Научная статья на тему 'ДРАМАТУРГИЯ, КОМПОЗИЦИЯ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Д. САИДАМИНОВОЙ “ПАМЯТИ УШЕДШИХ ДРУЗЕЙ”)'

ДРАМАТУРГИЯ, КОМПОЗИЦИЯ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Д. САИДАМИНОВОЙ “ПАМЯТИ УШЕДШИХ ДРУЗЕЙ”) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ФОЛЬКЛОР / ОСНОВА / ПРИНЦИП / ПОЛИФОНИЯ / ДИНАМИКА / ПРОЦЕСС / МИКРОХРОМАТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мирталипова И.М.

известно, что в музыкальном произведении тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены музыкальный материал, средства выразительности, техники письма, принципы развёртывания и формы в целом. В современной музыке в качестве основного материала нередко предстают ритм, тембр, фактура, громкостная динамика и др. Однако эти компоненты могут выступать в роли темы, обладая качествами индивидуализированности, характерности, являясь носителями смысла, содержания произведения, а с функциональной точки зрения - основой произведения и объектом его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRAMATIC ART, COMPOSITION, MUSICAL EXPRESSIVE MEANS IN THE WORK OF COMPOSERS OF UZBEKISTAN (ON THE EXAMPLE OF THE WORK OF D. SAIDAMINOVA “IN MEMORY OF DEPARTED FRIENDS”)

it is known that in a piece of music, musical material, means of expression, writing techniques, principles of deployment and form in general are closely interconnected and interdependent. In modern music, rhythm, timbre, texture, loudness dynamics, etc. are often presented as the main material. However, these components can act as a theme, possessing the qualities of individualization, specificity, being the carriers of the meaning, content of the work, and from a functional point of view - the basis of the work and the object of its development.

Текст научной работы на тему «ДРАМАТУРГИЯ, КОМПОЗИЦИЯ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Д. САИДАМИНОВОЙ “ПАМЯТИ УШЕДШИХ ДРУЗЕЙ”)»

ДРАМАТУРГИЯ, КОМПОЗИЦИЯ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Д. САИДАМИНОВОЙ "ПАМЯТИ УШЕДШИХ ДРУЗЕЙ")

Мирталипова И.М.

Мирталипова Ирода Миртахировна - доктор философии (PhD) по искусствоведению, старший преподаватель,

кафедра теории музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: известно, что в музыкальном произведении тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены музыкальный материал, средства выразительности, техники письма, принципы развёртывания и формы в целом. В современной музыке в качестве основного материала нередко предстают ритм, тембр, фактура, громкостная динамика и др. Однако эти компоненты могут выступать в роли темы, обладая качествами индивидуализированности, характерности, являясь носителями смысла, содержания произведения, а с функциональной точки зрения - основой произведения и объектом его развития.

Ключевые слова: музыка, фольклор, основа, принцип, полифония, динамика, процесс, микрохроматика.

DRAMATIC ART, COMPOSITION, MUSICAL EXPRESSIVE MEANS IN THE WORK OF COMPOSERS OF UZBEKISTAN (ON THE EXAMPLE OF THE WORK OF D. SAIDAMINOVA "IN MEMORY OF DEPARTED FRIENDS")

Mirtalipova 1.М.

Mirtalipova Iroda Mirtahirovna - Doctor of Philosophy (PhD) on art criticism, Senior Lecturer, DEPARTMENT OF THEORY OF MUSIC, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: it is known that in a piece of music, musical material, means of expression, writing techniques, principles of deployment and form in general are closely interconnected and interdependent. In modern music, rhythm, timbre, texture, loudness dynamics, etc. are often presented as the main material. However, these components can act as a theme, possessing the qualities of individualization, specificity, being the carriers of the meaning, content of the work, and from a functional point of view - the basis of the work and the object of its development. Keywords: music, folklore, basis, principle, polyphony, dynamics, process, microchromatics.

УДК 078

Неверно было бы полагать, что мелодия, мелодический тематизм исчезает из поля зрения художников, тем более в сочинениях, базирующихся на фольклорной основе. Просто он предстаёт в ином облике и типичным его видом становится микротематизм, предстающий в виде фразы, попевки, интонационного «зерна». Каждый из видов тематизма, сообразно своей природе, опирается на определённые техники письма и соответствующие им принципы становления и развития формы. Из используемых современных техник письма следует выделить соноризм, алеаторику, а также их смешение. Ещё одной приметой времени является активное использование полифонических приёмов и принципов развития в их современной интерпретации. Процесс взаимодействия, взаимообусловленности тематизма, техники письма, соответствующих им принципов формообразования выливается в конечном итоге в определённые формы -традиционные, трансформированные, индивидуальные.

Вкратце обрисованные тенденции характерны и для композиторов Узбекистана. В дополнение к ним хотелось бы отметить и немалый интерес композиторов к строю, в частности микрохроматике.

Попытаемся проследить и раскрыть эти, а также некоторые другие тенденции, а главное, сосредоточить внимание на роли микрохроматики в композиционно-драматургическом процессе становления на примере интересного, неординарного по замыслу и композиции сочинения Д.Саидаминовой «Памяти ушедших друзей», получившего высокую оценку слушателей.

Замысел произведения, его основная идея, выраженная в самом названии, связана с воплощением тех чувств, которые, по словам автора, она пыталась поэтапно выразить в своём произведении. На наш взгляд, это глубокое, эмоционально-экспрессивное сочинение, отражает самые различные грани и проявление чувств: от глубокого внутреннего погружения и длительного пребывания в состоянии страдания, скорби, безысходности, невосполнимой утраты до внешних проявлений - отчаяния, «крика души», эмоционального «взрыва», наконец, чувств, связанных с ностальгическими воспоминаниями - светлыми, но сожалеющими о невозможности вернуть прошлое - самых дорогих и близких друзей.

Воплощение замысла, содержания данного произведения потребовали и выбор драматургии, средств выразительности, тематизма, принципов развития, используемых техник письма, наконец, общей композиции сочинения.

Монообразность содержания произведения, его программа предопределили и выбор типа драматургии. Это монообразаная драматургия динамического типа (понятие В. Бобровского). Сущность её заключается в

том, что при сохранении образной одноплановости, данное произведение отличается направленной динамической линией движения. Концепция, драматургия произведения обусловили и особенности композиции. В нём сочетаются две тенденции, свойственные современному формообразованию. Это одночастность, как предпочтительный способ организации крупной формы, и вариационность (вариантность), как отражение скрытого «сюжета». Наконец, хотелось бы отметить ещё один принцип формообразования, на который указывает В. Холопова, - это крещендирование. Как пишет автор, крещендирование распространяется не только на форму, но и на драматургию [1, 29].

Таким образом, тип содержания, принцип формообразования и композиции в целом позволяют отнести данное сочинение к монодраматургическому крещендирующему типу.

По общей композиции анализируемое сочинение Д. Саидаминовой представляет собой крупную по масштабам одночастную форму. Отличаясь непрерывностью, нарастающей интенсивностью развития всех параметров формы, данное произведение делится вместе с тем на ряд разделов, которые по ряду признаков правомерно назвать фазами. Применительно к узбекской музыке понятие фаза использует музыковед Ф. Мухтарова, обосновывая это тем, что оно особенно актуально для монодии и полифонии, в которых господствует линеарная сила движения и фаза выступает в качестве основной композиционной единицы формы [2].

При этом автор правомерно отмечает, что это понятие может быть распространено и на другие стороны -ритм, тембр, фактуру, динамику и использоваться на разных уровнях формы, соответственно различая микрофазы - на синтаксическом уровне, и макрофазы - на уровне композиции.

Замысел и содержание произведения, его драматургия обусловили выбор средств выразительности, тематизма, использованных техник письма, наконец, общей композиции. Отметим, что в раскрытии содержания большую роль играют разные средства выразительности - ладоинтонационные, метроритмические, фактурные, тембровые, динамические. Но не менее важным как в выразительном, так и в драматургическом плане имеет микрохроматика.

В целях раскрытия неординарного по замыслу, тематизму, фактуре, принципам развития и форме в целом сочинения Д.Саидаминовой мы сочли целесообразным подробнее остановиться на его структуре. Развёрнутая цельная одночастная композиция данного произведения состоит из 9 макрофаз, некоторые из которых делятся на подразделы, названные нами микрофазами. Каждая из фаз отличается методами изложения, фактурой, используемыми техниками письма, наконец, выполняемой функцией в форме. Между тем, деление на фазы не нарушает единства и целостности формы, которые обеспечиваются интонационной общностью, сходством тематического материала и принципов развития.

Итак, подробно изложенный анализ произведения «Памяти ушедших друзей» Д. Саидаминовой позволяет подвести некоторые итоги и сделать определённые выводы, касающиеся разных сторон и параметров формы.

Форма произведения в целом выглядит как крупная одночастная композиция, фазы которой последовательно раскрывают содержание, программу произведения. В соответствии с основной идеей, автором сочинения выбраны тип драматургии, (монодраматургия динамически-крещендирующего типа); интонационный материал (моноинтонационность); виды тематизма-микротематизм (мелодический, фактурно-ритмический, тембро-ритмический;, принципы развития (вариационно-вариантный, как ведущий, остинатный, полифонический, разработочный); виды фактуры (традиционные полифонические, гетерофонный, пластовые виды); современные виды полифонической фактуры (микрополифония, вариантно-импровизационное многоголосие, полифония пластов разных видов); системы ладоинтервальной организациии (микрохроматика, хроматика, диатоника); современные техники письма (соноризм, алеаторика).

Представляя собой целостное по форме произведение, оно основывается на фазовом принципе становления, в котором фазы выполняет определённую композиционно-драматургическую функцию -экспозиционную, развивающую, репризную, заключительную и как вспомогательную - переходную. Каждая из фаз опирается на определенные тематические, фактурные, структурные закономерности, исходя из содержательно-выразительных и драматургически-композиционных задач.

Произведение Д. Саидаминовой неординарно и многопланово по форме. Представляя по структуре крупную одночастную композицию, оно вбирает в себя принципы становления различных форм: вариационно-вариантной, фугированной, остинатной. По общим контурам она предстаёт как сложная трёхчастная форма, где 1-я макрофаза - экспозиция, изложенная в фугированно-остинатной форме; 11-я и III-я фазы - развивающие этапы формы; ГУ-я и У-я фазы предстают как очень свободная, вариантно-динамическая, синтезирующая реприза; У1-я и У1-я - фазы переходного типа, демонстрирующие постепенный спад; УШ-я - заключительная фаза; наконец, последняя IX -я фаза воспринимается как кода-послесловие.

Подчеркнём, что в раскрытии содержательной и композиционно-драматургической сторон композитор использовал разные средства. Естественно, что это, в первую очередь, тематизм. Однако не менее важную роль, на наш взгляд, играют принципы развития, используемые приёмы. Среди них в качестве ведущих выступают фактурные (полифонические, микро и мнимополифонические, пластовые виды) и микрохроматические средства. В условиях монотематической организации именно они помогают, с одной стороны, раскрыть разные грани эмоционального состояния, выразить и показать глубокие и тонкие нюансы

переживаний. С другой стороны, смена фактурных типов, чередование микрохроматических и хроматических разделов формы вносят динамику в становление формы и раскрывают формообразующее значение этих средств. Наконец, использование микрохроматики в изложении и развитии тематического материала способствует раскрытию особенностей национальной манеры интонирования и вкупе с другими средствами помогает отразить в музыке специфику национального мышления.

Список литературы /References

1. Холопова В. К проблеме музыкальных форм 60-70 годов ХХ века / Современное искусство музыкальной композиции. М., 1985.

2. Мухтарова Ф. Узбекистан композиторлари ижодида фазали шакллар. /Узбекистонда замонавий санъатшуносликнинг долзарб муамоллари. Т., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.