2015'1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
18. Bondarenko VA, Terekhin AA. Supervision of Legislation on the organization and conduct of gambling // Law. 2011. № 7 .
19. Tellin A.D., Osipov N.V. Criminal responsibility of the organizer of illegal gambling // Law. 2012. № 8. Р. 28-32 .
20. Kapitonova A.S. The notion of an organized group // Kriminalist . 2012. № 2 (11). Р. 23-26.
(Статья сдана в редакцию 09.02.2015)
ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ КАК СПОСОБ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
TRUST MANAGEMENT OF SECURITIES AS A WAY OF COMBATING CORRUPTION
УДК 343.97
Л.Н. МЕНЯЙЛО,
кандидат политических наук (Белгородский юридический институт МВД России)
e-mail: 543375@mail .ru;
И.В.ТИЩЕНКО,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)
e-mail: tishhinkirina@ya.ru
L.N. MENYAYLO,
candidate of Political Sciences (Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia)
i.v. tischenko,
candidate of jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia)
Аннотация: в статье рассматривается одно из приоритетных направлений современной политики - противодействие коррупции в сфере государственной службы. В целях соблюдения установленных законом запретов на занятие определенными видами деятельности и в целях предотвращения конфликта интересов государственным служащим целесообразно передавать ценные бумаги в доверительное управление.
Ключевые слова: коррупция, доверительное управление, ценные бумаги, государственные служащие.
Abstract: the article deals with one of the priorities of modern politics - combating corruption in the public service. In order to comply with the law’s prohibitions on particular activities and in order to prevent conflicts of interest to civil servants is advisable to transfer the securities in trust.
Keywords: corruption, asset management, securities, government employees.
Коррупция как социальное явление возникла достаточно давно и представляет собой один из наиболее устойчивых видов отклоняющегося поведения. А в последние десятилетия эта проблема приобрела такие масштабы, что стала препятствовать эффективному социально-экономическому и общественному развитию страны, породила негативное отношение к государственным служащим, снизила авторитет государства и престиж государственной службы в глазах населения нашей страны и на международной арене. Именно поэтому разработка
единой политики в сфере противодействия коррупции является сегодня одним из приоритетных направлений реформирования системы государственной службы Российской Федерации и развития общества в целом.
В своё время Шабалин В.А. высказывал обоснованное мнение о том, что коррупция возникает в тех сферах государственного управления, где интересы частных лиц, групп пересекаются с властными функциями государственного аппарата и представляющих его должностных лиц [5, с. 27].
82
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
2015'1
Долгое время у нас в стране не было чёткого разделения между бизнесом и государственной службой, что приводило к размыванию границ между частным и государственным интересом. В результате государственные служащие различного уровня могли входить, например, в советы директоров акционерных обществ и компаний. А это, безусловно, способствовало дальнейшему разрастанию коррупционных связей и приводило к коррупционным проявлениям в деятельности государственных служащих.
На сегодняшний день учёные-правоведы и специалисты-практики склоняются к тому, что в числе основных антикоррупционных механизмов в системе государственной службы необходимо выделить институт преодоления конфликта интересов.
В принятом 27 июля 2004 г. Федеральном законе № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» под конфликтом интересов на гражданской службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации в целом, способное привести к причинению вреда этим законным интересам.
Стоит назвать и Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», где данный институт получил своё дальнейшее развитие, и нормы которого в определённом смысле являются новеллами, уточняющими понятие конфликта интересов на государственной службе. Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона под конфликтом интересов на государственной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций,
общества или государства.
Подобная норма адресована и членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, которая нашла отражение в Федеральном законе РФ от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 6). (с изм. и доп., вступившими в силу 06.08.2014).
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» члены Правительства РФ также обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства РФ находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале различных коммерческих организаций в установленном федеральным законом порядке (ст. 11).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в случае, если государственный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом стоит обратить внимание на имеющиеся различия в нормах Законов о гражданской службе и о противодействии коррупции касательно момента передачи государственными служащими имеющихся у них активов в доверительное управление.
Так, в Законе о противодействии коррупции указывается на обязанность государственных служащих передать такие бумаги в доверительное управление без каких-либо условий. Основная цель передачи - предотвращение конфликта интересов.
В то же время Закон о гражданской службе устанавливает такую обязанность гражданских служащих только при условии, если владение служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) способно привести к конфликту интересов.
Таким образом, не совсем понятно, когда гражданский служащий обязан передать ценные бумаги в доверительное управление: в любом случае при их наличии либо тогда, когда владение ценными бумагами может привести к конфликту интересов. Видимо, законодатель исходил из того, что
83
2015'1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
достоверно знать, когда может возникнуть конфликт интересов, никто не может, в любом случае должна быть достигнута главная цель - предотвратить конфликт интересов. В соответствии с этой логикой передача в доверительное управление ценных бумаг на сегодняшний день обязательна. Между тем, этот вопрос в последнее время достаточно актуален, о чём свидетельствует статья Е. Березиной в «Российской газете» от 18.02.2014 г. «Чиновники займутся бизнесом», где автор ссылается на законопроект, который приняла Госдума в первом чтении, в соответствии с которым допускается владение ценными бумагами, если нет конфликта интересов.
Стоит отметить, что в ранее действовавшем гражданском законодательстве нормы, регулирующие отношения по доверительному управлению имуществом, отсутствовали в силу того, что и необходимости в них не было, так как была иная система экономических отношений, а частная собственность отсутствовала. Само понятие «доверительного управления» очень объёмное. Оно включает в себя управление активами, недвижимостью, имуществом, денежными средствами, а также ценными бумагами. В контексте нашей статьи сосредоточим внимание на доверительном управлении ценными бумагами.
Согласно п.1 ст. 142 Гражданского кодекса РФ ценной бумагой является документ, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
Особенности осуществления доверительного управления ценными бумагами регламентируются Федеральными законами «О рынке ценных бумаг», «О банках и банковской деятельности», «Об инвестиционных фондах», «Об ипотечных ценных бумагах» и т.д. Так, в ст. 5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями от 01.10.2014 г.) под деятельностью по управлению ценными бумагами признаётся деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.
На сегодняшний день вся сложность заключается в выборе доверительного управляющего, в осуществлении контроля за
его работой, а также в выборе стратегии самим управляющим, которая приносила бы существенную прибыль. Именно поэтому доверительный управляющий должен быть профессиональным участником рынка ценных бумаг. Это требование нашло своё отражение в ст. 5, ст. 39 Закона о рынке ценных бумаг.
Безусловно, такое управление ценными бумагами имеет объективные преимущества: профессионал возьмёт на себя всю необходимую работу по совершению сделок и поиску инструментов совершения операций. При подобном управлении ценными бумагами учредитель управления должен постоянно получать информацию о совершённых операциях, а также о полученном финансовом результате.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, в соответствии со ст. 1012 ГК РФ именуется доверительным управляющим. При осуществлении своей деятельности доверительный управляющий совершает сделки от своего имени, однако он обязан указывать, что действует в качестве управляющего.
Если при совершении каких-либо сделок доверительный управляющий не указывает, что он действует в этом качестве, то в соответствии с п.3 ст.1012 ГК РФ доверительный управляющий обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом.
Конечно же, доверительное управление любыми объектами (будь то предприятие, ценные бумаги, права и т.д.) связано с определённым риском, так как полностью предугадать все движения рынка невозможно. Однако, если доверительный управляющий не проявил должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, то в соответствии со ст. 1022 ГК РФ он возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду.
Передача в доверительное управление ценных бумаг имеет определённую специфику. Так, ст. 1025 ГК РФ оговаривает возможность объединения ценных бумаг, передаваемых в доверительное управление разными людьми. Например, банки, иные кредитные организации, управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов осуществляют доверительное управление ценными бумагами, как правило, путем объединения ценных бумаг различных учредителей управления в общий фонд уп-
84
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
2015'1
равления [4, с. 251]. Для управления этими ценными бумагами вырабатывается единая стратегия, в отличие от индивидуального доверительного управления, где доверительный управляющий работает с каждым физическим или юридическим лицом индивидуально, составляя для каждого отдельный портфель.
Переданные в доверительное управление ценные бумаги, принадлежащие разным учредителям доверительного управления и объединённые в один портфель, обособляются от имущества доверительного управляющего и отражаются на отдельном балансе. Закон предусматривает обязательно письменную форму договора доверительного управления имуществом, который может быть заключён на срок не более пяти лет. Договор доверительного управления ценными бумагами считается заключенным с момента передачи их учредителем управления доверительному управляющему.
Правила осуществления доверительного управления ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги закреплены в Порядке осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, утверждённом Приказом ФСФР России от 03.04.2007 г. № 07-37/пз-н, согласно которому объектами доверительного управления могут быть ценные бумаги:
1) российских эмитентов, в том числе полученные управляющим в процессе деятельности по управлению ценными бумагами. К ним относятся акции акционерных обществ; облигации коммерческих организаций; государственные (муниципальные)облигации любых типов, за исключением тех, условия выпуска и обращения которых не допускают передачу их в доверительное управление;
2) иностранных эмитентов, законно ввезенные на территорию Российской Федерации, допущенные к обращению на её территории в соответствии с требованиями законодательства.
Не все виды ценных бумаг могут передаваться в доверительное управление. Некоторые виды неэмиссионных ценных бумаг, как пра-
вило, не могут быть объектами доверительного управления. К ним относятся простые и переводные чеки, сберегательные книжки на предъявителя, складские свидетельства любых видов (типов), а также иные товарораспорядительные ценные бумаги [2, с. 356].
В процессе осуществления доверительного управления имуществом учредителя управления доверительный управляющий имеет право совершать от своего имени следующие юридически значимые действия:
- участвовать через своих представителей в общих собраниях акционеров с правом решающего голоса;
- голосовать на общих собраниях акционеров по всем вопросам повестки дня всем пакетом переданных в доверительное управление акций;
- в соответствии с законодательством РФ об акционерных обществах предлагать вопросы в повестку дня общего собрания акционеров, выдвигать кандидатуры в органы управления;
- получать дивиденды по переданным в доверительное управление акциям с перечислением их выгодоприобретателю в порядке, предусмотренном договором;
- оформлять выписки из реестра акционеров по переданным в доверительное управление акциям и т.д.
Осуществление управления ценными бумагами и деятельность по инвестированию в них является достаточно сложной, требующей не только определённого внимания и знания, но и предполагающей наличие способности быстро ориентироваться в условиях развивающейся рыночной экономики. Именно поэтому внесение поправок и вступление их в силу могут способствовать тому, что государственные служащие будут вынуждены отвлекаться от исполнения своих прямых обязанностей, управляя активами. Между тем действующая норма закона о противодействии коррупции содержит вполне точную и определённую формулировку об обязательной передаче государственными служащими своих активов в доверительное управление без каких-либо исключений [1, с.1].
Литература
1. Березина Е. Чиновники займутся бизнесом // Интернет-портал «Российской газеты» http://www. rg.ru/2014/02/18/aktivy.html
2. Зайцев О.Р. Доверительное управление имуществом: общая характеристика // Актуальные проблемы гражданского права: сборник статей / под ред. О.Ю. Шилохвоста. - М.: Норма, 2007. Вып.11. С. 356.
3. Колодкин Л.М. Законодательство о государственной службе России и борьба с коррупцией в государственном аппарате (тезисы доклада) // Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и
85
2015'1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
организованной преступностью в сфере экономики: материалы научно-практической конференции (18-19 апреля 1995 г.). - М.: НИиРИО Московского института МВД России, 1995. Вып. 1. С. 211-217.
4. ПодсосоннаяВ.В. Обособление имущества // Объекты гражданского оборота: сборник статей / отв. ред. М.А. Рожкова. - М., 2007. С. 251-277.
5. Шабалин ВА. Бизнес и государственная коррупция // Экономическая преступность. Тезисы и материалы выступлений. - М.: Криминолог. ассоц., 1994. С. 27.
6. ЮсуповА.Л. Нарушение законодательства о противодействии коррупции как фактическое основание дисциплинарной ответственности государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности // Современные проблемы юридической науки: сборник материалов Международной научно-практической конференции 17 апреля 2013 г. - Краснодар, 2013. С. 85-90.
7. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2. № 14-ФЗ от 26 января 1996 г. (ред. 20 сентября 2014 г.).
8. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // [электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс».
9. Федеральный закон РФ от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // [электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс».
10. Приказ ФСФР РФ от 03.04.2007 г. № 07-37/пз-н « Об утверждении Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами» // [электронный ресурс] СПС «Консультант-Плюс».
References
1. Berezin E. Officials will be engaged in business // Internet-portal «Russian newspaper». http://www.
rg.ru/2014/02/18/aktivy.html
2. Zaitsev O.R. Trust property management: General characteristics // Actual problems of civil law: Collection
of articles / edited by O. Y. Northern Pintail. - M.: Norma, 2007. Vol.11. Р. 356.
3. Kolodkin L.M. The civil service Legislation of Russia and the fight against corruption in the state apparatus
(abstract) // Actual problems of fight against corruption and organized crime in the economic sphere. Materials of scientific-practical conference (April 18-19, 1995). - M:Niiro Moscow Institute of the MIA of Russia, 1995. Vol. 1. Р. 211-217.
4. Podsosonnaya V.V. Centuries of Separation of property // The objects of civil turnover: Collection of articles
/ Resp. ed M. A. Rozhkova. - M., 2007. Р. 251-277.
5. Shabalin VA. Business and government corruption // Economic crime. Abstracts and presentations. - M:
Criminologist. Assoc., 1994. Р. 27.
6. Yusupov A.L. Violation of the law on combating corruption as the actual basis of disciplinary liability of
civil servants and persons holding public positions // Modern problems of legal science: materials of International scientific-practical conference on April 17, 2013, Krasnodar, 2013. Р. 85-90.
7. The civil code of the Russian Federation. H 2. № 14-FZ of 26 January 1996 (as amended September
20, 2014).
8. Federal constitutional law of 17 December 1997 № 2-FKZ «On the government of the Russian Federation»
// [electronic resource] ATP «consultant plus».
9. Federal law of the Russian Federation dated may 8, 1994, № 3-FZ «On the status of member of the
Federation Council and the status of a Deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation» // [electronic resource] ATP «consultant plus».
10. The order of the FFMS of Russia dated 03.04.2007, № 07-37/PZ-n «On approval of the Procedure of realization of activity on securities management» // [electronic resource] ATP «consultant plus».
(Статья сдана в редакцию 09.02.2015)
86