Научная статья на тему 'Древняя астрология: единство микро- и макрокосмоса'

Древняя астрология: единство микро- и макрокосмоса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
544
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Древняя астрология: единство микро- и макрокосмоса»

СИМВОЛЫ И ЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР

С.А.Гудимова

ДРЕВНЯЯ АСТРОЛОГИЯ: ЕДИНСТВО МИКРО- И МАКРОКОСМОСА

В развитой астрологической системе каждый отрезок времени имеет планетарного покровителя. Марс - властелин года, Венера - властительница месяца, Меркурий заведует днем, Солнце - часом. Власть над жизнью человека постепенно переходит от Луны, господствующей над ранним детством, к Меркурию, от него - к Венере, Солнцу, Юпитеру, пока, наконец, под знаком Сатурна жизнь не подходит к концу. Все природное бытие, как и жизнь отдельного человека, включено в планетарную схему и получает благодаря этому свое место во Вселенной. Кроме того, каждая из планет была наделена следующими сочетаниями качеств: теплый и влажный, теплый и сухой, холодный и сухой, холодный и влажный, т.е. сочетаниями таких первоэлементов, как воздух, огонь, земля и вода. От звезд зависят смешение веществ, соков в человеке, его темперамент - сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический. Салернский кодекс здоровья гласит:

В теле находятся нашем четыре различные влаги: Флегма и светлая желчь, кровь и черная желчь. Воплощенье Флегма - воде, а в земле себе черная желчь обретают; Кровь - это воздух, а светлая желчь в огне воплотилась.

(Перевод Ю.Ф.Шульца.) Если учесть, что с семью планетами и 12 знаками зодиака связаны животные и растения, драгоценные камни и металлы, например, золоту соответствует Солнце, серебру - Луна, железу - Марс, олову - Юпитер,

свинцу - Сатурн, то станет очевидно, что в этой целостной картине мира всем вещам и явлениям отведено определенное место и дан свой статус.

«Какими бы странными и авантюрными ни казались выводы астрологии, - пишет Э.Кассирер, - речь идет не просто о смеси запутанных суеверий - в ее основе лежит самобытная форма мышления. Астрологией... была поставлена проблема осмысления мирового целого как закономерного единства, как замкнутой в себе причинной цепи. Астрологическая система зиждется на предпосылке, что все события физического мира связаны друг с другом посредством незаметных переходов, что каждое совершенное в каком-нибудь месте действие продолжается в бесконечности, постепенно охватывая и увлекая за собой все части Вселенной. Звезды - лишь наиболее очевидные, зримые экспоненты этой фундаментальной взаимосвязи космоса» (4, с.292-293). Как ход Солнца определяет смену времен года, расцвет и увядание растений, как Луна дирижирует приливами и отливами, так в конечном счете все процессы связаны через различные опосредствующие звенья с происходящим на небе.

В поздней античности бытовало воззрение, что души, переселяясь с эмпиреев в земное тело, проходят сферы семи планет, и каждая планета передает им присущее ей своеобразие. Позднее гностики говорили, что от звезд человеку передаются лишь слабости и пороки, а неоплатоники утверждали, что звезды даруют человеку нравственные и физические силы. Согласно христианской средневековой астрологии, семь смертных грехов человеческой души берут свое начало на семи планетах.

В астрологии образы божеств, соотнесенные с конкретными планетами, получают определенное место в пространстве и наделяются определенной способностью воздействия, они смыкаются в единое понятие «природы» как всеобщей закономерности происходящего. Мир для астрологии подобен кристаллу: если разбить его на мельчайшие частицы, все равно сохранится структура целого. В астрологической картине мира единство времен и возрастов жизни, качеств и элементов, мира физических тел и мира духов, характеров и темпераментов раскрывается в образе планет, в четкой пространственной проекции, в обозримой упорядоченности всех основных отношений. «Возникшее однажды опре-

деленное различение - созерцательного, эмоционального или интеллектуального характера - не остается в той особой сфере бытия, где оно впервые появилось, а стремится распространить свое влияние на более широкие сферы, пока, в конце концов, не охватит все бытие в целом и каким-то образом его не "организует". Так впервые, - отмечает Касси-рер, - приобретает строго определенный смысл самая значимая и фундаментальная идея астрологии - идея единства микрокосма и макрокосма» (4, с.297).

Деление на мировые сферы становится образцом и примером для всякого стуктурирования вообще: оно включает в себя деление элементов, качеств, физических и психических свойств. Пространство образует как бы изначальную духовную систему координат. В мифическо-ас-трологическом пространстве легко сосуществуют вещи, которые в жестком пространстве логики противостоят друг другу. Например, Сатурн -демон бесплодного, меланхолического самоуглубления - может быть и гением интеллектуального созерцания и одержимости, умозрения и рациональности. «С чисто формальной точки зрения, - подчеркивает Кас-сирер, - астрология - один из самых грандиозных опытов систематически-конструктивного миросозерцания, на которые когда-либо отваживался человеческий дух: требование "в мельчайшем увидеть целое", наверное, нигде не выдвигали так упорно и не проводили так последовательно» (4, с.293).

Лунарные и солярные мифы в расширительном смысле слова тоже относят к астральным мифам. Интересно, что первоначально больше была развита лунарная мифология. Культ Луны был распространен во всем мире. Верования в чудодейственную силу Луны и ее влияние на природу, здоровье и судьбу человека уходят в глубокую древность, их корни обнаруживаются уже в каменном веке. В античную и римскую эпохи дни в зависимости от фаз Луны делились на добрые, злые, критические и т.п. Вероятно, пишет Плутарх, время разделили в соответствии с фазами Луны, когда заметили, что трижды в месяц она меняет свой облик и величину. «Сначала Луна невидима, потому что ее путь совпадает с солнечным, потом она выскальзывает из солнечных лучей и

появляется сперва в западной части неба, и наконец, полная луна сияет всем диском, стоя напротив Солнца. Время, когда она не видна и прячется, называется Календами. Первое же появление Луны по праву называется Нонами, ибо это новолуние, и слово "новый" римляне произносят так же, как и мы. Название же Иды происходит, должно быть, от прекрасного вида Луны, сияющей неущербным диском.» (9, с.188-189). День после Нон считался «черным» для военных предприятий, а дни после Календ, Нон и Ид - неблагоприятными для начала супружеской жизни.

В Древнем Китае астрологи, изучая расположение звезд, их движение, фазы луны, связывали эти данные прежде всего с действием определенных сил в самом человеке, с изменениями в микрокосме человеческого организма. Благоприятное соотношение некоторых небесных и календарных факторов позволяло даосам выдвинуть идею о «счастливых» днях, когда все начинания людей должны заканчиваться благополучно. Очень строгим в Китае был календарь брачных покоев. Так, в трактате «Исинфан» (У1-У11 в. н.э.) говорится, что ребенок, зачатый ровно в полночь, когда Небо и Земля стоят на мертвой точке, будет калекой, глухим или слепым. Если зачатие произойдет во время грозы, грома и молний, когда Небо в гневе, он будет умственно неполноценным; если во время лунного или солнечного затмений - ребенок утонет или сгорит; если во время летнего или зимнего солнцестояний - ребенок причинит вред своим родителям (2, с.254).

У некоторых народов существовал обычай во время полнолуния обращаться к божеству луны с подношениями, так как в это время оно благосклонно и весело, а когда месяц начинает уменьшаться, божество плачет и не слышит молитв.

В Древнем Китае солнце и луна воспринимались всегда в паре, в соответствии с идеями о силах инь и ян; луна считалась олицетворением женского начала инь, солнце - мужского - ян. Пять планет, хорошо известных китайским астрономам и астрологам с глубокой древности, обычно отождествлялись с пятью первоэлементами: дерево - Юпитер, огонь -Марс, земля - Сатурн, металл - Венера, вода - Меркурий.

В ряде культур Солнце и Месяц представляются родственниками -братом и сестрой или мужем и женой. Холодный месяц, говорится в германском сказании, раздражал свою пылкую супругу. Богиня Солнце побилась однажды об заклад: кто из них раньше проснется, тому и достанется право светить днем. Рано утром Солнце зажгло свет всему миру и разбудило ленивого, сонного супруга. С той поры они разлучились и светят порознь. Оба сожалеют о разлуке, но, встречаясь во время солнечного затмения, ссорятся, расстаются. Преисполненный печали, Месяц сохнет от тоски, пока не оживит его надежда на будущее примирение; тогда он начинает расти, но с новым приступом тоски опять тает.

В фолклоре Месяц нередко предстает неверным супругом. В старинной литовской песне говорится: «Месяц женился на Солнце. Тогда была первая весна - Солнце встало очень рано, а Месяц, устыдившись, сокрылся. Он влюбился в Денницу [планету Венера] и блуждал один по небу; и разгневался Перкун [бог-громовержец]: зачем ты оставил Солнце? Зачем влюбился в Денницу...» (цит. по: 1, с.110).

По Плутарху, «пятна» на лике Луны - это проходы, по которым души попадают на ее невидимую сторону. Манихеи считали Солнце и Луну «световыми кораблями»: Луна непрерывно вытягивает из подлунного мира частицы небесного света (души) и постепенно передает их по невидимым каналам «большому кораблю» - Солнцу (периоды «набирания» и «передачи» связаны с фазами Луны); очищенные души людей и животных отправляются на этом корабле в «эон жизни» и страну блаженных.

В европейской науке принято делить тексты, содержащие предсказания по Луне, на собственно «Лунники» и «Зодиакальные Лунники». Собственно «Лунники» содержат предписания и прогнозы на 30 дней лунного месяца. «Зодиакальные Лунники» содержат прогнозы, относящиеся к положению Луны либо в 12 знаках зодиака, либо в 28 подразделениях зодиака, в так называемых домах Луны.

Естественно, что «Лунники» пользовались особой популярностью. Они содержали толкования снов, разного рода полезные советы - как хозяйственные, так и медицинские, предсказывали исход болезней. Мы

и сейчас, скажем, знаем, что красить крышу или двери, делать полостные операции, солить огурцы и квасить капусту в дни полнолуния нельзя (заготовки будут мягкими и безвкусными), но хорошо квасить свеклу, печь пирожные с воздушным белковым кремом и взбитыми сливками. Плутарх в «Застольных беседах» говорит: «Полнолуние благоприятствует роженицами, облегчая роды движением влаги. Сказывается сила луны и в неодушевленных телах. Строители избегают употреблять бревна, срубленные в полнолуние, как рыхлые и скоро загнивающие вследствие избытка влажности; и земледельцы спешат убрать обмолоченную пшеницу при убывающей луне, чтобы хорошо высушенное и уплотненное зерно могло выдержать длительное хранение; а если оно убрано в полнолуние, то остается влажным и мягким, и поэтому страдает от вредителей» (9, с.63). Пользоваться лунниками во все времена можно не имея астрономических знаний, достаточно взглянуть на ночное небо.

Древнейшие шумеро-аккадские астрономы пытались обосновать свои астрономические представления и с помощью радуги, которая представлялась им в виде цветного зодиакального круга. Древневавилонские храмы - зиккураты - часто строились в семь этажей и окрашивались в соответствии с радужным спектром. В древней мифологии радуга считалась небесной змеей. Земным змеям древние приписывали способность охранять, выпивать и создавать источники, а радуга - небесная змея - могла не только даровать земле воду, но и поглотить всю влагу небес, вызывать засуху. Поклонение змее-радуге было одним из ритуалов поклонения солнцу. В древности существовала тесная взаимосвязь между такими жизненно важными явлениями и силами природы, как радуга - змея -река - Солнце - плодородие - огонь - камень - вода - радуга.

По поверьям жителей Великого Новгорода, радуга - это змея, которая вбирает жалом воду из земли и выпускает ее в виде дождя. На концах радуги-змеи повешено по котелку с золотыми монетами.

Солярными существами представлялись славянам ящерицы, змеи и лягушки. Во владимирском крае, например, считали, что ящерицы, сидящие на солнце с открытым ртом, сосут солнечные лучи, а это большой грех.

По терскому солярному мифу, Солнце состоит из кусочков лягушки и привязано к небу волосинкой, которую Бог выдернул из головы Евы.

Ученые установили, что культ Солнца начал утверждаться в обществах, имеющих развитый аппарат власти и достаточно продвинутую технологию (обработка металлов, использование колесных повозок, запряженных конями). Предполагается, что самый древний солярный миф сохранился у бушменов, согласно которому Солнце - это человек со светящимися подмышками, заброшенный на небо. Когда он поднимает руку, земля освещается; когда опускает - свет исчезает. В Австралии времен архаики считали, что Солнце - это девушка, поднявшаяся по мировому древу на небо. Древнекитайская литература сохранила миф о десяти солнцах, живущих на дереве фусан. Они появлялись на небе по очереди на колеснице, запряженной шестью драконами, которой правила их мать. Но однажды они с шумом вылетели вместе и, радостно резвясь, разлетелись по всему небосводу. Несморя на увещевания матери, озорные сыновья-солнца стали каждое утро подниматься вместе. Загорелись леса, закипели озера, люди погибали под палящими лучами, но братья не обращали на это внимания. Пришлось прислать на землю небесного стрелка И. Он вынул из колчана белую стрелу, натянул тетиву, прицелился в огненный шар на небе и спустил стрелу. Прошло мгновение - и огненный шар в вышине беззвучно лопнул и полетел вниз, рассыпая вокруг себя золотые перья. Что-то сверкающее упало на землю. Это была огромная трехногая золотая ворона, пронзенная стрелой. Небесный стрелок под ликущие крики людей оставил на небе одно Солнце (12).

Ритуалы поклонения Солнцу, безусловно, уходят корнями в глубины архаики, достаточно вспомнить мегалитические культовые постройки на Мальте или Стонхендж.

По общеславянским преданиям, благотворное светило дня живет на востоке - в стране вечного лета, откуда весной разносятся по всей земле плодородные семена. Утром из высокого золотого дворца Солнце выезжает на светозарной колеснице, запряженной белыми огнедышащими конями, и совершает свой ежедневный путь.

Сербы представляли Солнце молодым и красивым юношей. Согласно сербским легендам, царь-Солнце живет в солнечном царстве, восседает на златотканом пурпуровом престоле, а подле него стоят две девы -Заря Утренняя и Заря Вечерняя, семь судей (планеты) и семь вестников, летающих по свету в образе «хвостатых звезд», рядом и лысый дядя его - старый Месяц. Утренняя заря выводит на небесный свод белых коней Солнца, а Вечерняя принимает их, когда Царь, свершив свой дневной путь, скрывается на западе.

«Что такое мифы о "ночном мореплавании" или "странствующем герое", если не приведенное в образную форму вечное знание о заходящем и вновь восходящем солнце?.. - пишет Юнг. - Архетипическое содержание выражает себя прежде всего посредством метафор. Если ему нужно выразить идею солнца и отождествить его со львом, королем, золотом, которое охраняет дракон, или силой, способствующей жизни и здоровью, оно избирает не первый и не второй члены этого тождества, а некое неизвестное третье, которое выражает все эти аналогии и при этом - к постоянной досаде интеллекта - так и остается неизвестным и неопределенным.» (15, с.432). Например, в египетской мифологи символ бога света Гора (Хора) - солнечный диск с распростертыми крыльями. Согласно легенде, вечный соперник Гора бог чужих стран (пустыни) Сет вырвал у спящего под деревом Гора оба его глаза и закопал их на горе, чтобы освещать землю. Зрачки глаз Гора превратились в почки лотоса, затем распустились два прекрасных цветка. Богиня плодородия Исида поймала газель, подоила ее, накапала молоко в глаза Гора и восстановила его Око. Мир снова озарился светом. Мифологическому мотиву обретения Гором своего глаза соответствовали идеи о загробном существовании, достигаемом через ритуальное окрашивание глаз «малахитовой зеленью».

Путешествуя по Кении и Уганде, К.Г.Юнг оказался у горы Элгон. Старик-абориген рассказал ученому о ежедневном ритуале его племени: «По утрам, когда восходит солнце, мы выходим из хижин, плюем на свои ладони и поднимаем их к солнцу» (14, с.273). Такова, утверждал старик, истинная религия всех народов: все племена, земли которых можно ви-

деть с вершины горы, а также все племена, живущие в бесконечно более отдаленных краях, поклоняются Солнцу в момент восхода.

«Очевидно, - пишет Юнг, - смысл церемониала Элгони состоял в приношении даров солнечному божеству в минуту восхода. Они дарят ему либо свою слюну - вещество, в котором, согласно первобытным воззрениям, содержится исходящая из данной личности "мана", то есть исцеляющая, магическая сила жизни, - либо свое дыхание. отождествляемое с ветром и духом. Их действие означает: "Я отдаю Богу свою живую душу". Эту бессловесную молитву-действие можно было бы передать и так: "Господи, в руки Твои предаю дух мой" (14, с.273-274). «.в человеческой душе, - пишет Юнг, - изначально существует жажда света и непреодолимая потребность вырваться из первобытной тьмы. Великая ночь приносит с собой состояние всеобщей подавленности, и душу охватывает невыразимая тоска по свету.. Эта первобытная тьма и есть мать всех таинств. Вот почему утреннее рождение солнца так потрясает туземцев своей всеподавляющей значительностью. Момент явления солнца и есть Бог. Именно он, этот момент, приносит спасение, искупление и облегчение» (14, с.275-276).

Список литературы

1. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. - М., 1988. - 512 с.

2. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М., 1970. - 484 с.

3. Древность: арьи. Славяне. - М., 1996. - 180 с.

4. Кассирер Э. Сущность и действие символического понятия // Кассирер Э. Избранное: Человек и космос. - М.; СПб., 2000. - С.369-326.

5. Линкольн Б. Солнечный танец лакота и проблема социокосмического воссоединения // Традиции и инновации в истории культуры. - Новосибирск, 1995. -С.100-112.

6. Мифы Древней Индии. - М., 1975. - 240 с.

7. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. - М., 1991. - Т.1. - 671 с.; Т.2 -719 с.

8. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. - М., 1994. - 368 с.

9. Плутарх. Застольные беседы. - Л., 1990. - 592 с.

10. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии. - Нальчик, 1994. -447 с.

11. Шилов Ю.А. Мифы о «космических странниках» и календарная служба Европы У-1 тысячелетий до н.э. // На рубежах познания Вселенной. - М., 1992. -С.272-303.

12. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. - М., 1965. - 496 с.

13. Юнг К.Г. Бессознательное рождение героя // Между Эдипом и Озирисом: Становление психоаналитической концепции мифа. - Львов; М., 1998. - С.276-312.

14. Юнг К.Г. Воспоминания, сны, размышления // Юнг К.Г. Дух и жизнь. - М., 1996. -С.7-369.

15. Якоби И. Психологическое учение К.Г.Юнга // Юнг К.Г. Дух и жизнь. - М., 1996. - С.385-532.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.