Научная статья на тему 'Доверие в масштабе BRICS на примере Бразилии'

Доверие в масштабе BRICS на примере Бразилии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Ключевые слова
доверие — экономика — культура / BRICS / международные отношения / soft and smart power / СМИ / ИИ / ChatGPT / цифровые платформы / рейтинги / COVID‑19 / президенты Бразилии / выборы / электронное голосование / общественные организации / фавелы / trust — economy — culture / BRICS / international relations / soft and smart power / media / AI / ChatGPT / digital platforms / ratings / COVID 19 / presidents of Brazil / elections / electronic voting / public organizations / favelas

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Володина Светлана Вячеславовна

В статье приведены исторические, политические, правовые и экономические факты, взятые из открытых источников, сформировавшие специфику политического менталитета и общественного сознания в Бразилии. Они оказывают влияние на сложившуюся общность факторов, влияющих на доверие в этой стране. Бразилия является членом BRICS с высоким экономическим потенциалом роста, с одной стороны, и культурно-деловыми особенностями — с другой, что делает это государство привлекательным для исследования. Автор комплексно подходит к проблематике доверия, рассматривая доверие электората к первому лицу, уровень внедрения искусственного интеллекта и доверия к нему бразильского общества, влияние СМИ на восприятие других государств и доверие к ним. Разбирается взаимосвязь доверие — экономика — культура. Отмечается, что уровень образования населения поднимает уровень доверия в обществе. Происходит борьба за научно-технический прогресс между ведущими экономическими державами. Рассматривается применение soft and smart power как инструмента влияния или оружия массового воздействия. Анализируются предпосылки накопления потенциала доверия как необходимый элемент экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trust on the BRICS Scale as in the Case of Brazil

The paper presents historical, political, legal and economic facts taken from open sources that have formed the specifics of the political mentality and public consciousness in Brazil. They have an impact on the established community of factors affecting trust in this country. Brazil is a BRICS member with high economic growth potential, on the one hand, and cultural and business characteristics, on the other, which makes this state attractive for research. The author comprehensively approaches the issue of trust, considering the trust of the electorate in the first person, the level of implementation of artificial intelligence and trust in Brazilian society, the influence of the media on the perception of other states and trust in them. The relationship of trust — economy — culture is being analyzed. It is noted that the level of education of the population raises the level of trust in society. There is a struggle for scientific and technological progress between the leading economic powers. The use of soft and smart power as a tool of influence or a weapon of mass influence is considered. The prerequisites for the accumulation of trust potential as a necessary element of economic growth are analyzed.

Текст научной работы на тему «Доверие в масштабе BRICS на примере Бразилии»

DOI: 10.17803/1729-5920.2024.208.3.107-115

С. В. Володина

Московский государственный юридический университет

имени О.Е. Кутафина (МГЮА) г. Москва, Российская Федерация

Доверие в масштабе BRICS на примере Бразилии

Резюме. В статье приведены исторические, политические, правовые и экономические факты, взятые из открытых источников, сформировавшие специфику политического менталитета и общественного сознания в Бразилии. Они оказывают влияние на сложившуюся общность факторов, влияющих на доверие в этой стране. Бразилия является членом BRICS с высоким экономическим потенциалом роста, с одной стороны, и культурно-деловыми особенностями — с другой, что делает это государство привлекательным для исследования.

Автор комплексно подходит к проблематике доверия, рассматривая доверие электората к первому лицу, уровень внедрения искусственного интеллекта и доверия к нему бразильского общества, влияние СМИ на восприятие других государств и доверие к ним.

Разбирается взаимосвязь доверие — экономика — культура. Отмечается, что уровень образования населения поднимает уровень доверия в обществе. Происходит борьба за научно-технический прогресс между ведущими экономическими державами. Рассматривается применение soft and smart power как инструмента влияния или оружия массового воздействия. Анализируются предпосылки накопления потенциала доверия как необходимый элемент экономического роста.

Ключевые слова: доверие — экономика — культура; BRICS; международные отношения; soft and smart power; СМИ; ИИ; ChatGPT; цифровые платформы; рейтинги; COVID-19; президенты Бразилии; выборы; электронное голосование; общественные организации; фавелы

Для цитирования: Володина С. В. Доверие в масштабе BRICS на примере Бразилии. Lex russica. 2024. Т. 77. № 3. С. 107-115. DOI: 10.17803/1729-5920.2024.208.3.107-115

Svetlana V. Volodina

Kutafin Moscow State Law University (MSAL) Moscow, Russian Federation

Abstract. The paper presents historical, political, legal and economic facts taken from open sources that have formed the specifics of the political mentality and public consciousness in Brazil. They have an impact on the established community of factors affecting trust in this country. Brazil is a BRICS member with high economic growth potential, on the one hand, and cultural and business characteristics, on the other, which makes this state attractive for research.

The author comprehensively approaches the issue of trust, considering the trust of the electorate in the first person, the level of implementation of artificial intelligence and trust in Brazilian society, the influence of the media on the perception of other states and trust in them.

The relationship of trust — economy — culture is being analyzed. It is noted that the level of education of the population raises the level of trust in society. There is a struggle for scientific and technological progress between the leading economic powers. The use of soft and smart power as a tool of influence or a weapon of mass influence is considered. The prerequisites for the accumulation of trust potential as a necessary element of economic growth are analyzed.

© Володина С. В., 2024

Trust on the BRICS Scale as in the Case of Brazil

LEX RUSSCA

Keywords: trust — economy — culture; BRICS; international relations; soft and smart power; media; AI; ChatGPT; digital platforms; ratings; COVID 19; presidents of Brazil; elections; electronic voting; public organizations; favelas Cite as: Volodina SV. Trust on the BRICS Scale as in the Case of Brazil. Lexrussica. 2024;77(3):107-115. (In Russ.). DOI: 10.17803/1729-5920.2024.208.3.107-115

Введение

С 1 января 2024 г. пять приглашенных стран: Иран, Саудовская Аравия, Египет, Эфиопия и ОАЭ — стали полноправными членами BRICS. До основания содружества государств появилась аббревиатура BRIC. Бразилия, Россия, Индия, Китай — это четыре государства с самыми внушительными темпами роста экономики и формирования рынков. Помимо благозвучной очередности первых заглавных букв государств-членов, в названии также прослеживается явное сходство с английским словом brick (кирпич), что ассоциируется с ростом, строительством. В связи с расширением содружества возрастает и его роль в мире. Довольно много научных работ посвящено сравнению экономического потенциала и взаимодействию по вопросам экспорта и импорта стран, входящих в BRICS. Высокий потенциал роста в случае с странами — членами содружества говорит не о том, что они находятся в начале своего пути, а о том, что их потенциал велик и предел роста пока не прослеживается.

Бразилия сегодня пятая среди стран мира по площади и седьмая по численности населения, имеет девятую по величине номинального ВВП экономику в мире и седьмую по ВВП, рассчитанному по паритету покупательской способности, состоит в международных организациях: OOH, G20, ВТО, МЕРКОСУР, БРИКС.

На становление страны существенное влияние оказало колониальное прошлое. Бразилия была колонией Португалии с 1500 до 1822 г., когда была объявлена независимость Бразильской империи, лишь в 1889 г. Бразилия стала республикой. За всю историю страны было семь конституций. Действующая конституция 1988 г. определяет Бразилию как федеративную республику. От метрополии Бразилия заимствовала, помимо языка и религии, вектор движения и развития в духе стран Западной Европы, но со своим акцентом.

Бразильская модель федерализма — это проявления мягкой силы внутри страны ввиду разнородности экономического ландшафта. Исторический путь Бразилии давал ей возможность выбора или самоопределения, когда вставал вопрос о форме территориального устройства: изначально перевес был в сторону унитарного государства, вслед за метрополией, но определяющую роль сыграли разнородность общества, а также большие размеры страны. Не последнюю роль сыграл и сильный институт лоббизма, так как богатые регионы хотели сохранить свое экономическое превосходство и не допустить расточительства в пользу соседей.

По форме правления Бразилия — президентская республика. Главой государства и исполнительной власти и главнокомандующим является президент республики. Развитие государства, как и законодательства, регулировавшего избирательный процесс, двигалось по циклической траектории с поочередными сменами недемократических политических режимов демократическими. На определенном этапе важно было вывести выборы из статуса инструмента легитимации договоренностей политических элит штатов Сан-Паулу и Минас-Жерайс, имевших название «союз кофе с молоком»1.

К выборам в Бразилии приковано особое внимание ввиду того фактора, что голосование является обязательным для лиц от 18 до 70 лет, а также из-за высокой плотности населения, компактного проживания и активного участия НПО и НКО в жизни граждан — всё это делает электорат Бразилии весомым и бурлящим. Для укрепления доверия и развития демократии был принят Избирательный кодекс, а затем появился орган электоральной юстиции для защиты избирательных прав граждан. Следующим шагом стал переход к системе электронного голосования, которое призвано подчеркнуть прозрачность и точность процесса подсчета голосов и тем самым неоспоримость итогов выборов.

1 Do Prado Fonseca Lopes. A eleitoral no Brasil: do sistema eleitoral, da ao voto. Trabalho final — Curso de, Universidade do Legislativo Brasileiro (Unilegis) e Universidade Federal de Mato Grosso do Sul (UFMS), 2008. P. 23.

Доверие к первому лицу

«Единственный верный путь: "не очаровываться, дабы не разочаровываться"». Это имеет и прямое отношение к доверию, когда мы доверяем чрезвычайно, либо авансом в итоге мы пожинаем плоды исключительно собственной недальновидности, но стараемся переложить ответственность на объект наших надежд, что неверно. Так можно ли управлять доверием, есть ли определенные закономерности, как это можно использовать, от чего это зависит — только ли от личности или от обстоятельств времени и места? Английский экономист Джон Мейнард Кейнс сказал: «Вы не можете одновременно максимизировать свободу, справедливость и эффективность — вам придется выбирать». Исходя из этого, то, какая ценность на данный момент в приоритете у избирателя, и формирует будущую повестку правительства. Обращает на себя внимание интересная цикличность, которую можно проследить на примере избранных президентов Бразилии.

Луис Инасиу Лула да Силва является 35-м (2003-2011) и 39-м (с 2023 г. по н. в.) Президентом Бразилии от Партии трудящихся, его политической противоположностью можно назвать Жаира Болсонару, 38-го (2019-2023) Президента Бразилии, который за свою политическую карьеру успел сменить восемь политических партий. Болсонару смог привлечь к себе внимание, выступив громче всех за импичмент Дилмы Русеф, являвшейся на тот момент 37-м (2011-2016) президентом Бразилии.

Русеф, как и все президенты Бразилии, которые избирались после окончания военной диктатуры, смогла избраться на второй срок. Но допустила типичную ошибку политика: пообещала в ходе предвыборной гонки больше, чем планировала реализовывать, в связи с чем лишилась поддержки значительной части своего электората, так как после вступления в должность президента в условиях сложной экономической ситуации ей пришлось пересмотреть часть предвыборных обещаний.

Курс национальной валюты ушел в пике: за период с 1 января по 31 декабря 2015 г. «бразильский реал потерял 32,9 % своей стоимости по отношению к доллару США (в начале года за доллар давали 2,66 реала, в конце — 3,97 реала). Падение экономики по итогам 2015 г. составило 3,8 % ВВП. При этом в стране был отмечен значительный рост инфляции»2.

Можно проследить определенную взаимосвязь между экономикой и доверием. Чем устойчивее экономический рост государства, тем более общество готово авансировать доверие, и наоборот. На фоне инфляции и нереализации заявленных намерений популярность Русеф пошла на спад.

Согласно опросу общественного мнения, проведенному в октябре 2015 г., 70 % бразильцев назвали работу возглавляемого ею правительства «плохой или очень плохой». Личная деятельность Русеф на посту главы государства была удостоена еще более уничижительной оценки: ее охарактеризовали как неудовлетворительную 80,7 % граждан страны.

В итоге в течение 2015-2016 гг. Бразилию накрыла череда акций протеста с требованием импичмента президента. Собралось внушительное количество митингующих. По данным военной полиции, на улицы вышло более 3 млн человек. Эти протесты были самыми массовыми за всю историю бразильской демократической системы, после падения в 1985 г. военной диктатуры.

Импичмент Русеф породил также падение доверия к Партии трудящихся, членом которой она являлась. Эффект электоральной усталости простимулировал потребность в новом лидере с иной идеологией и повесткой, всё это оказалось благоприятной средой для появления политика популистского толка.

Болсонару в ходе своей кампании делал акцент на решении двух главных проблем бразильского общества: коррупции и криминала. Вместо ожидаемой консолидации общества поляризация стала чертой периода правления Болсонару. Президент так и не смог выстроить эффективный диалог на уровне губернаторов и мэров. И если данная ситуация может быть приемлемой в стабильный период и работать как принцип сдержек и противовесов, то в период потрясений является нелучшим способом управления, ввиду того что забирает много времени и внимания на дебаты, а для действительно важного остается не так много. Несовпадение позиций по кризисной ситуации, связанной с COVID-19 и принятием своевременных карантинных мер, выглядело как перетягивание каната. Постулат «свобода важнее жизни», с которым выступил Болсонару, в итоге сделал Бразилию лидером антирейтинга по заболеваемости среди стран Латинской Америки. Существовали и объектив-

2 URL: https://www.rbc.ru/finances/22/09/2015/56015be99a794743867942c3 (дата обращения: 20.11.2023).

Том 77 № 3 2024

да трэж

LEX RUSSICA

ные причины: концентрированность населения в крупных мегаполисах, недоступность медицины для жителей фавел3, но несвоевременность решений и внутренний разлад лишь усугубили ситуацию и раскололи общество пополам.

«По данным Бразильского института изучения общественного мнения и статистики, в декабре 2019 г. более половины опрошенных (53 %) не одобряли деятельность Болсонару на посту президента. Уровень доверия к нему упал с 55 до 49 %. В декабре 2019 г. лишь 29 % респондентов положительно оценили работу правительства Болсонару (в январе — 49 %), 31 % — удовлетворительно и 38 % — негативно. Наибольшее одобрение получила деятельность правительства в сфере общественной безопасности (50 %), самую негативную оценку — меры в сфере здравоохранения, регулирования процентных ставок и налогообложения»4.

Оптимистические ожидания того, что президент страны сможет добиться экономического подъема, к концу 2019 г. сошли на нет. «Темпы роста ВВП Бразилии в 2019 г. снизились до 1,1 % по сравнению с 1,3 % в 2017-2018 гг. Промышленное производство сократилось на 1,1 % на фоне максимального за десятилетие спада в горнодобывающей отрасли, составившего 9,7 %. Безработица достигла 11 % экономически активного населения, причем среди молодежи от 18 до 24 лет почти каждый третий не имел постоянного дохода. Инфляция выросла до 4,3 %»5.

Болсонару оказался единственным президентом, который не смог избраться на второй срок, маятник предпочтений стал неумолимо склоняться к Луле да Силва. Для бразильцев имеет большое значение личностный компонент, деловая репутация, безусловно, очень важна, это совокупность поступков и принятых решений в прошлом и настоящем, по которым мы прогнозируем будущее с этим человеком, понимаем, можем ли мы ему доверять. Например, в Бразилии с 2010 г. действует закон о «безупречной репутации», в котором гово-

рится: «...кандидат, который был ранее отстранен от должности, либо осужден коллективным органом, либо подал в отставку с целью уйти от отстранения, не имеет права выдвигаться на выборах в течение восьми лет»6.

На первый план этой предвыборной гонки обещаний вышла содержательная составляющая, назрела необходимость выработать альтернативные пути дальнейшего экономического и социального развития. «Я буду счастлив, если каждый бразилец будет питаться трижды в день», — этот лозунг привел Лулу к победе дважды: в 2002 г. и на последних выборах, что может свидетельствовать о том, что эта проблематика и спустя 20 лет остается для бразильского общества актуальной. Так же как коррупция и криминал, бедность и голод остаются традиционными темами на повестке, факторами, которые затормаживают дальнейшее развитие государства.

Феноменом политической культуры Бразилии является коррупция, которая имеет глубокие исторические корни. Единственный способ борьбы с этим негативным проявлением — развитие гражданского общества, слаженная работа демократических институтов. Именно эволюционным последовательным путем, а не с помощью заимствования чужих моделей.

Доверие рождается там, где есть прозрачность, соблюдение норм, правил и сроков, когда мы получаем в итоге то, что прогнозировалось ранее, — это отсутствие двойных стандартов. Так, для поддержания доверия среди гражданского общества к деятельности государственных органов работает «правительственный портал, направленный на поддержание прозрачности правительственных расходов Федерального правительства Бразилии. На этом портале публикуется список всех расходов и денежных переводов, сделанных Федеральным правительством»7.

Доступ общественности к информации о деятельности государственных структур и

Фавелы — трущобы в городах Бразилии с высоким уровнем преступности.

38 % consideram administrado de Bolsonaro ruim ou pessima // URL: https://www.ibopeinteligencia.com/noticias-e-pesquisas/38-consideram-administracao-de-bolsonaro-ruim-ou-pessima/ (дата обращения: 20.11.2023).

Brazil: Macroeconomic Monitor and Reform Agenda // Ministerio da Economia. 02.11.2020. URL: https:// www.gov.br/economia/pt-br/centrais-de-conteudo/publicacoes/publicacoes-em-outros-idiomas/brazil-macroeconomic-monitor-and-reform-agenda/brazil-monitor-_-feb-11-2020-_-17h20m11s.pdf/view (дата обращения: 20.11.2023).

Кобец П. Н., Клименко А. И., Бражников Д. А. Борьба с коррупцией в Бразилии: опыт и проблемы // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 5. С. 97-102.

Portal da Transparencia. URL: http://www.portaltransparencia.gov.br (дата обращения: 20.11.2023).

3

4

5

6

7

гражданский контроль осуществимы лишь в ситуации, когда гражданское общество является зрелым и использует данные возможности грамотно. В Бразилии довольно-таки трепетное отношение к демократии в связи с колониальным и впоследствии авторитарным прошлым. Президент Бразилии (1995-2003) Фернанду Энрики Кардозу назвал приверженность демократии частью бразильской цивилизации.

Предвыборная речь Лулы явила собой настоящую программу, самое интересное в ней то, что был сделан акцент на международной составляющей, а именно на создании условий для восстановления доверия к Бразилии как к деловому партнеру, как к культурному и туристическому центру притяжения. Подрыв доверия внутри страны заставляет граждан отделяться и отворачивает их от общественной жизни в сторону личных интересов, разобщенность не способствует продвижению государства на внешней арене, делает его слабым и уязвимым.

Мосты доверия

В бразильском обществе прослеживается склонность к образованию коалиций между политическими и деловыми сферами, основной целью которых является извлечение выгоды. Представители данных коалиций формируют элиты бразильского общества, доверие к ним в восприятии граждан довольно низкое, что затормаживает многие области деятельности. Элиты не хотят работать с теми, кому они не могут доверять, с одной стороны, с другой — общество не доверяет данного рода коалиционно-родственным формированиям во власти. Хотя на уровне граждан также поддерживается самый высокий уровень доверия именно к родственным отношениям и личным контактам.

Население Бразилии отличается разнообразием расового и этнического состава (полиэтническое государство). Основной проблемой остается диспропорция в уровне жизни. К сожалению, даже выбранный путь модернизации смог породить лишь процветание меньшинства на фоне маргинализированного большинства. Безусловно, многолетняя невозможность решить один из основополагающих вопросов социального неравенства не приводит к росту

доверия населения по отношению к избранной власти. Политика односторонней ориентации на привилегированные слои населения и автоматическое исключение из процессов производства и потребления широких масс привела к усугублению социальных контрастов.

В связи с этим «в центре внимания находится взаимодействие государства и организаций гражданского общества, констатируются угрозы "филантропизации" социальной сферы, отмечается растущая роль бразильских НКО и НПО в преодолении таких серьезных проблем, как бедность и социальное неравенство»8.

В Бразилии гражданское общество берет свои истоки в католической благотворительности, до сих пор влияние церкви в Бразилии велико, по вероисповеданию большинство являются католиками, что делает Бразилию страной с самым многочисленным католическим населением в мире. Именно представители католической церкви первыми приняли решение начать работать и оказывать точечную социальную помощь жителями фавел, чтобы не допустить распространения коммунистической идеологии.

Таким образом, появилась необходимая прослойка между государством и обществом — те, кому могли бы доверять и на кого могли бы опираться. Именно церковь на том этапе стала связующим звеном между органами власти и фавелами.

В течение 1980-х гг., в период демократического транзита, в гражданском обществе Бразилии окончательно формируются либерально-социальные ассоциации и фонды, которые берут на себя часть делегированного им функционала, становясь теми самыми активными участниками и партнерами государства по социальной проблематике.

Развитие современного государства определяется уровнем культуры граждан, очевидной становится взаимосвязь: культура — экономика — доверие. Скачок в экономическом развитии наступает после накопления доверия внутри общества, снижается сила трения, отходят на второй план дополнительные гарантии по взятым обязательствам, что ускоряет процессы экономической деятельности. Одним из первых описал взаимосвязь доверия и экономики американский экономист Мансур Олсон. Доверие порождает экономический рост, а что

8 Кузнецова В. А. Деятельность организаций гражданского общества Бразилии в социальной сфере // Общество XXI века. 2023. № 9. С. 83-97.

Том 77 № 3 2024

да теш 1И

LEX IPS»

тогда порождает доверие? Много факторов способствует зарождению и укреплению доверия, в их числе культура и образование.

Действительно, в последнее время особое внимание уделяется образованию, это общий тренд во многих странах, в том числе в государствах содружества BRICS. Экономика Бразилии с трудом старается войти в прежнюю колею после мирового финансового кризиса 2014 г. и кризиса 2020-2021 гг., вызванного пандемией COVID-19. Опорными точками в этом движении становится образовательное, научно-техническое и гуманитарное сотрудничество через международные кооперации с развитыми странами. По состоянию на 2020 г. 89 159 бразильских студентов обучались в зарубежных высших учебных заведениях Германии, Франции, Испании и др.9 Не менее 10 лет может потребоваться для продвижения социального капитала, нужно помнить и о том, что он подвижен.

Влияние СМИ на формирование доверительных отношений между странами

«Четвертая власть» — этот термин впервые употребил Томас Карлейль, британский писатель, публицист. Сейчас мы используем этот термин в отношении СМИ, подчеркивая то, какой властью над созданием общественного мнения они обладают. Ввиду того что сейчас на первый план выходит международная повестка, влияние СМИ становится еще глобальнее. Теперь это не просто формирование общественного мнения по внутренним вопросам политики, экономики, безопасности и т.д., с помощью «четвертой власти» можно «программировать» общество другого государства против своего зарубежного соседа.

Особенно просто это сделать в том случае, если никакой иной информации нет, поэтому сейчас на первый план выходит политика открытости и продвижения soft power или smart power. Не принуждай, а вовлекай, не навязывай, а информируй — эти выражения могли бы стать девизом soft and smart power. Именно язык и культура страны — это и есть soft power, играющая знаковую роль в вопросах международных отношений, оказывая внушительное косвенное влияние на мировую политику и бизнес-сферу.

По этому пути первыми пошли страны англосаксонской группы, сейчас успешно к этой гонке присоединился Китай. Они работают по принципу: не жди, когда кто-то начнет говорить о тебе, начни сам: презентуй, рекламируй, приглашай, показывай, обучай, вовлекай! И это дает свои позитивные результаты.

Когда мы говорим о стратегическом партнерстве, мы подразумеваем «игру вдолгую», а значит, хорошей деловой коммуникации между лидерами двух стран может оказаться недостаточно, необходимо сформировать образ государства в глазах граждан и делового сообщества обеих стран, ведь без взаимного интереса и доверия невозможно выстраивать деловой диалог и развиваться совместно.

Для анализа важно обратить внимание на информационную подачу и выбор тематик о России бразильскими СМИ. Очевидно, что больший процент информации во всех странах охватывают внутренние новости, раздел международных новостей у каждого государства формируется по принципу: о партнерах (с кем взаимодействуем), либо о конкурентах (на кого равняемся), либо о тех, с кем есть непреодолимые разногласия (вопросы безопасности, спорные территории).

В новостной ленте бразильских изданий не так часто фигурируют новости о России. Импульс к изменению этой ситуации был дан В. В. Путиным на «Валдае». После его выступления ведущие бразильские СМИ процитировали речь президента России.

Издание Brasil de Fato поместило в заголовок статьи выдержку из речи Путина: «Вес Бразилии при принятии решений в международной повестке должен возрасти».

Новостной интернет-портал Opera Mundi также привел фразу из выступления российского президента: «Бразилия в Латинской Америке — население огромное, рост влияния колоссальный».

Издание Vermelho начало статью о речи Путина предложением: «Бразилия обрела союзника, который разделяет наше убеждение в необходимости увеличения числа постоянных мест в Совете Безопасности ООН. Реформирование Совета Безопасности ООН является одной из наиболее важных задач, стоящих перед Президентом Бразилии Луисом Инасиу Лулой да Силвой, и в этом контексте внешне-

9 Global Flow of Tertiary-Level Students: Brazil // UNESCO Institute for Statistics. 2020. URL: http://uis.unesco. org/en/uis-student-flow (дата обращения: 20.11.2023).

политические устремления Москвы и Бразилии созвучны»10.

В свою очередь, Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва подверг критике практику односторонних санкций в отношении России, а также заявил о недееспособности ООН в процессе урегулирования международных конфликтов. Высказывания прозвучали в ходе выступления президента южноамериканской страны на Генеральной ассамблее ООН в Нью-Йорке.

Несмотря на то что отношения между нашими странами имеют продолжительную историю (например, дипломатические взаимоотношения России и Бразилии можно разделить на несколько этапов: с 1828 до 1917 г., с 1945 до 1947 г., с 1961 г. по настоящее время), мы пока не вышли на необходимый уровень доверительного взаимодействия.

Проанализировав материалы бразильских СМИ о России, можно заключить, что наше партнерство на данном этапе является не стратегическим, а ситуационным, т.е. только в случае совпадения позиций происходят толчкообразные движения навстречу друг другу, с последующим откатом назад. Подтверждением этому является экономическая сторона вопроса: так, основными торговыми партнерами Бразилии являются: «Китай — 25 %, США — 15 %, Аргентина — 5 %, Германия — 4 %, Нидерланды — 3 %, Япония — 2 %, Россия — 1 %, прочие страны — 45 %»11. Примерно так же дело обстоит дело и с научно-техническим и образовательным обменом между нашими странами. Можно предположить, что всему виной логистика и территориальная удаленность, если бы не тот фактор, что Китай в торговых отношениях с Бразилией опередил США.

На первый план сейчас выходит на международном уровне не только правительственный диалог, а вовлеченность бизнес-сообщества, представителей культуры в кросскультурный обмен и совместные проекты. Без созаинте-ресованности и созависимости ни о каком стратегическом партнерстве не может идти речь.

Прогресс как драйвер доверия

Сегодня государства, претендующие на мировое признание в качестве лидеров, допущенных к формированию международной повестки, не могут себе позволить оперировать очевидными фактами вроде размера территории или численности населения, на первый план выходит способность воспринимать и генерировать научно-технический прогресс. Ставшая крылатой фраза «Кто владеет информацией, владеет миром», произнесенная Натаном Ротшильдом во времена Наполеона, актуальна и по сей день, но если говорить об обозримом будущем, то лучше перефразировать: «Кто владеет технологией — владеет миром!»

С одной стороны, на технологии сейчас возлагаются большие надежды в вопросах помощи в обеспечении демократии, социального и экономического благополучия населения и безопасности, с другой стороны, есть ряд совершенно справедливых опасений. Общество и представители научного сообщества поделились на два фронта, но, пока между ними не утихает полемика, наука не должна стоять на месте!

«Растущее признание Интернета как главной инфраструктуры, обеспечивающей экономическую и социальную сторону жизни, в последние годы привлекло особое внимание к вопросам, связанным с его управлением»12. Своевременное внимание к интернет-пространству обусловлено ежедневно растущим количеством активных пользователей: по состоянию на 2022 г. доступ в Интернет имели 70 % граждан Бразилии.

Цифровые платформы с их агрегаторами и рейтингами становятся новыми институтами, которым доверяют. Это новая форма доверия — доверие к неизвестному. Безусловно, период самоизоляции подтолкнул в цифровое пространство практически каждого, не делая существенных различий по возрасту и профессии. Но секрет доверия к цифровым платформам кроется не столько в распространенности, сколько в вовлеченности в процесс. Убежденность, что агрегатор сработал верно, базиру-

10 URL: https://rg.ru/2023/10/06/smi-brazilii-otmetili-slova-putina-na-valdae-o-rastushchej-roli-ih-strany-v-mire.html (дата обращения: 20.11.2023).

11 Brazil trade balance, exports and imports 2019 // World Integrated Trade Solution. URL: https://wits. worldbank.org/CountryProfile/en/Country/BRA/Year/LTST/TradeFlow/EXPIMP/Partner/by-country (дата обращения: 20.11.2023).

12 Косевич Е. Ю. Защита киберпространства в странах Латинской Америки // Polis. Political Studies. 2022. № 3. С. 108-123.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Том 77 № 3 2024

LEX IPS» i

да теж

ется на том, что пользователь сам вносит свой активный вклад в его работу, являясь участником составления различных рейтингов. Правительства всего мира, наблюдая этот тренд, понимают, как важно сейчас не противостоять ему, а активно в него интегрироваться, создавать сервисы (сервисные ведомства) и делать всё возможное, дабы не утратить сферу влияния. Происходит вытеснение старых форм новыми.

В 2023 г. в Бразилии проведен интересный эксперимент: по запросу члена городского совета Рамиру Росариу был разработан первый в мире законопроект, полностью написанный с помощью искусственного интеллекта ChatGPT. Данный закон «позволяет муниципалитету не взимать с налогоплательщиков плату за замену счетчиков воды в случае их кражи. Документ одобрен советом и подписан мэром»13. Интересным фактом является то, что мэр, члены горсовета и граждане узнали, что законопроект разработан искусственным интеллектом, только после его принятия.

Росарио в интервью порталу С1 заявил: « стратегия заключалась в том, чтобы не говорить никому, что это сделал искусственный интеллект». По его словам, все стали свидетелями эксперимента, и в ближайшее время благодаря искусственному интеллекту общество ждет «революция в различных областях». При этом, отметил Росариу, «политики не могут оставаться в стороне от этих изменений»14.

Еще одним шагом к технологическому будущему стало то, что Бразилия первой перешла на полностью электронное голосование. Важно отметить, как был прокомментирован этот переход и почему он произошел. Ввиду большой территории и плотности населения и по причине полномасштабной явки подсчет голосов и подведение итогов надолго затягивались, что в процессуальном плане не вызывало у электората доверия к прозрачности и точности избирательной системы.

Но несмотря на все плюсы, есть и определенное недоверие к электронному голосованию, объективными причинами которого могут выступать фактор ошибки подсчета электрон-

ными машинами результатов выборов и возможность хакерских атак. Субъективный фактор можно рассмотреть на примере выборов президента Бразилии в 2018 г., «когда путем несложных манипуляций был вызван диссонанс воли избирателя и его волеизъявления на выборах»15. Использовался ложный ассоциативный ряд: в социальных сетях распространялись изображения кандидатов с не их номером, который сохранялся в памяти у избирателя. В процессе голосования оказывалось, что под этим номером его оппонент, и голос отдан ошибочно.

Заключение

Бразилия — государство с большим экономическим потенциалом ввиду большой территории (самая большая страна Латинской Америки), плотности населения, ресурсов и т.д. Но есть и ряд проблем, которые в силу исторических, политических, культурных особенностей очень тяжело искоренимы. Речь идёт о коррупции, криминале, безработице и, как следствие, голоде. В предвыборной речи президента Бразилии сделан акцент на международную составляющую, а именно на создание условий для восстановления доверия к Бразилии как к деловому партнеру, как к культурному и туристическому центру притяжения. Тем самым происходит новое осмысление ценностей, продвижение культуры и языка страны позиционирует государство в международном пространстве, привлекаются не только туристы, но и потенциальные инвесторы. Осознание роли образования и работа над взращиванием социального и человеческого капитала ведут к росту доверия внутри страны, накопленный потенциал доверия приводит к скачку экономического роста и развития. Подводя итоги, можно отметить, что доверие пронизывает все сферы государства и общества, является пусковым механизмом в ускоренном развитии экономики, поскольку способствует снятию напряжения и устранению трений между участниками экономических отношений. Одни из первых реализовали ресурс

13 URL: https://rg.ru/v-brazilii-priniali-pervyj-v-mire-zakon-razrabotannyj-nejrosetiu.html (дата обращения: 20.12.2023).

14 URL: https://rg.ru/v-brazilii-priniali-pervyj-v-mire-zakon-razrabotannyj-nejrosetiu.html (дата обращения: 20.12.2023).

15 Старостина И. А., Старостенко М. В. Выборы федерального Президента Бразилии 2018 года: новые технологии в действии // Избирательное законодательство и практика. 2018. № 4. С. 23-27.

доверия создатели цифровых платформ с агре-гаторами и рейтингами. Используя инструмент вовлечения пользователя, они добились высо-

ких результатов доверия, зачастую иллюзия участия дает ощущение справедливости, а значит, защищенности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кобец П. Н., Клименко А. И., Бражников Д. А. Борьба с коррупцией в Бразилии: опыт и проблемы // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 5. С. 97-102.

Косевич Е. Ю. Защита киберпространства в странах Латинской Америки // Polis. Political Studies. 2022. № 3. С. 108-123.

Кузнецова В. А. Деятельность организаций гражданского общества Бразилии в социальной сфере // Общество XXI века. 2023. № 9. С. 83-97.

Старостина И. А, Старостенко М. В. Выборы федерального президента Бразилии 2018 года: новые технологии в действии // Избирательное законодательство и практика. 2018. № 4. С. 23-27.

Do Prado Fonseca Lopes. A eleitoral no Brasil: do sistema eleitoral, da ao voto. Trabalho final — Curso de, Universidade do Legislativo Brasileiro (Unilegis) e Universidade Federal de Mato Grosso do Sul (UFMS), 2008.

REFERENCES

Kobets PN, Klimenko AI, Brazhnikov DA. The fight against corruption in Brazil: Experience and challenges. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2020;5:97-102. (In Russ.).

Kosevich EYu. Protection of cyberspace in Latin America. Polis. Political Studies. 2022;3:108-123. (In Russ.). Kuznetsova VA. The activities of Brazilian civil society organizations in the social sphere. ObshchestvoXXI veka. 2023;9:83-97. (In Russ.).

Starostina IA, Starostenko MV. Brazilian Federal Presidential Election 2018: New technologies in action. Izbiratelnoe zakonodatelstvo i praktika. 2018;4:23-27. (In Russ.).

Do Prado Fonseca Lopes. A eleitoral no Brasil: do sistema eleitoral, da ao voto. Trabalho final — Curso de, Universidade do Legislativo Brasileiro (Unilegis) e Universidade Federal de Mato Grosso do Sul (UFMS); 2008.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Володина Светлана Вячеславовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

д. 9, стр. 2, Садовая-Кудринская ул., г. Москва 125993, Российская Федерация volodina_sv@inbox.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Svetlana V. Volodina, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Constitutional and Municipal Law,

Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Moscow, Russian Federation

volodina_sv@inbox.ru

Материал поступил в редакцию 10 октября 2023 г. Статья получена после рецензирования 28 декабря 2023 г. Принята к печати 12 февраля 2024 г.

Received 10.10.2023. Revised 28.12.2023. Accepted 12.02.2024.

Том ll W З 2024

LEX

fis» 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.