Научная статья на тему 'Древние обряды Дигорского общества. 1844 год (редакция Голицина)'

Древние обряды Дигорского общества. 1844 год (редакция Голицина) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
107
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Древние обряды Дигорского общества. 1844 год (редакция Голицина)»

ДРЕВНИЕ ОБРЯДЫ ДИГОРСКОГО ОБЩЕСТВА. 1844 ГОД (РЕДАКЦИЯ ГОЛИЦИНА)

Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1883.

Вып. II. С. 31-39.

I. Разделение Дигорского общества отдельно на сословия, включая и крепостной класс людей.

1. Дигорская Осетия разделяется на две части, под названиями: первая Дигор, а вторая Усть-Дигор (дальняя Дигория).

2. Владетелями в Дигории - старшины или баделаты, а в дальней Дигории - шер-кесяты.

3. Фамилии - первой части: Кубатиевы, Абисаловы, Тугановы, Каражаевы, Кабановы, Шекемовы, Бытуовы; второй части: Кантемировы, Карабагоовы, Томезовы, Ку-бакевы.

4. Второе сословие у них узденья, которых называют фарсалек.

5. Третье - тумаки старшинские; называются тума (тумаки происходят от старшинских жен, взятых не из сословия старшин).

6. Четвертый класс - дворовые люди, которым название кнек.

7. Пятый класс - служанки или горничные; называются хечар-косек, и происходящие от них дети считаются незаконными.

8. Все старшины закона магометанского, который приняли они от кабардинцев в то время, когда до русского управления они были под властью кабардинских князей. Из прочих, т.е. фарсалеков, тумаков и кнеков, половинная часть идолопоклонники, а другая христиане.

II. Права в обязанности каждого класса и отношение одного сословия к другому, включая и духовенство.

9. Кнекам жены даются не по калыму, а посредством покупки, и они не в праве их увольнять.

10. Покупателю двойным калымом холопку в замужество нельзя продать до смерти; происходящих же от нее детей продавать врознь можно; если же она будет дурного поведения, то предоставляется купить родителям большой ценою, наравне со служанкой; из данного свыше калыма половина оставляется родителям, а другая отдается господину.

11. Служанки покупаются, но оне настоящего мужа не имеют; господин волен их отдать на время холостому по своему произволу и тогда происходящая от них девки делаются служанками, а сыновья поварами; и тех и других можно продавать или дарить врознь.

12. Подвластные старшине фарсалеки, тумаки и кнеки не в праве без позволения его взять в свой дом для воспитания детей других старшин.

13. Кто убивает оленя, должен принесть старшине бго, т.е. половину спины с боками, отрубив шею. Если же олень будет убит в поле или в лесу, тоже получают дворовые люди старшины. Не исполнивший этого обряда штрафуется одним быком.

14. Нищим и мулам дают десятину все дигорцы магометанского закона.

III. Какие дела и преступления должны быть рассматриваемы адатом и общий

обряд суда по обычаям или адату.

15. По прежним обрядам судебное место называлось налим; в нем разбирают и решают поныне дела назначенными на этот предмет почетными стариками.

16. По разбирательству и решению их, буде просителю или ответчику должны дать присягу, то ее магометане принимают

на Алкоране, а идолопоклонники по обряду в Цуоар, так называемого дерева, у которого они приносят и свои молитвы.

IV. Права и обязанности каждого сословия.

17. Калым у старшин за дочерей шестьдесят штук рогатого скота.

18. Калым у фарсалеков за дочерей десять штук рогатого скота.

19. Сверх того, кто получает за дочь калым в первый раз, имеет еще право на пару отличных быков, или на две пары посредственных.

20. Старшина, при получении за дочерей калыма, отдает три скотины ближайшим братьям, которые от него живут особыми домами, - дядям, ближайшим по матери, две скотины, и одну тому, который варит пиво у старшины.

21. С женами по закону не венчаются, а оне отдаются по назначению, и когда будет уплачен калым, из него оставляют жениху одного быка, до того времени, как невеста возьмется из отцовского дома.

22. По уплате калыма и по получении жены, она отправляется со свитою в дом отца своего, где делается угощение; каждый из гостей должен ему дать по скотине.

23. Если старшина захочет жену свою оставить в доме фарсалека, то может сделать это по согласию, а не насильно.

24. Фарсалек везде ездит с старшиною по доброй воле, а не насильно.

25. Фарсалеки и тумаки, выделяясь из дома для жительства особо, обязаны дать старшине одного быка и жирного барана.

26. Фарсалеки ближней Дигории, живущее на равнине, во владении старшин находящейся, пашут ему один день, а во время уборки хлеба посылают в помощь по одному человеку.

27. Старшины получают каждый год подать от фарсалеков с каждого, сена по одному стогу, в котором не более двух лошадиных вьюков, и сверх того лошадь, один тулук пшеницы, по менее четверти; летом им дается по барашку.

28. Из старшин, живущих на плоскости, фамилия Тугановых получает против

прежнего обряда гораздо более, потому что правительством подарены им в значительном количестве земли, которыми пользуются жители и платят за то ежегодно с каждого дома по скотине, по барану и по барашку, по тулуку пшеницы, по сапет-ке меду и положенную пропорцию пива; а также по арбе сена и дров, независимо от того, что один день на них пашут и посылают людей для уборки хлеба.

29. Старшина оставляет у себя с баранов всю белую шерсть, а из остальной сколько ему нужно для бурки, башлыка, потника и черкески; остаток он разделяет по ровной части между своими детьми, кнеками и служанками.

30. Старшины и фарсалеки после смерти своих братьев женятся на их вдовах, которые отказаться от того не в праве, хотя бы и не хотели за них выходить.

31. Тоже самое право на жен имеют и братья неизвестно пропавшего.

32. В обоих случаях, если оставшийся брат не захочет жениться на вдове умершего или пропавшего брата своего, жена увольняется к родителям и за то дает брату мужа своего пару быков.

V. Наследство и раздел имений.

33. У дигорцев не по закону Магомета, а по древним обрядам, наследство разделяется между братьями поровну, женскому же полу части не дается; после выдачи их в замужество, оне приезжают в свой дом и тогда делают им разные платья, серебряные вещи и дают служанок, смотря по состоянию. Если мужеской род уничтожается, тогда, мимо ближайших наследниц умершего, жен и дочерей, хотя бы давно жили врознь, наследство отдается дальним наследникам мужского пола, минуя наследниц.

VI. Обряд духовных завещаний

и поминовения.

34. Дигорские магометане при жизни назначают от себя душеприкащика и опекуна для исполнения духовного завещания, которым назначают из имения своего похороны, погребальные вещи, а также искать муллам и нищим для уничтожения грехов.

130 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 9 (48) 2013

35. Христиане же духовных завещаний не делают, похороны у них по своему обряду; у них умершего одевают в лучшее платье и хоронят под бурками; к могиле за ним ведут оседланную лошадь, жена умершего бьет себя своими волосами, обходит три раза могилу, за нею и лошадь, потом наливает деревянную чашку бузы, бросает под ноги лошади, у которой при этом отрезывают одно ухо, после чего она называется мертезин бех, т.е. лошадь для умершего на другом свете; идолопоклонники не делают завещаний и хоронятся просто.

36. При жизни своей, христиане не назначают искатов для уничтожения грехов, а делают поминовения, смотря по состоянию, повторяя их несколько раз; поминовения эти называются: Хурнек, Хесист, Нарута, Кумахасак, Куосяен, Зелькердан, Сорхист. Первое из них особенно разорительно; для совершения его убивается 100 баранов, 20 штук скота, варится 10 больших кадушек пива, печется огромное количество хлеба, расходуется много бузы; все это в таком делается размере, дабы не одних нищих, а всех жителей накормить досыта и напоить до-пьяна.

37. По женском поле поминовения делаются особо и называются Восита-хист.

38. Из кушанья, приготовляемого для поминовения, часть даю старшинам.

39. При первом значительном поминовении - Хурнек, гости, не разъезжаясь, назначают, кому очередь в следующем году делать в Дигории такое же поминовение, и в знак согласия того подносят ему при собрании большую чашку пива и кость кобылы с мясом, после чего он не в праве отказаться от празднования Хурнека.

40. Другой обряд для уничтожения грехов умершего: делают скачку несколькими отборными лошадьми; для призов назначается разное новое платье и седла с приборами; все это раздается скакавшим, от первого до последнего.

VII. Отношение детей к родителям и их права на первых.

41. Дети, по закону Магомета и обряду, должны быть родителям покорны и по-

слушны; сопротивление воле родителей тяжкий грех, а по обряду стыд; впрочем азиатский народ вообще в Дигории, старшины и фарсалеки, по большей части не воспитывают детей при себе, а отдают их до совершеннолетия к аталыку или кормилице, которые не учат ни чему, а делают их чуждыми родителям и даже к ним непослушными. Додержав воспитываемых у них молодых старшин или фарсалек до совершенных лет, аталыки (для мальчика) и кормилицы (для девочки) доставляют их к родителям, за что получают угощение и большую награду; кроме того, родственники воспитываемых, смотря по состоянию, дарят аталыку или кормилице кто служанку, кто 100 баранов, иной железные вещи, другой лошадей или несколько штук рогатого скота.

42. Подвластные также считают себя обязанными делать подарки. Если дети старшинские, то, женившись, они живут врознь с родителями, а фарсалекские остаются с отцом или матерью.

43. Старшинский сын отдается до совершенного возраста лучшему фарсалеку, который по окончании воспитания возвращает его в дом, одетого в богатое платье, на хорошей лошади с седлом и оружием; возвратившись к себе в дом, молодой старшина делает воспитателю своему соразмерное награждение и уезжает, потому что никакой старшина в Дигории с отцом жить не может.

44. Когда старшина отдает на воспитание своему фарсалеку или черному сына своего, то делает пир и музыканту, играющему на нем (геукаго), старшина дает лошадь и конец даров.

VIII. Взаимное отношение мужа к жене и обратно.

45. Каждый дигорец может иметь две и три жены, а когда которая из них разлю-бится, он увольняет любую, за исключением дворовых...

46. Дигорцев общий обряд: если кто имеет хорошую жену, которая не родит, то он берет другую с уплатою калыма, а бездетную отдает другому чужому холостому

мужчине, от которого дети принадлежат однако первому мужу, потому что он заплатил калым, холостой же не в праве называть этих детей своими; такая жена называется дукакусса.

IX. Мера наказания за невыполнение приказания старшин и фарсалеков.

47. Если по какому делу жителями по приговору назначено будет с кого взять скот или баранов и штрафованный не повинуется, то с него штраф обязан взыскать старшина.

48. Кто обидит старшины дворовых людей, платит старшине одного быка.

X. Мера наказания за преступления

всякого рода.

49. За убийство старшины виновный платить 15 предметов, из которых пять людьми, пять землями, пять железными вещами и лошадьми, так чтобы каждый предмет имел ценность одной души и все вместе стоили 15 душ крестьян.

50. Если старшина прикажет дворовым людям кого убить, они не в праве отказаться; за убийство отвечают не они, а старшина.

51. За убийство фарсалека платится 24 штуки рогатого скота и прибавляется на каждую штуку по одному барану.

52. Тумаки тоже получают наравне с фарсалеками, без всякой разницы.

53. Если до схоронения убитого, родственники его, при набегах на виновного, захватят добычу, то разделяют ее между собою независимо от уплаты за кровь.

54. Когда убийцы после уплаты за кровь примирятся, то варят много пива с припасами для угощения; родственники убитого

являются к ним в дом с свитою из 100 человек, которых убийца кормит и поит целые сутки; если же угощения этого не делает, то обязан заплатить 7 штук рогатого скота.

55. Ранивший старшину уплачивает в виде штрафа мальчика или девочку.

56. Если фарсалек ранит один другого, то в уплату за честь варит пиво и отдает или лошадь, или скотину, смотря по состоянию.

57. Кто осмелится воровать из базу старшины и будете обличен в этом, платит в штраф малолетнего мальчика или девочку и в честь старшины варит пиво.

58. Кто осмелится воровать у старшины лошадей, скот или баранов и признается виновным, платит старшине за каждую голову по девяти.

59. Кто уворует с мельницы старшины муку, штрафуется одним быком.

60. За такое воровство и с жителей посторонних аулов полагается тот же штраф.

61. Из дворовых людей кто учинит воровство, штрафуется старшиною наравне с фарсалеками и тумаками.

62. Если кто ворует у фарсалека лошадей, скот или баранов, то подвергается взысканию по три штуки за каждую им украденную. Фарсалекъ, обличенный в воровстве, подвергается штрафу на том же основании.

63. За воровство у тумаков уплачивается за каждую штуку по шести. Тумаки тоже платят и сами другим, если что украдут.

64. За прелюбодеяние старшина штрафует виновного одним быком, а потом старики примиряют обиженного с ответчиком.

Материал подготовлен к публикации Ф. Х. Гутновым

132 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 9 (48) 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.