассматривается проблема подготовки курсантов вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - МВД России) к профессиональной деятельности, определена роль вузов в формировании их профессионального мировоззрения. Автором выделены основные факторы, влияющие на формирование профессионального мировоззрения курсантов, обучающихся в вузах МВД России, проанализированы особенности каждого формирующего фактора, с учетом специфики подготовки в университете и их в формировании профессионального мировоззрения студентов. Основными методами формирования профессионального мировоззрения являются индивидуальные и коллективные методы воспитания, направленные на формирование профессионального мировоззрения и методы преподавания, используемые для формирования профессионального мировоззрения. Ведущиеся в настоящий момент поиски путей усовершенствования подготовки курсантов вузов МВД роль, в том числе с учетом формирования профессионального мировоззрения, характеризуются усилением внимания к развитию индивидуальности обучающихся и расширению сферы их творческих способностей.

Ключевые слова: мировоззрение, профессиональное мировоззрение, вузы МВД России, курсанты вузов, учебно-воспитательная деятельность.

Annotation. The problem of worldview formation among future specialists in any professional field in the process of learning at higher school is currently one of the most relevant in pedagogical science, as it is a significant factor in the formation of professional competence of a future competitive specialist, capable of self-organization, learning and continuous professional self-improvement throughout life. The article deals with the problem of preparing cadets of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs universities (hereinafter - MIA of Russia) for professional activities, the role of departmental universities in the formation of their professional worldview is defined. The author has identified the main factors influencing the professional worldview formation among the cadets studying at the universities of the Russian Ministry of Internal Affairs, analyzed the features of each forming factor, taking into account the specifics of training in departmental higher educational institutions and their role in the formation of professional worldview among the cadets. The main methods of forming a professional worldview are individual and collective methods of education aimed at forming a professional worldview and teaching methods used to form a professional worldview. The current research of ways to improve the training of cadets of MIA universities, including taking into account the formation of a professional worldview, is characterized by increased attention to the development of students' individuality and the expansion of the sphere of their creative abilities.

Key words: worldview, professional worldview, departmental universities, Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, cadets of the universities, educational activity.

Введение. Вузы МВД России, целью которых является обеспечение органов внутренних дел квалифицированными специалистами с высшим образованием, занимают особую нишу в системе российских университетов, прежде всего, исходя из особой специфики данных вузов, сферы их основных задач и ключевой миссии. Безусловно, становление личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.