Научная статья на тему 'Драйверы развития инновационных территориальных кластеров'

Драйверы развития инновационных территориальных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДРАЙВЕР / КЛАСТЕР / ИННОВАЦИОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / DRIVER / CLUSTER / INNOVATIVE TERRITORIAL CLUSTER / FACTORS TO DEVELOPMENT / INTERRELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карханова Екатерина Сергеевна

В статье исследованы драйверы инновационных территориальных кластеров. Изучены подходы таких ученых, как М. Портер, Дж. Багвел, Дж. Кортрайт, А. Босквет, С. Моте и других. Описано, что существующая научная литература предлагает статическое представление о драйверах, которое не обеспечивает адекватного учета влияния взаимосвязей, существующих между ними. Автором предложена собственная классификация драйверов инновационных территориальных кластеров. Выделены такие драйверы, как глобальная конкуренция, правительство, обмен рисками и информацией о расходах, изменение цепей поставок, ожидание увеличения рабочей нагрузки, управление проектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DRIVERS TO DEVELOPMENT OF INNOVATIVE TERRITORIAL CLUSTERS

This article explores drivers of innovative territorial clusters.The approaches of such scientists as M Porter, J. Bagvel, J. J. Cortright, A Bosquet, S. Mothe were studied. The paper outline that existing academic literature offers a static view of cluster drivers that does not adequately capture the effect of complex interrelationships which exist between cluster drivers. The author suggested own classification of drivers of innovative territorial clusters. The author singeled such drivers as global competition, government, exchange of risks and information on expenses, supply chain changes, anticipation of increased workload, project management.

Текст научной работы на тему «Драйверы развития инновационных территориальных кластеров»

СТРАТЕГИИ И ИННОВАЦИИ

УДК 330

КС Карханова ДРАЙВЕРЫ РАЗВИТИЯ

ИННОВАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ

Аннотация. В статье исследованы драйверы инновационных территориальных кластеров. Изучены подходы таких ученых, как М. Портер, Дж. Багвел, Дж. Кортрайт, А. Босквет, С. Моте и других. Описано, что существующая научная литература предлагает статическое представление о драйверах, которое не обеспечивает адекватного учета влияния взаимосвязей, существующих между ними. Автором предложена собственная классификация драйверов инновационных территориальных кластеров. Выделены такие драйверы, как глобальная конкуренция, правительство, обмен рисками и информацией о расходах, изменение цепей поставок, ожидание увеличения рабочей нагрузки, управление проектами.

Ключевые слова: драйвер, кластер, инновационный территориальный кластер, факторы развития, взаимосвязь.

Ekaterina Karkhanova THE DRIVERS TO DEVELOPMENT

OF INNOVATIVE TERRITORIAL CLUSTERS

Annotation. This article explores drivers of innovative territorial clusters .The approaches of such scientists as MPorter, J. Bagvel, J. J. Cortright, A Bosquet, S. Mothe were studied. The paper outline that existing academic literature offers a static view of cluster drivers that does not adequately capture the effect of complex interrelationships which exist between cluster drivers. The author suggested own classification of drivers of innovative territorial clusters. The author singeled such drivers as global competition, government, exchange of risks and information on expenses, supply chain changes, anticipation of increased workload, project management. Keywords: driver, cluster, innovative territorial cluster, factors to development, interrelationships.

Кластеры изучаются учеными на протяжении многих лет. Несмотря на большое количество трудов, экономическая теория все же не учитывает в полной мере динамические свойства кластеров. Большая часть научной литературы игнорирует возможность того, что факторы, влияющие на развитие, могут меняться в течение жизненного цикла кластера и что такие изменения оказывают влияние на его общий успех. На наш взгляд, эти факторы можно разделить на две группы: драйверы и барьеры. Цель статьи - изучить определяющие факторы, способствующие развитию инновационных территориальных кластеров в России.

В научной литературе представлены два подхода к изучению драйверов кластеров. Первый предлагает ряд возможных преимуществ, которые кластеризация может принести как кластеру в целом, так и отдельным фирмам в кластере. C. Багвел предполагает, что фирмы привлекаются к участию в кластерах из-за ощутимых преимуществ, включая повышение конкурентоспособности, рост и создание отдельных фирм, а также повышение прибыльности и инноваций [4]. Другие авторы, такие как В. Навикас и А. Малакаускайт составили аналогичные списки преимуществ, включая возможность минимизации затрат, увеличения знаний и обучения среди фирм и улучшения доступности для

© Карханова Е.С., 2017

членов кластера внешних ресурсов [8]. Лин и Сан создали список драйверов на основе конкурентного ромба Портера, причем первые пять драйверов кластера были изменены из модели М. Портера [6]. Этими драйверами являются факторные условия, условия местного спроса, связанные и поддерживаемые в отраслях, структура фирмы, стратегия и соперничество, а также государственная поддержка. Аналогичным образом Дж. Кортрайт определил семь драйверов кластера, которые он назвал «Микроуровнями кластеров» [6].

Одна из трудностей, с которыми могут столкнуться малые и средние предприятия (МСП) в условиях растущей глобальной конкуренции, заключается в том, что они не защищены от более крупных конкурентов. Кластеризация предлагает МСП возможность работать вместе и конкурировать с более крупными фирмами, одновременно получая выгоды от обмена информацией, издержками и рисками при осуществлении своей деятельности. Этот уровень обмена позволяет фирмам осуществлять проекты и принимать на себя риски, с которыми не справились бы в одиночку.

Рассматривая влияние кластеризации на МСП, В. Навикас и А. Малакаускайт определили ряд преимуществ для кластеров [7]. Одним из таких преимуществ является увеличение знаний, которые могут быть полезны конкретной организации. Фирмы могут делиться информацией с другими фирмами в рамках кластера по целому ряду областей, включая технологии, инновации, маркетинг, финансы. Роль обмена информацией, как драйвера кластеров, определена в «Книге кластерных инициатив» в качестве одной из наиболее общих целей, которые, как надеются авторы, будут достигнуты фирмами, участвующими в кластере [12].

Принципы обмена знаниями развивались за пределами кластерной области, в ходе которых обсуждались такие аспекты, как скрытое и явное совместное использование знаний [8]. Участники кластера могут согласовать то, какие типы знаний могут быть разделены, например, передача неявных знаний может облегчаться фирмами, взаимодействующими со всеми другими, в физической или виртуальной среде. Именно благодаря передаче знаний фирмы в кластере могут узнать о новых способах их работы в своей области бизнеса, и поэтому они собирают знания коллективно [10]. Потенциал доступа к знаниям и информации, которые могут быть облегчены кластерами, выступает в качестве важного фактора для компаний, стремящихся к участию в кластере, особенно если учесть, что в отличие от физического блага знания могут постоянно использоваться и переопределяться [5]. Область исследований знаний о кластерах продолжает расти: Р. Босвет и К. Моте отмечают, что различие между внутренними и внешними знаниями о кластерах является областью, нуждающейся в дальнейших исследованиях [4].

В рамках кластерного анализа М. Портера концепция географической близости является ключевой и широко обсуждаемой [9]. На основе анализа развития отрасли машиностроения в штате Мичиган, текстильной отрасли в Северной Каролине и микроэлектроники в Кремниевой Долине американский экономист М. Портер, пришел к выводу о существовании пространственных промышленных (индустриальных) кластеров (spatial cluster). Отсюда и возникла идея создания промышленных кластеров. Важным элементом теории промышленных кластеров М. Портера представляется положение, согласно которому промышленный кластер формируется только в том случае, если в регионе сосредоточено не менее двух отраслей промышленности, обеспечивающих устойчивый региональный рост. Именно конкуренция, по мнению М. Портера, выступает внутренней силой развития экономики региона [3].

Несмотря на различные мнения в литературе, касающейся географической близости, очевидно, что она может выступать в качестве драйвера для группировки фирм. Через ромб конкурентных преимуществ М. Портер ссылается на местный спрос в определенной области, который может влиять на тип и характер фирм, привлеченных к сфере. По мере расширения этого местного спроса, даже в

отношении национальных или международных требований, кластер МСП может начать формироваться, руководствуясь этими местными условиями спроса [6].

Однако есть и другие причины, по которым МСП могут быть привлечены к определенной области и образуют кластеры. Некоторые кластеры эволюционировали в течение ряда лет вокруг определенного местоположения на основе природных факторов, таких как ресурсы или реки, используемые для торговых маршрутов. В некоторых случаях этот естественный фактор может все еще существовать и быть важным, в то время как для других исходная причина развития кластера, возможно, исчезла, но он остается. При наличии природного ресурса часто одна или несколько крупных организаций будут располагаться поблизости, чтобы использовать ресурсы. В качестве альтернативы, наличие природного ресурсов может привлечь большое количество МСП, которые хотят их использовать.

Кластеризация также может быть обусловлена появлением определенного события, которое повышает жизнеспособность кластеров фирм или создает ситуацию, когда она является наилучшим ответом на событие. Эти события, как правило, представляют динамические процессы, которые происходят по целому ряду причин, включая социальные аспекты, правительственные постановления или другие внешние факторы, которые влияют на фирму.

Наличие природных ресурсов может выступать в качестве важного фактора для развития кластера. Преимущества нахождения рядом важных природных ресурсов объединяют фирмы в смежных отраслях, которые могут служить драйвером для формирования кластеров.

Вопросы цепи поставок стали более важными в рамках кластерных исследований, причем некоторые исследователи сопоставляют цепи поставок, исходные данные, результаты и общий поток товаров и услуг. Развитие кластеров оспаривает традиционную структуру цепочки поставок, предоставляя более мелким фирмам возможность расширять возможности конкурировать с более крупными организациями или сотрудничать с ними. Малые и средние предприятия ранее были ограничены в своем доступе к специализированным знаниям из-за размера, но могут потенциально получать доступ к этим знаниям коллективно посредством кластеризации. Участвующие в них фирмы активно продвигали изменения в цепочках поставок путем создания кластеров, что частично стимулировалось развитием глобальной экономики. В этих условиях наблюдаются все более высокие уровни конкуренции, в результате чего многие более мелкие фирмы вынуждены разрабатывать новые стратегии, чтобы конкурировать с крупными фирмами. Основное внимание уделяется конкурентной среде, в которой фирмы рассматривают идею кластеризации как способ борьбы с глобальными проблемами.

Таким образом, автор статьи определяет инновационный территориальный кластер как группу взаимосвязанных и взаимодействующих между собой предприятий и организаций, расположенных на ограниченной территории и характеризующихся наличием:

1) механизма координации и контроля;

2) взаимодействия институтов;

3) синергетического эффекта.

На основе проведенного анализа автором были выделены шесть драйверов развития инновационных территориальных кластеров.

Первый драйвер - это глобальная конкуренция. Повышенная глобальная конкуренция связана с тем, что компании стремятся к созданию инструментальных средств в глобальном масштабе, что создает эффект пульсации во всей цепочке поставок. Например, это ярко выражено в нефтегазовой сфере, о чем говорит стремительное развитие диджитал технологий в этой области [1].

Второй драйвер - изменение цепей поставок. Заинтересованные стороны в рамках кластера должны быть мотивированы сохранить позиции, что дает существенную предпосылку для создания эффективного кластера. Некоторые фирмы, возможно, не захотят участвовать в кластере, но могут

быть вовлечены для создания конкурентной среды и мотивации внутри кластера. Также стоит отметить, что кластеры могут не обязательно формироваться добровольно и что заинтересованные стороны могут каким-то образом принуждаться к участию в кластере.

Третий драйвер - управление проектами. Без управления проектами в цепочке поставок было бы бессмысленно создавать кластер. Драйвер смены управления проектами ранее не рассматривался в научной литературе. Как указано выше, растущая глобальная конкуренция привела к тому, что все уровни цепочки поставок изменили способ традиционного ведения бизнеса компаниями. Однако по мере того, как число фирм, участвующих в цепочке поставок, сокращается, растет ожидание того, что масштабы и объем работы, обеспечиваемой более низкими уровнями цепочки поставок, возрастают. Фактически это подталкивает функцию управления проектом вниз по цепочке поставок. Поскольку ожидается, что более низкие уровни цепочки поставок будут производить и управлять ими, их часто просят завершить задачи, выходящие за рамки их возможностей. Элемент управления проектами является важным фактором с точки зрения того, где он находится в цепочке поставок. Для управления проектами требуется высокий уровень координации и контроля, что приводит к увеличению трансакционных затрат. Следовательно, если эти затраты могут быть перенесены на другой уровень цепочки поставок, это может представлять значительную экономию для фирм на вершине цепочки поставок.

Четвертый драйвер - это обмен рисками, информацией о расходах и совместные маркетинговые стратегии. Совместное использование рисков, затрат, информации и маркетинга в рамках кластера может служить драйвером для фирм. Риск и стоимость могут быть распределены между несколькими фирмами, что сводит к минимуму затраты. Также, совместные предприятия по маркетингу в кластере могут позволить фирмам предлагать новые рабочие места.

Пятый драйвер - это государство. Речь идет о стимулирующей политике государства. Это информационная, финансовая и другие виды поддержки. В России, например, разработаны методические рекомендации по реализации кластерной политики, выделяются субсидии на развитие кластеров, осуществляются различные виды информационной поддержки [2].

Шестой драйвер - это ожидание увеличения рабочей нагрузки. Глобальная конкуренция и изменение цепочек поставок являются внешними драйверами, которые могут продвинуть фирмы в направлении создания кластера, в то время как ожидание увеличения рабочей нагрузки является внутренним драйвером, так как многие фирмы вынуждены участвовать в кластере с целью получения новых проектов.

Эти драйверы тесно взаимосвязаны между собой. Государство, посредством стимулирующей политики, влияет на вышеперечисленные драйверы, кроме глобальной конкуренции, которая, в свою очередь воздействует на все из них. Процесс изменения цепей поставок зависит от механизма управления проектами, шестой драйвер стимулирует второй и четвертый и наоборот.

Проведенный в данной статье анализ вносит вклад в развитие кластерной теории. Автором представлена собственная классификация драйверов развития инновационных территориальных кластеров. Идеи, выдвинутые в исследовании, перемещают обсуждение драйверов кластера за пределы простой идентификации и демонстрируют, что существует взаимосвязь между самими драйверами. В свою очередь эта взаимосвязь порождает синергетический эффект. Все вышеизложенное дает почву для дальнейших научных исследований.

Библиографический список

1. Карханова, Е. С. Проблеммы инновационного развития нефтегазового комплекса в условиях рыночного спада. Экономика и современный менеджмент. Теория и практика / Е. С. Карханова // Экономика и современный менеджмент : теория и практика. - 2017. - № 5(67) - С. 36 - 41.

2. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской федерации от 26.12.2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ innovations/development/doc1248781537747(дата обращения : 05.09.2017).

3. Урунов, А. А. Единое и общее экономическое пространство / А. А. Урунов. - М. : ИД «СИНЕРГИЯ», 2012. - 384 с.

4. Bagwell, S. Creative clusters and city growth / S. Bagwel // Creative Industries Journal. - 2008. - Vol. 1. -№ 1. - P.5 - 34.

5. Bocquet, R., Mothe, C. Knowledge governance within clusters : the case of small firms // Knowledge Management research and Practice. - 2010. - Vol. 8 - № 3. - P. 229 - 239.

6. Cortright, J. Making sense of clusters : Regional competitiveness and economic development // Discussion paper prepared for the Brookings Institution Metropolitan Policy Program.

7. Lin, G. T. R., Sun, C. C. Driving industrial clusters to be nationally competitive // Technology analysis and strategic management. - 2010. - Vol. 22. - № 1. - P. 81 - 97.

8. Navicas, V. ,Malakauskaite, A. The impact of clusterisation on the development of small and medium-sized enterprise (SME) sector // Journal of Business Economics and Management. - 2009. - Vol. 10. - № 3. - P. 255 -259.

9. Nonaka, I. The Knowledge Creating Company // Harvard Business Review - 1991. - Vol. 69. - P. - 96 - 105.

10. Porter, M. E. Clusters and the new economics of competition // Harvard Business Review - 1991. - Vol. 76. -P. 77 - 90.

11. Rosenfeld, S. A. Beyond clusters : Practices and future strategies // Journal of New Business Ideas and Trends. -2005. - Vol. 3 - № 2. - P. 413.

12. Solvell, O., Lindqvist, G.,Ketels, C. The Cluster Initiative Greenbook, Stockholm, Ivory Tower AB. - 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.