А.Ю. Вязигин
ДОЗИРОВАНИЕ НАГРУЗОК РАЗЛИЧНОМ НАПРАВЛЕННОСТИ У ПЛОВЦОВ-ПОДВОДНИКОВ10-11 ЛЕТ В НЕДЕЛЬНОМ МИКРОЦИКЛЕ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА ГОДИЧНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Томский государственный педагогический университет
Для определения динамики развития специальных физических качеств (общей выносливости, скоростно-силовой выносливости, скоростных качеств) и формирования техники плавания при различных объемах тренировочных нагрузок у пловцов-подвод-ников 10-11 лет был проведен специальный педагогический эксперимент, в котором приняло участие 30 юных спортсменов.
Предпосылкой к исследованию явилось предположение, согласно которому объем тренировочных нагрузок в практике работы с пловцами-подводни-ками 10-11 лет должен быть увеличен. Так, если в классическом плавании на соответствующем этапе многолетней подготовки в учебном году планируется 660 астрономических часов [1], объем плавания достигает 650-850 км [2], количество стартов в соревнованиях - 15-20, то объем работы с пловца-ми-подводниками 10-11 лет (согласно данным анкетного опроса и наблюдений) занимает примерно 350^400 ч в год, объем плавательной нагрузки -350-480 км, количество соревнований и контрольных стартов - 15-20.
При этом ряд тренеров высказался о нецелесообразности увеличения объема тренировочной работы в воде в подводном плавании для детей младшего школьного возраста. Причиной этому послужило то
положение, согласно которому техника плавания в моноласте требует значительного уровня развития скоростно-силовой и собственно-силовой подготовленности, который достигает своего наиболее оптимального значения в практике подводного плавания у мужчин к 19-21 году, у женщин - к 17-20 годам. Поэтому часть специалистов использует схему многолетней подготовки, при которой на протяжении этапа общей базовой подготовки объем тренировочной работы невысок и характеризуется главным образом формированием техники плавания и развитием общей выносливости. Затем, на этапе специальной базовой подготовки, совпадающем с переходом спортсмена в собственно пубертатную возрастную зону развития организма (12-13 лет - девочки, 13-15 лет - мальчики) [3], происходит резкое увеличение нагрузок по всем направлениям.
Вместе с тем известно, что возраст 10-11 лет является сенситивным периодом развития скоростно-силовых и собственно-силовых способностей как у мальчиков, так и у девочек [4], известно, что с 10-11 лет у пловцов-подводников начинается быстрый прирост силы и частоты гребковых движений [5]. Поэтому направленное развитие этих качеств может обеспечить дополнительный прирост результатов, но потребует увеличения работы в воде, направленной на раз-
витие скоростно-силовой выносливости и скоростных качеств.
Для определения оптимального уровня дозирования нагрузок были сформированы две группы пловцов- подвод н и ков 10-11 лет. имеющие стаж занятий
1 год и более, примерно равные по уровню обшей и специальной физической подготовленности. Структура тренировочных нагрузок в воде в обеих группах была одинакова:
- для развития общей ВЫНОСЛИВОСТИ ЙСПОЛЬЗО-валось дистанционное плавание в моноласте - 400-600 м, в раздельных ластах - 600-800 м;
- для развития скоростно-силовой выносливости - интервальное плавание 2 серии х [(10-12) х 25 м] с интервалами отдыха 15-20 с между повторениями,
2 серии х [(6-8) х 50 м] с интервалами отдыха 20-30 с между повторениями;
- для развития скоростных качеств использовалось интервальное плавание 2 серии х (5 х 15 м) с интервалами отдыха 70-80 с, 2 серии х (4 х 25 м) с интервалами отдыха 60-70 с, 2 серии х [(2-3) х 35 м] с интервалами 80-90 с;
- для формирования техники использовалось интервальное плавание 2 серии х [(12-14) х 25 м] с интервалами отдыха 30-35 с. 2 серии х (8 х 50 м) с интервалами 45-50 с.
Тренировочная работа в обеих группах строи на основе комплексной направленностк которые являются эффективным стимулом к росту тренированности в этом возрасте. Мы учитывали то положение, что комплексные занятия с последовательным решением задач, объем работы в каждой части которых находится в пределах 30-35 % доступных нагрузок в соответствующих занятиях избирательной направленности. оказывает на организм пловцов широкое, но неглубокое воздействие. Через сутки все сдвиги, вызванные работой, исчезают, что обеспечивает полное восстановление всех функциональных систем к последующему занятию [6, с. 42 44; 7].
Главное отличие заключалось в том, что объем тренировочных нагрузок на отдельном занятии в различных группах был неодинаков. В группе А (15 человек - 9 мальчиков и 6 девочек) отдельное занятие в воде составляло 75 мин в группе Б (15 человек -10 мальчиков и 5 девочек) - 60 мин.
За счет увеличения продолжительности отдельного тренировочного занятия увеличивался объем тренировочных нагрузок различной направленности в отдельном недельном микроцикле. Так, количество тренировочных заданий, направленных на формирование техники, составило в недельном микроцикле в группе А - 5 (в гр. Б - 4), на развитие общей выносливости - 5 (в гр. Б - 4), на развитие скоростно-силовой выносливости - 3 (2), на развитие скоростных качеств - 3 (2) (табл. 1).
Эксперимент проводился в течение трех месяцев в подготовительном периоде тренировки (декабрь,
Таблица 1
Схема напавленносми недельного мтроцтла по группам А и Б
День А Б
1 Развитие общей выносливости, скоростных качеств, формирование техники Развитие общей выносливости, формирование техники
2 Развитие общей и скоростно-силовой выносливости. формирование техники Развитие общей и скоростно-силовой выносливости
3 Развитие общей выносливости, скоростных качеств, формирование техники Развитие скоростных качеств, формирование техники
4 Развитие обшей и скоростно-силовой выносливости, формирование техники Развитие общей выносливости, формирование техники
5 Развитие обшей выносливости, формирование техники Развитие общей и скоростно-силовой выносливости
Развитие скоростно^силовсй ВЫКОСЛИЬОСТЙ. скоростных качелЕ Развитие скоростных начесть, формирование техники , - - - и
январь, февраль). Основные параметры нагрузок различной направленности за указанной период ь го; к-пах А и Б были различны (табл. 2).
Эффективность эксперимента оценивалась:
1) по показателям физической работоспособности:
2) величине сдвигов в нормативных показателях, оценивающих } ровен ь развития отдельных специальных физических качеств.
В течение эксперимента у всех испытуемых не наблюдалось существенных отклонений в состоянии здоровья. Об этом свидетельствуют результаты теста Р\¥С,,Г определяющего физическую работоспособность как показатель физического состояния организма (табл. 3).
Таблица 2 Основные параметры нагрузки
в группах А и Б
я в е. с.. и Общий объем плавания, км Объем нагрузки разной направленности, км
Общей выносливости 1 Скоростно-силовой выносливости Скоростных качеств Формирование 1 техники Малоинтенсивное плавание
А 217.7 122.8 27.9 9.1 42.9 15.0
Б 172.9 106.6 18.2 5.8 37.0 9.1
Таблица 3 Физическая работоспособность (РШС170) у пловцов-подводников групп А и Б во время педагогического эксперимента, кгм/мин
«8 н
08 С Е г я & 1 п о Ж 90 £ 5 Е
& и Е и И о о 4) О. 5Г & £Ь У и X л а 5 о с
А 447.4 ± 19.8 447.1 ± 20.7 443.9 ±21.7 455.2 ±22.6
Б 4893 ±21.5 476.6 ±21.2 478.4 ±21.8 487.4 ± 22.3
Исследование функционального состояния показало, что показатели физической работоспособности (Р''ЛГСП0) в течение всего педагогического эксперимента были стабильно высокими в обеих группах, что говорит о том, что предложенная нагрузка была адекватна физическому и функциональному состоянию детей. Разница между результатами тестов в группах А и Б была статистически недостоверна.
После педагогического эксперимента были отмечены более существенные сдвиги в уровне развития специальных физических качеств в группе А по сравнению с группой Б (табл. 4).
При первом варианте дозирования нагрузки (гр. А) произошло достоверное улучшение уровня развития общей выносливости и скоростно-силовой выносливости. Так, на дистанции 600 м в раздельных ластах результат улучшился на 23.2 с (Р < 0.05) - с 568.7 до 545.5 с, в тренировочной серии 8 х 50 метров с интервалами отдыха 30 с улучшение произошло на 11.6 с (Р < 0.05) - с 271.6 до 260 с. Уровень развития скоростно-силовой выносливости также значительно повысился: в тесте 4 х 25 м с интервалами отдыха 10 с результат улучшился на 6.4 с (Р < 0.05) - с 62.9 до 56.5 с. Значительно улучшились результаты в контрольных упражнениях, оценивающих скоростные способности, но из-за ограниченности времени проведения эксперимента (3 мес) достигнуть достоверных сдвигов не удалось.
Таким образом, увеличение общего объема плавания в подготовительном периоде до 17 км в неделю, объема плавания на развитие общей выносливости до 9.5 км, на развитие скоростно-силовой выносливости - до 2.1 км, на развитие скоростных качеств -до 0.7 км, на формирование техники - до 3.3 км в неделю способствует более эффективному развитию физических качеств и значительному росту спортивных результатов. Увеличение нагрузки не приводит к угнетению функционального состояния внутренних систем организма юных спортсменов и не вызывает ухудшения состояния их здоровья.
Таблица 4
Эффективность выполнения двух вариантов дозирования нагрузок на занятиях с пловцами-подводниками 10-11 лет по группам А и Б
А Б
Нагрузка Показатели Абсолютный Р Показатели Абсолютный Р
исходные конечные сдвиг исходные конечные сдвиг
25 м и ныряние 14.0 0.4 13.1 0.3 0.9 >0.05 13.9 0,4 13.5 0.3 0.4 >0.05
25 м в ластах 14.4 0.4 13.7 0.3 0.7 >0.05 14.3 0.4 13.9 0.4 0.4 >0.05
4 х 25 м интервал 10 с 62.9 2.3 56.5 2.2 6.4 <0.05 61.7 2.5 58.8 2.4 2.9 >0,05
150 м 116.4 3.5 109.1 3.3 7.3 >0.05 115.2 3.4 111.3 3.2 3.9 >0.05
8 х 50 м интервал 30 с 271.6 4.1 260.0 3.8 11.6 <0.05 268.4 4.1 262.4 4.0 6.0 >0.05
600 м в ластах 568.7 7.0 545.5 7.1 23.2 <0.05 566.3 7.0 546.5 6.8 19.8 >0.05
Литература
1. Макаренко Л.П. Юный пловец: Учеб. пос. для тренеров ДЮСШ и тренерских фак-тов ин-тов физической культуры. М., 1983.
2. Петухов С.И. Структура тренировочных нагрузок на различных этапах многолетней подготовки пловцов 9-14 лет: Автореф. дис, ... канд. пед. наук. М., 1984,
3. Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация (биологические аспекты). М., 1985.
4. Волков Л.В. Физическое воспитание учащихся. Киев, 1988.
5. Иванов А.И. Возрастные особенности формирования техники плавания с моноластом: Автореф. дис. ... канд. пед. наук, Омск, 1987.
6. Гигиеническое нормирование интенсивности тренировочных нагрузок пловцов 10-11 лет в ДЮСШ / А.Г. Сухарев, Л.А. Симонова, Н.Н. Суханова и др. М., 1976. № 10,
7. Платонов В.Н., Вайцеховский С.М. Тренировка пловцов высокого класса. М., 1985.