Костин К.Б.
ДРАЙВЕРЫ РОСТА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. В статье проанализированы основные современные тенденции развития мирового хозяйства. Определены основные составляющие инновационного экономического развития. Рассмотрены основные отличия информационного общества от традиционного. Определены основные драйверы роста мировой экономики: инновации, развитие информационно-коммуникационных технологий и их широкое внедрение во все бизнес-процессы. Проанализированы эффекты от внедрения новых информационных и коммуникационных технологий.
Ключевые слова. Мировая экономика, мировое хозяйство, экономический рост, инновации, информационно-коммуникационные технологии.
Kostin KB.
THE GROWTH DRIVERS FOR GLOBAL ECONOMICS
Abstract. The article presents the maincurrent development trends of the global economics. The main prerequisites for innovative economic development are defined. The major differences between the traditional society and digital society are analyzed. The main economic growth drivers for the global economy are determined: innovations, the development of novel digital technologies and their comprehensive implementation into all business processes. The effects of novel digital technologies' adoption are investigated.
Keywords. Global economics, world economy, economic growth, innovations, digital technologies.
Одной из основных тенденций современного мирового хозяйства является переход от индустриального к постиндустриальному обществу, важнейшей составляющей которого является так называемая «новая экономика». В течение второй половины XX века мировая экономика росла в основном за счет стремительного увеличения численности рабочей силы в мире и ее интернационализации. США и страны Европы получили доступ к дешевой рабочей силе в Юго-Восточной Азии, в первую очередь в Китае. Именно этот фактор позволил мировой экономике расширяться в течение нескольких десятилетий. Однако к настоящему моменту этот драйвер роста себя исчерпал. Темпы прироста рабочей силы достигли своего максимального значения в 2005 г. (70 млн человек в год) и теперь постепенно снижаются [13].
Развитие «новой экономики» является ключевым условием обеспечения высокого, устойчивого и качественного экономического роста, который происходит главным образом не за счет увеличения объемов традиционных факторов производства (сырьевых ресурсов, численности занятых и объема основного капитала), а на основе, с одной стороны, роста числа инноваций и их активного внедрения
ГРНТИ 06.52.35 © Костин К.Б., 2017
Константин Борисович Костин - доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 921 655-21-59. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 30.06.2017 г.
в экономику, а, с другой стороны, через широкое использование новых информационных и коммуникационных технологий. Инновации становятся основным фактором экономического роста, динамика и качество которого все в большей степени зависят от технологических сдвигов [4, 9, 12].
По мнению автора, будущее глобальной экономики будет определяться уровнем развития информационных и коммуникационных технологий и степенью их внедрения во все бизнес-процессы. В соответствии с теоремой Коуза, высокие транзакционные издержки (издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля, издержки юридической защиты выполнения контракта и т.д. [8]) мешают осуществлению экономического действия, в то время как при нулевых транзакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами [7, 10]. Именно внедрение новых информационных и коммуникационных технологий позволит минимизировать транзакционные издержки и обеспечить экономический рост как на глобальном, так и на локальном уровне.
Для развития данных технологий должна быть создана соответствующая среда, которая всячески способствует развитию инноваций. По мнению шведского экономиста Кьела Нордстрома [5], для развития инноваций необходимы три основные составляющие: экстремально высокая плотность соответствующих специалистов, работающих в непосредственной близости друг от друга; либеральная среда, т.е. должны быть созданы максимальные условия для самовыражения специалистов; совершенная юридическая система, обеспечивающая максимальную степень доверия между специалистами.
Примером успешной реализации вышеперечисленных условий может служить Силиконовая долина, в которой всего лишь четверть века назад фермеры выращивали виноград. Таким образом, соблюдение указанных условий минимизирует транзакционные издержки и способствует экономическому росту. Именно этой стратегии придерживаются промышленно развитые страны, что видно даже просто по изменению композиции крупнейших транснациональных компаний (ТНК) на мировом рынке. Влияние новых технологий на деятельность современныхТНК трудно переоценить. Развитие информационных и коммуникационных технологий уже повлекло за собой смену лидеров глобального рынка.
Если по итогам 2006 года рейтинг 5 крупнейших публичных глобальных компании выглядел так: (1) ExxonMobil с капитализацией в 446 млрд долларов, (2) General Electric с капитализацией в 383 млрд долларов, (3) Total с капитализацией 327 млрд долларов; (4) Microsoft c капитализацией в 293 млрд долларов и (5) Citigroup c капитализацией в 273 млрд долларов, то по итогам 2016 г. пятерка крупнейших глобальных публичных компаний уже выглядит следующим образом: (1) Apple с капитализацией в 582 млрд долларов, (2) Alphabet с капитализацией в 556 млрд долларов, (3) Microsoft c капитализацией в 452 млрд долларов, (4) Amazon c капитализацией в 364 млрд долларов и (5) Facebook c капитализацией в 359 млрд долларов [16]. Таким образом, если десять лет назад только одна компания Microsoft, занимавшая четвертую строчку в рейтинге, являлась представителем индустрии информационных технологий (ИТ), а крупнейшие компании представляли сырьевые сектора, то на настоящий момент все 5 крупнейших ТНК - это представители ИТ-индустрии.
Глобальная трансформация традиционного общества в информационное продолжается. Главное отличие информационного общества от традиционного состоит в том, что первое обладает не просто высокоразвитой базой какого-то одного средства передачи и анализа информации, а целым набором взаимодублирующих и/или дополняющих систем, постоянно совершенствуемых и все более и более доступных широкому кругу пользователей. В целом уровень информатизации общества сегодня определяется развитием информационных систем, устройств для сбора, накопления, хранения и обработки информации, программного обеспечения для этих устройств, а также средств передачи данной информации [6].
В будущем информационные технологии будут и дальше совершенствоваться, только гораздо более быстрыми темпами, чем в настоящий момент. Уже сейчас есть заводы, на которых работают всего несколько человек. По прогнозам экспертов, до 2025 года в Западной Европе до 50% работ будет замещено теми или иными видами машин. Все, что можно оцифровать, будет оцифровано. Многие отрасли, такие как, медицина, банковское обслуживание, консалтинг, будут все больше переходить в режим работы и оказания услуг онлайн. В настоящее время наблюдаются процессы самой быстрой в истории урбанизации человечества. По мнению К. Нордсторма, страны перестают существовать как
структуры и через 50 лет можно ожидать формирование 600 мегаполисов вместо 218 стран. Количество домохозяйств, состоящих из одного человека, уже сейчас увеличивается с невероятной скоростью и будет продолжать увеличиваться. Например, в Швеции в 2008 году было 48% домохозяйств, где жил 1 человек, а в 2017 таких домохозяйств уже 56% [11].
Сформировалась новая реальность, основу которой составляют так называемые компании FAANG -Facebook, Amazon, Apple, Netflix, Google. В «новой экономике» фокус сместился с производства товаров на оказание услуг, при этом производство товаров не уменьшилось [1]. Это можно объяснить тем, что высокие темпы роста производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве сопровождаются занятостью большей части рабочей силы в сфере услуг или информатизации. Глобализация экономики привела к снижению удельного веса одних отраслей экономики и росту других. Основные информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие экономический рост, представлены на рисунке.
Развитие информационно-коммуникационных технологий
Маркетинговые ресурсы Интернет вещей Социальные медиа Виртуальная реальность Дополненная реальность
Рис. Эффекты развития информационно-коммуникационных технологий
Информационно-коммуникационные технологии позволяют планировать и повышать финансовые показатели международных предприятий, обеспечивают их операционную деятельность, способствуют увеличению загрузки мощностей и повышению качества сервиса. Применение технологии блокчейн позволяет создавать базы данных, в которых может храниться вся информация о всех транзакциях между субъектами международного предпринимательства. Термин BigData
(«большие данные») можно определить как социально-экономический феномен, связанный с появлением технологических возможностей анализировать огромные массивы данных, в некоторых проблемных областях - весь мировой объём данных, и вытекающих из этого трансформационных последствий [3]. Этот термин также означает и то, что все, что делают пользователи - в интернете или «офлайн» - оставляет цифровой след. Покупка по кредитной карте, запрос в поисковой системе, перемещения со смартфоном в кармане, каждая поставленная отметка «нравится» в социальных сетях: все это сохраняется.
Искусственный интеллект позволяет решать задачи машинным способом с помощью программных средств, которые до сих пор не удавалось решить человеку, в частности создать самообучаемую систему на основании собранного полного массива данных с помощью «больших данных». Технологии искусственного интеллекта все более востребованы практически во всех сферах предпринимательской деятельности промышленно развитых и развивающихся стран: в безопасности, в медицине, в коммерции, в производстве, разработке программного обеспечения и многих других. В частности, для коммерции применение подобных технологий уже сегодня позволяет значительно усилить позиции в обслуживании клиентов, продажах, маркетинге. По мнению автора, совместное применение этих трех технологий - фундамент дальнейшего развития мировой экономики.
В качестве маркетинговых инструментов автор выделяет социальные медиа, концепцию интернет-вещей, виртуальную и дополненную реальность. Социальные медиа можно определить как инновационные интернет-решения в он-лайн маркетинге [18]. Социальные сети используются, во-первых, для построения новых бизнес-моделей для продвижения нового продукта, а, во-вторых, для установления прочных связей с потребителями без ограничений по времени и месту. Идеология интернета вещей направлена на повышение эффективности предпринимательства за счет автоматизации процессов в различных сферах деятельности и исключения из них человека. В использовании технологий интернета вещей (IoT) международные компании должны ориентироваться в первую очередь на массовые сегменты IoT, где побуждением конечных пользователей к использованию решений и сервисов IoT являются рыночные стимулы, такие как «умный дом», «умный транспорт», торговля и финансовые услуги [15].
Активное внедрение технологий дополненной и виртуальной реальности позволит существенно сократить издержки и ускорить рабочие процессы в международных компаниях. С помощью устройств, сочетающих элементы дополненной и виртуальной реальности, пользователи смогут смотреть кино и сериалы, присутствовать на массовых мероприятиях и совершать покупки, что значительно расширит возможности малого и крупного бизнеса [14]. В частности, крупнейшая в мире компания - Apple активно работает над внедрением технологий дополненной реальности в свои устройства. В новом флагмане - смартфоне iPhone 8, релиз которого запланирован на осень 2018 г., планируется использование сенсорного лазерного датчика для работы с технологиями дополненной реальности, что позволит компании повысить качество работы приложений ARKit и, тем самым, сделать технологию еще мощнее [17].
На фоне составляющей основу рыночной экономики и современного бизнеса традиционной экономической модели обладания собственностью, по своей сути, предполагающей покупку-продажу или владение товаром, все большую популярность в мировой экономике в настоящее время начинает завоевывать так называемая «долевая экономика» (от англ. sharing economy), предполагающая не приобретение товара в собственность, а его доступность в реальном времени во временное пользование [19]. Суть этой новой модели экономического развития общества - назовем ее моделью общественного потребления [2] - кратко можно выразить девизом: «Делиться и обмениваться дешевле, чем владеть».
Переход к модели общественного потребления стал возможным, в первую очередь, благодаря глобальному развитию сети интернет, совершенствованию информационно-коммуникационных технологий, систем и стандартов их взаимодействия. Информация - самый ценный продукт, самый дорогой товар, основа основ как маркетинговой политики любой компании, так и, в частности, развития модели общественного потребления. Использование интернет-ресурсов и социальных сетей, имеющих, как правило, огромную аудиторию, в которой обязательно находится целевой сегмент, интересный той или иной компании, дает этой компании возможность предлагать товары или услуги в режиме онлайн во временное пользование на взаимовыгодных условиях. С помощью дигитализации, которая
предполагает перевод всех информационных потоков в цифровую форму, можно говорить о формировании единого информационного сообщества, что будет способствовать дальнейшей глобализации и транснационализации информационных связей. Это, в свою очередь, приведет к повышению эффективности деятельности компаний, использующих в качестве бизнес модели модель общественного потребления.
«Долевая экономика» все шире охватывает практически все сферы человеческой деятельности -от обмена и аренды в бытовой сфере (поменяться, например, квартирами в разных городах или странах на время отпуска) до оптимального использования промышленного оборудования (если дорогое оборудование простаивает, почему бы не сдать его во временное пользование тем, кто в нем в данный момент нуждается?) и создания коллективного «мозгового центра» обмена идеями в интернете для решения сложных проблем научного или прикладного характера. Таким образом, можно заключить, что использование модели общественного потребления (sharing economy) - это, безусловно, новый тренд, способствующий более активному развитию сферы услуг на основе информационно-коммуникационных технологий.
Можно с уверенностью утверждать, что творческие идеи и новые технологии - ключ к созданию новых рабочих мест и более высокому уровню и качеству жизни населения. Рост производства, основанный на информационных технологиях, позволяет глобальным компаниям увеличивать ассортимент выпускаемых товаров и услуг, при этом издержки производства растут незначительно [5]. Можно сделать вывод: производство, основанное на информационно-коммуникационных технологиях, обладает большей эффективностью, чем его традиционные формы и выступает одним из ключевых драйверов глобального экономического роста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Костин К.Б. Методология и инновационный маркетинговый инструментарий повышения эффективности международного предпринимательства // Современная экономика 2017. № 2 (62). С. 133-136.
2. Костин К.Б. Экономическая модель общественного потребления и перспективы ее развития // Вестник РАЕН. 2013. Т. 17. № 1. C. 80-82.
3. Майер-Шенбергер В., Кукьер К. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живём, работаем и мыслим. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2014. 240 с.
4. Максимцев И.А., Багиев Г.Л. Маркетинговое маневрирование в системе регулирования и эффективного развития экономики Евразийского Союза // Проблемы современной экономики. 2016. № 3. С. 18-21.
5. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 288 с.
6. Шапошников С.В. Корпорация «Майкрософт», место и роль в мировом программном бизнесе: дис. ... канд. экон. наук / Санкт-Петербургский государственный университет. СПб., 2000. 336 с.
7. CoaseR.H. The Problem of Social Cost // Journal of Law and Economies. 1960. № 3. Р. 1-44.
8. Dalman C.J. The Problem of Externality // The Journal of Law and Economies. 1979. № 1.
9. Plotnikov V.A., Volkova A.A. Methods and models of management applied to increase service company management efficiency in the context of globalization // Globalization and its Socio-Economic Consequences:16th International Scientific Conference Proceedings. ZU - University of Zilina, 5th-6th October 2016. Rajecke Teplice, Slovak Republic, 2016. P. 2425-2432.
10. Stigler G.J. The Price Theory. Prentice Hall College Div., 1987. 371 p.
11. Дертев А. Кьелл Нордстрем: Через 50 лет вместо 218 стран будет 600 городов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hvylya.net/analytics/society/kell-nordstrem-cherez-50-let-vmesto-218-stran-budet-600-gorodov. html (дата обращения 26.06.2017).
12. Новая экономика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/novaya-ekonomika.html (дата обращения 28.06.2017).
13. Основной драйвер роста мировой экономики исчерпан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/62402 (дата обращения 28.06.2017).
14. Очкова Е. 9 сфер применения виртуальной реальности: размеры рынка и перспективы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vc.ru/p/vr-use (дата обращения 08.04.2017).
15. Что такое интернет вещей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tadviser.ru/in-dex.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A7%D1%82%D0%BE_%D1%82%D0 %B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1% 82_%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%B9_(Internet_of_Things,_IoT) (дата обращения 28.06.2017).
16. Desjardins J. Chart: The Largest Companies by Market Cap Over 15 Years. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.visualcapitalist.com/chart-largest-companies-market-cap-15-years (дата обращения 11.05.2017).
17. iPhone 8: финальный дизайн и все, что известно о юбилейном смартфоне Apple. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hi-tech.mail.ru/news/vse-chto-mi-znaem-ob-iphone8/?frommail=1&fromnews=1 (дата обращения 26.06.2017).
18. Yang T., Kim D., Dhalwani V. Social networking as a new trend in e-marketing. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sce.uhcl.edu/yang/research/EM2r07final.pdf (дата обращения 22.06.2014).
19. Sharing economy: не владеть, а пользоваться. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dw.com/ ru/sharing-economy-%D0%BD%D0%B5-%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0% B5%D 1%82%D 1%8 C-%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1 %8C%D1%81%D1%8F/a-16466203 (дата обращения 27.06.2017).