Научная статья на тему 'Довузовское образование в Египте на рубеже 10–20-х годов ХХI в.'

Довузовское образование в Египте на рубеже 10–20-х годов ХХI в. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Египет / довузовское образование / проблемы / реформа / инвестиции / Egypt / pre-university education / problems / reform / investment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков Сергей Николаевич

В работе анализируется система довузовского образования в Египте, которая в соответствии с положениями Конституции 2014 г. должна быть доведена до «международного уровня», в том числе за счет соответствующего увеличения бюджетных ассигнований. С этой целью в стране с 2017 г. осуществляется ее реформа, финансируемая частично за счет кредита Всемирного банка. Основные направления реформы включают совершенствование дошкольного образования, повышение квалификации учителей, изменение системы оценки знаний учащихся и укрепление технической базы школ и колледжей. Несмотря на первые успехи реформы довузовского образования, пока оно развивается преимущественно экстенсивно без существенного улучшения качества обучения египетских школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волков Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pre-University Education in Egypt at the Turn of the Second and Third Decades of the XXI Century

The author analyzes the system of pre-university education in Egypt, which the Constitution of 2014 undertakes to raise to the «international level». To this end, the government has been reforming it since 2017, which is partly financed by a loan from the World Bank. The main directions of the reform include improving preschool education, improving the qualifications of teachers, changing the system of assessing students’ knowledge and strengthening the technical base of schools and colleges. Despite the first successes of pre-university education reform, it is still expanding mainly extensively, without significantly improving the quality of education of Egyptian students. The reason for this lies in the significant lack of public investment, which the government is trying to compensate by attracting private business, both national and international, to this area. However, this leads to increased inequality in access to education. In addition, even taking into account private investments, the amount of funding for pre-university education is still far from the 4% of GDP provided for by the Constitution. The main problems of pre-university education continue to be the unsatisfactory average level of qualification of Egyptian teachers, mainly due to their low wages, a large number of pupils in classes, as well as the weak material and technical base of schools and colleges. There are also significant differences in the territorial development of pre-university education in Egypt, as well as between its various stages and directions. Egyptian business continues to experience a shortage of qualified graduates of the secondary vocational education system, despite certain successes achieved in its development in recent years.

Текст научной работы на тему «Довузовское образование в Египте на рубеже 10–20-х годов ХХI в.»

СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

ДОВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЕГИПТЕ НА РУБЕЖЕ 10-20-х ГОДОВ XXI В.

О 2021 С.Н. Волков

ВОЛКОВ Сергей Николаевич, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, заведующий Центром изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки Института Африки РАН. Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: sergey.n.volkov@outlook.com

Аннотация. В работе анализируется система довузовского образования в Египте, которая в соответствии с положениями Конституции 2014 г. должна быть доведена до «международного уровня», в том числе за счет соответствующего увеличения бюджетных ассигнований. С этой целью в стране с 2017 г. осуществляется ее реформа, финансируемая частично за счет кредита Всемирного банка. Основные направления реформы включают совершенствование дошкольного образования, повышение квалификации учителей, изменение системы оценки знаний учащихся и укрепление технической базы школ и колледжей. Несмотря на первые успехи реформы довузовского образования, пока оно развивается преимущественно экстенсивно без существенного улучшения качества обучения египетских школьников.

Ключевые слова: Египет, довузовское образование, проблемы, реформа, инвестиции

DOI: 10.31132/2412-5717-2021-57-4-102-114

В Египте создана самая крупная и разветвленная в Северной Африке и в целом в арабском мире система образования, в дошкольных и школьных формах которого в 2019/20 учебном году1, по данным министерства образования, более 1025,8 тыс. педагогов в 56,6 тыс. учебных заведениях, включая религиозные, функционирующие под эгидой университета аль-Азхар, обучали 23567,1 тыс. учащихся [1, с. 144, с. 152].

Общее руководство системой довузовского образования в АРЕ, за исключением религиозного, осуществляется министерством образования (система высшего образования находится в ведении министерства высшего образования и научных исследований), которое в настоящее время возглавляет Тарек Шауки, профессор Университета инженерной и прикладной математики и академик Египетской академии наук. Наряду с министерством и различными государственными комитетами и комиссиями, включая Комитет по образованию и научным исследованиям Народного собрания Египта, участие в разработке политики в области образования принимают три центра: Национальный центр разработки учебных программ, Национальный центр исследований и

1 Учебный год в Египте начинается с третьей недели сентября, а заканчивается в первой половине мая для школьников младших классов и в конце июня - для старших. Продолжительность зимних каникул две недели.

разработок в области образования и Национальный центр экзаменов и оценки образования.

Основы современной системы образования в Египте, дошедшие без существенных изменений до наших дней, были заложены еще в первой трети XIX в. Мохаммедом Али, ставшим в 1805 г. пашой Египта и осуществившим глубокие реформы, придавшие мощный импульс национальному развитию. Именно он ввел в стране, наряду с традиционной мусульманской, европейскую (французскую) систему образования. Им в 1816 г. была основана высшая школа, в т. ч. такие ее отделения как медицинское, инженерное, иностранных языков и администрирования, подготовительные (в 1825 г.) и начальные школы (1832 г.).

«Арабская весна», вспыхнувшая в Египте в 2011 г., засвидетельствовала крах социальной политики режима X. Мубарака, в том числе и в сфере образования, и потребовала от А.Ф. ас-Сиси, возглавившего страну после отстранения от власти представителя «братьев мусульман» М. Мурси, наряду с глубокой реформой экономики, осуществить ряд серьезных социальных преобразований. Важной их составляющей стала реформа египетского образования.

В разработанной под его руководством в 2014 г. Конституции Египта праву на образование уделяется повышенное внимание. Оно прописано в ней значительно более детально, чем в Конституции 1971 г., провозгласившей страну государством «с демократическим социалистическим строем, основанным на союзе сил трудового народа» [2]. Например, 18 статья Конституции 1971 г. лаконично гласила: «Государство гарантирует право на образование. Начальное образование является обязательным. Государство обеспечивает переход к следующему этапу обязательного образования, осуществляет контроль над всей системой образования, гарантирует независимость университетов и научно-исследовательских центров, связывая их деятельность с потребностями общества и производства» [2].

В действующей ныне Конституции организации системы образования в Египте посвящены четыре статьи, в том числе три из них касаются довузовской подготовки. Так, в статье 19 провозглашается право каждого гражданина на образование, которое теперь является обязательным «до окончания средней ступени или ее эквивалента. Государство обеспечивает бесплатное образование на различных этапах в государственных образовательных учреждениях в соответствии с Законом. Государство должно выделять процент государственных расходов на образование, эквивалентный, по крайней мере, 4% ВНП, который должен постепенно увеличиваться в соответствии с международными стандартами» [3].

Особое внимание в Конституции уделяется техническому образованию. В частности, в ее 20 статье закреплено положение о том, что «государство поощряет и развивает техническое и технологическое образование, а также профессиональную подготовку и расширяет все их виды в соответствии с международными стандартами качества и в соответствии с потребностями рынка труда» [3].

Наконец, 22 статья Основного закона определяет преподавательский состав в качестве «основного столпа образования». Государство гарантирует ему «развитие академических компетенций и профессиональных навыков», заботится о его «финансовых и моральных правах в целях обеспечения качества образования и достижения его целей» [3].

Действующая Конституция, как и Основной закон 1971 г., не просто констатирует основные принципы организации образования, но и провозглашает цели его развития. Совершенно очевидно, что в Конституции 2014 г. поставлена амбициозная задача достичь в ближайшее время международных стандартов качества образования.

Эту же цель преследовало и объявление ас-Сиси на 6-й Национальной молодежной конференции, проведенной в июле 2018 г. в Каирском университете, 2019 г. Годом об-

разования [4], что, безусловно, привлекло к этой социальной сфере дополнительное внимание и инвестиции.

Реформа довузовского образования EDUCATION2.0

На повышение качества предоставляемых в стране знаний, навыков и компетенций до международного уровня нацелена и объявленная в 2017 г. реформа довузовского образования. Тот факт, что она была разработана вскоре после окончания в 2011/12 учебном году плана стратегической национальной реформы образования, реализация которого началась во времена правления X. Мубарака в 2007/08 учебном году [5], свидетельствует о том, что его цели в лучшем случае были выполнены далеко не полностью.

На это указывают результаты Международного мониторингового исследования качества школьного математического и естественнонаучного образования в начальной и средней школе (TIMSS)2 и Международного исследования качества чтения и понимания текста (PIRLS)3 в Египте соответственно в 2015 г. и 2016 г. По грамотности чтения учеников 4-х классов Египет занял 49-е место из 50 стран, 34-е место из 39 стран по математике для учащихся 8-х классов и 38-е место из 39 стран по естественным наукам для учащихся 8-х классов [6]. Эти факты лучше всяких слов характеризует средний уровень египетского образования.

Для финансирования новой реформы довузовского образования, получившей название EDUCATION2.0, которая стартовала в 2018/19 учебном году, предполагается израсходовать $2 млрд, из которых $1,5 млрд будет выделено из бюджета, а $0,5 млрд -из одобренного в 2018 г. кредита Всемирного банка [7].

Выступая в 2019 г. на ежегодной встрече Группы ВБ и МВФ, министр образования Египта следующим образом кратко охарактеризовал основное содержание нынешней реформы: «Новая структура образования 2.0 использует учебную программу, основанную на компетенциях, ориентированную на опыт учащихся, и внедряется по мере реформирования существующей учебной программы. Новая учебная программа поддерживается средствами /Г, включающими цифровой контент, электронные устройства для учащихся, обучение в классе и компьютерные тесты» [8].

Более детальное представление об этой программе дает структура расходов на нее кредита ВБ:

• развитие дошкольного образования ($80,0 млн.);

• повышение качества подготовки учителей и руководителей образования ($120,0 млн);

• комплексная реформа оценки обучающихся ($110,0 млн);

• повышение качества предоставления образовательных услуг с помощью базы данных ($170,0 млн);

• управление проектами, коммуникация, мониторинг и оценка ($20,0 млн) [9].

2 Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study, TIMSS) - программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений //•.'. I. Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество математического и естественно-научного образования учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.

3 Международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования. Исследование проводится один раз в пять лет, и к настоящему времени проведено четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 г.

Таким образом, можно выделить четыре направления реформы. Большое внимание в ней уделяется развитию системы дошкольного образования, которое сформировалась в Египте в 90-е годы XX в. (первые ясли и детские сады начали появляться в стране в начале прошлого столетия). Цель развития раннего образования состоит в том, чтобы к третьему классу начальной школы учащиеся овладели необходимыми навыками чтения и понимания прочитанного текста, письменности на арабском языке, математики и познакомились с основами английского языка.

Система дошкольного образования, рассчитанная на детей в возрасте от 4-х до 5-ти лет и нацеленная на физическое, эмоциональное и социальное развитие детей, не является обязательной. Большинство детских садов в Египте финансируется министерством социальной солидарности. Ряд из них дополнительно спонсируется негосударственными организациями, особенно женскими обществами, а также мечетями, церквями, промышленными и другими предприятиями. В то же время довольно широкое распространение получили частные детские сады, содержание детей в которых обходится существенно дороже (обычно до 15 тыс. египетских фунтов или около $835 в год), что существенно превышает оплату в учреждениях, финансируемых за счет бюджета министерства социальной солидарности.

Второе важное направление реформы образования 2.0 - повышение качества подготовки египетских учителей, которое вызывает серьезное нарекание как со стороны экспертного сообщества, так и национальных СМИ. Следует отметить, что проводимая реформа образования не предусматривает резкого увеличения заработной платы школьных учителей, рост которой во второй половине 2010-х годов заметно отставал от оплаты труда в других сферах общественного производства в Египте, в результате чего в 2017 г. она превышала среднегодовой ВВП на душу населения всего в 1,3 раза, тогда как пять лет назад она была выше его в 1,6 раза4. Как заявил президент АРЕ ас-Сиси, комментируя реформу образования, государственный бюджет не позволяет увеличить зарплату учителям хотя бы на 1000 египетских фунтов в год ($53), которая в 2017 г. составляла в среднем всего 86 тыс. египетских фунтов в год (около $4,6 тыс.) [10].

Низкая зарплата учителей оказывает негативное влияние на качество школьного образования, поскольку, во-первых, профессия педагога не является особо привлекательной в стране; учителями, преимущественно в начальной школе, нередко становятся граждане без специального образования, которые не смогли устроиться на более престижную работу. Уровень зарплаты педагогических работников, которых действующее законодательство (закон «Об образовании» № 139 от 1981 г. с изменениями и дополнениями по закону № 155 от 2007 г.) подразделяет на шесть квалификационных категорий, определяется главным образом стажем, и после 15 лет работы он как правило превышает начальную ставку всего в 1,4 раза.

Подобная ситуация с уровнем заработной платы учителей обуславливает их острую нехватку в государственных школах. В 2018/19 учебном году она оценивалась министерством образования в 320 тыс. при том, что на тот момент в них работало более 890 тыс. учителей. Для того, чтобы оперативно решить проблему с острой нехваткой кадров в государственных школах министр образования планировал использовать 1,6 млрд египетских фунтов (около $99 млн) за рамками текущего бюджета министерства для найма на год 120 тыс. учителей [11].

Во-вторых, низкая заработная плата не стимулирует учителей повышать уровень своей компетенции, качественно готовится к занятиям и проводить их на высоком уровне. Более того, в египетских СМИ широко бытует мнение, что преподаватели зачастую умышленно не знакомят учеников со всеми материалами учебной программы

4 Справедливости ради следует отметить, что во многих странах мира она заметно ниже среднегодового ВВП на душу населения

с тем, чтобы увеличить число желающих нанять репетиторов, рынок услуг которых в Египте огромен. Обследование Центрального агентства мобилизации и статистики АРЕ, проведенное в 2004 г., показало, что домохозяйства тратят в среднем около 61% общих расходов на образование, в том числе на частное репетиторство [12]. По данным на 2005 г., от 61 до 70% египетских учащихся посещают частные уроки. Независимые исследователи оценивают рынок репетиторских услуг в $1,7 млрд. в год [13], что, помимо прочего, свидетельствует о высокой роли хорошего образования в целевых установках египтян. Вместе с тем это характеризует и фактическую степень социального неравенства в получении качественного образования в Египте, существенно девальвируя провозглашенное Конституцией право каждого гражданина на образование.

Третье направление реформы дошкольного и школьного образования представляется наиболее радикальным - коренное изменение системы оценки знаний школьников. Если ранее действующая система была нацелена на проверку того, как ученик запомнил учебный материал (при этом нередко происходили утечки экзаменационных вопросов в интернет и для борьбы с ними школьные тесты были вынуждены доставлять в египетские провинции вертолетами ВВС под охраной военных), то вводимая в настоящее время система базируется на оценке понимания пройденного материала. Экзамены с использованием средств IT будут проводится в режиме «открытой книги». Такой тип экзаменов требует от учащихся хорошо ориентироваться во всем материале предмета, критически мыслить и уметь применять имеющиеся знания. [14]

Изменение системы оценки знаний школьников касается в первую очередь выпускного экзамена (Thanaweya Атта), который в настоящее время сдается в конце обучения в средней школе в 12 классе. Полученные в результате выполнения тестов по основным и факультативным предметам баллы (максимум 100 по каждому предмету) являются критерием для поступления в государственные высшие учебные заведения, причем чем выше общий балл, тем более престижное учебное заведение (в первую очередь к ним в Египте относятся медицинские и технические) может выбрать поступающий.

Чтобы снизить психологическую нагрузку на школьников в ходе сложных выпускных экзаменов реформа образования предусматривает сдачу 12 экзаменов в течение всех трёх лет обучения в полной средней школе (по четыре в год), при этом итоговый средний балл будет рассчитываться на основе экзаменов по четырем предметам с наивысшими баллами.

Изменения в оценке знаний школьников затронут и обязательные единые экзамены, которые сдаются после завершения обучения в начальной школе в 6-м классе и после окончания неполной средней школы в 9-м классе.

И, наконец, четвертым главным направлением реформирования системы дошкольного и школьного образования в Египте является повышение качества образовательных услуг, при этом основной упор делается на развитие технических средств обучения.

Современная техническая база египетского школьного образования включает в себя запущенный в 2016 г. египетский банк знаний (EKB), который позиционируется как крупнейшая цифровая библиотека и онлайн-центр учебных материалов, поступающих от многих цифровых издателей (Springer Nature, National Geographic, Discovery, Elsevier, Кембридж, Оксфорд, Британская энциклопедия и агентство Рейтер), платформу управления обучением и базу уроков по дисциплинам школьной программы, расположенных на сайте www.hesas.eg, а также образовательный школьный телевизионный канал.

Завершить выполнение всех намеченных реформой EDUCATION2.0 мер планируется в 2026 г. Тем не менее уже сейчас можно подвести ее некоторые итоги. Програм-

мы повышения квалификации прошли 96 тыс. учителей, которые получили 13 млн новых учебников и пособий для преподавателей. Входящий в структуру министерства образования Национальный центр разработки учебных программ подготовил и внедрил во вторых классах новую комплексную междисциплинарную учебную программу. Итоговые экзамены в третьем классе были заменены междисциплинарными оценками. Были построены 3331 новых школ и 533 класса детских садов, 9 тыс. школ оснащены средствами 1Т и отремонтировано 2 тыс. школьных классов [15].

Проблемы довузовского образования в Египте

Проводимая в Египте реформа школьного образования довольно широко обсуждается как в научной литературе, так и египетскими СМИ, при этом ей даются и положительные, и отрицательные оценки.

В частности, среди недостатков некоторые исследователи справедливо отмечали, что копирование «даже лучших международных образовательных практик может привести к тому, что будут упущены некоторые характеристики египетской системы образования, которые глубоко укоренились и устойчивы к изменениям. Политика часто реализуется без глубокого понимания местных условий и контекстов и в значительной степени осуществляется изолированно друг от друга» [6]. С этим утверждением трудно не согласиться, тем более, что и ряд других авторов отмечает эклектичность национальной системы школьного образования, на которую сильное влияние оказала не только французская система образования, но и английская, а в последнее время и американская.

Многие авторы справедливо указывают на значительный уровень неравенства в доступе к школьному образованию в Египте, что отмечается и экспертами ЮНЕСКО. Так, профессор экономики Тулузской школы экономики, сотрудник Института перспективных исследований в Тулузе Мохамед Салех подчеркивает, что «идеальная система должна быть открыта для всех детей, независимо от их социального происхождения. Сортировка или группировка учащихся на основе их академических способностей (например, результатов тестов) допускается только на более поздних этапах обучения» [16].

Авторы плана второго года среднесрочного плана устойчивого развития на 2018/19- 2021/22 финансовый год основные проблемы довузовского образования в Египте видят следующим образом:

• переполненность классов государственных школ (в 43% таких школ норма наполняемости классов превышена);

• отсутствие школ в ряде сельских районов (6,5% египетских деревень лишены общеобразовательных учреждений);

• высокие показатели отсева5;

б

• низкая технологическая оснащенность школ ;

• слабая материально-техническая база технических школ;

• диспропорции в развитии различных этапов школьного образования;

• низкое качество учебных программ и квалификации педагогического состава [17, с. 120].

5 Правильнее было бы говорить об уклонении детей школьного возраста от обучения. Подобная практика, детально проанализированная в работе «Неравенство возможностей в области образования в Египте: оценка воздействия» Египетского центра экономических исследований (ЕСЕБ), распространена преимущественно в деревнях и бедных городских кварталах.

6 Особую обеспокоенность вызывает не столько техническая, сколько материальная база египетского школьного образования.

К сожалению, этот список проблем школьного образования в Египте далеко не полон. К нему следует добавить существенные территориальные диспропорции в развитии образовательной системы Египта. Так, в 2019/20 учебном году при средней заполняемое™ классов в 46,3 человек в провинции Южный Синай она составляла 25,1 школьников, а в Гизе - 51,5. При среднем количестве учащихся на 1 учителя в том же году в 23 человека в провинции Новая Долина она равнялась всего в 9,3 человека, а в Гизе более чем в 4,5 раза больше - 34 [18, с. 12].

При этом особую тревогу вызывают темпы роста наполняемости классов в Египте, которая в 2015/16 учебном году составляла в среднем 42,1 школьника, а в 2019/20 - уже 46,3. За 4 года она возросла в среднем почти на 10%, причем в государственных школах рост составил 11,5% (43,4 и 48,4 ученика соответственно), а в частных - 3,4% (32,7 и 33,8 учащихся соответственно) [18, с. 11].

О серьезных территориальных диспропорциях в образовательной системе Египта свидетельствует и квалификация педагогического состава. Так, доля квалифицированных учителей в школах провинции Матрух в 2019/20 учебном году достигала 91,4%, в то время как в провинции Сохаг она составляла всего 60,3%, а в упоминавшейся выше Гизе была ненамного выше - 62,0% [18, с. 13].

Однако, безусловно, главная проблема довузовского образования в Египте состоит в его существенном недофинансировании. Планом на 2019/20 финансовый год предусматривалось увеличить инвестиции на эти цели по сравнению с предыдущим годом на 19,7 % - до 48,1 млрд египетских фунтов (что составляло на тот период почти $3 млрд), из которых 35,6 млрд или 76% составят государственные и 12,5 млрд или 24% - частные [17, с. 161]. В 2019/20 финансовом году удельный вес капиталовложений в довузовское образование планировался всего в 4,1% всех инвестиций.

Что касается бюджетных расходов на довузовское образование, то в 2019/20 финансовом году они возросли по сравнению с предыдущим годом на 8,6 % - до 81,4 млрд. египетских фунтов (более $5 млрд) или 5,2% общих бюджетных расходов [1, с. 161]. Однако при этом их соотношение с ВВП составило менее 1,5%, т.е. существенно меньше целевого уровня, определенного Конституцией.

Испытывая серьезные сложности в наращивании государственного финансирования образования, египетское правительство в последнее время взяло курс на привлечение частных инвестиций в образование, в том числе школьное. К этому процессу активно подключились не только египетские бизнесмены, но и институциональные инвесторы, в частности, крупнейший инвестиционный банк Египта EEG Hermes. В 2017 г. он учредил совместную компанию GEMS Egypt с паритетным участием с учрежденной в ОАЭ выходцами из Индии компанией GEMS, которая является быстро растущим школьным оператором в районе Ближнего Востока и Северной Африки. В настоящее время GEMS Egypt управляет и владеет 50% акций 4 школ, однако планирует создать еще более 30 школ по всему Египту, инвестировав для этого $300 млн из Египетского образовательного фонда EFG Hermes'. Активное участие в его финансировании принимает учрежденный в 2018 г. суверенный Фонд национального благосостояния Египта.

В марте 2021 г. Фонд национального благосостояния Египта и GEMS Egypt подписали меморандум о строительстве 2 больших школ на 2,5 тыс. учеников каждая в западном Каире, которые будут расположены на принадлежащих фонду земельных участках [19]. Строительство этих школ станет первыми инвестициями Египетского образовательного фонда EEG Hermes. Безусловно, такой крен в финансировании этой социальной сферы усилит неравенство возможностей в сфере образования Египта.

7 К концу первого квартала 2021 г. в него удалось собрать половину этой суммы.

Серьезной проблемой дошкольного образования в Египте остается его оторванность от потребностей рынка труда. Среди основных препятствий для экономического развития египетские предприниматели традиционно называют низкую квалификацию рабочей силы.

Вместе с тем, следует отметить, что в последние годы правительство предприняло ряд мер для решения этой проблемы. В частности, в 2006 г. постановлением министерства образования был создан Совет по производственному обучению с целью усиления координации с международными организациями среднего профессионального образования и работодателями для учета требований последних к качеству подготовки рабочей силы. Развитию этой сферы среднего образования в последнее время уделяется особое внимание.

Следует отметить, что пандемия СОУЮ-19, которая пока не повлияла существенно на систему довузовского образования в Египте из-за его сравнительно развитой по сравнению с другими африканскими странами технической базы, позволившей без большой потери качества перевести учебные занятия в дистанционный формат, уже в ближайшее время окажет заметное негативное воздействие на темпы его реформирования и решения существующих в этой сфере проблем. В первую очередь это будет обусловлено растущими сложностями финансирования этой сферы социальных услуг, главным образом, со стороны государства.

Дело в том, что относительно безболезненно как в экономическом, так и в социальном плане пройти пандемический кризис 2020 г., когда темпы роста ВВП на фоне его падения в отрицательную зону в большинстве других африканских и арабских стран составили, по данным МВФ, 3,6% [20, с. 133], стало возможным в первую очередь за счет резкого увеличения внешнего заимствования и наращивания внешнего долга, что уже в ближайшее время усилит тяжесть его обслуживания. И без существенных изменений в структуре государственных расходов со стороны министерства финансов и Национального собрания Египта, утверждающего бюджет, в пользу довузовского образования, которое и раньше недофинансировалось, можно ожидать обострения испытываемых им проблем.

Структура довузовского образования Египта

Система довузовского образования в Египте делится на четыре уровня:

- дошкольное образование в возрасте 4-5 лет {КО 1 и КО 2), носящее необязательный характер, - уровень действующей Международной стандартной классификации образования (МСКО). В 2019/20 учебном году в почти 12,5 тыс. детских садов 58,9 тыс. педагогов занимались с 1458,9 тыс. детей [1, с. 144, с. 152], что составляло менее 25% детей соответствующего возраста;

- начальное школьное образование осуществляется в возрасте от 6 до 12 лет (с 1-го по 6-й классы - уровень 1 МСКО). Первые два года начального образования посвящены обучению чтению и письму; затем в программу добавляется математика, естественные науки, английский язык, религиоведение, обществознание, искусство, музыка, сельское хозяйство и домоводство. Обучение в 6-м классе завершается выпускным экзаменом. Начальное образование в 2019/20 учебном году 440,6 тыс. учителей в 19,0 тыс. школах давали 12820,3 тыс. учащимся [1, с. 144, с. 152];

- неполное среднее образование в возрасте от 12 до 15 лет, носящее, как и начальное, обязательный характер (с 7-го по 9-й классы - уровень 2 МСКО). Его учебная программа включает арабский и английский языки, обществознание, математику, религиоведение, искусство, музыку, промышленное и сельскохозяйственное образование. Ученикам, завершившим этап базового обязательного образования и успешно сдавшим эк-

замены, выдается «Сертификат об основном образовании», дающий право на поступление в полную среднюю общеобразовательную или профессионально-техническую школу, или полную среднюю школу Аль-Азхар [21 ]. В 2019/20 учебном году в Египте работало 12,6 тыс. школ с неполным средним образованием, в которых 254,8 тыс. преподавателей обучали 5238,9 учеников [1, с. 144, с. 152];

- полное среднее образование в возрасте от 15-ти до 18-ти лет (с 10-го по 12-й классы - уровень 3 МСКО) не является обязательным. Школы полного среднего образования (исключая религиозные) имеют два направления: общеобразовательное и профессионально-техническое .

Общеобразовательная учебная программа обучения делится на гуманитарную и естественно-научную. Оба этих направлений включают арабский и английский языки в качестве обязательных предметов, а также физику, математику, биологию и химию (естественно-научное направление) и историю, домоводство, искусство и географию (гуманитарное направление). В число факультативных предметов, выбирающихся на основе предполагаемой специализации учащегося, входят обществознание, музыка, экология, европейские языки, философия и психология [20]. По окончании полного среднего образования учащийся обязан сдать выпускной экзамен. В 3,9 тыс. полных общеобразовательных школах в 2019/20 учебном году 106,7 тыс. преподавателей обучали 1819,5 подростков [1, с. 144, с. 152].

Профессионально-техническое среднее образование по одному из 4-х направлений: сельскохозяйственному, промышленному, коммерческому или гостиничному, которое египетская статистика включает в коммерческое, (наиболее популярным из них является промышленное, немного ему уступает коммерческое, а сельскохозяйственное с большим отрывом замыкает этот список) осуществляется по 3-х или 5-ти летним программам. Оно включает в себя предметы общеобразовательной программы полного среднего образования, однако основное время уделяется изучению области специализации. Студенты, успешно заканчивающие 3-х летнюю программу обучения и сдавшие экзамены, получают диплом о среднем техническом образовании, дающий право на дальнейшее образование в техническом институте. Диплом о высшем техническом образовании, выдаваемый после 5-ти лет обучения, открывает возможность поступления в университеты или высшие учебные заведения в области, связанной со специализацией учащегося. Особой популярностью система среднего профессионального образования пользуется среди наименее обеспеченных подростков.

В 2018/19 учебном году в системе среднего образования (неполного и полного) в Египте обучалось 8,9 млн учащихся, что составляло 82,5% подростков соответствующей возрастной группы [11]. Таким образом в отличии от начальной школы, которую в Египте посещают практически все дети, существенная часть подростков не продолжает образование, а выходит на рынок труда.

На всех этапах довузовского образования в Египте доминируют государственные учебные заведения, образование в которых осуществляется совместно, при этом учащиеся обеспечиваются бесплатным питанием. Частный сектор шире всего представлен в полном среднем общеобразовательном сегменте (37,5% подобных школ в 2019/20 учебном году и 16,0% учащихся). В коммерческом направлении полного профессионального среднего образования эти цифры составляли соответственно 23,4% и 22,0%), в дошкольном образовании - 20,4% и 24,7%, незаконченном среднем - 15,7% и 7,7%, начальной школе - 12,2% и 9,9% и промышленном направлении полного профессионального среднего образования - 0,6% и 0,2% [1, с. 148].

Помимо государственных и частных школ, преподавание в которых ведется по национальным программам, широкое распространение в Египте получили международные школы, которые помимо национального сертификата об образовании, выдают и

иностранный. По данным ВБ, в 2018 г. в Египте насчитывалось около 200 международных школ, выдававших также британский, американский, французский и немецкий сертификаты о школьном образовании.

Кроме того, после визита президента АРЕ ас-Сиси в 2016 г. в Японию и посещения им местной школы с 2018 г. активно развивается египетско-японское сотрудничество в сфере школьного образования, финансируемое за счет льготного кредита в $180 млн, в результате которого в 2018/19 учебном году было открыто уже 35 египетско-японских школ с невысокой оплатой, ориентированных преимущественно на средний класс [11]. В сообщении министерства образования отмечалось, что в 2021/22 учебном году будет работать еже 48 египетско-японских школ [22].

Существуют в Египте и образовательные центры (4 - в Хургаде и 1 - в Шарм аш-Шейхе, в которых сложилась российская колония, ориентированная на обслуживании туристов), ведущие образование по российским программам, однако они не имеют права на выдачу аттестатов и проведение ОГЭ и ЕГЭ. Официально большинство учащихся этих центров прикреплены к школе при посольстве РФ в АРЕ, преподаватели из которой дважды в год приезжают для контроля знаний, а ОГЭ и ЕГЭ они сдают в посольской школе. Ряд учащихся этих центров прикреплен к московским и санкт-петербургским школам и сдают экзамены два раза в год по интернету.

Наряду с российскими и иными образовательными центрами, в Египте первоначально вне юрисдикции министерства образования находилась и система муниципального образования, возникшая в 1970-х годах в основном в отдаленных сельских поселениях. В 1993 г. была предпринята вторая, более удачная попытка развития муниципальной образовательной системы, поддержанная Чрезвычайным фондом защиты детей ООН (ЮНИСЕФ), запустившим программу строительства 300 общинных школ в трех провинциях Верхнего Египта. Эти школы создавались решением общин, которые ими и управляли. Учебная программа и часы работы этих школ, состоящих из единственного классного помещения, также определялись общинами в соответствии с местными условиями [23]. Более 10 лет назад все муниципальные школы, число которых в 2019/20 учебном году возросло до 4 995 и в которых обучалось 133,7 тыс. учеников [1, с. 144], перешли в ведение министерства образования АРЕ.

* * *

Подводя итоги анализа системы довузовского образования в Египте на рубеже 1020-х годов XXI в. отметим, что ее развитие с 2014 г. происходило в основном за счет экстенсивного расширения вслед за ростом численности населения и, соответственно, детей школьного возраста, а не повышения качественных показателей. Главной причиной этого являлось ее существенное недофинансирование.

Основным отличием современной египетской системы довузовского образования является ее противоречивость, проявляющаяся в неравномерности размещения ее географической структуры, диспропорциях в развитии ее отдельных этапов и направлений (ощущается нехватка квалифицированных специалистов, подготавливаемых учебными заведениями СПО), растущем неравенстве в доступе к образованию, в том, что на фоне аутсайдерских позиций в международных сравнительных исследованиях грамотности чтения в начальной школе (PIRLS) и качества математического и естественно-научного образования в начальной и средней школе (TIMSS) египетские школьники в 2021 г. были в числе победителей проводимой в США для подростков 14-18 лет Международной научно-технической ярмарки Regeneron International Science and Engineering Fair*.

8 Regeneren ISEF - Всемирный смотр-конкурс научных и инженерных достижений школьников, ежегодно проходит в США и координируется авторитетной некоммерческой организацией Science Ser\>ice.

Источники

1. Egypt in Figures - Education 2021. https://www.arabdevelopmentportal.com/sites/default/ files/publication/ 202141812710education.pdf (дата обращения 28.07.2021)

2. Конституция Арабской Республики Египет, 1971. https://worldconstitutions.ru/?p=61 (дата обращения 2.08.2021)

3. Constitution of The Arab Republic of Egypt, 2014. https://www.sis.gov.eg/ Newvr/Dustor-en001.pdf (дата обращения 2.08.2021)

4. Reem Leila. 2019: The year of education. https://english.ahram.org.eg/NewsContent/50/ 1201/358296/AlAhram-Weekly/Egypt/-The-year-of-education.aspx (дата обращения 9.08.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. National Strategic Plan For Pre-University Education Reform In Egypt 2007/08 - 2011/12. https://planipolis.iiep.unesco.org/sites/default/files/ressources/egyptstrategicplanpre-universityeducation.pdf (дата обращения 5.08.2021)

6. Sara Taraman. Education Reform in Egypt: Is it enough to transfer "International Best Practices"? https://aps.aucegypt.edu/en/articles/100/education-reform-in-egypt-is-it-enough-to-trans-fer-international-best-practices (дата обращения 16.08.2021)

7. Supporting Egypt Education Reform Project, https://projects.worldbank.org/en/ projects-operations/project-detail/P157809?lang=en&tab=overviewHa (дата обращения 2.08.2021)

8. Shaking up Egypt's public education system, https://blogs.worldbank.org/education/ shaking-egypts-public-education-system (дата обращения 11.08.2021)

9. Implementation Status & Results Report, https://documentsl.worldbank.org/curated/en/ 265091626795760379/ pdf/ Disclosable-Version-of-the-ISR-Supporting-Egypt-Education-Reform-Project-P157809-Sequence-No-07.pdf (дата обращения 10.08.2021)

10. Egypt's Long Road to Education Reform, https://timep.org/commentary/analysis/egypts-long-road-to-education-reform/ (дата обращения 16.08.2021)

11. How will Egypt reform its education system? https://oxfordbusinessgroup.com/ overview/ forging-ahead-new-reforms-investment-and-initiatives-are-aimed-fixing-ongoing-problems-and (дата обращения 18.08.2021)

12. The Road Not Traveled Education Reform in the Middle East and North Africa. https://open-knowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/6303/467890PUB0Box31DUlFlagshiplFulllENG. pdf?sequence=l&isAllowed=y (дата обращения 10.08.2021)

13. Amr Emam. Egypt's new education system to focus on technology, research. The Arab Weekly, 23.06.2018. https://thearabweekly.com/egypts-new-education-system-focus-technology-research (дата обращения 18.08.2021)

14. Абрамова И.О., Поликанов Д.В., Фитуни JI.JI. Интернет, трансформация обществ и сетевые войны. Российские стратегические исследования. М., 2002, с. 136-150.

15. Education 2.0: A Vision for Educational Transformation in Egypt, https://src.gse. harvard. edu/education-20-vision-educational-transformation-egypt (дата обращения 20.08.2021)

16. Mohamed Saleh. How Fair is Egypt's Education System? https://aps.aucegypt.edu/en/ articles/109/how-fair-is-egypts-education-system (дата обращения 18.08.2021)

17. План второго года (2019/20) среднесрочного плана устойчивого развития на 2018/192021/22 гг. (на арабском языке). https://mped.gov.eg/AdminPanel/ sharedFiles/c8bffbe2-c3ca-48cc-aca8-99abff39dd54_Plan%2019-2020%20Final%20Full%20 Version.pdf (дата обращения 27.07. 2021)

18. The Egyptian Center for Economic Studies (ECES). Inequality of Education Opportunities in Egypt: Impact Evaluation, http://www.eces.org.eg/ PublicationsDetails? Lang=EN&C=12&T= 1&ID= 1287&Inequality-of-Education-Opportunities-in-Egypt:-Impact-Evaluation (дата обращения 11.08. 2021)

19. Egypt's Sovereign Fund subscribes to EFG Hermes' Education Fund, partners up with GEMS to launch 2 Schools western Cairo.https://www.egypttoday.com/ Article/3/100376/ Egypt-s-Sovereign-Fund-subscribes-to-EFG-Hermes'-Education-Fund (дата обращения 13.08. 2021)

20. World Economic Outlook, Managing Divergent Recoveries, Full text, April 2021.

21. K-12 Education System, .https://www.egvpteducation.info/k-12/egypt-k-12-education-system. html (дата обращения 13.08. 2021)

22. «Education» announces jobs in Egyptian-Japanese schools for the academic year 2021/2022. https://moe.gov.eg/en/what-s-on/news/jobs-japanese/ (дата обращения 24.08.2021)

23. Community schools in Egypt: lessons on what works, and what doesn't. https://theconver-sation.com/ community-schools-in-egypt-lessons-on-what-works-and-what-doesnt-101125 (дата обращения 25.08.2021)

PRE-UNIVERSITY EDUCATION IN EGYPT AT THE TURN OF THE SECOND AND THIRD DECADES OF THE XXI CENTURY

© 2021 Sergey Volkov

VOLKOV Sergey N., PhD (Economics), Senior Research Fellow, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences. Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka str., 30/1, e-mail: sergey.n.volkov@outlook.com

Abstract. The author analyzes the system of pre-university education in Eg\>pt, which the Constitution of 2014 undertakes to raise to the «international level». To this end, the government has been reforming it since 2017, which is partly financed by a loan from the World Bank. The main directions of the reform include improving preschool education, improving the qualifications of teachers, changing the system of assessing students' knowledge and strengthening the technical base of schools and colleges.

Despite the first successes of pre-university education reform, it is still expanding mainly extensively, without significantly improving the quality of education of Egyptian students. The reason for this lies in the significant lack of public investment, which the government is trying to compensate by attracting private business, both national and international, to this area. However, this leads to increased inequality in access to education. In addition, even taking into account private investments, the amount of funding for pre-university education is still far from the 4% of GDP provided for by the Constitution.

The main problems of pre-university education continue to be the unsatisfactory average level of qualification of Egyptian teachers, mainly due to their low wages, a large number ofpupils in classes, as well as the weak material and technical base of schools and colleges. There are also significant differences in the territorial development of pre-university education in Egypt, as well as between its various stages and directions. Egyptian business continues to experience a shortage of qualified graduates of the secondary vocational education system, despite certain successes achieved in its development in recent years.

Keywords: Egypt, pre-university education, problems, reform, investment

DOI: 10.31132/2412-5717-2021-57-4-102-114

References

Abramova I.O., Polikanov D.V., Fituni L.L. Internet, transformation of societies and network wars. Russian Strategic Studies. Moscow, 2002, pp. 136-150.

Amr Emam. Egypt's new education system to focus on technology, research. The Arab Weekly. 23.06.2018. https://thearabweekly.com/egypts-new-education-system-focus-technology-research (accessed 18.08.2021)

Community schools in Egypt: lessons on what works, and what doesn't. https://theconversation. com/community-schools-in-egypt-lessons-on-what-works-and-what-doesnt-101125 (accessed 25.08. 2021)

Constitution of The Arab Republic of Egypt, 2014. https://www.sis.gov.eg/Newvr/Dustor-en001. pdf (accessed 2.08.2021)

Education 2.0: A Vision for Educational Transformation in Egypt, https://src.gse.harvard.edu/ education-20-vision-educational-transformation-egypt (accessed 20.08.2021)

«Education» jobs in Egyptian-Iapanese schools for the academic year 2021/2022. https://moe.gov. eg/en/what-s-on/news/jobs-japanese/ (accessed 24.08.2021)

Egypt in Figures - Education 2021. https://www.arabdevelopmentportal.com/ sites/default/files/ publication/20214181271 Oeducation.pdf (accessed 28.07.2021)

Egypt's Long Road to Education Reform, https://timep.org/commentary/analysis/ egypts-long-road-to-education-reform/ (accessed 16.08.2021)

Egypt's Sovereign Fund subscribes to EFG Hermes' Education Fund, partners up with GEMS to launch 2 Schools western Cairo, https://www.egypttoday.com/ Article/3/100376/ Egypt-s-Sovereign-Fund-subscribes-to-EFG-Hermes'-Education-Fund (accessed 13.08. 2021)

How will Egypt reform its education system? https://oxfordbusinessgroup.com/ overview/forging-ahead-new-reforms-investment-and-initiatives-are-aimed-fixing-ongoing-problems-and (accessed 18.08.2021)

Implementation Status & Results Report, https://documents1.worldbank.org/curated/en/2650 91626795760379/pdf/Disclosable-Version-of-the-ISR-Supporting-Egypt-Education-Reform-Project-P157809-Sequence-No-07.pdf (accessed 10.08.2021)

K-12 Education System, https://www.egypteducation.info/k-12/egypt-k-12-education-system.html (accessed 13.08. 2021)

Konstitucija Arabskoj Respubliki Egipet, 1971. (Constitution of the Arab Republic of Egypt, 1971) https://worldconstitutions.ru/?p=61 (accessed 2.08.2021)

Mohamed Saleh. How Fair is Egypt's Education System? https://aps.aucegypt.edu/en/articles/ 109/how-fair-is-egypts-education-system (accessed 18.08.2021)

National Strategic Plan For Pre-University Education Reform In Egypt 2007/08 - 2011/12. https://planipolis.iiep.unesco.org/sites/default/files/ressources/egyptstrategicplanpre-universityedu-cation.pdf (accessed 5.08.2021)

Plan vtorogo goda (2019/20) srednesrochnogo plana ustojchivogo razvitija na 2018/19 -2021/22 g.g. (The program of the second (2019/2020) year of the medium-term plan for sustainable development in 2018/19 - 2021/22) (in Arabic). https://mped.gov.eg/AdminPanel/sharedFiles/ c8bffbe2-c3ca-48cc-aca8-99abff39dd54_Plan%2019-2020%20Final%20Full%20Version.pdf (accessed 27.07.2021)

Reem Leila. 2019: The year of education. https://english.ahram.org.eg/NewsContent/50/1201/ 358296/AlAhram-Weekly/Egypt/-The-year-of-education.aspx (accessed 9.08.2021)

Sara Taraman. Education Reform in Egypt: Is it enough to transfer "International Best Practices"? https://aps.aucegypt.edu/en/articles/100/education-reform-in-egypt-is-it-enough-to-transfer-inter-national-best-practices (accessed 16.08.2021)

Shaking up Egypt's public education system, https://blogs.worldbank.org/education/shaking-egypts-public-education-system (accessed 11.08.2021)

Supporting Egypt Education Reform Project, https://prqjects.worldbank.org/en/projects-opera-tions/project-detail/P157809?lang=en&tab=overviewHa (accessed 2.08.2021)

The Egyptian Center for Economic Studies (ECES). Inequality of Education Opportunities in Egypt: Impact Evaluation, http://www.eces.org.eg/ PublicationsDetails? Lang=EN&C=12&T= 1&ID= 1287&lnequality-of-Education-Opportunities-in-Egypt:-lmpact-Evaluation (accessed 11.08. 2021)

The Road Not Traveled Education Reform in the Middle East and North Africa. https://open-knowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/6303/467890PUB0Box31 DU1 Flagshipl FulU ENG. pdf?sequence=1 &isAllowed=y (accessed 10.08.2021)

World Economic Outlook, Managing Divergent Recoveries, Full text, April 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.