Научная статья на тему 'Древние истоки образа Мыслителя'

Древние истоки образа Мыслителя Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1762
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЫСЛИТЕЛЬ / СКУЛЬПТУРА / СТАТУЯ / АНТИЧНОСТЬ / РЕНЕССАНС / ФИЛОСОФ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛ / THINKER / SCULPTURE / STATUE / ANTIQUITY / RENAISSANCE / PHILOSOPHER / INTELLECTUAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Этингоф Ольга Евгеньевна

Статуя Мыслителя создана Огюстом Роденом в 1880-1882 гг. Скульптурные изображения человеческих фигур, сидящих в задумчивой позе и положивших голову на руки, встречаются уже в первобытном искусстве. Такая композиционная формула была особенно широко распространена в античной круглой скульптуре и рельефах, часто в погребальной пластике. Античная традиция не была утрачена и в период раннего христианства и средневековья, причем в том числе и в исламском искусстве. Образы «задумчивых» фигур интеллектуалов итальянского Ренессанса возрождали античную традицию. И дальше в искусстве нового времени композиционная формула, воплощенная впоследствии Роденом, не была редкостью как в живописи, так и в скульптуре. К этой позе обращались в своем творчестве и современники Родена. Роден, несомненно, изучал ее различные воплощения как в античной пластике, так и в скульптуре итальянского Ренессанса, и обращался к ним при создании своей статуи. Многие из них он мог видеть в собраниях Франции и Италии. Известно, что задумывая Врата ада и Мыслителя, Роден вдохновлялся итальянскими впечатлениями поездки 1876 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ancient sources of the image of the Thinker

The Statue of the Thinker was created by Auguste Rodin in 1880-1882. Sculptural images of human figures sitting in a pensive posture and laying the head on their hands, are already encountered in prehistoric art. Such a formula of composition was particularly widespread in antique round sculpture and reliefs, often in funerary plastic. The ancient tradition was not lost during the early Christianity and the Middle Ages, including in Islamic art. The images of “thoughtful” figures of intellectuals of the Italian Renaissance, revived the ancient tradition. And further in the art of modern times, the image the thinking person, embodied by Rodin, was not uncommon, both in painting and in sculpture. The contemporaries of Rodin also addressed to such posture in their oeuvre. Rodin undoubtedly studied its various images, both in antique plastics and in the sculpture of the Italian Renaissance, and appealed to them when creating his statue. Many of them he could see in the collections of France and Italy. It is known that when creating the Gate of Hell and the Thinker, Rodin was inspired by the Italian impressions of his 1876 trip.

Текст научной работы на тему «Древние истоки образа Мыслителя»

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.03.017

УДК 730

ДРЕВНИЕ ИСТОКИ ОБРАЗА МЫСЛИТЕЛЯ

Этингоф Ольга Евгеньевна Доктор искусствоведения, главный научный сотрудник, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных

искусств Российской Академии Художеств; Российский государственный гуманитарный университет. Россия, г. Москва etinhof@mail.ru

Статуя Мыслителя создана Огюстом Роденом в 1880-1882 гг. Скульптурные изображения человеческих фигур, сидящих в задумчивой позе и положивших голову на руки, встречаются уже в первобытном искусстве. Такая композиционная формула была особенно широко распространена в античной круглой скульптуре и рельефах, часто в погребальной пластике. Античная традиция не была утрачена и в период раннего христианства и средневековья, причем в том числе и в исламском искусстве. Образы «задумчивых» фигур интеллектуалов итальянского Ренессанса возрождали античную традицию. И дальше в искусстве нового времени композиционная формула, воплощенная впоследствии Роденом, не была редкостью как в живописи, так и в скульптуре. К этой позе обращались в своем творчестве и современники Родена. Роден, несомненно, изучал ее различные воплощения как в античной пластике, так и в скульптуре итальянского Ренессанса, и обращался к ним при создании своей статуи. Многие из них он мог видеть в собраниях Франции и Италии. Известно, что задумывая Врата ада и Мыслителя, Роден вдохновлялся итальянскими впечатлениями поездки 1876 года.

Ключевые слова: Мыслитель, скульптура, статуя, античность, Ренессанс, философ, интеллектуал.

Библиографическое описание для цитирования:

Этингоф О. Е. Древние истоки образа Мыслителя // Искусство Евразии. — 2018. — №3(10). - С. 190-204. - DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.03.017. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1135734/29/

Статуя Мыслителя как образ поэта, философа и творца создана Огюстом Роденом в 1880-1882 гг. (музей О. Родена, Париж) [22, р. 175-179].

Первоначально эта фигура была задумана как часть полученного скульптором заказа на пластический портал, который должен был украсить здание нового Музея декоративного искусства в Париже. Сам портал, незавершенный при жизни Родена, получил название «Врата ада» (музей О. Родена, Париж). Скульптура Мыслителя

Аннотация

планировалась для тимпана, называлась вначале «Поэтом» и связывалась с портретным образом Данте Алигьери. Принято считать, что при работе над Вратами ада Роден вдохновлялся бронзовыми вратами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти, а также черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело Буонарроти [19, р. 128-130].

Исследователи неоднократно касались вопроса истоков образа Мыслителя в предшествующих культурах, прежде всего, в античности и итальянском Ренессансе [40, р. 104-105; 35]. Речь идет о композиционной формуле, изображающей человека в позе размышления или медитации, подпирающего голову, как правило, правой рукой. Чаще всего при этом фигура изображалась сидящей, как у Родена, но известны и стоящие фигуры в позе размышления. Однако систематически проблема древних прототипов образа Родена, кажется, до сих пор в литературе не исследовалась.

Ни в коей мере не претендуя на полноту, попытаемся показать самые яркие примеры воплощения этой формулы на протяжении всей истории искусства от древнейших (первобытных и античных) до современных самому скульптору. Представляется также важным обратить особое внимание на некоторые произведения из французских и итальянских собраний, которые Роден мог видеть своими глазами.

Так, древнейшие скульптурные изображения человеческих фигур, сидящих в задумчивой позе и положивших голову на руки, встречаются задолго до греко-римской античности, в первобытном искусстве. В частности, при раскопках на территории Румынии был найден неолитический «Мыслитель» в некрополе Чернаводэ (культура Хаманджия) — 4000-3500 до н.э. (Музей национальной истории и археологии, Констанца) [13]. Примечательно, что в данном случае голова человека покоится на обеих руках, благодаря чему его поза оказывается симметричной и равновесной.

Другой пример из самых древних пластических изображений — терракотовая фигурка сидящего человека на керамическом сосуде из Израиля, найденном близ Тель -

Рис. 1. Огюст Роден. Бронза. Высота 181 см. 1880—1882. Музей Родена, Париж. Источник: https:// upbad.wikimedia.org/ wikipedia/ т/ thumb/0/ 0^/ Rodin_Mislityel.jpg/ 800px-Rodm_Mislityel.jpg

Авива в городе Йехуд, — 3800 лет до н.э. [2]. Этот персонаж здесь сидит, подпирая голову уже одной, правой, рукой.

Еще один колоритный образец архаического «мыслителя» представлен в глиняной фигурке нигерийской культуры Нок из коллекции фонда Альберто Хименеса-Аррелано Алонсо (дворец Санта Круз, Вальядолид) [34]. Датировка таких предметов очень затруднена из-за консервативности этих культур, перетекающих из первобытного состояния в традиционное. Приводим сравнительно позднюю датировку скульптуры — 298 г., однако подобные фигурки датируют и в пределах нескольких веков до н.э.

Формула задумчивого человека была особенно широко распространена в античном искусстве, греческом и римском, в основном в круглой скульптуре и рельефах, часто в погребальной пластике, на стелах и саркофагах [40]. Так изображали разных персонажей, мужских и женских, философов, интеллектуалов, присутствовавших при погребении и при оплакивании покойников. Этот тип, связанный, прежде всего, с образами философов, использовался и в других контекстах. В соответствии с этой формулой могли быть представлены божества, музы, оракулы, весталки, персонажи мифов и эпоса. Постараемся привести примеры, минимально повторяя выбор П. Цанкера.

Обращаясь к классической Греции, формулу задумчивого человека встречаем в разных видах искусства, но прежде всего, в скульптуре. Так, например, изображен Оракул на восточном фронтоне храма Зевса в Олимпии 472 -456 гг. до н.э. (Олимпия, Археологический музей) [24]. Сама поза соответствует образу пророческого сосредоточения Оракула и контактов с божеством.

Рис. 2. Оракул. Фрагмент скульптуры восточного фронтона храма Зевса в Олимпии. Мрамор. 468-456 гг. до н.э. Археологический музей, Олимпия. Источник:

http:// employees. oneonta. edu/farberas/ arth/Images/ARTH209images/ Sculpture/ classical/ Olympia/ east_ped_seer.jpg

Для образа Пенелопы используется та же формула в качестве знака ее верности в ожидании Одиссея. Мы встречаем аналогичную позу и в вазописи (скифос около 440 г. до н.э., Музей Кьюзи), и в произведениях прикладного искусства (золотое кольцо, Сирия, последняя четверть V в. до н.э., Лувр, Париж) [11; 33].

К чуть более позднему периоду относится греческая терракотовая фигурка из Танагры эфеба, сидящего на скале, II в. до н.э. (?) (Лувр, Париж) [40, fig. 51, p. 91]. Здесь важно обратить внимание как раз на местонахождение золотого кольца с образом

Пенелопы и терракотовой статуэтки, которые могли быть в XIX в. в экспозиции Лувра, то есть доступны для Родена.

Формула изображения задумчивого человека была распространена и в римском искусстве. Таков образ Анаксимандра — римская копия греческого оригинала (Национальный музей, Рим) [15]. Аналогично представлено женское морское божество, предположительно, Фетида или нереида с тритоном. Вновь это римская копия II в. н.э. с греческого оригинала эпохи эллинизма (Национальный музей, Рим) [38].

Рис. 3. Морская богиня с Тритоном, так называемая Фетида. Мрамор. Римская копия II в. н.э. с эллинистического оригинала. Национальный музей, Палаццо Массимо. Рим. Источник: https:// commons.wikimedia.org/ wiki/ Category: DmmffoC30fA0_marina_seduta_con_Tritone,_so-called_Teti_ (PMT_ 188)#/media/File:MNRPaMassmo-TetiNereide 1 .jpg

Известно, что в 1875-1876 гг. за несколько лет до создания Мыслителя Роден совершил путешествие в Италию, посетил Турин, Геную, Пизу, Флоренцию, Рим, Неаполь и Венецию. Считается, что целью его поездки было знакомство с искусством Возрождения, в особенности с произведениями великих итальянских скульпторов Микеланджело и Донателло [18]. Однако можно не сомневаться, что и древние произведения итальянских музеев, в особенности Рима, привлекали его внимание. Тем самым нельзя исключить, что он мог видеть эти и другие античные скульптуры в музеях Рима.

Однако и в Париже, в Лувре, были произведения римской пластики, в частности, два саркофага II в. н.э., и снова уместно допустить, что Роден их мог видеть. На саркофаге Марка Корнелия Статия со сценами из жизни ребенка около 150 г. н. э. дважды воспроизводится искомая нами формула, и не только в виде сидящего человека, но и стоящего [3]. Примечательно, что сидящий персонаж опирается подбородком на тыльную сторону руки, подобно роденовскому мыслителю. На втором саркофаге изображены все музы, три из них представлены стоящими и опустившими голову на руку: Полигимния, Мельпомена — на правую руку, а Урания — на левую [7, 10].

Античная традиция представлять образ задумчивости не была утрачена и в период раннего христианства и средневековья, причем в том числе и в исламском искусстве. С помощью этой позы, например, передавались раздумья Понтия Пилата перед тем, как он умывал руки и отправлял Христа на Распятие. Приведем два раннехристианских

саркофага IV в. н.э. из Ватикана: один из «саркофагов страстей» (рис. 4) и точно датированный саркофаг Юния Басса 359 г. [31, 30]. Возможно, Роден видел именно эти, а также и другие саркофаги в музеях Рима.

Рис. 4. Понтий Пилат, умывающий руки. Фрагмент «саркофага страстей». IV в. Музей Пио Клементино. Ватикан. Фото: О.Е. Этингоф.

Рис. 5. Размышляющий персонаж. Фрагмент напольной мозаики триклиния Большого императорского дворца в Константинополе. Камень. VI в. Музей мозаики. Стамбул. Фото: О.Е. Этингоф.

Сохранялась античная традиция и в светском придворном искусстве раннего средневековья, в частности, так изображен персонаж в напольной мозаике перистиля триклиния Большого дворца в Константинополе эпохи императора Юстиниана второй половины VI в. [4, с. 30-31] (рис. 5).

В византийских Евангелиях так периодически изображали евангелистов подобно античным философам и риторам периода Македонского ренессанса, как в рукописи из монастыря Ставроникита на Афоне, cod. 43, середины X в., но и позже, как в манускрипте из монастыря Ивир на Афоне, Iveron, cod. 56 второй половины XI в. [39, S. р. 199.; 25, р. 29-37, р1. 2, 20-22]. К. Вайцман считал источником образа евангелиста Матфея в Четвероевангелии из монастыря Ставроникиты изображение философа Эпикура. Исследователь ссылался на статую Эпикура из Палаццо Маргарита в Риме. Найти ее современное местонахождение не удалось.

Из искусства западноевропейского средневековья в интересующем нас контексте можно упомянуть печальный образ левой из стоящих неразумных дев в кафедральном соборе Магдебурга около 1240—1250 гг. [29].

И, наконец, завершая разговор о средневековых образах, повторяющих античную формулу задумчивого интеллектуала, плодотворно обратиться к памятникам исламского искусства, к миниатюрам арабских рукописей. И тут мы встречаемся с изображениями именно античных философов, в частности, Аристотеля и Сократа, очевидно

унаследованными от античности. На миниатюре из бестиария «Китаб Ал-Хайаван» около 1220 г. представлен сидящий Аристотель, беседующий с учеником (Британская библиотека, MS ог. 2784, £ 96г.). Примечательно, что здесь оба персонажа изображены в знакомой нам позе: Аристотель подпирает голову правой рукой, а ученик — левой [20, p. 17-33].

На второй миниатюре рукописи «Избранные максимы и наипрекраснейшие речения» аль-Мубашшира ибн Фатика раннего XIII в. из Музея Топкапи в Стамбуле изображен сидящий Сократ с учениками, он опустил голову на левую руку [37].

Далее необходимо обратиться к образам античных философов и другим «задумчивым» фигурам интеллектуалов итальянского Ренессанса, в которых, естественно, возрождались античные традиции. Уже шла речь о том, что при создании Врат ада и Мыслителя Роден вдохновлялся итальянскими впечатлениями поездки 1876 года.

В ватиканской фреске Рафаэля Санти «Афинская школа» 1508—1511 гг. дважды использована интересующая нас композиционная формула задумчивого человека, подпирающего голову рукой, как стоящего, так и сидящего, для образов философов Эсхина, беседующего с Сократом, и Гераклита Эфесского [1; 28]. Примечательно, что в образе Гераклита Рафаэль использовал портретные черты Микеланджело.

И, наконец, обращаясь к произведениям самого Микеланджело, неизбежно и необходимо упомянуть статую Лоренцо II Медичи из капеллы Медичи 1526—1534 гг. во Флоренции [5, с. 22]. Эта фигура получила в Италии прозвище «II pensieгoso», «созерцательный», то есть некое подобие мыслителя. Скульптура не является буквальным портретом Лоренцо Медичи, а неким идеализированным изображением [27, p. 188].

Рис. 6. Микеланджело Буонарроти. Статуя Лоренцо Медичи. Мрамор. 1524—1531. Капелла Медичи, Новая Сакристия церкви Сан Лоренцо. Флоренция. Источник: http:/ /gorod.tomsk.ru/i/ и/2443/Lorenco-Medichi.jpg

Здесь, как и в случае с произведениями из собраний Рима и Лувра, мы можем вновь говорить о том, что итальянские создания мастеров Возрождения — это то, что Роден видел своими глазами.

Древняя поза задумчивого человека проникла и в искусство северного Возрождения. Мы обнаруживаем ее, в частности, в гравюре А. Дюрера «Меланхолия» 1514 г. (ГЭ, СПб.), на которой сидит, подперев левой рукой голову, погруженная в глубокую задумчивость крылатая женщина — персонификация Меланхолии [14, с. 206-217].

И дальше в искусстве нового времени композиционная формула, воплощенная впоследствии Роденом, не была редкостью как в живописи, так и в скульптуре. В частности, она использована в портрете Френсиса Бэкона в его надгробии скульптора У. Райта 1626 г. в церкви Сент Майкл в Сент-Олбанс в Великобритании [23, 36]. Здесь он представлен сидящим, слегка откинувшись на спинку кресла, и склонившим голову на левую руку, подобно древним философам.

Распространенным сюжетом европейской живописи периода Ренессанса и барокко стало изображение греческих философов Гераклита и Демокрита, часто как пары Плачущего Гераклита и смеющегося Демокрита. Согласно традиции еще античной философии, один оплакивал людей, второй смеялся над их глупостями [9]. Приведем лишь несколько примеров, в которых художники XVII -XVIII вв. использовали для образа Гераклита Эфесского древнюю формулу. В картине мастерской Рубенса «Плачущий Гераклит» 1603 г. (музей Прадо, Мадрид) герой художника подпирает голову правой рукой [8]. Аналогична поза Гераклита на картине Хендрика Янса Тербрюггена 1628 г. (Рейксмузеум, Амстердам) [26].

И, наконец, Джузеппе Мария Креспи на картине 1730 г. изображает сидящего Гераклита, положившего голову на тыльную сторону руки, в положении, очень близком к позе роденовского Мыслителя (Музей августинцев, Тулуза) [21]. Вновь нельзя исключить, что Роден знал эту картину. Во всех трех живописных произведениях философ опирается на правую руку.

В искусстве XIX-XX вв. различные варианты задумчивой позы также не были забыты. Среди химер и горгулий собора Парижской Богоматери 1841—1864 гг. Э. Виолле ле Дюк воплотил химеру Стрикс, которая получила прозвище Le penseur [32]. Она, как первобытная фигурка из Констанцы, опустила голову сразу на обе руки. Очевидно, что Роден не мог не видеть этой знаменитой парижской скульптуры.

К такой «задумчивой» позе обращались другие творцы XIX в., а также и современники Родена. Предполагается, что поза роденовского Мыслителя отчасти навеяна скульптурой Жана-Батиста Карпо «Уголино и сыновья» 1862 г. (Музей Орсэ, Париж) [35]. Вероятно, некая преемственность действительно имела место, поскольку сам Роден включил образ Уголино (1882 г.) в программу Врат ада [19, p. 81]. Шарль Жан Мари Дежорж создал скульптуру «Детство Аристотеля» в 1875 г. (Музей Орсэ, Париж) за несколько лет до Мыслителя Родена [12]. Мальчик Аристотель сидит со свитком на коленях, опираясь на спинку кресла и положив голову на левую руку. Роден, несомненно, знал эту статую. А Людвиг Зайтц сразу после Родена в 1883— 1887 гг. изобразил сидящего взрослого Аристотеля в аналогичной позе на ватиканской фреске в Галерее канделябров музея Пио Клементино [6; 17].

Рис. 7. Людвиг Зайтц. Аристотель. Деталь росписи плафона. 1883—1887 гг. Галерея канделябров. Музей Пио Клементино. Ватикан. Источник: https:// commons.wikimedia.org/ wiki/ Category: LLudwig_Seit%__painter)#/media/FileAristotelesarp.jpg

Рис. 8. (Илл. 8)

Антуан Бурдель. Большая Пенелопа. Бронза. Высота 240 см. 1912 г. Монтобан. Источник:

http://p3. storage. canalblog. com/31/52/ 536936/91104816_o.jpg

Завершить этот краткий обзор образов «мыслителей» от первобытной древности до современников Родена будет уместно скульптурой его ученика Эмиля Антуана Бурделя «Пенелопа» (рис. 8), созданной в 1912 г., ровно через тридцать лет после Мыслителя (г. Монтобан) [16].

Античный персонаж и античная поза, в соответствии с которой изображалась героиня Гомера еще в классической Греции, послужили основой статуи французского скульптора, для которого обращение к античности было органично и естественно. Но несомненно также, что он мог использовать и опыт своего учителя: примечательно, что его стоящая Пенелопа положила голову на тыльную сторону правой руки, как и Мыслитель у Родена.

Подытоживая, можно заключить, что древняя композиционная формула задумчивого интеллектуала была хорошо известна современникам Родена и использовалась в разных образах и у скульпторов, и у живописцев. Роден, несомненно, изучал ее различные воплощения как в античной пластике, в скульптуре итальянского Ренессанса, так и в творениях современников, и обращался к ним при создании своей статуи. Многие из них он мог видеть в собраниях Франции и Италии. Определить, какие именно из них могли оказаться прототипами или импульсами для его Мыслителя, кроме статуй Лоренцо II Медичи Микеланджело и «Уголино и сыновья» Жана-Батиста Карпо, — задача для исследователей творчества великого французского скульптора.

Литература

1. Афинская школа [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D0%B8%D0%BD%D 1%81%D0%BA%D 0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 (Дата обращения 07.08.2018).

2. В Израиле нашли древнюю статуэтку «роденовского мыслителя» [Электронный ресурс]. URL: http://earth-chronicles.ru/news/2016-11-24-98605 (Дата обращения 07.08.2018).

3. Карпентьер П. Саркофаг Марка Корнелия Статия [Электронный ресурс]. URL: http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=5180 (Дата обращения 07.08.2018).

4. Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986. — Т. 2. — 946 с. - 597 илл.

5. Либман М. Я. Микеланджело Буонарроти. — М.: Советский художник, 1964. — 200 с.

6. Милюгина Е.Г. Галерея канделябров в Ватикане. Галерея канделябров и Зал колесницы. — М., Белый город, 2016. — 102 с.

7. Музы [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.Org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B#/media/File:Muses_sar cophagus_Louvre_MR880.jpg (Дата обращения 07.08.2018).

8. Питер Пауль Рубенс (мастерская). Плачущий философ Гераклит [Электронный ресурс]. URL: https://gallerix.ru/storeroom/907329322/N/1393185066/ (Дата обращения 07.08.2018).

9. Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%87%D1%83%D1%89%D0 %B8%D0%B9_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D1%8 2_%D0%B8_%D 1%81%D0%BC%D0%B5%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9%D1%81% D1%8F_%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82 (Дата обращения 07.08.2018).

10. Саркофаг муз [Электронный ресурс]. URL: http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=5273 (Дата обращения 07.08.2018).

11. Стрелков А. В. Пенелопа // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/world_history/text/2710079 (Дата обращения 07.08.2018).

12. Философская пинакотека. Философия и философы в изобразительном искусстве [Электронный ресурс]. URL: http://nibiryukov.narod.ru/nb_pinacoteca/nbr_pinacoteca_artists_d.htm (Дата обращения 07.08.2018).

13. Хаманджия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хаманджия (Дата обращения 07.08.2018).

14. Южакова Е. В. «Меланхолия I» Альбрехта Дюрера: история интерпретаций // Известия Уральского государственного университета. — Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2010. — № 4 (82). — С. 206-217.

15. Anaximander [Электронный ресурс]. URL: https://ipfs.io/ipfs/QmXoypizjW3WknFiJnKLwHCnL72vedxjQkDDP1mXWo6uco/wiki/Ana ximander.html (Дата обращения 07.08.2018).

16. Antoine Bourdelle [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Antoine_Bourdelle (Дата обращения 07.08.2018).

17. Aristotelesarp [Электронный ресурс]. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Ludwig_Seitz_(painter)#/media/File:Aristoteles arp.jpg (Дата обращения 07.08.2018).

18. Bazin G. R. M. Auguste Rodin French sculptor [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/biography/Auguste-Rodin (Дата обращения 07.08.2018).

19. Champigneulle B. Rodin. - London: Thames and Hudson, 1999. - 285 p.

20. Contadini A. 'A Bestiary Tale: Text and Image of the Unicorn in the Kitâb na't al-hayawân (British Library, or. 2784)' // Muqarnas. - 2003. - № 20. - Pp. 17-33.

21. Crespi. Démocrite et Héraclite (2004 1 60) [Электронный ресурс]. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Paintings_by_Giuseppe_Maria_Crespi?uselang= it#/media/File:Crespi_D%C3%A9mocrite_et_H%C3%A9raclite_(2004_1_60).jpg (Дата обращения 07.08.2018).

22. Elsen A.E., Jamison R.F., Barryte B. Rodin's art: the Rodin Collection of the Iris and B. Gerald Cantor Center for Visual Arts at Stanford University. - Oxford University Press, 2003. - 662 p.

23. Francis Bacon memorial, St Albans [Электронный ресурс]. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Francis_Bacon_memorial,_St_Albans?uselang= ru#/media/File:20040912-001-francis-bacon.jpg (Дата обращения 07.08.2018).

24. Frontons du temple de Zeus à Olympie [Электронный ресурс]. URL: https://fr.wikipedia.org/wiki/Frontons_du_temple_de_Zeus_%C3%A0_0lympie (Дата обращения 07.08.2018).

25. Galavaris G. P. Holy Monastery of Iveron: the illuminated Manuscripts. - Mount Athos: The Monastery, 2002. - 130 p.: col. ill.

26. Hendrik ter Brugghen. Heraclitus [Электронный ресурс]. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Paintings_by_Hendrick_ter_Brugghen?uselang= ru#/media/File:Hendrik_ter_Brugghen_-_Heraclitus.jpg (Дата обращения 07.08.2018).

27. Hibbard H. Michelangelo. 2nd ed. - Cambridge: Harper and Row. A Pelican book, 1985. - 348 p.

28. Lahanas M. The School of Athens, "Who is Who?" Puzzle. H ФЛоооф1х^ X^o^ x^ç A6^vœç той Рафа^А, XávToio [Электронный ресурс]. URL: http://www.hellenicaworld.com/Greece/Science/en/SchoolAthens.html (Дата обращения 07.08.2018).

29. Magdeburger Dom [Электронный ресурс]. URL: https://de.wikipedia.org/wiki/Magdeburger_Dom (Дата обращения 07.08.2018).

30. Malbon E.S. The Iconography of the Sarcophagus of Junius Bassus. - Princeton, NJ: Princeton University Press, 1990. - XIX, 256 p., [22] p. of plates : ill.

31. Museo Pio-Cristiano sarcófago [Электронный ресурс]. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Museo_Pio-Cristiano_sarc%C3%B3fago._11.JPG (Дата обращения 07.08.2018).

32. Notre Dame de Paris. Chimères et gargouilles [Электронный ресурс]. URL: http://ndparis.free.fr/notredamedeparis/menus/paris_notredame_gargouilles.html (Дата обращения 07.08.2018).

33. Penelope [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Penelope?uselang=ru#/media/File:Ring_Penelope_CdM_Luynes _515.jpg (Дата обращения 07.08.2018).

34. El Pensador (Cultura Nok) [Электронный ресурс]. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:El_Pensador_(Cultura_Nok).jpg (Дата обращения 07.08.2018).

35. Le Penseur. Auguste Rodin (1840-1917) [Электронный ресурс]. URL: http://www.musee-rodin.fr/fr/collections/sculptures/le-penseur (Дата обращения 07.08.2018).

36. Pinacotheca Philosophica Philosophy and Philosophers in Art [Электронный ресурс]. URL: http://nibiryukov.narod.ru/nb_pinacoteca/nbe_pinacoteca_philosophers_b.htm (Дата обращения 07.08.2018).

37. Sughrat [Электронный ресурс]. URL: https://c0mm0ns.wikimedia.0rg/wiki/File:Sughrat.jpg (Дата обращения 07.08.2018).

38. Thetis Massimo [Электронный ресурс]. URL: https://c0mm0ns.wikimedia.0rg/wiki/File:Thetis_Massim0.jpg (Дата обращения 07.08.2018).

39. Weitzmann K. The Character and Intellectual Origins of the Macedonian Renaissance // Weitzmann K. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination. H.L. Kessler Ed. -Chicago, London: University of Chicago, 1971. - Pp. 176-223.

40. Zanker P. The Mask of Socrates: the Image of the Intellectual in Antiquity. Trans. A. Shapiro. (Sather Classical Lectures 59). — Berkeley and Oxford: University of California Press, 1995. — Pp. x + 426, 179 figs.

Статья поступила в редакцию 20.08.2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.03.017

ANCIENT SOURCES OF THE IMAGE OF THE THINKER

Olga Evgenievna Etinhof

Doctor of Arts, Chief Scientific Officer,

The Research Institute of Theory and History

of Fine Arts of the Russian Academy of Arts;

Russian State University for the Humanities.

Russia, Moscow.

etinhof@mail.ru

Abstract

The Statue of the Thinker was created by Auguste Rodin in 1880-1882. Sculptural images of human figures sitting in a pensive posture and laying the head on their hands, are already encountered in prehistoric art. Such a formula of composition was particularly widespread in antique round sculpture and reliefs, often in funerary plastic. The ancient tradition was not lost during the early Christianity and the Middle Ages, including in Islamic art. The images of "thoughtful" figures of intellectuals of the Italian Renaissance, revived the ancient tradition. And further in the art of modern times, the image the thinking person, embodied by Rodin, was not uncommon, both in painting and in sculpture. The contemporaries of Rodin also addressed to such posture in their oeuvre. Rodin undoubtedly studied its various images, both in antique plastics and in the sculpture of the Italian Renaissance, and appealed to them when creating his statue. Many of them he could see in the collections of France and Italy. It is known that when creating the Gate of Hell and the Thinker, Rodin was inspired by the Italian impressions of his 1876 trip.

Keywords: Thinker, sculpture, statue, antiquity, Renaissance, philosopher, intellectual.

Bibliographic description for citation:

Etinhof O.E. Ancient sources of the image of the Thinker. Iskusstvo Evra^ji — The Art of Eurasia, 2018, No. 3(10), pp. 190-204. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.03.017. Available at: https://readymag.com/u50070366/1135734/29/ (In Russian)

References

1. Aftnskaya shkola [Athenian school]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA0/o D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 (accessed 07.08.2018).

2. VI%raile nashli drevnyuyu statuetku «rodenovskogo myslitelya» [An ancient statuette of Rodin's «Thinker» was found in Israel]. Available at: http://earth-chronicles.ru/news/2016-11-24-98605 (accessed 07.08.2018).

3. Carpenter P. Sarkofag Marka Korneliya Statiya [The Sarcophagus of Mark Cornelius]. Available at: http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=5180 (accessed 07.08.2018).

4. Lazarev V. N. Istoriya vi%antuskoi %hivopisi [The history of Byzantine painting]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1986, vol. 2, 946 p., 597 ill.

5. Libman M. Ya. Mikeland%helo Buonarroti [Michelangelo Buonarroti]. Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1964, 200 p.

6. Milyugina E.G. Galereya kandelyabrov v Vatikane. Galereya kandelyabrov i Zal kolesnitsy [Gallery of candelabra in the Vatican. Chandelier Gallery and Chariot Hall]. Moscow, Belyi gorod Publ., 2016, 102 p.

7. Muzy [Muses]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B#/media/File:Muses_s arcophagus_Louvre_MR880.jpg (accessed 07.08.2018).

8. Piter Paul' Rubens (masterskaya). Plachushchii filosof Geraklit [Peter Paul Rubens (workroom). The weeping philosopher Heraclitus]. Available at: https://gallerix.ru/storeroom/907329322/N/1393185066/ (accessed 07.08.2018).

9. Plachushchii Geraklit i smeyushchiisya Demokrit [The Weeping Heraclitus and Laughing Democritus]. Available at:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%87%D 1 %83%D1%89% D0%B8%D0%B9_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D 1 %82_%D0%B8_%D 1%81 %D0%BC%D0%B5%D1%8E%D 1 %89%D0%B8%D0%B9%D 1 %81%D1%8F_%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1% 82 (accessed 07.08.2018).

10. Sarkofag mu^ [Sarcophagus of the muses]. Available at: http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=5273 (accessed 07.08.2018).

11. Strelkov A. V. Penelopa [Penelope]. Bol'shaya rossiiskaya entsiklopediya [Great Russian Encyclopedia]. Available at: https://bigenc.ru/world_history/text/2710079 (accessed 07.08.2018).

12. Filosofskaya pinakoteka. Filosofya i filosofy v izpbrazjtel'nom iskusstve [Philosophical Pinakothek. Philosophy and philosophers in the visual arts]. Available at: http://nibiryukov.narod.ru/nb_pinacoteca/nbr_pinacoteca_artists_d.htm (accessed 07.08.2018).

13. Khamandzhiya [Hamangia]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/XaMaHA®nfl (accessed 07.08.2018).

14. Yuzhakova E. V. «Melankholiya 1» Al'brekhta Dyurera: istoriya interpretatsii [«Melancholy I» by Albrecht Durer: the history of interpretations]. Izyestiya Ural'skogogosudarstvennogo universiteta — News of the Ural state University, ser. 2, Humanities, 2010, No 4(82), pp. 206-217.

15. Anaximander. Available at:

https://ipfs.io/ipfs/QmXoypizjW3WknFiJnKLwHCnL72vedxjQkDDP1mXWo6uco/wiki/A naximander.html (accessed 07.08.2018).

16. Antoine Bourdelle. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Antoine_Bourdelle (accessed 07.08.2018).

17. Aristotelesarp. Available at:

https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Ludwig_Seitz_(painter)#/media/File:Aristot elesarp.jpg (accessed 07.08.2018).

18. Bazin G. R. M. Auguste Rodin French sculptor. Available at: https://www.britannica.com/biography/Auguste-Rodin (accessed 07.08.2018).

19. Champigneulle B. Rodin. London, Thames and Hudson, 1999, 285 p.

20. Contadini A. 'A Bestiary Tale: Text and Image of the Unicorn in the Kitab na 't al-hayawan (British Library, or. 2784)'. Muqarnas, 2003, No 20, pp. 17-33.

21. Crespi. Démocrite et Héraclite (2004 1 60). Available at: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Paintings_by_Giuseppe_Maria_Crespi?uselan g=it#/media/File:Crespi_D%C3%A9mocrite_et_H%C3%A9raclite_(2004_1_60).jpg (accessed 07.08.2018).

22. Elsen A.E., Jamison R.F., Barryte B. Rodin's art: the Rodin Collection of the Iris and B. Gerald Cantor Center for Visual Arts at Stanford University. Oxford University Press, 2003, 662 p.

23. Francis Bacon memorial, St Albans. Available at:

https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Francis_Bacon_memorial,_St_Albans?uselan g=ru#/media/File:20040912-001-francis-bacon.jpg (accessed 07.08.2018).

24. Frontons du temple de Zeus à Olympie. Available at: https://fr.wikipedia.org/wiki/Frontons_du_temple_de_Zeus_%C3%A0_Olympie (accessed 07.08.2018).

25. Galavaris G. P. Holy Monastery of Iveron: the illuminated Manuscripts. Mount Athos, The Monastery, 2002, 130 p.: col. ill.

26. Hendrik ter Brugghen. Heraclitus. Available at: https: / / commons.wikimedia.org/wiki/Category:Paintings_by_Hendrick_ter_Brugghen?uselan g=ru#/media/File:Hendrik_ter_Brugghen_-_Heraclitus.jpg (accessed 07.08.2018).

27. Hibbard H. Michelangelo. 2nd ed. Cambridge, Harper and Row, A Pelican book, 1985, 348 p.

28. Lahanas M. The School of Athens, "Who is Who?" Puzzle. H Ol^ooo^lk^ X^o^ x^ç A6^vœç xou Pa^a^A, Xàvxoio. Available at: http://www.hellenicaworld.com/Greece/Science/en/SchoolAthens.html (accessed 07.08.2018).

29. Magdeburger Dom. Available at: https://de.wikipedia.org/wiki/Magdeburger_Dom (accessed 07.08.2018).

30. Malbon E.S. The Iconography of the Sarcophagus of Junius Bassus. Princeton, NJ, Princeton University Press, 1990, - XIX, 256 p., [22] p. of plates: ill.

31. Museo Pio-Cristiano sarcofago. Available at: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Museo_Pio-Cristiano_sarc%C3%B3fago._11.JPG (accessed 07.08.2018).

32. Notre Dame de Paris. Chimères et gargouilles. Available at: http://ndparis.free.fr/notredamedeparis/menus/paris_notredame_gargouilles.html (accessed 07.08.2018).

33. Penelope. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Penelope?uselang=ru#/media/File:Ring_Penelope_CdM_Luy nes_515.jpg (accessed 07.08.2018).

34. El Pensador (Cultura Nok). Available at:

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:El_Pensador_(Cultura_Nok).jpg (accessed 07.08.2018).

35. Le Penseur. Auguste Rodin (1840-1917). Available at: http://www.musee-rodin.fr/fr/collections/sculptures/le-penseur (accessed 07.08.2018).

36. Pinacotheca Philosophica Philosophy and Philosophers in Art. Available at: http://nibiryukov.narod.ru/nb_pinacoteca/nbe_pinacoteca_philosophers_b.htm (accessed 07.08.2018).

37. Sughrat. Available at: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Sughrat.jpg (accessed 07.08.2018).

38. Thetis Massimo. Available at: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Thetis_Massimo.jpg (accessed 07.08.2018).

39. Weitzmann K. The Character and Intellectual Origins of the Macedonian Renaissance. Weitzmann K. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination. H.L. Kessler Ed. Chicago, London, University of Chicago, 1971, pp. 176-223.

40. Zanker P. The Mask of Socrates: the Image of the Intellectual in Antiquity. Trans. A. Shapiro. (Sather Classical Lectures 59). Berkeley and Oxford, University of California Press, 1995, pp. x + 426, 179 figs.

Received: August 20, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.