Научная статья на тему 'Дозирование нагрузок различной направленности у пловцов-подводников 10-11 лет в недельном микроцикле подготовительного периода годичной тренировки'

Дозирование нагрузок различной направленности у пловцов-подводников 10-11 лет в недельном микроцикле подготовительного периода годичной тренировки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
445
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вязигин А. Ю.

Coaching in any kind of sport can be successful if training systems are built according to natural evolution of organism of young athletes. It is known, that many physical abilities have to be developed already at first stages of long-term training, otherwise the most productive age periods of physical condition improvement can be lost. This article concerns the problem of searching effective methods and training exercises in coaching of 10-11 years old finswimmers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dosing of Different Intended Loading in the Coaching of Young Finswimmers of 10-11 Years Old

Coaching in any kind of sport can be successful if training systems are built according to natural evolution of organism of young athletes. It is known, that many physical abilities have to be developed already at first stages of long-term training, otherwise the most productive age periods of physical condition improvement can be lost. This article concerns the problem of searching effective methods and training exercises in coaching of 10-11 years old finswimmers.

Текст научной работы на тему «Дозирование нагрузок различной направленности у пловцов-подводников 10-11 лет в недельном микроцикле подготовительного периода годичной тренировки»

А.Ю. Вязигин

ДОЗИРОВАНИЕ НАГРУЗОК РАЗЛИЧНОМ НАПРАВЛЕННОСТИ У ПЛОВЦОВ-ПОДВОДНИКОВ10-11 ЛЕТ В НЕДЕЛЬНОМ МИКРОЦИКЛЕ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА ГОДИЧНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Томский государственный педагогический университет

Для определения динамики развития специальных физических качеств (общей выносливости, скоростно-силовой выносливости, скоростных качеств) и формирования техники плавания при различных объемах тренировочных нагрузок у пловцов-подвод-ников 10-11 лет был проведен специальный педагогический эксперимент, в котором приняло участие 30 юных спортсменов.

Предпосылкой к исследованию явилось предположение, согласно которому объем тренировочных нагрузок в практике работы с пловцами-подводни-ками 10-11 лет должен быть увеличен. Так, если в классическом плавании на соответствующем этапе многолетней подготовки в учебном году планируется 660 астрономических часов [1], объем плавания достигает 650-850 км [2], количество стартов в соревнованиях - 15-20, то объем работы с пловца-ми-подводниками 10-11 лет (согласно данным анкетного опроса и наблюдений) занимает примерно 350^400 ч в год, объем плавательной нагрузки -350-480 км, количество соревнований и контрольных стартов - 15-20.

При этом ряд тренеров высказался о нецелесообразности увеличения объема тренировочной работы в воде в подводном плавании для детей младшего школьного возраста. Причиной этому послужило то

положение, согласно которому техника плавания в моноласте требует значительного уровня развития скоростно-силовой и собственно-силовой подготовленности, который достигает своего наиболее оптимального значения в практике подводного плавания у мужчин к 19-21 году, у женщин - к 17-20 годам. Поэтому часть специалистов использует схему многолетней подготовки, при которой на протяжении этапа общей базовой подготовки объем тренировочной работы невысок и характеризуется главным образом формированием техники плавания и развитием общей выносливости. Затем, на этапе специальной базовой подготовки, совпадающем с переходом спортсмена в собственно пубертатную возрастную зону развития организма (12-13 лет - девочки, 13-15 лет - мальчики) [3], происходит резкое увеличение нагрузок по всем направлениям.

Вместе с тем известно, что возраст 10-11 лет является сенситивным периодом развития скоростно-силовых и собственно-силовых способностей как у мальчиков, так и у девочек [4], известно, что с 10-11 лет у пловцов-подводников начинается быстрый прирост силы и частоты гребковых движений [5]. Поэтому направленное развитие этих качеств может обеспечить дополнительный прирост результатов, но потребует увеличения работы в воде, направленной на раз-

витие скоростно-силовой выносливости и скоростных качеств.

Для определения оптимального уровня дозирования нагрузок были сформированы две группы пловцов- подвод н и ков 10-11 лет. имеющие стаж занятий

1 год и более, примерно равные по уровню обшей и специальной физической подготовленности. Структура тренировочных нагрузок в воде в обеих группах была одинакова:

- для развития общей ВЫНОСЛИВОСТИ ЙСПОЛЬЗО-валось дистанционное плавание в моноласте - 400-600 м, в раздельных ластах - 600-800 м;

- для развития скоростно-силовой выносливости - интервальное плавание 2 серии х [(10-12) х 25 м] с интервалами отдыха 15-20 с между повторениями,

2 серии х [(6-8) х 50 м] с интервалами отдыха 20-30 с между повторениями;

- для развития скоростных качеств использовалось интервальное плавание 2 серии х (5 х 15 м) с интервалами отдыха 70-80 с, 2 серии х (4 х 25 м) с интервалами отдыха 60-70 с, 2 серии х [(2-3) х 35 м] с интервалами 80-90 с;

- для формирования техники использовалось интервальное плавание 2 серии х [(12-14) х 25 м] с интервалами отдыха 30-35 с. 2 серии х (8 х 50 м) с интервалами 45-50 с.

Тренировочная работа в обеих группах строи на основе комплексной направленностк которые являются эффективным стимулом к росту тренированности в этом возрасте. Мы учитывали то положение, что комплексные занятия с последовательным решением задач, объем работы в каждой части которых находится в пределах 30-35 % доступных нагрузок в соответствующих занятиях избирательной направленности. оказывает на организм пловцов широкое, но неглубокое воздействие. Через сутки все сдвиги, вызванные работой, исчезают, что обеспечивает полное восстановление всех функциональных систем к последующему занятию [6, с. 42 44; 7].

Главное отличие заключалось в том, что объем тренировочных нагрузок на отдельном занятии в различных группах был неодинаков. В группе А (15 человек - 9 мальчиков и 6 девочек) отдельное занятие в воде составляло 75 мин в группе Б (15 человек -10 мальчиков и 5 девочек) - 60 мин.

За счет увеличения продолжительности отдельного тренировочного занятия увеличивался объем тренировочных нагрузок различной направленности в отдельном недельном микроцикле. Так, количество тренировочных заданий, направленных на формирование техники, составило в недельном микроцикле в группе А - 5 (в гр. Б - 4), на развитие общей выносливости - 5 (в гр. Б - 4), на развитие скоростно-силовой выносливости - 3 (2), на развитие скоростных качеств - 3 (2) (табл. 1).

Эксперимент проводился в течение трех месяцев в подготовительном периоде тренировки (декабрь,

Таблица 1

Схема напавленносми недельного мтроцтла по группам А и Б

День А Б

1 Развитие общей выносливости, скоростных качеств, формирование техники Развитие общей выносливости, формирование техники

2 Развитие общей и скоростно-силовой выносливости. формирование техники Развитие общей и скоростно-силовой выносливости

3 Развитие общей выносливости, скоростных качеств, формирование техники Развитие скоростных качеств, формирование техники

4 Развитие обшей и скоростно-силовой выносливости, формирование техники Развитие общей выносливости, формирование техники

5 Развитие обшей выносливости, формирование техники Развитие общей и скоростно-силовой выносливости

Развитие скоростно^силовсй ВЫКОСЛИЬОСТЙ. скоростных качелЕ Развитие скоростных начесть, формирование техники , - - - и

январь, февраль). Основные параметры нагрузок различной направленности за указанной период ь го; к-пах А и Б были различны (табл. 2).

Эффективность эксперимента оценивалась:

1) по показателям физической работоспособности:

2) величине сдвигов в нормативных показателях, оценивающих } ровен ь развития отдельных специальных физических качеств.

В течение эксперимента у всех испытуемых не наблюдалось существенных отклонений в состоянии здоровья. Об этом свидетельствуют результаты теста Р\¥С,,Г определяющего физическую работоспособность как показатель физического состояния организма (табл. 3).

Таблица 2 Основные параметры нагрузки

в группах А и Б

я в е. с.. и Общий объем плавания, км Объем нагрузки разной направленности, км

Общей выносливости 1 Скоростно-силовой выносливости Скоростных качеств Формирование 1 техники Малоинтенсивное плавание

А 217.7 122.8 27.9 9.1 42.9 15.0

Б 172.9 106.6 18.2 5.8 37.0 9.1

Таблица 3 Физическая работоспособность (РШС170) у пловцов-подводников групп А и Б во время педагогического эксперимента, кгм/мин

«8 н

08 С Е г я & 1 п о Ж 90 £ 5 Е

& и Е и И о о 4) О. 5Г & £Ь У и X л а 5 о с

А 447.4 ± 19.8 447.1 ± 20.7 443.9 ±21.7 455.2 ±22.6

Б 4893 ±21.5 476.6 ±21.2 478.4 ±21.8 487.4 ± 22.3

Исследование функционального состояния показало, что показатели физической работоспособности (Р''ЛГСП0) в течение всего педагогического эксперимента были стабильно высокими в обеих группах, что говорит о том, что предложенная нагрузка была адекватна физическому и функциональному состоянию детей. Разница между результатами тестов в группах А и Б была статистически недостоверна.

После педагогического эксперимента были отмечены более существенные сдвиги в уровне развития специальных физических качеств в группе А по сравнению с группой Б (табл. 4).

При первом варианте дозирования нагрузки (гр. А) произошло достоверное улучшение уровня развития общей выносливости и скоростно-силовой выносливости. Так, на дистанции 600 м в раздельных ластах результат улучшился на 23.2 с (Р < 0.05) - с 568.7 до 545.5 с, в тренировочной серии 8 х 50 метров с интервалами отдыха 30 с улучшение произошло на 11.6 с (Р < 0.05) - с 271.6 до 260 с. Уровень развития скоростно-силовой выносливости также значительно повысился: в тесте 4 х 25 м с интервалами отдыха 10 с результат улучшился на 6.4 с (Р < 0.05) - с 62.9 до 56.5 с. Значительно улучшились результаты в контрольных упражнениях, оценивающих скоростные способности, но из-за ограниченности времени проведения эксперимента (3 мес) достигнуть достоверных сдвигов не удалось.

Таким образом, увеличение общего объема плавания в подготовительном периоде до 17 км в неделю, объема плавания на развитие общей выносливости до 9.5 км, на развитие скоростно-силовой выносливости - до 2.1 км, на развитие скоростных качеств -до 0.7 км, на формирование техники - до 3.3 км в неделю способствует более эффективному развитию физических качеств и значительному росту спортивных результатов. Увеличение нагрузки не приводит к угнетению функционального состояния внутренних систем организма юных спортсменов и не вызывает ухудшения состояния их здоровья.

Таблица 4

Эффективность выполнения двух вариантов дозирования нагрузок на занятиях с пловцами-подводниками 10-11 лет по группам А и Б

А Б

Нагрузка Показатели Абсолютный Р Показатели Абсолютный Р

исходные конечные сдвиг исходные конечные сдвиг

25 м и ныряние 14.0 0.4 13.1 0.3 0.9 >0.05 13.9 0,4 13.5 0.3 0.4 >0.05

25 м в ластах 14.4 0.4 13.7 0.3 0.7 >0.05 14.3 0.4 13.9 0.4 0.4 >0.05

4 х 25 м интервал 10 с 62.9 2.3 56.5 2.2 6.4 <0.05 61.7 2.5 58.8 2.4 2.9 >0,05

150 м 116.4 3.5 109.1 3.3 7.3 >0.05 115.2 3.4 111.3 3.2 3.9 >0.05

8 х 50 м интервал 30 с 271.6 4.1 260.0 3.8 11.6 <0.05 268.4 4.1 262.4 4.0 6.0 >0.05

600 м в ластах 568.7 7.0 545.5 7.1 23.2 <0.05 566.3 7.0 546.5 6.8 19.8 >0.05

Литература

1. Макаренко Л.П. Юный пловец: Учеб. пос. для тренеров ДЮСШ и тренерских фак-тов ин-тов физической культуры. М., 1983.

2. Петухов С.И. Структура тренировочных нагрузок на различных этапах многолетней подготовки пловцов 9-14 лет: Автореф. дис, ... канд. пед. наук. М., 1984,

3. Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация (биологические аспекты). М., 1985.

4. Волков Л.В. Физическое воспитание учащихся. Киев, 1988.

5. Иванов А.И. Возрастные особенности формирования техники плавания с моноластом: Автореф. дис. ... канд. пед. наук, Омск, 1987.

6. Гигиеническое нормирование интенсивности тренировочных нагрузок пловцов 10-11 лет в ДЮСШ / А.Г. Сухарев, Л.А. Симонова, Н.Н. Суханова и др. М., 1976. № 10,

7. Платонов В.Н., Вайцеховский С.М. Тренировка пловцов высокого класса. М., 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.