Научная статья на тему 'Дуализм административно-правового статуса сотрудников органов внутренних дел в сфере реализации государственной социально-правовой политики'

Дуализм административно-правового статуса сотрудников органов внутренних дел в сфере реализации государственной социально-правовой политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЛУЖБА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ / ПРЕСТИЖ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / SERVICE IN LAW-ENFORCEMENT BODIES / SOCIAL POLICY / SOCIAL GUARANTEES / STIMULATION OF SERVICE / PRESTIGE OF SERVICE IN LAW-ENFORCEMENT BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисенко Виктор Васильевич, Прут Евгений Викторович

В статье анализируются особенности административно-правового статуса сотрудников органов внутренних дел в сфере реализации государственной социально-правовой политики, которые, с одной стороны, выступают субъектами, проводящими названную политику, с другой являются ее объектами, адресатами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Денисенко Виктор Васильевич, Прут Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dualism of administrative legal status of staff of law-enforcement bodies in the sphere of realization of the state social policy of law

In the article authors analyze features of administrative legal status of staff of law-enforcement bodies in the sphere of realization of the state social policy of law who, on the one hand, act as the subjects pursuing the called policy with another are its objects, addressees.

Текст научной работы на тему «Дуализм административно-правового статуса сотрудников органов внутренних дел в сфере реализации государственной социально-правовой политики»

Денисенко Виктор Васильевич

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и административного права

Краснодарского университета МВД России (тел.: +79298391875)

Прут Евгений Викторович

адъюнкт кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России (тел.: +79615919295)

Дуализм административно-правового статуса сотрудников органов внутренних дел в сфере реализации государственной

социально-правовой политики

В статье анализируются особенности административно-правового статуса сотрудников органов внутренних дел в сфере реализации государственной социально-правовой политики, которые, с одной стороны, выступают субъектами, проводящими названную политику, с другой - являются ее объектами, адресатами.

Ключевые слова: служба в органах внутренних дел, социальная политика, социальные гарантии, стимулирование службы, престиж службы в органах внутренних дел.

V.V. Denisenko, Doctor of Law, Professor, Professor of the Chair of Constitutional and Administrative Law of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel: +79298391875;

E.V. Prut, Adjunct of the Chair of Constitutional and Administrative Law of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79615919295.

Dualism of administrative legal status of staff of law-enforcement bodies in the sphere of realization of the state social policy of law

In the article authors analyze features of administrative legal status of staff of law-enforcement bodies in the sphere of realization of the state social policy of law who, on the one hand, act as the subjects pursuing the called policy with another are its objects, addressees.

Key words: service in law-enforcement bodies, social policy, social guarantees, stimulation of service, prestige of service in law-enforcement bodies.

Россия в соответствии с Конституцией РФ (ст. 1 и ч. 1 ст. 7) является правовым и социальным государством, в котором признается верховенство права и «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].

Наряду с этим, в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ выделяются в качестве основных приоритетов социальной политики охрана труда и здоровья человека, развитие системы социальных служб, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты, а также обеспечение государственной поддержки

таких базовых институтов, как семья, материнство, отцовство и детство и наиболее нуждающихся в социальной защите категорий граждан, включая инвалидов и пожилых людей.

Таким образом, объектами социальной защиты, с одной стороны, выступают все граждане России, поскольку каждому из них государство обязуется создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, с другой -конкретные социальные категории и группы граждан, для каждой из которых предусматривается целевая социальная помощь.

Вместе с тем, конкретно названными в Конституции РФ объектами социальной защиты их круг не исчерпывается и фак-

155

тически охватывает значительно большее количество категорий граждан, которые могут быть объединены в несколько самостоятельных групп:

лица, не достигшие трудоспособного возраста (дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из неполных либо многодетных семей, безнадзорные дети и подростки, а также иные категории нуждающихся в социальной защите детей и подростков) [2];

лица старше трудоспособного возраста (неработающие пенсионеры по возрасту; не имеющие трудового стажа, дающего право на пенсию; одинокие престарелые граждане; инвалиды и участники Великой Отечественной войны);

лица в трудоспособном возрасте, имеющие длительную либо постоянную нетрудоспособность (инвалиды [3]; лица, приобретшие профессиональное заболевание либо утратившие здоровье вследствие техногенных катастроф [4]);

трудоспособные граждане трудоспособного возраста, временно не имеющие работы в силу своего статуса, смены рода деятельности или места жительства (лица, уволенные из Вооруженных сил России; безработные незанятые граждане; беженцы и вынужденные переселенцы);

граждане трудоспособного возраста, временно нетрудоспособные по болезни (лица, имеющие на руках выданный медицинским учреждением листок временной нетрудоспособности) [5];

граждане трудоспособного возраста, ограниченно трудоспособные либо временно нетрудоспособные в связи с материнством (беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком) [6];

лица трудоспособного возраста, имеющие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (военные пенсионеры, пенсионеры органов внутренних дел; лица, занятые на производстве с особыми условиями, установленные законодателем, например, мужчины по достижении возраста 50 лет и женщины по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; отдельные категории граждан, установленные законодателем, например женщины, родившие пять и

более детей и воспитавшие их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; один из родителей инвалидов с детства, воспитавший их до достижения ими возраста 8 лет: мужчины по достижении возраста 55 лет, женщины по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет) [7, ст. 27, 27.1, 28];

лица, нуждающиеся в социальной защите в силу особенностей своего статуса и конкретной жизненной ситуации (малообеспеченные граждане, т.е. лица со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума; граждане, имеющие детей; многодетные семьи; иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации; молодые семьи) [8];

лица, находящиеся на государственной службе и нуждающиеся в социальной защите в силу особенностей осуществляемой ими профессиональной деятельности (депутаты, судьи, прокуроры, сотрудники органов внутренних дел и другие категории государственных служащих).

В частности, Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для сотрудников органов внутренних дел предусмотрены пособия и другие денежные выплаты в связи с прохождением службы и увольнением со службы, единовременная социальная выплата для строительства или приобретения жилья, денежная компенсация за наем жилого помещения, медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение и др. [9].

Примечательно, что содержание мер социальной защиты сотрудника органов внутренних дел и членов его семьи в одних случаях не зависит от занимаемой сотрудником должности, а в других - находится в прямой зависимости от нее.

Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при переводе сотрудника органов внутренних дел на новое место службы в другой населенный пункт сотруднику, не имеющему жилого помещения в данном населенном пункте, а также проживающим совместно с ним членам его семьи может предоставляться жилое помещение специализиро-

156

ванного жилищного фонда (служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии), формируемого органом внутренних дел. В заключаемом между органом внутренних дел и сотрудником договоре найма определяется порядок предоставления, содержания, оплаты и освобождения выделяемого жилого помещения. При отсутствии в органе внутренних дел жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам, не имеющим жилого помещения, по месту службы ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения. Одновременно предусмотрен и порядок сохранения права на пользование служебным жилым помещением за членами семьи сотрудника, погибшего или умершего вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных им в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного сотрудником в период прохождения им службы в органах внутренних дел, до получения или приобретения ими другого жилого помещения. Право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за вдовами либо вдовцами выше охарактеризованных сотрудников сохраняется до их повторного вступления в брак.

По иным правилам, закрепленным в ст. 9 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществляется предоставление жилых помещений сотрудникам, занимающим должности участковых уполномоченных полиции. Во-первых, предоставление жилого помещения участковому уполномоченному предусмотрено не в связи с назначением его на службу в новый для него населенный пункт, а в связи с самим назначением на указанную должность. Во-вторых, оговорены сроки предоставления органом внутренних дел жилого помещения специализированного жилого фонда участковому, не имеющему жилого помещения на территории муниципального образования, в котором он замещает должность (6 месяцев со дня вступления в должность). В-третьих, при отсутствии в органе внутренних дел своего специализированного жилого фонда участковому уполномоченному полиции и членам его семьи предоставляется в те же сроки жилое помещение муниципального жилищного фон-

да. В-четвертых, при отсутствии вышеназванных помещений орган внутренних дел арендует для участкового уполномоченного и его семьи иное жилое помещение. В-пятых, при переводе участкового уполномоченного сотрудника полиции на иную должность, не связанную с исполнением обязанностей участкового уполномоченного полиции на территории муниципального образования, выделившего муниципальное жилое помещение, сотрудник и проживающие с ним члены семьи обязаны освободить данное жилое помещение. При этом на них распространяются общие правила предоставления сотрудникам органов внутренних дел жилых помещений.

Таким образом, объектами социальной защиты выступают как все население Российской Федерации, так и отдельные категории граждан.

Наряду с объектами социальной защиты, рассмотрим вопрос о субъектах социальной защиты. Прежде всего это субъекты, составляющие в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [10] систему социального обслуживания, которую образуют:

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социального обслуживания населения;

государственные организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов власти либо субъекта Российской Федерации;

негосударственные коммерческие и некоммерческие организации социального обслуживания либо предоставляющие социальные услуги социально ориентированные некоммерческие организации;

индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

Однако это лишь часть субъектов, которые осуществляют социальное обслуживание населения, т.е. деятельность по предоставлению социальных услуг получателям социальных услуг, т.е. гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании посредством получения социальных услуг, выражающихся в оказании разовой, периодической или постоянной помощи в целях улучшения условий их жизнедеятельности и/или расширения их воз-

157

можностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Социальные услуги, оказываемые получателям этих услуг, могут быть:

социально-бытовыми, т.е. направленными на поддержание их жизнедеятельности в быту;

социально-медицинскими, т.е. направленными на поддержание и сохранение их здоровья;

социально-психологическими, т.е. направленными на оказание помощи в коррекции психологического состояния гражданина для адаптации в социальной среде, в том числе анонимно и с использованием телефона доверия;

социально-педагогическими, т.е. направленными на профилактику отклонений в поведении и развитии личности, формирование у граждан позитивных интересов, включая организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

социально-трудовыми, т.е. направленными на оказание помощи в трудоустройстве и в трудовой адаптации;

социально-правовыми, т.е. направленными на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатных, а также в защите прав и законных интересов граждан;

связанными с повышением коммуникативного потенциала граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности.

Наряду с социальным обслуживанием, осуществляются и другие направления социальной защиты, которые в широком смысле направлены на обеспечение безопасности жизни граждан, создание условий для реализации ими интересов и потребностей, возможности самореализации, духовного развития, а также физического и нравственного здоровья населения.

При таком подходе к рассмотрению сущности социальной защиты органы внутренних дел, вне всякого сомнения, выступают органами социально-правовой защиты населения.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующий вывод.

Сотрудники органов внутренних дел (полиции), с одной стороны, выступают элементом государственной системы оказания помощи субъектам, нуждающимся в социально-правовой защите, обеспечивают общественный порядок, личную и общественную безопасность граждан, общественных организаций, юридических лиц, с другой - субъектами, нуждающимися в адресной социально-правовой защите государства. При этом сотрудник органов внутренних дел будет выступать объектом социальной защиты и как гражданин (общий объект социальной защиты), и как собственно сотрудник органов внутренних дел (специальный объект социальной защиты).

1. Конституция Российской Федерации. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: фе-дер. закон от 21 дек. 1996 № 159-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.

3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон от 24 нояб. 1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 29 дек. 2015 г.) // Собр. законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

4. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР 1991. № 21. Ст. 699.

1. Constitution of the Russian Federation. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

2. On additional guarantees on social support of orphan children and children without parental support: fed. law d.d. Dec. 21, 1996 № 159-FL (as amended on July 3, 2016) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1996. № 52. Art. 5880.

3. On social protection of disabled people in the Russian Federation: fed. law d.d. Nov. 24, 1995 № 181-FL (as amended on Dec. 29, 2015) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1995. № 48. Art. 4563.

4. On social protection of the citizens who were affected by radiation owing to accident on the Chernobyl NPP: law of the Russian Federation d.d. May 15, 1991 № 1244-1 (as amended on July 3, 2016) // Bull. of the Congress of People's Deputies and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1991. № 21. Art. 699.

5. About obligatory social insurance on a case of temporary disability and in connection

158

5. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 255-ФЗ (в ред. от 9 марта 2016 г.) // Собр. законодательства РФ. № 1, ч. 1. Ст. 18.

6. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: федер. закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.

7. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федер. закон от 17 дек. 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 28 дек. 2013 г., с изм. от 19 нояб. 2015 г.) // Собр. законодательства РФ. 2001. № 52, ч. 1. Ст. 4920.

8. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: фе-дер. закон от 29 дек. 2006 г. № 256-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства РФ. 2007. № 1, ч. 1. Ст. 19.

9. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.; с изм. и доп., вступ. в силу с 4 июля 2016 г.) // Собр. законодательства РФ. 2011. № 30, ч. 1. Ст. 4595.

10. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федер. закон от 28 дек. 2013 г. № 442-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013.

with motherhood: fed. law d.d. Dec. 29, 2006 № 255-FL (as amended on March 9, 2016) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2007. № 1, pt. 1. Art. 18.

6. On welfare payments to the citizens having children: fed. law d.d. May 19, 1995 № 81-FL (as amended on July 3, 2016) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1995. № 21. Art. 1929.

7. On work pensions in the Russian Federation: fed. law d.d. Dec. 17, 2001 № 173-FL (as amended on Dec. 28, 2013, with amendments of Nov. 19, 2015) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2001. № 52, pt. 1. Art. 4920.

8. On additional measures of the state support of the families having children: fed. law d.d. Dec. 29, 2006 № 256-FL (as amended on July 3, 2016) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2007. № 1, pt. 1. Art. 19.

9. On social guarantees to the staff of law-enforcement bodies of the Russian Federation and modification of separate acts of the Russian Federation: fed. law d.d July 19, 2011 № 247-FL (as amended on July 3, 2016; with amendments and additional d.d. July 4, 2016) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2011. № 30, pt. 1. Art. 4595.

10. About bases of social service of citizens in the Russian Federation: fed. law d.d. Dec. 28, 2013 № 442-FL (as amended on July 21, 2014) // Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013.

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.