Научная статья на тему 'ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЭФЕБИЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ'

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЭФЕБИЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
507
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФЕБЫ / ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / ANCIENT GREECE / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / OLYMPIC GAMES / EPHEBES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фоменко Е.А.

В статье рассматривается древнегреческий образовательный институт эфебии, деятельность которого была направлена на получение юношами, достигшими совершеннолетия, предвысшего образования. Анализ научной литературы позволил выявить наиболее сильные стороны такой подготовки, а именно гармоничность развития в эфебах физической и интеллектуальной сторон, благодаря чему они высоко ценились во всех сферах жизни античного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЭФЕБИЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЭФЕБИЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

©

Фоменко Е.А.

Студент, факультет исторического и правового образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Научный руководитель: Пичугина В.К. д.п.н., доцент, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования,

Москва, Россия

Аннотация

В статье рассматривается древнегреческий образовательный институт эфебии, деятельность которого была направлена на получение юношами, достигшими совершеннолетия, предвысшего образования. Анализ научной литературы позволил выявить наиболее сильные стороны такой подготовки, а именно гармоничность развития в эфебах физической и интеллектуальной сторон, благодаря чему они высоко ценились во всех сферах жизни античного общества.

Ключевые слова: эфебы, Древняя Греция, Олимпийские игры. Keywords: ephebes, Ancient Greece, Olympic Games.

В V веке до н.э. эфебия представляла собой образовательный институт, занимающийся обязательной сначала четырех-, а позже двухлетней подготовкой юношей, достигших совершеннолетия [2]. В течение первого года эфебы обучались искусству владения оружием и тактике, по окончании которого, выступая в театре перед народом на торжественном смотре, им вручались копье и щит. Второй год имел практико-ориентированный характер и все знания, приобретенные годом ранее, применялись для военной службы. Эфебы были прикреплены к войску во время походов для обучения полевой службе, их знакомили с основами строительства аттических крепостей, в которых они зачастую составляли гарнизон[4].

С конца IV века до н.э. данный институт был подвергнут значительным изменениям в связи с тем, что Афинами была потеряна политическая самостоятельность. Таким образом, эфебия потеряла свое основное предназначение, для которого она создавалась: иметь большое кол-во молодых, сильных воинов как непосредственно находящихся на службе, так и в запасе. Новые черты проглядываются, прежде всего, в том, что вступление юношей в ряды эфебов теперь стало добровольным, а занятия практически полностью перестали носить практико-военный характер. С этого момента институт эфебии стал представлять собой нечто похожее на учебное заведение для богатой и знатной молодежи [4]. Как в V, так и в IV вв. до н.э. эфебы имели право проживать там, где им угодно, а их общий сбор осуществлялся лишь по созыву. Благодаря большому количеству свободного времени, они посещали суды, собрания, а также и сами гимназии, в которых обучались, и которые служили в IV веке местом, где собиралось для обсуждения каких-либо вопросов самое изящное общество города[3]. Таким образом, присутствие на таких собраниях "дало возможность богатым эфебам брать платные уроки у философов или риторов, т.е. начинать получать «высшее образование» <...> с восемнадцати лет"[6, с.25].

Во главе института эфебии стоял избранный народом наставник, который приравнивался к государственным чиновникам, избирался на один год и по его окончании предоставлял отчет о проделанной работе. В своей деятельности как руководителя, он получил автономию и имел право избирать учителей для эфебов самостоятельно. В первую очередь, это были наставники, руководившие гимнастическими занятиями,

® Фоменко Е.А., 2017 г.

учителя, обучавшие управлению метательными машинами, риторы и др.[4]. Наставники должны были быть старше и следовательно мудрее своих учеников, способные не только обучить этих юношей точному исполнению приказов, но и осуществить контроль за их выполнением. Заметим, что эфебами могли стать только мужчины, и поэтому "в античной педагогической культуре статус образованного человека являлся мужским статусом"[6, с.24], а с IV столетия умственное образование эфебов в связи с умалением их роли как защитников и повышением внимания их интеллектуальному и спортивному развитию стало цениться очень высоко.

Однако, несмотря ни на что, все также большое внимание было уделено гимнастике, поэтому "в начале эллинистического периода, она все еще остается если и не главным, то во всяком случае характерным элементом образования юного грека. Как и в архаические времена, интерес к атлетике и занятия ею образуют одну из основных черт греческой жизни, которые определяли ее отличие от жизни варваров"[5, с.165]. Греки воспринимали спорт не только как развлечение, но считали его серьезным занятием, тесно связанным с медициной, этикой и эстетикой. Физическое воспитание является важнейшей стороной воспитания, посвящения человека с раннего возраста в культурную жизнь. Мы видим, что в Античной Греции существуют гимнасии не только для взрослых людей, молодежи и эфебов, но также для детей. В них имели возможность соревноваться все граждане в разных видах спорта и разного возраста и пола, но, тем не менее, беря во внимание эти особенности, т.е., например, дети выполняли упражнения легче, нежели эфебы, беговая дорожка для девушек, была короче, чем у мужчин, а все их спортивные занятия были менее суровы. Таким образом, "воспитательная система готовит ребенка, после юношу, с честью выступать на состязаниях, где разносторонне испытываются профессиональные качества атлета"[5, с.167].

Программа крупных или местных спортивных состязаний была неизменна с VI века до н.э. и сформировала структуру гимнастического обучения в Древней Греции. Состав этого обучения включал в себя: бег, прыжок, метание диска и копья, борьбу, бокс и многоборье. Роль воспитателя гимнастики поручалась наставнику или по-гречески педотрибу, который на высоком уровне владел знаниями правил гигиены и древнегреческой медицины, благодаря чему мог "корректировать действие упражнений, подбирать режимы, подходящие для разных темпераментов"[5, с.174], также педотриб, в случае, когда обучающийся не выполнял задание или выполнял его не так как положено, сурово наказывал такого ученика "длинным двойным хлыстом"[5], на том примере проявляется суровый характер античной педагогики. Таким образом, разностороннее и систематическое воспитание спортсменов способствовало быстрому развитию специальной науки, посвященной гимнастике.

Школы, в которых происходило обучение эфебов, назывались временами гимнасиями, временами палестрами, название варьировалось от времени и места употребления. Они были распространены в огромном количестве по всему греко-говорящему миру, а археологические данные дают нам свидетельства о том, что все эти школы были сильно схожи друг с другом[5]. Институт эфебии был настолько эффективен, что был сохранен и во времена Римской империи. Подготовка включала в себя спортивное обучение тем видам спорта, которые были представлены на Олимпийских играх и в сотне других спортивных соревнованиях Восточного Средиземноморья. Эти навыки были проверены в конкурсных фестивалях, проводимых между эфебами в гимназии в конце каждого учебного года[1]. Данная система обучения была важной отправной точкой для юношей, которые мечтали сделать себе блестящую карьеру в качестве профессиональных спортсменов.

Однако образование эфебов включало в себя и другие навыки, которые не имели по своей природе отношения к Олимпийской традиции. Это подтверждают дошедшие до нашего времени надписи эфебов, в которых упоминаются конкурсы на "чтение", "письмо", что очень похоже на школьные соревнования[1]. Об обучении эфебов мы знаем

во многом благодаря сохранившимся надписям, записях их имен и имен их наставников, а в некоторых случаях встречаются и правила для гимназии [1]. Мы имеем не так много информации о структуре и методах физического воспитания древнегреческих юношей-эфебов, которые являлись неотъемлемой составной древнегреческого обучения и воспитания.

Литература

1. Ephebic education and the London 2012 legacy/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ancientandmodemolympics.wordpress.com/2013/05/31/ephebic-education-and-the-london-2012-legacy/

2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима/ Пер. с польск. В. К. Ронина. — М.: Высш. шк., 1988 — 496 с.

3. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Перевод с последнего французского издания Н. И. Лихаревой. Петроград. Издание т-ва О. Н. Поповой, 1915.

4. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Часть 1. Государственные и военные древности; Пособие для гимназистов старших классов и для начинающих филологов. Издание 2-е переработанное. С.-Пб.: Тип. В. Безобразова и Комп., 1888. - 348 c.

5. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). Перевод с французского А. И. Любжина, М. А. Сокольской, А. В. Пахомовой. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина, 1998. - 425 с.

6. Пичугина В.К. Антропологический дискурс «заботы о себе» в античной педагогике: монография / науч. ред. Г.Б. Корнетов. - М.: АСОУ; Калуга: ООО «Ваш ДомЪ», 2014. - 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.