Научная статья на тему 'ДРЕВЕСНЫЕ СТЕКЛОВОЛОКНИСТЫЕ КОМПОЗИТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ЭЛЕМЕНТАХ КОНСТРУКЦИЙ ТРАМВАЙНЫХ ПУТЕЙ'

ДРЕВЕСНЫЕ СТЕКЛОВОЛОКНИСТЫЕ КОМПОЗИТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ЭЛЕМЕНТАХ КОНСТРУКЦИЙ ТРАМВАЙНЫХ ПУТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
131
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Строительные материалы
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ШПАЛЫ / SLEEPERS / КОМПОЗИТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / COMPOSITE MATERIALS / ДРЕВЕСИНА / TIMBER / БЕТОНЫ / СТРОИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ / BUILDING COMPOSITIONS / ТРАМВАЙНЫЙ ПУТЬ / TRAM TRACK

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Бондарев Б.А., Стородубцева Тамара Никаноровна, Копалин Д.А., Костин С.В.

Решение проблемы замены изделий и конструкций транспортного строительства из древесины и железобетона на более эффективные композитные материалы является важной задачей, решение которой позволит улучшить экологию, уменьшить стоимость строительных работ, повысить надежность конструкций. Совершенствование композитов требует детального изучения как взаимосвязи появляющихся внутренних сил и определяющих их факторов в процессах изготовления конструкций, таки в условиях их эксплуатации при различных видах силовых воздействий. Одним из таких материалов является древесный стекловолокнистый композитный материал, который наиболее экономичен и способен заменить древесину и железобетон. Так как изменение поперечных сечений в принятых шпалах невелико, для упрощения технологии их изготовления форму шпалы было решено принять в виде бруса постоянного сечения. Результаты выполненных исследований показали, что трамвайные шпалы из древесного стекловолокнистого композитного материала предлагаемой конструкции всем условиям прочности удовлетворяют. Шпалы с неопирающейся средней частью имеют наибольшие запасы прочности при эксплуатационных нагрузках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Бондарев Б.А., Стородубцева Тамара Никаноровна, Копалин Д.А., Костин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wood-Glass Fiber Composite Materials in Structural Elements of Tram Tracks

Solving the problem of replacing products and structures of transport construction made of wood and reinforced concrete to more efficient composite materials is an important task, thesolution of which will improve the environment, reduce the cost of construction work, increase the reliability of structures. Improvement of composites requires a detailed study of boththe relationship of emerging internal forces and factors determining them in the processes of manufacturing structures, and in the conditions of their operation under various types offorce impacts. One such material is wood fiberglass composite material, which is the most economical and able to replace wood and reinforced concrete. Since the change in cross-sectionsin the adopted sleepers is not great, then to simplify the technology of their manufacture, the shape of the sleeper was decided to take the form of a bar of constant cross-section.The results of the studies show that tram sleepers made of wood fiberglass composite material of the proposed design meet all the strength conditions. Sleepers with non-supportingmiddle part have the greatest reserves of strength under operating loads.

Текст научной работы на тему «ДРЕВЕСНЫЕ СТЕКЛОВОЛОКНИСТЫЕ КОМПОЗИТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ЭЛЕМЕНТАХ КОНСТРУКЦИЙ ТРАМВАЙНЫХ ПУТЕЙ»

УДК 625.142.213

DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2019-777-12-73-77

Б.А. БОНДАРЕВ1, д-р техн. наук; Т.Н. СТОРОДУБЦЕВА2, д-р техн. наук; Д.А. КОПАЛИН1, инженер (terminato948@mail.ru), С.В. КОСТИН1, студент

1 Липецкий государственный технический университет (398045, г. Липецк, ул. Московская, 30)

2 Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова (394987, г. Воронеж, ул. Тимирязева, 8)

Древесные стекловолокнистые композитные материалы в элементах конструкций трамвайных путей

Решение проблемы замены изделий и конструкций транспортного строительства из древесины и железобетона на более эффективные композитные материалы является важной задачей, решение которой позволит улучшить экологию, уменьшить стоимость строительных работ, повысить надежность конструкций. Совершенствование композитов требует детального изучения как взаимосвязи появляющихся внутренних сил и определяющих их факторов в процессах изготовления конструкций, так и в условиях их эксплуатации при различных видах силовых воздействий. Одним из таких материалов является древесный стекловолокнистый композитный материал, который наиболее экономичен и способен заменить древесину и железобетон. Так как изменение поперечных сечений в принятых шпалах невелико, для упрощения технологии их изготовления форму шпалы было решено принять в виде бруса постоянного сечения. Результаты выполненных исследований показали, что трамвайные шпалы из древесного стекловолокнистого композитного материала предлагаемой конструкции всем условиям прочности удовлетворяют. Шпалы с неопирающейся средней частью имеют наибольшие запасы прочности при эксплуатационных нагрузках.

Ключевые слова: шпалы, композитные материалы, древесина, бетоны, строительные составы, трамвайный путь.

Для цитирования: Бондарев Б.А., Стородубцева Т.Н., Копалин Д.А., Костин С.В. Древесные стекловолокнистые композитные материалы в элементах конструкций трамвайных путей // Строительные материалы. 2019. № 12. С. 73-77. 00!: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2019-777-12-73-77

B.A. BONDAREV1, Doctor of Sciences (Engineering); T.N. STORODUBTSE-VA2, Doctor of Sciences (Engineering); D.A. KOPALIN1, Engineer, (terminato948@mail.ru), S.V. KOSTIN1, Student

1 Lipetsk State Technical University (30, Moskovskaya Street, Lipetsk, 398055, Russian Federation)

2 Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov (8, Timiryazeva Street, Voronezh, 394087, Russian Federation)

Wood-Glass Fiber Composite Materials in Structural Elements of Tram Tracks

Solving the problem of replacing products and structures of transport construction made of wood and reinforced concrete to more efficient composite materials is an important task, the solution of which will improve the environment, reduce the cost of construction work, increase the reliability of structures. Improvement of composites requires a detailed study of both the relationship of emerging internal forces and factors determining them in the processes of manufacturing structures, and in the conditions of their operation under various types of force impacts. One such material is wood fiberglass composite material, which is the most economical and able to replace wood and reinforced concrete. Since the change in cross-sections in the adopted sleepers is not great, then to simplify the technology of their manufacture, the shape of the sleeper was decided to take the form of a bar of constant cross-section. The results of the studies show that tram sleepers made of wood fiberglass composite material of the proposed design meet all the strength conditions. Sleepers with non-supporting middle part have the greatest reserves of strength under operating loads. Keywords: sleepers, composite materials, timber, building compositions, tram track.

For citation: Bondarev B.A., Starodubtseva T.N., Kopalin D.A., Kostin S.V. Wood-glass fi-ber composite materials in structural elements of tram tracks. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2019. No. 12, pp. 73-77. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2019-777-12-73-77

Вопрос устройства основания трамвайного пути и размещения на мостах трамвайного проезда является важным вопросом [1]. Поэтому замена деревянных шпал (там, где они еще имеются) продольными железобетонными лежнями и устройство железобетонных подрельсовых оснований являются основной задачей для увеличения срока службы и улучшения технического состояния путей и покрытия проезжей части городского моста [2, 3]. На рис. 1, 2 приведены наиболее характерные дефекты и повреждения шпал городских трамвайных путей на мостовых сооружениях [4, 5].

Авторами древесного стекловолокнистого композиционного материала (КМ) являются В.И. Харчевников [6] и О.П. Плужникова [7, 8], а затем их последователями (Ю.Н. Бухонов, С.Ю. Зобов, Э.А. Черников [9, 10]) решены вопросы применения в конструкциях верхнего строения пути железных дорог

общего пользования, а также для лесовозных железных дорог, однако для шпал верхнего строения трамвайных путей такие работы до настоящего времени не проводились [11, 12].

Древесные стекловолокнистые КМ с матрицей из полимербетонов ФАМ обладают рядом свойств, необходимых для конструкций шпал: достаточные прочностные характеристики — выносливость и прочность конструкций из древесного стекловолок-нистого КМ [13, 14].

Шпалы из древесного стекловолокнистого КМ на основе смолы ФАМ содержат в качестве армирующего заполнителя древесную щепу (до 60% от объема) и стеклосетку, укладываемую в крайних волокнах.

Модуль упругости материала (1—1,2)104 МПа, т. е. близок к модулю упругости древесины; объемная масса 1100—1200 кг/м3, что обеспечивает массу шпалы 150 кг против 250—300 кг у железобетонной.

Таблица 1

Состав древесного стекловолокнистого КМ

Рис. 1. Трамвайные пути. Общий вид на путепровод Северный, г. Липецк

Компоненты Состав Содержание компонентов, кг

масса компонента мас. % в изделии в 1 м3

Фурфурол-ацетоновый мономер (ФАМ) 5,9 20,97 27,3 218

Бензосульфокислота (БСК) 1,4 4,84 6,3 50

Замедлитель реакции кристаллизации (ЗРК) 0,2 0,65 0,8 6,4

Песок(П) 11,3 40,32 52,4 419

Андезитовая мука (М) 3,4 12,26 15,9 127

Графитовая электродная мука (ГЭ) 0,8 2,9 3,8 30

Хлорид свинца (ХС) 0,9 3,23 4,2 34

Стекловолокно (СВ) 0,1 0,32 0,4 3,2

Щепа (Щ) 4,1 14,52 18,9 151

Итого 28,1 100 130 1038,6

Таблица 2

Зависимость механических характеристик древесного КМ от количества глицерина (ЗРК)

Рис. 2. Трамвайные пути. Разрушение конструкции шпал на путепроводе Северный, г. Липецк

Количество компонента, % от массы БСК Предел прочности, МПа Модуль упругости, 104 МПа Предельная растяжимость Ер, %

чистый изгиб Очи сжатие Осж чистый изгиб Ечи сжатие Есж

0 19 85 1,61 1,33 0,52

0,1 14,22 68,64 1,2 1,09 0,47

0,125 13,3 65,54 1,12 1,04 0,46

0,15 12,48 62,79 1,05 0,99 0,45

Предел прочности при изгибе 20 МПа, а при сжатии и смятии на порядок выше, чем у древесины. Древесный стекловолокнистый КМ является диэлектриком, коррозионностоек. В отличие от зарубежных аналогов [15, 16] шпала из древесного стекловолокнистого КМ изготовляется методом литья, а не прессования, что показано на рис. 3.

В табл. 1 приведен уточненный состав древесного стекловолокнистого КМ для шпал трамвайных путей, а на рис. 4 показана технологическая схема изготовления вышеуказанных изделий.

Специфика изготовления шпал из древесного стекловолокнистого КМ заключается в том, что укладка полимерраствора совмещается с введением стекложгута, стеклосетки или сечки. Также изготовляли и испытывали контрольные образцы без добавления модификатора.

Серии опытов, как и ранее, включали испытания трех образцов на каждый состав композита.

Усредненные результаты экспериментов приведены в табл. 2.

Анализ зависимости показывает, что с введением глицерина в базовый состав матрицы наблюдается резкий спад прочности при сжатии и чистый изгиб, а также модулей упругости при данных видах нагружения [17, 18].

В связи с этим очевидно, что глицерин должен вводиться в ее состав лишь в минимальных количествах (0,1% от массы БСК), так как он, так же как и графит,

«смазывает» структуру полимерной матрицы, которая под действием нагрузки как бы «расползается».

Особенно это видно при испытании образцов на сжатие, которые при разрушении не «взрываются», а именно «расползаются». Кроме необходимости вводить глицерин из технологических соображений последними исследованиями выявлено, что он может связывать фенол, который выделяется при вымывании бензолсульфокислоты (БСК) из объема полимерной матрицы [19, 12].

Поэтому при отказе по соображениям экологической безопасности от хлорида свинца для связывания БСК роль глицерина оказывается существенной. Ввиду отсутствия андезитовой муки, с одной стороны, а также из-за необходимости повышения водостойкости материала для шпал — с другой, возникла необходимость ввести в состав полимерной матрицы пиритовую муку (ПО) [20, 21]. Так как сведений о ее оптимальном количестве (по прочности) нет, был

Рис. 3. Шпала трамвайная из древесного стекловолокнистого КМ

научно-технический и производственный журнал tJ'frJ0>;^'(-'JÍЪИЬ\= ~74 декабрь 2019

Таблица 3

Сводная таблица механических характеристик композитов, получаемых на стадиях создания древесного КМ

Композиционные материалы Содержание компонентов Средние арифметические величины характеристик

_сж Опч Опч Есж.104 Еи.104 рПР Ьр Р

МПа % кг/м3

Полимерраствор на песке Полимерная матрица (значения усреднены) ФАМ:БСК:П 1:0,25:6,8 1:0,25:2,9 85 83,4 11,2 18,6 2,14 1,34 1,71 1,59 0,029 0,035 2000 2000

Полимербетон со щебнем ФАМ:БСК:П:ЩБ 1:0,24:3,9:5,4 67 10,8 1,9 2,3 0,028 2400

Полимерная матрица + ЗРК 0,1% от массы БСК 68,64 14,22 1,09 1,2 0,47 2000

Полимерраствор + графитовая мука 2,22% Гр от массы матрицы 71,78 11,35 2,33 1,815 0,261 2000

Полимерраствор + ст. сетка 4% СС от массы матрицы 67,27 29,86 2,22 1,408 0,505 1900

Полимерная матрица + пиритовая мука (ПО) 3% ПО от массы матрицы 82,21 23,77 2,68 1,87 0,526 2000

Полимерраствор + щепа 12,3% Щ от массы матрицы 81,74 15,14 2,11 1,63 0,15 1400

КМ 100 84 19 1,4 1,6 0,52 1800

поставлен следующий эксперимент. В полимерную матрицу древесного КМ вводили поочередно 2, 3, 5, 6 и 7% муки из пиритовых огарков. По принятому регламенту готовили полимерный раствор ФАМ, заливали его в форму для отливки образцов, предназначенных для испытаний. Полученные результаты на ЭВМ обрабатывали с целью представления зависимости пределов прочности при сжатии — от содержания ПО (%) в виде полинома третьей степени [18, 10], поскольку введение этого модифицирующего наполнителя не вызывало падения характеристик при малых количествах его содержания в композите.

Базовый расчетный состав древесного КМ представляет собой полимерную матрицу — песчаный

раствор на смоле ФАМ и андезите, армированный распушенным стекложгутом, в количестве 0,34% по массе, и кусковыми отходами переработки древесины — щепой (Щ) в количестве 15,25%. В табл. 3 сведены данные, в которых кроме экстремальных значений характеристик приведены их значения при фактическом содержании каждого из компонентов (графитовой муки, стеклосетки и щепы, глицерина и пиритовой муки) в процентах от массы полимерной матрицы состава.

Так, из табл. 3 видно, что полимерный раствор и бетон имеют низкую прочность при изгибе (11,2 и 10,8 МПа) и предельную растяжимость (ер=0,028%), но обладают слишком высокой прочностью при сжа-

и

V ы 102' I : i

А На iA •

4

Рис. 4. Технологическая схема производства шпал: 1 - сушка песка, андезитовой муки, графитовой муки; 2 - сушка П, АМ, ГМ; 3 - взвешивание ФАМ; 4 - расплав и охлаждения БСК; 5 - колка щепы из отходов; 6 - сушка щепы; 7 - сушка стекложгута; 8 - нарезка стекложгута; 9 - укладка стекложгута; 10 - перемешивание компонентов; 11 - сушка щепы; 12 - подготовка формы; 13 - заливка смеси; 14 - вибрирование; 15 - установка в камеру формы; 16 - выемка шпал и складирование

16

15

3

8

2

9

тии (85 и 67 МПа), в которой материал шпалы не нуждается, высокими значениями модулей упругости при изгибе (1,71104 и 2,3104 МПа). Это нежелательно, так как шпалы будут почти такими же жесткими, как и железобетонные.

В результате было выявлено, что введение графитовой электродной муки радикально меняет свойства КМ — понижается прочность при изгибе до 11,352 МПа, несколько повышается значение модуля упругости при сжатии (2,327-104 МПа), но при изгибе оно еще достаточно высокое (1,815-104 МПа). Но, что самое главное, резко повышается предельная растяжимость композиционного материала (0,261%), от величины которой как раз и зависит трещиностой-кость растянутых слоев в сечении шпалы.

Армирование стеклосеткой полимерраствора и в целом КМ (табл. 3) делает эти материалы почти идеальными с точки зрения прочности и жесткости, но стек-лосетка достаточно дорога, поэтому не имеет смысла размещать ее по всей высоте сечения и, кроме того, возникают сложности с технологией отливки шпалы даже при увеличении количества смолы ФАМ в составах. При армировании полимерраствора только кусковыми отходами лесопиления — щепой ее влияние по-

Список литературы

1. Косой Ю.М. Рельсовые пути трамваев и внутризаводских дорог. М.: Транспорт, 1987. 296 с.

2. Елшин И.М. Полимербетоны в гидротехническом строительстве. М.: Стройиздат, 1980. 192 с.

3. Соломатов В.И., Потапов Ю.Б., Чощиев К.Ч., Бабаев М.Г. Эффективные композиционные строительные материалы и конструкции. Ашхабад: ЫЛЫМ, 1991. 266 с.

4. Патуроев В.В. Полимербетоны. М.: Стройиздат, 1987. 286 с.

5. Лившиц Я.Д., Виноградский Д.Ю., Руденко Ю.Д. Автодорожные мосты (проезжая часть). Киев: Будiвельник, 1980. 160 с.

6. Харчевников В.И. Основы структурообразования стекловолокнистых полимербетонов // Известия вузов. Строительство и архитектура. 1987. № 11. С. 62-66.

7. Патент РФ № 2032638. Состав для композиционного материала / Харчевников В.И., Плужнико-ва О.П. Заявл. 24.03.1992. Опубл. 10.04.1995. Бюл. № 4.

8. Патент РФ 203278. Строительный элемент / Харчевников В.И., Плужникова О.П. Заявл. 04.03.1992. Опубл. 10.04.1995. Бюл. № 4.

9. Харчевников В.И., Зобов С.Ю., Бухонов Ю.Н., Плужникова О.П., Стородубцева Т.Н. Комплексное использование отходов древесины — задача времени. Проблемы ресурсосберегающих и экол. чистых технологий на предприятиях лесн. комплекса и подготовка лесоинженер. кадров: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Воронеж, 1994. С. 54—56.

ложительно сказывается на прочности при изгибе этого вида древесного КМ (15,14 МПа), предельная растяжимость также высокая — 0,15%. Дополнительное введение в составы муки из пиритовых огарков повысило прочность КМ при изгибе (23,77 МПа против 11 МПа) и предельную растяжимость — 0,526%.

Введение замедлителя реакции кристаллизации существенно снижает предел прочности при изгибе (14,2 МПа) и модули упругости (Еи=1,2-104 МПа) при высокой предельной растяжимости — 0,47%.

Результаты проведенных исследований позволяют рекомендовать применение древесных стекловолокнистых КМ в элементах конструкций шпал трамвайных путей. Данный материал может повысить срок службы шпал верхнего строения. Он экономичен и способен заменить древесину и железобетон [22, 23, 24]. Шпалы с неопирающейся средней частью имеют наибольшие запасы прочности при эксплуатационных нагрузках. Так как изменение поперечных сечений в принятых шпалах невелико, для упрощения технологии их изготовления форму шпалы можно принять в виде бруса постоянного сечения. Трамвайные шпалы из древесного стекловолокнистого КМ предлагаемой конструкции всем условиям прочности удовлетворяют.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Kosoj Yu.M. Rel'sovye puti tramvaev i vnutrizavod-skih dorog [Tracks of trams and intra-factory roads]. Moscow: Transport. 1987. 296 p.

2. Elshin I.M. Polimerbetony v gidrotekhnicheskom stroitel'stve [Polymer concrete in hydraulic engineering]. Moscow: Stroyizdat. 1980. 192 p.

3. Solomatov V.I., Potapov Yu.B., Choshchiev K.Ch., Ba-baev M.G. Effektivnye kompozicionnye stroitel'nye materialy i konstrukcii [Efficient composite building materials and structures]. Ashkhabad: YLYM, 1991. 266 p.

4. Paturoev V.V. Polimerbetony [Polymer concrete]. Moscow: Stroyizdat. 1987. 286 p.

5. Livshic Ya.D., Vinogradskij D.Yu., Rudenko Yu.D. Avtodorozhnye mosty (proezzhaya chast') [Road bridges (roadway)]. Kiev: Budivel'nik. 1980. 160 p.

6. Harchevnikov V.I. Fundamentals of structure formation of fiberglass polymer concrete. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Stroitel'stvo i arhitektura. 1987. No. 11, pp. 62—66. (In Russian).

7. Patent RF 2032638. Sostav dlya kompozicionnogo mate-riala [Composition for composite material]. Harchevnikov V.I., Pluzhnikova O.P. Declared 24.03.92. Published 10.04.95. Bulletin No. 4. (In Russian).

8. Patent № 203278 RF, MKI. Stroitel'nyj element [Building element] / Harchevnikov V.I., Pluzhnikova O.P. № 5030855. Declared 04.03.1992. Published 10.04.1995. Bulletin No. 4. (In Russian).

9. Harchevnikov V.I., Zobov S.Yu., Buhonov Yu.N., Pluzhnikova O.P., Storodubceva T.N. Integrated use of wood waste the task of time. Resource-saving and environmentally friendly technologies in forestry enterprises complex and training of forestry personnel: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Voronezh, 1994, pp. 54-56. (In Russian).

10. Харчевников В.И., Бондарев Б.А., Бухонов Ю.Н., Зобов С.Ю., Плужникова О.П. Древесно-стекло-волокнистый полимербетон. Современные проблемы строительного материала. Материалы Междунар. науч.-техн. конф. Самара, 1995. С. 24-27.

11. Науменко B.C. Взаимодействие рельсового пути с подвижным составом ГЭТ и расчет пути на прочность. М.: МЭИ, 1973. 113 с.

12. Бондарев Б.А., Харчевников В.И., Стародубцева Т.Н., Комаров П.В. Долговечность композиционных материалов на основе отходов древесины в конструкциях специального назначения. Липецк: ЛГТУ, 2007. 200 с.

13. Патент РФ № 2098375. Состав для композиционного материала / В.И. Харчевников, Т.Н. Стародубцева, С.С. Никулин, Б.Н. Бондарев. Воронеж: Воронежская гос. лесотехн. акад. Заявл. 06.07.1995. Опубл. 10.12. 1997. Бюл. № 34.

14. Бондарев Б.А., Бондарев А.Б. Сапрыкин Р.Ю., Корвяков Ф.И., Харчевников В.И. Прогнозирование циклической долговечности железобетонных шпал из древесно-стекловолокнистых композиционных материалов // Строительные материалы. 2014. № 7 (715). С. 78-81.

15. Стародубцева Т.Н., Арапов К.В. Применение современных материалов в изготовлении шпал для метрополитена. Актуальные направления научных исследований XXIвека: теория и практика: Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции. Воронеж. 2018. Т. 6. № 4 (40). С. 105-108.

16. Борков П.В., Комаров П.В., Бондарев А.Б., Бондарев Б.А. Ускоренный метод прогнозирования долговечности полимерных композиционных материалов // Научный вестник ВГАСУ. Строительство и архитектура. 2013. № 3 (31). С. 46.

17. Худяков В.А., Прошин А.П., Кислицына С.Н. Современные композиционные строительные материалы. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 220 с.

18. Стародубцева Т.Н., Аксомитный А.А., Елфимо-ва М.В. Композиционные материалы как один из способов решения проблемы реализации отходов лесной промышленности // Воронежский научно-технический вестник. 2014. № 3 (9). С. 79-83.

19. Стародубцева Т.Н., Харчевников В.И. Водостойкий композиционный материал на основе отходов лесного комплекса для железнодорожных шпал // Известия вузов. Строительство. 2002. № 12. С. 74-78.

20. Хрулев В.М. Технология и свойства композиционных материалов для строительства. Уфа: ТАУ, 2001. 168 с.

21. Прочность и деформативность конструкций с применением пластмасс / Под ред. А.Б. Губенко. М.: Стройиздат, 1966. 296 с.

22. Бартенев Г.М., Зуев Ю.С. Прочность и разрушение высокоэластических материалов. М.: Химия, 1964. 387 с.

10. Harchevnikov V.I., Bondarev B.A., Buhonov Yu.N., Zobov S.Yu., Pluzhnikova O.P. Wood fiber polymer concrete. Modern problems of building material. Materials of the International Scientific and Technical Conference. Samara. 1995, pp. 24—27. (In Russian).

11. Naumenko B. C. Vzaimodejstvie rel'sovogo puti s pod-vizhnym sostavom i raschet puti na prochnost' [Interaction of a rail track with rolling stock of get and calculation of a way on durability]. Moscow: MEI, 1973. 113 p.

12. BondarevB.A., HarchevnikovV.I., StorodubcevaT.N., Komarov P.V. Dolgovechnost' kompozicionnyh ma-terialov na osnove othodov drevesiny v konstrukciyah special'nogo naznacheniya [Durability of composite materials based on wood waste in special purpose structures]. Lipetsk: LGTU, 2007. 200 p.

13. Patent RF 2098375. Sostav dlya kompozicionnogo materi-ala [Compositionfor composite material]. V.I. Harchevnikov, T.N. Storodubceva, S.S. Nikulin, B.N. Bondarev. Voronezh. gos. lesootekhn. akad. Declared 06.07.95. Published 10.12.97. Bulletin No. 34. (In Russian).

14. Bondarev B.A., Bondarev A.B. Saprykin R.Yu., Korvya-kov F.I., Kharchevnikov V. I. Prediction of cyclic durability of reinforced concrete sleepers made of wood-fiberglass composite materials. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2014. № 7 (715), pp. 78-81. (In Russian).

15. Storodubceva T.N., Arapov K.V. The use of modern materials in the manufacture of sleepers for the subway. Actual directions of scientific research of the XXI century: theory and practice: collection of scientific papers on the materials of the international correspondence scientific and practical conference. Voronezh. 2018. Vol. 6, No. 4 (40), pp. 105-108. (In Russian).

16. Borkov P.V., Komarov P.V., Bondarev A.B., Bondarev B.A. Accelerated method of forecasting durability of polymer composite material. Stroitel'stvo i arhitek-tura. 2013. No. 3 (31), p. 46. (In Russian).

17. Hudyakov V.A., Proshin A.P., Kislicyna S.N. Sovre-mennye kompozicionnye stroitel'nye materialy [Modern composite building materials]. Rostov-on-Don: Feniks. 2007. 220 p.

18. Starodubtseva T.N., Axomitny A.A., Elfimova M.V. Composite materials as one of the ways to solve the problem of forest industry waste realization. Voronezhskij nauchno-tekhnicheskij vestnik. 2014. No. 3 (9), pp. 79-83. (In Russian).

19. Starodubtseva T. N., Kharchevnikov V. I. Water-resistant composite material based on forest complex waste for railway sleepers. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Stroitel'stvo. 2002. No. 12, pp. 74-78. (In Russian).

20. Hrulev V.M. Tekhnologiya i svojstva kompozicionnyh materialov dlya stroitel'stva [Technology and properties of composite materials for construction] Ufa: TAU, 2001. 168 p.

21. Prochnost' i deformativnost' konstrukcij s primene-niem plastmass [The strength and deformability of structures with the use of plastics]. Ed. A. B. Gubenko. Moscow: Stroizdat. 1966. 296 p.

22. Bartenev G.M., Zuev Yu.S. Prochnost' i razrushenie vysokoelasticheskih materialov [Strength and fracture of highly elastic materials]. Moscow: Chemistry. 1964. 387 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.