Научная статья на тему 'ДРЕВНИЕ ПЕТРОГЛИФЫ ГОРНОГО АЛТАЯ КАК ОБЪЕКТ АРТ-ИНРПРЕТАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РЕГИОНА'

ДРЕВНИЕ ПЕТРОГЛИФЫ ГОРНОГО АЛТАЯ КАК ОБЪЕКТ АРТ-ИНРПРЕТАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / ПЕТРОГЛИФЫ / АРТ-ОБЪЕКТ / ФЕНОМЕН / ГЕНЕЗИС / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМА / ЭСТАМПАЖ / CULTURE / ART / PETROGLYPHS / ART OBJECT / PHENOMENON / GENESIS / REGIONALIZATION / SYSTEM / PRINT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Соболева А.А., Верещагина Т.Н.

Статья поднимает вопрос о развитии одного из аспектов региональной художественной культуры Алтая. Её роли в развитии и становлении всей цивилизации. Автор рассматривает древние петроглифы Горного Алтая не только как объект изучения для специалистов в области археологии, истории, культурологии, но, прежде всего, как арт-объект. Актуализирует проблему генезиса и функций петроглифического феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANCIENT PETROGLYPHS OF THE ALTAI MOUNTAINS AS AN OBJECT OF ART INTERPRETATION

The article raises the question of the development of one of the aspects of regional art culture of Altai. Its role in the development and formation of the entire civilization. The author considers the ancient petroglyphs of the Altai Mountains not only as an object of study for specialists in the field of archaeology, history, and cultural studies, but, above all, as an art object. Actualizes the problem of the Genesis and functions of the petroglyphic phenomenon.

Текст научной работы на тему «ДРЕВНИЕ ПЕТРОГЛИФЫ ГОРНОГО АЛТАЯ КАК ОБЪЕКТ АРТ-ИНРПРЕТАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РЕГИОНА»

УДК 008

Соболева А.А. студент магистратуры 2 курс, специальность ОРКиСЭ кафедра философии и культурологии научный руководитель: Верещагина Т.Н., к.филос.н.

доцент

Алтайский государственный педагогический университет

ДРЕВНИЕ ПЕТРОГЛИФЫ ГОРНОГО АЛТАЯ КАК ОБЪЕКТ АРТ-ИНРПРЕТАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РЕГИОНА

Аннотация: Статья поднимает вопрос о развитии одного из аспектов региональной художественной культуры Алтая. Её роли в развитии и становлении всей цивилизации. Автор рассматривает древние петроглифы Горного Алтая не только как объект изучения для специалистов в области археологии, истории, культурологии, но, прежде всего, как арт-объект. Актуализирует проблему генезиса и функций петроглифического феномена.

Ключевые слова: культура, искусство, петроглифы, арт-объект, феномен, генезис, регионализация, система, эстампаж.

Soboleva A. A. master's degree student 2nd year, specialty Orkse department of philosophy and cultural studies scientific supervisor: Vereshchagina T. N., candidate of Philos

associate professor Altai state pedagogical University

ANCIENT PETROGLYPHS OF THE ALTAI MOUNTAINS AS AN OBJECT OF ART INTERPRETATION

Annotation: The article raises the question of the development of one of the aspects of regional art culture of Altai. Its role in the development and formation of the entire civilization. The author considers the ancient petroglyphs of the Altai Mountains not only as an object of study for specialists in the field of archaeology, history, and cultural studies, but, above all, as an art object. Actualizes the problem of the Genesis and functions of the petroglyphic phenomenon.

Key words: culture, art, petroglyphs, art object, phenomenon, Genesis, regionalization, system, print.

Общеизвестно, что в региональной культуре кроются истоки народного творчества, ведущие к обновлению облика не только национальной, но и мировой культуры в целом.

Обращение к данной теме - отражение в науке активизации феномена, получившего название «регионализация». Среди многоуровневости таких её характеристик, как «образование замкнутой системы есть следствие становления на путь регионализации»1, «геополитическая суверенизация и дестабилизация»2, и др., имеет место быть и «реакция на кризисное состояние» 3 общественной системы.

Именно в таком состоянии проявляется феномен самоорганизации системы, направленный на её обновление и потому выступающий источником огромного многообразия возможностей. Едва ли не первая из них - художественное творчество - и запускает механизм гармонизации ойкумены.

Уникальность такой системы, как региональная художественная культура Алтая, заключается в том, что она располагает широким спектром возможностей для творческого выражения: от разнообразия национального состава живущих здесь народов до богатства природного ландшафта с его реками, озёрами, хвойными лесами, плодородными долинами и горными вершинами. Поэтому неудивительно, что наша региональная культура постоянно пополняется именами новых творцов, идей, техник, технологий. Музеи, художественные галереи и выставочные залы не испытывают недостатка в том, что сегодня называют модным словом «инновация».

В последние годы художественной жизни Алтайского региона наблюдается возрождение народного творчества по преимуществу в области декоративно-прикладного искусства. Однако, всё большее влияние на художников начинает оказывать и религиоведческая сфера: например, проводятся выставки народной иконы, частных собраний древних печатных книг. Совсем недавно появились примеры имплементации творчества художников на архаичное культурное наследие региона - петроглифику.

Древняя петроглифика Горного Алтая стала объектом пристального внимания не только истории, археологии, культурологии, но и художественной культуры, выступая в новом для неё, нетипичном для изобразительного искусства качестве - арт-объекта. Сегодня культура столкнулась с непривычным выражением художественной интерпретации петроглифики: действие направлено на углубление представлений о её каузальности.

До сих пор науке не представляется достаточно прояснённым вопрос о том, какова природа петроглифического феномена: иными словами, его генезис и функции. Чем он являлся изначально: чисто когнитивной формой фиксации познаваемого мира? культово-обрядовой функцией? психологической формой преодоления страха перед охотой? бескорыстным творчески-эстетическим восхищением перед формой животного существа:

1Яковлева Е. Н. К определению понятия «региональная культура» // Учёные записки: электронный научный журнал Курского государственного университета.

2Регионоведение / ред. профессор Ю.Г. Волков. - Ростов н./Д, 2002. - 416 с.

3. Там же.

грацией движений, мощью мышц, красотой кожного покрова? Мы по-прежнему не знаем начального импульса, запустившего этот процесс: эстетическое переживание человека, или прагматичное желание насытиться его мясом и укрыть своё тело от холода? Нет ясности и в том, что движет эстетическим чувством современных художников, которые сегодня показывают нам новый облик петроглифа? Что хотят сказать нам художники своей интерпретацией петроглифа как арт-объекта?

Наиболее ярким примером подобной интерпретации в региональной культуре может послужить деятельность Назаренко Елены Юрьевны, архитектора, автора 350-ти копий петроглифов Горного Алтая, выполненных в совершенно новой технике «эстампаж», главы персональной мастерской, автора нескольких книг, посвящённых художественной культуре региона.

Уже в начале поиска ответов на данный вопрос в границах магистерской диссертации автора данной статьи была обнаружена одна тенденция: манифестация синкретизма, столь типичного для ранней стадии развития человеческого сознания. Это может говорить как о живучести такой рудиментарной формы, так и о латентности некоторых особенностей механизма гармонизации сознания, которая выявляется в периоды кризисного состояния человеческой общества, когда начинает формироваться образ нового идеала культуры. Но окончательный ответ на данный вопрос можно получить лишь в ходе скрупулёзного проведения научного исследования.

Использованные источники:

1. Яковлева Е. Н. К определению понятия «региональная культура» // Учёные записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28). Режим обращения:

https://cyberleninka.ru/article/n/k-opredeleniyu-ponyatiya-regionalnaya-kultura

2. Регионоведение / ред. профессор Ю.Г. Волков. - Ростов н./Д, 2002. -416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.