Научная статья на тему 'Древнерусское рукописное Евангелие Апрокос из собрания государственной Третьяковской галереи: к вопросу о датировке и атрибуции'

Древнерусское рукописное Евангелие Апрокос из собрания государственной Третьяковской галереи: к вопросу о датировке и атрибуции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
388
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АТРИБУЦИЯ / ЕВАНГЕЛИЕ / ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ РУСЬ / GALICH-VOLYN'S RUSSIA / ATTRIBUTION / GOSPEL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Майоров Александр Вячеславович

В работе предпринимается попытка объяснить происхождение уникального иллюстрированного Евангелия Апракос (Государственная Третьяковская галерея. К-5348) с пребыванием в Галицко-Волынской Руси дочери византийского императора Исаака II, ставшей женой князя Романа Мстиславича.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Old Russian handwritten Gospel Aprokos from the collection of the State Tretyakov gallery. The question of its dating and attribution

In the article we try to connect the origin of the unique illustrated Gospel Aprakos (the State Tretyakov gallery, K-5348) with the stay in Galich-Volyn's Russia of Byzantine emperor Issak's daughter who became the wife of Prince Roman Mstislavovich.

Текст научной работы на тему «Древнерусское рукописное Евангелие Апрокос из собрания государственной Третьяковской галереи: к вопросу о датировке и атрибуции»

А. В. Майоров

ДРЕВНЕРУССКОЕ РУКОПИСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ АПРОКОС ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ: К ВОПРОСУ О ДАТИРОВКЕ И АТРИБУЦИИ

В собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве хранится древнерусское рукописное Евангелие Апракос Полный, привлекающее повышенное внимание исследователей благодаря украшающим его текст уникальным цветным миниатюрам (ГТГ. К-5348). Рукопись ранее принадлежала библиотеке Синодальной типографии, куда поступила в мае 1679 г., о чем свидетельствует запись на последнем листе, сделанная дьяком Типографского двора (Печатного приказа) Иваном Арбеневым. В Москву Евангелие, вероятно, попало в числе других древних книг, вывезенных из Новгорода и Пскова1.

Рукопись содержит 231 лист, писана на пергамене мелким строгим уставом и богато украшена многочисленными инициалами, заставкой с орнаментом, выполненной золотом и киноварью, а также четырьмя высокохудожественными многоцветными миниатюрами, изображающими четырех сидящих в креслах евангелистов (Л. 1 об. - Иоанн; Л. 40 об. - Матфей; Л. 91 -Лука; Л. 129 об. - Марк), каждый из которых пишет или читает свое Евангелие2.

Вопрос о датировке рукописи имеет обширную литературу. К изучению памятника обращались исследователи различных специальностей. При этом лингвисты и палеографы датируют рукопись преимущественно XII -XIII вв.3, а историки искусства на основании беглого анализа миниатюр и

1 См.: Покровский А. А. Древнее псково-новгородское письменное наследие. Обозрение пергаменных рукописей Типографской и Патриаршей библиотек в связи с вопросом о времени образования этих книгохранилищ. М., 1916. С. 25 и след.

2 Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI -XIII вв. / Редкол.: С. О. Шмидт (пред.) и др. М., 1984. № 147.

3 Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка X - XIV вв. СПб., 1882. Стб. 59-60; Соболевский А. И. Очерки из истории русского языка. Киев, 1884. С. 1116; Воскресенский Г. Древнеславянское Евангелие. Евангелие от Марка. Сергиев Посад, 1894. С. 42; Дурново Н. Н. Xрестоматия по истории русского языка. М., 1914. С. 14-15; Карский Е. Ф. Славянская кирилловская палеография. Л., 1928. С. 45; Жуковская Л. П. 1) Типология рукописей древнерусского полного апракоса XI - XIV вв. в связи с лингвистическим изучением их // Памятники древнерусской письменности: язык и текстология. М.,

орнаментов относят создание памятника к концу XIII - началу XIV вв.4 В последнее время, однако, исследователи в целом склоняются к выводу, что наиболее вероятной датой создания Галицко-Волынского Евангелия Апра-кос следует считать начало XIII в.: составители Сводного каталога славянорусских рукописных книг датируют памятник концом XII (?) - началом XIII вв.5

Более единодушны исследователи в определении места создания Евангелия. Со времен А. И. Соболевского принято считать, что язык рукописи соответствует важнейшим особенностям галицко-волынского диалекта древнерусского языка, и сам памятник, таким образом, происходит из Га-лицко-Волынской Руси6.

Историки древнерусского искусства отмечают необыкновенно высокий художественный уровень исполнения миниатюр Галицко-Волынского Евангелия и относят их к числу наиболее выдающихся произведений древнерусской книжной миниатюры, созданных, вероятнее всего, заезжим греческим мастером или талантливым древнерусским живописцем, получившим выучку в Византии7.

Несмотря на значительный интерес к названным миниатюрам, единственным исследованием, специально посвященным художественному убранству Галицко-Волынского Евангелия начала XIII в., остается работа О. С. Поповой, впервые опубликованная еще в 1972 г.8 Заслуга автора состоит в обосновании вывода о том, что все миниатюры Евангелия выполнены одним художником в одно время с написанием текста манускрипта. По своим художественно-стилистическим особенностям миниатюры соответствуют традициям элитарного византийского искусства позднекомниновского времени, ориентированного на столичные образцы, но при этом также испы-

1968. С. 328; 2) Текстология и язык древнейших славянских памятников. М., 1976. С. 364; Алексеев А. А. Евангелие от Матфея в славянской традиции. СПб., 2005. С. 9.

4 Некрасов А. И. Древнерусское изобразительное искусство. Л., 1937. С. 391; Воронин Н. Н., Лазарев В. Н. Искусство западнорусских княжеств. Галицко-Волынская земля // История русского искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. М., 1953. Т. I. С. 314-316; Запаско Я. П. Орнаментальне оформлення української рукописної книги. Київ, 1960. С. 47, прим. 2; Логвин Г. Н. З глибин. Давня книжкова мініатюра ХІ - XVIII століть. Київ, 1974. С. 38; Александрович В. Мистецтво Галицько-Волинської держави. Львів, 1999. С. 46-47.

5 Сводный каталог... № 147. С. 167.

6 Соболевский А. И. 1) Очерки из истории русского языка. С. 11-16; 2) Лекции по истории русского языка. М., 1903. С. 13.

7 Воронин Н. Н., Лазарев В. Н. Искусство западнорусских княжеств. Галицко-Волынская земля. С. 314-316; Александрович В. Мистецтво Галицько-Волинської держави. С. 46-47; Пуцко В. Г. Иллюминированная древнерусская книга XI - XIII в. // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2001. № 3 (5). С. 50, 53; Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., 2007. С. 225.

8 Попова О. С. Галицко-волынские миниатюры раннего XIII в. (к вопросу о взаимоотношениях русского и византийского искусства) // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси / Редкол.: В. Н. Лазарев (и др.). М., 1972.

тали на себе влияние позднероманского стиля, характерного для мастеров книжной миниатюры Германии9.

Как устанавливает О. С. Попова, основы живописной системы мастера миниатюр Галицко-Волынского Евангелия восходят к позднекомниновским истокам. Создатель миниатюр использовал основные технические приемы, а также исповедовал стилистические принципы византийской живописи позднего XII в. Не исключено, что галицко-волынские миниатюры были написаны мастером, более специализировавшимся в области монументальной жи-вописи10.

Сравнительный анализ миниатюр устанавливает их сходства и различия. Ближе всего к традициям комниновской миниатюры исполнен в своих главных чертах лик евангелиста Луки, в котором также просматривается сходство с образцами византийской живописи в Македонии конца XII в. (особый тип греческих лиц). В образе Матфея также сочетаются византийские и южнославянские черты. Лицо этого апостола имеет характерную широкую форму, более свойственную славянскому типу, нежели удлиненному типу греческих лиц у других евангелистов. Тип лица, подобный лику Матфея, часто встречается на сербских и македонских фресках и иконах11.

В образе евангелиста Марка галицко-волынский мастер, по мнению О. С. Поповой, несколько отдаляется от принципов позднекомниновской живописи и в большей мере обнаруживает сходство с искусством XIII в., так называемой предпалеологовской эпохи. Также ближе к традициям XIII в. исполнена миниатюра с изображением Иоанна, к сожалению, сохранившаяся хуже других и имеющая многочисленные потертости и осыпи красочного

слоя12.

Тяжелые пышные одежды евангелистов (кроме Марка) закручиваются многочисленными драпировками, прописанными ярко-белыми пробелами. Богатая и сложная сеть пробелов, по мнению О. С. Поповой, составляет одну из отличительных черт живописи миниатюр Галицко-Волынского Евангелия. Подобная система пробелов использовалась некоторыми византийскими мастерами фресковой росписи конца XII в.13

Красочное построение и манера письма галицко-волынских миниатюр представляют уникальное явление в истории древнерусской живописи, не получившее дальнейшего развития, с редким сочетанием позднекомнинов-ских и предпалеологовских черт, возможным только в произведениях начала XIII в. Живописный метод галицко-волынского мастера не характерен для

9 Эти выводы О. С. Попова подтверждает в своей новейшей обобщающей работе, посвященной истории византийской и древнерусской книжной миниатюры: Попова О. С.

Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003. С. 123-151.

10 Она же. Галицко-волынские миниатюры раннего XIII в.

11 Там же. Прим. 10.

12 Попова О. С. Византийские и древнерусские миниатюры. С. 125-130.

13 Например, церкви Свв. Бессеребренников в Кастории, церковь Св. Георгия в Курби-

нове, церковь Панагии Аракос в Лагудера на Кипре. См.: Попова О. С. Галицко-

волынские миниатюры раннего XIII в. Прим. 12.

древнерусских художников, а более свойственен византийским живописцам. В манере мастера ощущается дух поисков в области формы и цвета, характерный для византийского искусства предпалеологовского времени14.

Важнейшим доводом для сторонников датировки миниатюр и всей рукописи концом XIII - началом XIV вв. служит общестилистический мотив движения, обнаруживаемый исследователями в живописи мастера, более характерный для времени сложившегося Палеологовского ренессанса15. Однако этот мотив, как устанавливает О. С. Попова, известен также в живописи первой трети XIII в., особенно в миниатюрах. По своему происхождению он являлся отголоском стиля так называемого позднекомниновского манье-ризма16.

Таким образом, стилистический разбор письма миниатюр подтверждает принятую в современной литературе датировку рукописи началом XIII в., возникшую в результате ее палеографического и лингвистического анализа.

Эта датировка подтверждается и специальным анализом особенностей украшающих рукопись орнаментов. Для заставки и инициалов Галицко-Волынского Евангелия характерны архаические орнаментальные вариации старовизантийских типов узоров. Ближайшую аналогию им представляет заставка Xутынского служебника начала XIII в., также имеющего галицко-волынское происхождение17.

Дальнейшие поиски художественных аналогий стиля галицко-волынских миниатюр обнаруживаются в живописи южнонемецких земель конца XII - начала XIII вв.

По наблюдениям О. С. Поповой, в стиле миниатюр Галицко-Волынского Евангелия Апракос можно проследить приемы и детали, специфические для западной художественной среды. Интерес южнорусского мастера к живописи его западных соседей состоял в усвоении некоторых деталей и частных художественных впечатлений, которые контрастируют с нормами византийской художественной системы. Они нарушают правильность пропорций, гармонию цветовых, ритмических и объемных соотношений, распространенных в византийском искусстве18.

Влияние романского стиля читается в декоративном оформлении архитектурных деталей, изображенных на фоне фигур апостолов. Возможно, именно из романских миниатюр пришли полюбившиеся галицко-волынскому мастеру тонкие, вытянутые колонки, поддерживающие балдахинные своды во всех его композициях. По-видимому, из романских ми-

14 Попова О. С. Византийские и древнерусские миниатюры. С. 132-134.

15 Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1947. Т. I. С. 182, 243-244; Воронин Н. Н., Лазарев В. Н. Искусство западнорусских княжеств. Галицко-Волынская земля. С. 314-316.

16 Попова О. С. Византийские и древнерусские миниатюры. С. 133-135.

17 Стасов В. В. Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени. СПб., 1887. С. 16. Табл. XLIV. Ш; Попова О. С. Византийские и древнерусские миниатюры. С. 144-145. Прим. 18.

Попова О. С. Византийские и древнерусские миниатюры. С. 135.

ниатюр заимствован и островерхий купол, лежащий на затейливо изогнутом архивольте в правой кулисе у евангелиста Луки. Эта архитектурная деталь образует своеобразную, в русской живописи почти не встречающуюся композицию, отдаленно напоминающую трехлопастные стрельчатые декоративные арки, известные в романской живописи. С убранством романских миниатюр сходны и некоторые мелкие детали архитектурных украшений, например, капители колонн .

Рисунок драпировок в одеждах евангелистов также вызывает ассоциации с германскими миниатюрами конца XII - начала XIII вв., которые в свою очередь испытали значительное византийское влияние. Смешение позднероманской манеры с византийскими элементами образует в западноевропейском искусстве особый стиль. Его характеризуют как «утонченный, манерный, с извивающимися ломаными линиями, со слишком сложным, но всегда элегантным рисунком, с причудливыми контурами»20. Это - так называемый Zackenstil, стиль отживающего романского искусства, стиль, предшествовавший западной готике и распространенный главным образом в германской живописи. Наибольшее признание он получил у немецких миниатюристов21.

Таким образом, общестилистический анализ позволяет отметить адекватность отдельных приемов письма галицко-волынских миниатюр некоему стилистическому явлению, существовавшему в византийском и западном художественном мире одновременно в конце XII - начале XIII вв. Живопись этого краткого стилистического этапа, с ее внутренней камерностью и внешней вычурностью, можно назвать «маньеристической». Отголоски ее вкусов очевидны в миниатюрах Галицко-Волынского Евангелия22.

Смешение византийского и романского стилей в изобразительном искусстве было, очевидно, вызвано эпохой Крестовых походов и латинского завоевания Константинополя. Создатель галицко-волынских миниатюр уловил черты этого особого стиля в каких-то хорошо известных ему произведениях византийских и германских мастеров книжной миниатюры.

Яркая индивидуальная манера письма и высокий уровень мастерства га-лицко-волынского миниатюриста выдвигают его в ряд видных представителей искусства византийского круга первых десятилетий XIII в. Складывавшийся после падения Константинополя в 1204 г. в различных периферийных центрах византийского мира предпалеологовский стиль во многом определялся вкусами и художественным опытом константинопольских мастеров, бежавших из разоренной столицы империи. Возможно, таким константино-

19 Она же. Галицко-волынские миниатюры раннего XIII в. Прим. 25-28.

20 Она же. Византийские и древнерусские миниатюры. С. 136.

21 Разбор примеров и литературу вопроса см.: Она же. Галицко-волынские миниатюры раннего XIII в. Прим. 29-30.

22 Она же. Византийские и древнерусские миниатюры. С. 137.

польским мастером, получившим приют при дворе галицко-волынских князей, был и создатель миниатюр Галицко-Волынского Евангелия23.

На наш взгляд, есть все основания предположить, что упомянутый константинопольский мастер, покинувший столицу империи и оказавшийся при дворе галицко-волынских князей, должен был входить в непосредственное окружение великой княгини Евфросинии, старшей дочери бывшего императора Исаака II, выданной ок. 1200 г. замуж за галицко-волынского князя Романа Мстиславича24.

Происхождение и родственные связи «великой княгини Романовой», принявшей в начале 1220-х годов монашеский постриг и ставшей наиболее вероятным заказчиком Галицко-Волынского Евангелия, как нам кажется, должны были отразиться в работе придворного мастера, в известной мере определив и художественно-стилистическое своеобразие выполненных им миниатюр.

Связь с Евфросинией Галицкой удачно объясняет отмеченные особенности стиля галицко-волынских миниатюр начала XIII в., создатель которых, с одной стороны, следовал позднекомниновским образцам византийской живописи, что проявилось в облике евангелистов, а также оказался приверженцем старовизантийских традиций в оформлении орнаментальных украшений рукописи.

С другой стороны - воспроизведение галицко-волынским миниатюристом определенных элементов позднероманского стиля, характерного для немецкой книжной миниатюры конца XII - начала XIII вв. указывает, что среди художественных образцов, к которым так или иначе обращался наш мастер, оказались соответствующие произведения немецких живописцев.

По имеющимся у нас сведениям, происхождение византийской принцессы Евфросинии связывало ее не только с константинопольским двором. Родная сестра Евфросинии Ирина-Мария стала женой германского короля Филиппа Швабского, союзнические отношения с которым поддерживал га-лицко-волынский князь Роман Мстиславич25. Оказавшись в Германии, королева Ирина не утратила связи со своими греческими родственниками и, в частности, хранила память о своей старшей сестре Евфросинии, чье имя было внесено в синодик Шпейерского собора, в котором покоится прах королевской четы Филиппа и Ирины-Марии26.

В свою очередь, Евфросиния Галицкая также поддерживала близкие отношения со своей сестрой. Об этом со всей очевидностью свидетельствует

23 См.: Пуцко В. Г. Византийские художники - иллюминаторы славяно-русских рукописей начала XIII в. // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2000. Вып. Х.

24 Подр. см.: Майоров А. В. Дочь византийского императора Исаака II в Галицко-Волынской Руси: княгиня и монахиня // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2010. № 1 (39). С. 76-106.

25 Подр. см.: Майоров А. В. Из истории внешней политики Галицко-Волынской Руси времен Романа Мстиславича // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2008. № 4 (34).

26 Kalendarium necrologicum canonicornm spirensium recentius // Fontes rerum Germanicarum / Hrsg. von J. F. Boehmer. Stuttgart, 1868. T. IV. P. 323.

подробный рассказ об убийстве короля Филиппа летом 1208 г., за которым вскоре последовала трагическая смерть его жены Ирины, помещенный в Га-лицко-Волынской летописи27. Этот рассказ, сообщающий подробности о столь далеком от Галича происшествии, не встречается более ни в одном древнерусском источнике. В летописном рассказе описываются не только обстоятельства убийства, но и выявляются лица, к нему причастные. Все эти подробности, на наш взгляд, могли волновать тогда в Галицко-Волынской Руси только родственников погибших, каковыми были «великая княгиня Романовая» и ее дети28.

Для целей нашего исследования важно подчеркнуть, что стиль миниатюр Галицко-Волынского Евангелия в сопоставлении с соответствующими образцами немецкой книжной миниатюры наиболее близкую связь обнаруживает с произведениями мастеров из Южной Г ермании, в частности, из Баварии и Швабии.

Именно к такому выводу приходит в своем исследовании О. С. Попова. Стиль, характерный для галицко-волынских миниатюр первой трети XIII в. «был достаточно широко распространен в Южной Германии, в Баварии, Швабии, землях, лежащих по Дунаю и уже, безусловно, имевших непосредственные контакты с Южной Русью»29.

Наиболее характерные образцы такого стиля представлены в миниатюрах Евангелия 1196 - 1197 г. верхнерейнской работы (Юго-Западная Германия), Рукописи 1206 - 1225 гг. из Шайерна на Дунае (граница Баварии и Швабии), Евангелия первой четверти XIII в. из Вайнгартена (Швабия), Рукописи 1190 - 1210 гг. из Регенсбурга (Бавария), Миссала первой половины XIII в. (Южная Германия) и др.30

Среди позднероманских миниатюр, созданных в этих краях, можно найти немало аналогий изображениям из галицко-волынской рукописи, «способных объяснить и редкую для русского искусства перегруженность беспокойными драпировками, и все те отдельные романские приемы, которые воспринял южнорусский мастер»31.

27 Полное собрание русских летописей. М., 1998. Т. II. Стб. 723.

28 Подр. см.: Майоров А. В. Дочь византийского императора Исаака II в Галицко-Волынской Руси.

29 Попова О. С. Византийские и древнерусские миниатюры. С. 137.

30 Обзор примеров и литературу вопроса см.: Она же. Галицко-волынские миниатюры раннего XIII в. Прим. 31-32.

31 Она же. Византийские и древнерусские миниатюры. С. 137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.