Научная статья на тему 'Древнерусский семинар в конце 2017 и весной 2018 г.'

Древнерусский семинар в конце 2017 и весной 2018 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история древней Руси / церковный амвон / новгородский Софийский собор / Иван Федоров / Острожская типография / митрополит Филипп / архиепископ Казанский Герман / Сказание об иконе Тихвинской Божьей матери / history of Ancient Russia / the church pulpit / the Novgorod Sophia Cathedral / Ivan Fedorov / the printing house of Ostrog / archbishop German of Kazan’ / the Tale about of Mother of God of Tikhvin

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — В. Г. Вовина-Лебедева

Сообщение о состоявшихся заседаниях Древнерусского семинара и о дискуссиях по докладам, состоявшимся в С.-Петербургском институте истории РАН в конце 2017 и весной 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Seminar on the history of Ancient Russia in the end of 2017 and during the Spring 2017

Information about the meetings of a seminar on the history of Ancient Russia held in the end of 2017 and in the Spring 2018 in St Petersburg Institute of history of the Russian Academy of Sciences.

Текст научной работы на тему «Древнерусский семинар в конце 2017 и весной 2018 г.»

УДК 94(47).047

В. Г. Бовина-Лебедева

Древнерусский семинар в конце 2017 и весной 2018 г.

19 ноября 2017 г. на заседании Древнерусского семинара слушался и обсуждался доклад Э. П. Гордиенко «Амвон и халдейская пещь в служебном уставе новгородского Софийского собора».

Э. А. Гордиенко показала разницу между амвоном как ступенью возле алтаря и другими сооружениями, которые участвуют в богослужении. Особое внимание было уделено халдейской печи, которая выставлялась в храме один раз в году во время пещного действа. Были проанализированы изображения амвона и халдейской пещи на миниатюрах, а также показано, что известный ^ сохранившийся Софийский деревянный амвон — это на самом деле и есть хал-2 дейская пещь.

^ Э. А. Гордиенко задавали вопросы: как была устроена халдейская пещь, которая использовалась во время пещного действа; из чего состояло само действо; § как именуются амвон и халдейская пещь в источниках; учитывала ли она лите-^ ратурные тексты ХУ1-ХУП вв. о пещном действе.

^ Во время обсуждения речь шла о многозначности древнерусских названий, | о том, как можно связать имеющийся в нашем распоряжении материальный ^ объект (софийский «амвон») и тексты письменных источников. Ен Последнее заседание Древнерусского семинара 2017 г. состоялось 21 дека-Й бря и было посвящено обсуждению доклада А. В. Вознесенского «Об устойчи-« вых библиографических мифах и проблемах атрибуции изданий (на примере * издания в XVI веке посланий константинопольского патриарха Иеремии II)». ^ Таким образом, в программу семинара добавилась новая тема — история старого, печатной книжности. Тезисы доклада можно прочесть на сайте СПбИИ РАН Й в рубрике «Древнерусский семинар». А. В. Вознесенский остановился на од-

ном из устоявшихся предположений, касающихся Острожской типографии, связанной с именем Ивана Федорова, издавшего там Библию в 1581 г. После этого деятельность типографии, как считается, не была активной, а выпущенные ею издания редки, но к их числу традиционно относят послания патриарха Иеремии. А. В. Вознесенский поставил под сомнение острожское происхождение посланий. По его мнению, неясно, зачем кн. Острожский решил возродить деятельность типографии в этот момент. Нет сомнений, что послания Иеремии были напечатаны острожскими шрифтами. Но определенные права на типографию имели мастера, и шрифты Ивана Федорова могли использоваться после его смерти. Похожими шрифтами напечатан текст Максима Грека «О крестном знамении» и ставленая иерейская грамота Кирилла Терлецкого, поэтому оба издания были причислены к Острожским, что тоже неверно.

Проблема шрифтов стала одной из важнейших для типографии Мамоничей, получивших острожские материалы от одного из соратников Ивана Федорова. Докладчик аргументированно показал, что указанные выше послания Иеремии нуждаются в переатрибуции, что заставляет иначе взглянуть и на другие издания, приписываемые Острожской типографии на том лишь основании, что они печатались острожским шрифтом.

По мнению докладчика, возобновление деятельности Острожской типографии произошло только в 90-е гг. XVI в. и было связано с принятием унии, против которой выступал кн. Острожский.

Присутствующие задали докладчику много вопросов. Их интересовало, как технически осуществлялся ручной набор и существуют ли методики для определения шрифтов, кроме промера строка и подсчета букв. Обсуждался также вопрос, касающийся заглавия доклада: автора спрашивали, в чем состоит разница между уточняющейся точкой зрения и мифом, а также то, можно ли использовать наблюдения над филигранями. Была затронута тема дороговизны шрифтов и количества отпечатанных ими экземпляров, а также причина, по которой Иван Федоров продал литеры. ___

Во время обсуждения работа докладчика над темой была оценена как выдаю- з щаяся. Вопрос о классификации шрифтов был признан перспективным. В ходе ^ дальнейшего исследования могут быть получены значительные результаты. ^ Была высказана уверенность, что методика изучения шрифтов будет найдена, я несмотря на все сложности, которые сопровождают работу с материалами этого Д времени. Было отмечено, что в своей работе докладчик учитывает как текст, так ^ и внешние особенности книг. А. В. Вознесенский сделал важный и ответствен- '§ ный вывод, что атрибуция книг только на основании единства типографского ^ материала невозможна и что на протяжении более чем десятилетия типогра- &р фия в Остроге не работала. Это важный период для изучения истории Речи М Посполитой, предшествовавший Брестской унии, о котором известно гораздо « меньше, чем о предшествующем времени. Всеми выступавшими было отмече- °г но, что доклад хорошо построен и аргументы убедительны. -5

Заседания семинара 2018 г. возобновились 22 марта. В этот день состоялся доклад профессора университета Восточной Финляндии Юкко Корпелы «Проблемы исследования средневекового населения и колонизации, или Как читать источники, которых не существует: пример Северо-Восточной Европы». Профессор Корпела отстаивает мнение, что письменные источники не дают объективного знания о заселении северо-восточной Финляндии. Он не согласен с тезисом о том, что постоянное население здесь появилось лишь в процессе колонизации шведскими властями с одной стороны и московскими—с другой. Эти земли были и до вхождения в состав указанных государств густо населены финно-угорским этносом, на что указывают данные археологии, фольклористики, палеогенетики, топонимики, палеоботаники, палеоэкологии и других наук.

Докладчику были заданы вопросы: каким образом можно определить рукотворный характер групп камней, которые обнаруживают в лесах; об использовании термина «колонизация»; о гидронимике; о давности присутствия финно-угорского населения на указанных территориях; о том, как следует оценивать материал русских житий, в которых описываются конфликты между монастырями и местным финно-угорским населением из-за земли; о том, как происходит распространение таких растений, как коровяк; какие данные о хозяйстве древних финно-угров дают исследования озерного грунта; с какого времени злаковые культуры прослеживаются на Валааме, и др.

Во время обсуждения были высказаны мнения о том, насколько и почему собранные докладчиком данные важны для вопроса о возникновении ряда православных северных монастырей, поскольку по данным докладчика злаковые растения на Валааме приводят нас к XII в., а между тем существует мнение, что до XV в. монастыри основывались не дальше, чем в одном поприще от крупного населенного пункта, и если по некоторым данным кажется, что ранний мона-2 стырь располагался на более далеком расстоянии, то эти сведения недостоверен ны. Во время дискуссии были высказаны соображения по поводу разных типов ^ образования монастырей, а также по поводу того, что зарождение монастыря и может быть разнесено во времени с началом общежительства там. Докладчика

Л

Е, призвали использовать труды российских археологов, исследовавших район ^ Ладоги и Карельского перешейка. Высказывалось мнение, что доклад возвра-

а щает нас к комплексности, которая заложена в идее Древнерусского семинара,

у Было признано, что нужно приглашать для обсуждения подобных докладов

в археологов, а также приглашать для выступлений ученых других, смежных

Он

£ с исторической специальностей.

® Апрельский доклад 19 числа прочитал студент СПбГУ Н. В. Белов на тему

| «Митрополит Филипп (Колычев) и архиепископ Казанский Герман». Тезисы ^ доклада выложены на сайте СПбИИ РАН. Речь шла, как выразился докладчик, \ЕГ о конструировании мифа: Герман Полев — один из известнейших деятелей рус-

£ ской церкви XVI в., после смерти Гурия ставший архиепископом Казанским, С

прославился критикой опричных порядков; традиционно считается также, что он вступился на суде за митрополита Филиппа и принял за это мученическую смерть от рук опричников.

Докладчик опирался на недостаточно оцененную в историографии книгу В. А. Колобкова, посвященную митрополиту Филиппу. Н. В. Белов рассмотрел гипотезу о созыве в 1567 г. собора, посвященного опричнине, на котором митрополит Филипп резко выступил против нее, в чем его поддержал епископ Герман. Докладчик показал, как складывался образ Германа — защитника митрополита Филиппа, в возникновении которого главную роль сыграли поздние тексты XVII в., составленные после того, как в Москве с начала 1650-х гг. сложился культ митрополита Филиппа.

Доклад был признан удачным дебютом молодого исследователя. Вопросы показали, что канонический рассказ о жизни и мученической смерти Германа, действительно не увязывается с некоторыми известными обстоятельствами. Так, Герман был погребен в приходской церкви, хотя в Москве существовало подворье Казанского митрополита. Вызвало вопрос отсутствие упоминания о смерти иерарха в летописях. При обсуждении доклада все выступавшие в основном склонялись к тому, что докладчику удалось показать поздний характер канонического рассказа о жизни Германа, а также то, как церковное предание стало влиять на научные работы. Жития святых являются источником малой степени достоверности. Вместе с тем, в случае с Филиппом и Германом остается очень много неясного, и нельзя пока определенно сказать, был Герман убит или нет. Докладчику советовали сделать основной акцент не на том, защищал ли Герман Казанский митрополита Филиппа, а на особенностях его кончины.

24 мая 2018 г. состоялся последний в учебном 2017/2018 г. доклад Е. С. Ди-лигул «Особенности рукописной традиции Сказания о Тихвинской иконе Богоматери в XVII в.». Тезисы доклада выложены на сайте СПбИИ РАН. Доклад сделан по материалам диплома бакалавра по источниковедению, но общее мнение всех присутствующих сводилось к тому, что эта работа по уровню гораздо выше обычной бакалаврской работы. Е. С. Дилигул подробно исследовала °2

О

списки и редакции текста XVII в., которые ранее не попадали (или попадали С- ГО

редко) в орбиту внимания исследователей, в отличие от списков XVI в. Она ^ обнаружила новые списки памятника и ввела в оборот новые редакции.

Вопросы показали интерес присутствующих к лицам, причастным к исто- | рии текста Сказания: с какими обстоятельствами связано участие Симеона Полоцкого в работе над редактированием Сказания? что известно о тихвинском -с иконописце Родионе Сергееве? Какова была в истории текста роль Боголепа, % выдающегося настоятеля Тихвинского монастыря рубежа ХУП-ХУШ вв.? ^ Встречаются ли в списках имена знаменитых вкладчиков в монастырь (Чер- ^ касского, Прозоровского, Репнина)? §

Во время дискуссии поднимались вопросы истории монастыря. К. С. Ди- ^

лигул ставила целью проанализировать текст Сказания, но при этом было я

выявлено множество новых фактов, связанных со сведениями о строительстве в Тихвинском монастыре, неизвестными ранее. Докладчику советовали посмотреть документацию новгородского архиерейского дома. Следует учитывать, что настоятель монастыря Боголеп представал негодяем в направленных против него челобитных. Было рекомендовано также учитывать контекст: в 1670-е гг. Тихвинский Успенский монастырь стал архимандритским, увеличилось число братии и количество денег. Новая редакция Сказания может быть связана с повышением статуса монастыря в Московском царстве.

Обсуждался вопрос о том, может ли для определения причастности к работе над текстом Сказания Симеона Полоцкого иметь значение анализ почерка. Докладчику советовали учитывать настроения Симеона 1670-х гг. Если Симеон Полоцкий действительно редактировал Сказание, то это очень интересное открытие, которые расширит наши представления об этом выдающемся деятеле. Кроме того, было признано, что произошел прорыв в изучении иконы Богоматери Тихвинской. Важными признаны и новые материалы по истории строительства монастырской паперти, обнаруженные докладчиком.

Ниже мы публикуем три статьи, написанные по материалам докладов на Древнерусском семинаре: Юкка Корпела, Е. С. Дилигул и статью И. А. Полякова по докладу, который состоялся в рамках круглого стола по истории Тихвина в октябре 2017 г.1

В. Г. Вовина-Лебедева. Древнерусский семинар в конце 2017 и весной 2018 г.

Сообщение о состоявшихся заседаниях Древнерусского семинара и о дискуссиях по докладам, состоявшимся в С.-Петербургском институте истории РАН в конце 2017 и весной 2018 г.

Ключевые слова: история древней Руси, церковный амвон, новгородский Софийский собор, Иван Федоров, Острожская типография, митрополит Филипп, архиепископ Казанский Герман, Сказание об иконе Тихвинской Божьей матери.

оо~ о

V. G. Vovina-Lebedeva. Seminar on the history of Ancient Russia J in the end of 2017 and during the Spring 2017

ce Information about the meetings of a seminar on the history of Ancient Russia held in the end of 2017 and Hh in the Spring 2018 in St Petersburg Institute of history of the Russian Academy of Sciences. ^ Key words: history of Ancient Russia, the church pulpit, the Novgorod Sophia Cathedral, Ivan Fedorov, sg the printing house of Ostrog, archbishop German of Kazan', the Tale about of Mother of God of Tikhvin.

S «

о

<L»

ST1

s a* о н о

S «

S «

о

[-4

a*

_

^ Вовина-Лебедева В. Г. Круглый стол по истории Тихвина // Петербургский историче-Й ский журнал. 2018. № 1. С. 203-207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.