Литературоведение
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 4 (2), с. 161-164
УДК 82
ДРАМАТУРГИЯ Е.Д. БУБНОВОЙ:
ТВОРЧЕСТВО КАК ВЫХОД ИЗ БЫТОВОЙ СИТУАЦИИ
© 2013 г. А.Н. Таланова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
tango7 @yandex.rn
Поступила в редакцию 23.03.2013 Аанализируются особенности творчества нижегородского драматурга XIX в. Е.Д. Бубновой. Ключевые слова: Бубнова, драматургия, драма, художественное сознание.
История русской драматургии XVШ-XIX вв. знала немало имен авторов-женщин, мечтающих занять место в театральном репертуаре наравне с авторами-мужчинами. Но в то время это было практически невозможно, так как женщина и публичность оставались понятиями практически несовместимыми в сознании массового читателя. И хотя женщины все-таки не теряли надежды и продолжали писать для сцены, немногие произведения того времени дошли до нас, как и сами имена этих отважных писательниц.
Несмотря на то, что в словарях персоналий и в современных исследованиях возникает целый ряд имен [1, а 163], вероятность познакомиться с текстами произведений этих авторов ничтожно мала. Поэтому любая новая информация (особенно систематизированная), касающаяся женской драматургии дореволюционного периода, является весьма ценной и актуальной. Так, особым событием в свое время стала работа
Н. Михайловой, включающая в себя пьесы женщин-драматургов рубежа XIX-XX вв. [2].
Данная статья является продолжением разговора о забытых женских именах русской драматургии.
Речь пойдет об одном нижегородском авторе - Бубновой Елизавете Дмитриевне (1849-1917). Творчество ее представляется нам чрезвычайно интересным.
На сегодняшний день нижегородские драматурги XIX века практически неизвестны не только современному читателю, но даже нижегородским краеведам и профессиональным филологам. Одно из имен, достойных внимания исследователей, - имя Бубновой. Возможно, в сравнении с высокими образцами классической драматургии ее произведения не новы в плане выбора идеи и сюжета, однако они представляют собой неплохие образцы
провинциальной драмы последней трети XIX века.
Несмотря на то, что все пьесы Бубновой были опубликованы в 1900-1901 гг., нам кажется, что многие пьесы Бубновой были написаны в 90-е гг. XIX в.1 Такой вывод напрашивается потому, что в ее творчестве представлены все основные драматургические тенденции второй половины XIX века: народная драма, бытовая драма, прослеживаются все смысловые и структурные доминанты, заданные творчеством Тургенева и Островского. Также поднимаются темы, характерные для массовой драматургии конца XIX века: тема театра, мечты о новой жизни, тема женской эмансипации. Последняя является проблемно-тематическим вектором, общим для женской драматургии рубежа XIX-XX веков, а именно стремлением «утвердить свою женскую самоценность, значимость, не уступающую мужчине, в числе прочего и через акцентирование в творчестве (в том числе и драматургическом) проблемы специфичности женской душевной жизни, женского мироощущения и миропонимания» [3, с. 95].
В связи с тем, что Е.Д. Бубнова была купеческой женой, жила в консервативном Нижнем Новгороде, интересно понять, как эти общие для того времени (но непопулярные в русской провинции) тенденции возникают в творческом сознании Бубновой, каким образом они проникают в ее мысли? Очевидно, что она должна была много читать, причем не только нижегородские газеты, но и издания общероссийского значения, так как провинциальные издания часто обходили стороной вопросы и темы, связанные с нарушением привычного общественного уклада. Так, например, «женский вопрос» начинает обсуждаться в нижегородских газетах только в начале XX века. Кроме того, Бубнова должна была быть осведомленной в репертуаре
не только нижегородского театра, но и столичного. Например, в «Старом предании» (1901) творчески переосмыслена шиллеровская драма «Мария Стюарт», ставшая популярной в репертуаре русского театра после бенефиса М. Ермоловой в 1886 году.
Достоверно известно, что писать Бубнова начала рано. В письме 1872 года к редактору журнала «Вестник Европы» Е.И. Уткину она просит опубликовать «лучшую из ее пьес», «отдать на суд людской наши вопли в хоромах, в бархате». К этому времени Бубновой около 23 лет, она замужем (в письме именует себя «снохой»). Интересен такой поворот мысли в этом письме: «Живя в столице, вы и не знаете, быть может, что в России у нас еще не уничтожено рабство. Что оно гнездится во всей силе своей на берегах Оки и Волги. Знаете ли Вы, что такое семья?» [4]. В этих строках слышится отголосок «Грозы» (1859) А.Н. Островского. Очевидно, что к тому времени Бубнова была знакома с его творчеством.
Творческие параллели между Бубновой и Островским прослеживаются без труда. В «Старом предании» (1901) появляется дуэт комика и трагика «Счастливцев-Несчаст-ливцев», тема театра раскрывается в драмах «Артист и его доля» (1901) (драма была издана дважды!), в драме «Урядничиха» (1900) есть образы-цитаты из «Бесприданницы» и «Грозы»: Волга, откос, пароход общества «Самолет» и, конечно же, образ грозы. Интересно, что образ учителя, характерный для русской драмы и ассоциирующийся с новой жизнью и новыми идеями, у Бубновой раскрыт в ином ключе: именно учитель Петр становится убийцей Александры.
Однако если для героинь Островского любовь - суть жизни, высшая правда и высший смысл существования, героиням Бубновой мало семейного счастья. Даже если они живут с любимым человеком, они мечтают найти себе применение в общественной жизни. Здесь, конечно, Бубнова следует направлению, в котором движутся современные ей женщины-драматурги. Но нам интересна природа обращения Бубновой к «женскому вопросу». Во-первых, это довольно редко для нижегородских авторов того времени, особенно авторов-женщин. Во-вторых, следует помнить, что Бубнова живет в купеческой консервативной среде, где, несмотря на конец века, все еще сильны домостроевские традиции. А героини Бубновой, следуя высоким идеалам общественной мысли, стремятся найти себя в работе на благо обществу. Они открывают школы, жертвуют деньги
в пользу бедных, горячо отстаивают женское право на самостоятельный выбор как спутника жизни, так и жизненных интересов.
В бубновских произведениях часто возникает тема театра - можно утверждать, что она становится одной из основных тем ее драматургии. Здесь Бубнова вновь следует традиции Островского (например, в «Старом предании» влияние Островского сказывается в создании образов бродячего актерского дуэта a’la Счаст-ливцев-Несчастливцев).
Часто в бубновских пьесах театр становится для героев средством избавления от рутины и быта, но он не приносит им полного удовлетворения: высокие идеи Искусства разбиваются о приземленность и меркантильность театрального мира. Интересно, что, практически в каждом произведении Бубновой присутствуют актеры или актрисы («Перелетные птицы» (1900), «Грезы» (1900), «Грешница» (1901), «Старое предание» (1901), «Артист и его доля» (1901) и др.). Образ актрисы становится одним из доминантных образов в европейском искусстве XIX века. Актрисы появляются на страницах литературных произведений («Актриса Фостен» братьев Гонкур), привлекают художников (А. Тулуз-Лотрека, О. Ренуара и др.). Тогда как западноевропейская литература рассматривает природу актерского сознания, в русском искусстве образ актрисы часто представлен в негативном свете: виной тому публичность этой профессии. Мотив ухода «в искусство» часто связан с уходом от реальной жизни в «игру», а свобода и независимость актрисы часто трактуется в негативном ключе, понимается как нравственное падение (так, например, уходят в актрисы Любинька и Аннинька у Салтыкова-Щедрина, и даже в чеховской «Чайке» профессия актрисы не приносит счастья героине). В то же время в русском сознании постепенно идет преодоление стереотипа «человек театра = падший человек». Во многом этому способствовал великолепный творческий рост русской актерской школы в лице М. Щепкина, М. Ермоловой, П. Стрепетовой, Л. Никулиной-Косицкой и др. Образы, созданные ими, изменили представления русского зрителя о том, каким может и должен быть театр.
Театр - выход в другой мир. Бубнова понимает иллюзорность предлагаемого выхода, но именно актерство становится ее любимым средством ухода от «среды». Это своеобразный знак протеста: полюбить актера, стать актером равнозначно заявлению против обыденности жизни. Бубнова рассматривает образ актрисы как символ женской самостоятельности.
Образ актера всегда противопоставлен Бубновой купеческой, «стабильной» среде. Но в то же время показана тяжелая участь творческих людей. Особенно показательна в этом отношении драма «Артист и его доля», изданная два раза, (видимо, Бубновой была особенно дорога эта пьеса). В этом произведении конфликт полностью смещается в актерскую среду. Главный герой, 20-летний помещик Борис Тольский, мечтает стать артистом, веря, что искусство сможет изменить мир. Но его представления об актерской жизни не совпадают с реальностью: в актерской школе учатся ленивые, незаинтересованные в творчестве люди. Несмотря на это, Тольский все-таки становится известным актером, «премьером». Но в театре те же дрязги, сплетни, его коллеги плетут против него интриги, обвиняя Тольского в том, что его талант мешает им заработать больше денег. Эмоциональное напряжение усиливается после того, как героя предает любимая женщина. Тольский не выдерживает, сходит с ума и умирает в психиатрической лечебнице. «Среды не вынес, не покорился, не изменил себе», - выносят вердикт его знакомые [5, с. 114].
Несмотря на то, что герои Бубновой часто совершают поступки, переворачивающие представления «среды», им всегда трудно справляться со своими эмоциями (мелодраматизм -один из характерных признаком бубновской драмы), у них часто наблюдаются нервные срывы. Так происходит с героями пьес «Грезы», «Артист и его доля», «Грешница» и др. Однако именно творчество является для Бубновой средством преодоления скучной и однообразной «среды». Поэтому ее герои, как и она сама, стремятся преодолеть общественные стереотипы. Не всегда у них это получается, но именно в театре Лиза встречает Купревского и находит свое счастье («Грешница»), Илерия («Грезы») понимает, что именно актер Брянцев - ее счастье, а она гонялась за светскими «призраками», Калерия («Старое предание») чувствует себя счастливой, влюбившись в актера Торецкого и т.д. Так, Торецкий говорит: «Я не имею титула, но у меня есть талант, и я им более горжусь, чем князь Сецкий свом древним родом. Мой труд видят и ценят люди. Я бужу в их сердцах чувства искренности и правды, а он своим высокомерием подавляет людей» [6, с. 73].
Еще одним выходом за пределы «среды» становится посвящение себя людям. Женщины в драмах Бубновой мечтают приносить пользу. Так, Рима («Грезы») решает выйти замуж за Валерия и поехать в Сибирь, чтобы приносить пользу людям: «К труду, к делу, на помощь
обездоленным, несчастливым и отверженным!» [7, с. 48]. Более того, она меняет сознание Валерия, благодаря ей, он решился работать: «Чтоб идти на дело, мало знания... мало науки... надо совместить в себе вместе долг и чувство, тогда и тяжелый труд будет легким.» [7, с. 49].
Главная героиня драмы «Грешница», Лиза Ливанская, по любви выходит замуж за богатого помещика Купревского. Однако Лиза не обретает того счастья, о котором мечтала: она привыкла работать, а замужем за Купревским работать ей не приходится. Четвертое действие начинается пространным монологом Лизы, в котором она сравнивает себя с птицей в золотой клетке: «У меня есть желания, но нет воли, нет самостоятельности. Меня забавляют, тешат, а я служу утехой и забавой моему мужу» [8, с. 69]. В результате Лиза решает открыть приют для падших женщин: «У нас так мало обращено внимания на женщину, которая потеряла свое имя и свои права в обществе» [8, с. 88]. Купрев-ский не только помогает ей, выделяя деньги на строительство, но и полностью меняет свое отношение к женщинам: «Глядя на заманчивую красоту женщины, резко бьющую в глаза, у меня нет желания подойти к ней и разделить с нею время. Мне ее жаль; ее порок, ее падение возбуждают во мне сожаление и грусть о ея будущем» [8, с. 85].
Будущее женщины, ее доля, ее предназначение в обществе - вот темы, которые разрабатывает Бубнова. В драме «Безупречная» (1901) основным средством характеристики героини (Татьяны) становятся ее социальные стремления: она озабочена организацией школ для бедняков, улучшением жизни рабочих завода, в словах героини часто проскальзывают интонации, знакомые нам по репликам о «новых людях» чеховских Ани и Пети из «Вишневого сада» (хотя «Вишневый сад» был написан позднее, чем «Безупречная», в 1904 году). Так, Таня говорит любовнику своей матери: «Вам, генерал, не надоело говорить избитыми фразами прошлого столетия; мы люди новые, и стараемся все старое оставить в прошлом» [9, с. 37]. Следующая реплика будет обращена к матери: «Мама, старое нельзя назвать новым; всякий берет свое: Вы и Виктор Алексеевич отжили, а мы хотим только еще жить» [9, с. 38]. Присутствие подобных интонаций в произведении драматурга-женщины из патриархальной купеческой среды, какой является Е.Д. Бубнова, чрезвычайно интересно. Кроме того, такое пристальное внимание к гендерным проблемам можно назвать практически единичным в нижегородском литературном процессе XIX века.
Мы ничего не можем сказать о реакции современников Бубновой на ее творчество. Несмотря на массовый выход ее произведений в 19001901 гг., мы не обнаружили в нижегородской периодической печати ни одного отклика современников на их появление, хотя бы негативного.
Как нам кажется, несмотря на разнообразие сюжетов, все бубновские пьесы довольно похожи: чаще всего драматический конфликт основан на противоречии между естественным человеческим стремлением реализовать свои мечты и социальными поведенческими стереотипами. Но если многим творческим женщинам рубежа Х1Х-ХХ столетий важно высказать свое мнение наравне с мужчинами, Бубнова преследует несколько иные цели. Для нее, как нам думается, встать наравне с мужчиной не столь важно, как важно обратить на себя внимание как на человека творческого, иного. В ее сознании преобладают романтические настроения: существуя в купеческой среде, она чувствует, что хочет изменить условия жизни. Может быть, поэтому, рано оставшись без мужа, Бубнова приложила много сил, чтобы дать образование своим сыновьям, понимая, что прежде всего дает им шанс на жизнь в ином обществе. Такое настроение Бубновой подтверждает и накал мелодраматизма в ее произведениях. Важно даже не то, к чему стремятся ее герои, но сколько сил и эмоций тратят они, добиваясь желаемого.
Творчество становится для Е.Д. Бубновой процессом осмысления не столько окружающей действительности, сколько ее собственного существования. Своеобразным уходом от быта и попыткой реализовать себя хотя бы в вымышленном мире.
Примечания
1. До начала ХХ века Елизавета Дмитриевна не могла позволить себе лишних расходов, тем более
типографских: весной 1880 года она становится вдовой, и на ее плечи ложится бремя хозяйственных и семейных забот, кроме того, у нее было два несовершеннолетних сына, которых нужно было поставить на ноги. В 1888 году она обращается к А.С. Гацискому с просьбой посодействовать в передаче имения в опеку (ЦАНО ф. 765, оп. 597. ед.хр. 210). В письме Бубнова пишет, что положение ее «ужасно», она ничего не понимает в делах: ей приходилось вести дела гостиницы Бубновых (сейчас в этом здании - гостиница Дома крестьянина на ул. Алексеевской). Однако к началу ХХ века ее сыновья вырастают, становятся известными корабелами (старший сын Бубновой - Иван Григорьевич Бубнов - считается отцом русского подводного флота) и весьма обеспеченными людьми. Возможно, они оказали содействие матери и оплатили типографские расходы (например, из книги заказов типографии П.А. Ржосницкого (находится в ЦАНО) следует, что с 19 апреля по 6 мая 1900 года Бубнова отдала в печать пять пьес по 500 экз. каждая!).
Список литературы
1. Строганова Е. «Пропущенная глава». Женское писательство в России XIX века: российский опыт изучения // Гендерные исследования. 2005. № 13. С. 157-169.
2. Михайлова М.В. Женская драматургия Серебряного века. СПб.: Гиперион, 2009. 568 с.
3. Карпова Т.Н. Женская драматургия: проблема связей в традиции // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. В 2-х ч. Ч. I. Тамбов: Грамота, 2013. № 5 (31). С. 93-96.
4. ИРЛИ, фонд 293, оп. 4, ед.хр. 6.
5. Бубнова Е. Артист и его доля. Нижний Новгород: Типо-литография Т-ва И.М. Машистова, 1901.
6. Бубнова Е. Старое предание. Нижний Новгород: Типография А.А. Ржосницкаго, 1901.
7. Бубнова Е. Грезы. Нижний Новгород: Типография А.А. Ржосницкаго, 1900.
8. Бубнова Е. Грешница. Нижний Новгород: Ти-по-литография Т-ва И.М. Машистова, , 1901.
9. Бубнова Е. Безупречная. Нижний Новгород: Типография А.А. Ржосницкаго, 1901.
ED. BUBNOVA'S DRAMA: CREATIVE WORK AS A WAY OUT FROM EVERYDAY LIFE
A.N. Talanova
The article analyzes some specific features of the work of E.D. Bubnova, a Nizhni Novgorod drama writer. Keywords: Bubnova, drama, artistic consciousness.